Научная статья на тему 'ПРЕДЕЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

ПРЕДЕЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ ЭТИКА / КОДЕКС ЭТИКИ / ПРИНЯТИЕ ЭТИЧНЫХ РЕШЕНИЙ / ДЕОНТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цирин Артем Михайлович, Тугучев Никита Максимович

Неэтичные поступки должностных лиц, вызывающие широкий общественный резонанс, негативно сказываются на имидже и авторитете государственной власти. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы среди должностных лиц были этически мотивированные лица. Концепция антикоррупционной этики в большей степени ориентирована не на санкционирование неэтичных поступков, а на установление позитивных правил поведения, соблюдение которых позволяет «быть этичным». В связи с этим перед исследователями встают два значимых вопроса: как прописать этичное поведение в нормативных правовых и иных актах и как оценивать этичность действий (бездействия) должностного лица? В статье рассмотрены правовые и институциональные основы регулирования антикоррупционных этических требований, предъявляемых к должностным лицам. На основании анализа судебной практики выявлены наиболее распространенные ситуации, связанные с неэтичным поведением должностных лиц. Авторы пришли к выводу о необходимости принятия следующих комплексных мер, направленных на минимизацию ситуаций неэтичного поведения со стороны должностных лиц: обучение должностных лиц антикоррупционной этике; совершенствование кодексов этики и служебного поведения; подготовка новых методических материалов, содержащих конкретные примеры этичного и неэтичного поведения; проведение просветительских мероприятий с должностными лицами. Выработаны практические предложения по формированию площадки для этического антикоррупционного консультирования, а также совершенствованию работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITS OF ANTI-CORRUPTION ETHICAL REGULATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICE

Unethical actions of officials that cause a wide public response have a negative impact on the image and authority of the state authorities. Therefore, the state is interested in having ethically motivated individuals among its officials. The concept of anti-corruption ethics is more focused not on sanctioning unethical actions, but on establishing positive rules of behavior, the observance of which allows you to “be ethical”. In this regard, the researchers face two significant questions: how to prescribe ethical behavior in regulatory legal and other acts and how to assess the ethics of actions (inaction) of an official? The article considers the legal and institutional framework for regulating anti-corruption ethical requirements imposed on officials. Based on the analysis of judicial practice, the most common situations associated with unethical behavior of officials are identified. The authors concluded that it is necessary to take the following comprehensive measures aimed at minimizing situations of unethical behavior on the part of officials: training officials in anti-corruption ethics; improving codes of ethics and official conduct; preparing new methodological materials containing specific examples of ethical and unethical behavior; conducting educational activities with officials. Practical proposals were also developed for the formation of a platform for ethical anticorruption consulting, as well as for improving the work of commissions on compliance with the requirements for official behavior and resolving conflicts of interest, and other measures.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЕЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

научные основы противодействия коррупции

УДК 35.08:174

DOI: 10.12737/jrl.2021.055

пределы антикоррупционного этического регулирования государственной и муниципальной службы

А. М. Цирин1, Н. М. Тугучев2

"'Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, artemtsirine@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0690-074X

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ntuguchev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0692-2201

Аннотация. Неэтичные поступки должностных лиц, вызывающие широкий общественный резонанс, негативно сказываются на имидже и авторитете государственной власти. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы среди должностных лиц были этически мотивированные лица. Концепция антикоррупционной этики в большей степени ориентирована не на санкционирование неэтичных поступков, а на установление позитивных правил поведения, соблюдение которых позволяет «быть этичным». В связи с этим перед исследователями встают два значимых вопроса: как прописать этичное поведение в нормативных правовых и иных актах и как оценивать этичность действий (бездействия) должностного лица?

В статье рассмотрены правовые и институциональные основы регулирования антикоррупционных этических требований, предъявляемых к должностным лицам. На основании анализа судебной практики выявлены наиболее распространенные ситуации, связанные с неэтичным поведением должностных лиц.

Авторы пришли к выводу о необходимости принятия следующих комплексных мер, направленных на минимизацию ситуаций неэтичного поведения со стороны должностных лиц: обучение должностных лиц антикоррупционной этике; совершенствование кодексов этики и служебного поведения; подготовка новых методических материалов, содержащих конкретные примеры этичного и неэтичного поведения; проведение просветительских мероприятий с должностными лицами. Выработаны практические предложения по формированию площадки для этического антикоррупционного консультирования, а также совершенствованию работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ключевые слова: предупреждение коррупции, публичная этика, кодекс этики, принятие этичных решений, деонтология

Для цитирования. Цирин А. М., Тугучев Н. М. Пределы антикоррупционного этического регулирования государственной и муниципальной службы // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. С. 187—198. DOI: 10.12737/jrl.2021.055

