Научная статья на тему 'Празднование Нового года в России в контексте национальных традиций (на примере Республики Саха (Якутия))'

Празднование Нового года в России в контексте национальных традиций (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1455
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ГОД / ПРАЗДНИКИ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ / ДЕД МОРОЗ / ЭHЭЭ ДЬЫЛ / ХААРЧААНА / ЧЫСХААН / DED MOROZ (FATHER FROST) / NEW YEAR / HOLIDAYS / TRADITIONS / CULTURE / CUSTOMS / EVERYDAY LIFE / NATIONAL CHARACTER / EHEE DYYL / KHAARCHAANA / CHYSKHAAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радченко Наталья Николаевна, Кузьмина Татьяна Руслановна

В работе проведен историко-культурный анализ традиции празднования Нового года в Российской Федерации. Определены национальные черты, присущие празднованию Нового года в Якутии, среди которых особо выделены национальные персонажи (Эhээ Дьыл, Хаарчаана и Чысхаан), представляющие собой хозяев якутского холода. Авторами прослеживается наличие нескольких культурных пластов в современной традиции празднования Нового года: это влияние мировых традиций зимних праздников, собственно российских и национальных (в зависимости от каждого отдельно взятого региона) обычаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW YEAR CELEBRATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF NATIONAL TRADITIONS (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA)

The paper presents the historical and cultural analysis of the tradition of New Year celebrations in the Russian Federation. The authors define the national features of celebrating the New Year in Yakutia, among which highlight the national characters (Ehee Dyyl, Khaarchaana and Chyskhaan), representing the masters of the Yakut cold. The authors trace the presence of several cultural layers in the modern tradition of celebrating the New Year: practices determined by the influence of world traditions, Russian and national (depending on particular region) customs.

Текст научной работы на тему «Празднование Нового года в России в контексте национальных традиций (на примере Республики Саха (Якутия))»

УДК 398.332.424(571.56) Радченко Наталья Николаевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Radchenko Natalya Nikolaevna

PhD in History, Assistant Professor, Russian History Department, North Eastern Federal University

Кузьмина Татьяна Руслановна

Kuzmina Tatiana Ruslanovna

студентка исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Student, History Faculty, North Eastern Federal University

NEW YEAR CELEBRATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF NATIONAL TRADITIONS (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF SAKHA - YAKUTIA)

Аннотация:

В работе проведен историко-культурный анализ традиции празднования Нового года в Российской Федерации. Определены национальные черты, присущие празднованию Нового года в Якутии, среди которых особо выделены национальные персонажи (Эhээ Дьыл, Хаарчаана и Чысхаан), представляющие собой хозяев якутского холода. Авторами прослеживается наличие нескольких культурных пластов в современной традиции празднования Нового года: это влияние мировых традиций зимних праздников, собственно российских и национальных (в зависимости от каждого отдельно взятого региона) обычаев.

Ключевые слова:

Новый год, праздники, традиции, культура, обычаи, повседневная жизнь, национальный колорит, Дед Мороз, Эhээ Дьыл, Хаарчаана, Чысхаан.

Summary:

The paper presents the historical and cultural analysis of the tradition of New Year celebrations in the Russian Federation. The authors define the national features of celebrating the New Year in Yakutia, among which highlight the national characters (Ehee Dyyl, Khaarchaana and Chyskhaan), representing the masters of the Yakut cold. The authors trace the presence of several cultural layers in the modern tradition of celebrating the New Year: practices determined by the influence of world traditions, Russian and national (depending on particular region) customs.

Keywords:

New Year, holidays, traditions, culture, customs, everyday life, national character, Ded Moroz (Father Frost), Ehee Dyyl, Khaarchaana, Chyskhaan.

Повседневная жизнь человека состоит из чередования праздников и будней. Праздники являются определенными вехами в жизни семьи и общества в целом. С глубокой древности люди во всем мире, заметив смену сезонов, стали отмечать чередование лет. Начало года при этом в разных культурах и цивилизациях связывалось либо с весенним обновлением природы, либо с определенными религиозными традициями. Со временем человечество пришло к единому календарю, и началом нового года стало принято считать первый день января.

