Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ ОЛИМПИЙСКОГО УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ПРЕДИКТОРЫ ОЛИМПИЙСКОГО УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТ / ОЛИМПИЙСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛИТНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люлина Е.С., Шакиржанова К.Т., Шакиржанов Т.А.

Авторы приводят результаты анализа подготовки элитных спортсменов в разных странах. Рассмотрены различные системы подготовки и их особенности для разных стран. В современном мире для многих стран в «глобальной спортивной гонке» главным является завоевание медалей на мировых подиумах. Претендующие государства постоянно ищут возможности улучшения подходов спортивной подготовки своих атлетов для выступления на Олимпийских играх. Раскрыты механизмы организации олимпийской подготовки, которые позволяют странам быть на передовых позициях в течение многих олимпийских циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люлина Е.С., Шакиржанова К.Т., Шакиржанов Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF OLYMPIC SUCCESS IN THE ORGANIZATION OF ELITE ATHLETES TRAINING

In modern world, for many countries in the , winning medals on the world podiums is paramount. The aspiring nations are constantly looking for ways to improve the athletic training approaches of their athletes to perform at the Olympic Games. What are the mechanisms of Olympic training organization that allow countries to be at the forefront for many Olympic cycles? This review attempts to examine the strategic approaches to the organization of Olympic training on the example of successful countries.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ ОЛИМПИЙСКОГО УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796 ББК 75.4

DOI 10.47475/2500-0365-2023-8-3-33-41

ПРЕДИКТОРЫ ОЛИМПИЙСКОГО УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Е. С. Люлина, К. Т. Шакиржанова, Т. А. Шакиржанов

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Чирчик, Узбекистан

Авторы приводят результаты анализа подготовки элитных спортсменов в разных странах. Рассмотрены различные системы подготовки и их особенности для разных стран. В современном мире для многих стран в «глобальной спортивной гонке» главным является завоевание медалей на мировых подиумах. Претендующие государства постоянно ищут возможности улучшения подходов спортивной подготовки своих атлетов для выступления на Олимпийских играх. Раскрыты механизмы организации олимпийской подготовки, которые позволяют странам быть на передовых позициях в течение многих олимпийских циклов.

Ключевые слова: талант, олимпийская подготовка, элитные спортсмены, государство, система.

Актуальность. В эти дни идёт активная подготовка спортсменов стран — участниц Международного олимпийского комитета к Олимпийским играм 2024 г. в Париже. Выступление на главных спортивных играх четырёхлетия принципиально важно для каждого государства. В связи с этим исследование, адресованное изучению аспектов организации спортивной подготовки, определяющих успешное выступление олимпийцев, весьма актуально. На основе метода анализа публикаций в индексируемых базах данных представлены наиболее успешно зарекомендовавшие себя практики развития спорта высших достижений.

Цель исследования: изучить опыт в системе олимпийской подготовки наиболее успешных стран (на примере Китая, Австралии и Великобритании) и определить их общие и характерные особенности.

Задачи исследования: 1. Проанализировать публикации в передовых изданиях по теме исследования. 2. Выявить основные направления в организации системы подготовки спортсменов, которые послужили базой для достижения высокого результата.

Материалы исследования: общие факторы, характерные в целом для успешной организации системы подготовки и достижения высшего спортивного мастерства по публикациям в индексируемых базах данных. Некоторые исследователи обнаружили тесную положительную взаимосвязь/корреляцию между академическими исследованиями (публикуемыми в высокоцитируемых научных журналах в области спорта) и олимпийскими достижениями/успехами стран, проводивших эти исследования [22; 35].

Следуя этой аналогии, другие исследователи провели анализ статей, опубликованных в период трёх олимпийских циклов (2016, 2012, 2008 гг..), и обнаружили значительную корреляцию между завоёванными медалями и количеством цитируемых публикаций авторов стран, завоевавших медали. Оказалось, что 35 стран, авторы которых опубликовались в период 2010-2018 гг., стали обладателями медалей. Так, лидерами по публикациям в данный период оказались: Австралия, Великобритания, Китай. Также в рейтинг вошли США, Новая Зеландия, Бразилия и ряд европейских стран (Франция, Испания, Германия, Италия и т. д.) [1; 31; 32]. Таким образом, для изучения долгосрочных моделей спортивной подготовки к Олимпийским играм мы проанализируем подходы Австралии, Англии и Китая.

Отметим, что ряд экспертов выделяют три необходимых условия для достижения максимально высокого спортивного результата. Первое условие: врождённый потенциал/одарённость/талант, который в достаточной степени обусловлен врождёнными факторами [9; 39]. Второе условие фокусируется на роли среды и практики. Здесь пересекаются взаимодействие тренеров, семьи и более широкого круга окружения, практической деятельности и обратной связи [14; 32]. Третье условие — это взаимодействие между талантом и практикой [17; 33].