Limits of Anti-Corruption Ethical Regulation of State and Municipal Service

Artem M. Tsirin1, Nikita M. Tuguchev2

11nstitute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, artemtsirine@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0690-074X

2National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia, ntuguchev@gmail. com, https://orcid.org/0000-0003-0692-2201

Abstract. Unethical actions of officials that cause a wide public response have a negative impact on the image and authority of the state authorities. Therefore, the state is interested in having ethically motivated

individuals among its officials. The concept of anti-corruption ethics is more focused not on sanctioning unethical actions, but on establishing positive rules of behavior, the observance of which allows you to "be ethical". In this regard, the researchers face two significant questions: how to prescribe ethical behavior in regulatory legal and other acts and how to assess the ethics of actions (inaction) of an official?

The article considers the legal and institutional framework for regulating anti-corruption ethical requirements imposed on officials. Based on the analysis of judicial practice, the most common situations associated with unethical behavior of officials are identified.

The authors concluded that it is necessary to take the following comprehensive measures aimed at minimizing situations of unethical behavior on the part of officials: training officials in anti-corruption ethics; improving codes of ethics and official conduct; preparing new methodological materials containing specific examples of ethical and unethical behavior; conducting educational activities with officials. Practical proposals were also developed for the formation of a platform for ethical anticorruption consulting, as well as for improving the work of commissions on compliance with the requirements for official behavior and resolving conflicts of interest, and other measures.

Keywords: anti-corruption, public ethics, code of ethics, ethical decision making, deontology

For citation. Tsirin A. M., Tuguchev N. M. Limits of Anti-Corruption Ethical Regulation of State and Municipal Service. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 4, pp. 187—198. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.055

Неэтичные поступки должностных лиц, вызывающие широкий общественный резонанс, негативно сказываются на имидже и авторитете государственной власти. Так, в январе 2020 г. в ряде СМИ появилась новость о том, как глава одного из субъектов РФ вынудил офицера МЧС России подпрыгнуть за ключами от новой пожарной техники1. Кроме того, неэтичное поведение должностных лиц может в целом вести к ряду негативных последствий, в том числе институционального характера2.

Применение антикоррупционного этического регулирования в публичном управлении имеет определенные пределы, уяснение которых является исследовательской задачей, решаемой в рамках настоящей статьи.

Очевидным является подход, при котором в случае выявления факта

1 См.: Глава МЧС назвал поведение губернатора Чувашии неэтичным. URL: https://ria. ru/20200124/1563836644.html (дата обращения: 01.09.2020); также см.: Trussler M, Soroka St. Consumer demand for cynical and negative news frames // The International Journal of Press/ Politics. 2014. Vol. 19. Iss. 3. P. 360—379.

2 См.: Jurkiewicz C. L., Giacalone R. A. Organizational determinants of ethical dysfunctionality // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 136. P. 1—12.

неэтичного поведения со стороны должностного лица должно последовать применение к нему мер юридической ответственности. При этом данный подход требует выверенного правового закрепления. Этические нормы воздействуют на участников общественных отношений наряду с правовыми регуляторами. Более того, они способны восполнить законодательство в вопросах разрешения нравственных коллизий3. Однако нормы права охватывают далеко не все аспекты человеческих взаимоотношений, а правовые акты не являются единственным источником этических норм. Так, к таким источникам относят систему антикоррупционного воспитания и образования; обычаи, традиции и религиозные нормы; среду социализации личности и др.4

3 См.: Хабриева Т. Я. Правовые проблемы имплементации антикоррупционных конвенций // Противодействие коррупции: сборник аналитических материалов. М., 2012. С. 96. См. также: Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 24— 25 апреля 2014 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2015. С. 73, 76—77.

4 См.: Антикоррупционная этика и служебное поведение: науч.- практ. пособие /

Поэтому концепция антикоррупционной этики в большей степени должна быть ориентирована не на санкционирование неэтичных поступков, а на установление позитивных правил поведения, соблюдение которых позволяет «быть этичным». Принято выделять несколько теоретических подходов к определению степени этичности той или иной ситуации5. Обозначим основные из них.

Консеквенциализм в этике предполагает, что наиболее значимыми являются последствия или результаты действий индивида и, как следствие, исходя из указанных последствий, можно определить степень этичности поведения лица. Одной из возможных концепций в консеквен-циализме является утилитаризм, существенное влияние на развитие которого оказал британский философ Дж. Бентам. В рамках данной концепции этичным можно назвать то поведение, которое позволяет достичь наибольшего возможного удовольствия для наибольшего количества людей6.

