Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
513
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бударин С. С., Волкова О. А., Смирнова Е. В.

Повышение доступности и качества медицинской помощи является основой задач, решаемых в ходе реализации государственных программ и национальных проектов в сфере здравоохранения. Мониторинг оценки достаточности ресурсов и эффективности управления ими на всех этапах организации и оказания медицинской помощи позволяет своевременно принимать управленческие решения и направлять ресурсы в проекты, которые способствуют достижению целевых значений медико-демографических показателей здоровья населения. Многогранность информации о деятельности медицинских организаций требует разработки специальных методических подходов к ее сбору, обработке и анализу, чтобы описать причинно-следственную связь между объемом инвестиций в систему здравоохранения и полученными результатами. В исследовании представлены результаты анализа показателей, характеризующих доступность медицинской помощи, рассчитанных на основе данных Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) Москвы. Сопоставление данных медицинских организаций и целевых значений позволило установить взаимосвязь между объемом используемых ресурсов, прежде всего кадровых, и значениями показателей о доступности медицинской помощи, предусмотренных проектом «Новая модель медицинской организации». Подтверждена целесообразность развития информационных систем в сфере здравоохранения в целях разработки методов оценки достаточности и эффективности использования ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бударин С. С., Волкова О. А., Смирнова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM INFORMATION SYSTEMS IN THE FIELD OF HEALTHCARE

Improving the availability and quality of medical care is the basis of the tasks solved during the implementation of state programs and national projects in the field of healthcare. Monitoring the assessment of the sufficiency of resources and the effectiveness of their management at all stages of the organization and provision of medical care makes it possible to make management decisions in a timely manner and direct resources to projects that contribute to achieving the target values of medical and demographic indicators of public health. The versatility of information about the activities of medical organizations requires the development of special methodological approaches to its collection, processing and analysis in order to describe the causal relationship between the volume of investments in the healthcare system and the results obtained. The study presents the results of the analysis of the values of indicators characterizing the availability of medical care, calculated on the basis of data from the Unified Medical Information and Analytical System (EMIAS) of Moscow. The comparison of the data of medical organizations and the target values of indicators allowed us to establish a relationship between the volume of resources used, primarily personnel and the values of indicators on the availability of medical care provided for by the project "New model of medical organization". The expediency of the development of information systems in the field of healthcare in order to develop methods for assessing the sufficiency and efficiency of resource use is confirmed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ЭКОНОМИКА ЗДОРОВЬЯ

УДК: 336.58 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-5-111-125

Оценка эффективности использования ресурсных возможностей медицинских организаций для обеспечения доступности медицинской помощи на основе данных информационных систем в сфере здравоохранения

Повышение доступности и качества медицинской помощи является основой задач, решаемых в ходе реализации государственных программ и национальных проектов в сфере здравоохранения. Мониторинг оценки достаточности ресурсов и эффективности управления ими на всех этапах организации и оказания медицинской помощи позволяет своевременно принимать управленческие решения и направлять ресурсы в проекты, которые способствуют достижению целевых значений медико-демографических показателей здоровья населения. Многогранность информации о деятельности медицинских организаций требует разработки специальных методических подходов к ее сбору, обработке и анализу, чтобы описать причинно-следственную связь между объемом инвестиций в систему здравоохранения и полученными результатами. В исследовании представлены результаты анализа показателей, характеризующих доступность медицинской помощи, рассчитанных на основе данных Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) Москвы. Сопоставление данных медицинских организаций и целевых значений позволило установить взаимосвязь между объемом используемых ресурсов, прежде всего кадровых, и значениями показателей о доступности медицинской помощи, предусмотренных проектом «Новая модель медицинской организации». Подтверждена целесообразность развития информационных систем в сфере здравоохранения в целях разработки методов оценки достаточности и эффективности использования ресурсов.

Ключевые слова: показатели доступности медицинской помощи, медицинские организации, информационные системы, ресурсы здравоохранения.

Введение

Важными составляющими национального проекта «Здравоохранение» являются ВЦП «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» и Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [10; 13].

На модернизацию первичного звена в период 2021—

С.С.Бударин

О. А. Волкова

Е. В. Смирнова

© С. С. Бударин, 2021 © О. А. Волкова, 2021 © Е. В. Смирнова, 2021

2025 годов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации планируется направить более 500,0 млрд рублей, а на создание ЕГИСЗ в период 2019—2024 годов — свыше 110,0 млрд рублей [10; 13].

