Предложения по реорганизации технологии и технического обеспечения станции Н при
увеличении объемов работы
Proposals for the reorganization of technology and technical support N stations with
increased work volumes
Голеня Ю. В.
Старший преподаватель, Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения
РФ, г. Новосибирск e-mail: [email protected]
Golenya J. V.
Senior Lecturer, Siberian State University of Communications Russia, Novosibirsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье приведены результаты работы по исследованию причин задержек пассажирских поездов на станции Н. Для этого проведен факторный анализ выполненных показателей работы станции, проведены хронометражные наблюдения, выполнено моделирование поездной ситуации в виде графика-оборота, рассчитана пропускная способность горловин станции. В результате выявлен ряд технологических замечаний в работе станции, приводящих к высокой загрузке горловин, и, как следствие, к возникновению простоев пассажирских поездов. Небольшое количество задержек пассажирских поездов в настоящее время может впоследствии при увеличении пассажиропотока привести к большим простоям и финансовым потерям.
Предлагается без значительных конструктивных работ, оптимизировать использование уже имеющихся ресурсов. Изменение специализации 7 пассажирского пути и открытие 45 пути для грузового движения снизит загрузку горловин станции и позволит справиться с увеличивающимся пассажиропотоком на период проведения молодежного Чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2023 году и в последующем.
Annotation.
The article provides the results of the work on the causes of delays of passenger trains at the station N. For this purpose, a factor analysis of the performed performance of the station, carried out time-keeping observations, carried out modeling of the train situation in the form of a schedule-turn, calculated the capacity of the gorlov station. As a result, a number of technological observations in the operation of the station, leading to high loading of the neck, and, as a result, to the appearance of downtime of passenger trains. A small number of delays in passenger trains can now lead to large downtime and financial losses if passenger traffic increases.
It is proposed without significant constructive work, to optimize the use of existing resources. Changing the specialization of the 7 passenger route and opening 45 tracks for freight traffic will reduce the loading of the station's neck and will cope with the increasing passenger flow during the World Youth Ice Hockey Championship in 2023 and beyond.
Ключевые слова: пассажирские поезда, задержка пассажирского поезда, простой пассажирского поезда, пропускная способность горловины станции, пассажирская станция, диаграммы Исикавы, молодежный Чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2023 году.
Key words: passenger trains, passenger train delay, simple passenger train, station neck capacity, passenger station, Isikwa charts, 2023 World Cup of Ice Hockey.
Задержка пассажирского поезда является технологическим нарушением. Технологическое нарушение -это действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, но не повлекло за собой возникновения случая отказа в работе технического средства [1].
Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах классифицируются на транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события в соответствии с приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. №163 [2].
В работе проведено исследования причин возникновения некоторых задержек пассажирских поездов на станции Н. Станция Н в пассажирском движении объединяет 4 направления, является крупнейшей пассажирской внеклассной станцией на Транссибирской магистрали. За 2018 год пропущено более 3 тыс. транзитных пассажирских поезда без изменения веса и длины, около 6,5 тыс. транзитных пассажирских поезда с изменением веса и длины, около 4 тыс. поездов своего формирования и оборотных, а также 22,5 тыс. пары пригородных поездов.
Составив суточный план-график оборота по станции, выявлено отсутствие параллельных маневровых маршрутов при обработке двух и более пассажирских поездов прибывающих на станцию в одном временном интервале. Выполнив более детальный анализ, в частности, хронометражные наблюдения за работой, связанной с техническим осмотром поездов, определено, что на обработку некоторых категорий пассажирских поездов затрачивается больше времени, чем полагается по технологическому процессу работы станции. Факторный анализ операций показал, что основной причиной не выполнения времени затраченного на обработку двух пассажирских поездов послужила невозможность выполнения маневровых операций в нечетной горловине станции двумя маневровыми тепловозами одновременно, из-за отсутствия изолированных маршрутов.
Для исключения нарушения технологии обработки пассажирских поездов, что влечет за собой сбой в графике движения, а также для обеспечения безопасности движения при выполнении маневровых работ, при одновременном прибытии двух и более поездов в одном временном интервале с изменением массы и длины поезда, необходимо осуществлять прием одного из поездов на путь № 7 пассажирского парка, что исключит враждебность маневровых маршрутов, и обеспечит строгое выполнение всех маневровых операций по отцепке и прицепке вагонов. В настоящее время этот путь используется для пропуска транзитных грузовых поездов, близкое расположение к прибывающим пассажирским поездам на смежных путях и необходимость перехода через пути в одном уровне является потенциальной угрозой безопасности пассажиров и работников станции.
