Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ В БИАТЛОНЕ'

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ В БИАТЛОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбина И.Л., Цибульский А.А., Синиченко Р.П., Назарова О.В., Калинчик Л.В.

В статье представлены основные положения концепции подготовки конкурентоспособного резерва в биатлоне. Целью программы является разработка и внедрение в практику работы научно обоснованной программы оценки перспективности и сопровождения подготовки спортивного резерва. В концептуальном плане инновационная программа представляет собой неразрывное единство необходимых составляющих научно обоснованного подхода к подготовке спортивного резерва в биатлоне - программы отбора и определения перспективности и программы сопровождения подготовки отобранных детей. В основу программы отбора положены научные предпосылки определения фактора одаренности как комбинации двух основных компонентов: предрасположенности к определенной спортивной деятельности и тренируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок. Методология реализации программы отбора и определения перспективности спортсменов в биатлоне является многоуровневой научной задачей, которая состоит из трех последовательно решаемых этапов. Эффективность каждого последовательного этапа неразрывно связана с эффективностью предыдущего этапа и в научном плане требует использования комплекса тестов, обладающих высокой информативностью и прогностической ценностью для успешности в биатлоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбина И.Л., Цибульский А.А., Синиченко Р.П., Назарова О.В., Калинчик Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the main provisions of biathlon's competitive reserve's preparing concept. Development and application in practice the work of science-based programme of prospective assessment and assistance of sport reserve's preparing is the programme goal. In conceptual terms the innovative programme is an indissoluble unity of the necessary lay downs of the science-based approach the to the biathlon's competitive reserve's preparing. In other words selection's and prospective definition's programmes and assistance of picked out children's preparing programmes. The selection programme is based on scientific backgrounds of the aptitude factor identification as a combination of the two main aspects: proclivity for specific sports and training capacity using certain sport loads. Methodology of the application of the selection's and perspective's definition of biathlon sportsman's programme is a multilevel scientific goal, which consists of three consistently solved steps. The effectiveness of the each consistent step is inextricably bound up with the effectiveness of the previous step and in scientific terms requires usage of the battery of tests, which possess a high informativeness and prognostic value for the successfulness in biathlon.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ В БИАТЛОНЕ»

4. Уткин, В.Л. Энергетическое обеспечение и оптимальные режимы циклической мышечной работы: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / В.Л. Уткин. - М., 1985. - 46 с.

5. Shephard, R.J. Physical activity and aging. - London: Croom Helm lim.,

1978.

6. Дьяченко, А.Ю. Специализированная оценка работоспособности, как основополагающий фактор формирования специальной выносливости гребцов-академистов высокого класса / А.Ю. Дьяченко, A.C. Федотов // Физическое воспитание студентов. - № 3. - 2009 - С. 8-18.

7. Полевщиков, М.М. Количественная оценкауровня развития физической выносливости / М.М. Полевщиков и др. // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 6 - С. 119-122.

8. Дункан Мак-Дуггал, Дж. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Дж. Дункана Мак-Дуггала. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.

9. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии: Учебник / Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

13.04.2017

УДК 796.922.093.642

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ

СПОРТСМЕНОВ В БИАТЛОНЕ

И. Л. Рыбина, д-р биол. наук,

А. А. Цибульский, заслуженный тренер Республики Беларусь,

Р. П. Синиченко, О. В. Назарова, Л. В. Калинчик,

Общественное объединение «Белорусская федерация биатлона»

Аннотация

В статье представлены основные положения концепции подготовки конкурентоспособного резерва в биатлоне. Целью программы является разработка и внедрение в практику работы научно обоснованной программы оценки перспективности и сопровождения подготовки спортивного резерва. В концептуальном плане инновационная программа представляет собой неразрывное единство необходимых составляющих научно обоснованного подхода к подготовке спортивного резерва в биатлоне - программы отбора и определения перспективности и программы сопровождения подготовки отобранных детей. В основу программы отбора положены научные предпосылки определения фактора одаренности как комбинации двух основных компонентов: предрасположенности к определенной спортивной деятельности и тренируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок. Методология реализации программы отбора и определения перспективности спортсменов в биатлоне является многоуровневой научной задачей, которая состоит из трех последовательно решаемых этапов. Эффективность каждого последовательного этапа неразрывно связана с эффективностью предыдущего этапа и в научном плане требует использования комплекса тестов, обладающих высокой информативностью и прогностической ценностью для успешности в биатлоне.

