Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДИКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Вероника Викторовна, Минуллина Аида Фаридовна

Современные повышенные требования к специалистам-дефектологам обострили проблему психологического благополучия лиц, работающих с неблагополучными клиентами. Анализ научной литературы показал, что различаются толкования и наполнения термина «психологическое благополучие». В связи с этим возникает необходимость изучения предикторов психологического благополучия личности студентов-дефектологов (качества жизни, психологического здоровья и социально-психологической адаптации) как показателя личностной готовности к профессиональной деятельности. В своей работе мы опирались на концепции психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; на представления о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. Представлено эмпирическое исследование 40 студентов-дефектологов 1 курса Казанского (Приволжского) федерального университета по 3 методикам: Опросник SF - 36 «Оценка качества жизни» (John E. Ware и Cathy D.), «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (A.Г.Maклaкoвa и C.B.Чepмянинa). Корреляционный анализ Пирсона охватил 24 параметра (шкалы). В результате проведенного исследования, обнаруженные корреляционные взаимосвязи шкалы нервно-психической устойчивости почти со всеми шкалами двух других методик, свидетельствуют о том, что она является системообразующей в качестве жизни, психологическом здоровье и благополучии студентов-дефектологов. Психологическое благополучие студентов-дефектологов складывается из того, что у них физическое здоровье несколько лучше, чем психическое (но средние результаты невысокие), у 60% результаты ниже среднего значения по адаптивности и качеству жизни, что говорит о необходимости мониторинга и построения коррекционно-образовательных программ на первом этапе обучения в ВУЗе. Полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами и психологами общеобразовательных учебных заведений, а также при подготовке методических материалов по работе со студентами, при чтении соответствующих курсов в вузе и на кафедрах повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васина Вероника Викторовна, Минуллина Аида Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF DEFECTOLOGY STUDENTS

Modern increased requirements for speech pathologists have exacerbated the problem of psychological well-being of persons working with disadvantaged clients. The analysis of scientific literature has shown that there are different interpretations and content of the term "psychological well-being". In this regard, there is a need to study the predictors of psychological well-being of the personality of students-defectologists (quality of life, psychological health and socio-psychological adaptation) as an indicator of personal readiness for professional activity. In our work, we relied on the concepts of psychological well-being of N. Bradburn, K. Riff; on the ideas about the structure of psychological well-being of K. Riff, A.V. Voronina, P.P. Fesenko, T.D. Shevelenkova, O.S. Shiryaeva. An empirical study of 40 1st-year students of defectologists of KFU using 3 methods is presented: SF - 36 questionnaire "Quality of life assessment" (John E. Ware and Cathy D.), "Individual model of psychological health" (A.V. Kozlov), Multilevel personality questionnaire "Adaptability" (A.G.Maklakova and C.B.Chermyanina). Pearson's correlation analysis covered 24 parameters (scales). Strong correlations of the scale of neuropsychiatric stability with almost all scales of the other two methods have been found, which suggests that it is systemically important in the quality of life, psychological health and well-being of defectology students. The psychological well-being of students-defectologists consists of the fact that their physical health is somewhat better than their mental health (but the average results are low), 60% of the results are below the average in terms of adaptability and quality of life, which indicates the need to monitor and build correctional educational programs at the first stage of study at the university. The results of the study can be used to study the psychological well-being of the individual by teachers and psychologists of general educational institutions, as well as in the preparation of methodological materials for working with students, when reading relevant courses at the university and at the departments of advanced training of educational workers.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Педагогика

