Научная статья на тему 'Предложения по актуализации показателей оценки эффективности деятельности учреждений первичного звена на примере Москвы'

Предложения по актуализации показателей оценки эффективности деятельности учреждений первичного звена на примере Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценочные показатели / стандартизация / медицинская организация / первичная медико-санитарная помощь / ресурсы / стандарт качества управления ресурсами / пациентоориентированность / балльные оценки / evaluation indicators / standardization / medical organization / primary health care / resources / resource management Quality standard / patient orientation / point estimates

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бударин Сергей Сергеевич

В статье представлены результаты исследования по формированию перечня оценочных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослого населения. Исходя из принципов системы сбалансированных показателей предложено скорректировать действующий Стандарт качества управления ресурсами и обновить его на основе двух блоков оценочных показателей: один – по оценке состояния ресурсов и эффективности их использования; второй – по оценке результатов медицинской деятельности с учетом фактических данных деятельности медицинской организации. Для повышения объективности оценки о доступности и качестве условий оказания медицинской помощи предлагается дополнить второй блок оценочными показателями, характеризующими результаты общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бударин Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposals for updating indicators for evaluating the effectiveness of primary care institutions on the example of Moscow

The article presents the results of a study on the formation of a list of estimated performance indicators of outpatient clinics for the adult population. Based on the principles of the balanced scorecard, it is proposed to adjust the current resource management Quality standard and create it based on two blocks of evaluation indicators. One is to assess the state of resources and the effectiveness of their use, and the second is to assess the results of medical activities, taking into account the actual data of the activities of a medical organization. In order to increase the objectivity of the assessment of the accessibility and quality of medical care conditions, it is proposed to supplement the second block with evaluation indicators characterizing the results of public opinion.

Текст научной работы на тему «Предложения по актуализации показателей оценки эффективности деятельности учреждений первичного звена на примере Москвы»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Предложения

по актуализации показателей оценки эффективности деятельности учреждений первичного звена на примере Москвы

Бударин С.С. Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «На-

учно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, г. Москва, Российская Федерация

Резюме

В статье представлены результаты исследования по формированию перечня оценочных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослого населения. Исходя из принципов системы сбалансированных показателей предложено скорректировать действующий Стандарт качества управления ресурсами и обновить его на основе двух блоков оценочных показателей: один - по оценке состояния ресурсов и эффективности их использования; второй - по оценке результатов медицинской деятельности с учетом фактических данных деятельности медицинской организации. Для повышения объективности оценки о доступности и качестве условий оказания медицинской помощи предлагается дополнить второй блок оценочными показателями, характеризующими результаты общественного мнения.

Ключевые слова:

оценочные показатели; стандартизация; медицинская организация; первичная медико-санитарная помощь; ресурсы; стандарт качества управления ресурсами; пациентоориентированность; балльные оценки

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бударин С.С. Анализ экспертных предложений по актуализации показателей оценки деятельности учреждений первичного звена на примере Москвы // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2024. Т. 10, № 2. С. 48-58. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2024-10-2-48-58

Статья поступила в редакцию 22.04.2024. Принята в печать 31.05.2024.

Proposals for updating indicators for evaluating the effectiveness of primary care institutions on the example of Moscow

Budarin S.S. Research Institute of Health Care organization and Me-

dical Management, 115088, Moscow, Russian Federation

Abstract

The article presents the results of a study on the formation of a list of estimated performance indicators of outpatient clinics for the adult population. Based on the principles of the balanced scorecard, it is proposed to adjust the current resource management Quality standard and create it based on two blocks of evaluation indicators. One is to assess the state of resources and the effectiveness of their use, and the second is to assess the results of medical activities, taking into account the actual data of the activities of a medical organization. In order to increase the objectivity of the assessment of the accessibility and quality of medical care conditions, it is proposed to supplement the second block with evaluation indicators characterizing the results of public opinion.

Keywords:

evaluation indicators; standardization; medical organization; primary health care; resources; resource management Quality standard; patient orientation; point estimates

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of Interest.

For citation: Budarin S.S. Analysis of expert proposals on updating indicators for evaluating the activities of primary care institutions on the example of Moscow. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2024; 10 (2): 48-58. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2024-10-2-48-58 (in Russian) Received 22.04.2024. Accepted 31.05.2024.

В 2015 г. по рекомендации Главного контрольного управления г. Москвы для оценки финансово-хозяйственной и управленческой деятельности медицинских организаций (МО) государственной системы здравоохранения г. Москвы был внедрен Стандарт качества управления ресурсами (СКУР), который использовался в системе здравоохранения более 5 лет [1].