Дж. С. Милль развил данную концепцию и предусмотрел иерархию нравственности, в соответствии с которой главным является принцип пользы, а остальные принципы являются производными7. Другой концепцией утилитаризма является этический эгоизм, обусловленный рассмотрением этичности поступка с точки зрения его влияния на благополучие субъекта действия. Данная концепция получила развитие в работах А. Рэнд8. Отметим, что ука-

под ред. И. И. Кучерова, А. М. Цирина. М., 2018. 124 с.

5 Для целей настоящей статьи нравственные качества приравнены к этичному поведению.

6 См.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. 415 с.

7 См.: Милль Дж. С. Утилитаризм / пер. с англ. A. C. Земерова. Ростов н/Д., 2013. 240 с.

8 См.: Рэнд А. Добродетель эгоизма / с до-

бавлением статей Н. Брандена. М., 2012. 186 с.

занная концепция противопоставляется этическому альтруизму9. Выделяют также утилитаризм правил, предполагающий некоторые базовые правила, которые, в свою очередь, могут быть не соблюдены индивидом при конкретных обстоя-тельствах10.

Таким образом, консеквенциализм требует от актора, а в контексте настоящей статьи от лица, замещающего публичную должность, постоянной оценки своих действий. Однако для большинства должностных лиц данный подход может быть крайне сложным и в связи с этим их потребуется обучать базовым способам такой оценки. Кроме того, подобный подход крайне сложен с точки зрения нормативно-правового закрепления.

Другой подход, который условно можно противопоставить консе-квенциализму, принято называть деонтологическим. Данный подход в этике, предполагающий наличие обязательств у всех индивидов и преимущественно ассоциируемый с трудами И. Канта, предусматривает, что правильные поступки характеризуются не их последствиями, а наличием правильного намерения. Таким образом, этическое действие основывается на обязанности совершать правильные поступки («категорический императив»)11. При этом в рамках деонтологического подхода также выделяются несколько концепций, в соответствии с которыми: обязанность поступать правильно проистекает из теологических на-чал12, из природы действия или же из условного общественного дого-

9 См.: Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И. Шапиро. М., 2011. 296 с.

10 См.: Brandt R. Morality, Utilitarianism, and Rights. Cambridge, 1992.

11 См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4 (1). М., 1965. 268 с.

12 См.: Оккам У. Избранное / пер. с лат. А. В. Апполонова, М. А. Гарнцева; под общ. ред. А. В. Апполонова. М., 2002. 272 с.

вора как основы одобренных принципов13. Кроме того, следует упомянуть концепцию справедливости, приверженцем которой являлся Дж. Роулз14, подразумевающую, что этическими можно назвать поступки, которые будут выбраны свободными и рациональными людьми в условиях равенства.

Представляется, что у данного подхода могут быть аналогичные трудности в правоприменении с точки зрения нормативно-правового регулирования, как и у консе-квенциализма.

Другим теоретическим подходом является подход, при котором оценивается сам актор15. Данный подход получил развитие в трудах А. Макинтайра16. Этика добродетели предполагает, что этичность поступка оценивается с учетом социокультурного, исторического и иного применимого контекста (партикуляризм).

Партикуляризм в контексте настоящего исследования заслуживает внимания. Очевидно, что в такой многонациональной стране, как Россия, в которой традиции и обычаи играют большую роль, гарантируется свобода вероисповедания и присущи иные концептуальные го-сударствообразующие характеристики, можно признать, что одно и то же действие на территории разных субъектов РФ может иметь разную нравственную оценку. Таким образом, разные теоретические подходы к определению степени этичности той или иной ситуации позво-

13 См.: Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / ред., авт. вступ. ст. и прим. И. С. Нарский. М., 1983. 545 с.

14 См.: Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 536 с.

15 См.: Virtue Ethics. Oxford Readings in Philosophy / ed. by R. Crisp, M. Slot. Oxford, 1997.

16 См.: Макинтайр А. После добродетели. М., 2000. 384 с.

ляют нам по-разному подойти к администрированию антикоррупционных этических требований с учетом инструментальной ценности права17.

Многочисленные социологические и научные исследования профессиональной культуры, этики и психологии государственных служащих указывают на обесценивание нравственных норм и правил служебного поведения и превалирование в связи с этим частного интереса над служебными интересами18.

Отметим, что закон влияет на нашу моральную интуицию, это так называемый эффект ореола закона19. Получается, что нормативный правовой акт может рассматриваться как источник морального руководства: сам закон создает определенный тип моральной ценности.

При этом заслуживает внимания позиция, согласно которой закон может выступать в качестве объединения того, что обобщенное общество считает «правильным» или «неправильным», как следствие, закон корректируется параллельно с изменяющимися социальными нормами20.