УДК 37.042.2

кандидат психологических наук, доцент Васина Вероника Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Минуллина Аида Фаридовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. Современные повышенные требования к специалистам-дефектологам обострили проблему психологического благополучия лиц, работающих с неблагополучными клиентами. Анализ научной литературы показал, что различаются толкования и наполнения термина «психологическое благополучие». В связи с этим возникает необходимость изучения предикторов психологического благополучия личности студентов-дефектологов (качества жизни, психологического здоровья и социально-психологической адаптации) как показателя личностной готовности к профессиональной деятельности. В своей работе мы опирались на концепции психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; на представления о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. Представлено эмпирическое исследование 40 студентов-дефектологов 1 курса Казанского (Приволжского) федерального университета по 3 методикам: Опросник SF - 36 «Оценка качества жизни» (John E. Ware и Cathy D.), «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина). Корреляционный анализ Пирсона охватил 24 параметра (шкалы). В результате проведенного исследования, обнаруженные корреляционные взаимосвязи шкалы нервно-психической устойчивости почти со всеми шкалами двух других методик, свидетельствуют о том, что она является системообразующей в качестве жизни, психологическом здоровье и благополучии студентов-дефектологов. Психологическое благополучие студентов-дефектологов складывается из того, что у них физическое здоровье несколько лучше, чем психическое (но средние результаты невысокие), у 60% результаты ниже среднего значения по адаптивности и качеству жизни, что говорит о необходимости мониторинга и построения коррекционно-образовательных программ на первом этапе обучения в ВУЗе. Полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами и психологами общеобразовательных учебных заведений, а также при подготовке методических материалов по работе со студентами, при чтении соответствующих курсов в вузе и на кафедрах повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: предикторы, психологическое благополучие, студенты-дефектологи, личность.

Annоtation. Modern increased requirements for speech pathologists have exacerbated the problem of psychological well-being of persons working with disadvantaged clients. The analysis of scientific literature has shown that there are different interpretations and content of the term "psychological well-being". In this regard, there is a need to study the predictors of psychological well-being of the personality of students-defectologists (quality of life, psychological health and socio-psychological adaptation) as an indicator of personal readiness for professional activity. In our work, we relied on the concepts of psychological well-being of N. Bradburn, K. Riff; on the ideas about the structure of psychological well-being of K. Riff, A.V. Voronina, P.P. Fesenko, T.D. Shevelenkova, O.S. Shiryaeva. An empirical study of 40 lst-year students of defectologists of KFU using 3 methods is presented: SF - 36 questionnaire "Quality of life assessment" (John E. Ware and Cathy D.), "Individual model of psychological health" (A.V. Kozlov), Multilevel personality questionnaire "Adaptability" (A.G.Maklakova and C.B.Chermyanina). Pearson's correlation analysis covered 24 parameters (scales). Strong correlations of the scale of neuropsychiatric stability with almost all scales of the other two methods have been found, which suggests that it is systemically important in the quality of life, psychological health and well-being of defectology students. The psychological well-being of students-defectologists consists of the fact that their physical health is somewhat better than their mental health (but the average results are low), 60% of the results are below the average in terms of adaptability and quality of life, which indicates the need to monitor and build correctional educational programs at the first stage of study at the university. The results of the study can be used to study the psychological well-being of the individual by teachers and psychologists of general educational institutions, as well as in the preparation of methodological materials for working with students, when reading relevant courses at the university and at the departments of advanced training of educational workers.

Key words: predictors, psychological well-being, defectology students, personality.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования увеличиваются запросы к подготовке кадров в учебных заведениях. Весомой является не только степень профессиональной готовности будущего специалиста, но и степень его личной готовности, являющейся необходимым условием профессиональной работы.

Учеными продолжается поиск личностных образований, необходимых для эффективной работы в сфере профессий «человек-человек». В качестве центрального такого образования возможно рассматривать психологическое благополучие личности.

В психологической литературе были изучены факторы психологического благополучия личности (далее ПБ) [1, 7, 8], предложена его модель [15], структура [15, 9, 12], выявлены связи благополучия с осмысленностью жизни [9], ценностно-смысловыми образованиями [10], профессиональной деятельностью [11].

Личность дефектолога можно представить как необходимое условие для обеспечения качества оказываемой им профессиональной помощи. Исследователями были выделены требования к личности педагога-дефектолога, содержание которых отражает основные компоненты ПБ, а именно: личностный рост, автономия, наличие жизненной перспективы, принятие себя и окружающих.

В связи с этим, актуальным представляется изучение факторов психологического благополучия личности будущих дефектологов (качества жизни, психологического здоровья и социально-психологической адаптации) как маркеров их готовности к будущей деятельности.

Изложение основного материала статьи. В современной научной литературе встречаются понятия, отражающие разное представление о ПБ и его показателей: «субъективное благополучие», «личностное благополучие», «душевное благополучие», «эмоциональное благополучие», «эмоциональный комфорт», «социальное благополучие», «материальное благополучие», «физическое благополучие», «позитивное психическое здоровье», «полноценно функционирующая личность», «хорошее функционирование», «зрелость личности», «профессиональное благополучие», «благополучный человек», «позитивный стиль жизни», «качество жизни», «психологическое здоровье» [1, 2, 3, 4, 10, 11, 13, 15, 16].

