Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИКИ И ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИКИ И ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ФИРМЫ / HIGH-TECH SOCIAL ENTERPRISES / ECONOMY / STATE REGULATION / INNOVATIONS / SMALL BUSINESS / SPECIAL INVESTMENT CONTRACTS / SMALL INNOVATIVE FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вихарев Руслан Николаевич

Современное состояние предпринимательского сектора стран мира характеризуется всё возрастающей мобильностью малого и среднего бизнеса в создании и выводе на рынок инновационных продуктов, принятием на себя активной роли в решении социальных проблем. На стыке инновационной деятельности и создания социально значимых технологий и продуктов оформляется пространство высокотехнологичного социального предпринимательства. В статье дан краткий обзор ограничений, свойственных высокотехнологичным социальным предприятиям как форме предпринимательской деятельности, в контексте выработки комплексных мер по их развитию со стороны государства. Среди подобных ограничений выделяются нехватка внутренних источников финансирования для поддержания самоокупаемости и низкие возможности использовать возвратное финансирование на начальных этапах развития, ограниченная емкость рынка социально значимых инновационных продуктов, проблемы компетенций руководства на этапах вывода продукта на рынок и масштабирования бизнеса. Полагаем, что адресное воздействие на барьеры в развитии высокотехнологичных социальных предприятий создаст предпосылки для их ускоренного развития. При этом государству отводится роль координатора и источника ресурсов для развития высокотехнологичных социальных предприятий. Автор исходит из допущения о высокой заинтересованности государства в долгосрочных выгодах от развития высокотехнологичного социального предпринимательства как источника инноваций, фактора удовлетворения спроса на социально значимые технологии и товары, среды занятости и создания доходов населения. Статья содержит авторское видение приоритетных мер поддержки высокотехнологичных социальных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR DEVELOPING THE PRACTICE AND SUPPORT OF HIGH-TECH SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN FEDERATION

The article considers the main problems associated with the development of high-tech social enterprises. High-tech social enterprises are considered as a specific form of business in terms of the nature of products, conditions of establishment, and attitude to profit. For the economy of the Russian Federation, high-tech entrepreneurship is a dynamically developing business sector, the development of which is hindered by a wide range of barriers. Due to the high importance of high-tech social entrepreneurship, the government is interested in overcoming these barriers. The article provides an assessment of the most significant barriers that negatively affect the dynamics, market sustainability, and development prospects of high-tech social entrepreneurship. Among such barriers the capacity of the market of socially important goods and services, the state of competencies of business owners are highlighted. It was previously established that specifics of high-tech social enterprises consist in the combination of growth constraints inherent in small businesses, non-profit organizations, and innovative firms. Eventually the final product of high-tech social enterprises is demanded by society, and their development has a positive impact on labor markets and the state of the innovation sector. In order to give impetus to the development of high-tech social entrepreneurship, the state needs to have a targeted impact on the barriers to development and create prerequisites for their accelerated development. In this case, the state is assigned the role of a coordinator and a source of resources for the development of high-tech social enterprises.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИКИ И ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 334.012

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИКИ И ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Вихарев Руслан Николаевич

аспирант кафедры «Экономика и организация

производства»