Важнейшим фактором при соблюдении всех этих условий для достижения высокого спортивного результата является динамика общего затраченного времени преднамеренной спортивной подготовки и спортивного опыта/практики [16; 18]. Согласно исследованиям, количество этого времени обычно составляет 10 000 ч (или 10 лет), хотя

и варьируется в зависимости от специфики вида спорта и других важных факторов (генетические, когнитивные и др.) [12; 17; 19].

Так, Lombardo and Deaner (2014), проанализировав карьеры 15 олимпийских чемпионов и самых успешных американских спринтеров, обнаружили, что эти спортсмены считались исключительными ещё до начала спортивной деятельности и что они достигли уровня мирового класса менее чем за 10 лет целенаправленных тренировок, а именно в среднем за 3 года для олимпийских чемпионов и 7,5 лет — для самых быстрых американских спринтеров [27].

Также такая вероятность, по мнению Visscher (2008), существует в баскетболе, где результативность в немалой степени определяется ростом и размерами тела [40], или же в видах спорта с проявлением выносливости, где показатель максимального потребления кислорода как генетически обусловленный фактор (в процессе спортивной тренировки увеличивается только на 20-30 %) имеет критическое значение [15]. К общему в моделях подготовки можно отнести, что в многократных исследованиях отмечается важность ранней специализации в определённых видах спорта (гимнастика, футбол и др.) [26; 40], в то время как другие специализации (плавание, хоккей на траве и др.) не требуют довольно ранней специализации [13].

Кроме прочего, иностранные специалисты выделяют следующие периоды подготовки в олимпийском цикле: а) базовая/предварительная подготовка (первый-второй год); б) отбор в олимпийскую команду/сборную; в) олимпийский сезон (один год до игр); г) (непосредственно) игры; д) постыгро-вой период [34]. Также исследователи отмечают существенное влияние экономических (национальный валовый продукт), демографических (климат, численность населения), политических факторов в системе подготовки элитных спортсменов [20].

Далее рассмотрим некоторые аспекты организационного и методического опыта национальных систем подготовки элитных спортсменов стран — лидеров в неофициальном командном зачёте, в которых политический режим и экономический статус имеют критическое значение на подход к олимпийской подготовке в целом [2].

Китай. Олимпийская стратегия Китая заложила свой успех, в основном базируясь на кластерном подходе и «Принципе пяти слов» (Five-Word Principles) [24]. Кластерный подход был первоначальным фундаментальным теоретическим обо-

снованием для развития преимущественных видов спорта в Китае. Так, китайский исследователь Tian (1998) обобщил виды спорта по их общим признакам и характерным особенностям двигательных действий [37].

Здесь можно провести аналогию с более ранней классификацией видов спорта по шести группам, основанной на предмете состязаний и характере двигательной активности и предложенной Л. П. Матвеевым [3]. Данный подход позволил в разы рационализировать спортивную подготовку китайских спортсменов на основе структурирования, кластерно-специфически направленного практического и теоретического руководств. Модель же «Принципа пяти слов» как концепт была инициирована китайскими властями (Генеральной администрацией спорта Китая) в 1980 г. «Принцип пяти слов: маленький, быстро, женщины, вода, гибкий» ("Five-Word principle: Small, Fast, Women, Water and Agile") отражает преимущественные виды спорта, которые были обозначены правительством и получили достаточную финансовую поддержку для развития.

Здесь: Small/маленький означает Small ball (малый мяч), то есть акцент развития на теннис и бадминтон, а также на лёгкие весовые категории в мужской тяжёлой атлетике (56 и 62 кг);

Fast/быстро — подчёркивает развитие видов спорта с преимущественным проявлением быстроты/скорости движений;

Women/женщины — развитие видов спорта, где участвуют женщины;

Water/вода — развитие водных видов спорта;

Agile/гибкость — спортивная гимнастика и прыжки на батуте.

Данная продуманная стратегическая расстановка приоритетов заложила основу последующего подъёма Китая на олимпийской арене [29].

Стоит отметить, что правительство Китая в 1980-х гг. утвердило данный подход по экономическим причинам, поскольку посчитало, что при условии ограниченных экономических ресурсов будет более реалистичнее сконцентрироваться на конкретных видах спорта для максимизации возможности завоевать олимпийские медали. Кроме этого, известна программа «Проект-119», адаптированная для развития медалеёмких видов спорта (плавание, лёгкая атлетика, гребля). Число 119 — это количество медалей, которое планировалось завоевать на ОИ в Пекине в данных видах (программа начала реализацию в 2001 г., после

того, как Пекин получил право на проведение 29-х Олимпийских игр) [38].

Для реализации плана Китай предпринял транс-ферную политику, переняв идеи подготовки в плавании у Австралии и пригласив ведущих австралийских тренеров для национальной команды пловцов, которые в свою очередь являлись тренерами олимпийских чемпионов Австралии.