В СКУР применяется метод группировки оценочных показателей на основе признака их отношения к области управления (финансы, закупки, кадры, имущество и др.). При этом оценка качества управления ресурсами не свя-

зана с результатами основной деятельности МО, т.е. с процессами оказания населению медицинской помощи, что снижает объективность выводов об эффективности использования ресурсов в МО.

Понятие эффективность использования ресурсов определено в стандарте внешнего государственного аудита (контроля) «Аудит эффективности» (СГА 104), утвержденного Счетной палатой Российской Федерации, и понимается как «...соотношение между достигнутыми результатами (непосредственными и (или) конечными результатами, итоговыми эффектами)

и использованными для их достижения федеральными и иными ресурсами, отражающее экономность и (или) результативность использования федеральных и иных ресурсов»1.

Изучение научных публикаций и мнения экспертов позволяют утверждать, что для оценки эффективности следует выбирать показатели, которые отражают результаты основной деятельности МО и сопоставлять степень достижения результата с объемом затраченных ресурсов [2-6].

В соответствии с программами научного обеспечения столичного здравоохранения в ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» в течение ряда лет реализуются научно-исследовательские работы, касающиеся разработки методических подходов к оценке эффективности управления ресурсами и преобразованию деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, подведомственных ДЗМ.

В 1992 г. Д. Нортон и Р. Каплан2 разработали систему сбалансированных показателей, которая служит инструментом управления бизнес-процессами. С помощью определения ключевых показателей эффективности (КР1) измеряется выполнение основных задач деятельности организации и проводится их сравнение с поставленными целями. Таким образом, проводится анализ результативности деятельности организации и исходя из полученных результатов разрабатываются мероприятия по корректировке процессов, способствующих улучшению деятельности.

В рамках исследований с учетом принципов формирования системы сбалансированных показателей3 [7] предложено усовершенствовать структуру СКУР и дополнить его блоком оценочных показателей, характеризующих качество управления процессами оказания медицинской помощи и результаты ее оказания. При этом следует учитывать, что показатели данного

блока не являются универсальными для всех МО, а зависят от ряда параметров, таких как вид и условия оказания медицинской помощи, возраст прикрепленного населения (взрослое, детское) и других параметров.

Цель - провести анализ мнения экспертов и научных публикаций в области оценки эффективности управления деятельностью МО и сформировать предложения по актуализации перечня оценочных показателей, характеризующих деятельность МО, оказывающей взрослому населению первичную медико-санитарную помощь (ПМСП).

Материал и методы

В качестве источников информации использовались практические результаты научных исследований в ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» в рамках научно-исследовательской работы «Эффективное управление ресурсами столичного здравоохранения. Научно-методическая и прогнозная оценка ресурсов в системе здравоохранения и влияние их достаточности на эффективность деятельности медицинских организаций» и научные публикации о методических подходах к оценке эффективности деятельности МО. Сбор и обработка данных осуществляли с помощью методов системного анализа, аудита эффективности и экспертных оценок.

Результаты

Стандарт качества управления ресурсами

Разработка СКУР и его использование в Москве является одним из вариантов развития научных изысканий по созданию методов оценки эффективности деятельности МО на основе принципов стандартизации, т.е. «...установление правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования»4.

1 https://ach.gov. т/documents/standarts/

2 https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/norton1.pdf

3 https://1 c-predpriyatie-qlik. ivan-shamaev.ш/wp-content/uploads/2017/12/norton_kaplan_balanced_scorecard.pdf

4 https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/standardization

СКУР включает оценочные показатели, которые могут применяться к МО, оказывающим медицинскую помощь населению в амбулаторных и стационарных условиях, независимо от их мощности по обслуживанию населения [1]. Регулировка нормативных критериев оценки и формирование результирующей оценки в баллах позволяют осуществлять сравнение деятельности МО разного вида в части управления ресурсами, но не позволяют оценить качество взаимосвязи между управлением ресурсами и качеством управления процессами оказания медицинской помощи или достигнутыми результатами.

В результате проведения научных исследований [8, 9] и анализа публикаций [6, 7, 10, 20] было предложено сформировать следующие блоки оценочных показателей: блок, характеризующий финансово-экономическую и организационную деятельность МО (блок показателей оценки эффективности использования ресурсов и управления), и блок, характеризующий основную (медицинскую) деятельность, при этом перечень показателей зависит от вида и условий оказания медицинской помощи (амбу-латорно, стационарно, для детей или взрослых и т.д.) (блок показателей оценки эффективности основной деятельности). Кроме того, в единую стандартизированную систему оценки целесообразно включить блок показателей, сформированных с учетом результатов общественного мнения о доступности и качестве условий оказания медицинской помощи [11, 12].