RSCI SPIN code: 5673-3955 vikharevrn@student.bmstu.ru

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5

Современное состояние предпринимательского сектора стран мира характеризуется всё возрастающей мобильностью малого и среднего бизнеса в создании и выводе на рынок инновационных продуктов, принятием на себя активной роли в решении социальных проблем. На стыке инновационной деятельности и создания социально значимых технологий и продуктов оформляется пространство высокотехнологичного социального предпринимательства. В статье дан краткий обзор ограничений, свойственных высокотехнологичным социальным предприятиям как форме предпринимательской деятельности, в контексте выработки комплексных мер по их развитию со стороны государства. Среди подобных ограничений выделяются нехватка внутренних источников финансирования для поддержания самоокупаемости и низкие возможности использовать возвратное финансирование на начальных этапах развития, ограниченная емкость рынка социально значимых инновационных продуктов, проблемы компетенций руководства на этапах вывода продукта на рынок и масштабирования бизнеса. Полагаем, что адресное воздействие на барьеры в развитии высокотехнологичных социальных предприятий создаст предпосылки для их ускоренного развития. При этом государству отводится роль координатора и источника ресурсов для развития высокотехнологичных социальных предприятий. Автор исходит из допущения о высокой заинтересованности государства в долгосрочных выгодах от развития высокотехнологичного социального предпринимательства как источника инноваций, фактора удовлетворения спроса на

UDC 334.012

5.2.3. Regional and sectoral economics (economic sciences)

PROPOSALS FOR DEVELOPING THE PRACTICE AND SUPPORT OF HIGH-TECH SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN FEDERATION

Viharev Ruslan Nikolaevich

Postgraduate student of the Department of Economics and Production Organization

RSCI SPIN code: 5673-3955 vikharevrn@student.bmstu.ru

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

The article considers the main problems associated with the development of high-tech social enterprises. High-tech social enterprises are considered as a specific form of business in terms of the nature of products, conditions of establishment, and attitude to profit. For the economy of the Russian Federation, high-tech entrepreneurship is a dynamically developing business sector, the development of which is hindered by a wide range of barriers. Due to the high importance of high-tech social entrepreneurship, the government is interested in overcoming these barriers. The article provides an assessment of the most significant barriers that negatively affect the dynamics, market sustainability, and development prospects of high-tech social entrepreneurship. Among such barriers the capacity of the market of socially important goods and services, the state of competencies of business owners are highlighted. It was previously established that specifics of high-tech social enterprises consist in the combination of growth constraints inherent in small businesses, non-profit organizations, and innovative firms. Eventually the final product of high-tech social enterprises is demanded by society, and their development has a positive impact on labor markets and the state of the innovation sector. In order to give impetus to the development of high-tech social entrepreneurship, the state needs to have a targeted impact on the barriers to development and create prerequisites for their accelerated development. In this case, the state is assigned the role of a coordinator and a source of resources for the development of high-tech social enterprises

социально значимые технологии и товары, среды занятости и создания доходов населения. Статья содержит авторское видение приоритетных мер поддержки высокотехнологичных социальных предприятий

Ключевые слова: ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЭКОНОМИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ, МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ФИРМЫ

http://dx.doi.org/10.21515/1990-4665-193-004

Keywords: HIGH-TECH SOCIAL ENTERPRISES, ECONOMY, STATE REGULATION, INNOVATIONS, SMALL BUSINESS, SPECIAL INVESTMENT CONTRACTS, SMALL INNOVATIVE FIRMS

Введение

Высокотехнологичное социальное предпринимательство (ВСП) предлагается трактовать как предпринимательскую деятельность, осуществляемую на принципах хозяйственной самостоятельности, при условии производства наукоемкой продукции, предназначенной для решения социальных задач, на базе которой создается общественно востребованная стоимость (включая экономическую и социальную). Настоящая статья содержит развитие заложенных в работе [7] концептуальных основ построения комплексной и последовательной практики государственной поддержки высокотехнологичных социальных предприятий. В предыдущих работах автором статьи было сформулировано видение природы ВСП, отличительных черт, присущих данной форме предпринимательской деятельности ограничений. Далее выявленные и обобщенные проблемы и ограничения в развитии ВСП рассматриваются как среда применения мер государственной поддержки.

