ШОТШЩФШИШ ЛШЧПШФСТШ
Рзу^Мко)^ <П)1Г р@1гаш8о1Шу
УДК 373.5; 159.96
ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Першина Оксана
Прохоровская гимназия, [email protected]
Аннотация: статья посвящена изучению специфики проявления предэкзаменационного стресса в старшем школьном возрасте. В статье приводятся результаты диагностической работы, направленной на изучение реактивной и личностной тревожности у старшеклассников, их способности к саморегуляции и общего уровня подготовленности к процедуре экзаменов. Основываясь на результатах исследования, автор формулирует основные направления коррекции эмоционального стресса и невротических состояний в условиях подготовки к экзаменам.
Ключевые слова: старший школьный возраст, тревожность, предэкзаменационный стресс, невротические состояния, диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Современные исследователи отмечают, что глубокие личностные переживания, хроническая тревога, неврозы - достаточно распространенные феномены в психической жизни учащихся выпускных классов. Указанные явления имеют сугубо невротическую природу и оказывают негативное влияние на результативность учебной деятельности и, в частности, на сдачу итоговых государственных экзаменов.
В связи с тем, что современная система образования в достаточно короткий промежуток времени претерпела ряд существенных изменений(среди них А.В. Высоцкая отмечает внедрение принципиально новых стандартов образования, изменение формы приема экзаменов, различные эксперименты в области контроля проведения и оценки результатов [2]), закономерно возросли и значительно видоизменились требования, предъявляемые к старшеклассникам, к их психическим и умственным возможностям. Как следствие - мы наблюдаем существенный рост предэкзаменационной тревожности учащихся старших классов и его влияние на психологическое и физиологическое состояние выпускни-
ков, - отмечает в своих исследованиях С.Н. Костромина [6].
В контексте настоящего исследования тревожность рассматривается нами как пусковой механизм в развитии широкого спектра патологических явлений, а именно: неврозы, панические атаки, фрустрация, социально-психологическая дезадаптация, депрессивные и субдепрессивные состояния. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники в период подготовки к процедурам итоговой аттестации.
Диагностика невротических состояний у старших школьников, по нашему мнению, приобретает особую актуальность в условиях подготовки к ЕГЭ, помогая выявить основной спектр психологических проблем у выпускников, которые необходимо решить в процессе коррекции.
Вопросы экзаменационного стресса, основные причины его возникновения, а также особенности терапевтического воздействия в условиях предэкзаменационного дистресса у подростков изучали Е.С. Акарачкова, О.В. Ганисей, Р.Р. Гасанова, Б.И. Кочубей [1; 3; 4; 7]. Исследованием
стрессовых реакций у выпускников в момент процедуры экзамена занималась С.Н. Костромина [6]. Основные принципы и методы психологического сопровождения выпускников и коррекции их эмоционального состояния в период подготовки к ЕГЭ разрабатывали Д.А. Капитанец и А.Н. Романова^; 8]. Вопросы психологического здоровья как предмета научно-гуманитарной рефлексии изучала Е.Н. Шутенко [10]. Особое внимание здоро-вьесберегающей деятельности при подготовке старшеклассников к экзаменам уделяла в своих исследованиях Е.А. Серегина
[9].
Далее мы считаем необходимым экспериментально выявить особенности проявления экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов. С этой целью нами были проведено психодиагностическое исследование на базе МБОУ «Прохо-ровская гимназия». В эксперименте принимали участие учащиеся 11 «А» и 11 «Б» классов в количестве 42 человек. Возраст выборки - 16-17 лет. Половая принадлежность - 18 юношей и 24 девушки.
Формирование выборки было обусловлено следующими факторами: возрастная однородность, половая гетерогенность группы, отсутствие первичных нарушений развития, социально-психологическая адаптированность к условиям образовательного учреждения.