Для определения пропускной способности восточной горловины станции Н рассчитана ее загрузка. Расчет загрузки горловин участковой станции может выполняться с использованием программы СГУПС «Расчет загрузки горловины». Для расчета загрузки, горловина делится на элементы, число которых должно быть не меньше максимально возможного количества одновременно совершаемых в горловине передвижений [3], [4]. В состав каждого элемента включается группа совместно работающих стрелочных переводов, при занятии одного из которых каким-либо передвижением невозможно одновременное использование остальных стрелочных переводов этого же элемента для других передвижений. Стрелочные переводы, по которым можно одновременно осуществлять передвижения по параллельным маршрутам, должны относиться к разным элементам. Время занятия горловины передвижением по какому-либо маршруту определяется на основании фотографии рабочего времени. Оптимальное значение загрузки элементов горловины следует принимать в интервале 70% - 80%. Максимальная загрузка не должна превышать 85%. В результате получена загрузка элементов горловины: 1 элемент - 33, 27 %; 2 - 33, 19 %; 3 - 78,13 %; 4 - 73,43 %; 5 - 4,54 %; 6 - 75,49 %; 7 - 26,9 %.
Из результатов расчета загрузки нечетной горловины видно, что загрузка элементов №№ 3, 4, 6 является оптимальной, но близкой к критической. Кроме того, за счет транзитных грузовых поездов проследующих станцию по пути № 7 отсутствует возможность приема транзитных пассажирских поездов прибывающих на станцию с изменением массы и длины поезда на данный путь. В исследовании предлагается исключить проследование грузовых поездов по пути № 7 пассажирского парка, для чего необходимо пропуск данных поездов осуществлять по неиспользуемому в настоящее время пути № 45 через пути восточного парка.
Использование пути № 7 пассажирского парка для приема одного из нескольких транзитных
пассажирских поездов, прибывающих на станцию в одном временном интервале, позволит увеличить количество параллельных поездных и маневровых маршрутов в нечетной горловине, что в свою очередь обеспечит строгое выполнение технологии обработки пассажирских поездов, безопасность при производстве маневровых работ, исключит нарушение графика движения пассажирских и пригородных поездов, повысит уровень безопасности пассажиров.
Необходимо отметить, что путь № 7 согласно технико-распорядительного акта станции предназначен для приема и отправления пассажирских поездов, а так же проследования грузовых поездов. В настоящее время из-за значительного увеличения количества грузовых поездов, проследующих станцию транзитом, и отсутствия прямого прохода пассажиров на платформу из здания пассажирского вокзала, прием пассажирских поездов на данный путь не осуществляется.
Город Н выбран местом проведения молодежного Чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2023 году (далее МЧМ-2023). Проведение МЧМ-2023 - знаковое событие для жизни города, оно накладывает дополнительные обязательства на транспортную инфраструктуру по перевозке спортивных команд и болельщиков. Железнодорожная станция Н, как важнейший элемент транспортной системы города будет принимать участие в перевозке пассажиров в период проведения МЧМ-2023. Динамика пассажиропотока за период с 2016 по 2018 годы показывала уверенный рост.
« 1800000 о
жир 1750000
асс 1700000 п
сол 1650000 си
Ч 1600000 1550000 1500000
Отчет 2016 г. Отчет 2017 г. Отчет 2018 г.
Период
Рисунок 1. Динамика пассажиропотока за период с 2016 по 2018 годы
Объем роста пассажиропотока составил в среднем 4%. Учитывая ежегодное увеличение пассажиропотока, а так же проведение МЧМ - 2023 в городе Н, к 2023 году ожидается значительное увеличение пассажиропотока, что повлечет за собой увеличение количества транзитных пассажирских поездов, количества прицепляемых и отцепляемых беспересадочных вагонов. В связи с этим уже сейчас необходимо рассмотреть возможность изменения существующей технологии работы станции, а так же обеспечить безопасный проход пассажиров на платформу к поездам прибывающих и отправляющихся на (с) путь № 7.
Кластерный анализ маршрутов следования пассажирских поездов по станции Н показал, что проследование грузовых поездов с запада на восток, а так же в обратном направлении осложняет производство маневровых работ с транзитными пассажирскими поездами. Исключает прием пассажирских поездов на путь № 7 пассажирского парка, а так же исключает прием и отправление пригородных поездов южного и западного направлений на несколько путей пассажирского парка.
Предлагаемый вариант пропуска грузовых поездов предполагает, что проследование грузовых поездов по 45 пути через пути восточного парка обеспечивает беспрепятственный прием и отправление пригородных электропоездов западного и южного направлений с некоторых путей. Обеспечивает безопасность производства маневровых работ и своевременность обработки транзитных пассажирских поездов в нечетной горловине
.1
станции. Исключает враждебность маршрутов при отправлении нечетных грузовых поездов южного направления.