Программа модернизации предусматривает: создание объектов здравоохранения, капитальный ремонт имеющегося фонда, закупку медицинского оборудования и автотранспорта.

ЕГИСЗ обеспечивает единый цифровой контур в сфере здравоохранения, взаимодействуя с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг, и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Мое здоровье».

Одновременно с инвестициями в системе здравоохранения проводятся мероприятия организационного характера, реализация которых способствует улучшению доступности и качества оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи.

В 2018 году началось активное внедрение проекта «Новая модель медицинской организации "Бережливая поликлиника"», который позволяет переформатировать организацию работы поликлиник и повысить качество обслуживания пациентов [7; 8; 20]. Главной целью инициативы «Бережливая поликлиника» является совершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов, доступности оказываемых услуг, увеличение их эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь, а также организацию рабочих мест, обеспечивающих безопасность и комфортность работы [3; 6].

В основе проекта лежат принципы и инструменты концепции lean-management (бережливое производство) — управления, основанного на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала [9; 17].

Отличительным признаком «Новой модели медицинской организации» является ее пациентоориентированность, то есть доброжелательное отношение к пациенту, качественное оказание медицинской помощи, приоритет профилактических мероприятий и отсутствие очередей за счет правильной организации процессов работы персонала, что повышает уровень доступности медицинских услуг для населения [5; 15; 18].

Прототипом «Новой модели медицинской организации» в Москве стал проект «Московский стандарт поликлиники», который реализуется с 2015 года в целях повышения доступности и качества медицинской помощи, эффективности использования ресурсов медицинских организаций, оказывающих взрослому населению первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) [14].

В соответствии с принципами формирования «Новой модели» в московских поликлиниках упразднены регистратуры и организованы сестринские посты, по-

зволяющие пациентам без ожидания посещения врача получить рецепты, справки и результаты анализов, обеспечена возможность предварительной записи на прием к врачу через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) Москвы и/или инфоматы, которые установлены в поликлиниках, усовершенствована система маршрутизации пациентов за счет распределения потоков при обращении в медицинскую организацию [11; 14].

Важную роль в перестройке организационных процессов оказания медицинской помощи и их реализации играют медицинские информационно-аналитические системы, например ЕМИАС, которые обеспечивают сбор и обработку информации, а также надлежащий контроль за деятельностью медицинских организаций, что позволяет своевременно корректировать процессы организации медицинской помощи и способствует повышению качества управления ресурсами медицинских организаций [19; 21].

Информация, собираемая с помощью ЕМИАС, позволяет рассчитывать значения показателей, характеризующих эффективность деятельности медицинских организаций, оказывающих ПМСП, оценивать их ресурсные возможности для достижения целевых значений показателей исходя из критериев доступности, предусмотренных проектами «Новая модель медицинской организации» и «Московский стандарт поликлиники» [2; 21].

Цель исследования

Оценка эффективности использования ресурсных возможностей медицинских организаций для достижения целевых показателей, характеризующих доступность медицинской помощи, предусмотренных проектами «Новая модель медицинской организации» и «Московский стандарт поликлиники» на основе данных ЕМИАС.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе ретроспективных данных ЕМИАС о деятельности 45 медицинских организаций, оказывающих ПМСП взрослому населению, государственной системы здравоохранения Москвы (МО) за период 2016-2020 годов.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на персональном компьютере с применением программного обеспечения Microsoft Excel 2013 и пакета прикладных программ «Statistica 6».

Результаты исследования

Методическими рекомендациями проекта «Новая модель медицинской организации» предусмотрены критерии оценки доступности медицинской помощи новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, по трем показателям [7], которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели доступности первичной медико-санитарной помощи при реализации «Новой модели медицинской организации»

№ Показатели доступности ПМСП Целевое значение показателя Критерий оценки Источники данных

1 Обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами: - строго по времени; - по предварительной записи. Не менее 90% — доля посещений по установленному времени (допустимо отклонение, равное продолжительности одного приема согласно расписанию) Не менее 90% — доля посещений по предварительной записи Прием каждого отдельного специалиста медицинской организации соответствует установленным показателям Сведения о произведенных записях из МИС, ресурса «Электронная регистратура» Наблюдение за процессом проведения амбулаторного приема и опрос пациентов, находящихся в очереди у кабинета приема

2 Обеспечение удаленной записи на прием в медицинские организации Доля записей, произведенных без посещения регистратуры, составляет не менее 50% Удаленная запись на прием подразумевает запись: через Интернет (включая мобильные приложения); через инфомат; через колл-центр; из кабинета врача. Сведения о произведенных записях в МИС; сведения о количестве доступного времени (талонов) для записи через Интернет колл-центр, ресурс «Электронная регистратура».