Государственная поддержка высокотехнологичных социальных предприятий в контексте встроенных ограничений данной формы предпринимательской деятельности

Проведенный в работе [7] анализ специфики ВСП как частного проявления предпринимательских структур позволил выявить ряд

ограничений, барьеров в функционировании. Воздействие на эти барьеры со стороны государства целесообразно рассматривать как приоритетные меры поддержки в отношении ВСП. Часть из общей совокупности указанных барьеров происходит из самой природы предпринимательства (в особенности - малого, которым на начальных этапах своего создания ВСП зачастую и являются), а часть - имеет отраслевую специфику. К числу универсальных барьеров, свойственных предпринимательским структурам малого и среднего масштаба в широком смысле, принято относить низкий уровень доступа к капиталу, ограниченность ресурсов [1]. Актуальность данных барьеров и для ВСП подтверждается и эмпирическими данными опросов представителей профессионального сообщества - приоритетной потребностью представители сектора социального предпринимательства в Российской Федерации позиционируют финансы, наряду с людскими ресурсами (см. Рис.1).

Нефинансовая негосударственная поддержка

Репутация проекта

Нефинансовая государственная поддержка

Личные качества лидера / команды

Партнеры Людские ресурсы Финансы

69 72

0 10 20 30 40 50 60 70 80 % ответов респондентов

4

Рисунок 1 - Приоритетные ресурсы развития ВСП в Российской Федерации, % ответов респондентов на вопрос «Ресурсы, на которые

опирается проект» [2]

Приведенные на рисунке результаты опроса респондентов относятся к социальному предпринимательству в широком смысле, не выделяя ВСП.

ТЛ «-» «-»

В то же время, проведенный автором настоящей статьи анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности непосредственно ВСП подтверждает проблемы с обеспечением финансовой самостоятельности и у данной формы предпринимательской деятельности.

Примечательно, что опросы представителей профессионального сообщества позволяют выявить системную зависимость от внешнего финансирования. Как показано на рисунке 2, респонденты проведенного в Российской Федерации обследования сектора социального предпринимательства более чем в 60% ответов указывают в качестве ключевого источника финансовых ресурсов невозвратное финансирование (подобные опции обозначены символом * на рисунке 2).

Краудфандинг 1

Бюджетное финансирование* Гибридная форма Инвестиции Пожертвования* Негосударственные гранты* Выручка Спонсорская помощь* Государственные гранты / субсидии*

0

5

33

10 15 20 25 30 35

% ответов респондентов

Рисунок 2 - Характер финансовых ресурсов, используемых для финансирования деятельности ВСП в Российской Федерации, % ответов респондентов на вопрос «Ресурсы, на которые опирается проект» [2]

Подобное состояние модели развития ВСП позволяет выделить в качестве одного из приоритетных барьеров развития - нехватку внутренних источников финансирования и зависимость от невозвратного финансирования (другими словами - низкую способность принимать условия возвратного финансирования по рыночным ставкам кредитования). Как видится, одной из его причин выступает конфликт, встроенный в саму природу ВСП (особенно актуальный для вновь создаваемых предприятий): конфликт между высокой капиталоёмкостью инновационного продукта (и в более широком смысле фактически понесенными затратами на создание инновационного продукта ВСП) и сравнительно низкой платежеспособностью потребителей социальных услуг.

Разрыв между финансовыми возможностями собственников и необходимым для развития объемом капитала отмечается и исследователями зарубежной практики функционирования ВСП. К примеру, в одной из посвященных исследованию проблем развития ВСП за рубежом исследователи понимают, что рассматриваемые предприятия, несмотря на их коммерческую модель, не могут выжить без государственной поддержки на начальном этапе [8]. На практике ВСП не критичны источники капитала, в их лице могут выступать и частные инвесторы. Аналогично малым инновационным фирмам, ВСП выстраиваются вокруг идеи, прототипа, а конечным результатом позиционируется вывод его на рынок. При этом, если малые инновационные фирмы в своей деятельности опираются на ресурсный потенциал и компетенции головной компании, то ВСП подобной поддержки не имеют. В компенсации этой нехватки для создающих социальную ценность ВСП и лежит роль государства.