Федеральные законы о видах государственной службы содержат положения, которые требуют от лиц, замещающих должности государственной службы, быть этичными. Во-первых, существует обобщенное требование к должностным лицам о несовершении поступков, наносящих ущерб должностному лицу или авторитету государственного

17 См.: Brownlee K, Child R. Can the Law Help Us to be Moral? // Warwick School of Law Research Paper. 2012. No. 17.

18 См.: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016. С. 37.

19 См.: Huang B. Law's halo and the moral machine // Columbia Law Review. 2019. Vol. 119. P. 1811—1828.

20 См.: Foster G. Ethics in Economics. Agenda: A Journal of Policy Analysis and Reform, 2018.

(муниципального) органа21. Во-вторых, должностными лицами, «от которых в силу специфики осуществления ими публичных функций требуется... действовать в интересах каждого человека, общества и государства»22, принимается присяга.

В связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, контракт подлежит расторжению, а соответствующий сотрудник — увольнению со службы23. Аналогичные положения можно найти и в других федеральных законах о видах государственной службы.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс), практически без изменений имплементиро-ванный на ведомственном уровне24, предусматривает, что нарушение государственным (муниципальным) служащим его положений подлежит моральному осуждению. Такое осуждение происходит на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия). В случаях, предусмотренных федеральными законами, нару-

21 См., например, п. 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

22 Постановление КС РФ от 26 марта 2020 г. № 13-П.

23 См. п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

24 См.: Тугучев Н. М. Профессиональная

этика государственных служащих Рос-

сийской Федерации:правовое регулирование, правоприменительная практика, проблемы: Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ. URL: https:// www.hse.ru/edu/vkr/219325942 (дата обращения: 05.08.2020).

шение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий. Когда мы говорим о возможности оценки допустимости того или иного поведения должностного лица комиссией, важным аспектом является то обстоятельство, что поведение людей в гипотетическом сценарии не всегда соответствует их поведению в реальной жизни. Так, люди скорее всего одобрят честность по поводу мошенничества в гипотетическом сценарии, но обманут по аналогичному сценарию из реальной жизни25.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что имеющийся в распоряжении членов комиссии опыт, в том числе эмоциональный, сказывается при принятии ими решений и вынесении тех или иных суждений26. Одновременно, как мы отметили выше, может иметь место партикуляризм, при котором члены комиссии оценивают этичность поступка с учетом социокультурного, исторического и иного применимого контекста.

Дополнительный немаловажный аспект в таком подходе заключается в том, что лицо, когда совершало свой поступок, скорее всего действовало интуитивно, не особо задумываясь о последствиях и т. д. Может быть, лицо не осознавало наличие

25 Cm.: Xu Z. X., Ma H. K. How Can a Deontological Decision Lead to Moral Behavior? The Moderating Role of Moral Identity // Journal of business ethics. 2015. Vol. 137. Iss. 3. P. 576—589.

26 Cm.: Schwarz N., Clore G. L. How do I feel about it? In formative functions of affective states // Affect, cognition, and social behavior / ed. by K. Fiedler, J. P. Forgas. Toronto, 1988. P. 44—62.

моральной проблемы или этических последствий27. Например, оно сосредоточено на других аспектах ситуации и в связи с этим этические соображения выпали из поля зрения28.

При этом члены комиссии, которые будут оценивать этот поступок, будут рассматривать его с точки зрения морального суждения, т. е. посредством осмысления всех обстоятельств конкретного поступка, в том числе случившихся последствий, которые провинившимся должностным лицом могли быть и не предсказаны по ряду оснований. На оценку ситуации оказывает влияние множество факторов — как ситуативных, так и организационных29. Здесь стоит отметить, что важен контекст, в котором лицо совершило тот или иной поступок30.

Некоторые исследования показали, что моральные суждения не основываются исключительно на рациональной, сознательной когнитивной обработке, а могут являться результатом автоматических, интуитивных и аффективных процессов31. Например, чувство гнева или отвращения подсознательно побуждают людей делать более жесткие моральные суждения32. Кроме того, на членов комиссии могут влиять не-

27 Cm.: Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory. New York, 1986.

28 Cm.: Dedeke A. A cognitive-intuitionist model of moral judgment // Journal of Business Ethics. 2015. Vol. 126. P. 437—457.

29 Cm.: Schwartz M. S. Ethical decisionmaking theory: An integrated approach // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 139. Iss. 4. P. 755—776.

30 Cm.: Ellertson C. F., Ingerson M. C., Williams R. N. Behavioral ethics: A critique and a proposal // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 138. Iss. 1. P. 145—159.

31 Cm.: Greene J., Haidt J. How (and Where) Does Moral Judgment Work? // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 6. Iss. 12. P. 517— 523.

