Научная статья на тему 'ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
566
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
празднично-обрядовая культура / праздник Троицы / обряды / обычаи / традиции / фольклорный праздник / фестиваль / festive and ceremonial culture / holiday of the Trinity / rites / customs / traditions / folklore holiday / festival

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белозерова Вера Вячеславовна, Тараторин Евгений Викторович, Степанченко Оксана Владимировна

Празднично-обрядовая культура сегодня является той основой для человека, которая позволяет ему сблизиться со своей целостностью, гармонией, признанными идеями гуманизма. Человек, сознавая глубинную связь между собственной судьбой и судьбой своей культуры, формирует в себе национальное самосознание, у него возникает желание познать историю развития своей страны. В таком стремлении проявляется особый национальный характер, национальный дух, образ жизни. Вместе с тем, намечается неутешительная тенденция: народные традиции, со временем вытесняющиеся из жизнедеятельности человека, сфер его художественных интересов и досуговых предпочтений, теряют свою актуальность и педагогическую составляющую. Назревает важная проблема, связанная с поиском различных способов обращения человека к наследию празднично-обрядовой культуры. В статье акцентируется на том, что в полной мере праздно-обрядовая культура может реализовать свой педагогический потенциал в процессе организации и проведения фольклорных фестивалей, реконструкций традиционных народных праздников и обычаев. Применяемый в статье анализ специфики обычаев и традиций праздника Троицы, проводимого на территории Орловского края, позволяет выявить художественное содержание таких Троицких обрядов, как: украшение зеленью жилищ и церквей, поминовение усопших, «заламывание» и «завивание» бе резки, плетение венков, крещение и похороны кукушек или руса лок, кумление, совместная трапеза с непременной яичницей, гадание на венках, обрядовые песни, хороводы и игры. Особое внимание в статье уделяется анализу процесса организации и проведения Международного фольклорного праздника «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», основной целью которого является актуализация и популяризация основных обрядов и традиций праздника Троица, воспитание его участников в духе патриотизма, формирование у них духовно-нравственных качеств и досуговых предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLYDAY OF THE TRINITY IN ORLOVSHINA: TRADITIONS AND MODERNITY

Festive and ceremonial culture today is based on the fact that it allows a person to come closer to his integrity, harmony, ideas of humanism. A person forms a national identity, realizing the deep connection between his own destiny and the destiny of his culture. He has a desire to learn the history of the development of his country. In this way, a special national character, spirit, and way of life are manifested. But there is also a disappointed tendency: folk traditions, which over time are squeezed out of a person’s life, the spheres of artistic interests and leisure preferences, are losing their relevance and pedagogical component. So, an important problem is brewing: it is associated with the search for various ways of turning a person to the heritage of the festive and ritual culture. The article focuses on the fact that ritual culture can fully realize its pedagogical potential in the process of organizing and conducting folklore festivals, reconstructions of traditional folk holidays and customs. A analysis of the specificity of the customs and traditions of the Trinity holiday, carried out on the territory of the Orel region, revealed the artistic content of such Trinity rituals as: decorating houses and churches with greenery, commemorating the dead, ‘breaking’ and ‘curling’ birch trees, weaving wreaths, baptism and funeral cuckoos of mermaids, boom, a joint meal with the scrambled eggs, divination on wreaths, ritual songs, round dances and games. In this article, special attention is paid to the analyses of the process of organizing and holding the international Folklore Festival “Trinity Round Dances in Orlovskoe Polesie”. The main goal of the festival is the actualization and popularization of the main rites and traditions of the Trinity holiday, educate its participants in the spirit of patriotism, form their spiritual and moral qualities and leisure preferences.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11150 БЕЛОЗЕРОВА Вера Вячеславовна,

доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института культуры,

e-mail: belozvvv@yandex.ru

ТАРАТОРИН Евгений Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, начальник творческо-исполнительского центра Орловского государственного института культуры,

e-mail: etaratorin@mail.ru

СТЕПАНЧЕНКО Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, декан факультета заочного обучения Орловского государственного института культуры, e-mail: stepanchencko.o@yandex.ru

ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Празднично-обрядовая культура сегодня является той основой для человека, которая позволяет ему сблизиться со своей целостностью, гармонией, признанными идеями гуманизма. Человек, сознавая глубинную связь между собственной судьбой и судьбой своей культуры, формирует в себе национальное самосознание, у него возникает желание познать историю развития своей страны. В таком стремлении проявляется особый национальный характер, национальный дух, образ жизни.

Вместе с тем, намечается неутешительная тенденция: народные традиции, со временем вытесняющиеся из жизнедеятельности человека, сфер его художественных интересов и досуговых предпочтений, теряют свою актуальность и педагогическую составляющую. Назревает важная проблема, связанная с поиском различных способов обращения человека к наследию празднично-обрядовой культуры. В статье акцентируется на том, что в полной мере праздно-обрядовая культура может реализовать свой педагогический потенциал в процессе организации и проведения фольклорных фестивалей, реконструкций традиционных народных праздников и обычаев.