3 Обеспечение выполнения профилактического осмотра и (или) первого этапа диспансеризации взрослого населения за минимальное количество посещений Не более трех посещений Сведения из МИС; учетно-отчетные формы, утвержденные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан

В проекте «Московский стандарт поликлиники» используется ряд дополнительных показателей, позволяющих оценить доступность медицинской помощи по направлениям: доступность терапевтического приема; приема специалистов, к которым разрешена самостоятельная запись пациентов на прием и к которым не разрешена самостоятельная запись пациентов на прием; работа кабинетов «Дежурный врач» и операционная эффективность [11; 14].

Значения показателей рассчитываются в ЕМИАС и позволяют осуществлять мониторинг доступности медицинской помощи в любой медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Анализ достижения целевых значений показателя «Обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами строго по времени», предусмотренного «Новой моделью медицинской организации» (критерий — доля посещений по установленному времени не менее 90%), проводился по результатам изучения данных ЕМИАС о времени ожидания приема в очереди к врачу общей практики (ВОП) и участковому терапевту по предварительной записи, с установленными границами ожидания: до 20 минут; от 20 до 40 минут; от 40 до 60 минут; от 60 и более, предусмотренными в проекте «Московский стандарт поликлиники».

По итогам обработки данных 9 медицинских организаций, расположенных в разных административных округах Москвы за период 2017—2019 годов, установлена положительная динамика значений показателей Среднее время ожидания приема (СВОП) и Доля пациентов, ожидающих в очереди менее 20минут (Доля 20), что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Значения показателей Доля 20 и СВОП по 9 МО за период 2017—2019 годов

МО Доля 20 СВОП, мин.

2017 2018 2019 2017 2018 2019

МО1 86,0 87,8 95,7 12,7 8,0 6,0

МО2 89,7 92,5 94,5 16,6 6,1 5,9

МО3 85,9 94,6 98,1 8,9 4,8 3,3

МО4 88,6 91,8 91,4 8,4 6,8 7,9

МО5 87,6 90,7 90,0 9,3 6,8 8,3

МО6 95,7 97,4 95,2 5,0 3,1 5,4

МО7 84,6 88,5 92,6 10,7 7,9 7,5

МО8 79,2 84,2 90,3 11,8 9,0 7,5

МО9 92,6 97,3 97,4 5,7 3,3 3,6

Среднее значение 87,8 91,6 93,9 9,9 6,2 6,2

Медиана 87,6 91,8 94,5 9,3 6,8 6,0

Дисперсия 22,6 19,4 8,9 12,8 4,3 3,3

Анализ представленных данных подтверждает, что в 2019 году все МО смогли превысить значение показателя доля 20% в 90%. При этом следует учитывать, что нормативное время приема пациентов ВОП или врачом-терапевтом составляет в медицинских организациях 12—15 минут, а для терапевтических участков, обслуживающих граждан с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), — 20 минут и больше.

Это позволяет утверждать, что при расчете показателя Доля 20 соблюдается допустимое отклонение, равное продолжительности одного приема согласно расписанию, предусмотренного критерием оценки проекта «Новая модель медицинской организации».

На рисунке 1представлена инфнрмацю! об измененияхзначения п оказаанке СВОП в 9 медицинских организациях по итогам 2017—2019 годов.

Рисунок 1. Значения показателя Среднее время ожидания приема врача-терапевта/ВОПв разреземедицинскихорганизаций.

Источник: данные ЕМИАС за 2017—2019 годы

Учитывая коэффициент вариации значений показателей, рассчитанный в процессе исследования, с вероятностью 95% можно утверждать, что и при более значительной выборке среднее значение СВОП будет находиться в интервале от 4,7 минуты до 7,7 минуты и не выйдет за его пределы и, следовательно, в 2019 году прием пациентов врачами терапевтами участковыми, ВОП (семейными врачами) во всех медицинских организациях Москвы, оказывающих ПМСП взрослому населению, осуществлялся по времени предварительной записи, и время его ожидания не превысило продолжительности одного приема по расписанию.