Результаты исследования и предложения по формированию блоков оценочных показателей представлены ниже.

Блок показателей оценки эффективности использования ресурсов и управления

МО государственного сектора здравоохранения характеризуются наличием высокой доли доходов (для МО, оказывающих ПМСП, - >85%

от общего объема доходов), получаемых за счет государственных источников финансирования, прежде всего за счет средства обязательного медицинского страхования [10].

Нормативы финансового обеспечения определяются соответствующими тарифными соглашениями на основе утвержденных государственных программ в сфере здравоохранения и других нормативных правовых актов, в связи с чем основные параметры финансово-хозяйственной деятельности привязаны, например, для амбулаторно-поликлинических учреждений к численности и половозрастному составу обслуживаемого населения [13].

В этой связи важнейшей характеристикой ресурсных возможностей МО является показатель расходов МО в расчете на одного прикрепленного гражданина. Прибыль не является главной целью деятельности государственных МО, поэтому важно сбалансировать доходы и расходы с учетом обязательства по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью, используя для этой цели кадровые и материально-технические ресурсы МО.

Обеспеченность МО кадровыми ресурсами характеризуется числом врачей, приходящихся на численность обслуживаемого населения, и показателем укомплектованности (отношение числа занятых штатных должностей врачей и среднего медицинского персонала к числу штатных должностей), что является характеристикой ресурсных возможностей.

Реализация проекта «Новый стандарт московских поликлиник» (НСМП)5 предусматривает наличие в каждом филиале амбулаторно-поли-клинического учреждения врачей 8 основных наиболее востребованных специальностей: врач общей практики (ВОП)/врач-терапевт, оториноларинголог, офтальмолог, уролог, хирург, кардиолог, невролог и эндокринолог. Нормативными актами6 определено рекомендуемое число

5 https://mosgorzdrav.ru/uploads/magic/ru-RU/Landing-0-98-src-1706278282.5545.pdf

6 Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726).

врачей на 10 тыс. прикрепленного населения, которое должно соблюдаться МО в зависимости от потребности населения и количества обращений за медицинской помощью7. К этой группе показателей следует отнести и оценку уровня квалификационной категории врачей и среднего медицинского персонала.

Показателем, характеризующим эффективность управления финансово-экономическим блоком МО, является отношение доходов к расходам, при этом следует учитывать, что МО государственной системы здравоохранения имеют право оказывать платные услуги для населения, что может повысить уровень доходов, которые расходуются на оплату труда работников МО, покупку медицинского оборудования и инструментов, улучшение условий оказания медицинских услуг.

Медицинская деятельность является основной целью МО, поэтому оптимальная доля немедицинских расходов свидетельствует о качестве управления ресурсами МО, это позволяет включать данный показатель в перечень оценочных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности МО.

Фонд оплаты труда (ФОТ) является основной статьей расходов в МО, оказывающих ПМСП, где он составляет свыше 80%. Доступность медицинской помощи в амбулаторно-поликлини-ческих учреждениях в значительной степени зависит от обеспеченности кадровыми ресурсами (врачи, средний медицинский персонал), поэтому долю ФОТ медицинского персонала в общем объеме ФОТ МО следует рассматривать в качестве показателя, характеризующего эффективность использования ресурсов МО. К этой же группе показателей следует отнести показатели соответствия уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала уровню начисленной заработной платы

работников в регионе, нормативный критерий которого определен соответствующим Указом Президента РФ8.

К оценочным показателям, характеризующим материально-технические ресурсы (МТР) могут быть также отнесены показатели, оценивающие долю медицинского оборудования со сроком эксплуатации более 10 лет или введенного в эксплуатацию в последние 3 года, а к качеству управления ресурсами МО - такие показатели, как удельный вес количества дней простоя медицинского оборудования в общем количестве рабочих дней, в том числе в связи с ремонтом, отсутствием медицинского персонала, расходных материалов и др. Эффективность использования МТР может оцениваться также с помощью показателя, характеризующего интенсивность применения медицинского оборудования в диагностических целях. Однако отсутствие первичных данных, необходимых для формирования оценочных показателей, или их сложная обработка [14] не позволяет в настоящее время применять данные показатели для оценки качества управления ресурсами (табл. 1).