STRUCTURE AND MAIN DIRECTIONS OF APPLICATION OF INNOVATING PROGRAMME OF PROCLIVITY'S DEFINING AND PROSPECTIVE SPORTSMEN

IN BIATHLON'S ASSISTANCE

Annotation

The article shows the main provisions of biathlon's competitive reserve's preparing concept. Development and application in practice the work of science-based programme of prospective assessment and assistance of sport reserve's preparing is the programme goal. In conceptual terms the innovative programme is an indissoluble unity of the necessary lay downs of the science-based approach the to the biathlon's competitive reserve's preparing. In other words selection's and prospective definition's programmes and assistance of picked out children's preparing programmes. The selection programme is based on scientific backgrounds of the aptitude factor identification as a combination of the two main aspects: proclivity for specific sports and training capacity using certain sport loads. Methodology of the application of the selection's and perspective's definition of biathlon sportsman's programme is a multilevel scientific goal, which consists of three consistently solved steps. The effectiveness of the each consistent step is inextricably bound up with the effectiveness of the previous step and in scientific terms requires usage of the battery of tests, which possess a high informativeness and prognostic value for the successfulness in biathlon.

Введение

Спортивный отбор является одним из ключевых направлений в современной системе подготовки спортсменов. Определению предрасположенности детей к различным видам физических нагрузок уделяется большое внимание в спортивной науке, и данный аспект является предметом широкого обсуждения в научно-методической литературе [2, 4, 5, 7, 15, 21]. Научно обоснованные методы отбора детей, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов. Вместе с тем раннее распознавание спортивного таланта по-прежнему является одной из сложных научно-практических проблем современного спорта.

Основным направлением в отборе и ранней идентификации спортивного таланта является поиск маркеров, которые были бы ассоциированы с наличием биологических предпосылок к определенной физической деятельности и являлись надежными индикаторами спортивных успехов в будущем. Дискуссии по данному вопросу широко ведутся в научной литературе, и до сих пор нет единства мнений. В ряде исследований продемонстрировано использование различных тестовых процедур для определения уровня развития двигательных качеств, физических навыков, показателей телосложения, физиологических показателей и психологических особенностей [10, 14, 18]. Различные комбинации проводимых видов тестирования давали возможность выявить потенциальных кандидатов для занятий различными видами спорта [3, 15, 19, 20].

В последние десятилетия накоплен значительный опыт использования данных молекулярно-генетического тестирования для оценки предрасположенности к определенным видам спортивной деятельности. Был выявлен ряд специфических генов, ассоциированных с деятельностью сердечно-сосудистой системы, адаптационными возможностями, структурой мышечной ткани, особенностями энергетического обмена, метаболическими реакциями и т.д. [1, 6, 8]. Вместе с тем использование данных молекулярной генетики все еще не нашло широкого применения для проведения скринингового тестирования.

Особого внимания для определения перспективности спортсменов заслуживает выявление и изучение психологических черт личности, личностных качеств и поведенческих реакций, обуславливающих успех в избранном виде спорта [9, 12, 16, 17]. В некоторых исследованиях упоминалось о высокой прогностической ценности таких психологических свойств и личностных качеств, как самомотивация, соревновательный настрой, спортивный интеллект, эффективное противодействие стрессу, высокий уровень уверенности, саморегуляции, психологической устойчивости и др. [3, 11, 13].

Всесторонний анализ состояния дел в белорусском биатлоне выявил, что в последние годы наметилась тенденция снижения уровня спортивных результатов при переходе из юношеского и юниорского спорта во взрослый. Причины данного явления, по нашему мнению, лежат в плоскости организационных подходов в подготовке резерва. Одним из факторов, обуславливающих данную тенденцию, является недостаточное внимание к учету переносимости тренировочных нагрузок молодыми спортсменами и отсутствие учета в тренировочном процессе физиологических предпосылок, связанных с индивидуальными функциональными возможностями, метаболическим потенциалом и биологическим возрастом. В отдельных случаях в результате чрезмерной интенсификации тренировочного процесса и отсутствия учета физиологического ответа на тренировочные нагрузки происходит исчерпание адаптационного потенциала и снижение результативности спортсменов во взрослом спорте. Выходом из сложившейся ситуации является оптимизация научно-методического обеспечения подготовки резерва.