В целом система подготовки состоит из пяти уровней, начиная с отбора детей в спортивные школы и их напряженной подготовкой, затем следуют этапы полупрофессиональной подготовки на принципиально ином уровне и профессиональной подготовки на национальном уровне, заключительная стадия — непосредственно олимпийская подготовка [21].

Таким образом, мобилизация человеческих ресурсов, правильный менеджмент, привлечение мировых экспертов и тренеров, научный подход к организации процесса подготовки элитных спортсменов и мощнейшая медицинская поддержка привели Китай к доминантному успеху в определённых видах спорта.

Австралия. Австралия, исходя из показателя на душу населения, считается одной из самых успешных национальных систем высоких достижений в современной эре олимпийского спорта (с учётом населения чуть более 26,5 млн, на каждые 565 000 граждан Австралии приходится одна олимпийская медаль из 46 завоёванных на токийской олимпиаде) [36].

Австралия выстроила рациональную систему спортивной подготовки элитных спортсменов, начиная с поиска и продвижения спортивных талантов и заканчивая олимпийским пьедесталом. Сегодня система подготовки высококлассных спортсменов в Австралии представляет собой довольно сложную архитектуру, где взаимодействует множество спортивных организаций различного уровня.

Так, ранее одна из ведущих позиций принадлежала Австралийскому институту спорта (AIS), который был открыт в 1980 г. и рассматривался как «инвестиция в нацию и будущее австралийского спорта» [25].

AIS, имея в штате учёных-практиков с мировым именем в области спортивной науки/медицины, обеспечивает развитие спортивных достижений, проводя инновационные исследования и привлекая иностранных специалистов по различным видам спорта. В то же время институт ведёт селекцион-

ную работу, открывая возможности талантливым молодым спортсменам через систему стипендий, помогая им стать не только лучшими спортсменами, но и обеспечивая их определёнными гарантиями после спортивной карьеры [28].

В период с 1986-2013 гг. AIS осуществил программу Aussie Sports, которая способствовала не только повышению грамотности в области физической активности и развитию спорта среди молодёжи за счёт участия в различных спортивных мероприятиях и специального обучения и наставничества, но и непосредственно поддерживала совершенствование и развитие тренеров, учителей в школах и родителей-добровольцев для укрепления базового уровня спорта [11].

Также AIS осуществляет директивную программу подготовки спортсменов экстра-класса в рамках модели FTEM (Foundation, Talent, Elite, Mastery), состоящую из четырёх макростадий развития спортивного мастерства, которые в свою очередь подразделяются на десять. Здесь можно провести параллели с известным положением о многолетних этапах спортивной тренировки [4].

Особенностями модели является то, что нет чётких возрастных границ в развитии спортивного прогресса и допускается, что временные рамки перехода от одного уровня мастерства к следующему могут быть растянуты или сжаты от минимального периода до десятилетия в зависимости от вида спорта и конкретного спортсмена [23].

В целом система подготовки спортсменов в стране основывается на реализации программ, где основными аспектами являются продвижение талантов и повышение потенциала тренерских кадров в единстве с применением инновационных технологий, научных исследований и применения их результатов, а также достаточным финансированием [7].

Великобритания. Достаточно долгий период (1952-1992 гг.) сборная Великобритании была во второй десятке стран в неофициальном командном зачёте, что не отвечало её экономической мощи, численности населения, спортивным традициям. Вследствие провальных выступлений государством были предприняты радикальные меры, которые позволили Великобритании постепенно оказаться в авангарде олимпийских достижений [5].

Великобритания в течение последних четырёх олимпиад входит в лидеры неофициального медального зачёта. В системе подготовки

высококвалифицированных спортсменов страна адаптировала некоторые черты австралийской модели подготовки, особенно в системе отбора талантов [42].

После неудачного выступления на Олимпийских играх в Атланте (1996 г.) была проведена реструктуризация системы спорта, включая создание Агентства высших достижений, UK Sport и других организаций национального значения. В этот момент была запущена государственная программа «Путь к достижению результатов мирового класса», которая обеспечила полное финансирование подготовки спортсменов прогрессивного уровня всех возрастов, от юных талантливых спортсменов и уже состоявшихся спортсменов мирового класса.

Также по аналогии с Австралией была реализована долгосрочная кампания по внедрению специальной национальной учебной программы по физическому воспитанию в школах, а также программа Школьных игр Великобритании, что позволило расширить пул для поиска талантливых спортивных резервов и повысить компетенции школьных учителей и тренеров [42].

UK Sport обеспечивает финансирование подготовки спортсменов и поиск и продвижение талантов, а также привлекает учёных в области спорта, менеджеров и тренеров со всего мира. Процесс выявления, поддержки и дальнейшего продвижения талантов осуществляется путём определённой многоступенчатой методики.