В отдельных медицинских организациях (МО4-МО6) значения показателей Доля 20 и СВОП в 2019 году по сравнению с 2018 годом несколько ухудшились. Для выяснения возможной причины негативной динамики значений показателей проведен анализ изменений численности врачей ВОП и врачей-терапевтов, который показал, что в период 2018—2019 годов в МО4-МО6 прирост численности врачей более низкий, чем в других медицинских организациях.

Результаты сравнения данных о нагрузке на врачей (число посещений на одного врача) показывают, что значение показателя в период 2018—2019 годов в МО4 незначительно снизилось, а в МО5 и МО6 увеличилось. Таким образом, некоторое ухудшение значений показателей Доля 20 и СВОП является следствием недостаточного увеличения числа врачей для обеспечения возросшей потребности населения в медицинской помощи [2].

Штатная численность врачей определяется исходя из потребности населения в медицинской помощи, но занятость штатных должностей осуществляется в соответствии с финансовыми возможностями медицинских организаций, то есть полученным доходом. Показатель дохода в расчете на численность прикреплен-

ного населения в МО4 и МО6 в 2019 году снизился по сравнению с 2018 годом, а в МО5 увеличился, но при этом остался на уровне ниже средней, рассчитанной для 9 выбранных медицинских организаций.

Таким образом, при анализе достижений целевых значений показателей доступности медицинской помощи необходимо оценивать достаточность, имеющихся ресурсов и эффективность их использования [1].

Сравнительный анализ достижения установленного целевого значения показателя «обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами по предварительной записи» (критерий—доля посещений по предварительной записи не менее 90%) проводился по результатам изучения данных ЕМИАС с учетом показателя, предусмотренного «Московским стандартом поликлиники» — доступность терапевтического приема или доля пациентов в «красной зоне», включая нереализованный спрос, по самозаписи к врачам-терапевтам/ВОП (Доля К). Под «красной зоной» понимается возможность пациентов записаться на прием на четвертый день от даты записи или позднее, либо не сумевших записаться.

Данные ЕМИАС за период 2016-2020 годов по 45 МО, оказывающим ПМСП, касающиеся записи пациентов к врачам терапевтического профиля, позволили рассчитать средние, максимальные и минимальные значения показателя Доля К, что представлено в таблице 3.

Таблица 3

Данные по показателю Доля К за период 2016-2020 годов, в%

Значения Доля К 2016 2017 2018 2019 2020

Среднее 2,56 5,37 6,69 10,75 26,91

Макс 7,76 12,69 22,69 28,19 54,25

Мин 0,27 0,39 0,85 1,68 1,76

Можно отметить резкий рост значения показателя в 2020 году, однако он связан с ограничениями, устанавливающими требования и правила профилактики СОУГО-19 в медицинских организациях, согласно которым Минздрав России регламентировал порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях [12]. В результате снизилась доступность плановой медицинской помощи и временно были отменены мероприятия по проведению диспансеризации и медицинских осмотров граждан.

Анализ данных за период 2016-2019 годов показывает рост значения показателя Доля К. При выяснении причин роста значения показателя Доля К следует учитывать влияние на них значения показателя доля неудовлетворенного спроса (Доля НС), так как пациент может самостоятельно выбрать дату приема врача исходя из своих потребностей и возможностей, в том числе на 4-й день и позже, в пределах установленного расписания врача на 14 дней.

Среднее значение показателя Доля НС в 2019 году по сравнению с 2017 годом и 2018 годом практически не изменилось (1,29% и 1,27% соответственно), а по

сравнению с 2018 годом значительно снизилось (1,29% и 1,96% соответственно). Исходя из этого можно утверждать, что обеспеченность амбулаторного приема плановых пациентов врачами по предварительной записи в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, составляет значительно выше 90%.

В ходе исследования проведен анализ показателя «Обеспеченность населения медицинской помощью по самозаписи», в совокупности по всем медицинским организациям, оказывающим ПМСП взрослому населению, на основе значений доли пациентов, попавших в зону «комфортного времени ожидания приема ВОП (семейных врачей) и врачей участковых терапевтов» (от 0 до 1 дня), «допустимого» (от 2 до 3 дней), «недопустимого» (от 4 до 14 дней) и «не смогли записаться к врачу» (неудовлетворенный спрос).

Результаты расчета по итогам 2019 года представлены на рисунке 2.

