Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОГНОЗА КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ БУДУЩИХ КАДРОВ КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ КОРПОРАЦИИ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОГНОЗА КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ БУДУЩИХ КАДРОВ КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ КОРПОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ / КОРПОРАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СПЕЦИАЛИТЕТ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпидевский Александр Валерьевич, Жмудь Вадим Аркадьевич

Рассмотрены возможные пути создания информационной системы для стратегического упреждающего управления компетенциями принимаемых на работу сотрудников в крупном организации или корпорации. При решении задач кадрового обеспечения крупного предприятия возникает ряд задач, которые уже невозможно решать путем размещения объявлений о поиске рабтников или путем привлечения кадровых агенств или службы занятости. Дело в том, что возможные потребности корпорации могут изменяться скачками, которые можно спрогнозировать, и к которым следует готовиться заблаговременно, тогда как возможности указанных методов кадрового обеспечения ограничены по срокам реализации, по количеству предоставляемых таким поиском кадров, и по другим параметрам. В частности, кадровое агенство может лишь анализировать резюме работников, но не несет ответственности за фактическое соответствие компетентности этих кадров их характеристикам, указанным в резюме (портфолио). Из такой системы практически исключены образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров. Также сами рабодатели исключены из процесса подготовки кадров, они не могут повлиять на квалификацию будущих специалистов, что, безусловно, не отвечает современным требованиям. Предлагаемая концепция создания информационной системы может способствовать созданию условий для целевой подготовки кадров (бакалавров, магистров, специалистов и аспиратнов). В статье дана терминология, рассмотрены основные исходные сведения для создания предварительного технического проекта на пилотную версию системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпидевский Александр Валерьевич, Жмудь Вадим Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОГНОЗА КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ БУДУЩИХ КАДРОВ КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ КОРПОРАЦИИ»

Предложения по реализации проекта информационной системы для прогноза кадровых потребностей и управления компетенциями будущих кадров крупного предприятия или корпорации

А.В. Ляпидевский1, В.А. Жмудь2

1ПАО «Новосибирский институт программных систем» Новосибирск, Россия 2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

Аннотация: Рассмотрены возможные пути создания информационной системы для стратегического упреждающего управления компетенциями принимаемых на работу сотрудников в крупном организации или корпорации. При решении задач кадрового обеспечения крупного предприятия возникает ряд задач, которые уже невозможно решать путем размещения объявлений о поиске работников или путем привлечения кадровых агентств или службы занятости. Дело в том, что возможные потребности корпорации могут изменяться скачками, которые можно спрогнозировать, и к которым следует готовиться заблаговременно, тогда как возможности указанных методов кадрового обеспечения ограничены по срокам реализации, по количеству предоставляемых таким поиском кадров, и по другим параметрам. В частности, кадровое агентство может лишь анализировать резюме работников, но не несет ответственности за фактическое соответствие компетентности этих кадров их характеристикам, указанным в резюме (портфолио). Из такой системы практически исключены образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров. Также сами работодатели исключены из процесса подготовки кадров, они не могут повлиять на квалификацию будущих специалистов, что, безусловно, не отвечает современным требованиям. Предлагаемая концепция создания информационной системы может способствовать созданию условий для целевой подготовки кадров (бакалавров, магистров, специалистов и аспирантов). В статье дана терминология, рассмотрены основные исходные сведения для создания предварительного технического проекта на пилотную версию системы.

Ключевые слова: управление кадрами, корпорация, высшее образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура, докторантура, компетенции, Федеральные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большинство предприятий для пополнения кадрового дефицита пользуется случайным поиском по знакомым, либо через объявления в СМИ, либо услугами внешних кадровых агентств (Служба занятости или коммерческие кадровые агентства).

Такой поиск недостаточно профессионален, кроме того, зачастую эти услуги излишне дороги, поскольку оплата осуществляется за каждую кандидатуру отдельно. Поиском обычно охвачены те кандидатуры, которые не смогли самостоятельно устроиться на работу вследствие разных причин, среди которых в некоторых случаях могут быть недостаточный профессионализм, сложный характер или иные особенности, нежелательные для

потенциального работодателя.

Кроме того, сами кадровые агентства набирают своих клиентов по объявлению, по сути являются посредниками между неизвестными им работниками и неизвестными им работодателями, их услуги чисто формальны, они не основаны на глубоком понимании требуемых работодателем компетенций и фактическом наличии таких компетенций у

работника. Это соответствие предположительно должен установить сам работодатель в форме собеседования.

Это формирует риск приема некомпетентных работников и риск невозможности отыскать достаточно компетентных специалистов в требуемые сроки. Эта ситуация «Как есть» создает стартовые условия для разработки информационной системы, которая могла бы содействовать управлению компетенциями кадров крупной организации или корпорации (далее - Корпорация).

Прежде, чем обсуждать возможные пути создания такой системы, следует рассмотреть терминологию, которая должна пониматься одинаково всеми участниками процесса. В следующем разделе эта терминология дается в максимально простых формулировках, стандартные формулировки можно найти с помощью поисковых систем в различных справочниках.

1. ТЕРМИНОЛОГИЯ

Укрупненная группа специальностей

(УГС) - группа специальностей в соответствии с Федеральными образовательными стандартами Высшего образования (ФГОС ВО 3++), в

шестизначном номере которой совпадают первые две цифры (от 01 до 54) [1].

Направление подготовки - название направления подготовки в соответствии с ФГОС ВО 3++, из числа стандартных названий, определяемых шестизначным числом.

Уровень подготовки - один из следующих уровней высшего образования: бакалавриат (4 года обучения), либо специалитет (5 лет обучения), либо магистратура (2 года обучения на базе бакалавриата), либо аспирантура (4 года обучения на базе магистратуры или специалитета).

Учебный план - документ на 3-4 листах, содержащий название направления, профиля и уровня подготовки, а также перечень преподаваемых дисциплин с указанием часов, зачетных единиц, видов занятий, видов контрольных испытаний и иной важной информации; утверждается образовательным учреждением (на ученом совете).

Образовательная программа (ОП) - (здесь) реализуемая образовательной организацией программа подготовки специалистов высшего образования, имеющая соответствующий набор документации, подтверждающей обеспеченность организации всем необходимым для ее реализации и фактическую ее реализацию, подтвержденную результатами экзаменов, выпускных квалификационных работ, тестированием и прочими необходимыми фактами. Организация должна иметь лицензией на образовательную деятельность по этому направлению, действующая ОП должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном законодательством [3]. Это означает, что должно быть и кадровое обеспечение, и материальное, и методическое и т.д. При отсутствии аккредитации образовательная организация не вправе выдавать дипломы об образовании, хотя может осуществлять образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии.

Обязательные дисциплины - дисциплины, обязательно присутствующие в Учебном плане данного направления подготовки (с фиксированным шестизначным номером) в соответствии с ФГОС-3++.

Вариативные дисциплины - дисциплины, выбор которых осуществляется

образовательной организацией (дисциплины по выбору ОО) или обучающимся (дисциплины по выбору обучающегося).