История празднования Нового года в нашей стране претерпела целый ряд изменений, несколько раз менялась дата праздника, трансформировались связанные с этим праздником обычаи, символы и ритуалы. В ХХ в. традиции празднования Нового года в России значительно изменились, сформировалось современное отношение к нему как к главному семейному празднику. Начали отмечать этот праздник и в Якутии.

Праздники являются показателем уровня развития экономики, общества, культуры. В праздновании Нового года, как в зеркале, отражаются идеологические установки, общественные ценности, уровень жизни населения. Этот праздник является важным показателем повседневной жизни людей.

В связи с этим история традиций празднования Нового года в России и выявление их особенностей, присущих повседневности Якутии, вызывают большой интерес и представляют собой актуальную тему для исследования.

Специальных научных работ, посвященных истории традиций празднования Нового дня в России и Якутии, практически нет. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы затрагиваются в работах, посвященных истории праздников, отечественной культуры и российской повседневности [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Традиции празднования Нового года большинством исследователей воспринимаются как недостаточно серьезная тема, поэтому лишь отдельные аспекты данной проблемы анализируются в научной литературе.

Опубликован ряд научно-популярных изданий, посвященных Новому году. Среди них интерес вызывает книга М.С. Галынского «Энциклопедия Нового года и Рождества» [7].

В издании В. Стахорского «Русская культура» говорится, что «в советский период Новый год стал официальным государственным праздником и вобрал в себя прежние рождественские и святочные обычаи» [8, с. 540].

Изменение официального курса в отношении культуры, семьи и быта в 1930-е гг. характеризует Е. Громов. Исследователь пишет о том, что «в тридцатые годы снова стало можно праздновать новогоднюю елку... Разрешены были "старорежимные" детские сказки... Подобные меры способствовали укреплению семьи, возвращали ей что-то из давних патриархальных традиций» [9, с. 195].

Анализ существующих обычаев празднования Нового года позволяет выявить несколько культурных пластов в составе данной традиции.

К первой группе отнесем мировые традиции зимних праздников. На протяжении веков формировалась атрибутика христианского Рождества. Обязательными атрибутами Рождества являются ель, подарки, Санта-Клаус, рождественские символы. В условиях современной глобализации в России наблюдается смешение культур и традиций. Атрибутами праздника уже стали западная рождественская символика, игрушки, сувениры красного цвета, изображения Санта-Клауса, американские кинофильмы и англоязычные песни на рождественскую тематику.

Ко второй группе отнесем российские традиции празднования Нового года. Новый год на Руси праздновался с незапамятных времен. В языческое дохристианское время праздник Новый год отмечался в марте и воспринимался людьми как праздник жизни, возрождение природы, прощание с «лютой зимой». С принятием православия Новый год был перенесен на осень - календарь основных церковных праздников начинается с Рождества Богородицы 8 сентября. Первым официально празднование Нового года перенес Иоанн III Васильевич с 1 марта на 1 сентября каждого года, когда было велено платить дань, пошлины, различные оброки и т. п., а для того чтобы придать торжественности этому дню, сам царь являлся накануне в Кремль.

Следующая реформа в этом вопросе связана с деятельностью Петра I. 15 декабря 1699 г., когда на Руси шел 7208 г. от «сотворения мира», Петр I издал указ, который предписывал «считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января 1700 г.».

Празднование Нового года в дореволюционной России приходилось на Святки, которые длятся от Рождества до Крещения. Именно Рождество Христово было в дореволюционной России основным зимним праздником. Новый год являлся скорее неким дополнением к Рождеству. Елка и связанные с ней атрибуты, подарки как напоминание о дарах волхвов являлись атрибутами именно Рождества.