Для реализации цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики:
1) Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Данная методика позволяет дифференцированно измерять тревожность как свойство личности (личностная тревожность) и как отдельное состояние (реактивная тревожность); 2) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой. Позволяет проводить диагностику саморегуляции субъекта и ее индивидуального профиля, а также уровня развития общей саморегуляции, регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности. 3) Анкетирование на тему «Готовность к ЕГЭ (ОГЭ)» М.Ю. Чибисовой. Данная анкета позволяет оценить готов-
ность к экзаменам глазами самих выпускников, а также определяет маркеры неготовности к процедуре ЕГЭ у учащихся выпускных.
Таким образом, у большинства респондентов (60%) был выявлен средний уровень реактивной тревожности, которая вызвана ситуацией тестирования, волнением или процессами адаптации к новому учебному году. У 65 % респондентов наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что свидетельствует о личностной особенности воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности ситуация экзамена обладает дистрессовым воздействием на субъекта и вызывает у него дезадаптацию, расфокусированность и чрезмерное напряжение. Высокая личностная тревожность на данном этапе исследования свидетельствует о наличии учебных перегрузок, эмоциональной нестабильности, невротических переживаниях, хронической тревожности.
Далее мы изучили аспекты волевой саморегуляции старшеклассников в контексте предэкзаменационной подготовки и получили следующие результаты:
Итак, у респондентов выборки наблюдается тенденция к высоким значениям по шкалам «планирование», «гибкость», «программирование». Такие значения указывают на сознательное планирование школьниками своей деятельности. Их планы реалистичны и достаточно устойчивы. Отмечается гибкость регуляторных процессов, позволяющая испытуемым адекватно реагировать на быстрое изменение ситуаций и решать поставленную задачу в ситуации риска, своевременно вносить коррективы в свои планы.
По шкалам «оценивание результатов» и «моделирование» получены результаты в 5 баллов. Это говорит о том, что оценка испытуемыми своей деятельности сформирована и устойчива, соответствует субъективным критериям оценки результатов. В рамках моделирования деятельности испытуемые характеризуются способностью выделять важные условия достижения целей в текущей ситуации и в перспективном будущем.
По шкале «самостоятельность» получен минимальный бал среди всех представленных. Такое значение характеризует испытуемых как целеустремленных в отдельных ситуациях, но, в то же время, как зависимых от мнения окружающих. Это объясняется тем, что на данном возрастном этапе существует выраженное стремление к независимости, но с опорой на мнение референтной группы и значимых взрослых.
В целом можно говорить, что полученные значения по выборке характеризуют испытуемых как энергичных и амбициозных людей, однако несамостоятельных, избегающих личной ответственности в ситуации неуспеха, зависимых от мнения окружающих.
Следующие показатели готовности к итоговым экзаменам отражены в следующей диаграмме:
Таким образом, у респондентов выявлена общая психологическая неготовность к процедуре экзаменов в представленных диагностических показателях. Учащиеся низко оценивают свои представления о предстоящей процедуре, в значительной степени тревожатся перед процедурой ЕГЭ, низко оценивают свою способность к волевой саморегуляции в ситуации проведения экзаменов. Такая высокая тревожность перед выпускными экзаменами может быть обусловлена тем, что старшеклассники сталкиваются с первым в их жизни серьезным испытанием, результаты которого будут официально задокументированы, что, в свою очередь, прямым образом повлияет на дальнейшее будущее -выбор ВУЗа, места работы, престиж и т.д. Выпускники приписывают субъективно большое значение результатам экзамена, чем объясняются завышенные ожидания, а как следствие - невротические переживания по данному поводу в условиях подготовки.
Итак, проведя диагностическое исследование, мы можем выделить основные особенности переживания предэкзменаци-
онного стресса и поведения старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ:
1. Высокий уровень личностной и реактивной тревожности у большинства выпускников, расфокусированность и чрезмерное напряжение в период подготовки; 2. Выпускникам свойственна несамостоятельность, избегание личной ответственности в ситуации неуспеха, зависимость от мнения окружающих; 3. Выявлена неустойчивость самоотношения, неадекватность оценки собственных возможностей; 4. Обнаружены значительные трудности в саморегуляции, общая психологическая неготовность к экзаменам, недостаточная осведомленность о процедуре проведения ЕГЭ.