Профиль - (здесь) вариант (один из нескольких) учебного плана, определяемый выбором дисциплин по выбору образовательной организации.

Индивидуальная образовательная

траектория (ИОТ)- (здесь) - вариант учебного плана, определяемый выбором обучающегося в рамках данного профиля.

Сетевая форма обучения - форма обучения, при которой обучающийся часть обучения проходит на другом предприятии, образовательном или научно-производственном.

Сетевая практико-ориентированная

форма обучения - (здесь) - форма сетевого обучения, при которой обучающийся проходит на втором предприятии только практики (ознакомительную, учебную,

производственную, преддипломную или несколько видов этих практик).

Сетевая межвузовская форма обучения -(здесь) - форма сетевого обучения, при котором вторым обучающим предприятием является образовательная организация высшего образования, имеющая государственную аккредитацию по данному направлению образования.

Совместная образовательная программа (СОП) - образовательная программа для реализации ее в сетевой форме обучения, при которой любая часть обучения может быть реализована в любой из образовательных организаций; применяется для обмена студентами, преподавателями, для иных форм сотрудничества и для программ Двойного диплома.

Международная СОП - СОП, в которой одна из образовательных организация является зарубежной.

Программа двойного диплома (ПДД) -особый вид СОП, в результате реализации которой обучающийся получает диплом обоих образовательных организаций, в которых осуществлял обучение.

Международная ПДД - ПДД, в которой одна из образовательных организация является зарубежной.

Компетенции - набор знаний, навыков, умений, способностей и готовностей, приобретаемых обучающимся в результате обучения; формулируются в виде перечня того, что должен знать, уметь, быть готов делать, о чем должен иметь представление выпускник, разделяются на

ОК - общекультурные компетенции, ОПК - общепрофессиональные

компетенции, ПК - профессиональные компетенции.

Стандартные компетенции - компетенции, содержащиеся в стандарте на данное направление подготовки, имеющие

формулировку и название в соответствии с этим стандартом (ОК-1, ОК-2, ... ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ...ОПК-9). При этом профессиональные компетенции подразделяются по видам деятельности: Научно-исследовательская

деятельность (ПК-1, ПК-2, ПК-3), проектно-конструкторская деятельность (ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7), производственно-технологическая деятельность (ПК-8, ...ПК-12), монтажно-наладочная деятельность (ПК-13, ПК-14),

сервисно-эксплуатационная деятельность (ПК-15, ...ПК-18), организационно-управленческая деятельность (ПК-19, ... ПК-22).

Дополнительные компетенции -компетенции, которые образовательная организация дополнительно вводит в учебные планы по данным направлениям подготовки в соответствии с реализуемыми профилями, например, ДПК-1, ДПК-2, ДПК-3 и т.д. -дополнительные профессиональные

компетенции с номерами 1, 2, 3 и т.д.

Остаточные знания (остаточные компетенции) - фактические знания выпускника, сохранившиеся у него после окончания обучения с учетом того, что некоторые полученные сведения им забыты за время обучения вследствие того, что они не были подкреплены или востребованы в ходе дальнейшего обучения и (или) недостаточно твердо усвоены; остаточные знания проверяются тестированием.

Требуемый минимальный уровень остаточных знаний - требование, состоящее в том, чтобы обучающийся владел всеми компетенциями из перечня по данному направлению подготовки на уровне не менее чем «удовлетворительно».

Информационная система (ИС) -программное средство, которое устанавливается на нескольких компьютерах, имеет доступ к ряду баз данных, в том числе и формируемых из этой системы.

Роль - разграничение прав доступа для внесения и извлечения информации при работе и ИС.

База данных - информационный ресурс, имеющий необходимые сведения для работы ИС, пополняемый из этой ИС и из сети Интернет, достоверность сведений которого некоторым образом обеспечивается и гарантируется.

2. НАШЕ ВИДЕНИЕ ПРОТОТИПА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Назначение ИС

Прогнозирование перспективных потребностей Корпорации в кадрах высшей квалификации (бакалаврах, специалистах, магистрах, аспирантах, кандидатах наук, докторов наук) и в повышении квалификации имеющихся кадров

Автоматизированный поиск организаций, осуществляющих подготовку требуемых кадров или повышение квалификации по требуемым программам

Автоматизированное сравнение предлагаемых образовательных программ по следующим показателям: стандартные компетенции, дополнительные компетенции, уровень подготовки (включая уровень образовательной организации, конкурс в ней на данную специальность, показатели успешности обуче-

ния и уровень остаточных знаний, показатели публикационной активности и прочее).

Автоматизированное формирование предложений по формированию индивидуальных образовательных траекторий на основе имеющихся сетевых форм обучения или для формирования новых сетевых форм обучения.

Автоматизированное формирование предложений переподготовки кадров с использованием действующих программ повышения квалификации или по предложению создания дополнительных программ повышения квалификации.

Интеграция сведений о фактической реализации кадровых программ с использованием информационной системы с целью ее модификации и улучшения ее пользовательских показателей.

Составление требуемых списков по выборкам по любому используемому показателю (например, по работодателю, по образовательным организациям, срезы по возрастному составу и т.д.).

Ситуация «Как надо»

Специалист по кадрам (Human resources manager - HRM) либо руководитель подразделения, желающий принять на работу новых сотрудников, должен иметь современный инструментарий поиска кадров, позволяющий предварительно оценить компетенции потенциальных кадров с достаточной степенью надежности.

Информационная система должна подсказать специалисту, какие поисковые критерии следует задать из всплывающего списка. Также система должна иметь возможность восприятия компетенций даже при их отсутствии в готовом списке, в этом случае дополнительный текст формируется для восприятия потенциальными пользователями со стороны образовательных организаций.

Информационная система должна допускать работу с пользователями, у которых имеются различные роли: Работодатель (специалист по кадрам), образовательная организация, служба занятости, работник, администратор, модератор.

Работодатель может осуществлять поиск организации, которая готовит необходимых специалистов, используя при поиске ключевые компетенции, ключевые слова (не входящие в стандартные компетенции), названия направлений подготовки, профилей, видов деятельности, специальностей, и т.д. Также Работодатель может использовать такие характеристики, как уровень подготовки, возраст, стаж работы по специальности и иное при необходимости. Также работодатель может внести запись по результатам предыдущих использований ИС, в частности, отметить полезность ее при поиске, высокий уровень принятых специалистов, или недостаточный уровень рекомендованных и принятых

специалистов, недостаточный уровень подготовки в данной образовательной организации и т.п. Работодатель может оставлять запросы и получать на них ответы немедленно или после их обработки. Работодатель должен авторизоваться, получив права доступа (логин, пароль), достоверность авторизации может быть проверена системным администратором или модератором.

Образовательная организация может вносить сведения о реализуемых образовательных программах, о преподаваемых на них дисциплинах, о приобретаемых обучающимися компетенциях, об уровнях образования, о предприятиях для прохождения практик, о реализуемых СОП, ПДД и т.д. на свое усмотрение. Образовательная организация может оставлять запросы на предложения работодателей, а также на предложения по созданию СОП, ПДД, на реализацию практик, и прочее. Образовательная организация должна зарегистрироваться силами своего

представителя, получив права доступа (логин, пароль) достоверность авторизации может быть проверена системным администратором или модератором.

