Научная статья на тему 'Предания или вымыслы? К определению источников оригинальных известий Лихачевского летописца о беках Тайбугидах и хане Кучуме'

Предания или вымыслы? К определению источников оригинальных известий Лихачевского летописца о беках Тайбугидах и хане Кучуме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лихачевский летописец / его оригинальные известия о правителях «Сибирской земли» до конца XVI в. / Основная редакция Есиповской летописи / Тайбуга и его потомки / Кучум / «татарские летописцы» / исторические предания / вымыслы. / The Likhachevsky chronicle / its original news about the rulers of the “Siberian land” up to the late 16th century / main edition of the Esipovskaya chronicle / Taibuga and his descendants / Kuchum / “Tatar chroniclers” / historical traditions / fiction.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

Лихачевский летописец – одна из самых любопытных среди вторичных редакций «Повести о Сибири и о сибирском взятии» Саввы Есипова – содержит с десяток оригинальных известий о Тайбуге, Тайбугидах, хане Кучуме. Обычно считается, что эти известия, подобно «Тайбугидской легенде», запечатленной и другими русскими (главным образом тобольскими) книжниками XVII в., даже если сопровождаются ссылками на «татарские летописцы», отражают устные предания сибирских татар, т. е. их фольклорную, а отнюдь не литературную традицию. Думается, что не имеющие аналогий в других источниках сведения Лихачевского летописца о Тайбуге и последующих беках «Сибирской земли», а также Кучуме не передают местные легенды, а являются вымышленными, что, по наблюдениям Е. К. Ромодановской, присуще многим памятникам русской духовной культуры позднего Средневековья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition or fiction? Revisiting the sources of original news of the Likhachevsky chronicle about the Taibugid beks and Kuchum Khan

The Likhachevsky chronicle is one of the most interesting editions of “The tale of Siberia and the Siberian conquest” by Savva Esipov out of the secondary ones. It contains a dozen of original news about Taibuga, Taibugids, and Kuchum Khan. It is generally considered that those reports, like the “Taibugid legend”, captured by other Russian (mainly Tobolsk) scribes of the 17th century, even if accompanied by references to “Tatar chroniclers”, reflect only the oral traditions of Siberian Tatars, that is their folklore, but not a literary tradition. It seems that the information of the Likhachevsky chronicle about Taibuga, the future beks of the “Siberian land” and Kuchum, which has no analogies in other sources, does not convey local legends and is fictional, which, according to the observations of E. K. Romodanovskaya, is inherent in many monuments of the Russian spiritual culture of the late Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Предания или вымыслы? К определению источников оригинальных известий Лихачевского летописца о беках Тайбугидах и хане Кучуме»

Аннотация

Лихачевский летописец - одна из самых любопытных среди вторичных редакций «Повести о Сибири и о сибирском взятии» Саввы Есипова - содержит с десяток оригинальных известий о Тайбуге, Тайбугидах, хане Кучуме. Обычно считается, что эти известия, подобно «Тайбугидской легенде», запечатленной и другими русскими (главным образом тобольскими) книжниками XVII в., даже если сопровождаются ссылками на «татарские летописцы», отражают устные предания сибирских татар, т. е. их фольклорную, а отнюдь не литературную традицию. Думается, что не имеющие аналогий в других источниках сведения Лихачевского летописца о Тайбуге и последующих беках «Сибирской земли», а также Кучуме не передают местные легенды, а являются вымышленными, что, по наблюдениям Е. К. Ромодановской, присуще многим памятникам русской духовной культуры позднего Средневековья.

Abstract

The Likhachevsky chronicle is one of the most interesting editions of "The tale of Siberia and the Siberian conquest" by Savva Esipov out of the secondary ones. It contains a dozen of original news about Taibuga, Taibugids, and Kuchum Khan. It is generally considered that those reports, like the "Taibugid legend", captured by other Russian (mainly Tobolsk) scribes of the 17th century, even if accompanied by references to "Tatar chroniclers", reflect only the oral traditions of Siberian Tatars, that is their folklore, but not a literary tradition. It seems that the information of the Likhachevsky chronicle about Taibuga, the future beks of the "Siberian land" and Kuchum, which has no analogies in other sources, does not convey local legends and is fictional, which, according to the observations of E. K. Romodanovskaya, is inherent in many monuments of the Russian spiritual culture of the late Middle Ages.

