Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МАГАЗИНА В ФОРМАТЕ POР-UP-SHOP, В КОНЦЕПЦИИ SUSTAINABLE FASHION
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-4-877-883
Гайсина Р.Ш.
преподаватель кафедры «Дизайн одежды» Национального института художества и дизайна имени Камолиддина Бехзода.
Узбекистан (Ташкент).
This article considers the concept of "sustainable fashion" as an actual problem in the fashion industry and ecology. The idea of this article is to create a concept store project in the Po-Up-Shop format, where goods made in the concept of ethical fashion and environmentally friendly textiles from designers, artists and artisans of Uzbekistan, Kazakhstan and other countries will be sold.
Keywords: sustainable fashion, sustainable fashion, ethical fashion, concept store, pop-up store, recycling, upcycling, freecycling fashion industry.
Ushbu maqolada "barqaror moda" tushunchasi moda sanoati va ekologiyaning dolzarb muammosi sifatida ko'rib chiqilgan. Ushbu maqolaning g'oyasi Po-Up-Shop formatida kontseptual do'kon loyihasini yaratishdan iborat bo'lib, unda O'zbekiston, Qozog'iston va boshqa mamlakatlar dizaynerlari, rassomlari va hunarmandlarining axloqiy moda kontseptsiyasida ishlab chiqarilgan va ekologik toza to'qimachilik mahsulotlari taqdim etiladi va sotiladi.
Kalit so'zlar: barqaror moda, sustainable fashion, axloqiy moda, kontseptsiya do'koni, pop-up store, recycling, upcycling, freecycling, moda industriyasi.
Данная статья рассматривает понятие «устойчивая мода», как актуальную проблему в индустрии моды и экологии. Идея данной статьи заключается в создании проекта концептуального магазина в формате Рор-Up-Shop, где будут продаваться товары, изготовленные в концепции этической моды и экологически чистые текстильные изделия от дизайнеров, художников и ремесленников Узбекистана, Казахстана и других стран.
Ключевые слова: устойчивая мода, sustainable fashion, этичная мода, концептуальный магазин, pop-up sto^, recycling, upcycling, freecycling, индустрия моды.
ABSTRACT
ANNOTATSIYA
АННОТАЦИЯ
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
Развитие «Устойчивой моды» остается актуальной на сегодняшний день, так как затрагивает процесс производства одежды и глобальную проблему экологии. Во всем мире отдельные дизайнеры и целые модные корпорации стремятся к сотрудничеству, поиску новых идей о том, как сделать моду этичной. В результате выработан свод правил в бизнесе, моде и повседневной жизни. Понятие, которое объединяет эти правила и становится главной тенденцией в развитии модной индустрии, называется «устойчивая мода» (sustainable fashion). Сам термин sustainability можно перевести как экологическая стабильность, устойчивость. Это подразумевает ответственное использование природных ресурсов в долгосрочной перспективе и бережное отношение к природе и людям.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ:
Изучение проблемы «устойчивая мода», были отражены в статье Каюмовой Р.Ф. «К вопросу осознанного потребления в индустрии моды», в журнале «Международный научно-исследовательский журнал» 2019 [3], где автор приводит результаты анализа исследований в области сокращения производственного цикла изготовления одежды, а также последствий быстрой моды для потребителей и окружающей среды. Булатова А.Р. В статье «Принципы устойчивой моды» опубликованной в «Материалах VIII Международной научно-практической конференции. Безопасность городской среды». Омск, 2021 [1], рассматривает само понятие устойчивой моды и ее принципы. Предоставлен анализ методов и процессов, с помощью которых дизайнерам удается сделать моду этичной и безопасной для человека, сократить количество отходов производства и создать условия для длительного использования вещей. Гончаренко Д.В. в статье «Легкая промышленность в аспекте устойчивого развития», в журнале «Международный журнал гуманитарных и естественных наук» представил анализ влияния концепции устойчивости на сферу легкой промышленности [2].
