Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая культура / устойчивая демократия / концепция «Good governance» / индикаторы эффективной политики / коррупция / неравенство / управление конфликтами. / political culture / sustainable democracy / Good governance concept / indicators of effective policy / corruption / inequality / conflict management.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарипова, Зебинисо Абдурахмановна

Исследование посвящено актуальным вопросам развития политической культуры. Акцентируется развитие демократических механизмов для развития политической культуры устойчивой модели демократии. Прозрачность, эффективность, подотчётность и др. компоненты представляют собой общепризнанные индикаторы, которые определяют уровень демократии. Коррупция, неравенство, радикализация протестов как проблемы на пути развития устойчивых демократий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

The study is devoted to topical issues of the development of political culture. The development of democratic mechanisms for development of political culture of a sustainable model of democracy is emphasized. Transparency, efficiency, accountability and other component are generally recognized indicators that determine the level of democracy. Corruption, inequality, radicalization of protests are problems in development of sustainable democracies.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Зебинисо Зарипова Абдурахмановна, PhD

«Истории, культуры, политики и экономики Японии», Ташкентский государственный университет востоковедения

Исследование посвящено актуальным вопросам развития политической культуры. Акцентируется развитие демократических механизмов для развития политической культуры устойчивой модели демократии. Прозрачность, эффективность, подотчётность и др. компоненты представляют собой общепризнанные индикаторы, которые определяют уровень демократии. Коррупция, неравенство, радикализация протестов как проблемы на пути развития устойчивых демократий.

Ключевые слова: политическая культура, устойчивая демократия, концепция «Good governance», индикаторы эффективной политики, коррупция, неравенство, управление конфликтами.

The study is devoted to topical issues of the development of political culture. The development of democratic mechanisms for development of political culture of a sustainable model of democracy is emphasized. Transparency, efficiency, accountability and other component are generally recognized indicators that determine the level of democracy. Corruption, inequality, radicalization of protests are problems in development of sustainable democracies.

Keywords: political culture, sustainable democracy, Good governance concept, indicators of effective policy, corruption, inequality, conflict management.

ВВЕДЕНИЕ

Политическая культура представляет собой сущность сложившихся властных отношений в обществе, которые формируются в соответствии с историческим цивилизационно культурным кодом развития той или иной страны. Она является системой порождения, хранения и трансляции политического опыта, выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. Политическая культура, как известно, включает в себя ряд компонентов;

E-mail: zebiniso [email protected] АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

•Политические институты, включая собственную политическую систему государства, порождение и функционирование законодательства, исполнительной и судебной власти, политических партий и групп интересов, процедуры принятия решений, политической самоорганизации гражданского общества.

•Политическое поведение, включая формы политического участия, профессиональной политической деятельности, традиции и практику право применения, разрешения конфликтов;

•Политическое сознание, совокупность политических идей, знаний, убеждений, представлений и мнений1.

Современным измерением политической культуры является развитие ее гражданского типа2 характерного для демократических систем. Гражданский тип предполагает активное участие граждан. Они стремятся направлять деятельность власти, воздействовать на неё, используя законные способы влияния.

В современной политической науке ведётся спор о том, что в современном мире уже не существует сугубо западных или специфически восточных моделей политического развития. Положение о том, что подход т.н. «самобытного развития» относится к 50-60 ым годам прошлого столетия и что в XXI веке такая постановка вопроса является неактуальной3.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Конечно же, в развитие демократической культуры многих стран, например, Японии, Индии, которые имеют продолжительный опыт развития в послевоенный период всё же проявляются специфические характеристики, которые свойственны только этим странам. В то же время мир развивается и развиваются политические системы и политические процессы. Если эти процессы нацелены на сохранение принципов справедливости и права, то подразумевается развитие демократической модели. Развитию демократических процедур в развивающихся странах способствует также обсуждение, кооперация, сотрудничество и развитие отношений этих государств со странами, имеющими значительный опыт в развитии демократии, а также с международными организациями. Процесс взаимодействия на этих

1 Тульчинский Г.А. Политическая культура: проблема изучения и типологии. https://cyberleninka.ru

2 Алмонд Г. и Верба С. выделяли еще патриархальную и подданническую как более пассивные типы характерные для авторитарных режимов

3 Мосяков Д.В. К критике концепции «незападного политического процесса» https://cyberleninka.ru

679

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

уровнях не исключает споров, противоречий и конфликтов, т.к. подчас предоставление помощи и кредитов развивающимся странам оговаривается определенными условиями политического характера, предполагающие именно

взаимодействия усилились в эпоху глобализации и, несмотря на все противоречия, всё же предполагают развитие важных элементов; либерализацию рынков, повышение качества работы государственных институтов, развитие институтов гражданского общества.

Что же является актуальным для развития демократической модели, которая уравновешивает интересы социальных и политических групп в обществе.

В теории политики указывается, что парламентская форма демократии является наиболее прогрессивной в развитии демократических принципов, механизмов и процедур. Парламентская модель даёт возможность большему кругу участников, различным политическим партиям и движениям, соучаствовать в окончательном принятии политических решений. Развитие парламентской системы является востребованной и актуальной задачей для многих развивающихся стран, даже если они являются президентскими или смешанного типа республиками. Являясь одним из элементов системы сдержек и противовесов парламент основной участник в выработке решений, определяющих развитие миллионов граждан.

Одним из важных аспектов развития демократической системы является развитие культуры разрешения споров, конфликтов и кризисов. Большинство стран часто используют практику силового решения конфликтов. Если в основе принятия политических решений будет заложен принцип поиска компромиссов и консенсуса, тогда демократические системы будут устойчивыми. В политической культуре демократических стран -это очень важный параметр, так как именно работа судебной и правозащитной системы должны быть устойчивыми. В этом плане сегодня для развивающихся стран актуально конфликтологическое измерение протестного потенциала индикаторы напряженности, которые проявляются в обществе и реакция на них со стороны политических властных структур.

Для развивающихся стран актуально развивать именно политическую культуру управления конфликтами, которые проявляются в момент формирования отношений, где по факту во многих странах проявляется олигархический монополистический капитализм. Развивать политическую

развитие демократических процедур и механизмов. Эти процессы

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

культуру управления конфликтами весьма важно, чтобы избежать значительных потрясений для системы. Именно согласительные процедуры, непредвзятое рассмотрение сути противоречий поможет формированию устойчивой системы. Если в основе принятия политических решений будет заложен принцип поиска консенсуса, функционирование институтов будет более справедливым.

Политические элиты и порядок их рекрутирования это один из важных аспектов в формировании и функционировании демократических систем этот вопрос остаётся архиважным т.к. во многих странах актуальна проблема развития меритократии.

Формирование власти властных отношений зависит от политической культуры, заложенных в архитипе самой культуры общества. Именно от качественных характеристик политической элиты зависит стиль управления т.е авторитарный или демократический и это связано с предыдущим тезисом. Для развивающихся стран это весьма отличительный аспект, т.к. характер политической культуры определяется также методами управления и использования демократической практики в развитии управленческой модели.

Следующей проблемой политической культуры является формирование институтов гражданского общества. Институты гражданского общества - это, безусловно, показатель развития демократии. Развитие гражданской политической культуры -культуры соучастия, исключающий страх и остракизм. Проблема актуальна, потому что институты гражданского общества во многих странах ещё не имеют доминанты в формировании национальных интересов и подчас государственные и общественные интересы отличаются.

В политической культуре феномен доверия занимает весьма существенное место и предполагает измерение этого феномена. В современной политике большое место занимают политические технологии. Здесь идет речь о технологиях развития, которые работают на прогресс. Демократические модели должны предполагать взаимное развитие. С одной стороны элиты зарабатывают доверие и с другой стороны граждане больше доверяют политикам, потому что взаимно участвуют в политической жизни общества, их привлекают и мнение граждан отражается в политических решениях. Во многих странах во время пандемии возросло доверие к правительству, но во многих нет прогресса. Например, в США доверие к правительству в августе 2020г. составляло 20%, а в 2019г.- 17%, и всё ещё близко к историческому минимуму. Большинство граждан говорят, что не довольны тем, как

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

правительство справилось с пандемией. Даже доверие к местным властям тоже упало. И команда Байдена - Харрис должна вернуть доверие граждан4.

Многие страны развивающие демократию подвержены различного рода кризисам экономического развития в развитии рыночных отношений. Но по факту, во многих из них развивается модель корпоративного олигархического варианта. Эта модель делает актуальной задачи, принятые в качестве проблемы как международного, так и национального уровня, связанные с решением проблемы неравенства. Проблема растущего неравенства является актуальной как для экономически развитых стран, например, США, Японии, Британии, так и для стран развивающих демократий. Увеличение неравномерности распределения богатств между разными слоями населения, повышение коэффициента Джини - тревожный сигнал для общества. Оно приводит к повышению нагрузки на системы налогообложения и социального обеспечения, провоцирует социально-политическую напряженность, ослабляет мотивации к трудовой деятельности, способствует расширению теневого сектора экономики. Кроме того, сокращаются возможности для инвестирования, в том числе в образование, то есть в развитие человеческого капитала, что влечет за собой ухудшение качества рабочей силы в стране5.

Например, перед администрацией нового премьер-министра Японии Кисиды Фумио, стоит сложная задача по оживлению экономики и одновременному преодолению кризиса COVID-19. Во время последней выборной кампании 2021г. на должность президента Либерально-демократической партии он пообещал проводить политику возвращение части населения в средний класс за счет устранения экономического неравенства6.

Работа над этим приобретает актуальность и является одной из целей по достижению устойчивого развития до 2030. Для многих развивающихся стран в этом плане актуальна задача развития «Good governance», которая имеет 8 характеристик: 1) Participatory (баланс участников политического процесса (в том числе и гендерный), 2) Consensus oriented (ориентация на консенсус), 3) Accountable (подотчетность) 4)Transparent (прозрачность) 5)Responsive ( ответственность) 6)Effective (эффективность) 7) Equitable (справедливость), 8)

4 У. Д Эггерс, Брюс Чу, Джошуа Найт, Р.Кравец Восстановление доверия к правительству. https://www2. deloitte.com/us/en/insights

5 Саакян А. Неравенство дохоов в Японии и других развитых странах. https://www.imemo.ru/publications

6 4 октября 2021г. (Jiji Press) https://www.nippon.com/ru/in-depth/d00758

682

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

Inclusive (без дискриминаций). Хорошее управление должно быть основано на верховенстве закона7.

Р.Б. и Дж. В. Денхардты («The New Public Service: Serving Rather than Steering» 8 ) утверждают, что в современных условиях требуется новая государственная служба (New Public Service), лучше отражающая принципы демократического государства и гражданского общества, и формулируют следующие её принципы:

1) Служить, а не управлять. Целью любого чиновника по отдельности и всего аппарата в целом должно быть общественное служение и обслуживание граждан, а не контроль и управление.

2) Считать общественный интерес целью деятельности государственной службы. Здесь авторы имеют в виду, что государство должно не столько учитывать интересы отдельных лиц, сколько формировать и защищать интересы всего общества.

3) Думать стратегически, управлять демократически. Разрабатывать и внедрять программы и политики необходимо с максимальным участием гражданского общества.

4) Служить гражданам, а не потребителям. Государственные служащие не просто обслуживают население, а действуют в сотрудничестве с гражданами.

5) Быть открытыми и прозрачными.

6) Считать ценностью человека, а не продуктивность. Исполнение служебных обязанностей не должно быть ритуалом.

7) Считать интересы общества выше интересов государственных органов. Иными словами, стремление органов максимально эффективно исполнять свои обязанности не должно противоречить общественному служению.

Для многих стран остаётся актуальной задача борьбы с коррупцией, которая препятствует эффективному осуществлению политических процессов и реформ. Коррупция как барьер для устойчивого развития препятствует прогрессу в достижении ЦУР. По оценкам Всемирного экономического форума коррупция обходится в 2,6 триллиона долларов США, или 5% мирового валового внутреннего продукта, а всемирный банк установил, что каждый год в

7 What is good governance? https://www.unescap.org

8 Denhardt, R. B., & Denhardt, J. (2000). The New Public Service: Serving Rather Than Steering. Public Administration Review, (6), 549. Соболев Н.А.. "Влияние социальной философии на построение системы государственного управления" Магистерская диссерт с.13

683

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

виде взяток выплачивается 1 триллион долларов США. По оценкам Всемирного банка от 20% до 40% официальной помощи в целях развития ежегодно теряется из-за коррупции на высоком уровне. Негативные последствия коррупции весьма разнообразны. Коррупция препятствует экономическому росту, создаёт экономические потери, препятствует инновациям и увеличивает бедность с точки зрения доходов, доступа к общественным услугам, включая здравоохранение, водоснабжение, качественное и доступ к ресурсам. Факты показывают, что коррупция непропорционально затрагивает женщин, бедных и уязвимых групп. Коррупция остается проблемой на всех уровнях развития9.

В докладе экспертной группы Всемирного Банка 2016г. «Как заставить политику работать на развитие, используя прозрачность и вовлечение граждан» отмечается: Информационные кампании о проблемах с предоставлением услуг на местном уровне, скорее всего, будут иметь лишь временный эффект, если они не улучшат политическую активность. Устойчивое снижение коррупции и улучшение предоставления услуг зависят от того, изменила ли прозрачность в корне стимулы и нормы поведения в государственном секторе10.

Здесь опять встает вопрос о доверии правительству со стороны граждан. Это актуализируется в связи участившимися по всему миру общественными протестами, причём во многих странах отмечается тенденция их радикализация. Индикаторами восстановления доверия могут служить несколько параметров; гуманность, т.е. ориентир на развитие «человеческого капитала», прозрачность, т.е. открытость информации для граждан и общественных организаций, способность и самодостаточность правительства в осуществлении задач и стратегий развития, и, наконец, доверие определяется надежностью в исполнении и реальный эффект для граждан11.

Развитие демократической культуры незападных стран идет по пути усовершенствования механизмов управления, улучшения функций госорганов, сокращения уровня коррупции во власти, работы над современными механизмами развития государственно- частного партнёрства. Эти процессы в незападных странах имеют разные качественные и скоростные характеристики, что отражает уровень политической культуры.

9 Sustainable development goal 16: focus on public institutions. World public sector report 2019. https://publicadministration.un.org

10 https://www.worldbank.org

11 Rebuilding trust in government https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/public-sector/building-trust-in-government. html

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас многие страны мира работают над выполнением программы ЦУР до 2030г. Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды12. Узбекистан по показателю устойчивого развития 82 место в мире13. До 2030г. правительство ставит ставятся следующие задачи:

- Вдвое снизить уровень бедности;

- Повысить адресность и эффективность системы социальной защиты, качество социальных услуг, а также достижение полного охвата всех нуждающихся в социальной защите;

продовольственные рационы и содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства;

- Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию людей всех возрастов;

- Обеспечение всеобщего и справедливого качественного образования и доступа для всех к обучению на протяжении всей жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Доступность и разумное использование водных ресурсов и санитарии и другие14.

Достижение ЦУР задача сложная и комплексная. В этом процессе очень важна роль политической культуры так как именно развитие гражданской политической культуры обеспечит эффективность политики.

Общим выводом ко всему вышесказанному является несколько тезисов, которые будут иметь постоянные характеристики;

1) Постоянная заинтересованность политической элиты в развитии демократических механизмов, повышение доверия своих граждан.

2) Постоянная работа над совершенством избирательной системы, чтобы она отвечала ожиданиям избирателя.

12 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru

13 https://gtmarket.ru/ratings/sustainable-societv-index

14 https://www.trend.az/casia/uzbekistan/3561138.html

Укрепить продовольственную безопасность, улучшить

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

3) Открытость, транспарентность, гласность как принцип работы

демократических стран.

4) Развитие культуры разрешения споров, развитие практик согласительных комиссий, конфликтологических лабораторий, переговорных форматов с участием противодействующих сторон.

REFERENCES

1. Denhardt, R. B., & Denhardt, J. (2000). The New Public Service: Serving Rather Than Steering. Public Administration Review, (6), 549.

2. Соболев Н.А.. "Влияние социальной философии на построение системы государственного управления" Магистерская диссерт с.13

3. Тульчинский Г.А. Политическая культура: проблема изучения и типологии. https://cyberleninka.ru

4. Алмонд Г. и Верба С. выделяли еще патриархальную и подданническую как более пассивные типы характерные для авторитарных режимов

5. Мосяков Д.В. К критике концепции «незападного политического процесса» https://cyberleninka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.