Барьером в развитии ВСП выступает также конфликт между

рыночной природой бизнеса и социальной природой нужд, на удовлетворение которых направлен инновационный продукт, технологии. Как правило, тестирование бизнес-идеи, выпуск пробных партий, вывод на рынок для ВСП сопряжены с высокими капитальными затратами (импортируемое оборудование, технологии, опытные образцы). При этом целевая аудитория подобных продуктов зачастую не способна обеспечить соразмерный затратам спрос (классический пример - ВСП в сфере производства протезов). В территориальном плане данный барьер усугубляется различиями в размещении населения по уровню доходов, неравномерностью бюджетных возможностей региональных властей. В особенности эта проблема актуальна для Российской Федерации. Наиболее платежеспособное население сосредоточено в западной части страны, что определяет и статистику размещения ВСП - многие из них тяготеют при выборе территории размещения к рынкам г. Москвы. Аналогичным образом диспропорции в размещении ВСП стимулирует и неравномерное распределение людских ресурсов, которые заняты на предприятиях исследованиями и разработками новых наукоемких продуктов.

Среди барьеров в развитии ВСП, которые могут быть компенсированы в результаты мер государственной поддержки, стоит выделить проблему компетенций. Зачастую роль руководителя играет носитель бизнес-идеи. В этом прослеживаются и признаки ВСП, включая гибкость организационных структур. ВСП характерны проблемы смены организационной модели при переходе на стадию роста (от выживания к рутинам) и масштабирования бизнеса. Многие социальные предприятия инициируются молодыми людьми с использованием новых коммуникационных технологий. В подобных условиях игнорироваться могут критически значимые для обеспечения самоокупаемости бизнес-процессы. Зачастую ВСП имеют высокую мотивацию / компетенции в продукте, но низкий уровень квалификации в маркетинге и качестве

управления бизнес-процессами.

Проблема качества корпоративного управления в практике развития ВСП не является уникальной для Российской Федерации, хотя и испытывает на себе влияние ряда национальных факторов. Исследователями состояния высокотехнологичного социального предпринимательства стран Европы, в целом, выявлено отсутствие у социальных предпринимателей навыков развития бизнеса и управления. Отмечается, что многие собственники некоммерческих организаций (включая социально ориентированные и высокотехнологичные) не имеют специальной подготовки или знаний в области управления бизнесом, управления проектами, бухгалтерского учета или проведения тендеров. Как отмечает член-корреспондент РАН Ю.Б. Рубин, «обучение предпринимательству в современном российском университете пока чаще всего рассматривается как вспомогательный трек в ходе реализации образовательных программ» [6]. Как следствие, уровень освоения компетенций и квалификация в сфере предпринимательской деятельности для непрофильных специалистов (выпускников учебных программ в сфере менеджмента, маркетинга) зачастую сравнительно низки.

В контексте выбранной тематики исследования заслуживает внимания сложившаяся практика поддержки ВСП. Значимую роль в поддержке сектора ВСП играют негосударственные структуры -некоммерческие фонды, ассоциации. На разных уровнях управления в государстве различают системы институтов для поддержки высокотехнологичного социального, инновационного, наукоемкого предпринимательства, причем потенциал данных систем варьируется от региона к региону.

Эффективность функционирования сложившейся поддержки самим бизнес-сообществом оценивается скорее негативно. Опросы показывают, что «государство создает административные барьеры для сектора, а

собственные функции выполняет неэффективно» (результатам опроса ЦСИО «СОЛь» [2]). Для ВСП источником проблем в развитии выступает состояние механизма сертификации, лицензирования, патентования. Проблемой поддержки ВСП выступает мобильность критериев отнесения к ним, высокая конкуренция за инвестиции государства (со стороны НКО) и частных инвесторов (со стороны чистых экономических предприятий с понятной бизнес-моделью) определяют проблемы взаимодействия со стейкхолдерами [4]. Как следствие, ВСП потенциально оказываются вовлечены в широкую совокупность сфер поддержки (малого предпринимательства, инновационного предпринимательства, социального предпринимательства), но в реальности в каждой из этих сфер не в полной мере конкурентны относительно основных адресатов.