Так, юные кандидаты в специализированных центрах тестирования проходят два этапа на выявление пригодности. Первый этап включает антропометрическое, физиологическое тестирование, анамнез, анализ истории тренировочной и соревновательной деятельности. На втором этапе проводится специальное тестирование на соответствие спортивной пригодности к конкретному виду спорта, психологическая и поведенческая оценка, а также скрининг функциональных движений (спортивной техники).

Затем успешно прошедшие кандидаты проходят этап подтверждения, где их официально заявляют в программу ежедневных тренировок (от 6 до 12 месяцев), чтобы проверить их готовность, приверженность, потенциал развития и результативность. После этого начинающим спортсменам оказывается поддержка на более длительном этапе развития, в ходе которого они получают индивидуальное планирование, доступ к качественным услугам

тренеров, результатам достижений спортивной науки и медицины, доступ к международным соревнованиям.

Тем временем в стране также был применён подход «трансфера» квалифицированных спортсменов в другой вид спорта после ухода из предыдущего. Здесь, как пример, приведём программу «Girls4Gold», запущенной в 2008 г. среди спортсменок от 17 до 24 лет. Успешные спортсменки были включены в специальные финансируемые программы по таким видам спорта, как скелетон, гребля, современное пятиборье.

Благодаря этому Великобритания получила несколько олимпийских чемпионов, в том числе двукратную олимпийскую чемпионку в гребле Хелен Гловер, которая в прошлом бала представительницей национального уровня по лёгкой атлетике, а также двукратную олимпийскую чемпионку зимних Олимпийских игр в скелетоне Лиззи Ярнольд, которая перешла из легкоатлетического семиборья.

Также рабочие группы UK Sport реализуют специальную программу «Pathway Health Check», с помощью инструментов которой каждые четыре года оцениваются и сравниваются результаты «лучших в мире» спортсменов для выявления пробелов и возможностей в современном спорте.

Центральное место в системе подготовки спортсменов отводится тренерскому составу. Все тренера получают поддержку через дополнительное образование и наставничество от учёных-экспертов в области спорта, участвуют в конференциях, нетворкингах.

UK Sport инвестирует значительные средства в научные исследования и исследовательские проекты. Например, был осуществлён проект «Великие британские медалисты», целью которого было получение научно обоснованного понимания развития спортсменов мирового класса путём изучения тридцати двух британских олимпийских атлетов [30].

Узбекистан. В Узбекистане система подготовки элитных спортсменов начинается с первичного отбора спортивных талантов с последующим их привлечением к обучению в школах-интернатах олимпийского резерва и/или в детско-юношеских спортивных школах [6].

Далее предполагается объединение сильнейших спортсменов через систему отборочных соревнований в национальные сборные, которые обеспечиваются учебно-тренировочными сборами как

Медальный зачёт летних Олимпийских игр стран Китая, Австралии и Великобритании в период 1980-2020 гг.

Страна Текущее место в зачёте Количество завоёванный медалей, в том числе Всего

золотых серебряных бронзовых

Китай 4 287 229 192 708

Великобритания 3 138 132 149 419

Австралия 13 105 123 152 380

внутри страны, так и за её пределами. Развитие спорта высших достижений осуществляется в соответствии со специально принятыми законодательными актами и программами, направленными на определённые виды спорта, созданы центры олимпийской подготовки, открыт научно-исследовательский институт, привлекаются зарубежные эксперты/тренера, особое внимание уделяется детско-юношескому спорту [10].

В целом в основе подготовки спортсменов экстра-класса лежит сотрудничество между Государственными органами управления, спортсменами, Национальным олимпийским комитетом и спортивными федерациями [8]. Здесь предусматривается максимальный учёт интересов всех участников процесса. Такой подход представляется весьма эффективном и реальным для большинства стран, придерживающихся демократических принципов в развитии общественной жизни и претендующих на успешное выступление на Олимпийских играх. Так, наша страна с момента выступления на летних играх под собственным флагом (1996, Атланта) завоевала 36 медалей (10 золотых, 6 серебряных и 20 бронзовых).

Выводы. Данный анализ позволил определить успешные концептуальные модели процесса подготовки спортсменов олимпийского уровня. Главным направлением представленных стран является отбор талантов и их дальнейшее обеспечение. Также все страны реализовывают специальные «точечные» программы по развитию спорта высших достижений, по поддержке и дополнительному образованию тренерского состава, уделяют должное внимание научному подходу и обеспечивают необходимое финансирование. Эти факторы при правильной организации позволяют странам быть конкурентоспособными в своих олимпийских достижениях (таблица).