Устойчивая мода (sustainable fashion) - явление, которое изменяет представление производителей и потребителей о способах переработки сырья и отходов, об образе жизни и привычках. Устойчивая мода это в первую очередь осознанность и забота о себе, других людях и окружающей среде [6].
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Возможности реализовать продукцию устойчивой моды подразумевает создание концептуальных магазинов и «pop - up store» - площадок, а также «pop- Up- Shop» - передвижных мобильных магазинов.
До недавнего времени термин «pop-up store» был известен лишь самым продвинутым модникам, но теперь это понятие распространилось далеко за пределы профессионального fashion - сообщества. Pop - up store представляет собой временное место продажи товаров, организуемое на самых необычных площадках. Обычно pop-up store возникают в преддверии выхода лимитированных коллекций, специальных предложений или значимых дат в истории марки. Сам термин возник от английского слова «pop - up», означающего «всплывать», «неожиданно возникать». Местом появления pop -up store может стать абсолютно любая площадка - от привычных торговых центров до выставочных пространств, галерей, парков, улиц, музеев или даже пляжей. В первую очередь подобные временные торговые площадки привлекают покупателей возможностью приобрести уникальную вещь, а дизайнеры, в свою очередь, получают возможность воплотить свои самые смелые фантазии и позволить себе то, что в обычных магазинах не позволяет реализовать строго регламентированная имиджевая политика бренда [7].
Pop - Up - Shop представляют собой маленькие мобильные магазины, которые могут перемещаться с одного места в другое. Главное преимущество таких магазинов заключается в том, что розничным продавцам не нужно подписывать долгосрочную аренду или брать большие кредиты на открытие своих торговых точек. Магазины открываются на небольшой срок - от нескольких дней до нескольких месяцев. Такой формат, дает возможность опробовать новый дизайн магазина, технологию, коллекцию товаров или даже концепцию, не вкладывая при этом больших средств.
Идея данной статьи заключается в создании проекта концептуального магазина в формате Poр - Up-Shop, где будут продаваться товары, изготовленные в концепции этической моды и экологически чистые текстильные изделия от дизайнеров, художников и ремесленников Узбекистана, Казахстана и других стран. Источником вдохновения послужил образ «шарабадры» - телеги с разной мелочью, которую возят по улицам, и обменивают свой товар на бывшую в употреблении стеклотару. Шарабадра хорошо известна в регионах Средней Азии, и взрослые хорошо помнят ее с детства. К сожалению сейчас шаробадру редко встретишь. Товары, которые обменивались, были изготовлены из старых материалов (бумажные шарики на
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
резинке, завернутые в разноцветную фольгу, дудочки из жестяных банок, колечки, серьги и прочее). Товар в основном предназначался для детей. Когда такая телега проезжала по улицам, и продавец кричал - «Шарабадра!», дети толпой бежали за ней с пустыми бутылками в надежде что-нибудь приобрести. Сама идея передвижного магазина, обмена товара, бывшего в употреблении, изготовление товара из вторсырья послужила источником вдохновения для создания идеи Pop - Up - Shop.
Первый вариант - это Pop - Up - Shop который представлял бы собой небольшой автобус с откидной панелью, за которой скрывалась лавка (рис.1). Внутренние пространство автобуса зрительно разделено на несколько зон: зона продажи текстильных изделий - одежда; зона продажи сувенирных изделий; зона продажи книг; зона продажи картин).
Рис. 1 Рабочий эскиз Pop-Up-Shop в виде автобуса
Зона продажи текстильных изделий (одежды) должна располагаться на верхних поручнях, где будут находиться модели на вешалках. А снизу вдоль окон в ящиках будет располагаться обувь.
Зона галантерейных изделий представляет собой деревянное колесо от телеги, подвешенное к потолку в задней части автобуса. Здесь будут висеть шарфы и платки. Снизу вдоль заднего окна находятся сундучки с различными сувенирными изделиями из керамики, войлока и т.п. (рис.2).