Работник может вносить сведения о полученном им образовании, об имеющихся навыках, знаниях, компетенциях, создавать «Портфолио» выполненных им работ, научных, научно-технических, проектно-конструкторских или иных разработках, стаже работы, о своих интересах, предпочтениях, хобби, научных публикациях и прочее на свое усмотрение, кроме информации, не имеющей отношения к возможностям трудоустройства. Предварительно Работник должен ознакомиться с правилами работы с ИС и подтвердить свое согласие с ними и согласие не предпринимать попыток использования ИС в целях, не связанных с трудоустройством (в качестве социальных сетей или иных непрофессиональных формах общения). Работник должен зарегистрироваться, получив права доступа (логин, пароль) достоверность авторизации может быть проверена системным администратором или модератором. Администратор ИС гарантирует нераскрытие персонифицированных данных без согласия Работника.

Администратор собственными силами и силами модераторов обеспечивает использование ИС только в профессиональных целях. В случае обнаружения нарушений правил пользования ИС пользователями или нарушения этических норм, Администратор удаляет записи, являя-ющиеся такими нарушениями и направляет нарушителю предупреждение. В случае грубых нарушений правил или этических норм или в случае повторных нарушений Администратор лишает пользователя доступа к ИС.

Сведения из сети Интернет могут использоваться для заполнения предвари-

тельной информации об образовательной организации с использованием официального сайта образовательных организаций. Согласно действующему законодательству, все образовательные организации обязаны предоставлять эти сведения на своих официальных сайтах и несут ответственность за достоверность этих сведений. К таким сведениям относятся информация об образовательной организации, Устав, Лицензия, Свидетельство об аккредитации [3], перечень реализуемых направлений подготовки по УГС и по уровням, с детализацией вплоть до профилей и индивидуальных образовательных траекторий, Учебные планы и календарные планы-графики.

Компетентностные модели не обязательны для предоставления в открытом доступе, поэтому данная информация должна запрашиваться представителями ИС через объявления, через рассылку, личные обращения или иными путями, в соответствии с действующими правовыми нормами.

Портфолио обучающихся могут находиться в открытом доступе, однако, согласно действующим стандартам, образовательная организация должна предоставлять обучающимся возможности создания портфолио, но создание портфолио не является обязательным для обучающихся. Поэтому база портфолио может пополняться лишь путем индивидуальных действий Работника, в том числе путем указания ссылки на страницу с открытым доступом к этому Портфолио на другом внешнем по отношению к ИС сайте. В этом случае в анкете Работника должна появиться иконка, указывающая на наличие портфолио на внешнем сайте в открытом доступе, по клику на эту иконку система должна открывать эту ссылку в дополнительном окне или предлагать скачать эту страницу, например, в виде файла PDF.

3. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО КАДРАМ

3.1. Действия Работодателя

Исходная ситуация: требуется пополнение кадров специалистов с нужным набором компетенций.

Работодатель входит в систему. Нажимает кнопку «Поиск специалистов».

Предоставляются опции поиска: «По образовательной организации», «По направлению подготовки», «По укрупненной группе специальности», «По региону», «По ключевым словам», «Другое».

В каждой из таких опций могут быть кнопки уточнений, например, второй слой поиска может содержать уточнения из первого слоя, «По образовательной организации» -> «По специальности» -> «По профилю» -> «По компетенциям» и так далее.

Также в каждом новом уточнении поиска могут добавляться уточнения, например, «стаж работы по специальности не менее (указать) лет», и т.п.

При поиске по компетенциям Работодатель может выбрать компетенции накапливающимся списком, например, выбрать все или несколько ОК, все или несколько ОПК, все или несколько ПК из заданного направления подготовки, также может просмотреть список дополнительных ПК, которые расположены в алфавитном порядке или по сферам деятельности, или найдены по ключевым словам и т.д.

Также задается уровень подготовки (бакалавр, магистр и т.п.)

Если найдена искомая образовательная программа, то можно посмотреть, когда будет очередной выпуск, сколько студентов можно «заказать». Заказ реализуется в формировании предложения о поступлении на работу.

При создании долговременной заявки (со сроком ожидания более двух лет) формируется возможность заключить договор о целевой подготовке студентов. При создании заявки на срок более четырех лет для бакалавров или более двух лет для магистров формируется возможность направить в Образовательную организацию предложение о создании целевых бюджетных мест для подготовки специалистов для данного Работодателя.

Также Работодатель может с помощью системы отыскать партнера и сформировать предложение о прохождении практик для будущих работников.

Также Работодатель, который уже получал специалистов с помощью ИС, может сформировать отзыв о системе и отзыв о специалисте.

3.2. Действия Образовательной организации

Исходная ситуация: требуется отыскание Работодателя для подготавливаемых кадров или для организации практик.

Представитель ОО входит в систему. Нажимает кнопку «Поиск Работодателей».

Предоставляются опции поиска: «По направлению подготовки», «По укрупненной группе специальности», «По региону», «По ключевым словам», «Другое».

В каждой из таких опций могут быть кнопки уточнений, например, «Минимальная заработная плата», «Соцпакет», «Обеспечение общежитием» и другое.

Также в каждом новом уточнении поиска могут добавляться уточнения.

При поиске по компетенциям Представитель ОО может выбрать компетенции накапливающимся списком, например, выбрать все или несколько, также может просмотреть список требуемых дополнительных ПК, которые расположены в алфавитном порядке или по сферам деятельности, или найдены по ключевым словам и т.д.

Также задается уровень подготовки (бакалавр, магистр и т.п.)

Если найден искомый Работодатель, то можно сформировать предложение о размещении на практику, или о заключении договора о целевом наборе и т.п.

Также Представитель ОО может с помощью системы отыскать партнера для СОП.

Также Представитель ОО может предложить Работодателю, который уже получал специалистов с помощью ИС, сформировать отзыв о Работнике, а Работнику заполнить страничку «История успеха» на сайте своего ОО.

3.3. Действия Работника

Исходная ситуация: требуется отыскание Работодателя для трудоустройства.

Работник регистрируется и после проверки его данных Модератором он входит в систему. Нажимает кнопку «Поиск Работодателей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставляются опции поиска: «По направлению подготовки», «По укрупненной группе специальности», «По региону», «По ключевым словам», «Другое».

В каждой из таких опций могут быть кнопки уточнений, например, «Минимальная заработная плата», «Соцпакет», «Обеспечение общежитием» и другое.

Также в каждом новом уточнении поиска могут добавляться уточнения.

Также задается уровень подготовки (бакалавр, магистр и т.п.)

Если найден искомый Работодатель, то можно направить Резюме или заполнить анкету, далее нажать кнопку «Проверить». Автоматическая проверка выявляет незаполненные обязательные позиции или неверно заполненные данные. Если ошибок не найдено, есть кнопка «Сохранить данные» и есть кнопка «Отправить работодателю». Также есть кнопка «Выставить на сайте для всех работодателей», при этом Работник может запретить некоторым работодателям видеть эту информацию, для чего имеется «Черный список работодателей». Также работник может ограничить поиск Работодателей по региону, по отрасли и так далее.