В итоге, складывается нетривиальная ситуация - с одной стороны, государство должно быть заинтересовано в ускоренном развитии сектора ВСП (в ожидании создания и вывода на рынок прорывных технологий решения социально значимых проблем, содействия занятости населения), с другой - формально предназначенная для поддержки ВСП инфраструктура представителями отрасли оценивается негативно.

Приоритетные инициативы правительства по поддержке высокотехнологичного социального предпринимательства в Российской Федерации

Проведенный анализ показывает, что развитие ВСП в Российской Федерации сопряжено с необходимостью преодоления совокупности барьеров, решения ряда проблем. Как видится, координирующая и ресурсная роль в этом процессе должна быть отведена государству. Для выработки приоритетных инициатив по развитию сектора ВСП было решено воспользоваться методологией ОЛР-анализа (также именуемого анализом разрывов). Данная методология позволяет рассматривать

проблемную ситуацию с точки зрения несоответствия (разрыва) между фактическим и идеализированным состоянием и практических действий по его устранению. В таблице 1 приведен перечень обозначенных в статье барьеров в развитии ВСП и приоритетных мер государства по их компенсации.

Таблица 1 - Приоритетные инициативы правительства по поддержке высокотехнологичного социального предпринимательства

Разрыв Задачи государства Целесообразные инициативы правительства

Нехватка внутренних источников финансирования для поддержания самоокупаемости и низкие возможности использовать возвратное финансирование на начальных этапах развития Предоставление ликвидности ВСП на начальных этапах развития и ориентация на самоокупаемость в дальнейшем - Учреждение Фонда фондов (по аналогии с венчурным финансированием) для адресной поддержки ВСП (федеральный уровень) - Содействие выходу на внешние рынки (организация выставок, ярмарок)

Низкая емкость рынка социально значимых инновационных продуктов и высокие затраты на производство инновационных продуктов Компенсация разрыва между социальной и экономической ценностью продукции ВСП - помещение продукции ВСП в отдельных отраслях в спектр субсидируемой государством (к примеру, высокотехнологичной медицинской помощи) - адаптация под нужды ВСП системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК)

Тяготение ВСП к более развитым рынкам Снижение диспропорций в размещении ВСП - поддержка региональных инициатив (в т.ч. через Фонд Фондов, венчурные программы)

Проблема компетенций руководства на этапе масштабирования бизнеса Приведение компетенций собственников к необходимому уровню - разработка образовательных программ - популяризация программ - внешний контроль за ВСП при выдаче грантов/субсидий

Неоднозначный статус ВСП в системе государственной поддержки Создать условия для вовлечения ВСП в инфраструктуру поддержки - установление правового статуса ВСП (как формы социальных предприятий), - интеграция ВСП в систему государственной поддержки с учетом особенностей бизнеса

Источник: составлено автором

Необходимо отметить, что частные проявления указанных инициатив уже можно наблюдать в формате «снизу - вверх» (от эпизодических мер поддержки на уровне региональных / негосударственных структур к в перспективе системной работе). К примеру, с 20 июня 2023 г. на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана при участии

Фонда «Наше будущее» был открыт прием заявок на обучение по магистерской программе «Высокотехнологичное социальное предпринимательство». Аналогичным образом, прослеживается активность негосударственных структур в формировании и развитии профессиональных компетенций в секторе ВСП (при участии упомянутого Фонда «Наше будущее», НОЧУ ОДПО «Лаборатория социального предпринимательства» и аналогичных некоммерческих организаций), в финансовой поддержке (в числе прочих - акселератора бизнес-проектов Фонда поддержки социальных проектов при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы).