32 Cm.: Seidel A, Prinz J. J. Sound Morality:

Irritating and Icky Noises Amplify Judgments

которые внешние контекстуальные аспекты, например, каким образом оценил ситуацию другой член ко-миссии33.

Получив предварительные материалы к заседанию комиссии, ее члены сразу могут принять решение о моральности или аморальности совершенного проступка, так как «моральные рассуждения работают как адвокат, ищущий доказательства, а не как судья, ищущий правду»34.

Одновременно моральное осознание того, что конкретная ситуация поднимает этические проблемы, может иметь место из-за моральных способностей человека и присущей ему способности распознавать этические проблемы35. На данное обстоятельство также влияет среда, в которой находится должностное лицо, т. е. кодекс этики и служебного поведения (далее также — кодекс этики), утвержденный в государственном (муниципальном) органе, мероприятия по профессиональному развитию, проводимые в государственном (муниципальном) органе, и т. д.36

Рациональности недостаточно, чтобы гарантировать, что действие является моральным37. То, что кажется «здравым смыслом», может быть не чем иным, как конкретным

in Divergent Moral Domains // Cognition. 2013. Vol. 127. Iss. 1. P. 1—5.

33 Cm.: Bargh J. A., Chartrand T. L. The unbearable automaticity of being // American Psychologist. 1999. Vol. 54. P. 462—479.

34 Kunda Z. The case for motivated reasoning // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 480—498.

35 Cm.: Hannah S. T., Avolio B. J., May D. R. Moral maturation and moral conation: A capacity approach to explaining moral thought and action // Academy of Management Review. 2011. Vol. 36. No. 4. P. 663—685.

36 Cm.: Tenbrunsel A. E, Smith-Crowe K, Umphress E. Building houses on rocks: The role of the ethical infrastructure in organizations // Social Justice Research. 2003. Vol. 16. Iss. 3. P. 285—307.

37 Cm.: Ellertson C. F., Ingerson M. C., Williams R. N. Op. cit.

Таблица

общая характеристика судебной практики

структурная единица нормативного правового акта российской Федерации число данных судебной практики Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подпункт «в» п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 77 2010—2020

Пункт 8 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 102 2011

Пункт 3 ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» 58 2011—2020

Пункт 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2711 2012—2020

Пункт 9 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 5 2018—2019

Пункт 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» 2 2019

Пункт 9 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 0

взглядом на вопрос, который наиболее решительно поддерживает и выражает интересы влиятельной социальной группы или наиболее точно соответствует другим глубоко укоренившимся и неизученным убеждениям38.

Поэтому представляется целесообразным на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривать не только негативные примеры, но и примеры этичного поведения государственных (муниципальных) служащих, положи-

38 cm.: Madow M. Private Ownership of

Public Image: Popular Culture and Publicity Rights // California Law Review. 1993. Vol. 81. Iss. 1. P. 127—240.

тельно оценивать их поступки. Результаты такой оценки могли бы быть вынесены на общественное ознакомление с тем, чтобы в отношении указанных комиссий не складывалось впечатление, что они являются органами, реализующими карательные полномочия.

В таблице представлена информация о структурной единице нормативного правового акта Российской Федерации, содержащей санкцию за неэтичный проступок со стороны должностного лица, и данных судебной практики, содержащихся в справочной правовой системе «Кон-сультантПлюс» в рамках функции «Дополнительная информация» к указанной структурной единице. Указаны годы вынесенных судебных решений.

Проведенный анализ данных судебной практики позволяет выделить основные неэтичные проступки, совершаемые должностными лицами: нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или наличие соответствующих признаков; распространение или угроза распространения компромата; использование обсценной лексики, оскорблений, в том числе в эмоциональной форме (на повышенных тонах); общение на повышенных тонах; публичное бравирование служебным удостоверением; размещение сомнительной с точки зрения этичности информации в социальных сетях; угрозы применения физической силы и т. д.

При этом вышеуказанные проступки могли быть совершены как в служебное, так и во внеслужебное время.

Рассматривая судебную практику, связанную с увольнением лиц с государственной службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника того или иного вида службы, отметим, что, как правило, такие проступки нельзя назвать этическими дилеммами. Поэтому здесь, конечно, необходимо в первую очередь обращать внимание на то, является ли совершенный проступок порочащим чью-либо честь. Заметим, что обозначенные ситуации из судебной практики нередко встречаются в новостных заметках в СМИ.

Предупреждение нарушения, в частности норм антикоррупционной этики, требует применения разнообразных мер39. В связи с этим, по нашему мнению, этическому поведению должностных лиц должно способствовать два основополагающих элемента: обучение оценивать и интерпретировать различные ситуации, возникающие в служебной деятельности, с позиций этики, а также смотреть на мир через призму этики.