К третьей группе отнесем появившиеся в последнее время национальные традиции празднования Нового года. На современном этапе празднования Нового года усилился национальный колорит праздника. В Якутии появились и стали популярными свои новогодние персонажи. Это - Чысхаан, ЭИээ Дьыл и Хаарчаана. Они стали отождествлять собой якутских зимних героев, хозяев якутского холода. ЭИээ Дьыл - Бог Зимы и Нового года, Хаарчаана - полный прототип Снегурочки, а Чысхаан - хозяин легендарного Оймяконского холода. Они являются визитной карточкой республики в России, представляя собой ее региональные особенности.

ЭИээ Дьыл, как известно, является хозяином знаменитого Быка - Быка ЭИээ Дьыла, Быка мороза. С ростом его чудесных рогов морозы крепчают, а когда они ломаются, наоборот, морозы ослабевают. Рога растут, а также ломаются поочередно. Внешне ЭИээ Дьыла похож на мамонта и быка одновременно. Благодаря ему Якутия славится своими морозами, здесь также находится полюс холода Северного полушария. Представления об облике Быка ЭИээ Дьыла эволюционировали по мере накопления знаний и повышения интереса людей к этому мифическому существу.

В последние годы в Якутске проводится ежегодный фестиваль «Зима начинается в Якутии». В 2013 г. он проходил с 27 ноября по 1 декабря. В рамках фестиваля проводятся соревнования по зимним видам спорта, различные конкурсы, праздник строганины и другие мероприятия. Традиционным уже стал приезд Деда Мороза из Великого Устюга в Якутию в начале декабря «за холодом». Главный Дед Мороз страны посещает мероприятия фестиваля и встречается с якутскими детьми.

Проследим этапы формирования современных российских традиций празднования Нового года. В первые годы советской власти Новый год и Рождество еще отмечали. После прихода к власти И. Сталина большевики официально осудили устройство в советских учреждениях и в домах отдельных граждан так называемых рождественских елок. Обычай велено было считать старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого». 24 сентября 1929 г. был

издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Рождество и Новый год стали обыкновенными рабочими днями.

К середине 30-х гг. правительство изменило свои взгляды на главный атрибут Нового года - елку. В 1935 г. по инициативе Павла Петровича Постышева в Харькове был проведен первый детский новогодний праздник. В 1937 г. была поставлена первая советская елка в Колонном зале Дома союзов, после чего уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский почин. Но выходным днем праздник стал только после войны, в 1947 г.

Во второй половине 1930-х гг. стали отмечать советский Новый год и в Якутии. В 1938 г. в Якутске было организовано новогоднее торжество в Русском театре. Проводились бал-маскарад, большой концерт из двух отделений, массовые игры, танцы, аттракционы, концертные выступления, присутствующим вручали призы за лучшее исполнение национальных, бальных и народных танцев [10].

Начало Нового года в СССР в конце 1930-х гг. было временем подведения итогов, планирования будущих достижений. В газете «Автономная Якутия» публиковались статьи «С Новым годом, товарищи!», «За новые победы в 1939 г.», «Знатные люди об итогах 1938 г.», «Ода в честь Нового года», «Будем работать по-стахановски», «Новогодний подарок», «Ознаменуем Новый год укреплением трудовой дисциплины» [11].

В газете «Автономная Якутия» описана встреча в Якутске 1940 г.: «В клубе им. Дзержинского на сцене драмкружковцы показывали скетчи, актовки. Особенно хорошо прошел водевиль-шутка "Юбилей" А.П. Чехова. Роль директора банка Шипучина играет тов. Бабушкин. Также хорошо провели свои роли Молчанова, Машицкая и Тимофеев. После самодеятельного концерта начался бал. Живописные национальные костюмы, изображающие 11 национальных республик, под звуки вальса кружатся пары. На новогоднем празднике продолжалась борьба с религией. Среди танцующих появляются два подгулявших попа. Один держит графин со стаканом, другой закуску - селедку с хлебом. Этот злой шарж удивительно удался маскам. За этой парой плыла толпа народа, силясь разгадать обладателей масок, но их так и не удалось узнать. Публика покатывалась со смеху, глядя на попов. 12 часов ночи - и светится транспарант "1940", все приглашаются на елку, она высится до самого потолка. Свыше 200 разноцветных лампочек украшают елку до трех часов ночи» [12].