Как показало наше исследование, несмотря на известные и очевидные различия в политических режимах, идеологии, культуре, между си-

стемами подготовки спортсменов высшего класса существуют ключевые стратегические сходства и связи. Системы подготовки спортсменов экстракласса разных стран скорее можно назвать схожими, чем разными, и точкой дифференциации является способность страны оптимально координировать эти общие компоненты.

Список литературы

1. Булатова, М. М. Опыт подготовки национальных команд различных стран к Играм Олимпиад / М. М. Булатова, В. Н. Платонов, О. А. Шинкарук и др. // Наука в олимпийском спорте. — 2009. — № 1. — С. 4-78.

2. Есентаев, Т. К. Политическое влияние на систему подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Т. К. Есентаев // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2016. — № 1. — С. 19-23.

3. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. — Киев : Олимпийская литература, 1999. — 318 с.

4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 1997. — 583 с.

5. Бубка, С. Н. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / С. Н. Бубка, М. М. Булатова, Т. К. Есентаев и др. — Киев : Олимпийская литература, 2017. — 480 с.

6. Светличная, Н. К. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации в олимпийском и паралимпийском спорте // Современная наука в олимпийском спорте : сборник международной научно-практической конференции. — Ташкент, 2022. — С. 348-352.

7. Фролова, М. В. Формы поддержки профессиональных спортсменов в Австралии / М. В. Фролова // Молодёжь в новом тысячелетии: проблемы и решения : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 01-02 марта 2022 г. — Омск, 2022. — С. 67-71.

8. Шакиржанова, К. Т. Организационно-методические аспекты подготовки резерва высококвалифицированных легкоатлетов к предстоящей Олимпиаде / К. Т. Шакиржанова. — Ташкент, 2005.

9. Ahmetov, I. I. Sports genomics: Current state of knowledge and future directions / I. I. Ahmetov, O. N. Fedotovskaya // Cellular and Molecular Exercise Physiology. — 2012. — № 1. — P. 1-24.

10. Асатова, Г. Стратегические ориентиры для развития физической культуры и спорта в Узбекистане: модели зарубежного спорта / Г. Асатова // Общество и инновации. — 2022. — Т. 3, № 1. — С. 130-140.

11. Australian Sports Commission. Aussie Sports. Clearinghouse for Sport // Wikipedia, the free encyclopedia. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Austra-lian_Sports_Commission

12. Baker, J. Expertise in ultra-endurance triathletes early sport involvement, training structure, and the theory of deliberate practice / J. Baker, J. Côté, J. Deakin // Journal of Applied Sport Psychology. — 2005. — № 17. — P. 64-78.

13. Barynina, I. I. The aftermath of early sports specialization for highly qualified swimmers / I. I. Barynina, S. M. Vaitsekhovskii // Fitness and Sports Review International. — 1992. — № 27. — P. 132-133.

14. Bloom, B. S. Generalizations about talent development // B. S. Bloom (Ed.). Developing talent in young people. — New York : Ballantine Books, 1985. — Pp. 507-549.

15. Bouchard, C. Genomic predictors of maximal O2 uptake response to standardized exercise training programs / C. Bouchard et al. // Journal of Applied Physiology. — 2011. — № 110. — Р. 1160-1170.

16. Ericsson, K. A. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance / K. A. Ericsson, R. T. Krampe, C. Tesch-Romer // Psychological Review. — 1993. — № 100. — P. 363-406.

17. Gobet, F. Checkmate to deliberate practice: The case of Magnus / F. Gobet, M. H. Ereku // Frontiers in Psychology. — 2014. — № 5. — Р. 878. doi: 10.3389/ fpsyg.2014.00878

18. Gulbin, J. P. An integrated framework for the optimisation of sport and athlete development: a practitioner approach / J. P. Gulbin et al. // Journal of Sports Sciences. — 2013. — № 31 (12). Р. 1319-1331.

19. Helsen, W. F. Team sports and the theory of deliberate practice / W. F. Helsen, J. L. Starkes, N. J. Hodges // Journal of Sport and Exercise Psychology. — 1998. — № 20. — Р. 12-34.

20. Hoffmann, R. Olympic Success and ASEAN Countries: Economic Analysis and Policy Implications / R. Hoffmann, L. C. Ging, B. Ramasamy // Journal of Sports Economics. — 2004. — № 5 (3). — Р. 262-276.

21. Hong, F. China United States // Houlihan B., Green M., eds. Comparative Elite Sport Development: systems, structures and public policy. — Oxford : Butterworth-Heinemann, 2008. — P. 26-52.

22. imamoglu, O. Rio Olimpiyat oyunlarinda Turkiye'nin derecesinin degerlendirilmesi / O. imamoglu // International Journal of Science Culture and Sport. — 2016. — № 4 (3). — Р. 774-778.

23. Gulbin, J. P. An integrated / J. P. Gulbin et al. // Journal of Sports Sciences. — 2013. — № 31 (12). — P. 1319-1331. doi: 10.1080/02640414.2013.781661.