Результатом эффективного управления ресурсами и их достаточности должно быть высокое качество медицинского обслуживания населения и обеспечение доступности медицинской помощи [8].

Блок показателей оценки эффективности основной деятельности

Качество использования ресурсов МО, оказывающей ПМСП взрослому населению, в первую очередь характеризуется доступностью медицинской помощи и в соответствии с этим условием формируется группа оценочных показателей.

Показатели, характеризующие возможность записаться на прием к врачу-специалисту в пре-

7 Приказ Минздрава России от 29.11.2019 № 974 «Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах».

8 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Таблица 1. Перечень показателей эффективности использования ресурсов и управления и источники информации для амбулаторно-поликлинических учреждений (синим шрифтом выделены показатели из первоначальной версии Стандарта качества управления ресурсами)

№ Наименование показателя Источник информации

Показатели наличия (достаточности) ресурсов

1 Расходы МО в расчете на одного прикрепленного гражданина ЕМИАС

2 Обеспеченность врачами терапевтического профиля (ВОП, терапевт) в расчете на 100 тыс. численности прикрепленного населения ЕМИАС

3 Укомплектованность МО врачами-специалистами (оториноларинголог, офтальмолог, уролог, хирург, кардиолог, невролог, эндокринолог) ЕМИАС

4 Доля врачей с высшей и первой квалификационными категориями в общей численности врачей (статус «Московский врач») ЕМИАС

5 Удельный вес медицинского оборудования со сроком эксплуатации 10 лет и более в общем количестве медоборудования, находящегося на балансовом учете Ограничения

6 Удельный вес медицинского оборудования, введенного в эксплуатацию за последние 3 года Ограничения

Показатели качества (эффективности) управления ресурсами

7 Отношение суммы доходов за отчетный период и остатков на начало отчетного периода к произведенным расходам ЕМИАС

8 Удельный вес немедицинских расходов в общих расходах МО ЕМИАС

9 Удельный вес фонда оплаты труда медицинского персонала в общем объеме фонда оплаты труда ЕМИАС

10 Отношение уровня начисленной среднемесячной заработной платы врачей к уровню среднемесячной начисленной заработной платы работников в регионе ЕМИАС

11 Отношение уровня начисленной среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала к уровню среднемесячной начисленной заработной платы работников в регионе ЕМИАС

12 Удельный вес количества дней простоя медицинского оборудования в общем количестве дней работы Ограничения

13 Интенсивность использования медицинского оборудования Ограничения

Здесь и в табл. 2: расшифровка аббревиатур дана в тексте.

делах установленного срока (например, в Москве к врачу-терапевту/ВОП в течение 4 дней от даты записи, к другим врачам установлены другие сроки) свидетельствуют о доступности медицинской помощи9 и качестве организации процессов с учетом имеющихся ресурсов.

К числу таких показателей можно отнести показатели, измеряющие долю пациентов, ожи-

дающих прием врача (включая прием дежурного врача) сверх установленного лимита времени.

В этот же блок предлагается включить показатели, характеризующие качество профилактической работы МО, такие как доля посещений с профилактической целью в общем количестве посещений или доля случаев заболевания, выявленного при проведении профилактиче-

9 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2016 № 293 (ред. от 7.11.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" и критериев оценки устойчивости его внедрения».

ского медицинского осмотра (диспансеризации) с впервые в жизни установленным диагнозом в общем количестве выявленных заболеваний с впервые установленным диагнозом.

К показателям, которые могут найти применение по мере развития информатизации в сфере здравоохранения, следует отнести такие, как доля граждан, прошедших 1-й этап диспансеризации, в общей численности взрослого населения, прикрепленного к МО и/или прошедших профилактический медицинский осмотр не более чем за 3 визита в МО или доля пациентов, в отношении которых соблюдена периодичность приемов с целью диспансерного наблюдения.

Вышеперечисленные оценочные показатели основываются на фактических данных, полученных из статистической и бухгалтерской отчетности или из информационно-аналитических систем, действующих во всех регионах России.

В ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» для оценки качества управления ресурсами разработана информационно-аналитическая система «АСОКУР», которая позволяет на основе первичных данных МО осуществлять оценку деятельности МО с периодичностью раз в квартал. В настоящее время первичные данные вносятся в АСОКУР из Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) г. Москвы, вручную, а по отдельным показателям (с пометкой «Ограничения») требуется разработка процессов сбора первичных данных для уточнения алгоритма расчета значений показателей. Однако МО имеют возможность после внесения имеющихся данных мониторировать свои достижения на протяжении всего отчетного периода и разрабатывать мероприятия по улучшению значений показателей [15].