В 1950-1980-е гг. складывались современные традиции празднования Нового года. Проводились мероприятия, предназначенные для детей, - новогодние утренники, детские балы-маскарады, походы в кино и театры, цирковые представления. Горожане посещали столовые и рестораны, где могли отдыхать и веселиться на протяжении всей новогодней ночи.

На современном этапе празднование Нового года в России и Якутии приобрело ряд новых традиций при сохранении большинства советских обычаев.

Таким образом, празднование Нового года в России представляет собой главный праздник всех жителей страны. За долгие годы праздник испытал целый ряд влияний: религиозных, идеологических, национальных, иностранных и в результате вобрал в себя различные традиции. Таким образом, в нем можно выделить несколько культурных наслоений.

От язычества Древней Руси сохранился обычай богатого застолья, обильной еды, что имело ритуальное значение в праздник Коляды и Святок и было связано со стремлением земледельцев избежать голода в наступающем сельскохозяйственном году. Этот обычай перешел впоследствии на Рождество и советский Новый год, сохранившись и до наших дней. Дед Мороз и Снегурочка также связаны с языческими представлениями.

От Рождества на празднование Нового года в советское время были перенесены елка, подарки и другая рождественская атрибутика.

В советский период под влиянием большевистской идеологии Новый год приобрел светский характер, связь с социально-экономическим развитием страны, подведением итогов старого года, планированием следующего, черты коллективизма, обычай проведения корпоративных мероприятий.

На современном этапе Новый год в России испытывает влияние культуры Востока (китайский гороскоп, представление о животном-покровителе года), западной культуры (американские кинофильмы, традиции католического Рождества). Для национальных регионов в праздновании характерен местный колорит.

Исследование показало, что основные тенденции празднования Нового года характерны для всей страны: подготовка нарядов и костюмов, закупка продуктов, украшение улиц, площадей, домой, проведение праздничных мероприятий, новогодняя ночь в кругу семьи и друзей.

Но при этом мы выявили некоторые особенности празднования Нового года в Якутии:

1. В силу удаленности Якутии многие новинки повседневной жизни и последние тенденции празднования Нового года почти всегда приходят в регион с опозданием. Кроме того, суровый

климат конца декабря - начала января также накладывает свой отпечаток на проведение праздника, лишая якутян возможности принять участие в зимних забавах на улице, что характерно для более благоприятных в климатическом плане регионов страны.

2. Новый год всегда имел в республике национальный колорит. Новогодние костюмы, игрушки, представления и праздничные блюда могли иметь национальный характер. А отдаленность региона не давала возможности якутянам приобретать все необходимое в магазинах и универмагах. Поэтому местное население употребляло в Новый год такие блюда, как строганина, саламат, жареные караси, оладьи, лепешки, пирожки, жаркое из дичи, потроха, морс, кумыс, суорат, сливки и т. д.

3. На современном этапе празднования Нового года, после распада СССР, появились местные новогодние персонажи: ЭИээ Дьыл, Хаарчаана и Чысхаан. Они стали отождествлять собой якутских зимних героев, хозяев якутского холода.

Праздник Нового года является главным, самым любимым в народе. Он вобрал в себя множество традиций, обычаев. Следование этим традициям, передача их из поколения в поколение, согласно верованиям народа, являются залогом успешной жизни.

Ссылки:

1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. М., 2003. 608 с.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX - начало XX вв. М., 1995. 320 с.

3. Российская повседневность: от истоков до середины XIX века / под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2006. 240 с.

4. Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI века / под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2006. 244 с.

5. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1992.

6. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985. 10 ил. листов (Серия «Страны и народы»).

7. Галынский М.С. Энциклопедия Нового года и Рождества. М., 2007.

8. Стахорский С.В. Русская культура. М., 2006. 816 с.

9. Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003. 544 с.

10. Автономная Якутия : газета. 1938-1940.

11. Там же.

12. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.