24. Jinming Zheng. Exploring China>s success at the Olympic Games: a competitive advantage approach / Jinming Zheng, Shushu Chen // European Sport Management Quarterly. — 2016. — Vol. 16, № 2. — P. 148-171.

25. Jolly R. Sports funding: federal balancing act / R. Jolly. — Parliament of Australia : Parliamentary Library (Australia), 2013.

26. Law, M. Characteristics of expert development in rhythmic gymnastics: A retrospective study / M. Law, J. Côté, K. A. Ericsson // International Journal of Sport Psychology. — 2007. — № 5. — P. 82-103.

27. Lombardo, M. P. You can't teach speed: Sprinters falsify the deliberate practice model of expertise / M. P. Lombardo, R. O. Deaner // PeerJ. — 2014. — № 2. — e445.

28. Nihill, G. Australian Institute of sport: celebrating excellence / G. Nihill, R. Drane. — Bondi, NSW, Australia : Focus Publishing, 2006.

29. Porter, M. E. Competitive advantage of nations / M. E. Porter. — New York, NY : Free Press., 1990.

30. Rees, T. The great British medallists project: a review of current knowledge on the development of the world>s / T. Rees et al. Best sporting talent // Sports medicine. — 2016. — № 46. — P. 1041-1058.

31. Sahin, S. Effect of Sports Health and Exercise Research on Olympic Game Success: An Analytical and Correlational Survey / S. Sahin, F. Senduran // African Educational Research Journal. — 2020. — № 8 (2). — P. 139-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Simon, H. A. Skill in chess / H. A. Simon // American Scientist. — 1973. — № 61. — P. 394-440.

33. Simonton, D. K. Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. — New York : Oxford University Press., 1999.

34. Stambulova, N. 'Believe in yourself, channel energy, and play your trumps': Olympic preparation in complex coordination sports / N. Stambulova, A. Stam-bulov, U. Johnson // Psychology of sport and exercise. — 2012. — № 13 (5). — P. 679-686.

35. Szabo, A. Sport and exercise psychology research and Olympic success: An analytical and correlational investigation / A. Szabo // European Journal of Sport Science. — 2014. — № (3). — P. 273-278.

36. Thomas, S. Which Olympic nations are doing best on the per capita medal tally. 2021. — URL: https://www. theroar.com.au/2021/08/03/which-olympic-nations-are-doing-best-on-the-per-capita-medal-tally/

37. Tian, M. Xiangqun xunlian lilun de jianli jiqi kexueyiyi. The establishment of the theories of training based on clusters of sport and discipline and its scientific implications / M. Tian. — Beijing: People's Sports Publishing House of China, 1998.

38. Tien-Chin Tan. Policy transfer in elite sport development: the case of elite swimming in China / Tien-Chin

Tan, Jinming Zheng, Geoff Dickson // European Sport Management Quarterly. — 2019. — Vol. 19, № 5. — Р. 645-665.

39. Tucker, R. What makes champions? A review of the relative contribution of genes and training to sporting success / R. Tucker, M. Collins // British Journal of Sports Medicine. — 2012. — № 46. — Р. 555-561.

40. Visscher, P. M. Sizing up human height variation / P. M. Visscher // Nature Genetics. — 2008. — № 40. — Р. 489-490.

Поступила в редакцию 14 марта 2023 г.

41. Ward, P. The road to excellence in soccer: A quasi-longitudinal approach to deliberate practice / P. Ward, N. J. Hodges, A. M. Williams, J. Starkes // High Ability Studies. — 2007. — № 18. — P. 119-153.

42. Weissensteiner J. R. The global evolution of talent promotion within Olympic sports: A focus on the national systems and contribution of the former German Democratic Republic, Australia, and the United Kingdom / J. R. Weissensteiner. — Front Sports Act Living, 2023.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Люлина, Е. С. Предикторы олимпийского успеха в организации подготовки элитных спортсменов / Е. С. Люлина, К. Т. Шакиржанова, Т. А. Шакиржанов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 3. — С. 33-41.

Информация об авторах

Люлина Екатерина Сергеевна — старший преподаватель кафедры теории и методики международных видов борьбы, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта. Чирчик, Узбекистан. ORCID: 0000-0001-7411-8368. SPIN-код: 6936-6320. AuthorID: 1186858. E-mail: Lyulina-80@mail.ru

Шакиржанова Клара Ташкенбаевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики лёгкой атлетики, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта. Чирчик, Узбекистан. ORCID: 0009-0000-4798-5968. E-mail: sportuz8@gmail.com

Шакиржанов Тимур Азамович — преподаватель кафедры теории и методики лёгкой атлетики, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта. Чирчик, Узбекистан. ORCID: 0009-0000-47985968. SPIN-код: 9350-1653. AuthorID: 1186856. E-mail: sportuz421@gmail.com

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2023, vol. 8, no. 3, pp. 33-41.