Научный подход к подготовке конкурентно-способного резерва в биатлоне нашел отражение в реализации научно-практического проекта Общественного объединения «Белорусская федерация биатлона» (БФБ) «Разработать и внедрить научно обоснованную программу оценки перспективности и сопровождения подготовки спортивного резерва в биатлоне». Цель проекта - разработать и внедрить в практику работы Белорусской федерации биатлона научно обоснованную программу оценки перспективности и сопровождения подготовки спортивного резерва в биатлоне. Выполнение данного проекта направлено на повышение эффективности управления процессом подготовки спортивного резерва в биатлоне за счет применения современных научно обоснованных технологий для отбора и сопровождения тренировочного процесса спортсменов резерва. Разработка основных направлений и программы реализации проекта осуществляется под руководством научно-методического совета, состоящего из авторитетных отечественных и зарубежных специалистов в области спортивной науки и практики.

В концептуальном плане инновационная программа представляет собой неразрывное единство необходимых составляющих научно обоснованного подхода к подготовке спортивного резерва в биатлоне - программы отбора и определения перспективности и программы сопровождения подготовки отобранных детей (рисунок 1).

Рисунок 1 - Составляющие программы определения предрасположенности и сопровождения перспективных спортсменов в биатлоне

В основу программы отбора положены научные предпосылки определения фактора одаренности как комбинации двух основных компонентов: предрасположенности к определенной спортивной деятельности и тренируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок, что в итоге определяет эффект начальной подготовки (рисунок 2) [3].

Рисунок 2 - Одаренность как общий, но не единственный фактор, определяющий начальный уровень и темпы совершенствования в начале спортивнойподготовки (В.Б. Иссурин, 2016)

Методология реализации программы отбора и определения перспективности спортсменов в биатлоне является многоуровневой научной задачей, которая состоит из трех последовательно решаемых этапов. Эффективность каждого последовательного этапа неразрывно связана с эффективностью предыдущего этапа и в научном плане требует использования комплекса тестов, обладающих высокой информативностью и прогностической ценностью для успешности в биатлоне. В то же время предлагаемый комплекс обследования должен быть реализуемым на данном этапе отбора.

Первый этап отбора представляет собой массовое скрининговое тестирование учащихся 5-7 классов для определения комплекса педагогических, антропометрических и физиологических характеристик, имеющих значения при суждении о потенциале для занятий биатлоном (рисунок 3). С этой целью предложен комплекс тестовых упражнений, которые стандартизированы и легко

выполнимы под контролем учителей физической культуры. На первом этапе массового скринингового тестирования важнейший акцент сделан на использовании достижений современных компьютерных технологий, позволяющих обработать значительную базу цифрового материала результатов тестирования и с помощью предлагаемых решений выделить необходимую группу учащихся для дальнейшей работы. Данная задача реализована путем создания единой системы информационного регистра, представляющей собой защищенный сервер базы данных с доступом для подключения через сайт пользователей для общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Беларусь. Доступ к сайту и внесение результатов тестирования школьников может осуществляться с любого компьютера или мобильного устройства. Доступ к сайту имеют только зарегистрированные пользователи, которые делятся на пользователей учебных заведений и потребителей информации (в данном случае - БФБ). Результаты тестирования поступают в базу данных, где проводится их всесторонний анализ и архивирование. База данных функционирует подуправлением операционной системы Windows и имеет открытый исходный код, что позволяет сертифицировать разработанное программное обеспечение на предмет отсутствия закладок и вирусов.

На втором этапе отбора проводится углубленное тестирование отобранных на первом этапе кандидатов для определения наиболее благоприятных сочетаний функциональных, физиологических, координационных, медицинских и психологических данных.

/ / I

J

\ \

1-ый этап

Скршпшговое тестирование (общеобразовательные учреждения образования)

Рисунок 3 - Многоуровневая структура и этапы отбора и определения

перспективности в биатлоне

Для проведения тестирования на данном этапе в БФБ создан уникальный передвижной мобильный диагностический комплекс, оснащенный необходимым оборудованием и позволяющий проводить исследования в любом регионе Республики Беларусь. Комплексная программа углубленного тестирования включает антропометрические измерения, функциональное тестирование с использованием газоаналитического оборудования, анкетирование, а также комплекс психологических и координационных тестов. Практическая реализация углубленного тестирования осуществляется с участием квалифицированных специалистов Центра спортивной реабилитации БФБ, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и лицензию Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Третий этап отбора реализуется путем проведения динамических наблюдений перспективных кандидатов с выявлением наиболее благоприятного сочетания необходимых качеств. Практическая реализации данного этапа осуществляется путем проведения учебно-тренировочных сборов в Новополоцком государственном училище олимпийского резерва (НГУОР), являющегося основной базой для подготовки молодых биатлонистов. В период УТС проводится комплекс текущих и этапных обследований, позволяющих принять решение о дальнейшей стратегии подготовки спортсмена. В научном плане задачей данного этапа является выявление предрасположенности к высокому уровню тренируе-мости и возможности прироста результатов исключительно за счет высокой одаренности. На данном этапе особый акцент сделан на выявлении психологических свойств личности, а также оценке и развитии координационных способностей, которые прочно ассоциируются с приобретением и совершенствованием технического мастерства [3]. Неоценимую роль для оценки предрасположенности к биатлону на данном этапе могут оказать методы молекулярной генетики.