Ключевые слова

Лихачевский летописец, его оригинальные известия о правителях «Сибирской земли» до конца XVI в., Основная редакция Есипов-ской летописи, Тайбуга и его потомки, Кучум, «татарские летописцы», исторические предания, вымыслы.

Keywords

The Likhachevsky chronicle, its original news about the rulers of the "Siberian land" up to the

УДК 93/99

Предания или вымыслы? К определению источников оригинальных известий Лихачевского летописца о беках Тайбугидах и хане Кучуме

Я. Г. Солодкин,

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация

Tradition or fiction? Revisiting the sources of original news of the Likhachevsky chronicle about the Taibugid beks and Kuchum Khan

Ya. G. Solodkin,

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, the Russian Federation

late 16th century, main edition of the Esipovskaya chronicle, Taibuga and his descendants, Kuchum, "Tatar chroniclers", historical traditions, fiction.

Среди вторичных редакций «Повести о Сибири и о сибирском взятии» Саввы Есипова одной из наиболее любопытных является Лихачевская летопись или Лихачевский летописец (ЛЛ)1, где имеется, в частности, немало оригинальных известий о Тайбуге и его потомках, а также Кучуме. Эти известия подчас возводят к устным рассказам и несохранившимся источникам. На взгляд В. В. Трепавлова, в ЛЛ отразились, как и в ОЕЛ (Основная редакция Есиповской летописи), татарские предания о первых Тайбугидах. Часто вообще считается, что сообщения летописей, возникших в Азиатской России, преимущественно в Тобольске, о «дорус-ском» прошлом Сибири «основаны на местных легендах»2. Е. К. Ромодановская, впрочем, в одной из работ нашла, что создателю ЛЛ, жившему во второй половине XVII в., были доступны «истории» сибирских татар3, поскольку он дважды сослался на их «летописцы». Но анонимный «слогатель» мог поступить так, следуя примеру Саввы Есипова. Одна ссылка на «татарские летописцы» в ЛЛ сопутствует упоминанию про «бой... у Кучюма с Сейдяком». Это упоминание нетрудно сблизить с сообщением ОСЛ (Основная редакция Строгановской летописи) о том, что в город Сибирь, оставленный казаками, вслед за Али прибыл его отец, но вскоре Сейдяк «царя Кучюма победи и градом облада»4. Хан, однако, едва ли вернулся в свою бывшую столицу. Достоверными сведениями о столкновении между Кучумом и «последним Тайбугидом» мы не располагаем, известно лишь, что Саид-Ахмед (Сеид-Ахмад, Саййид б. Бек-Пулад) вытеснил из Искера Али - старшего сына и преемника знаменитого хана5. Ранее в сочинении, названном редактором «Сказания» Саввы Есипова «Всесибирское царство и княжения, и о взятии Тобольска града, в лето 7145-го году сентября в 1 день», читаем: «А что в древнее время бываху меж собою убийства и рати - неисчетны силы их (кого, остается только догадываться, накануне повествуется о вере Кучума. - Я. С.); и о том пишет в татарских летописцах, а нам несведомо о сем»6. Последняя ремарка явно обнаруживает, что анонимный книжник не обращался к этим летописцам, а знал о них лишь понаслышке.

Согласно ЛЛ, за Тайбугу7 (сына царя Она8), покорившего ему обитавшую на берегах Имтиша (точнее, Иртыша, как подобно ОЕЛ сказано следом9) чюдь, в частности, обложившему ее данью, Чингис выдал свою единственную дочь (ни одного сына у него якобы не было) и с радостью отпустил их на Туру, а потом завещал зятю и его жене все «имение»; со смертью Чингиса царство на Имтише «преме-нилося» (в ОЕЛ в данной связи говорится об Ишиме и Тайбуге, а не Чингисе)10. Если, как обычно поступают историки, усматривать в Чингисе великого основателя Монгольской империи, положившего начало «золотому роду» (Алтын Урук), то приведенное свидетельство, безусловно, нужно причислить к легендам.

В рассматриваемой редакции «Сказания» Саввы Есипова утверждается, что сын Тайбуги Ходжа «в та лета (какие, неясно. - Я. С.) ходил войною со многими силами на царя бухарскаго, на Амара, да тамо (надо думать, во владениях последнего. - Я. С.) его и убили». Данное сообщение, что уже было отмечено, тоже легендарно11.