Блок показателей оценки эффективности деятельности, основанных на результатах общественного мнения

Применение оценочных показателей на основе фактических данных о реализации процес-

сов оказания медицинской помощи является основным, но недостаточным для объективной оценки и принятия мер по совершенствованию системы здравоохранения. С целью повышения объективности оценок путем анкетирования или проведения социологических опросов населения изучается общественное мнение. Кроме того, можно использовать анкетирование медицинского персонала, который позволяет оценить качество использования ресурсов с позиции тех, кто их использует при оказании медицинской помощи.

В новом стандарте московских поликлиник сформулированы главные ценности и принципы работы МО, отражающие курс на пациенто-ориентированость10. Результаты анкетирования граждан позволяют оценить профессионализм медицинского персонала, его взаимоотношение с пациентами и создание для них благоприятных условий предоставления своевременной медицинской помощи глазами пациентов.

Курс на пациентоориентированность предусматривает реализацию медицинским персоналом 6 следующих основных ценностей и принципов: пациентоориентированность, профессионализм, доброжелательность, командная работа, доверие и уважение.

Пациентоориентированность означает действия персонала в интересах пациента, обеспечивая максимально комфортные и удобные условия для предоставления своевременной медицинской помощи, включая проведение исследований, процедур и лечения максимально эффективно и быстро, понимание сути проблем и переживаний, заинтересованности в результатах лечения пациента, его скорейшего выздоровления и др.

С декабря 2022 г. Департамент здравоохранения г. Москвы представляет результаты анкетирования пациентов МО, оказывающих взрослому населению ПМСП в виде рейтинга МО11.

Объединение оценочных показателей, отобранных с учетом фактических данных о дея-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 https://mosgorzdrav. т/myclinic

11 https://mosgorzdrav. т/myclinic

Таблица 2. Перечень показателей доступности, качества организации и результата оказания медицинской помощи для амбулаторно-поликлинических учреждений

№ Наименование показателя Источник информации

Показатели доступности медицинской помощи

1 Необеспеченность или доля пациентов в «красной зоне» (включая нереализованный спрос) по самозаписи к врачам-терапевтам и ВОП (на 4-й день и позже) ЕМИАС

2 Доля пациентов со временем ожидания приема врача-терапевта и ВОП за пределами «зеленой зоны» (>20 мин) ЕМИАС

3 Доля пациентов с длительным временем ожидания приема дежурного врача (>60 мин) ЕМИАС

4 Доля состоявшихся приемов дежурного врача в общем количестве пациентов, зарегистрированных в электронной очереди ЕМИАС

5 Необеспеченность или доля пациентов в «красной зоне» (включая нереализованный спрос) по самозаписи к врачам-специалистам, к которым разрешена самостоятельная запись на прием (на 8-й день и позже) ЕМИАС

6 Необеспеченность или доля пациентов в «красной зоне» (включая нереализованный спрос) к врачам-специалистам 2-го уровня (кардиолог, невролог, эндокринолог), к которым не разрешена самостоятельная запись на прием (на 11-й день и позже) ЕМИАС

Показатели качества организации и результата оказания медицинской помощи

7 Доля посещений с профилактической целью в общем количестве посещений Ограничения/ формы ФСН

8 Доля случаев заболевания, выявленного при проведении профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) с впервые в жизни установленным диагнозом в общем количестве выявленных заболеваний с впервые установленным диагнозом Ограничения/ формы ФСН

9 Доля уникальных пациентов, посетивших МО в общем количестве прикрепленного к МО населения Ограничения/ ЕМИАС

10 Доля граждан, прошедших диспансеризацию определенных групп взрослого населения (1-й этап) и профилактический медицинский осмотр не более чем за 3 визита в МО Ограничения

11 Доля пациентов, в отношении которых соблюдена периодичность приемов с целью диспансерного наблюдения Ограничения

12 Доля экстренных госпитализаций лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, в общем числе госпитализаций пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением Ограничения

тельности МО, в комплексе с оценкой общественного мнения позволяет повысить объективность оценки эффективности деятельности МО и является основой стандартизации методических подходов к формированию перечней оценочных показателей [16].

Интеграция значений показателей для оценки эффективности деятельности медицинских организаций

Оценочные показатели измеряются в различных единицах, для каждого показателя разрабатываются нормативные критерии оценки,

с помощью которых определяется уровень достижения ожидаемых результатов. Приведение значений показателей к единой системе измерения осуществляется с помощью балльных оценок, а их суммирование представляет собой общую оценку эффективности деятельности.

