Научная статья на тему 'ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА'

ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
672
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Першина Оксана

Статья посвящена изучению специфики проявления предэкзаменационного стресса в старшем школьном возрасте. В статье приводятся результаты диагностической работы, направленной на изучение реактивной и личностной тревожности у старшеклассников, их способности к саморегуляции и общего уровня подготовленности к процедуре экзаменов. Основываясь на результатах исследования, автор формулирует основные направления коррекции эмоционального стресса и невротических состояний в условиях подготовки к экзаменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-EXAMINATION STRESS AT SENIOR SCHOOLCHILDREN IN PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM

The actual article is devoted to researching the specifics of the pre examination stress in the senior school age. In the article are described the diagnostic results: reactive and personal anxiety level of senior school children, their self regulation possibilities and preparedness for the exams general level. Author is formulating the basic directions of correction of emotional stress and neurotic conditions in preparation time for exams.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА»

ШОТШЩФШИШ ЛШЧПШФСТШ

Рзу^Мко)^ <П)1Г р@1гаш8о1Шу

УДК 373.5; 159.96

ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Першина Оксана

Прохоровская гимназия, [email protected]

Аннотация: статья посвящена изучению специфики проявления предэкзаменационного стресса в старшем школьном возрасте. В статье приводятся результаты диагностической работы, направленной на изучение реактивной и личностной тревожности у старшеклассников, их способности к саморегуляции и общего уровня подготовленности к процедуре экзаменов. Основываясь на результатах исследования, автор формулирует основные направления коррекции эмоционального стресса и невротических состояний в условиях подготовки к экзаменам.

Ключевые слова: старший школьный возраст, тревожность, предэкзаменационный стресс, невротические состояния, диагностика, коррекционно-развивающая работа.

Современные исследователи отмечают, что глубокие личностные переживания, хроническая тревога, неврозы - достаточно распространенные феномены в психической жизни учащихся выпускных классов. Указанные явления имеют сугубо невротическую природу и оказывают негативное влияние на результативность учебной деятельности и, в частности, на сдачу итоговых государственных экзаменов.

В связи с тем, что современная система образования в достаточно короткий промежуток времени претерпела ряд существенных изменений(среди них А.В. Высоцкая отмечает внедрение принципиально новых стандартов образования, изменение формы приема экзаменов, различные эксперименты в области контроля проведения и оценки результатов [2]), закономерно возросли и значительно видоизменились требования, предъявляемые к старшеклассникам, к их психическим и умственным возможностям. Как следствие - мы наблюдаем существенный рост предэкзаменационной тревожности учащихся старших классов и его влияние на психологическое и физиологическое состояние выпускни-

ков, - отмечает в своих исследованиях С.Н. Костромина [6].

В контексте настоящего исследования тревожность рассматривается нами как пусковой механизм в развитии широкого спектра патологических явлений, а именно: неврозы, панические атаки, фрустрация, социально-психологическая дезадаптация, депрессивные и субдепрессивные состояния. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники в период подготовки к процедурам итоговой аттестации.

Диагностика невротических состояний у старших школьников, по нашему мнению, приобретает особую актуальность в условиях подготовки к ЕГЭ, помогая выявить основной спектр психологических проблем у выпускников, которые необходимо решить в процессе коррекции.

Вопросы экзаменационного стресса, основные причины его возникновения, а также особенности терапевтического воздействия в условиях предэкзаменационного дистресса у подростков изучали Е.С. Акарачкова, О.В. Ганисей, Р.Р. Гасанова, Б.И. Кочубей [1; 3; 4; 7]. Исследованием

стрессовых реакций у выпускников в момент процедуры экзамена занималась С.Н. Костромина [6]. Основные принципы и методы психологического сопровождения выпускников и коррекции их эмоционального состояния в период подготовки к ЕГЭ разрабатывали Д.А. Капитанец и А.Н. Романова^; 8]. Вопросы психологического здоровья как предмета научно-гуманитарной рефлексии изучала Е.Н. Шутенко [10]. Особое внимание здоро-вьесберегающей деятельности при подготовке старшеклассников к экзаменам уделяла в своих исследованиях Е.А. Серегина

[9].