3.4. Действия кадрового агентства или службы занятости

Действия кадрового агентства или службы занятости могут осуществляться на основе контракта с составлением ограниченного перечня возможности действий этого участника. В пробной версии эта опция не предусматривается.

4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основные задачи проекта состоят в том, чтобы ситуацию «Как есть» превратить в ситуацию «Как надо». Для этого необходимо разработать и внедрить все недостающие компоненты проекта. Предлагаемая структурная

схема взаимодействия системы с пользователями, имеющими различные роли, показана

на Рис. 1, сценарии работы участников с различными ролями - на Рис. 2 - Рис. 4.

Рис. 1. Предлагаемая структурная схема взаимодействия информационной системы с пользователями, имеющими различные роли

Отзыв:

- о Работнике

- о ВУЗе

УГС - укрупненная группа специальностей;

■ образовательная программа 3 СОП (ИОП) - совместная (индивидуальная) ОП

БД - База данных

Рис. 2. Сценарий работы Работодателя

Образовательная организация

Предложения

L/1-N

Данные

N-Y

Ваше готовое предложение:

- Создание СОП;

- Создание ИОП

- Создание профиля;

- Практика у Работодателя,

- Прочее

Рис. 3. Сценарий работы Образовательной организации

Рис. 4. Сценарий работы Работника

5. ПРИМЕР РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ И ФОРМАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

5.1. Постановка задачи

Предположим, кадровое агентство Корпорации ищет выпускников. Прежде всего, следует определиться с требуемым уровнем © AUTOMATICS & SOFTWARE ENGINERY. 2018, № 3 (25)

подготовки - бакалавриата или магистратуры. Информационная система должна подсказать, что бакалавр - это выпускник с высшим образованием, осуществивший обучение на протяжении четырех академических лет, т.е. восемь семестров, а магистр - это выпускник

бакалавриата, осуществивший дополнительное обучение после того, как получил степень бакалавра, еще два дополнительных года в магистратуре, после чего получил дополнительный диплом.

Некоторые специалисты по кадрам рассматривают такого выпускника с двумя высшими образованиями.

5.2. Варианты результатов поиска

Например, если воспользоваться официальным сайтом «Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования» [2], можно обнаружить, что для бакалавров имеется шесть направлений подготовки в рамках одной УГС «Управление в технических системах», причем, одно их направления по названию совпадает с названием УГС, т.е. «270304 Управление в технических системах», а другие называются, соответственно, «270301 Стандартизация и метрология», «270302 Управление качеством», «270303 Системный анализ и управление», «270305 Инноватика».

С этого сайта может быть загружен, например, образовательный стандарт «Бакалавриат. Направление подготовки 27.03.03. Системный анализ и управление», а также «Бакалавриат. Направление подготовки 27.03.04. Управление в технических системах». Эти оба направления относятся к одной УГС, отличаются лишь в последней цифре шифра. Каким образом может специалист по кадрам сопоставить эти два разных направления подготовки? Безусловно, следует найти разницу в стандартах, после этого надо будет найти разницу в образовательных программах, реализуемых по выбранному направлению подготовки в различных образовательных организациях.

Согласно стандарту по направлению 270303, «Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает область техники и технологии, которая требует проведения конструирования и эксплуатации с применением принципов, методов, способов и средств человеческой деятельности на основе системного анализа, управления,

моделирования, производства и эксплуатации технических систем, объектов, приборов и устройств различного назначения».

Согласно стандарту по направлению 270304, «Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает проектирование, исследование, производство и эксплуатацию систем и средств управления в промышленной и оборонной отраслях, в экономике, на транспорте, в сельском хозяйстве, в медицине; создание современных программных и аппаратных средств исследования и проектирования, контроля,

технического диагностирования и промышленных испытаний систем автоматического и автоматизированного управления».

Формально получается, что направление 270304 охватывает больше сфер деятельности выпускника, следовательно, это направление подготовки дает, как следует из отличий стандартов, более универсальное образование.

Сравним объекты профессиональной деятельности.

5.3. Результаты сравнения ближайших стандартов

Согласно стандарту по направлению 270303, «Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются системно-

аналитические, информационно-управляющие, конструкторско-технологические, проектирующие технологии и системы, которые требуют исследования, анализа, синтеза, программирования и управления на основе системно-аналитического подхода».

Согласно стандарту по направлению 270304, «Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются системы автоматизации, управления, контроля, технического диагностирования и информационного обеспечения, методы и средства их проектирования, моделирования, экспериментального исследования, ввода в эксплуатацию на действующих объектах и технического обслуживания».

Согласно стандарту по направлению 270303:

«Виды профессиональной деятельно сш. к которым готовятся выпускнику освоившие

научно-исследовательская деятельность; про злн о -технологическая деятельность; про еын о -кон сгр^торская деягельн о сгь; эксп лу атаки онно -техн ологическая

Согласно стандарту по направлению 270304: «Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, о св о шише

про ектн о -техн олпгическая;

серви сн о -эксплуатационн ая;

ор га низа цнонно-упрэв ленч ескэях

Согласно стандарту по направлению 270304:

«Виды профессионалы!™ деятельности. к

которым готовятся выпускники, освоившие

программу бакалавриата:

наугчно-и ссл еде® ательсхая;

про екш о -кон струклврская;

про екш о -техн оло пическая;

монтажно-наладочная;

серви сн о -эксп луатационн ая:

органпзаинонно-управленческая".

Из этого следует, что направление 270304 готовит не только технических специалистов для непосредственной производственной, эксплуатационной или исследовательской деятельности, но также и будущих руководителей по этой деятельности, чего не предусмотрено в направлении 270303.

Обратимся к компетенциям.

Согласно, стандарту по направлению 270303, раздел 5, читаем следующее.

«5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Соответствующий раздел в стандарте по

направлению 270304 идентичен._

Далее следуют наборы компетенций. В стандарте по направлению 270303 читаем:

«5.2. Выпускник, освоивший программу7 бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний: анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости

спосооностыо использовать основы экономических знаний при оцетке эффективности результатов деятельности в

спосооностыо к коммуникации в учетной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкулътурного взаимодействия (ОК-3):

спосооностыо работать в команде, юлерантно воспринимая социальные, этнические: конфессиональные и культурные

способностью к самоорганизации и

способностью использовать общеправовые знания в разтичных сферах деятельности (ОК-

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятели)ости (ОК-7):

способностью использовать приемы первой помощи. методы защиты в у7словиях чрезвычайных ситу7аций (ОК-8)». Итого представлено восемь общекультурных компетенций.

В стандарте по направлению 270304 их девять, на одну больше. Сформулированы они более лаконично.

ОК-1 приблизительно совпадают, но в стандарте 270304 более лаконичная формулировка.

Остальные компетенции совершенно не совпадают.

Для ОК-2 направления 270303 более похожей является ОК-3 направления 270304.

Для ОК-3 направления 270303 совершенно идентичной является ОК-5 направления 270304.

Для ОК-4 направления 270303 совершенно идентичной является ОК-6 направления 270304.