На основании динамических наблюдений принимается решение о зачислении кандидата в экспериментальную группу для обучения в Новополоцком государственном училище олимпийского резерва. Кандидаты, отбираемые для дальнейшего спортивного совершенствования в биатлоне, ежегодно сосредотачиваются в НГУОР, где им предоставляется возможность развивать талант под наблюдением высококвалифицированных тренеров, имеющих специализацию по работе с биатлонистами данного возраста. Особое внимание уделяется организации программы научно-методического сопровождения, которое осуществляется по разработанным технологиям в рамках этапного и текущего мониторинга. Главной задачей научно-методического сопровождения является построение тренировочного процесса молодых биатлонистов с учетом их адаптационных возможностей. Этот важнейший аспект спортивной тренировки предполагает строгий учет фактора нагрузки и физиологического ответа на данную нагрузку. Для этой цели разработан электронный паспорт спортсмена, который содержит всестороннюю информацию о выполняемых нагрузках, их структуре, интенсивности и продолжительности, а также о физиологическом ответе на выполняемую нагрузку. Профиль планируемых тренировочных нагрузок спортсмена строится с учетом потребностей в освоении необходимых объемов тренировочных нагрузок, которые должен выполнить спортсмен при переходе в юношеский и юниорский состав национальной команды (рисунок 4).

Рисунок 4 - Модуль электронного паспорта спортсмена, учитывающий текущий

и планируемый объем тренировочных нагрузок на этапе многолетнего спортивного совершенствования (по оси абсцисс - мезоциклы подготовки;

по оси ординат - объем нагрузки (час)

Таким образом, разработанная и реализуемая на практике программа оценки перспективности и сопровождения в биатлоне позволяет оптимизировать существующую систему отбора и подготовки резерва в биатлоне для повышения эффективности подготовки конкурентоспособного резерва. Результатом работы может быть создание единой базы результатов тестирования детей с последующей разработкой специализированных компьютерных программ. Использование современных !Т-технологий при разработке данных программ позволит проводить распределение детей по видам спорта в зависимости от их предрасположенности к различным видам физических нагрузок.

Основным направлением совершенствования данной программы является поиск и внедрение новых высокоинформативных технологий отбора и сопровождения. Потенциал этого направления лежит в области расширения научного сотрудничества в различных отраслях спортивной и фундаментальной науки.

Весомый научный интерес представляет данное исследование в его лонги-тудинальном аспекте. Сформированная база результатов тестирования детей в будущем может представлять значительный интерес для проведения ретроспективного анализа с выделением из общей популяции подгруппы спортсменов, достигших элитного уровня. Данные тестирования этих спортсменов могут быть использованы в качестве модельных характеристик при обследовании учащихся соответствующих возрастных категорий.

Список использованных источников

1. Ахметов, И. Молекулярная генетика спорта / И. Ахметов. - М.: Советский спорт, 2009. - 286 с.

2. Губа, В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 28-31.

3. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Спорт, 2016. - 464 с.

4. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сергиен-ко. - М., 2013. - 1048 с.

5. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, C.B. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.

6. Ahmetov, I. Genes, athlete status and training / I. Ahmetov, V. Rogozkin // Med Sport Sci. - 2009. - Vol. 54. - P. 43-71.

7. Anshel, M. Talent detection programs in sport: The questionable use of psychological measures / M. Anshel, R. Lidor // Journal of Sport Behavior. - 2009. - Vol. 35. - P. 239-266.

8. Bouchard, C. Genetic and molecular aspects of sport performance: The encyclopedia of sports medicine an IOC medical commission publication / C. Bouchard, P. Hoffman. - 2011. - V. 18. - 404 p.

9. Durand-Bush, N. The development and maintenance of expert athletic performance: Perceptions of Olympic and World champions, their parents and coaches : Thesis of PhD dissertation / N. Durand-Bush ; University of Ottawa. - Ontario, 2012.