Соотношение суммирующих балльных оценок по каждому блоку позволяет оценить эффективность использования ресурсов и их достаточность для достижения запланированных значений показателей основной деятельности МО.

Различия между оценками, полученными по блоку показателей эффективности основной деятельности, на основе фактических данных и результатами общественного мнения требует со стороны МО дополнительного анализа процессов организации медицинской помощи и использования ресурсов.

Обсуждение

Требование к объективности и достоверности сравнительных оценок эффективности в сфере здравоохранения вызывает необходимость стандартизации подходов к формированию перечней оценочных показателей эффективности деятельности на всех уровнях управления и созданию единообразного метода расчета эффективности, что позволит осуществлять комплексную (интегральную) оценку деятельности в сфере здравоохранения в разных субъектах Российской Федерации [17-20].

Результаты проведенных исследований показывают, что применение системы сбалансированных показателей (ССП) на примере амбула-торно-поликлинических учреждений позволяет

формировать блоки оценочных показателей, характеризующих ресурсные возможности МО, эффективность их использования и результаты основной деятельности МО, включая доступность медицинской помощи для населения и результаты ее оказания. Важным элементом ССП является формирование блока оценочных показателей, основанных на результатах общественного мнения о доступности и качестве организации медицинской помощи.

Пилотная апробация предлагаемых оценочных показателей показала, что сбор данных для расчета большинства показателей может осуществляться с использованием ЕМИАС г. Москвы, а для расчета отдельных показателей необходимо создание дополнительных программ по сбору и обработке данных или использовать для этой цели информацию из форм федерального статистического наблюдения.

Заключение

Стандартизация методических подходов к формированию перечня оценочных показателей деятельности МО позволяет внедрять единый подход к оценке управления и использования государственных ресурсов в сфере здравоохранения и повысить объективность общей оценки эффективности деятельности МО.

Важным элементом процесса стандартизации оценочных показателей является организация сбора и обработки достоверных первичных данных, характеризующих деятельность МО. Наличие информационно-аналитических систем повышает возможность разработки новых показателей, в том числе с учетом показателей, характеризующих результаты общественного мнения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бударин Сергей Сергеевич (Sergey S. Budarin) - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», Москва, Российская Федерация E-mail: BudarinSS@zdrav.mos.ru https://orcid.org/0000-0003-2757-5333

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Е.И., Бударин С.С., Эльбек Ю.В., Волкова О.А. Внедрение Стандарта качества управления ресурсами // Московская медицина. 2019. № 5 (33). С. 89-94. EDN WGNLPR.

2. Бекбергенова З., Дербиссалина Г., Умбетжанова А. и др. Ключевые показатели эффективности как метод мониторинга сестринской службы // Медицинские новости Грузии. 2020. № 299. С. 151-157. PMID: 32242864.

3. Campbell N., Ordunez P., Jaffe M.G. et al. Implementing standardized performance indicators to improve hypertension control at both the population and healthcare organization levels // J. Clin. Hypertens. 2017. Vol. 19. P. 456-461. DOI: https://doi.org/10.1111/ jch.12980

4. Галлямов Р., Кузнецова Ю. Качество медицинской помощи в российском регионе: сравнительный анализ «субъективных» показателей [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2019. Вып. 9. С. 146-153. URL: http://ras.jes.su/socis/ s013216250006654-2-1-en (дата обращения: 15.10.2023). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250006654-2

5. Nelson J., Ding A., Mann S., Parsons M., Samei E. Key performance indicators for quality imaging practice: why, what, and how // J. Am. Coll. Radiol. 2022. Vol. 19, N 1. Pt A. P. 4-12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jacr.2021.09.044

6. Тинасилов М.Д., Уркумбаева А.Р. Инновационная модель развития здравоохранения в рамках науки социальной экономики // Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины. 2019. Т. 23, № 1. С. 5-8. EDN VZNNIO.

7. Rahimi H., Kavosi Z., Shojaei P., Kharazmi E. Key performance indicators in hospital based on balanced scorecard model // J. Health Man Info. 2017. Vol. 4, N 1. P. 17-24.

8. Бударин С.С., Эльбек Ю.В. Влияние качества управления ресурсами на доступность медицинской помощи // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15, № 3 (59). С. 88-93. DOI: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-88-93 EDN GTSDSS.

9. Бударин С.С., Волкова О.А., Смирнова Е.В. Оценка эффективности использования ресурсных возможностей медицинских организаций для обеспечения доступности медицинской помощи на основе данных информационных систем в сфере здравоохранения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 5. С. 111-125. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6435-2021-5-111-125 EDN HPXQNB.