39 См.: Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012. 688 с.

Важным представляется то обстоятельство, что этические нарушения целесообразно рассматривать в контексте публичного управления, авторитета государственного (муниципального) органа, престижа публичной службы. Данное обстоятельство также должно влиять на оценку моральности той или иной ситуации, так как у публичного управления как института имеются свои «интересы», которые должны оказывать влияние на оценку40.

Типовой кодекс этики как один из инструментов установления требований к этичному поведению должностных лиц был принят относительно давно, и анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что ведомственные кодексы этики давно не пересматри-

вались41.

В связи с этим одним из предложений по совершенствованию этических требований к должностным лицам может стать переосмысление кодексов этики с учетом следующих обстоятельств. Кодексы этики «...могут усилить эффективность правовых средств, но только при условии, что они имеют не абстрактное, а четкое целевое содержание, отражающее особенности их применения; если они дополняют, а не дублируют и не подменяют правовые нормы»42.

Представляется важным разрабатывать, принимать и применять соответствующий кодекс этики в тесном взаимодействии с адресатами этических норм, на которых он будет распространяться. В силу данного обстоятельства представляется целесообразным привлечь к разработке обновленного ведомственного кодекса

40 См.: Spracher W. C. Mired in Gray: Juggling Legality, Lawfulness, and Ethics as an Intelligence Professional // American Intelligence Journal. 2007. Vol. 25. No. 1. P. 63—70.

41 См., например: Тугучев Н. М. Указ. соч.

42 Хабриева Т. Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 7—14.

этики всех служащих. Каждый должен иметь возможность внести предложения по наполнению кодекса этики и получить ответ, почему его позиция не поддержана или в каком виде она поддержана43. Данная мера позволит приобщить «новых» служащих ведомства к установленным в кодексе этики моральным ценностям, даст им чувство сопричастности.

Не стоит допускать ситуаций, когда кодекс этики просто «спускается» сверху.

Кроме того, на уровне органа следует формировать базу примеров этичного и неэтичного поведения, в которой доступным и понятным языком, без какой-либо двусмысленности и юридического жаргона служащим объяснялось бы, какое действие от них ожидается, а какое действие считается недопустимым и по какой причине. Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, подготовленные Министерством труда и социальной защиты РФ44, могут помочь в формулировании вопросов повестки такого просветительского мероприятия.

Проведенные исследования свидетельствуют, что в повседневной

43 См.: Adelsein J., Clegg S. Code of Ethics: A Stratified Vehicle for Compliance // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 138. P. 53—66.

44 URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/

programms/anticorruption/9/11 (дата обращения: 15.08.2020).

жизни деонтология с большей вероятностью приводит к нравственному поведению45. Таким образом, в рамках обеспечения этического поведения служащих целесообразно отдать предпочтение деонтологи-ческому подходу, который имеет преимущества, в том числе условную «простоту» принятия решений.

В рамках реализации данного подхода необходима такая среда, чтобы служащий в ситуации этической дилеммы имел возможность получить соответствующую консультацию. Целесообразно сформировать на базе структурного подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа интерактивную площадку для этического консультирования должностных лиц. Кроме того, к компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рекомендуется отнести вопросы, связанные с моральной оценкой проступков, совершенных служащими. При этом материалы, предоставляемые членам комиссии до соответствующего заседания, не должны иметь оценочный характер, содержать положения о позитивной или негативной оценке рассматриваемого проступка с целью минимизации влияния на этическое суждение члена комиссии.

45 См.: Хи Ъ. X, Ма Н. К. Указ. соч.

список литературы

Adelsein J., Clegg S. Code of Ethics: A Stratified Vehicle for Compliance // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 138.

Bargh J. A., Chartrand T. L. The unbearable automaticity of being // American Psychologist. 1999. Vol. 54.

Brandt R. Morality, Utilitarianism, and Rights. Cambridge, 1992.

Brownlee K., Child R. Can the Law Help Us to be Moral? // Warwick School of Law Research Paper. 2012. No. 17.

Dedeke A. A cognitive-intuitionist model of moral judgment // Journal of Business Ethics. 2015. Vol. 126.

Ellertson C. F., Ingerson M. C., Williams R. N. Behavioral ethics: A critique and a proposal // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 138. Iss. 1.

Foster G. Ethics in Economics. Agenda: A Journal of Policy Analysis and Reform, 2018.

Greene J., Haidt J. How (and Where) Does Moral Judgment Work? // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 6. Iss. 12.