Predictors of olympic success in the organization of elite athletes training

Lyulina E.S.1, Shakirzhanova K.T.2, Shakirzhanov T^.3

Uzbek State University of Physical Culture and Sports, Chirchik, Uzbekistan 1Lyulina-80@mail.ru,2sportuz8@gmail.com, 3sportuz421@gmail.com

In modern world, for many countries in the <global sporting race>, winning medals on the world podiums is paramount. The aspiring nations are constantly looking for ways to improve the athletic training approaches of their athletes to perform at the Olympic Games. What are the mechanisms of Olympic training organization that allow countries to be at the forefront for many Olympic cycles? This review attempts to examine the strategic approaches to the organization of Olympic training on the example of successful countries.

Keywords: talent, Olympic training, elite athletes, state, system.

References

1. Bulatova M. M., Platonov V. N., Shinkaruk O. A. Opyt podgotovki nacionalnyh komand razlichnyh stran k Igram Olimpiad [The experience of preparing nation-

al teams of various countries for the Olympic Games]. Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic sports], 2009, no. 1, pp. 478. (In Russ.).

2. Esentaev T. K. Politicheskoe vliyanie na sistemu podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [Political

influence on the system of training athletes in Olympic sports]. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports], 2016, no. 1, pp. 19-23. (In Russ.).

3. Matveev L. P. Osnovy obshej teorii sporta i siste-my podgotovki sportsmenov [Fundamentals of the general theory of sports and the system of training athletes]. Kiev, 1999. 318 p. (In Russ.).

4. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte: Obshaya teoriya i eyo prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports: General theory and its practical applications]. Kiev, 1997. 583 p. (In Russ.).

5. Bubka S. N., Bulatova M. M., Esentaev T. K. Me-nedzhment podgotovki sportsmenov k Olimpijskim igram [Management of athletes's preparation for the Olympic Games] Kiev, 2017. 480 p. (In Russ.).

6. Svetlichnaya N. K. Nauchno-metodicheskoe obe-spechenie podgotovki sportsmenov vysokoj kvalifika-cii v Olimpijskom i Paralimpijskom sporte [Scientific and methodological support for the training of highly qualified athletes in Olympic and Paralympic sports]. Sovremennaya nauka v Olimpijskom sporte. Sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of the International scientific and practical Conference: Modern science in Olympic sports]. Tashkent, 2022. Pp. 348-352. (In Russ.).

7. Frolova M. V. Formy podderzhki professionalnyh sportsmenov v Avstralii [Forms of support for professional athletes in Australia]. Molodezh v novom tysy-acheletii: problemy i resheniya. Materialy IV Vserossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 01-02 marta 2022 goda [outh in the new millennium: problems and solutions: materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, 01-02 March 2022]. Omsk, 2022. Pp. 67-71. (In Russ.).

8. Shakirzhanova K. T. Organizacionno-metod-icheskie aspekty podgotovki rezerva vysokokvali-ficirovannyh legkoatletov k predstoyashej Olimpiade [Organizational and methodological aspects of training a reserve of highly qualified athletes for the upcoming Olympics]. Tashkent, 2005. (In Russ.).

9. Ahmetov I. I., Fedotovskaya O. N. Sports genom-ics: Current state of knowledge and future directions. Cellular and Molecular Exercise Physiology, 2012, no. 1, pp. 1-24.

10. Asatova G. Strategicheskie orientiry dlya razviti-ya fizicheskoj kultury i sporta v Uzbekistane: modeli za-rubezhnogo sporta [Strategic guidelines for the development of physical culture and sports in Uzbekistan: models of foreign sports]. Obshestvo i innovacii [Society and innovations], 2022, vol. 3, no. 1, pp. 130-140. (In Russ.).

11. Australian Sports Commission. Aussie Sports. Clearinghouse for Sport. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Austra-lian_Sports_Commission

12. Baker J., Côté J., & Deakin J. Expertise in ultraendurance triathletes early sport involvement, training structure, and the theory of deliberate practice. Journal of Applied Sport Psychology, 2005, no. 17, pp. 64-78.

13. Barynina I. I., Vaitsekhovskii S. M. The aftermath of early sports specialization for highly qualified swimmers. Fitness and Sports Review International, 1992, no. 27, pp. 132-133.

14. Bloom B. S. Generalizations about talent development. In: B. S. Bloom (Ed.), Developing talent in young people. New York, Ballantine Books, 1985. Pp. 507-549.

15. Bouchard C. et al. Genomic predictors of maximal O2 uptake response to standardized exercise training programs. Journal of Applied Physiology, 2011, no. 110, pp. 1160-1170.

16. Ericsson K. A., Krampe R. T., & Tesch-Romer C. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 1993, no. 100, pp. 363-406.

