РАЗВИТИЕ АПК
ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБ ИХ ОХРАНЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Н. И. ИВАНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства E-mail: nickibut@yandex.ru Государственный университет по землеустройству
Даны предложения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, направленные на обеспечение продовольственной безопасности страны и ее регионов. Смоделированы два варианта развития экономики регионов Центрального федерального округа исходя из различного подхода к решению продовольственной проблемы и, как следствие, к использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Произведен расчет посевной площади в целом по Центральному федеральному округу и предложена оптимальная ее структура.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, использование земель сельскохозяйственного назначения, посевная площадь сельскохозяйственных культур.
Комплексное, устойчивое, эффективное развитие территории регионов Центрального федерального округа (ЦФО) является основополагающей целью землеустройства и иных систем мероприятий, направленных на преобразование земле- и природопользования. Они призваны обеспечить территориальную гармонию производств и предприятий, производительного труда и условий жизни населения, отношений города и деревни. Устройство территории должно отвечать требованиям высокопродуктивного сельского хозяйства, развитой индустрии, транспортной доступности, защиты природных ресурсов, преумножения природного и культурного наследия, организации отдыха жителей и туризма.
Одним из основных факторов, влияющих на характер использования земель сельскохозяйственного назначения, является решение проблемы продовольственной безопасности страны.
В рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Данная концепция определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для того чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80 % потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Однако российский рынок насыщен провизией иностранного производства на 40 %. По статистике Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, только в первом квартале 2009 г. импорт свинины вырос на 32 %, а сухого молока — вдвое. В 2008 г. в Россию завезли импортных продуктов питания на 26,4 млрддолл.
Приведенные данные подчеркивают необходимость устойчивого развития сельских территорий,
повышения занятости и уровня жизни сельского населения, сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В подобных условиях становится необходимым проведение подробного обзора нескольких вариантов развития экономики страны.
При решении данной задачи нами смоделированы два варианта развития экономики регионов ЦФО. По первому из них предполагается сохранить сложившуюся тенденцию увеличения закупок продовольствия из зарубежных стран и различных регионов России. При этом рост площадей поселений планируется за счет земель сельскохозяйственного назначения и активизации оборота земельных участков, в первую очередь для градостроительных нужд.
По второму варианту намечены интенсивное развитие поселений, увеличение плотности застройки в пределах их существующей городской черты и организация рационального использования земель в границах населенных пунктов. При этом рост потребности в продовольствии предполагается обеспечить за счет собственного производства путем повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий регионов.
Ситуация с потреблением, производством и обеспечением продуктами питания в ЦФО в настоящее время показана в табл. 1.
Общественные и личные хозяйства округа обеспечивают потребности населения округа в продуктах питания ориентировочно на 61 %. Ниже обеспеченность продовольствием в областных цен-
Прогноз обеспеченности продуктами питания в ЦФО по ра
Таблица 1
Потребление, производство и обеспечение основными продуктами питания в ЦФО в 2008 г., тыс. т
Продукт питания Валовое производство (все категории хозяйств) Потребность ЦФО Обеспечение ЦФО продукцией собственного производства, %
Мясо, всего 933 3 009 31
Молоко 7 316 7 621 96
Яйца, млн шт. 17 357 21 429 81
Зерно (продо- 3 300 16 500 20
вольственное)
Картофель 8 545 10 295 83
Овощи 5 651 8 694 65
Сахар 857 1 649 52
Семена под- 1 358 2 155 63
солнечника
Итого... - - 61
трах, которая там не превышает 45 %. Необходимо отметить, что в дореформенный период эти цифры были, соответственно, 85 и 60%.
Рассмотрим обозначенные ранее варианты развития агропромышленного комплекса и, соответственно, мероприятия по планированию использования земель сельскохозяйственного назначения.
По первому варианту, сохраняющему сложившиеся тенденции развития агропромышленного производства и сельскохозяйственного землепользования, ежегодное производство продуктов питания в ЦФО к 2025 г. остается на текущем уровне, следовательно, в условиях наметившегося увеличения численности населения округа обеспеченность собственным продовольствием снизится до61 % (табл. 2).
Таблица 2
ичным вариантам развития агропромышленного комплекса
Вариант Продукт питания Потребность ЦФО Прогноз валового производства в 2025 г. Прогноз обеспеченности в 2025 г, %
Сохранение тенденций развития агропромышленного комплекса Мясо, всего 3 009 933 31
Молоко 7 621 7 316 96
Яйца, млн шт. 21429 17 357 81
Зерно (продовольственное) 16 500 3 300 20
Картофель 10 295 8 545 83
Овощи 8 694 5 651 65
Сахар 1 649 857 52
Семена подсолнечника 2 155 1 358 63
Итого... - - 61
Увеличение темпов развития агропромышленного комплекса Мясо, всего 3 009 2 170 72
Молоко 7 621 7 620 100
Яйца, млн шт. 11429 11400 100
Зерно (продовольственное) 16 500 6 993 42
Картофель 10 295 10 295 100
Овощи 8 694 7 220 83
Сахар 1 649 1 352 82
Семена подсолнечника 2 155 1 734 81
Итого... - - 82
Второй вариант отличается усиленным развитием сельскохозяйственного производства ЦФО. Планируется, что молоком, яйцом и картофелем округ будет обеспечивать себя сам в полном объеме, обеспеченность в целом достигнет дореформенных показателей — 82%.
В постреформенный период в России, особенно в ее областных центрах и городских округах, наблюдается систематическое возрастание доли импортного продовольствия. На закупку продовольствия за границей затрачиваются валютные средства, поступающие от энергоресурсов. Фактически мы проедаем наши природные ресурсы, стимулируя при этом иностранного производителя.