Hannah S. T., Avolio B. J., May D. R. Moral maturation and moral conation: A capacity approach to explaining moral thought and action // Academy of Management Review. 2011. Vol. 36. No. 4.

Huang B. Law's halo and the moral machine // Columbia Law Review. 2019. Vol. 119.

Jurkiewicz C. L., Giacalone R. A. Organizational determinants of ethical dysfunctionality // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 136.

Kunda Z. The case for motivated reasoning // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108.

Madow M. Private Ownership of Public Image: Popular Culture and Publicity Rights // California Law Review. 1993. Vol. 81. Iss. 1.

Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory. New York, 1986.

Schwartz M. S. Ethical decision-making theory: An integrated approach // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 139. Iss. 4.

Schwarz N., Clore G. L. How do I feel about it? In formative functions of affective states // Affect, cognition, and social behavior / ed. by K. Fiedler, J. P. Forgas. Toronto, 1988.

Seidel A., Prinz J. J. Sound Morality: Irritating and Icky Noises Amplify Judgments in Divergent Moral Domains // Cognition. 2013. Vol. 127. Iss. 1.

Spracher W. C. Mired in Gray: Juggling Legality, Lawfulness, and Ethics as an Intelligence Professional // American Intelligence Journal. 2007. Vol. 25. No. 1.

Tenbrunsel A. E., Smith-Crowe K., Umphress E. Building houses on rocks: The role of the ethical infrastructure in organizations // Social Justice Research. 2003. Vol. 16. Iss. 3.

Trussler M., Soroka St. Consumer demand for cynical and negative news frames // The International Journal of Press/Politics. 2014. Vol. 19. Iss. 3.

Virtue Ethics. Oxford Readings in Philosophy / ed. by R. Crisp, M. Slot. Oxford, 1997.

Xu Z. X., Ma H. K. How Can a Deontological Decision Lead to Moral Behavior? The Moderating Role of Moral Identity // Journal of business ethics. 2015. Vol. 137. Iss. 3.

Антикоррупционная этика и служебное поведение: науч.- практ. пособие / под ред. И. И. Кучерова, А. М. Цирина. М., 2018.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

Глава МЧС назвал поведение губернатора Чувашии неэтичным. URL: https://ria. ru/20200124/1563836644.html (дата обращения: 01.09.2020).

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4 (1). М., 1965. 268 с.

Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И. Шапиро. М., 2011. 296 с.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева. М., 2012. 688 с.

Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / ред., авт. вступ. ст. и прим. И. С. Нар-ский. М., 1983. 545 с.

Макинтайр А. После добродетели. М., 2000. 384 с.

Милль Дж. С. Утилитаризм / пер. с англ. A. C. Земерова. Ростов н/Д., 2013. 240 c.

Оккам У Избранное / пер. с лат. А. В. Апполонова, М. А. Гарнцева; под общ. ред. А. В. Ап-полонова. М., 2002. 272 с.

Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 536 с.

Рэнд А. Добродетель эгоизма / с добавлением статей Н. Брандена. М., 2012. 186 с.

Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 24—25 апреля 2014 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2015.

Тугучев Н. М. Профессиональная этика государственных служащих Российской Федерации: правовое регулирование, правоприменительная практика, проблемы: Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219325942 (дата обращения: 05.08.2020).

Хабриева Т. Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 7.

Хабриева Т. Я. Правовые проблемы имплементации антикоррупционных конвенций // Противодействие коррупции: сборник аналитических материалов. М., 2012.

References

Adelstein J., Clegg S. Code of Ethics: A Stratified Vehicle for Compliance. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 138, pp. 53—66.

Anticorruption Ethics and Service Behavior: scientific and practical guide. Ed. by I. I. Kucherov, A. M. Tsirin. Moscow, 2018. 124 p. (In Russ.)

Bargh J. A., Chartrand T. L. The unbearable automaticity of being. American Psychologist, 1999, vol. 54, pp. 462—479.

Bentam I. An introduction to the principles of morals and legislation. Moscow, 1998. 415 p. (In Russ.)

Brandt R. Morality, Utilitarianism, and Rights. Cambridge, 1992. 404 p. Brownlee K., Child R. Can the Law Help Us to be Moral? Warwick School of Law Research Paper, 2012, no. 17. 22 p.

Conflict of interest in the state and municipal service and in organizations. Ed. by A. F. Nozdrachev. Moscow, 2016. 224 p. (In Russ.)

Corruption: nature, types, counteraction. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2012. 688 p. (In Russ.)

Dedeke A. A cognitive-intuitionist model of moral judgment. Journal of Business Ethics, 2015, vol. 126, pp. 437—457.

Ellertson C. F., Ingerson M. C., Williams R. N. Behavioral ethics: A critique and a proposal. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 138, iss. 1, pp. 145—159.

