Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ'

ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виды общения / восприятие / общение / предикторы эффективного общения / специфика общения / субъективная самооценка / types of communication / perception / communication / predictors of effective communication / specifics of communication / subjective self-assessment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Возный Р. С., Миненко М. В.

Статья посвящена изучению основных предикторов эффективного общения. Показана специфика и роль восприятия в формировании процесса общения. Представлены концептуальные взгляды на проблему и суть общения, его основных видов и функций. Авторами отмечается наличие связи общения с восприятием и субъективной самооценкой, которая на данный момент недостаточно изучена в отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF EFFECTIVE COMMUNICATION

The article is devoted to the study of the main predictors of effective communication. The specificity and role of perception in the formation of the communication process is shown. Approaches to the definition of the essence of communication, its main types and functions are presented. The author notes the connection of communication with perception and subjective self-esteem, which is currently insufficiently studied in Russian psychology.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВозныйР.С.,Миненко М.В.(Москва, РГСУ) roman.vozny@mail.ru, maksminenko2@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена изучению основных предикторов эффективного общения. Показана специфика и роль восприятия в формировании процесса общения. Представлены концептуальные взгляды на проблему и суть общения, его основных видов и функций. Авторами отмечается наличие связи общения с восприятием и субъективной самооценкой, которая на данный момент недостаточно изучена в отечественной психологии.

Ключевые слова: виды общения, восприятие, общение, предикторы эффективного общения, специфика общения, субъективная самооценка.

PREDICTORS OF EFFECTIVE COMMUNICATION Vozny R.S., Minenko M.V. (Moscow, RGSU) roman.vozny@mail.ru, maksminenko2@gmail.com

Abstract: The article is devoted to the study of the main predictors of effective communication. The specificity and role of perception in the formation of the communication process is shown. Approaches to the definition of the essence of communication, its main types and functions are presented. The author notes the connection of communication with perception and subjective self-esteem, which is currently insufficiently studied in Russian psychology.

Keywords: types of communication, perception, communication, predictors of effective communication, specifics of communication, subjective self-assessment.

Нельзя недооценивать роль общения в жизнедеятельности человека и его развитии. Оно необходимо для расширения кругозора и обогащения субъективного опыта. Несмотря на то, что достаточно много различных определений этого феномена, все они, так или иначе, определяют его сущность как трансляцию фактических знаний от одного человека к другому посредством вербальных и невербальных средств коммуникации. По мнению А.Г. Ковалева, цель общения заключается в формировании человеческих отношений, отличительной чертой которых является идентично тождественная аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания необходимая для восприятия слов и действий партнера по коммуникации (Ковалев А.Г., 2010, с.126). При наличии взаимопонимания фиксируется совпадение взглядов и суждений, согласие в совершаемых действиях, а также взаимно терпимое, взаимно прощающее поведение в тех ситуациях, когда мнения расходятся. А.А. Леонтьев отмечает, что трансляцию информации следует рассматривать только как предиктор, но не компетентностным основанием общения (Леонтьев А.А., 2001, с.93). С научной точки зрения Р. Вердербер, кроме трансляции информации и взаимодействия, общение подразумевает наличие определенных взаимоотношений между партнерами по коммуникации (Вердербер Р., 2005, с. 114).

В психологии склонность, стремление к общению, отнесены к фундаментальным, основополагающим стремлениям человека.

Принято различать несколько видов общения: «коммуникация масок», формально-ролевое, светское, манипулятивное, духовное, деловое. Существует и другая классификация общения: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). В данном случае к формальному общению, как правило, относятся ранее представленные виды: «коммуникация масок», формально-ролевое, светское, манипулятивное. А к неформальному общению - духовное и деловое общение. Отличительной чертой этой классификации является то, что критериальное разделение видов общения невозможно по причине переплетения всех перечисленных его видов и возможной трансформации одного вида в другой.

Разными исследователями этой проблемы разрабатывались и классификации функций общения. При их разработке за основу всегда бралось, то, что в процессе общения человек ориентирован на восприятие и понимание транслируемой ему информации, обмен ею и взаимодействие с партнерами по общению. Следовательно, поддаются выделению такие функции, как: аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная (Бороздина Г.В., 2000, с.57).