■ доля пациентов с комфортным временем ожидания приема

■ доля пациентов с допустимым временем ожидания приема

■ доля пациентов с недопустимым временем ожидания приема

■ неудовлетворенный спрос

Рисунок2.Времяожидания приемапосамозаписи к ВОП (семейным врачам) и врачам терапевтам в 2019 году Источник:данныеЕМИАСза2019 год.

Таким образом, принимая во внимание среднее значение показателя «доля пациентовс комфортным временеможиданияприема», составившее 68,3%,можно уверенно говоритьо высокойдоступностив столичныхмедицинскихорганизаци-ях, оказывающих ПМСП взрослому населению, приема ВОП (семейных врачей) и врачейучастковыхтерапевтовдлясамостоятельной записи населения[16].

В случаес «неудовлетворенным спросом»в общемпотокепациентовсо средним значением показателя чуть более одного процента (1,29%) и доверительным интервалом от 1,76% до 1,5% для генеральной совокупности, можно сделать вы-водо низком значении данного параметраво всех медицинских организациях, оказывающихПМСПвзросломунаселению.

При анализе показателя «недопустимое время ожидания» приема (от 4 до 14 дней)сосреднимзначениемпараметрадля всейсовокупности медицинскихорга-низаций, оказывающихПМСП взросломунаселению,— 9,5%,и доверительным интервалом от 1,7% до 11,3%, следует учитывать, что «отсроченная запись приема»

в значительной степени может являться выбором пациента, ориентирующегося на свои возможности в отношении даты и времени посещения врача.

Одновременно необходимо принимать во внимание, что, как и в случае с показателями «СВОП» и Доля 20, наиболее вероятными причинами роста значения показателя Доля К (общая доля пациентов с недопустимым временем ожидания приема и неудовлетворенным спросом) могут являться проблемы с ресурсным обеспечением (отсутствие медицинского персонала, кабинетов) или эффективностью управления имеющимися ресурсами.

В ходе исследования изучена взаимосвязь указанных параметров со значениями показателя «укомплектованность штатных должностей физическими лицами», которая показала наличие прямой зависимости между исследуемыми признаками, (коэффициент корреляции Спирмена г — 0,634) и заметную тесноту связи по шкале Чеддока. Полученный результат позволяет судить о непосредственном влиянии показателя «укомплектованность штатных должностей физическими лицами (ВОП и врачи-терапевты)» на значение параметра «доля пациентов с комфортным временем ожидания приема», или о влиянии ресурсной составляющей на уровень доступности медицинской помощи для населения.

Целевое значение показателя «Доля записей, произведенных без посещения регистратуры», характеризующего «обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами по предварительной записи», составляет менее 50% от общего числа записей на прием.

Согласно данным ЕМИАС за 2019 год, около 65,9% записей на прием к врачу были сделаны через мобильные приложения, информационный киоск (инфомат), колл-центр, врача, то есть без посещения регистратуры медицинских организаций, что существенно превышает установленное целевое значение показателя 50%, предлагаемого в проекте «Новая модель медицинской организации» [4].

Исследование данных о регистрации записи на прием к врачам в разрезе формы записи и возрастных категорий пациентов показал, что наибольшая доля записей осуществляется удаленно посредством различных интернет-сервисов — 38,2%.

Инфомат также относится к наиболее востребованной форме записи, этим сервисом воспользовались 25,3% граждан. Записью через регистратуру воспользовались 19,3%. Наименее востребованной оказалась форма записи на прием к врачу через колл-центр (централизованный телефонный оператор, ЦТО) — 2,3%.

Значение показателя в значительной степени зависит от возрастной группы пациентов. Например, доля пациентов возрастной категории старше 65 лет составляет 58,5% в общем количестве пациентов, использовавших для записи на прием к врачу ЦТО; 52,1% — регистратуру и 47,8% — инфомат, что представлено в таблице 4.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для обеспечения равных возможностей для записи на прием к врачу для пациентов разных возрастных групп требуется сохранение различных каналов самозаписи.