17. Gobet F., Ereku M. H. Checkmate to deliberate practice: The case of Magnus. Front. Psychol, 2014, no. 5, pp. 878. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00878

18. Gulbin J. P., Croser M. J., Morley E. J., Weissensteiner J. R. An integrated framework for the optimisation of sport and athlete development: a practitioner approach. Journal of Sports Sciences, 2013, no. 31 (12), pp. 1319-1331.

19. Helsen W. F., Starkes J. L., & Hodges N. J. Team sports and the theory of deliberate practice. Journal of Sport and Exercise Psychology, 1998, no. 20, pp. 12-34.

20. Hoffmann R., Ging L. C., & Ramasamy B. Olympic Success and ASEAN Countries: Economic Analysis and Policy Implications. Journal of Sports Economics, 2004, no. 5 (3), pp. 262-276.

21. Hong F. China United States. In: B. Houlihan and M. Green, eds., Comparative Elite Sport Development: systems, structures and public policy, 1st ed. Oxford, Butterworth-Heinemann, 2008. Pp. 26-52.

22. imamoglu O. Rio Olimpiyat oyunlarinda Türkiye'nin derecesinin degerlendirilmesi. International Journal of Science Culture and Sport, 2016, no. 4 (3), pp. 774-778.

23. Gulbin J. P., Croser M. J., Morley E. J., Weissensteiner J. R. An integrated. J. SportsSci, 2013, vol. 31, no. 12, pp. 1319-1331. doi: 10.1080/02640414.2013.781661.

24. Jinming Zheng, Shushu Chen. Exploring China>s success at the Olympic Games: a competitive advantage approach. European Sport Management Quarterly, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 148-171.

25. Jolly R. Sports funding: federal balancing act. Parliament of Australia, Parliamentary Library (Australia), 2013.

26. Law M., Côté J., & Ericsson K. A. Characteristics of expert development in rhythmic gymnastics: A retrospective study. International Journal of Sport Psychology, 2007, no. 5, pp. 82-103.

27. Lombardo M. P., Deaner R. O. You can't teach speed: Sprinters falsify the deliberate practice model of expertise. PeerJ, 2014, no. 2, e445.

28. Nihill G., Drane R. Australian Institute of sport: celebrating excellence. Bondi, NSW, Australia, Focus Publishing, 2006.

29. Porter M. E. Competitive advantage of nations. New York, Free Press., 1990.

30. Rees T., Hardy L., Güllich A. et al. The great British medallists project: a review of current knowledge on the development of the world>s. In: Best sporting talent. Sports medicine, 2016, no. 46, pp. 1041-1058.

31. Sahin S., Senduran F. Effect of Sports Health and Exercise Research on Olympic Game Success: An Analytical and Correlational Survey. African Educational Research Journal, 2020, no. 8 (2), pp. 139-146.

32. Simon H. A., Chase W. G. Skill in chess. American Scientist, 1973, no. 61, pp. 394-440.

33. Simonton D. K. Origins of genius: Darwinian perspectives on creativity. New York, Oxford University Press., 1999.

34. Stambulova N., Stambulov A., Johnson U. 'Believe in yourself, channel energy, and play your trumps': Olympic preparation in complex coordination sports.

Psychology of sport and exercise, 2012, no. 13 (5), pp. 679-686.

35. Szabo A. Sport and exercise psychology research and Olympic success: An analytical and correlational

investigation. European Journal of Sport Science, 2014, no. 14(3), pp. 273-278.

36. Thomas S. Which Olympic nations are doing best on the per capita medal tally. 2021.

37. Tian M. Xiangqun xunlian lilun de jianli jiqi kexueyiyi. The establishment of the theories of training based on clusters of sport and discipline and its scientific implications. In: M. Tian (Ed.), Beijing: People's Sports Publishing House of China. 1998.

38. Tien-Chin Tan, Jinming Zheng & Geoff Dickson. Policy transfer in elite sport development: the case of elite swimming in China. European Sport Management Quarterly, 2019, vol. 19, no. 5, 645-665.

39. Tucker R., Collins M. What makes champions? A review of the relative contribution of genes and training to sporting success. British Journal of Sports Medicine, 2012, no. 46, pp. 555-561.

40. Visscher P. M. Sizing up human height variation. Nature Genetics, 2008, no. 40, pp. 489-490.

41. Ward P., Hodges N. J., Williams A. M., Starkes J. The road to excellence in soccer: A quasi-longitudinal approach to deliberate practice. High Ability Studies, 2007, no. 18, pp. 119-153.

42. Weissensteiner J. R. The global evolution of talent promotion within Olympic sports: A focus on the national systems and contribution of the former German Democratic Republic, Australia, and the United Kingdom. Front Sports Act Living. 2023.

iSy^lL

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.