Эффективность выполнения общением выше указанных функций зависит от особенностей восприятия человека. В тех случаях, когда процесс восприятия нарушен, человек видит мир искаженным. Негативная трансформация восприятия оказывает влияние и на формирование образа других людей. Можно предположить, что отношение к своему телу, часто используемые паттерны поведения, сформированная иерархия жизненных ценностей и аффективные состояния являются предикторами социального восприятия, которое формирует характер общения.

Также на плодотворность процесса общения оказывает влияние конструкт «Я», непосредственно формирующий принципиальные представления человека и его мысленные образы относительно сформированных у него потенциальной одаренности, присвоенных знаний и умений, субъективной компетентности и уровня субъективного благоприятного впечатления о себе (Лавриненко В.Н., 2004, с.115).

Бывают ситуации, когда ошибочное восприятие партнеров по общению и транслируемой ими информации, лишают человека возможности сделать общение более успешным. Более эффективным и благоприятным общение становится в том случае, когда партнеры учитывают чувства и приоритетную значимость объекта общения для кого-то из партнеров.

Общение подразумевает не только трансляцию информации одним партнером по общению, но и обратную связь со стороны того, кому эта информация транслируется. Уровень и качество обратной связи зависят от первого впечатления о партнерах общения, которое складывается на основании оценки человеком внешнего облика и паттернов поведения партнера. Необходимо отметить, что в процессе общения, сложившийся образ партнера может подвергаться изменениям в тех случаях, когда первое впечатление было ошибочным. Уверенность в общении опосредуется адекватным уровнем субъективной оценки человеком самого себя.

В данном аспекте нельзя обойти вниманием и психологические механизмы, которые различны при общении со знакомыми партнерами по общению и незнакомыми ранее партнерами. При общении с ранее знакомыми партнерами включаются психологические механизмы межгруппового общения, а при общении с новым партнером происходит запуск механизмов межличностного общения (Чапаева П.О., 2018, с.138).

Сложившийся стереотип партнера, также оказывает влияние на процесс общения. В ситуациях, когда человек заинтересован в общении, он может формировать ошибочный стереотип партнера. Чем выше заинтересованность, тем перспектива ошибочности стереотипа возрастает. Несмотря на наличие у взрослых людей достаточно большого опыта общения, верный стереотип партнера они могут формировать только в нейтральных ситуациях общения.

Очень часто, общение происходит между людьми разного социального статуса. У таких партнеров по общению разнится жизненный опыт, интеллектуальные потенциальные склонности, жизненные ценности и т.п. И в таких ситуациях общения, как правило, включается механизм превосходства у одного из партнеров. Механизм, или предиктор превосходства опосредует ошибочность восприятия человеком партнера по общению, если он превосходит человека по какому-то важному для него параметру. Оценка становится несколько положительнее, чем была бы, если бы партнер по общению был равен ему. А в ситуациях, когда человек общается с партнером, который по каким-то параметрам не достигает его уровня, происходит недооценка партнера по общению (Социальная психология, 2001, с. 85).

Также на процесс общения оказывает влияние предиктор утонченной значимости, привлекательности партнера по общению, опосредующий ошибочность формирования стереотипа личности партнера посредством пере оценивания или, наоборот, недооценива-ния каких-то его субъективных качеств. При наличии симпатии к партнеру по общению, как правило, человек начинает считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., переоценивая многие его субъективные функциональные особенности.

Таким образом, на процесс общения оказывают влияние адекватность восприятия человеком партнеров по общению, уровень сформированности его субъективной самооценки, часто используемые паттерны поведения, сформированная иерархия жизненных ценностей и аффективные состояния человека.

На данный момент проблема общения является актуальной для психологической науки. До сих пор недостаточно исследованы все предикторы, влияющие на процесс формирования благоприятного и продуктивного общения. Также не сформированы единые концептуальные взгляды относительно общения посредством информационных компьютерных технологий. Мало изучены особенности опосредованного общения.

Литература

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2000. 224 с.

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.:Прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.

3. Ковалев А.Г. Психология личности.3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 323 с.

4. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО "МОТЭК", 2001. 448 с.

5. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавринен-ко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 415 с.

6. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543 с.

7. Чапаева П.О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 137-141. - URL: https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 22.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.