УДК 338.487 (470.6)
Ю.М. Белозерова ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТУРИСТОПОТОКА
В Г. СОЧИ В ПОСТОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация. В статье представлены аргументы, обосновывающие факторы, способствующие и противодействующие развитию туризма в условиях обновленной туристской инфраструктуры г. Сочи в постолимпийский период. Автор рассматривает пути увеличения туристопотока и поддержания требуемой загрузки объектов туристской инфраструктуры.
Ключевые слова: развитие туризма, внутренний туризм, конкурентоспособность туризма, пути увеличения туристопотока.
Julia Belozerova THE PROPOSALS ON INCREASING THE TOURISTS FLOW
TO SOCHI REGION IN THE POST-OLYMPIC PERIOD
Abstract. The article presents the arguments justifying the factors promoting the development of tourism in opposing conditions updated tourist infrastructure in Sochi in post-Olympic period. The author examines ways to increase and maintain the required a tourist flow and to fill in the tourist infrastructure facilities.
Keywords: tourism, domestic tourism, tourism competitiveness, ways to increase turistflow.
В 2014 г. завершилась Программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта, на выполнение которой были затрачены колоссальные средства и силы [1]. Однако на сегодня реализация туристическо-курортного потенциала региона представляется незавершенной. Как отмечает руководитель экспертного совета Государственной Думы по внутреннему и въездному туризму в Российской Федерации С.В. Кривоносов [3], подавляющее большинство экспертов обоснованно прогнозируют в постолимпийский период низкий туристический поток, называя главной причиной неконкурентоспособность на внутреннем и международном рынках соотношения цены и качества предлагаемого городом туристического продукта. Это не позволит достичь ожидаемых от вышеупомянутой Программы результатов и негативно скажется на уровне благосостояния жителей города, задействованных в турбизнесе и смежных с ним отраслях (а это - более 70 % работающих граждан). Олимпийские объекты находятся в собственности инвесторов, таких как «ГАЗПРОМ», «РЖД», «Ренова», «Базовый элемент», «Интеррос», «Сбербанк», «Интер РАО» и т.д., которые не создают единый туристический продукт. Предприниматели ставят ультиматумы Правительству по реструктуризации их долгов перед государственными банками, при этом повышают цены на туристические услуги.
Россия обладает большим туристическим потенциалом, чем любая другая страна, но не является серьезным участником международного туристического рынка. По версии Всемирного экономического форума мы занимаем 63 место из 140 в профильном рейтинге. Причем эта позиция могла быть еще ниже, если бы не выездной туризм, на который наши граждане ежегодно тратят от 30 до 40 млрд руб.
В числе основных возможностей и угроз для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации можно указать следующее. Позитивные для России тенденции развития международного туризма:
— Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан;
— в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся;
— прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную
© Белозерова Ю.М., 2014
экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов и данная тенденция сохранится в ближайшее десятилетие;
— темпы роста показателей въездного туризма для субрегиона Центральная и Восточная Европа, куда входит и Российская Федерация, прогнозируются на период 2010-2020 гг. более высокими (3,7 % в год), чем в целом по Европе (2,7 %); также прогноз показывает, что туристские прибытия в развивающиеся страны будут расти удвоенным темпом по сравнению с развитыми (4,4 % против 2,2 %);
— наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы; обе эти тенденции особенно выгодны для Российской Федерации как страны Евроазиатского географического расположения;
— в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией, в том числе и для россиян; растет количество туристских поездок жителей «неспокойных» стран - все это создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристском рынке;
— в мире растет интерес к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов;
— туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путешественник не может отказаться даже под влиянием экономических или политических угроз.
Вместе с тем необходимо учитывать ряд негативных для Российской Федерации тенденций в развитии международного туризма: Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире; несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в пять раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока; международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения; усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды; растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низко прибыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене. Кроме того, необходимо отметить, что продолжающийся процесс мировой глобализации, упрощение визовых формальностей для граждан России снимает административные барьеры, обеспечивающие отчасти искусственную конкурентоспособность отечественного турпродукта на внутреннем рынке. Россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы потратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами. Это диктует необходимость модернизации материально-технической базы, использования передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного российского и иностранного потребителя [1; 5]. Все вышеуказанные тенденции должны учитываться при разработке планов развития туризма в Российской Федерации, в том числе в г. Сочи в постолимпийский период.
Также комплексный анализ состояния дел в сфере туризма позволил выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации. Позитивные тенденции:
— наращивание объектов туристской инфраструктуры всех категорий, положительная динамика количества средств размещения и числа лиц, обслуженных ими;
— сформировавшийся устойчивый спрос среди россиян на туристские услуги и рост располагаемого дохода населения создает позитивный фон для привлечения части потребительского спроса на продукт отечественной туриндустрии;
— наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;
— наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);
— рост патриотических настроений гражданского общества России, в том числе в среде молодежи;
— наличие значительной сети учреждений культуры и традиционный подход к раннему приобщению россиян к посещению их в процессе освоения программ общего, профессионального и дополнительного образования;
— наличие трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;
— сложившаяся система начального, среднего и высшего профессионального образования в сфере туризма, в том числе осуществляемая ведущими образовательными учреждениями страны;
— наличие положительного опыта применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;
— установки на инновационный характер развития российской экономики на федеральном
уровне.
Среди факторов, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно указать следующие проблемы:
— недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
— неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);
— дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);
— устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;
— плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в т.ч. самодеятельного;
— невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;
— недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;
— негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские
риски;
— высокая стоимость отечественного турпродукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;
— высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;
— несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;
— недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;
— традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по России, способных удовлетворить динамичному и взыскательному спросу современного потребителя;
— отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;
— недостаточное продвижение туристского продукта России;
— низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов России, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;
— негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по России.