Таблица 4

Структура записи на прием к врачу в разрезе существующих в системе государственного здравоохранения города Москвы форм записи возрастных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

категорий пациентов, в %

Форма записи на прием Всего 1835 лет 3645 лет 4655 лет 5665 лет > 65 лет

Инфомат 25,3 8,3 8,9 11,7 23,3 47,8

Портал ЕМИАС 20,9 31,3 18,3 14,4 18,1 17,9

Регистратура 19,3 8,8 9,0 10,0 20,1 52,1

Мос.ру (mos.ru) 15,2 21,7 21,5 17,4 17,3 22,1

Продукт не определен 12,5 9,2 8,4 8,4 16,9 57,2

Врач 2,4 1,0 1,1 1,4 13,0 83,5

ЦТО 2,3 9,3 6,8 7,7 17,7 58,5

Госуслуги 1,6 35,6 18,6 17,3 18,4 10,1

Мобильное приложение др. 0,5 7,3 7,8 6,8 24,8 53,3

В настоящее время в ЕМИАС отсутствует блок данных, касающийся организации диспансеризации граждан, что не позволяет осуществить измерение значения показателя «Обеспечение выполнения профилактического осмотра и (или) первого этапа диспансеризации взрослого населения за минимальное количество посещений» и сравнить его с установленным критерием — не более трех посещений.

Данные социологического опроса граждан, проведенного в 2020 году в рамках исследования доступности медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих ПМСП взрослому населению, показал, что 65,2% граждан для прохождения диспансеризации потребовалось не более трех визитов в медицинскую организацию, а 26,4% ответили, что в целях прохождения диспансеризации посещали медицинскую организацию более трех раз.

Заключение

Анализ доступности ПМСП в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих ПМСП взрослому населению, на основе существующих показателей доступности ЕМИАС, продемонстрировал не только позитивные результаты в достижении установленных целевых значений показателей критерия доступности ПМСП, используемого для оценки реализации «Новой модели медицинской организации», но и продемонстрировал соответствие ЕМИАС требованиям единого цифрового контура в сфере здравоохранения и возможности взаимодействия с ним для сбора и обработки данных в целях оценки выполнения плановых значений показателей, предусмотренных национальным проектом «Здравоохранение».

Мониторинг и систематический анализ показателей доступности медицинской

помощи на основе данных ЕМИАС, позволяет сопоставить их с результатами финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций и выявить взаимосвязь между объемом финансирования и медико-социальными результатами.

Исследование показало различия между медицинскими организациями в достижении целевых значений показателей, предусмотренных проектами в сфере здравоохранения.

Анализ причин недостижения отдельными МО целевых значений показателей, предусмотренных федеральными и региональными проектами в сфере здравоохранения на основе оценки достаточности ресурсов и эффективности их использования, способствует своевременному принятию управленческих решений для исправления ситуации и повышения доступности и качества оказания населению медицинской помощи.

Литература

1. Бударин С. С., Эльбек Ю. В. Оценка достаточности ресурсов медицинских организаций для достижения результатов // Здравоохранение Российской Федерации. 2019. № 4. С. 172-179. DOI: http://dx.doi. org/10.188221/0044-197X-2019—63—4-172—179

2. Бударин С. С., Эльбек Ю. В. Влияние качества управления ресурсами на доступность медицинской помощи // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. № 15 (3-59). С. 88-93.

3. Бурыкин И. М, Вафин А. Ю., Хафизьянова Р. Х. Повышение эффективности менеджмента организаций здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства // Фундаментальные исследования. 2013. № 7 (часть 3). С. 523-529.

4. Гудиев Ч. Г., Андреев А. В., Гудиева З. К., Шерегова Е. Н, Аюшева Г. И. Медицинские сестры в регистратуре у стойки информации и информантов ЕМИАС на первых этажах поликлиник // Вестник Росздравнадзора. 2017. № 5. С. 32-35.

5. Евдаков В. А., Алленов А. М., Артемьева Г. Б., Львова Д. П., Алехин С. Г., Гущин М. В. Совершенствование деятельности городской поликлиники на основе бережливых технологий // Наука молодых (ERUDITIO JUVENIUM). 2020. № 4. Т. 8. С. 481-494.

6. Латуха О. А., Калиниченко А. В., Соколов С. В., Толстова К. С. Новая модель работы поликлиники как форма устойчивого развития медицинской организации // Менеджер здравоохранения. 2020. № 1. С. 15-21.

7. Методические рекомендации «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», Минздрав России, 30 июля 2019 года. URL: https://base.garant.ru/72205018/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

8. Мурашко М. А., Панин А. И., Князюк Н. Ф. Качественно новая модель медицинской организации // Вестник Росздравнадзора. 2018. № 6. С. 7-12.

9. Паньшина И. С., Егорова Ю. С., Соколова А. С., Евдокимова Т. Н., Зюзе-ва Н.А., Кукарина А.А., Александрычева Т. В., Полякова В. В. Новая модель организации первичной медицинской помощи на примере поликлиники № 5 МАУ ДГКБ № 11 // Уральский медицинский журнал. 2019. № 6 (174). С. 26-31.