Проведенный анализ определений ПБ и его показателей (предикторов) позволил выделить несколько подходов к пониманию данного термина. В подходе первом, психологическое благополучие (ПБ) определяется понятием «отношение» к себе и своей жизни или отражение этого отношения (К. Рифф [1], Н. Бредбёрн [14], Р.М. Шамионов [10, 11]). Во втором подходе - через категорию «переживание» (Л.В. Куликов [7, 8], П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова [12], А.А. Кроник [6]). В рамках 3-го подхода - как личностное качество, свойство, интегральная личностная характеристика [2, 3, 4].

Таким образом, на основе теоретического анализа научной литературы была определена тема и цель исследования.

Цель исследования - выявить показатели (предикторы) психологического благополучия (ПБ) личности будущих дефектологов. Объект исследования - психологическое благополучие (ПБ) личности студентов. Предмет исследования -предикторы (показатели) ПБ будущих дефектологов.

Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа определить показатели (предикторы) психологического благополучия (ПБ) личности. 2. Эмпирически обнаружить показатели ПБ студентов-дефектологов.

Для изучения предикторов психологического благополучия были использованы методики: 1) Опросник SF - 36 «Оценка качества жизни» (John E. Ware и Cathy D.); 2) «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов); 3) Личностный опросник «Адаптивность» (А.Г.Маклакова и C.B. Чермянина).

Исследование проводилось на базе Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. В нем были задействованы студенты, обучающиеся по направлению 44.03.03 - «Специальное (дефектологическое) образование». В исследовании участвовало 40 студентов 1 курса.

Приведем результаты по опроснику SF - 36. Опросник SF-36 (англ. The Short Form-36 - инструментарий, позволяющий оценить качества жизни пациента, широко используемый в различных странах.

В данном опроснике 36 вопросов и 8 шкал группируются в два показателя "физический компонент здоровья" и "психологический компонент здоровья": Наименьшее среднее значение (37,41) имеет обобщенный компонент психического здоровья (Psychic Health - PsH), чуть больше (40,36) набрали студенты: по шкале «Role-Emotional - RE» и по шкале «Vitality - VT» (44,64); по шкале «Mental Health - MH» студенты набрали 55,52 балла; по шкале «Social Functioning - SF» - 75,44 балла. Показатель «Жизненная активность» (44,64) - предполагает ощущение себя обессиленным, достаточно низкие результаты свидетельствуют об утомлении испытуемого, снижении его жизненной активности. Показатель «Социальное функционирование» (75,44 балла - достаточно высокие баллы) определяет степень, при которой социальная активность, общение не ограничивается физическим/эмоциональным состоянием, нет ограничения социальных контактов, нет снижения уровня процесса общения из-за ухудшения физического и/или эмоционального состояния, т.е. контакты есть. Показатель «Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (38,92 балла - достаточно низкие баллы) свидетельствует о наличии помех для выполнения трудовой или повседневной деятельности (временные затраты, изменения объема и качества работы и т.п.), и интерпретируется как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния. Но высокие значения стандартного отклонения (40,42) свидетельствуют о том, что у студентов есть диаметрально противоположные ответы, выборка неоднородна по эмоциональным ролевым предпочтениям.

Показатель «Психическое здоровье» (55,52 балла - значения выше среднего) характеризует хорошее настроение, отсутствие тревоги, психическое благополучие.

По другой обобщенной шкале «Physicalhealth - PhH» респондентами набрано 48,96 баллов; по шкале «General Health -G№> - 49,79 баллов; по шкале «Role-Phisical Functioning - RP» у студентов - 59,09 балла; по шкале «Bodilypain - ВР» - 66,18 балла; по шкале «Physical Functioning - PhF» - 87,12 балла.

Физическое функционирование представляет ту степень, в которой физическое состояние здоровья ограничивает выполнение человеком различных физических нагрузок (ходьба, бег и т.п.). Данные высокие показатели (87,12) могут свидетельствовать о том, что физическая активность не ограничивается состоянием здоровья.

Показатель Role-Phisical Functioning - RP определяет степень влияния физического состояния на обычную повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Высокие показатели по этой шкале (59,09) могут говорить о том, что обычная деятельность не ограничена физическим состоянием студента. Но высокие значения стандартного отклонения (40,42) свидетельствуют о том, что у студентов есть диаметрально противоположные ответы, выборка неоднородна по физическим ролевым предпочтениям.