Для ОК-5 направления 270303 совершенно идентичной является ОК-7 направления 270304.

Для ОК-6 направления 270303 более похожей, почти идентичной (но не дословно) является ОК-4 направления 270304.

Для ОК-7 направления 270303 более похожей, почти идентичной (но не дословно) является ОК-8 направления 270304.

Для ОК-8 направления 270303 идентичной является ОК-9 направления 270304.

«5.2. Выпу7скник, освоивший программу7 бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1):

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах

способностью к коммуникации в у7сшой и письменной формах на ру7сском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкулыурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в команде: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способностью к самоорганизации и

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в у7словиях чрезвычайных ситу7аций (ОК-9)».

В стандарте по направлению 270303 отсутствует аналог ОК-2 из стандарта по направлению 270304, т.е. выпускники по этому направлению не обладают «способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции». По-видимому, эта компетенция в числе прочих отличий дает дополнительный вид деятельности - организационно-

управленческая.

Вручную осуществить такое сравнение крайне сложно. Требуется информационная система, которая сразу выдаст отличия. Тем более что проанализировать надо не два и не три, а несколько десятков направлений подготовки, которые по названию достаточно близки, а требуется выбрать что-то более подходящее именно для этого работодателя.

Требуется информационная система, как видим: С таким «путеводителем» кадровым агентствам и Работодателю, по-видимому, будет проще ориентироваться в ситуации.

Далее следует сравнить общепрофессиональные компетенции, что намного важнее, а также необходимо сравнить профессиональные компетенции, что еще более важно.

Стандарт по направлению 270303 дает следующие профессиональные компетенции. «5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими обшепрофессиональными компетенциями:

готовностью примыить методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управлении, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов глгмадигарных, экономических и социальных

способностью применять аналитические, вычисти тельные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний (ОПК-2):

способностью представлять совремнш™ научную картину мира на. основе знаний основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-3):

способностью применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества (ОПК-1

способностью использовать принципы руководства и администрирования малых групп

способностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания

исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составлению отчета по заданию, к участию во внедранш результате® исследований и разработок (ОПК-6);

способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий (ОПК-7):

способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (О ПК-8)».

Эти компетенции также не совпадают с профессиональными компетенциями

направления 270304.

«Способностью представлять современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-1)» - это почти совпадает с ОПК-3 стандарта 270303.

«Способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2)» -полостью эквивалентной компетенции в © AUTOMATICS & SOFTWARE ENGINERY.

стандарте 270303 не найдено. Действительно, готовность применять какие-либо методы или способность применять некоторые методы совершенно не тождественны способности выявлять сущность проблем. Разница между этими формулировками разительна, как разница между тем, чтобы уметь чем-либо пользоваться (в принципе), или уметь решить задачу с использованием чего-то. Как разница между умением держать в руках инструмент и умением с помощью этого инструмента решать практически все возникающие задачи, которые можно решить с помощью этого инструмента.

«Способностью решать задачи анализа и расчета характеристик электрических цепей (ОПК-3)». Эта компетенция не имеет подобных в наборе для направления 270303, она удивительно конкретна и уникальна.

«Готовностью применять современные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки инженерно-конструктроской документации (ОПК-4)». Здесь термин «готовность» обоснован и важен в сравнении с термином «способность», который стоит в других компетенциях. Это указывает на то, что специалист готов применять даже такие средства редактирования, которые он пока еще не способен применять вследствие того, что пока он обучался подобным видам деятельности эти методы и средства могли просто не существовать. Речь идет о современных средствах, которые современны моменту. То есть если специалист подготовлен 10 или 20 лет тому назад, но он сохранил компетенцию «готовность применять», то появившиеся новые средства редактирования должны быть им освоены, поскольку он «готов» их применять, следовательно, самостоятельно изучать, так как они стали «современными».

«Способностыо использовать основные приемы обработки и представления эксперименталыгых данных (ОПКо)». Также в стандарте направления 270303 подобная компетенция отсутствует.

«Способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных,

компьютерных и сетевых технологий (ОПК-6)».

«Способностыо учитывать современные тендащии развития элнетроники,

измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в свой профессиональной деятельности (ОПК-7)».

«Способностыо использовать нормативные документы в своей деятельности (ОПК-8)».

«Способностью использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности

Как видим, в этом стандарте на одну компетенцию больше. Возможность самостоятельно оценить отличие несовпадающих компетенций мы предоставляем нашим читателям.

Далее целесообразно сравнить

профессиональные компетенции, которые наиболее важны.

Стандарт по направлению 270303 дает следующий их перечень.

о. 4. Выпу7скник, освоивший программу7 бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду7 (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа

научно-исследовательская деятельность:

способностью принимать наутао-обоснованные решения на основе магемашки, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управ лжия, теории знаний, осуществлять постановку7 и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

способностью формировать презжтации, нау7чн о-технические отчеты по результатам работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно -технических

проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать технические задания по пронстам на основе профессиональной подготовки и системно-аналитических исследований сложных объектов управления

способностью применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проекшо-консгрутстор-

способносгью разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза процессов и систем в области техники, технологии и организационных систем (ПКо):

способностью создавать программные комплексы для системного анализа и синтеза

проектно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать проекты компонентов сложных систем управления, применять для разработки современные инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной

способностью проаудировать элементы систем уцравлтня, применять современные инструмзгтальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решяше задач системного анализа и управлошя (ПК-8);

эксплуатаиионно-техно логическая дея-

сп о со он остью эксплуатировать системы управления, применять современные ин сгрумо! тальные средства и технологии программирования на основе профессионалы!ой подготовки, обеспечивающие решетие задач системного анализа и управлошя (ПК-9)».

Тем самым имеются виды деятельности, при подготовке к которым стандарт требует обеспечения только одной обязательной компетенции, например, для эксплуатационно-технологической деятельности достаточна только ПК-9, остальные не требуются. В стандарте по направлению 270304 не найдено ни одного вида деятельности, для которого было бы достаточно лишь одной профессиональной компетенции. Это - существенное отличие, оценить которое мы также предоставляем возможность нашим читателям.

Стандарт по направлению 270304 дает следующий перечень компетенций для научно-исследовательской деятельности.

«научно-исследовательская деятельность: способностью выполнять эксперименты на действующих объектах по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных и технических

способностью проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных средств с целью пстчшия математических моделей процессов и обьостов автоматизации и управления (ПК-2):

готовностью участвовать в состав лотии аналитических обзоров и наута о-технических отчетов по результатам выполненной работы в подготовке публикаций по результатам исследований и разработок (ПК-3)».

В этом варианте на одну компетенцию больше (ПК-2), а последние компетенции приблизительно идентичны с тем отличием, что в ПК-2 по направлению 270303 указана еще способность формировать презентации, о чем в ПК-3 по направлению 270304 не сказано. Зато в ПК-2 для направления 270304 предполагается способность проводить вычислительные эксперименты и получать математические модели, что отсутствует в направлении 270303. Вместе с тем, в стандарте по направлению 270303 предполагается способность принимать научно-обоснованные решения, что отсутствует в стандарте по направлению 270304.