Из ЛЛ мы узнаем о том, что княживший вслед за Ходжой его сын Мар, убитый шурином - казанским царем Упаком - в Чингидене (заложенном на Туре Тайбугой)12, имел сыновей Одера (Лидера, Адера) и Ябулака (Абалака), которые жили при дворе этого царя13. Далее повествуется о том, что за смерть Мара, приходившегося ему дедом, отомстил после кончины Адера его сын Мамет. Он «воста... з ближними

своими», убил Упака и, разорив «Чигилдень» (Чингиден), отправился на Иртыш, где, выбрав прекрасное место на реке Сибири (впадающей в Иртыш с восточной стороны), Ябалак «поставил» город Сибирь и (о чем сказано в ОЕЛ) «прозвася» царем; «оттоле пресечеся царство на реце Ишиме»14.

Как представляется В. В. Трепавлову, судя по ЛЛ, Мамет (бек Мухаммед) сначала построил городок Ябалак (Абалак)15, а затем Искер в устье Сибири. Но в летописце, местом создания которого может считаться Среднее Поволжье или Северное Зауралье, подобно «истории» Есипова, сказано, хотя и дважды, об одном и том же городе Сибири. Заметим, что сообщив про основание этого города на Ябалаке, редактор ОЕЛ повторил свидетельство ее автора о «брани» возле одноименного урочища вскоре после занятия ермаковцами ханской столицы16.

Мамету, как рассказывается в ЛЛ, вначале наследовал сын Ябалака бездетный Агиш, который царствовал недолго, а затем - Казый. Этого сына Мамета убили приближенные, а его дети Етагер и Бегбулат «востали с родичи своими (это сообщение напоминает указание на умерщвление Маметом Упака. - Я. С.) и убойцов отца своего убили, и улусы ево (скорее их. - Я. С.) розорили», после чего стали владеть всем Сибирским царством17. Етигер и Бегбулат долго княжили18, но первого из них Кучум «жива взял», а второго умертвил. О последующей судьбе Едигера в ЛЛ мы не прочтем. В ОЕЛ упоминается об убийстве Кучумом обоих беков19. Наконец, в интересующей нас редакции этой летописи сказано, что в пору пленения ермаковцами царевича Маметкула хан стоял на реке Наише, которая «вниде» в Иртыш возле города Сибири. Если же верить ОСЛ, в то время Кучум кочевал на Ишиме20. Но едва ли создатель или переписчик ЛЛ превратил эту реку в Наиш, т. к. последний неподалеку от города Сибири впадал в Иртыш (подобно реке Сибири), да и едва ли султан, являвшийся лучшим ханским военачальником, рискнул бы разбить ставку поблизости от «града», где обосновались казаки.

Итак, дополняющие ОЕЛ сообщения ЛЛ о Тайбуге, его преемниках и Кучуме -сообщения, которые не имеют аналогий в других источниках - или явно легендарны, или могут считаться сомнительными (к примеру, указание на месть Едигера и Бекбулата убийцам их отца находит очевидные параллели в известии об умерщвлении Маметом Упака). Поэтому, думается, летописец, открывающийся «Словом о Сибирской стране» (оно большей частью соответствует началу ОЕЛ), запечатлел не предания татар, например, тобольских21, а «вымышленные события» и «вымышленные обстоятельства», получившие, как выяснено Е. К. Ромодановской, широкое распространение в позднесредневековой книжности Московской Руси.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Иногда сообщения ЛЛ принимаются за свидетельства Саввы Есипова. См., напр.: Трепав-лов В. В., Беляков А. В. Сибирские царевичи в истории России. - СПб., 2018. С. 56-57; Тюменское и Сибирское ханства / Под ред. Д. Н. Маслюженко, А. Г. Ситдикова, Р. Р. Хайрутдинова. -Казань, 2018. - С. 137.

2. Маслюженко Д. Н. Возможности использования сибирских летописей для реконструкции идеологии Сибирского княжества Тайбугидов // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории. - Нижневартовск, 2010. - Ч. 5. - С. 5, 8, 9, 11, 28, 29; История татар с древнейших времен: в семи томах. - Казань, 2014. - Т. IV. Татарские государства XV-XVIII вв. - С. 212; Трепавлов В. В., Беляков А. В. Указ. соч. - С. 151; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 39-42, 44, 97, 125, 135, и др.