Данные табл. 1 и 2 показывают, что ЦФО, включающий в себя в целом благополучные регионы России, не имеет продовольственного суверенитета — одного из элементов политического суверенитета. За прошедшее десятилетие мы дошли до того, что потребляем на 40% меньше продуктов питания, нежели в 1990 г. Подобная ситуация создает вполне реальную угрозу национальной экономической безопасности.
Таким образом, очевидно, что дальнейшее развитие округа тесно связано с развитием собственного сельского хозяйства, максимально высоким уровнем обеспеченности продуктами питания собственного производства.
Данный вариант развития предполагает увеличение по сравнению с настоящим уровнем
валового и товарного производств основных сельскохозяйственных культур (зерновых, картофеля, овощей и сахарной свеклы), усиление кормовой базы посредством роста продуктивности угодий и расширения посевной площади под кормовыми культурами.
На основе заданных объемов производства сельскохозяйственной продукции с использованием показателей прогнозной урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности угодий и нормативов затрат кормов на производство единицы продукции животноводства рассчитана прогнозная посевная площадь под сельскохозяйственными культурами всех категорий хозяйств, составляющая 17 159тыс. га, что на4 149тыс. га, или 35%, превышает данный показатель в настоящее время (табл. 3). В то же время эта величина сопоставима с уровнем дореформенного периода.
Кроме того, запас кормовых ресурсов могут обеспечить корма, получаемые с сенокосов и пастбищ. При средней урожайности 10 ц к. ед. /га и сохранении площадей угодий на 2008 г. общий объем кормовых ресурсов по округу составит около 8 000 тыс. т к. ед., или 4 % от общего объема сочных и зеленых кормов.
Рассчитанная посевная площадь относительно объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом норм и рационов кормления животных позволяет сформировать структуру посевных площадей на перспективу (табл. 4).
Таблица 3
Расчет посевной площади относительно объемов производства сельскохозяйственной продукции
Вид сельскохозяйственной продукции Прогнозный объем производства, тыс. т Планируемая урожайность, ц/га Нормативы затрат кормов на производство 1ц продукции животноводства, цк. ед.* Общие затраты кормов на производство продукции животноводства, тыс. т к. ед. Средняя продуктивность 1 га пашни, ц к. ед. Расчетная посевная площадь, тыс. га
Растениеводство
Зерно (продовольственное) 6 993 35 - - - 1998
Картофель 10 295 145 - - - 710
Овощи 7 220 240 - - - 301
Сахар 1 352 26** - - - 520
Семена подсолнечника 1 734 15 - - - 1 156
Итого... - - - - - 4685
Животноводство
Мясо (всего) 2 170 - 6,0 130 200 22 5 918
Молоко 7 620 - 1,1 83 820 22 3 810
Яйца 11400 млн шт. — 5 3*** 60 420 22 2 746
Итого... - - - - - 12 474
Всего... - - - - - 17 159
* Кормовых единиц.
** Средний выход свекловичного сахара при урожайности сахарной свеклы 260 ц/га равен 26 ц/га. *** Продуктивность яиц дана в центнерах кормовых единиц на 1 000 шт.
Таблица 4
Фактическая и оптимальная расчетная площадь основных групп сельскохозяйственных культур в ЦФО
по всем категориям хозяйств
Культура Фактическая, в среднем Оптимальная расчетная Отклонения от оптимальной площади
1986—1990 гг. 2004-2008 гг. 1986—1990 гг. 2004-2008 гг.
Itic. га % Тыс. га % Тыс. га % Itic. га % Itic. га %
Посевная площадь, всего 18 720 100 13 876 100 17 159 100 1 561 9,1 -3 283 -19,1
В том числе:
зерновые и зернобобовые 7 151 38,2 4 827 34,8 5 894 34,3 1257 21,3 -1 067 -18,1
картофель 880 4,7 584 4,2 710 4,1 170 23,9 -126 -17,7
овощи 300 1,6 253 1,8 301 1,8 -1 -0,3 -48 -15,9
сахарная свекла 487 2,6 429 3,1 520 3,0 -33 -6,3 -91 -17,5
подсолнечник 1 179 6,3 963 6,9 1156 6,7 23 2,0 -193 -16,7
кормовые культуры 8 724 46,6 6 820 49,1 8 774 51,1 -50 -0,6 -1 954 -22,3
На долю зерновых и зернобобовых культур приходится 5 698 тыс. га, или 34% всей посевной площади, при этом продовольственное зерно планируется выращивать не менее чем на 1 998 тыс. га, что на 19,1 % превышает современные показатели. По остальным сельскохозяйственным культурам также требуется увеличение посевных площадей на 15,9—2,3 % для покрытия заданного объема валового производства.
Анализ структуры сельскохозяйственных угодий, закрепленных за сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, использующими землю в целях садоводства и огородничества, показывает, что числящаяся по учету на 01.01.2008 площадь пашни (22 668,4тыс. га) значительно перекрывает расчетную площадь посевов сельскохозяйственных культур. Однако, как показано ранее в анализе качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения в округе, для того чтобы максимально полно использовать этот потенциал в перспективе, необходимо произвести культуртех-
нические работы на более чем 8 000тыс. га земель, фактически заброшенных, заросших кустарником и мелколесьем, заболоченных, эродированных и Т.д.
Список литературы
1. Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, 2008. URL: http:// www.kadastr.ru/available_land_2008/.
2. Об итогах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. Федеральная служба государственной статистики, 2008. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_ll/IssWWW. ехе/ Stg/d02/15-15.htm.
3. Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446//Российская газета. 2007. 17 июля.