10. Falk, B. Talent identification and early development of elite water-polo players: A 2-year follow-up study / B. Falk, R. Lidor, Y. Lander [et al.] // J Sports Sci. - 2004. - Vol. 22. - P. 347-355.

11. Fletcher, D. A grounded theory of psychological resilience in Olympic champions / D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology Sport Exercises. - 2012. - Vol. 13. - P. 669-678.

12. Gould, D. The development of psychological talent in U.S. Olympic Champions. Final grant report / D. Gould, K. Dieffenbach, A. Moffett ; United States Olympic Committee. - 2001.

13. Gulbin, K. A look through the rear view mirror: Developmental experiences and insights of high performance athletes / K. Gulbin, J. Oldenziel, J. Weissensteiner // Talent Development & Excellence. - 2010. - Vol. 2. - P. 149-164.

14. Lidor, R. Measurement of talent in judo using a unique, judo-specific test / R. Lidor, Y. Melnik, A. Bilkevitz [et al.] // J Sports Med Phys Fitness. - 2005. -Vol. 45. - P. 32-37.

15. Lidor, R. To test or not to test? - The use of physical skill tests in talent detection and in early phases of sport development / R. Lidor, J. Côté, D. Hackfort // Intern J Sport Exer Psychology. - 2009. - Vol. 7. - P. 131-146.

16.Mahoney, M. J. Psychological skills and exceptional athletic performance / M. J. Mahoney, T. J. Gabriel, T. S. Perkins // The Sport Psychologist. - 1987. -Vol. 1. - P. 181-199.

17.Orlick, T. D. Mental links to excellence / T.D. Orlick, J. Partington // The Sport Psychologist. - 1988. - Vol. 2. - P. 105-130.

18.Pienaar, A. E. Identifying and developing rugby talent among 10-year-old boys: A practical model / A. E. Pienaar, M. J. Spamer, H. Steyn // J Sports Sci. -1998. - Vol. 16. - P. 691-699.

19. Reilly, T. A multidisciplinary approach to talent detection in soccer / T. Reilly, A. Williams, A. Nevill, A. Franks // J Sports Sci. - 2000. - Vol. 18. - P. 695702.

20. Roetert, E. P. Fitness comparisons among three different levels of elite tennis players / E. P. Roetert, S. W. Brown, P. A. Piorkowski, R. B. Woods // J Strength Conditioning Res. - 1996. - Vol. 10. - P. 139-143.

21.Vaeyens, R. Talent identification and promotion programmes of Olympic athletes / R. Vaeyens, A. Gullich, C. Warr // J Sports Sci. - 2009. - Vol. 27. - P. 1367-1380.

01.03.2017

УДК 612.741.1

ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ СО СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ

А. А. Хохолко, магистр пед. наук,

Белорусский национальный технический университет;

И. Ю. Михута, канд. пед. наук, доцент

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени

А.С. Пушкина», Республика Беларусь

Аннотация

В статье представлена электромиографическая оценка сложноорганизо-ванных движений при выполнении тестовых заданий с разной двигательной структурой. На основании полученных данных проведен анализ амплитуды биоэлектрической активности основных групп мышц. Разработаны критерии оценки межмышечной координации в виде коэффициентов: латералъности а, включения и выключения, зрительного анализатора у, пространственной неопределенности о. Предложенная методика диагностики позволяет оценивать уровень развития согласованности, соразмерности и рациональности двигательных действий спортсменов.

ELECTROMYOGRAPHIC ASSESSMENT OF THE SPORTSMEN'S RATIONALITY OF MOVEMENTS IN TEST TASKS WITH A COMPLEX

LOCOMOTOR STRUCTURE

Annotation

The article presents an electromyographic assessment of the athlete's complex-coordinated movements during test tasks with different locomotor structures. The analysis of electromyographic activity's amplitude of leading groups of muscles was carried out based on the obtained data. The criteria for intermuscular coordination's evaluation in terms of coefficients (laterality a, inclusion and deactivation of the visual analyzer у and spatial uncertainty o) have been developed. The suggested diagnostic technique allows to assess the level of development of coherence, proportionality and rationality of locomotor actions of athletes.

Введение

В современном спорте применяют различные технологии для оценки отдельных параметров двигательных действий спортсменов, однако наиболее сложным является анализ и оценка движений со сложной двигательной структурой, выполнение которых требует проявления высокого уровня развития координационных способностей. Оценка сложнокоординационных движений спортсмена возможна с использованием метода электромиографии (ЭМГ). Данный метод позволяет осуществлять регистрацию биоэлектрической активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.