Показатель «Интенсивность боли» (66,18) определяет степень влияния на возможность заниматься ежедневной, обычной деятельностью, включая домашнюю работу, высокая выраженность значений по данной шкале может свидетельствовать о том, что болевые ощущения не ограничивают активность студента. Показатель «Общее состояние здоровья» отражает оценку студентом своего актуального состояния здоровья. Значения по данной шкале ниже среднего по популяции (49,79), что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии здоровья.

Приведем результаты по опроснику А.В. Козлова «Индивидуальная модель психологического здоровья», приведенные к 10 максимальным баллам по каждой шкале. Все шкалы имеют значения выше 5 баллов, значит качество сформировано более, чем на 50%, что подтвердилось общим суммарным показателем (50,06).

В среднем немного хуже оказались развиты такие направления, как гуманистический вектор (HV) - гуманистическая позиция (5,36); семейный вектор (FV) - семейное благополучие (5,52); Я-вектор (SV) - физическое благополучие (5,79);

Неплохо развиты такие направления, как творческий вектор (CV) - творческое самовыражение, креативность (6,18); интеллектуальный вектор (IV) - интеллектуальное развитие и совершенствование (6,48); духовный вектор (SpV) -духовность/религиозность (6,64); просоциальный вектор (PV) - стремление быть собой (6,67).

Наивысшие значения в данной выборке оказались по стратегическому вектору (StV) - ориентация на цель (7,42), т.е. студентов мотивирует далекая стратегическая цель, и все остальные параметры психологического здоровья подчинены ей и выстраиваются для ее достижения. При ровных значениях стандартного отклонения (от 1,39 до 2,41) можно утверждать про однородность и единодушие в ответах респондентов.

Приведем результаты по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) A.Г.Maклaкoвa и C.B. Чepмянинa.

По шиле «Aдaптивныe cпocoбнocти» (Scale АА - Adaptive abilities) студенты-дефектологи в среднем набрали - 2,61 балла. По шиле «Hepвнo-пcиxичecкaя ycтoйчивocть» (NPS - Neuropsychic stability) студенты-дефектологи в среднем набрали - 3,27 балла. По шкaле «Коммуни^тев^^ cпособнocти» (CS - Communication skills) студенты-дефектологи в среднем набрали - 4,3 балла.

Баллы ниже 5 свидетельствуют о низких показателях, которые присущи студентам-дефектологам по адаптивности, устойчивости, коммуникативности. И, следовательно, над этими качествами еще необходимо работать. Для определения корреляционной связи был применен метод корреляции Пирсона, в результате которого обнаружены прямые положительные корреляционные взаимосвязи: ролевая деятельность в физической сфере с творческим самовыражением (0,44), с семейным благополучием (0,37), с нервно-психической устойчивостью (0,45); общее здоровье со стремлением быть собой (0,39); жизнеспособность со стремлением быть собой (0,34), с гуманистической позицией (0,39), с

нервно-психической устойчивостью (0,39), с коммуникативными способностями (0,33); социальное функционирование с духовностью (0,33); ролевое эмоциональное состояние с семейным благополучием (0,37), с нервно-психической устойчивостью (0,39), с моральной нормативностью (0,35); физическое здоровье с ориентацией на цель (0,36), творческим самовыражением (0,35), с семейным благополучием (0,38); стремление быть собой с нервно-психической устойчивостью (0,52), с коммуникативными способностями (0,57); физическое благополучие с коммуникативными способностями (0,38); творческое самовыражение с нервно-психической устойчивостью (0,43), с коммуникативными способностями (0,54), с моральной нормативностью (0,4); духовность с нервно-психической устойчивостью (0,46), с коммуникативными способностями (0,38); интеллектуальное развитие с нервно-психической устойчивостью (0,34); семейное благополучие с нервно-психической устойчивостью (0,4).

Таким образом, обнаруженные корреляционные взаимосвязи шкалы нервно-психической устойчивости почти со всеми шкалами двух других методик, свидетельствуют о том, что она является системообразующей в качестве жизни, психологическом здоровье и благополучии студентов-дефектологов.

Психологическое благополучие студентов-дефектологов на первом году обучения складывается из того, что у них физическое здоровье несколько лучше, чем психическое (но средние результаты невысокие), у 60% ниже среднего значения по адаптивности и качеству жизни.