10. Паспорт Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». URL: https://minzdrav. gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/tsifra (дата обращения: 11 октября 2021 года).

11. ПогонинА. В., ТяжельниковА. А., ЮмукянА. В. ЕМИАС — инструмент эффективного управления медицинскими учреждениями // Здравоохранение. 2015. № 4. С. 52-57.

12. Приказ Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. URL: https://base.garant. ru/73769697/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

13. Приказ Минздрава России от 24 декабря 2020 года № 1365 «Об утверждении ведомственной целевой программе «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации». URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/9631-prikaz-minzdrava-rossii-ot-24-dekabrya-2020-g-1365-ob-utverzhdenii-vedomstvennoy-tselevoy-pro-grammy-modernizatsiya-pervichnogo-zvena-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11 октября 2021 года).

14. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06 апреля 2016 года № 293 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" и критериев оценки устойчивости его внедрения» (вместе с «регламентом реализации мероприятий по оказанию плановой медицинской помощи на дому пациентам с ограничением (отсутствием) способности к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в медицинских организациях»). URL: https://docs.cntd.ru/document/441800674 (дата обращения: 11 октября 2021 года).

15. Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю., Садовская М. А. Результаты реализации проекта по внедрению lean-технологий и процессно-ориентиро-ванного подхода в управлении медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в Российской Федерации // Главврач Юга России. 2020. № 5 (75). С. 45-48.

16. Сон И. М, Иванова М.А., Люцко В. В., Гажева А. В. Динамика посещаемости врачей-терапевтов участковых в Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019.

№ 1. С. 238-255.

17. Ходырева И. Н, Алборова С. К. Lean-технологии в медицине: новая модель поликлиники // Менеджмент качества в медицине. 2018. № 2. С. 94-97.

18. ЦихА. Г. О реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в Астраханской области // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2020. № 6. С. 50-57.

19. Чистик О. Ф, Мочалова И. С. Статистический анализ уровня медицинского обслуживания в Самарской области // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 5 (139). С. 122124.

20. Шкарин В. В., Симаков С. В., Ивашева В. В., Емельянова О. С., Чепури-на Н. Г., Багметов Н. П., Ломовцев М. С. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Опыт региона: проблемы, решения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 7-8. С. 20-26.

21. Zdrav. Expert. Единая медицинская информационно-аналитическая система ЕМИАС. URL: Мр:/Дйгау.ехрей/1Мех.рЬр/Продукт: Единая_ медицинская_информационно-аналитическая_система_(ЕМИАС) (дата обращения: 11 октября 2021 года).

References

1. Budarin S. S., Elbek Yu. V. Assessment of sufficiency of resources of medical organizations to achieve results. Zdravoohranenie Rossiyskoy Federacii [Healthcare of the Russian Federation], 2019, no. 4, pp. 172-179 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.188221/0044-197X-2019-63-4-172-179

2. Budarin S. S., Elbek Yu. V. Influence of the quality of resource management on the availability of medical care. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Agrarian University], 2020, no. 15 (3-59), pp. 88-93 (in Russian).

3. Burykin I. M., Vafin A. Yu., Khafizyanova R. H. Improving the efficiency of management of healthcare organizations in modern conditions based on the principles of lean production. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental research], 2013, no. 7 (part 3), pp. 523-529 (in Russian).

4. Gudiev Ch.G., Andreev A. V., Gudieva Z. K., Sheregova E. N., Ayushee-va G. I. Nurses at the reception desk at the information desk and EMIAS informants on the first floors of polyclinics. Vestnik Roszdravnadzora [Bulletin of Roszdravnadzor], 2017, no. 5, pp. 32-35 (in Russian).

5. Evdakov V. A., Allenov A. M., Artemyeva G. B., Lvova D. P., Alyokhin S. G., Gushchin M. V. Improving the activities of the city polyclinic on the basis of lean technologies. Nauka molodyh (ERUDITIO JUVENIUM) [Science of the youth (ERUDITIO JUVENIUM)], 2020, no. 4, vol. 8, pp. 481-494 (in Rus-

sian).

6. Latukha O. A., Kalinichenko A. V., Sokolov S. V., Tolstova K. S. A new model of polyclinic operation as a form of sustainable development of a medical organization. Menedzherzdravoohraneniya [Health care manager], 2020, no. 1, pp.15-21 (in Russian).