3. Очерки русской литературы Сибири. В 2-х т. - Новосибирск, 1982. - Т. 1. - С. 80.

4. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). - М., 1987. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 123-124; Сибирские летописи. Краткая сибирская летопись (Кунгурская). - Рязань, 2008. - С. 38, 39.

5. История татар... - Т. IV. - С. 209; История татар... - Казань, 2014. - Т. V. Татарский народ в составе Российского государства (вторая половина XVI-XVШ вв.). - С. 130, 131;

Трепавлов В. В., Беляков А. В. Указ. соч. - С. 68-69, 157, 159, 160; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 41, 197 и др. Сейдяк (Сеид-Ахмад, Саййид-Ахмад) вернулся в Сибирь не в 1583, 1584 гг. или в конце этого десятилетия, а, по-видимому, в 1585 г., когда захватил Искер, изгнав оттуда султана Али. Ошибочно и указание на захват беком, приходившимся сыном Бекбулату (Бек-Пуладу), кем-то брошенной бывшей столицы. Вопреки утверждению Ю. С. Худякова, нет оснований говорить об активных действиях «Сеид-хана» против Кучума (см.: История татар... - Т. IV. - С. 207, 217, 219, 727; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 77, 148, 262. Ср.: Трепавлов В. В., Беляков А. В. Указ. соч. - С. 36, 52.

6. ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 72, 119, 128.

7. Тайбуга при этом называется царевичем, как и некоторыми другими сибирскими летописцами (см.: ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 107, 235. Примеч. 25, 28), затем князем, о чем говорится в большинстве разновидностей есиповской «истории» (Там же. - С. 46, 81, 129, 179, 235, 236, 303, 357). Утверждать, будто Тайбуга захватил власть в «Сибирском ханстве», а согласно татарским преданиям, зафиксированным летописцами, «поставил» Тюмень с разрешения Чингис-хана (Трепавлов В. В., Беляков А. В. Указ. соч. - С. 151; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 14), разумеется, не приходится.

8. Первоначально в ЛЛ этот царь именуется Моамеоном (затем трижды - Оном). Вероятно, писец допустил ошибку, ибо следом читаем о «Моаметовом законе».

9. В ЛЛ допущен и еще ряд ошибок, так, сказано «гради же всеа Сибирския земли римская» (следом говорится о «Сибирской земле»), «от казаков (вместо «от сих», т. е. после них. -Я. С.) поставишася гради и святыя божия церкви воздвигошася» (ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. -С. 47, 51, 70, 89, 91, 97, 119, 120, 133, 137, 163, 178, 187. Е. А. Рябинина, кстати, в правильности чтения последней фразы не сомневалась (см.: Тюменское и Сибирское ханства... - С. 261).

10. ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 46, 47, 118.

11. Сабитов Ж. М. К вопросу о буркутах в Западной Сибири в XV в. // Сулеймановские чтения (пятнадцатые). Всерос. научно-практ. конф. «Социально-демографическое и культурное развитие сибирских татар» (Тюмень, 17-18 мая 2012 года): мат-лы и докл. - Тюмень, 2012. -С. 136. См. также: История татар. - Т. IV. - С. 395.

12. Этот город в ЛЛ, подобно ОЕЛ по Аввакумовскому списку, называется Чингисом. Утверждение, что согласно «легенде», «улус» Тайбуги включал не только земли в бассейне Туры, но и возле Иртыша, Тобола, Ишима (Тюменское и Сибирское ханства... - С. 172), ошибочно.

13. Считается, что сыновья Мара были аманатами (Тюменское и Сибирское ханства... - С. 64). Указание А. Г. Нестерова на гибель Адера и Абалака «в казанском плену» (История татар. -Т. IV. - С. 212) следует признать заблуждением.

14. ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 47, 118-119. Очевидно, речь должна идти о Туре. По наблюдению

A. Г. Нестерова, деятельность основавшего Искер князя Мамета (Мухаммада) и его потомков приходится на конец XV - середину XVI в. Д. Н. Маслюженко правление Ходжи-бека отнес к первой половине XV столетия (см.: Маслюженко Д. Н. Тайбугиды // Историческая энциклопедия Сибири. - Новосибирск, 2009. - Т. С-Я. - С. 218; История татар. - Т. IV. - С. 212, 213).