Назвать системными и комплексными подобные проявления содействию развития ВСП не представляется возможным. Качественно иной характер поддержки ВСП может обеспечить инициированные по модели «сверху-вниз» усилия государства. В этой связи предложенные меры поддержки ВСП со стороны государства целесообразно рассматривать как базис построения долгосрочной программы развития (в формате Стратегии, «дорожной карты», подпрограммы в рамках государственных программ или аналогичного документа), однозначно определяющей:

- состав национальных интересов, которые удовлетворяет развитый сектор ВСП (с перспективой выражения их в измеримых целевых индикаторах);

- приоритетные к развитию отрасли, участие которых будет поощряться для вновь создаваемых бизнесов (и которые с более высоким приоритетом будут получать поддержку);

- ответственные за реализацию мер поддержки структуры и ресурсная база.

Приведенные автором статьи приоритетные инициативы правительства по поддержке высокотехнологичного социального

предпринимательства во многом соответствуют перспективной зарубежной практике. В 2021-2022 гг. при поддержке Европейской комиссии был опубликован ряд исследований, обобщающих опыт развития и поддержки социальных предприятий развитых стран. Ключевыми факторами успеха в развитии социальных предприятий (что будем считать актуальным и для высокотехнологичных предприятий) были названы [8]:

- формирование правовой базы функционирования (явное и однозначное определение сущности ВСП как участника общественных и экономических процессов);

- построение инфраструктуры взаимодействия субъектов поддержки;

- компенсация разрыва между капитализацией предприятий и необходимым для открытия / развития объемом ресурсов;

- разработка политик поддержки (EU Programme for Employment and Social Innovation (EaSI)).

Признавая наличие проблем в корпоративном управления ВСП, равно как и их высокую социальную значимость, в ряде стран выстраивается инфраструктура внешнего аудита их деятельности. Сети, организации поддержки и организации второго уровня (например, консорциумы и федерации) также выполняют роль мониторинга в секторе. Некоторые конкретные организации второго уровня, представляющие конкретные правовые формы в странах-членах ЕС (например, кооперативы), играют первостепенную роль в создании специальных программ по наращиванию потенциала и обучению для стимулирования развития сектора ВСП.

Таким образом, предлагаемые приоритетные меры государственной поддержки и развития ВСП опираются не только на выявленные проблемы сектора, но и на достижения зарубежных исследований в выбранной проблемной области. Реализация предложенных мер, как видится, предполагает не только узконаправленных изменений в системе

государственных политик поддержки предпринимательства, но и общего оздоровления предпринимательского климата в общенациональном масштабе.

Выводы

Разработка и реализация мер поддержки высокотехнологичных социальных предприятий находятся под влиянием не только правительственных инициатив, но также и общего состояния деловой среды в масштабах государства. Состояние предпринимательской среды для малого бизнеса (а именно этот формат выбирают вновь создаваемые ВСП) в России, в целом, неблагоприятно, а высокотехнологичные и социально ориентированные малые предприятия характеризуются еще более активным сдерживающим влиянием факторов рыночной, политической, социальной природы. Вклад сектора малого и среднего бизнеса в национальную экономику сравнительно низок. При среднемировых значениях вклада средних и малых предприятий в экономику развитых и быстроразвивающихся стран на уровне 50-75% [4], в Российской Федерации этот параметр установился на уровне 20% [3]. В качестве сдерживающих факторов принято выделять не столько краткосрочное влияние неблагоприятных рыночных условий, сколько системные проблемы российского предпринимательства (высокую стоимость заемного капитала, диспропорции в размещении производственных сил и экономически активного населения). Аналитические материалы Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, входит в группу Всемирного банка) указывают на разрыв в финансировании предпринимательского сектора Российской Федерации на уровне малых и средних предпринимательских форм в 222,02 млрд. долл. США или порядка 16% ВВП [8]. Таким образом, ускоренное развитие сектора ВСП в отрыве от решения системных проблем содействия росту предпринимательского сектора представляет

для государства сложную и комплексную задачу.