Указанные тенденции определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации [2].
Одним из вариантов решения проблем туристической отрасли могло бы стать введение косвенной государственной поддержки и регулирования цен путем предоставления определенного набора преференций и гарантий на основе двусторонних контрактов с теми, кто ведет туристскую деятельность, либо создает для нее условия, взамен выполнения обязательств о снижении цен. Сбалансированная стоимость обеспечит конкурентоспособность, заполнит имеющуюся инфраструктуру, привлечет дополнительные инвестиции, улучшит (за счет увеличения объемов продаваемого тур-продукта) экономические показатели отрасли и сбор налогов. И что немаловажно, позитивно скажется на имидже государства, позиционировавшего олимпийский проект как стимул к масштабному развитию региона.
В этой связи рядом экспертов предлагается рассмотреть вопрос запуска на территории города Сочи пилотного проекта введения косвенной государственной поддержки и регулирования цен предприятий Сочи, формирующих туристический продукт. Для чего создать структуру государственно-частного партнерства - Управляющую Корпорацию «Ростуризм Сочи», участниками которой могут быть государство и инвесторы, при участии Федерального агентства по туризму РФ и Министерства курортов и туризма Краснодарского края [3]. Возможные задачи Управляющей Корпорации «Ростуризм Сочи»:
— формирование единого туристического продукта города Сочи;
— продвижение туристического продукта на международном рынке;
— регулирование цены-качества, снижение себестоимости турпродукта, снижение цен;
— классификация и сертификация предприятий туристической отрасли города;
— выработка правил и условий предоставления государственных преференций;
— процедура заключения контрактов и предоставление преференций;
— контроль за выполнением условий контрактов;
— выработка механизмов поддержки Олимпийских инвесторов;
— регулирование логистических процессов;
— учет туристического потока;
— работа над ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»;
— привлечение инвестиций;
— прозрачная система управления под контролем государства и инвесторов.
Возможные государственные преференции - особые экономические условия: условия землепользования, льготная кредитная политика, таможенные условия, подключение и эксплуатация инженерных сетей, налоговые условия, пограничные условия [4]. В случае успешной реализации подобных решений опыт может быть распространен на все туристические центры России.
С нашей точки зрения, кроме упомянутых мероприятий с целью усиления активности тури-стопотока и повышения востребованности объектов туристской инфраструктуры Красной Поляны и г. Сочи в постолимпийский период видятся перспективными следующие действия.
1. Применение стратегии дифференцированного маркетинга. Необходимо выделить несколько целевых сегментов рынка, наиболее перспективных для продаж туристских программ в Сочи. Для каждого из этих сегментов разработать концепцию туристского продукта и комплекс маркетинга. Среди таких групп потребителей турпродукта Красной Поляны могут быть нуждающиеся в санаторном лечении, туристы, ориентированные на занятия спортом, корпоративные заказчики.
2. Красная Поляна должна стать всероссийским многофункциональным горноклиматическим курортом. В идее нового курорта кроме преобладающей сейчас спортивной тематики должен появиться широкий профиль специализации: оздоровление, реабилитация, экологическое просвещение, обучение. Для этого необходимо развивать компонент санаторно-курортного обслуживания, создать условия для формирования тренингового центра и различных видов активного туризма, в том числе экологического. Это позволит расширить круг целевых клиентов.
3. Привлечение корпоративных заказчиков. В условиях многофункционального горноклиматического курорта компании смогут проводить корпоративные мероприятия, включающие одновременно занятия спортом, культурно-развлекательную программу, оздоровительные процедуры и обучение. Для этого необходимо разработать набор стандартных программ 3-5 дневной продолжительности, включающих тренинги, курсы повышения квалификации, лекции.
4. Запуск шоу-программы «Большие сочинские игры». Полезно ввести практику проведения спортивных соревнований, творческих конкурсов, показательных выступлений (игр) между представителями крупных российских компаний. Игры могут проходить в несколько туров, сначала между предприятиями одной отрасли, потом межотраслевые. Календарь игр нужно составлять на весь год. Такое мероприятие позволит привлечь внимание работников этих отраслей, даст возможность выражать корпоративную и отраслевую солидарность, болеть за компании, профессии, ведомства. Формат шоу-проекта позволит привлечь финансирование и повысить эффективность продвижения курорта. Постепенно к участию в играх могут быть привлечены и зарубежные компании.
5. Развитие социального туризма в Сочи. Для наименее обеспеченных групп населения (пенсионеры, лица с ограниченными физическими возможностями, учащиеся) предоставлять туры в Сочи по сниженным ценам и с частичной компенсацией стоимости.
Выше перечисленные направления развития курорта г. Сочи в постолимпийский период не умаляют важности задач по снижению стоимости обслуживания и транспортных тарифов, инфраструктурных проблем и прочих факторов, тормозящих развитие внутреннего и въездного туризма.
Приведенные мероприятия позволят не только повысить популярность курорта, но и снизить сезонность спроса, привлечь инвестиции в развитие региона и решить некоторые социальные задачи.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ № 991 от 29 декабря 2007 г. «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».
2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».
3. Кривоносов С.В. Экспертное заключение «Внутренний и въездной туризм в Российской Федерации» / Материалы работы экспертного совета Государственной Думы по внутреннему и въездному туризму в Российской Федерации. - М., 2014. - С. 1-4.
4. Лебедева Ю.А. Финансово-экономический анализ туристского предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5. - С. 204-206.
5. Чудновский А.Д., Чирков Б.Д., Москалева Н.Б. Проблемы обеспечения безопасности туристов // Вестник Университета (Государственный Университет управления). - 2009. - № 21. - С. 228-234.