Foster G. Ethics in Economics. Agenda: A Journal of Policy Analysis and Reform, 2018, vol. 24, iss. 1, pp. 61—75.

Greene J., Haidt J. How (and Where) Does Moral Judgment Work? Trends in Cognitive Sciences, 2002, vol. 6, iss. 12, pp. 517—523.

Hannah S. T., Avolio B. J., May D. R. Moral maturation and moral conation: A capacity approach to explaining moral thought and action. Academy of Management Review, 2011, vol. 36, no. 4, pp. 663—685.

Huang B. Law's halo and the moral machine. Columbia Law Review, 2019, vol. 119, pp. 1811— 1828.

Jurkiewicz C. L., Giacalone R. A. Organizational determinants of ethical dysfunctionality. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 136, pp. 1—12.

Kant I. Groundwork of the Metaphysic of Morals In Kant I. Works. Vol. 4 (1). Moscow, 1965. 268 p. (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Scientific and Legal Anti-Corruption Issues. Journal of Russian Law, 2012, no. 7, pp. 7—14. (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Legal problems of implementation of anti-corruption conventions. Counteraction corruption: analytical materials. Moscow, 2012. 280 p. (In Russ.) Kont O. A General View of Positivism. Moscow, 2011. 296 p. (In Russ.)

Kunda Z. The case for motivated reasoning. Psychological Bulletin. 1990, vol. 108, pp. 480— 498.

Leybnits G.-V. New Essays on Human Understanding In Leybnits G.-V. Works. Vol. 2. Ed. by I. S. Narskiy. Moscow, 1983. 545 p. (In Russ.)

Madow M. Private Ownership of Public Image: Popular Culture and Publicity Rights. California Law Review. 1993, vol. 81, iss. 1, pp. 127—240. MakIntyre A. After Virtue. Moscow, 2000. 384 p. (In Russ.) Mill' Dzh. S. Utilitarianism. Rostov-on-Don, 2013. 240 p. (In Russ.)

Modern anti-corruption standards and technologies. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2015. 224 p. (In Russ.)

Okkam U. Loci electi. Ed. by A. V. Appolonov. Moscow, 2002. 272 p. (In Russ.)

Rend A. The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism. Moscow, 2012. 186 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory. New York, 1986. 224 p.

Roulz Dzh. A Theory of Justice. Novosibirsk, 1995. 536 p. (In Russ.)

Schwartz M. S. Ethical decision-making theory: An integrated approach. Journal of Business Ethics, 2016, vol. 139, iss. 4, pp. 755—776.

Schwarz N., Clore G. L. How do I feel about it? In formative functions of affective states. Affect, cognition, and social behavior. Ed. by K. Fiedler, J. P. Forgas. Toronto, 1988. Pp. 44—62.

Seidel A., Prinz J. J. Sound Morality: Irritating and Icky Noises Amplify Judgments in Divergent Moral Domains. Cognition, 2013, vol. 127, iss. 1, pp. 1—5.

Spracher W. C. Mired in Gray: Juggling Legality, Lawfulness, and Ethics as an Intelligence Professional. American Intelligence Journal, 2007, vol. 25, no. 1, pp. 63—70.

Tenbrunsel A. E., Smith-Crowe K., Umphress E. Building houses on rocks: The role of the ethical infrastructure in organizations. Social Justice Research, 2003, vol. 16, iss. 3, pp. 285—307.

The Minister of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters called the behavior of the Governor of the Chuvash Republic unethical. Available at: https://ria.ru/20200124/1563836644.html (accessed 01.09.2020). (In Russ.)

Trussler M., Soroka St. Consumer demand for cynical and negative news frames. The International Journal of Press/Politics, 2014, vol. 19, iss. 3, pp. 360—379.

Tuguchev N. M. Rules of Ethical Conductof Civil Servants and Municipal Employees: Legal Regulation, Law Enforcement, Problems. Student Theses HSE University. Available at: https:// www.hse.ru/edu/vkr/219325942 (accessed 05.08.2020). (In Russ.)

Virtue Ethics. Oxford Readings in Philosophy. Ed. by R. Crisp, M. Slot. Oxford, 1997. 296 p.

Xu Z. X., Ma H. K. How Can a Deontological Decision Lead to Moral Behavior? The Moderating Role of Moral Identity. Journal of business ethics, 2015, vol. 137, iss. 3, pp. 576—589.

Информация об авторах

Артем Михайлович Цирин, и.о. заведующего отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, секретарь бюро Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, кандидат юридических наук. ResearcherlD: M-3700-2018

Никита Максимович Тугучев, начальник отдела политики в сфере противодействия коррупции на государственной службе и в организациях Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.