15. Ввиду близости этого городка к Искеру нам представляется маловероятным, чтобы, как думалось В. В. Трепавлову, «первую зимы после поражения» в октябре 1582 г. Кучум провел «на Абалакском мысу Иртыша», да и 5 (если следовать сообщениям большинства сибирских книжников XVII в.), а не 15 декабря, именно там хана вторично разбили (Трепавлов В. В., Беляков А. В. Указ. соч. - С. 18, 19, 153).

16. ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 56, 71, 123, 380.

17. Д. Н. Маслюженко эти известия кажутся достоверными. См., напр.: Маслюженко Д. Н. Тайбугиды... - С. 218; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 68, 121.

18. Их соправительство, насколько известно, приходится на 1555-1563 гг. С точки зрения

B. В. Трепавлова, Бекбулат владел Искером, а его брат кочевал в другой местности, возможно, неподалеку от Чимги-Туры (История татар... Т. IV. - С. 121-124; Трепавлов В. В, Беляков А. В. Указ. соч. - С. 157-158; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 40, 69, 70, 83, 97, 101, 110, 124 и др.).

19. ПСРЛ. - Т. 36 - Ч. 1. - С. 48, 119. Д. М. Исхаков и З. А. Тычинских не исключали, что после убийства Бекбулата Едигер оставался у власти, признав ханом Муртазу (см.: История татар. - Т. V. - С. 123).

20. ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 123; Сибирские летописи. - С. 27-28, 72-73.

Как представлялось А. Г. Нестерову, «после поражения под Абалаком Кучум-хан отступил к Кызыл-Туре на Ишиме» (История татар... - Т. IV. - С. 208). В одном из видов Нарышкинской редакции Сибирского летописного свода сказано, что Ишим находится в четырех днях пути по Иртышу от Тобольска (ПСРЛ. - Т. 36. - Ч. 1. - С. 235), основанного близ «стольного» Искера.

21. Так, о возведении города Сибири на одноименной реке, у Ябалака, сообщается только в ЛЛ. Об этой реке, или Сибирке (см. о ней, напр.: История татар. - Т. IV. - С. 394, 395; Тюменское и Сибирское ханства... - С. 25, 26, 145, 177-180, 192) неизвестный книжник, как и С. У Ремезов, мог знать благодаря казачьей традиции, которой часто следовал.

Список литературы

История татар с древнейших времен: в семи томах. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2014. - Т. IV. - 1080 с., ил.

История татар с древнейших времен: в семи томах. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2014. - Т. V: Татарский народ в составе Российского государства (вторая половина XVI-XVIII вв.). - 1031 с., ил.

Маслюженко Д. Н. Возможности использования сибирских летописей для реконструкции идеологии Сибирского княжества Тайбугидов // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории. Колл. моногр. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2010. - Ч. 5. - С. 5-33.

Очерки русской литературы Сибири: В 2-х т. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1982. - Т. 1. - 606 с.

ПСРЛ. - М.: «Наука», 1987. - Т. 36. - Ч. 1. - 382 с.

Сабитов Ж. М. К вопросу о буркутах в Западной Сибири в XV в. // Сулеймановские чтения (пятнадцатые): Всерос. научно-практ. конф. «Социально-демографическое и культурное состояние сибирских татар» (Тюмень, 17-18 мая 2012 года): мат-лы и докл. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2012. - С. 135-138.

Сибирские летописи. Краткая сибирская летопись (Кунгурская). - Рязань: «Александрия», 2008. - 688 с.

Трепавлов В. В., Беляков А. В. Сибирские царевичи в истории России. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2018. - 496 с.

Тюменское и Сибирское ханства / Под ред. Д. Н. Маслюженко, А. Г. Ситдикова, Р. Р. Хай-рутдинова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 560 с., ил.

References

Istoriya tatar s drevneishih vremen: v 7t. T. IV. Tatarskie gosudarstva XV-XVIII vv. [Tatar history from the earliest times: in 7 volumes. Vol. 4. Tatar states of the 15th-18th centuries]. Kazan: Izd-vo In-ta istorii im. Sh. Mardzhani AN RT publ., 2014,1080 p., il.

