Научная статья на тему 'Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны'

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация (ЧС) / гражданская оборона / способы защиты от опасностей / подготовка в области гражданской обороны / emergency situation (ES) / civil defense / methods of protection against hazards / training in the field of civil defense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г. И. Сметанкина, С. А. Буданов, О. В. Дорохова

Рассматриваются основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, перечислены группы лиц, подлежащие подготовке, в области гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г. И. Сметанкина, С. А. Буданов, О. В. Дорохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TASKS OF TEACHING A POPULATION IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE

Discusses the main tasks of public education in the field of civil defense; lists groups of persons to be trained in civil defense.

Текст научной работы на тему «Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны»

районы;

12. Противопожарное обеспечение: создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны; тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

13. Защита сельскохозяйственных растений:

организация и проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных растений и продукции растениеводства на объектах сельскохозяйственного производства от последствий применения современных средств поражения; планирование и ведение фитопатологической разведки;

14. Защита сельскохозяйственных животных: организация и проведение мероприятий по защите животных и продукции животноводства на объектах сельскохозяйственного производства от последствий применения современных средств поражения; планирование и ведение ветеринарной разведки; организация наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью продуктов животноводства, кормов и воды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 октября 2017 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 г. Москва «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018).

УДК 614.8.067

Г.И. Сметанкина, С.А. Буданов, О.В. Дорохова

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Рассматриваются основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, перечислены группы лиц, подлежащие подготовке, в области гражданской обороны

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС), гражданская оборона, способы защиты от опасностей, подготовка в области гражданской обороны

G.I. Smetankina, S.A. Budanov, O. V. Dorokhova

THE MAIN TASKS OF TEACHING A POPULATION IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE

Discusses the main tasks of public education in the field of civil defense; lists groups of persons to be trained in civil defense

Keywords: emergency situation (ES), civil defense, methods of protection against hazards, training in the field of civil defense

Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются: а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах

или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Лица, подлежащие подготовке в области гражданской обороны, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);

б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее - работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований, а также преподаватели предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"; организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д)обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки);

е) неработающее население.

Подготовка населения в области гражданской обороны является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской

обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны - не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.

Таким образом, главной задачей по обучению населения является увеличение охвата и повышение эффективности его обучения путем консолидации усилий органов исполнительной власти, муниципальных образований, организаций и совершенствования системы обучения. Большой объем и сложность задач по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует к себе постоянного внимания со стороны должностных лиц и специалистов гражданской обороны и областной подсистемы РС ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 октября 2017 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 г. Москва «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018).

УДК 626/627

А.В. Смуров, А.П. Балакин

ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется свыше 65 тысяч гидротехнических сооружений (ГТС) различного класса и назначения, значительная часть которых ввиду физического износа, отсутствия своевременного профилактического ремонта, а также сокращения эксплуатационного персонала находится в предаварийном состоянии. Одной из ключевых причин сложившейся обстановки является нехватка в оснащении сооружений контрольно-измерительной аппаратуры, при том, что имеющаяся во многих случаях морально и физически устарела.

Ключевые слова: гидротехнические сооружения, чрезвычайные ситуации, безопасность, системы мониторинга.

A.V. Smurov, A.P. Balakin

MODERN TECHNOLOGIES TO ENSURE THE SAFETY OF HYDRAULIC STRUCTURES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.