Зона продажи книг должна будет располагаться на стенах автобуса в нескольких местах, по периметру в виде полок с книгами и журналами по тематике. Также будут стоять несколько стульев, на которых можно будет посидеть и просмотреть книги.
Зона продажи картин - будет находиться на откидной панели.
880
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Рис.2 Рабочий эскиз внутренного пространства магазина
Второй вариант - это Pop - Up - Shop, который будет располагаться в торговом центре. Обычно в больших торговых центрах всегда есть место по центру в виде холла, которое может быть занято под проведение презентаций или развлекательных мероприятий. Pop-Up-Shop будет представлять собой лавку - арбу с товаром (рис.3).
Так же как и в первом варианте Pop - Up - Shop зрительно разделяется на зоны (зона продажи текстильных изделий - одежда, зона продажи сувенирных изделий, зона продажи книг, зона продажи картин). Здесь можно будет добавить информационную зону, два - три столика несколько удобных стульев. На столах будут стоять мониторы, с помощью которых посетители смогут просматривать фильмы по тематике.
Так как рассматривается создание Pop - Up - Shop для реализации изделий устойчивой моды, то предлагается просматривать фильмы, затрагивающие проблему быстрой моды и актуальности устойчивой моды.
Еще одна зона, это зона «мастер - класса». Здесь создается возможность желающим попробовать самим, создать что - то своими руками, новое из старого. Зона «мастер - класса» предназначена как для детей, так и для взрослых. Эта зона представляет большой интерес, дает возможность донести, показать людям, что можно дать вторую жизнь старым вещам.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Рис.3 Рабочий эскиз Pop-Up-Shop в торговом центре в виде арбы
Другие варианты - идея обмена товара и продажа изделий «Recycling» и «upcycling», а также «freecycling».
«Recycling» буквально означает "повторный цикл", подразумевая создание нового изделия путем переработки старых материалов.
«Upcycling» (от англ. «upcycling»: буквальный перевод - «более широкое применение») - это не переработка мусора, а вторичное использование вещей с созданием нового функционала.
Суть «freecycling» проста: отдавать другим ненужные тебе вещи. Стараться не покупать новые, а также пользоваться подержанными. Главное, что «freecycling» касается только тех вещей, которые всё ещё пригодны для использования по назначению [8].
Заключение: новая культура потребления, которая включает повторное использование материалов, безопасные условия труда, уважительное отношение к экологии в ц является актуальной на сегодняшний день, а создание и открытие Pop-Up-Shop становится оптимальным решением для реализации идей устойчивой моды.
REFERENCES
1. Булатова, А. Р. (2021). ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОЙ МОДЫ.
In Безопасность городской среды (pp. 390-396).
2. Гончаренко, Д. В., & Картамышева, К. В. (2017). Легкая промышленность в аспекте устойчивого развития. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (12), 225-228.
3. Каюмова, Р. Ф. (2019). К вопросу осознанного потребления в индустрии моды. Международный научно-исследовательский журнал, (11-1 (89)).
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 4 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
4. Dr. Lola Shamukhitdinova «Темные стороны быстрой моды», презентация 2019г. 13 мая, Семинар «Концепция устойчивого развития, как актуальная задача для дизайна, искусства и ремесел», TU Dortmund, VWStifung.
5. Gabriele Mentges «Устойчивость и дизайн», презентация 2019г. 13 мая. Семинар «Концепция устойчивого развития, как актуальная задача для дизайна, искусства и ремесел», TU Dortmund, VWStifung.
6. https://minminds.com/sutainable-fashion/
7. https://www.elle.ru/moda/fashion-blog/modniy-fenomen-pop-up-store/
8. https://onpress.info/resaikling-i-apsaikling-chto-i-zachem-131672
9. https://vegetarian.ru/tested/ustoychivaya-moda-chto-nuzhno-znat
10. https://zza.delo.ua/know/novoe-vazhnoe-ustoichivaia-moda-346057/
Электронные ресурсы: