Научная статья на тему 'Предисловие и послесловие в детской речевой практике'

Предисловие и послесловие в детской речевой практике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
674
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. М. Тенекова

В статье рассматривается проблема обучения предисловию и послесловию на школьных уроках риторики и развития речи. Автор обосновывает актуальность обращения к данным жанрам: эффективное использование справочного аппарата книги в детской речевой практике. Дает сравнительную характеристику предисловия и послесловия, выявляя общие и отличительные признаки на основе жанрообразующих факторов (цель, место в книге, структура, формальная организация, коммуниканты, характер оценки первоисточника) и жанроопределяющих особенностей, включая примеры структурных компонентов. Описывает методику обучения: основные коммуникативные умения, дидактическую базу, краткое содержание уроков, образцы заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks into the problem of teaching preface and epilogue at school lessons of rhetoric and development of speech. The author justifies actuality of studying this genres: effective use of book reference aids in child's speech practice. He gives a comparative description of preface and epilogue, revealing similarities and distinguishing features on the basis of genre formation factors (aim, place in the book, structure, formal organization, communicative act participants, evaluation pattern of the original ) and genre determining features including examples of structural components. He presents teaching methodology: the main communicative skills, didactic basis, summary of lessons and models of tasks.

Текст научной работы на тему «Предисловие и послесловие в детской речевой практике»

УДК 82.085:371.3

А.М. ТЕНЕКОВА

Кузбасская государственная педагогическая академия,

г. Новокузнецк

ПРЕДИСЛОВИЕ И ПОСЛЕСЛОВИЕ В ДЕТСКОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

В статье рассматривается проблема обучения предисловию и послесловию на школьных уроках риторики и развития речи. Автор обосновывает актуальность обращения к данным жанрам: эффективное использование справочного аппарата книги в детской речевой практике. Дает сравнительную характеристику предисловия и послесловия, выявляя общие и отличительные признаки на основе жанрообразующих факторов (цель, место в книге, структура, формальная организация, коммуниканты, характер оценки первоисточника) и жанроопределяющих особенностей, включая примеры структурных компонентов. Описывает методику обучения: основные коммуникативные умения, дидактическую базу, краткое содержание уроков, образцы заданий.

The article looks into the problem of teaching preface and epilogue at school lessons of rhetoric and development of speech. The author justifies actuality of studying this genres: effective use of book reference aids in child's speech practice. He gives a comparative description of preface and epilogue, revealing similarities and distinguishing features on the basis of genre formation factors (aim, place in the book, structure, formal organization, communicative act participants, evaluation pattern of the original ) and genre determining features including examples of structural components. He presents teaching methodology: the main communicative skills, didactic basis, summary of lessons and models of tasks.

Одной из задач современной школы является подготовка учащихся к использованию учебной информации в речевой практике и, как следствие этого, - к самостоятельной работе с различными источниками: научными, художественными, публицистическими. Обращение к книге предполагает внимательное отношение к жанрам справочного аппарата и их создание (в случае необходимости), что позволяет целесообразно использовать полученные знания, интерпретировать их в соответствии с поставленными задачами, обобщать и представлять накопленный опыт. Очевидно, такие коммуникативные умения реализуются при обращении к предисловиям и послесловиям как к важным составляющим книжного издания.

Чтобы научить создавать названные жанры, необходимо сформировать представление об их специфике. Анализ научной литературы (по лингвистике текста, литературоведению, герменевтике и другим), а также текстов-образцов (написанных к

учебно-научным, популярным, детским книжным изданиям) позволил выявить их жанровую специфику, общие и отличительные черты.

Общими жанрообразующими чертами предисловий и послесловий являются следующие:

1) данные жанры более древние в системе жанров справочного аппарата книги, возникли как необходимость в прямом общении автора с читателем. Создатель современных предисловий и послесловий руководствуется различными целями: подготовить читателя к восприятию исходного текста; обеспечить его понимание (облегчить / затруднить); заинтересовать книгой; познакомить с историей создания произведения; обобщить творческий опыт читателя; вызвать отклик у читателя и другое;

2) формальная организация исследуемых жанров обусловлена принадлежностью их к жанрам справочного аппарата книги, а также к первично-вторичным текстам, что

позволяет их автору осуществить интерпретацию основного текста, проанализировать творчество автора книги, охарактеризовать героев, дать рекомендации для прочтения и так далее;

3) по структуре стандартные предисловия и послесловия представляют собой текст, в котором осуществляется следующая композиционная схема: заголовок, введение, основная часть, заключение, подпись. Кроме того, эти жанры могут быть краткими (характеризующими исходный текст в каком-либо одном аспекте) и развернутыми (подробно представляющими первоисточник). Смысловые части текста зачастую представлены другими жанрами (случай из жизни, анекдот, притча, пословица, сценарий, путеводитель, оглавление, диалог героев и другое), поэтому данные книжные жанры являются сложными;

4) по фактору места и характеру отношений могут быть профессиональными (написанными для подготовленных читателей, специалистов) и непрофессиональными (предназначенными для широкого круга читателей);

5) по фактору коммуникантов являются авторскими (создатели - редактор, издатель, переводчик, составитель), носящими индивидуальный характер, и неавторскими, написанными коллективом авторов;

6) по характеру оценки первоисточника можно выделить описательные (раскрывающие тематику книги, не дающие критической оценки), рекомендательные (оценивающие первоисточник с различных точек зрения) предисловия и послесловия; в процессе создания жанров используются риторические аттрактанты: обращения («Юный читатель!»), слова-приветствия («Здравствуй, мой ученик!»); устойчивые фразы, указывающие на структуру книги («В первый том вошли ...»); слова и выражения, устанавливающие контакт с читателем («Вы держите в руках книгу.», «Ты, наверное, уже знаешь книги этого автора») и другое.

7) сочетают в себе элементы нескольких стилей: разговорного, научного, публицистического и художественного.

Для предисловий и послесловий характерны и отличительные признаки:

1. Предисловие обычно располагается перед основным текстом и предваряет чтение книги, приглашает к прочтению. Послесловие же служит для формирования целостного представления о книге, завершает знакомство с книгой и находится либо внутри, либо после основного текста.

2. Предисловие содержит сведения, касающиеся предыдущих и данного книжного издания. Информация послесловия направлена на расширение кругозора читателя, его знаний не только о данном издании, но и последующих.

3. В предисловии, как правило, реализуются такие структурно-смысловые элементы, как краткая характеристика первоисточника, его содержания («Перед тобой книга о.»); цель написания книги, задачи, которыми руководствуется издатель («Для осуществления плана издания предполагается.»); изложение яркого события или эпизода основного произведения («А начиналось все так», «Было это давно»); представление героя и его оценка; сведения об авторе книги («Я хочу рассказать об авторе этой книги»), история ее создания («Замысел этой книги возник.», «Эта книга написана на основе.»); предложение прочитать книгу («Прочитайте же книжку») и прислать отзыв в редакцию («Напишите нам, понравилась ли эта книга»). Для послесловия характерны иные элементы: подробная, глубокая характеристика изобразительно-выразительных средств основного текста; оценка, данная произведению критиками после издания; сведения о пользе книги («Вы прочитали рассказ о том. и узнали о.»); выражение благодарности за прочитанную книгу («Нам грустно расставаться с вами»); систематизация героев, эпизодов, сюжетных линий («Представьте, что на сцену, как в театре, выбежали все герои»).

Жанровая специфика предисловий и послесловий наталкивает на необходимость создания специальной модели обучения, которая может осуществляться на уроках развития речи и риторики. Эффективность программы обучения достигается на основе

- 185

Санкт-Петербург. 2005

формирования следующих коммуникативных умений: определять предмет речи на основе первоисточника; располагать структурные части изученных жанров; создавать оригинальные предисловия и послесловия, уместно используя языковые средства с учетом интенции, адресата, справочного аппарата издания, особенностями первичного текста. Дидактическую базу обучения составили тексты-образцы авторских и неавторских предисловий и послесловий, написанных к одним и тем же первоисточникам детских книжных изданий: Ст.Рассадиным к книге «Новые приключения в Стране Литературных героев» (1989 г.), издателями и автором С.Сухиновым к книге «Дочь Гин-гемы: Сказочная повесть» (2000 г.) и к разным первоисточникам: Г.Остером к «Задачнику по математике», Э.Успенским к книге «Вниз по волшебной реке. Повесть-сказка» (1993 г.) и другое; таблицы «Сходства и отличия предисловий и послесловий», «Структурные признаки предисловий» и другое; схемы-рисунки (отображающие композицию предисловия, его жанрообра-зующие признаки); коммуникативные игры: «Редактируем детскую книгу», «Создаем коллективное предисловие» и другое. Обучение предполагает пять занятий с шестиклассниками.

На первом занятии «Твои путеводители по книге» формируем представления школьников о жанрах справочного аппарата книги (библиографическом описании, аннотации, содержании, предисловии, послесловии, заглавия через систему специальных упражнений (используя образцы жанров справочного аппарата, создать книгу, расположив ее части в нужной последовательности, и другое). Сообщаем ребятам, что справочный аппарат состоит из 4500 элементов, мы изучаем лишь те, к которым можно прибегнуть в случае первой необходимости.

На втором и третьем занятиях «Познакомься с предисловием», «Как устроено предисловие» учащиеся узнают признаки предисловий с учетом их принадлежности к жанрам справочного аппарата книги и языковыми особенностями. Место в книге: до

основного текста; интенция: пообщаться с читателем; поделиться впечатлениями; заинтересовать, привлечь внимание, углубить процесс чтения, помочь ориентироваться в книге, дать рекомендации и другое; адресат: массовый, специализированный; адресант: художник-иллюстратор, друг автора произведения, критик, редактор, составитель, переводчик, коллектив авторов; объем: краткий или развернутый; структура: цитата, случай из жизни, анекдот, пересказ произведения, приветствие, рекомендации, путеводитель, диалог героев и другое.

На четвертом занятии «Познакомься с послесловием» на основе сравнительного анализа текстов-образцов ищем сходные и отличительные признаки изучаемых жанров. Создаем послесловие, опираясь на устойчивые фразы и выражения. Заголовок: «Послесказка»; введение: «Надеюсь, тебе понравилась наша сказка о.»; основная часть: «Главный герой нашей сказки.», «В этой книге вы встретились с.»; заключение: «А как ты представляешь героев? Нарисуй их с помощью слов или красок и.», «Желаем.»; подпись: «Ваш покорный слуга.».

На пятом занятии «Создаем предисловие и послесловие» ученики создают изученные жанры к предложенным исходным текстам с целью статистического выявления общего уровня сформированности умения использовать жанрообразующие и жанрооп-ределяющие компоненты в собственном высказывании (и в зависимости от результатов с целью их дальнейшего редактирования). Итоговым заданием является создание индивидуальных предисловий и послесловий к самостоятельно подобранному художественному произведению (желательно, чтобы ученики были хорошо знакомы не только с произведением, но и с творчеством автора).

Делится ли ребенок своими впечатлениями о прочитанной книжке, представляет ли краткий пересказ прочитанного произведения, готовится ли к докладу с реферативным обзором литературы - так или иначе, он пользуется жанрами справочного аппарата книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.