Список литературы

1. Бикметов Е.Ю., Гумерова З.Ж., Рувенный И.Я. Социально ориентированный маркетинг в управлении проектами высокотехнологичных медицинских инноваций // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. №2. С.303-316.

2. Карта лидеров изменений в социальной сфере [Электронный ресурс] / ЦСИО «СОЛь». Режим доступа: / https://soc-chain.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).

3. Малое и среднее предпринимательство в ВВП и ВРП / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 01.09.2023).

4. Митрофанов А.С., Власов А.Ф., Махиборода М.А., Дюжев Н.А. Использование малым предприятием финансирования по программе «Развитие» Фонда содействия инновациям для разработки и вывода на рынок семейства МЭМС-датчиков на основе терморезисторов // Инновационная наука. 2016. №9 (21). - С.65-69.

5. Пророков А.Н. Факторы, ограничивающие деловую активность организаций // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 215. № 1. С. 321331.

6. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106-121.

7. Фалько, С. Г. Проблемы управления высокотехнологичными социальными предприятиями / С. Г. Фалько, А. И. Орлов, Р. Н. Вихарев // Инновации в менеджменте. - 2023. - № 2(36). - С. 16-21.

8. Baptista, N., Joao P., Carrizo A. M., DeMatos N. 2019. Exploring the Meaning of Social Innovation: A Categorization Scheme Based on the Level of Policy Intervention, Profit Orientation and Geographical Scale. Innovation [Электронный ресурс] / Organization & Management. URL:

www.researchgate.net/publication/331553964_Exploring_the_meaning_of_social_innovation _a_categorisation_scheme_based_on_the_level_of_policy_intervention_profit_orientation_an d_geographical_scale (дата обращения: 01.09.2023).

References

1. Bikmetov E.YU., Gumerova Z.ZH., Ruvennyi I.YA. Social'no orientirovannyi marketing v upravlenii proektami vysokotekhnologichnyh medicinskih innovacy // Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2020. №2. S.303-316.

2. Baptista, N., Joao P., Carrizo A. M., DeMatos N. 2019. Exploring the Meaning of Social Innovation: A Categorization Scheme Based on the Level of Policy Intervention, Profit Orientation and Geographical Scale. Innovation [Электронный ресурс] / Organization & Management. URL: www.researchgate.net/publication/331553964_Exploring_the_meaning_of_social_innovation _a_categorisation_scheme_based_on_the_level_of_policy_intervention_profit_orientation_an d_geographical_scale (дата обращения: 01.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fal'ko, S. G. Problemy upravleniya vysokotekhnologichnymi social'nymi

predpriyatiyami / S. G. Fal'ko, A. I. Orlov, R. N. Viharev // Innovacii v menedzhmente. -2023. - № 2(36). - S. 16-21.

4. Karta liderov izmenenij v social'noj sfere [Elektronnyj resurs] / CSIO «SOL'». Rezhim dostupa: / https://soc-chain.ru/ (data obrashcheniya: 01.09.2023).

5. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v VVP i VRP / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (data obrashcheniya: 01.09.2023).

6. Mitrofanov A.S., Vlasov A.F., Mahiboroda M.A., Dyuzhev N.A. Ispol'zovanie malym predpriyatiem finansirovaniya po programme «Razvitie» Fonda sodejstviya innovaciyam dlya razrabotki i vyvoda na rynok semejstva MEMS-datchikov na osnove termorezistorov // Innovacionnaya nauka. 2016. №9 (21). - S.65-69.

7. Prorokov A.N. Faktory, ogranichivayushchie delovuyu aktivnost' organizacij // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2019. T. 215. № 1. S. 321331.

8. Rubin YU.B., Mozhzhuhin D.P. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie: orientiry stanovleniya i smyagcheniya ogranichenij // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. T. 31. № 11. S. 106-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.