Стандарт по направлению 270304 дает следующий перечень компетенций для проектно-конструкторской деятельности.

Количество компетенций для этого вида деятельности в обоих стандартах одинаковое, но сами компетенции различны.

«проектно-конструкторская деятель-

готовностью участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проастов создания систем и средств автоматизации и

способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления

способностью производить расчеты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики,

измерители!ой и вычиелителъной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим

способностью разрабатывать проектную докупит гацию в соответствии с имеющимися стандартами и техническими угсловиями (ПК-

Понятие «проектная документация» включает в себя и технические задания, но также и много другой документации, включая технический проект, эскизный проект, перечень стандартных комплектующих изделий и используемых стандартных программных средств, перечень разрабатываемых изделий и разрабатываемых программных средств, программу и методику испытаний, инструкции

программиста, инструкции пользователя и многое другое, в соответствии с действующими стандартами о проектной документации. Следовательно, компетенция ПК-7 в стандарте по направлению 270304 существенно больше, чем компетенция ПК-3 в стандарте по направлению 270303. Кроме того, перечень компетенция по этому виду деятельности в стандарте по направлению 270304 содержит такие важные компетенции, как способность производить расчеты и проектировать отдельные блоки и устройства для создаваемых систем.

Несколько чересчур амбициозно сформулированы ПК-5 и ПК-6 в стандарте для направления 270303 для этого вида деятельности. Действительно, способность разрабатывать методы моделирования, анализа и синтеза означает, что каждый выпускник по этому направлению может создавать новые методы моделирования. Едва ли методов моделирования может быть настолько много, что каждый выпускник может пополнять их количество. Скорее всего, методов моделирования, если говорить о математическом моделировании, не так уж много в принципе, едва ли более десятка, ну в лучшем случае полтора десятка. Применительно к какой-то одной заданной задаче их не так уж много, практически все они известны, о создании новых методов моделирования говорить не приходится. Создание новых

программных комплексов, безусловно, не ограничено по количеству, но сама эта работа для одного специалиста чрезвычайно велика, правильнее было бы говорить об участии в создании программных комплексов, или, при наличии достаточного опыта, о готовности руководить созданием программных комплексов, что, впрочем, относится уже к организационно-управленческой деятельности, которая для направления 270303 не предусмотрена.

Стандарт по направлению 270304 дает следующий перечень компетенций для производственно-технологической деятельности.

«производственно-! ехно логическая

готовностью к внедрению результатов разработок средств и систем автоматизации и управлошяв производство (ПК-8):

способностью проводить техническое оснащоше рабочих мест и размещение технологического оборудования (ПК-9);

готовностью к участию в работах по изготовлению, отладке и сдаче в эксплуатацию систем и средсгв автоматизации и управления

способностью организавывать метрологическое обеспечаше про и родства, систем и средсгв автоматизации и управления (ПК-11

способностью обеспечить экологическую 5езопа_сносгь проектируемых устройств автоматики и их производства (ПК-12)».

В отличие от стандарта для направления

270303, здесь, в стандарте для направления

270304, речь идет не о «проектно-технологической деятельности», а о «производственно-технологической деятельности». Т. е. возникает производство разработанной продукции как таковое, хотя проектирование никуда не исчезает, так как оно имеется в «проектно-конструкторской деятельности». Такая разбивка на виды деятельности видится более обоснованной.

Стандарт по направлению 270304 содержит дополнительный вид деятельности, монтажно-наладочную деятельность, и дает следующий перечень компетенций для нее.

«монтажно-наладочная деятельность: готовностью участвовать в разработке и изготовлении стендов для комплексной отладки и испытаний программно-аппаратных

способностью участвовать в монтаже, наладке, настройке, проверке и сдаче опытных образцов программно-аппаратных средств и комплексов автоматизации и управления (ПК

Стандарт по направлению 270304 содержит еще один несколько отличающийся вид деятельности, сервисно-эксплуатационную деятельность (в стандарте по направлению 270303 близкая деятельность названа

эксплуатационно-технологической), и дает следующий перечень компетенций для нее.

«серБнсно-эксплуаташюнная деятельность:

сп о cock остью настраивать управляющие средства и комплексы и осуществлять их регламентное эксплуатационное обслуживание с использованием соответствующих инстругми-тальных срвдств (ПК-15):

готовностью осуществлять проверку7 технического состояния оборудования, производить его профилактический контроль и ремонт заменой модулей (ПК016):

готовностью производить инсгалтяпию и настройку7 системного, прикладного и инстру^метгального программного обеспечения систем автоматизации и управлогая (ПК-17);

способностью разрабатывать инструкции для обслугживающего персонала по эксплуатации использу7емых технического оборудования и программного обеспечщия (ПК-IS)». Вывод о том, насколько этот перечень компетенций ПК-15 - ПК-18 для направления 270304 полней и глубже, чем единственная компетенция ПК-9 для направления 270303, совершенно очевиден. Здесь и настройка, и регламентное обслуживание, и проверка технического состояния, и профилактический контроль, инсталляция, и даже разработка инструкций по эксплуатации, тогда как там только эксплуатация и применение средств и технологий программирования.

Наконец, организационно-управленческая деятельность. Наличие ее в стандарте для направления 270304 при отсутствии ее или ее аналога в направлении 270303 уже говорит о многом. Предусматриваются следующие компетенции для этого вида деятельности.

«Ор га ннза цнонно-у прав ленч еская деятельность:

Способностью организовывать работу7 малых групп исполнители! (ПК-19):

Готовностью участвовать в разработке технической дскумштации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и у7становленной отчетности по у7твержденным формам (ПК-20):

Способностью выполнять задания в области серти^и^-31!1™ технических систем, средств, процессов, обору7дования и материалов (ПК-21): Способностью владеть методами

профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических н ару шагай (ПК-22)».

Далее оба стандарта содержат идентичные требования по включению в программы подготовки дисциплин, освоение которых дает обучаемому требуемые компетенции.

Кадровому агентству и Работодателю важно понимать, что если стандарт предполагает несколько видов деятельности, то конкретное направление подготовки может быть ориентировано только на один вид деятельности, в некоторых случаях он может © AUTOMATICS & SOFTWARE ENGINERY.

быть ориентирован на два вида деятельности, и крайне редко на более чем два вида деятельности.

«5.5. При разработке программы бакалавриата все о бщнсультурные и общепрофессионатьные компетенции, а также профессиональные компетаиши, отнесенные к тем видам профессионалы!ой деятели!ости, на которые ориентирована программа

бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

3.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компегащий выпу7скников с учетом направленности программы бакалавриата на конкрептые области знания и (или) вид (виды) деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образоватетьных программ».

Если образовательная организация попытается включить все виды деятельности в рамках одного направления подготовки, она совершит ошибку, поскольку обучить всем компетенциям из этого списка невозможно. Лучший путь состоит в том, чтобы открыть несколько профилей в рамках одного направления, каждый из таких профилей может ориентироваться на один, два или (в исключительных случаях) более видов деятельности выпускников.