Выводы. Психологическое благополучие (ПБ) личности будущих дефектологов представляется как показатель их личностной готовности к профессиональной деятельности; как необходимое условие для повышения качества оказываемой ими профессиональной помощи.

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «психологическое здоровье» применительно к студентам-дефектологам с позиций междисциплинарного подхода. В ходе исследования наметились направления дальнейших поисков и появилось предположение о том, что необходима программа целенаправленной воспитательно-развивающей работы по формированию просоциального поведения, получения личностного комфорта и удовольствия у студентов-дефектологов на первом году обучения в вузе.

Обнаружены прямые положительные корреляции между всеми суммарными шкалами трех диагностических методик, что подтверждает правильность выбора диагностического инструментария, с помощью которого определены не очень высокие значения психологического благополучия (качества жизни, психологического здоровья и адаптивности) студентов-дефектологов. Этот факт свидетельствует о необходимости мониторинга и построения коррекционно-образовательных программ на первом этапе обучения в ВУЗе.

Полученные результаты эмпирического исследования, проведенного по шкалам методик, показали, что для каждого студента необходимо строить оптимальный алгоритм индивидуальных отношений с окружающей миром, осознавать свои потребности, уметь преодолевать возникающие препятствия, выстраивать диалог со средой, осуществлять эмоциональный контакт с другими людьми и добровольно организовывать поведение в условиях личного комфорта. Долгосрочность государственных программ развития образования, научная значимость исследования для практической деятельности специалистов, потребность в высококвалифицированных психологически здоровых дефектологах, наличие научной, материально-технической базы в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета позволяют рассчитывать на построение инновационного опыта работы.

На полученных результатах исследования может быть основано изучение психологического благополучия личности педагога специалистами психологических служб общеобразовательных учебных заведений, а также при подготовке методической литературы по внеучебной работе со студентами, при реализации соответствующих теоретических и практических курсов в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, а также для повышения квалификации работников образования.

Литература:

1. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл / Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. - 403с.

2. Водяха, С.А. Предикторы психологического благополучия студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70-74.

3. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Автореф. автореф. дис. ... кандидата психологических наук. - Томск, 2002. - 25 с.

4. Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№ 3. -С. 142- 145.

5. Козлов, А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. - 2011. - № 937. - С. 130-133.

6. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Ахмеров Р.А. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

7. Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. -С. 162-164.

8. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. -2008. - С. 476-510

9. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 206 с.

10. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2004. - 180 с.

11. Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009. - С. 41

12. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129

13. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001.

14. Bradburn, N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine. 1969.

15. Ryff, C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. - 1996. - Vol. 2. - P. 365-369.

16. Seifert, T. Assessment of the Ryff Scales of Psychological Well-Being Inventory. Available from the Center of Inquiry in the Liberal Arts at Wabash College. - 2004. URL: http://liberalarts.wabash.edu/cila/home.cfm?news_id=3570

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Вахрушева Марина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования риторической компетенции будущего учителя иностранного языка. Целью статьи является обоснование необходимости целенаправленного формирования риторической компетенции будущего учителя для его успешной профессиональной деятельности. В решении повседневных задач в педагогическом процессе важную роль играет профессионально-речевая культура учителя. Поэтому риторическая компетенция является показателем сформированности профессиональной личности учителя. Риторическая компетенция является компонентом коммуникативной компетенции. Она, в свою очередь, также представляет собой многокомпонентное образование. Под риторической компетенцией понимается способность создавать, произносить и рефлексировать авторский текст, направленный на определенного адресата с целью воздействовать на него в ситуации публичного выступления. Формирование риторической компетенции неразрывно связано с расширением активного словаря обучаемого, а также с развитием умений выступать публично. Интегративный подход к подготовке будущих учителей предполагает одновременное изучение предмета «Иностранный язык» и методики обучения предмету. С точки зрения автора, необходима также интеграция обучения иностранному языку с усвоением риторических знаний и умений. Для этого предлагается система интегрированного обучения риторике. Рассматривается поэтапное овладение знаниями о жанрах текста и их особенностях, средствах воздействия на слушателя. Представлены приемы работы по трансформации текста. Развитие иноязычной риторической компетенции положительно сказывается на развитии риторической компетенции в целом. Таким образом, целенаправленное использование системы упражнений для развития риторической компетенции студентов при обучении иностранному языку способствует становлению профессиональной личности будущего педагога.