7. Metodicheskie rekomendacii "Novaya model' medicinskoy organizacii, oka-zyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch'" [Methodological recommendations "A new model of a medical organization providing primary health care"], Ministry of Health of the Russian Federation, July 30, 2019. Available at: https://base.garant.ru/72205018 / (accessed: 11 October, 2021) (in Russian).

8. Murashko M. A., Panin A. I., Knyazyuk N. F. Qualitatively new model of medical organization. Vestnik Roszdravnadzora [Bulletin of Roszdravnadzor], 2018, no. 6, pp. 7-12 (in Russian).

9. Panshina I. S., Egorova Yu.S., Sokolova A. S., Evdokimova T. N., Zyuze-va N. A., Kukarina A. A., Alexandrycheva T. V., Polyakova V. V. A new model of primary care organization on the example of polyclinic No. 5 of UIA DGKB No. 11. Ural'skiy meditcinskiy zhurnal [Ural Medical Journal], 2019, no. 6 (174), pp. 26-31 (in Russian).

10. Passport of the Federal project "Creation of a single digital circuit in healthcare on the basis of a unified state information system in the field of healthcare (EGISZ)". Available at: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natspro-ektzdravoohranenie/tsifra (accessed: 11 October, 2021) (in Russian).

11. Pogonin A. V., Tyazhelnikov A. A., Yumukyan A. V. EMIAS — a tool for effective management of medical institutions. Zdravoohranrnie [Healthcare], 2015, no. 4, pp. 52-57 (in Russian).

12. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 198n dated March 19, 2020 "About the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of a new coronavirus infection COVID-19". Available at: https://base.garant.ru/73769697 / (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1365 dated December 24, 2020 "On approval of the departmental target program "Modernization of primary health care of the Russian Federation". Available at: https://minzdrav.gov.ru/documents/9631 -prikaz-minzdrava-rossii-ot-24-dekabrya-2020-g-1365-ob-utverzhdenii-vedomstvennoy-tselevoy-pro-grammy-modernizatsiya-pervichnogo-zvena-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

14. Order of the Moscow Department of Healthcare dated April 06, 2016 No. 293 "On approval of methodological recommendations for the implementation of the Moscow Polyclinic Standard measures and criteria for assessing the sustainability of its implementation" (together with the "regulations for the implementation of measures to provide planned medical care at home to

patients with restriction (absence) ability to move independently and/or self-care due to diseases, consequences of injuries or defects in medical organizations"). Available at: https://docs.cntd.ru/document/441800674 (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

15. Smyshlyaev A. V., Melnikov Yu. Yu., Sadovskaya M. A. Results of the implementation of the project on the introduction of lean technologies and a process-oriented approach in the management of a medical organization providing primary health care in the Russian Federation. Glavvrach Yuga Rossii [Chief Physician of the South of Russia], 2020, no. 5(75), pp. 45-48 (in Russian).

16. Son I. M., Ivanova M. A., Lyutsko V. V., Gazheva A. V. Dynamics of attendance of district internists in the Russian Federation. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoy statisti [Modern problems of healthcare and medical statistics], 2019, no. 1, pp. 238-255 (in Russian).

17. Khodyreva I. N., Alborova S. K. Lean technologies in medicine: a new model of polyclinic. Menedzhment kachestva v medicine [Quality management in medicine], 2018, no. 2, pp. 94-97 (in Russian).

18. Tsikh A. G. On the implementation of the project "A new model of a medical organization providing primary health care" in the Astrakhan region. Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossiyskoy Federacii [Compulsory medical insurance in the Russian Federation], 2020, no. 6, pp. 50-57 (in Russian).

19. Chistik O. F., Mochalova I. S. Statistical analysis of the level of medical care in the Samara region. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo uni-versiteta [Bulletin of Samara State University of Economics], 2016, no. 5(139), pp. 122-124 (in Russian).

20. Shkarin V. V., Simakov S. V., Ivasheva V. V., Yemelyanova O. S., Chepuri-na N. G., Bagmetov N. P., Lomovtsev M. S. A new model of a medical organization providing primary health care. Experience of the region: problems, solutions. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in healthcare], 2020, no. 7-8, pp. 20-26 (in Russian).

21. Zdrav.Expert. Unified Medical information and Analytical system EMIAS. Available at: http://zdrav.expert/index.php/Product: Unit_medical Information and Analytical system_ (EMIAS) (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.