Istoriya tatar s drevneishih vremen: v 7 t. T. V. Tatarskiy narod v sostave Rossiyskovo gosudarstva (vtoraya polovina XVI-XVIII vv.) [Tatar history from the earliest times: in 7 volumes. Vol. V. Tatars as part of the Russian state (second half of the16th-18th century]. Kazan: Izd-vo In-ta istorii im. Sh. Mardzhani AN RT publ., 2014, 1031 p., il.

Maslyuzhenko D. N. Vozmozhnosti ispolzovaniya sibirskih letopisey dlya rekonstruktsii ideologii Sibirskogo knyazhestva Taybugidov [Possibilities of using the Siberian chronicles for the reconstruction ofthe ideology ofthe Siberian principality ofthe Taibugids]. IN: Istochnikovedcheskie i istoriograficheskie aspekty sibirskoy istorii: Koll. monogr. Ch. 5 [Source study and historiographic aspects of Siberian history: joint monograph. Part 5]. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gos. gumanitar. un-ta publ., 2010, pp. 5-33.

Ocherki russkoy literatury Sibiri: v 2 t. T. 1 [Essays on Russian literature in Siberia: in 2 volumes. Vol. 1]. Novosibirsk: Izd-vo "Nauka", Sibirskoe otdelenie publ., 1982, 606 p.

Polnoe sobranie russkih letopisey. T. 36: Sibirskie letopisi. Ch. 1. Gruppa Esipovskoy letopisi [Complete collection of Russian chronicles. Vol. 36: Siberian chronicles. Part 1. Group of the Esipovskaya chronicle]. Moscow: Izd-vo "Nauka" publ., 1987, 382 p.

Sabitov Zh. M. K voprosu o burkutah v Zapadnoy Sibiri v XV v. [Revisiting Burkuts in Western Siberia in the 15th century]. IN: Suleymanovskie chteniya (pyatnadtsatye): Vseros. nauchno-prakt. konf. "Sotsialno-demograficheskoe i kulturnoe sostoyanie sibirskih tatar" (Tyumen, 17-18 may a 2012

goda): mat-ly i dokl [Suleymanov readings (the fifteenth): The All-Russian scientific and practical conference "Socio-demographic and cultural status of Siberian Tatars" (Tyumen, May 17-18, 2012): materials and reports]. Tyumen: Izd-vo Tyumen. gos. un-ta publ., 2012, pp. 135-138.

Sibirskie letopisi: Kratkaya sibirskaya letopis (Kungurskaya) [Siberian chronicles: Brief Siberian chronicle (Kungurskaya)]. Ryazan: Izd-vo "Aleksandriya" publ., 2008, 688 p.

Trepavlov V. V., Belyakov A. V. Sibirskie tsarevichi v istorii Rossii [Siberian tsareviches in Russian history]. St. Petersburg: "Izd-vo Olega Abyshko" publ., 2018, 496 p.

Tyumenskoe i Sibirskoe khanstva. Pod red. D. N. Maslyuzhenko, A. G. Sitdikova, R. R. Khayrutdinova [Maslyuzhenko D. N., Sitdikov A. G., Khayrutdinov R. R. (eds.) Tyumen and Siberian Khanates]. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta publ., 2018, 560 p., il.

Сведения об авторе

Солодкин Янкель Гутманович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, e-mail: hist2@yandex.ru

About the author

Yankel G. Solodkin, Doctor of Historical Sciences, Professor at Department of Russian History and Records Management, Nizhnevartovsk State University, e-mail: hist2@yandex.ru

В редакцию статья поступила 23.02.2022, опубликована:

Солодкин Я. Г. Предания или вымыслы? К определению источников оригинальных известий Лихачевского летописца о беках Тайбугидах и хане Кучуме // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 2. - С. 127-132.

Submitted on 23.02.2022, published:

Solodkin Ya. G. Predaniya ili vymysly? K opredeleniyu istochnikov originalnyh izvestiy Likhachevskogo letopistsa o bekah Taybugidah i hane Kuchume [Tradition or fiction? Revisiting the sources of original news of the Likhachevsky chronicle about the Taibugid beks and Kuchum Khan]. IN: Gasyrlar avazy -Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 2, pp. 127-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.