Ключевые слова: интегративное обучение, компетенция, риторическая компетенция, профессионально-речевая культура, культура речи, риторика, педагогическая риторика.

Annоtation. The article considers the problem of forming a foreign language teacher's - to be rhetoric competence. The article aims at substantiating the necessity for purposeful forming of teachers' rhetorical competence to improve their professional activity. The teachers' professional speech culture is known to play an important role in everyday pedagogical process. Therefore, rhetorical competence indicates the maturity of the teachers' professional personality. Rhetorical competence is a component of the communicative competence. In its turn, the latter is also a many-component construct. Rhetorical competence is denoted as the ability to create, pronounce and reflect the author's text so as to influence a definite addressee in the situation of public speaking. The formation of the rhetorical competence is inextricably linked with the expansion of the learner's active vocabulary as well as with the development of public speaking skills. An integrative approach to the training of teachers-to be involves the simultaneous study of subjects "Foreign Language" and "Methods of Teaching Foreign Languages". The author suggests the idea of integrating the development of rhetorical knowledge and skills into foreign language teaching. A system of integrated teaching of rhetoric is proposed. The staged mastering of knowledge about the text genres and their features as well as means of influencing a listener is considered. The methods of text transformation are presented. The development of foreign language rhetorical competence has a positive effect on the development of rhetorical competence in general. Thus, the purposeful use of the system of exercises for the development of the rhetorical competence in students when teaching the foreign language contributes to the formation of the teachers-to be professional personality.

Key words: integrated education, competence, rhetoric competence, professional and speech culture, speech culture, rhetoric, pedagogical rhetoric.

Введение. Важность интегративного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя подчеркивается многими исследователями. Л.И. Гриценко выделяет в интегративном обучении три взаимосвязанных компонента: содержательный, методический и организационный [5, С. 76]. О.П. Казакова, в свою очередь, отмечает приоритетность содержательного и методического компонентов и необходимость их сбалансированности в процессе обучения в педагогическом вузе [7, С. 26], т.к. владение предметом и методикой обучения этому предмету являются важнейшими составляющими профессиональной компетенции педагога. Кроме того, для успешной самореализации в профессии учителю необходимо уметь эффективно организовывать педагогическое взаимодействие в коллективе, с детьми и их родителями, правильно строить свои высказывания, т.е. владеть риторической компетенцией. Целью данной статьи является обоснование необходимости целенаправленного формирования риторической компетенции будущего учителя для его успешной профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В педагогическом общении важную роль играет профессионально-речевая культура учителя. Под этим термином А.С. Белкин и В.В. Нестеров понимают соблюдение правил красноречия и норм литературного языка, исключение ненормативной лексики, чуждых слов, потребность дорожить чистотой речи [9, С. 99]. Л.Р. Хасанова понимает культуру речи как «совокупность свойств личности, оказывающую успешное воздействие на учащихся и позволяющую наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач» [12]. Таким образом, к профессиональным компетенциям учителя относится знание основ риторики.

Понятие «риторика» имеет множество определений. В разных науках определения достаточно сильно отличаются друг от друга, однако можно выделить три группы дефиниций: а) определяющих риторику как ораторское искусство (Аристотель, М.Т. Цицерон, М.В. Ломоносов. И.А. Стернин); б) искусство убеждения (А.А. Ивин, А.К. Михальская, Е.В. Клюев и др.); в) филологическую дисциплину, изучающую речь с позиций логики, точности, убедительности (А.А. Волков, М.Р. Львов, Е.А. Юнина и др.). Несмотря на множество дефиниций, практически все исследователи сходятся во мнении о том, что главной целью риторики является убеждение собеседника.

Риторика является важным компонентом культуры современного общества. Она необходима для таких сфер деятельности, как педагогика, психология, юриспруденция, дипломатия, административная сфера и др. Современная риторика - это не только ораторское искусство. Объектом ее изучения являются все виды текста, от обыденной речи до медийных текстов. Развитая языковая личность должна понимать тексты любой жанровой направленности и уметь анализировать и рефлексировать их [2, С. 18].

Риторика как наука отражает интегративные тенденции современного гуманитарного знания и тесно связана с такими дисциплинами, как культура речи, стилистика, с некоторыми аспектами делового языка, с деловой речевой коммуникацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.