Далее мы считаем необходимым экспериментально выявить особенности проявления экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов. С этой целью нами были проведено психодиагностическое исследование на базе МБОУ «Прохо-ровская гимназия». В эксперименте принимали участие учащиеся 11 «А» и 11 «Б» классов в количестве 42 человек. Возраст выборки - 16-17 лет. Половая принадлежность - 18 юношей и 24 девушки.

Формирование выборки было обусловлено следующими факторами: возрастная однородность, половая гетерогенность группы, отсутствие первичных нарушений развития, социально-психологическая адаптированность к условиям образовательного учреждения.

Для реализации цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики:

1) Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Данная методика позволяет дифференцированно измерять тревожность как свойство личности (личностная тревожность) и как отдельное состояние (реактивная тревожность); 2) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой. Позволяет проводить диагностику саморегуляции субъекта и ее индивидуального профиля, а также уровня развития общей саморегуляции, регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности. 3) Анкетирование на тему «Готовность к ЕГЭ (ОГЭ)» М.Ю. Чибисовой. Данная анкета позволяет оценить готов-

ность к экзаменам глазами самих выпускников, а также определяет маркеры неготовности к процедуре ЕГЭ у учащихся выпускных.

Таким образом, у большинства респондентов (60%) был выявлен средний уровень реактивной тревожности, которая вызвана ситуацией тестирования, волнением или процессами адаптации к новому учебному году. У 65 % респондентов наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что свидетельствует о личностной особенности воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности ситуация экзамена обладает дистрессовым воздействием на субъекта и вызывает у него дезадаптацию, расфокусированность и чрезмерное напряжение. Высокая личностная тревожность на данном этапе исследования свидетельствует о наличии учебных перегрузок, эмоциональной нестабильности, невротических переживаниях, хронической тревожности.

Далее мы изучили аспекты волевой саморегуляции старшеклассников в контексте предэкзаменационной подготовки и получили следующие результаты:

Итак, у респондентов выборки наблюдается тенденция к высоким значениям по шкалам «планирование», «гибкость», «программирование». Такие значения указывают на сознательное планирование школьниками своей деятельности. Их планы реалистичны и достаточно устойчивы. Отмечается гибкость регуляторных процессов, позволяющая испытуемым адекватно реагировать на быстрое изменение ситуаций и решать поставленную задачу в ситуации риска, своевременно вносить коррективы в свои планы.

По шкалам «оценивание результатов» и «моделирование» получены результаты в 5 баллов. Это говорит о том, что оценка испытуемыми своей деятельности сформирована и устойчива, соответствует субъективным критериям оценки результатов. В рамках моделирования деятельности испытуемые характеризуются способностью выделять важные условия достижения целей в текущей ситуации и в перспективном будущем.

По шкале «самостоятельность» получен минимальный бал среди всех представленных. Такое значение характеризует испытуемых как целеустремленных в отдельных ситуациях, но, в то же время, как зависимых от мнения окружающих. Это объясняется тем, что на данном возрастном этапе существует выраженное стремление к независимости, но с опорой на мнение референтной группы и значимых взрослых.

В целом можно говорить, что полученные значения по выборке характеризуют испытуемых как энергичных и амбициозных людей, однако несамостоятельных, избегающих личной ответственности в ситуации неуспеха, зависимых от мнения окружающих.

Следующие показатели готовности к итоговым экзаменам отражены в следующей диаграмме:

Таким образом, у респондентов выявлена общая психологическая неготовность к процедуре экзаменов в представленных диагностических показателях. Учащиеся низко оценивают свои представления о предстоящей процедуре, в значительной степени тревожатся перед процедурой ЕГЭ, низко оценивают свою способность к волевой саморегуляции в ситуации проведения экзаменов. Такая высокая тревожность перед выпускными экзаменами может быть обусловлена тем, что старшеклассники сталкиваются с первым в их жизни серьезным испытанием, результаты которого будут официально задокументированы, что, в свою очередь, прямым образом повлияет на дальнейшее будущее -выбор ВУЗа, места работы, престиж и т.д. Выпускники приписывают субъективно большое значение результатам экзамена, чем объясняются завышенные ожидания, а как следствие - невротические переживания по данному поводу в условиях подготовки.