10. Sedevich-Fons L. Financial indicators in healthcare quality management systems // TQM J. 2014. Vol. 26, N 4. P. 312-328. DOI: https://doi.org/10.1108/TQM-01-2014-0009

11. Ruter A., Ortenwall P., Wikstrom T. Performance indicators for major incident medical management - a possible tool for quality control? // Int. J. Disaster Med. 2004. Vol. 2, N 1-2. P. 52-55. DOI: https://doi.org/10.1080/15031430410023355

12. Таджиев И.Я., Белостоцкий А.В., Бударин С.С. Качество медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы в оценках пациентов и врачей // Социология медицины. 2017. Т. 16, № 2. С. 100-106. DOI: https://dol.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-100-106 EDN YQEZVQ.

13. Тимофеева А.С. Современные модели управления поликлиникой: литературный обзор // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4, № 2. С. 101-111. DOI: https://dol.org/10.47619/2713-2617. zm.2023.v.4i2;101-111 EDN CGQSYV.

14. Борисов И.В., Бондарь В.А., Кудинов Д.А. и др. Проблемы и перспективы информационных технологий в здравоохранении России: современные реалии // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2022. Т. 4, № 4. С. 271-282. DOI: https://dol.org/10.36425/rehab110384 EDN SAGQKI.

15. Бударин С.С., Бакулина Н.Е., Эльбек Ю.В. Практика совершенствования информационной аналитической системы ИАС СКУР НИИОЗММ ДЗМ // Московская медицина. 2020. № 4 (38). С. 58-63. EDN KLCKLS.

16. Бударин С.С., Старшинин А.В., Тяжельников А.А. и др. Ценность комплексного подхода к оценке доступности первичной медико-санитарной помощи с учётом общественного мнения и данных ЕМИАС // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 5. С. 411-417. DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-411-417 EDN UULMIU.

17. Коновалов А.А., Ромашкова О.Н. Модель гибкой программной архитектуры для управления региональной системой здравоохранения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2023. № 2-2. С. 82-87. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2966.2023.02-2.18 EDN RHDPVE.

18. Куликова О.М., Усачева Е.В., Шамис В.А. и др. Модель финансового обеспечения регионального здравоохранения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17, № 7 (400). С. 1367-1391. DOI: https://dol.org/10.24891/ re.16.10.1823 EDN RPSVWQ.

19. Пинкус Т.М., Степчук М.А., Крылова Л.С. Актуализация экономических методов управления развитием здравоохранения (на примере Белгородской области) // Региональная экономика. Юг России. 2021. Т. 9, № 3. С. 39-49. DOI: https://doi. org/10.15688/re.volsu.2021.3.4 EDN ZEJAUA.

20. Poscia A., Cambieri A., Tucceri C., Ricciardi W., Volpe M. [Audit as a tool to assess and promote the quality of medical records and hospital appropriateness: methodology and preliminary results] // Ig. Sanita Pubbl. 2015. Vol. 71, N 2. P. 139-156. PMID: 26057172.

REFERENCES

1. Aksenova E.I., Budarln S.S., El'bek Yu.V., Volkova O.A. Introduction of the resource management quality standard. Moskovskaya meditsina [Moscow Medicine]. 2019; 5 (33): 89-94. EDN WGNLPR. (in Russian)

2. Bekbergenova Z., Derbissalina G., Umbetzhanova A., et al. [Key indicators of performance as a method for monitoring nursing service]. Meditsinskie novosti Gruzii [Georgian Medical News]. 2020: (299): 151-7. PMID: 32242864. (in Russian)

3. Campbell N., Ordunez P., Jaffe M.G., et al. Implementing standardized performance indicators to improve hypertension control at both the population and healthcare organization levels. J Clin Hypertens. 2017; 19: 456-61. URL: https://doi.org/10.1111/jch.12980

4. Gallyamov R., Kuznetsova Yu. The quality of medical care In the Russian region: a comparative analysis of «subjective» Indicators [Electronic resource]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. 2019; (9): 146-53. URL: http://ras.jes.su/socis/ s013216250006654-2-1-en (date of access October 15, 2023). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250006654-2 (in Russian)

5. Nelson J., Ding A., Mann S., Parsons M., Samei E. Key performance indicators for quality imaging practice: why, what, and how. J Am Coll Radiol. 2022; 19 (1 pt A): 4-12. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jacr.2021.09.044

6. Tinasilov M.D., Urkumbayeva A.R. Innovative model of healthcare development within the framework of the science of

social economics. Aktual'nye problemy teoreticheskoy i klinicheskoy meditsiny [Actual Problems of Theoretical and Clinical Medicine]. 2019; 23 (1): 5-8. EDN VZNNIO. (in Russian)

7. Rahimi H., Kavosi Z., Shojaei P., Kharazmi E. Key performance indicators in hospital based on balanced scorecard model. J Health Man Info. 2017; 4 (1): 17-24.