Например, академическая направленность профиля логично сочетает научно-исследовательскую и организационно-управленческую деятельность. Сюда можно добавить и проектно-конструкторскую деятельность, хотя это будет уже многовато. Но, например, добавление сюда монтажно-наладочной или сервисно-эксплуатационной деятельности видится необоснованным решение. Хотя некоторые виды компетенций включать в перечень компетенция по реализуемому направлению подготовки не возбраняется, должно быть целостное видение того, для какой деятельности подготавливаются выпускники данной образовательной программы.

С этой целью образовательным организациям рекомендуется иметь документ, называемый «Общая характеристика образовательной программы» (ОХОП), хотя такой документ не является обязательным. Ключевым содержанием этого документа является таблица, в которой каждый столбец соответствует какой-то компетенции, каждая строка соответствует какой-либо дисциплине из учебного плана. В этой таблице должны присутствовать все компетенции, которые

должен получить студент, также должны присутствовать все дисциплины, которые предусмотрены учебным планом, включая практики и выпускную квалификационную работу. В этой таблице не должно быть полностью пустых столбцов (поскольку это означало бы, что есть такая компетенция, за которую не ответственна ни одна дисциплина, то есть студент не приобретает ее изучением хотя бы одной дисциплины из программы). Также не должно быть пустых строк, поскольку это означало бы, что данная дисциплина не дает студенту никакой компетенции. Несколько плюсов в одном столбце говорит о том, что данная компетенция формируется изучением нескольких дисциплин, а несколько плюсов в одной строке говорит о том, что данная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций. Обе ситуации нормальны, они имеют место в правильно составленных таблицах.

5.4. Формальные трудности

Как видим, одна из существенных формальных трудностей состоит в том, что приблизительно одинаковые компетенции даже в наиболее близких образовательных стандартах называются по-разному и содержат несовпадающие формулировки.

Как минимум, следует создать надстройку, которая осуществляла бы поиск совпадающих компетенций и приблизительное отнесение их к одному классу (кластеризацию). Намного проще было бы, если бы совпадающие компетенции имели одинаковые номера и были бы сформулированы идентично.

Это же относится к видам деятельности, поскольку, по-видимому, авторы стандартов не имели в виду существенного отличия между понятиями, например, «эксплуатационно-технологическая деятельность» и «сервисно-эксплуатационная деятельность». Однако следует иметь в виду, что даже если отличия предопрелены разным авторством, то далее на эти стандарты опирались различные разработчики образовательных программ, и действовал принцип «что заказали, то и получили», то есть даже различия в названиях, которые можно условно считать синонимами, дали более существенное различие в компетенциях, и еще более существенное различие в читаемых дисциплинах и в акцентах, которые в них сделаны.

Поэтому требуется не только отнесение к одинаковым кластерам, но и сохранение исходных формулировок, а также индикация тонких отличий, чтобы Работодатель самостоятельно смог понять эти тонкости и принять решение, насколько они важны.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ

Дополнительные компетенции, о которых сказано в пункте 5.6 ФГОС3+, составляют дополнительную проблему для Работодателя, поскольку они отличаются не только в каждых направлениях подготовки, но и в каждых образовательных организациях, и даже внутри образовательных организаций, если они реализуют образовательные программы по одинаковым стандартам, но по разным профилям, например, на различных кафедрах. Как мы видим, даже формулировки в рамках стандартов от того же самого Министерства зачастую имеют недостаточно обоснованные отличия в формулировках, а здесь Работодатель будет иметь дело с формулировками, разработанными отдельными кафедрами, где субъективность видения проблемы отдельными преподавателями даст намного более заметный эффект.

Недостаток компетенций даже в рамках стандарта состоит в том, что они недостаточно формализованы. Например, можно было бы более четко определить разницу между тем, в чем работник компетентен «участвовать» в качестве одного из соисполнителей (и, следовательно, не персонально отвечать за окончательный результат, а иметь лишь долевую ответственность), и тем, что работник компетентен выполнять персонально с личной ответственностью за результат. В этом смысле «готовность к участию в работе» следует признать относительно слабой компетенцией в сравнении, например, со «способностью обеспечить» какой-либо результат. По-видимому, желательно было бы по каждому виду деятельности предусмотреть не только такие компетенции, где от будущего работника требуется лишь «готовность участвовать», но и такие, где от него требуется «способность реализовать», или «обеспечить», «выполнить» и т.д.

Еще более слабой формулировкой следует признать «иметь представление о...», такие формулировки также встречаются.

Например, «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций» формально вовсе не гарантирует, что данный работник в чрезвычайной ситуации действительно использует эти приемы. Быть способным что-то сделать не означает, что это действие будет сделано при необходимости. Многие люди «способны» что-то сделать из того, что они все-таки не делают. Тем более, «готовность» что-либо сделать - это даже далеко от способности. Человек может быть способен защитить диссертацию, но не делает этого. Другой -«готов» это сделать, но не только не делает, но и не способен это сделать, хотя и «готов», в смысле «согласен взяться за эту работу».

По-видимому, компетенция «иметь навыки» какой-то деятельности была бы более сильной, в том смысле, что она обязывает образовательную организацию не только дать необходимые знания по такой деятельности, но и на практике научить такой деятельности, а также осуществить контроль ее эффективности. Именно поэтому в критических случаях Работодатель предпочитает принять на работу работника с опытом (положительным, который подтвержден отзывом работодателя, или, по меньшей мере, ссылкой в резюме работника на выполненные контракты с их номерами и сроками работ, и т.п.).

По этой причине простой поиск по образовательным стандартам явно недостаточен.

Требуется учет дополнительных компетенций, учет фактически подтвержденных знаний и умений, результатов ранее выполненных работ, т.е. резюме в полном смысле этого слова.

Следовательно, информационная система должна предоставить возможности

интегрирования готовых резюме с сайтов кадровых агентств и службы занятости, а также с сайтов образовательных организаций (если таковые резюме там имеются). Кроме того, информационная система должна предоставлять возможность потенциальным работникам заполнять резюме в этой системе непосредственно.

Тем самым мы приходим к необходимости создания личных кабинетов работников.

7. О ЛИЧНЫХ КАБИНЕТАХ РАБОТНИКОВ

Личные кабинеты работников должны заполняться по западному типу анкет, называемых CV. Работник должен иметь возможность загрузить туда все сведения, которые он считает необходимы сообщить потенциальному работодателю, но при этом нежелательно раскрывать персони-

фицированные сведения. Следовательно, система не должна запрашивать паспортные данные, данные об удостоверении пенсионного страхования, ИНН и прочие сведения, которые могут быть использованы во вред работнику, если станут достоянием недобросовестных лиц. Система должна быть организована так, чтобы она не только не запрашивала таких сведений, но и не предоставляла возможностей сообщения таких сведений.