Для безопасного и беспрепятственного пропуска транзитных грузовых поездов по пути № 45, путь необходимо оборудовать светофорной сигнализацией, в части установки маршрутного светофора перед переездом в нечетном направлении, а так же оборудовать переезд № 2 автоматическими шлагбаумами, устройствами заграждения переездов (далее УЗП), камерами видеонаблюдения с выводом трансляции в реальном времени на монитор дежурного по железнодорожной станции.
Необходимость приема пассажирских поездов на путь № 7 пассажирского парка, потребует продления конкорса, а подготовка к МЧМ - 2023 - к установке лифтов для маломобильных пассажиров, а так же капитальный ремонт данной платформы.
Факторный анализ повышения эффективности перевозочного процесса на основе диаграммы Исикавы представлен на рисунке 2.
По данным справки - анализа по задержкам пассажирских и пригородных поездов по отправлению со станции Н за 12 месяцев 2018 года с нарушением графика движения отправлено 22 пассажирских поезда и 7 пригородных электропоездов. Общее время задержки пассажирских поездов - 8 ч 56 мин, пригородных электропоездов - 51 мин.
Расходная ставка материального ущерба принята согласно методики оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 11.05.2018 года. Расчет материальный ущерб, причиненного вследствие инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов осуществляется по формуле:
Р_з=Р_зЛпасс+Р_зЛприг (1)
где Р_3 - дифференцированный по перевозочным видам деятельности, связанный с задержками поездов по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб.;
Р_зЛпасс - составляющая штрафа связанная с задержками пассажирских поездов; Р_зЛприг - составляющая штрафа связанная с задержками пригородных пассажирских поездов. Составляющая штрафа связанная с задержками пассажирских поездов дальнего следования, определяется по формуле:
Р_зЛпасс=Р_пчЛпасс*£ , (2)
где Р_пчЛпасс - размер штрафа за 1 час простоя пассажирского поезда дальнего следования, руб./час;
1_п - продолжительность задержки п-го пассажирского поезда, задержанного в результате инцидента,
час.
Составляющая штрафа связанная с задержками пригородных поездов, определяется по формуле: Р_зЛприг=Р_пчЛприг*£ 1_к , (3)
где Р_пчЛприг - размер штрафа за 1 час простоя пригородного поезда, руб./час;
1_к - продолжительность задержки к-го пригородного поезда, задержанного в результате инцидента, час. Для определения величины штрафа, связанного с задержками поездов по формулам 1 - 3, величины размера штрафа за 1 час простоя поезда принимаются для железной дороги, в границах которой зафиксирована задержка конкретного поезда. Величины продолжительности задержки поездов должны быть приведены к единому измерителю, выраженному в часах. Приведем расчет: Р_зЛпасс=3023,79*8,9=27012,52 руб.; Р_зЛприг=4261,59*0,85=3622,35 руб.; Р_з=27012,52+3622,35=30634,87 руб.
Рисунок 2. Факторный анализ повышения эффективности перевозочного процесса на основе диаграммы
Исикавы
Данные штрафы исключаются при применении предлагаемой технологии, и несмотря на небольшую сумму, данный порядок пропуска грузовых поездов позволит исключить нарушения технологии обработки пассажирских поездов, снизит риски приема и отправления поездов с нарушением графика движения, обеспечит безопасность движения при производстве маневровых работ, повысит уровень безопасности пассажиров, а так же позволит улучшить качество обслуживания пассажиров.
В настоящее время трудно определить экономическую эффективность от внедрения данной технологии, но уже сейчас можно с уверенностью говорить о технологической и социальной эффективности. Технологическая эффективность состоит в следующем: обеспечение безопасности движения поездов; исключение нарушения технологии обработки поездов; строгое выполнение графика движения поездов; подготовка к МЧМ - 2023; приведение вокзального комплекса к нормам содержания; устранение изношенности основных фондов. Социальная эффективность от предлагаемых мероприятий: улучшение условий труда работников железных дорог; улучшение производительности труда; снижение количества жалоб (обращений) со стороны пассажиров; повышение транспортной доступности; повышение качества обслуживания пассажиров; уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Список используемой литературы:
1. Распоряжение от 19 мая 2014 г. N 1223р об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов"
2. Приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" (с изменениями и дополнениями)
3. Инструкция по расчёту наличной пропускной способности железных дорог. - М., 2010.
4. Гришкова Д. Ю. Определение коэффициента загрузки железнодорожного участка для перспективных размеров движения // Сборник статей международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2020. - С. 109-112.