Таким образом, мы делаем вывод о необходимости проведения психологической работы, которую целесообразно проводить по следующим направлениям:
• Коррекционно-развивающая работа по минимизации предэкзаменационного
стресса и снижению личностной тревожности у выпускников перед итоговыми экзаменами; • Коррекционно-развивающая работа по развитию устойчивости системы саморегуляции в ситуации неуспеха; • Консультативная работа по информированию выпускников об аспектах организации и проведения итоговых экзаменов; • Кор-рекционно-развивающая работа по формированию адекватной самооценки, навыков межличностного взаимодействия «подросток-подросток», «подросток-учитель». Психопросветительская деятельность с педагогическим коллективом и родителями выпускников, направленная на гармонизацию взаимоотношений в период подготовки к ЕГЭ.
Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы считаем, что перечисленные направления психологической работы охватывают весь спектр проблем, возникающих у выпускников школы в период подготовки и сдачи государственных экзаменов, а также ориентируют специалистов на планомерное их разрешение.
Список литературы
1. Акарачкова Е.С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков // ВСП. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-terapii-i-profilaktiki-stressa-i-ego-posledstviy-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 02.02.2020)
2. Высоцкая А.В. ЕГЭ: результаты, качество образования и региональные отличия (аналитический обзор публикаций в e-library. Ru) // Universum: общественные науки. 2017. №8 (38). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ege-rezultaty-kachestvo-obrazovaniya-i-regionalnye-otlichiya-analiticheskiy-obzor-publikatsiy-v-e-library-ru (дата обращения: 30.01.2020).
3. Ганисей О.В. Преодоление личностной тревожности у подростков / О.В. Гасиней, Н.В. Курилина [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/programma-korrekciya-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste-749707.html(дата обращения 03.02.2020)
4. Гасанова Р.Р. Саморегуляция субъекта учебно-профессиональной деятельности // Педагогика искусства. 2010. №2. С.130-140.
5. Капитанец Д.А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Концепт. 2015. - № S1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-situativnoy-trevozhnosti-vypusknikov-shkoly-kak-innovatsionnaya-tehnologiya (дата обращения: 03.02.2020)
6. Костромина С.Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и экономика. 2017. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-na-ege-destabilizatsiya-uchaschihsya-ili-faktor-uspeha (дата обращения: 01.02.2020)
7. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. -М.: Знание, 1988. 80 с.
8. Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. 2012. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-ege (дата обращения: 02.02.2020)
9. Серёгина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену // Вестник ТГПУ. 2011. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-podgotovka-starsheklassnikov-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu (дата обращения: 02.02.2020)
10. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье как предмет научно-гуманитарной рефлексии / Е.Н. Шутенко, А.В. Локтева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 337-339.
11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 25 с.
Исследование осуществлялось в рамках работы психологической службы в школе МБОУ «Прохоровская гимназия».
Для цитирования: Першина О. С Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена / О. Першина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 32-36.
Сведения об авторе Першина Оксана
Прохоровская гимназия, Россия. [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 2, no. 1. pp. 32-36.
PRE-EXAMINATION STRESS AT SENIOR SCHOOLCHILDREN IN PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM
Pershina Oksana
Prokhorovka grammar school, [email protected]
Abstract: The actual article is devoted to researching the specifics of the pre-examination stress in the senior school age. In the article are described the diagnostic results: reactive and personal anxiety level of senior school children, their self-regulation possibilities and preparedness for the exams general level. Author is formulating the basic directions of correction of emotional stress and neurotic conditions in preparation time for exams.
Keywords: Senior school age, anxiety, pre-examination stress, neurotic conditions, diagnostics, corrective-developmental work.
Поступила в редакцию 27.11.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 11.01.2021.