В настоящее время созданы и успешно работают множество систем, в которых интегрируются научные достижения исследователей, поскольку эти системы собирают воедино все публикации авторов. К таким системам относятся, например, наукометрические базы данных, такие как РИНЦ, Scopus, Web of Science (Web of Knowledge), ORCID, а также многие другие. Некоторые из них формируются автоматически,

авторы могут лишь запросить поиск сведений о себе, собрать имеющиеся сведения воедино, исключить сведения об однофамильцев, слить воедино несколько собственных профилей и так далее. В других базах авторы могут активно работать, добавлять не только сведения о состоявшихся публикациях, но и выкладывать публикации в открытом доступе, отслеживать читателей этих публикаций, их цитирование, отслеживать публикации выбранных авторов и так далее.

К большому сожалению, эти базы недостаточно связаны между собой, иногда их связь между собой просто невозможна. Например, автор, имеющий публикации в базах Scopus, WoS, РИНЦ, не может все имеющиеся там публикации перебросить в интересующие его базы, созданные для формирования заявок на получение грантов, путем нажатия нескольких кнопок и, например, ввода индивидуального номера по этим базам. Созданные базы «Сеть Российской науки», как и порталы РФФИ и РНФ запрашивают у участников ввод этих данных вручную, что, с одной стороны, крайне трудоемкая работа, с другой стороны, требует еще и верификации. Куда как проще было бы, если бы было достаточно ввести, например, номер ORCID, после чего все эти базы получили бы все необходимые данные из баз Scopus, WoS, РИНЦ. Но этого пока нет.

Приблизительно также дела обстоят и с резюме потенциальных работников: если работник чего-то не написал о себе сам, то работодатель этого не знает и никогда не узнает. Нескромный получает лучшее место (при прочих равных условиях), скромный остается не у дел. Если уж система не может интегрировать сведения из открытых баз, то она, как минимум, должна формировать подсказки, правильные позиции для заполнения, чтобы будущий работник наиболее полно заполнил собственную анкету.

8. О ПРОГНОЗЕ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Кадровые потребности не будут своевременно удовлетворены, если они не были заблаговременно спланированы.

Прогнозом может заниматься, разумеется, лишь тот, кто разрабатывает стратегическую программу развития собственной организации и программу совместных работ с предприятиями-партнерами.

Корпорация может осуществлять даже такую деятельность, как строительство новых цехов, заводов, центров обработки данных, центров коллективного пользования и т.д. Это может потребовать одномоментного приема на работу нескольких десятков и даже нескольких сотен работников. Эту задачу с помощью кадрового агентства не решишь. Невозможно ее решить однократным поиском в информационной

системе по компетенциям среди образовательных программ различных вузов. Здесь требуется плановая заблаговременная работа с образовательной организацией, возможно даже с несколькими образовательными организациями. Для этих целей требуется инструментарий анализа соответствия имеющихся образовательных программ целям и задачам кадрового обеспечения Корпорации, а также инструментарий подготовки предложений о создании новых образовательных программ и при необходимости новых индивидуальных образовательных траекторий, что можно осуществить только на основе достаточно глубокого анализа существующих ОП и ИОТ, а также на основе формального анализа будущих потребностей и возможностей участия Работодателя в подготовке кадров путем организации всех видов практик. Также важна возможность создания СОП между несколькими образовательными организациями.

Повышение квалификации также является важным способом управления компетенциями работников предприятия и их повышения, поэтому информационная система должна предоставлять инструментарий для

формирования программ таких повышений квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной статье проблемы и методы их решения требуют создания действенной информационной системы, всесторонне учитывающей потребности крупной Корпорации, заинтересованной в управлении компетенциями будущих работников. При активном содействии заинтересованных сторон такая система может быть создана в относительно приемлемые сроки, т.е. за один-два года. Создание демонстрационных пилотных образцов системы может быть осуществлено значительно быстрей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Перечень образовательных стандартов

http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4

[2] Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Стандарты по уровню Бакалавриат, укрупненная группа специальностей 27. http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/27

[3] Жмудь В. А. QUEST: «Государственная аккредитация вашего вуза» - бакалавриат, магистратура, аспирантура, специалитет. Автоматика и программная инженерия. 2016. № 4 (18). С. 128-148.

Александр Ляпидевский,

Валерьевич

кандидат

экономических наук, директор Новосибирского института

программных (системных)

систем, автор около 100 научных статей. Область научных интересов и компетенций -программные системы и инструменты, инновационные технологии.

Россия, Новосибирск, 630090, просп. Ак. Лаврентьева 6/1. НИПС.

E-mail: nips@nips.ru

Вадим Аркадьевич Жмудь -

заведующий кафедрой

Автоматики НГТУ, профессор, доктор технических наук. E-mail: oao_nips@bk.ru

630073, Новосибирск, просп. К.Маркса, д. 20

Статья поступила 20 августа 2018 г.

Proposals for the Implementation of the Information System project for Forecasting Staffing Needs and Managing the Competencies of Future Personnel of a Large

Enterprise or Corporation

A.V. Liapidevskiy1, V.A. Zhmud2 1PAO Novosibirsk Institute of Program Systems,

FGBOU VO «Novosibirsk State Technical University»,

Abstract: Possible ways of creating an information system for strategic proactive management of the competencies of employees employed in a large organization or corporation are considered. When solving the tasks of staffing a large enterprise, a number of tasks arise that can no longer be solved by placing ads on the search for employees or by recruiting recruitment agencies or employment services. The fact is that the possible needs of the corporation can be changed by leaps that can be predicted and which should be prepared in advance, while the capabilities of these methods of staffing are limited in terms of implementation time, the number of personnel provided by such a search, and other parameters. In particular, the recruitment agency can only analyze the resumes of employees, but it is not responsible for the fact that the competence of these cadres actually corresponds to their characteristics indicated in the resume (portfolio). From such a system, educational organizations that train personnel are practically excluded. Also, the workers themselves are excluded from the training process; they can not influence the qualification of future specialists, which, of course, does not meet modern requirements.

The proposed concept of creating an information system can help create the conditions for targeted training of personnel (bachelors, masters, specialists and aspirates). In the article the terminology is given, the basic initial information for creation of the preliminary technical project on the pilot version of the system is considered.

Key words: personnel management, corporation, higher education, bachelor's degree, master's degree, specialty, postgraduate study, doctoral studies, competencies, Federal educational standards of higher education

REFERENCES

[1] Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. Perechen' obrazovatel'nykh standartov http://fgosvo.ru/fgosvo/92/9174

[2] Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. Standarty po urovnyu Bakalavriat, ukrupnennaya gruppa spetsial'nostey 27. http ://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/27.

[3] V.A. Zhmud. QUEST: "The state accreditation of your university" - bachelour, master, aspirant, specialty. Automatics & Software Enginery. - 2016. -№ 4 (18). - P. 128-148.

Alexander V. Liapidevskiy,

PhD in Economics, director of the Novosibirsk Institute of Program (Software) Systems, the author of about 100 scientific articles. Area of scientific interests and competences - software systems and tools, innovative technologies. Russia, Novosibirsk, 630090, prosp. Ak. Lavrentieva 6/1. NIPS. E-mail: nips@nips.ru

Vadim Arkadievich Zhmud -

Head of the Department of Automation in NSTU, Professor, Doctor of Technical Sciences. E-mail: oao_nips@bk.ru

630073, Novosibirsk, str. Prosp. K. Marksa, h. 20

The paper was received 20.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.