Итак, проведя диагностическое исследование, мы можем выделить основные особенности переживания предэкзменаци-

онного стресса и поведения старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ:

1. Высокий уровень личностной и реактивной тревожности у большинства выпускников, расфокусированность и чрезмерное напряжение в период подготовки; 2. Выпускникам свойственна несамостоятельность, избегание личной ответственности в ситуации неуспеха, зависимость от мнения окружающих; 3. Выявлена неустойчивость самоотношения, неадекватность оценки собственных возможностей; 4. Обнаружены значительные трудности в саморегуляции, общая психологическая неготовность к экзаменам, недостаточная осведомленность о процедуре проведения ЕГЭ.

Таким образом, мы делаем вывод о необходимости проведения психологической работы, которую целесообразно проводить по следующим направлениям:

• Коррекционно-развивающая работа по минимизации предэкзаменационного

стресса и снижению личностной тревожности у выпускников перед итоговыми экзаменами; • Коррекционно-развивающая работа по развитию устойчивости системы саморегуляции в ситуации неуспеха; • Консультативная работа по информированию выпускников об аспектах организации и проведения итоговых экзаменов; • Кор-рекционно-развивающая работа по формированию адекватной самооценки, навыков межличностного взаимодействия «подросток-подросток», «подросток-учитель». Психопросветительская деятельность с педагогическим коллективом и родителями выпускников, направленная на гармонизацию взаимоотношений в период подготовки к ЕГЭ.

Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы считаем, что перечисленные направления психологической работы охватывают весь спектр проблем, возникающих у выпускников школы в период подготовки и сдачи государственных экзаменов, а также ориентируют специалистов на планомерное их разрешение.

Список литературы

1. Акарачкова Е.С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков // ВСП. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-terapii-i-profilaktiki-stressa-i-ego-posledstviy-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 02.02.2020)

2. Высоцкая А.В. ЕГЭ: результаты, качество образования и региональные отличия (аналитический обзор публикаций в e-library. Ru) // Universum: общественные науки. 2017. №8 (38). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ege-rezultaty-kachestvo-obrazovaniya-i-regionalnye-otlichiya-analiticheskiy-obzor-publikatsiy-v-e-library-ru (дата обращения: 30.01.2020).

3. Ганисей О.В. Преодоление личностной тревожности у подростков / О.В. Гасиней, Н.В. Курилина [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/programma-korrekciya-trevozhnosti-v-podrostkovom-vozraste-749707.html(дата обращения 03.02.2020)

4. Гасанова Р.Р. Саморегуляция субъекта учебно-профессиональной деятельности // Педагогика искусства. 2010. №2. С.130-140.

5. Капитанец Д.А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Концепт. 2015. - № S1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-situativnoy-trevozhnosti-vypusknikov-shkoly-kak-innovatsionnaya-tehnologiya (дата обращения: 03.02.2020)

6. Костромина С.Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и экономика. 2017. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-na-ege-destabilizatsiya-uchaschihsya-ili-faktor-uspeha (дата обращения: 01.02.2020)

7. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. -М.: Знание, 1988. 80 с.

8. Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. 2012. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-ege (дата обращения: 02.02.2020)

9. Серёгина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену // Вестник ТГПУ. 2011. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-podgotovka-starsheklassnikov-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu (дата обращения: 02.02.2020)

10. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье как предмет научно-гуманитарной рефлексии / Е.Н. Шутенко, А.В. Локтева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 337-339.

11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 25 с.

Исследование осуществлялось в рамках работы психологической службы в школе МБОУ «Прохоровская гимназия».

Для цитирования: Першина О. С Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена / О. Першина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 32-36.

Сведения об авторе Першина Оксана

Прохоровская гимназия, Россия. [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 2, no. 1. pp. 32-36.

PRE-EXAMINATION STRESS AT SENIOR SCHOOLCHILDREN IN PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM

Pershina Oksana

Prokhorovka grammar school, [email protected]

Abstract: The actual article is devoted to researching the specifics of the pre-examination stress in the senior school age. In the article are described the diagnostic results: reactive and personal anxiety level of senior school children, their self-regulation possibilities and preparedness for the exams general level. Author is formulating the basic directions of correction of emotional stress and neurotic conditions in preparation time for exams.

Keywords: Senior school age, anxiety, pre-examination stress, neurotic conditions, diagnostics, corrective-developmental work.

Поступила в редакцию 27.11.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 11.01.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.