8. Budarin S.S., El'bek Yu.V. The influence of the quality of resource management on the availability of medical care. Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Kazan State Agrarian University.] 2020; 15 [3 (59)]: 88-93. DOI: https://doi. org/10.12737/2073-0462-2020-88-93 EDN GTSDSS. (in Russian)

9. Budarin S.S., Volkova O.A., Smirnova E.V. Evaluation of the effectiveness of using the resource capabilities of medical organizations to ensure the availability of medical care based on data from information systems in the field of healthcare. ETAP: ekonomiches-kaya teoriya, analiz, praktika [STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice]. 2021; 5: 111-25. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6435-2021-5-111-125 EDN HPXQNB. (in Russian)

10. Sedevich-Fons L. Financial indicators in healthcare quality management systems. TQM J. 2014; 26 (4): 312-28. DOI: https:// doi.org/10.1108/TQM-01-2014-0009

11. Ruter A., Ortenwall P., Wikstrom T. Performance indicators for major incident medical management - a possible tool for quality control? Int J Disaster Med. 2004; 2 (1-2): 52-5. DOI: https://doi. org/10.1080/15031430410023355

12. Tadzhiev I.Ya., Belostotsky A.V., Budarin S.S. The quality of medical care in medical organizations of the state healthcare system of Moscow in the assessments of patients and doctors. Sotsiologiya meditsiny [Sociology of Medicine]. 2017; 16 (2): 100-6. DOI: https:// doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-100-106 EDN YQEZVQ. (in Russian)

13. Timofeeva A.S. Modern models of polyclinic management: a literary review. Zdorov'e megapolisa [Health of Megapolis]. 2023; 4 (2): 101-11. DOI: https://doi.org/10.47619/2713-2617. zm.2023.v.4i2;101-111 EDN CGQSYV. (in Russian)

14. Borisov I.V., Bondar' V.A., Kudinov D.A., et al. Problems and prospects of information technologies in healthcare in Russia:

modern realities. Fizicheskaya i reabilitatsionnaya meditsina: meditsinskaya reabilitatsiya [Physical and Rehabilitation Medicine, Medical Rehabilitation]. 2022; 4 (4): 271-82. DOI: https://doi. org/10.36425/rehab110384 EDN SAGQKI. (in Russian)

15. Budarin S.S., Bakulina N.E., El'bek Yu.V. The practice of improving the information analytical system of IAS SCUR NIIOZMM DZM. Moskovskaya meditsina [Moscow Medicine]. 2020; 4 (38): 58-63. EDN KLCKLS. (in Russian)

16. Budarin S.S., Starshinin A.V., Tyazhel'nikov A.A., et al. The value of an integrated approach to assessing the availability of primary health care, taking into account public opinion and EMIAS data. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. 2021; 65 (5): 411-7. DOI: https://doi. org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-411-417 EDN UULMIU. (in Russian)

17. Konovalov A.A., Romashkova O.N. A model of a flexible software architecture for managing a regional healthcare system. Sovre-mennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estest-vennye i tekhnicheskie nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Natural and Technical Sciences]. 2023; (2-2): 82-7. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2966.2023.02-2.18 EDN RHDPVE. (in Russian)

18. Kulikova O.M., Usacheva E.V., Shamis V.A., et al. The model of financial support for regional healthcare. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. 2021; 17 [7 (400)]: 1367-91. DOI: https://doi.org/10.24891/ re.16.10.1823 EDN RPSVWQ. (in Russian)

19. Pinkus T.M., Stepchuk M.A., Krylova L.S. Updating economic methods of healthcare development management (on the example of Belgorod Region). Regional'naya ekonomika: Yug Rossii [Regional Economy: South of Russia]. 2021; 9 (3): 39-49. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2021.3.4 EDN ZEJAUA. (in Russian)

20. Poscia A., Cambieri A., Tucceri C., Ricciardi W., Volpe M. [Audit as a tool to assess and promote the quality of medical records and hospital appropriateness: methodology and preliminary results]. Ig Sanita Pubbl. 2015; 71 (2): 139-56. PMID: 26057172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.