Применяемый в статье анализ специфики обычаев и традиций праздника Троицы, проводимого на территории Орловского края, позволяет выявить художественное содержание таких Троицких обрядов, как: украшение зеленью жилищ и церквей, поминовение усопших, «заламывание» и «завивание» березки, плетение венков, крещение и похороны кукушек или русалок, кумление, совместная трапеза с непременной яичницей, гадание на венках, обрядовые песни, хороводы и игры.

Особое внимание в статье уделяется анализу процесса организации и проведения Международного фольклорного праздника «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», основной целью которого является актуализация и популяризация основных обрядов и традиций праздника Троица, воспитание его участников в духе патриотизма, формирование у них духовно-нравственных качеств и досуговых предпочтений.

Ключевые слова: празднично-обрядовая культура, праздник Троицы, обряды, обычаи, традиции, фольклорный праздник, фестиваль.

BELOZEROVA Vera Vyacheslavovna,

Associate Professor, Professor of the Department of Directing Theatrical Performances, Orel State Institute of Culture

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

TARATORIN Evgeniy Viktorovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department

of Social and Cultural Activities, Head of the Creative and Performing Center, Orel State Institute of Culture

STEPANCHENKO Oksana Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Dean of the Faculty of Distance Learning,

Orel State Institute of Culture

HOLYDAY OF THE TRINITY IN ORLOVSHINA: TRADITIONS AND MODERNITY

Annotation. Festive and ceremonial culture today is based on the fact that it allows a person to come closer to his integrity, harmony, ideas of humanism. A person forms a national identity, realizing the deep connection between his own destiny and the destiny of his culture. He has a desire to learn the history of the development of his country.

In this way, a special national character, spirit, and way of life are manifested. But there is also a disappointed tendency: folk traditions, which over time are squeezed out of a person's life, the spheres of artistic interests and leisure preferences, are losing their relevance and pedagogical component. So, an important problem is brewing: it is associated with the search for various ways of turning a person to the heritage of the festive and ritual culture. The article focuses on the fact that ritual culture can fully realize its pedagogical potential in the process of organizing and conducting folklore festivals, reconstructions of traditional folk holidays and customs.

A analysis of the specificity of the customs and traditions of the Trinity holiday, carried out on the territory of the Orel region, revealed the artistic content of such Trinity rituals as: decorating houses and churches with greenery, commemorating the dead, 'breaking' and 'curling' birch trees, weaving wreaths, baptism and funeral cuckoos of mermaids, boom, a joint meal with the scrambled eggs, divination on wreaths, ritual songs, round dances and games.

In this article, special attention is paid to the analyses of the process of organizing and holding the international Folklore Festival "Trinity Round Dances in Orlovskoe Polesie". The main goal of the festival is the actualization and popularization of the main rites and traditions of the Trinity holiday, educate its participants in the spirit of patriotism, form their spiritual and moral qualities and leisure preferences.

Key words: festive and ceremonial culture, holiday of the Trinity, rites, customs, traditions, folklore holiday, festival.

Введение. На сегодняшний день важным условием преемственности культурно-духовного наследия и исторического опыта народа является внимательное и бережное отношение к традиционной праздничной культуре. Этот фактор во многом способствует воссозданию в народной памяти этнических и нравственных основ национального характера человека. За всю историю человечества каждый народ проделывал специфический путь своего развития, на который влияли исторические условия и способы функционирования общества. Безусловно, это явление сформировало определенный психологический склад таких народов, который четко проявляется в сфере духовной культуры. Духовное производство литературы, искусства, письменности, обрядов, традиций, обычаев, фольклора создало определенный культурный колорит не только народа, но и мест-

ности, на которой он выстраивал процессы своей жизнедеятельности.

В ценностно-смысловом ядре празднично-обрядовой культуры каждого народа вне зависимости от этических и религиозных убеждений и мировоззрений всегда присутствует общечеловеческая и всеобщая ценность, объединяющая людей. В то же время специфические черты и национальные особенности конкретного народа отличают его от других, делают его культуру уникальной и неповторимой. Празднично-обрядовая культура сегодня предстает как незаменимая и значимая основа на пути сближения человека и общества со своей целостностью, гармонией, признанными идеями гуманизма.

Многообразие культур свидетельствует о необходимости людей обратиться к истокам, приобщиться к традициям для создания принадлеж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ности к своей нации. Человек, сознавая глубинную связь между собственной судьбой и судьбой своей культуры, формирует в себе национальное самосознание, уважение к истории своих предков, прошлому своего народа, корням его культуры, древним поверьям и преданиям, памятникам историко-культурного наследия.

Однако, в современном обществе наблюдается неутешительная тенденция, ведущая к утрате национальных обрядов и традиций в сфере духовно-нравственной культуры, падению уровня этнического самосознания общества, все большему распространению бездуховности и культурного безразличия. Народные традиции, со временем вытесняющиеся из жизнедеятельности человека, сфер его художественных интересов и досуговых предпочтений, теряют свою актуальность и педагогическую составляющую. Такой естественный и неизбежный процесс наносит значительный урон творческому, личностному и культурному развитию человека, прерывает тесную связь между поколениями.

В этой связи актуальной для современности остается проблема осуществления различных способов обращения человека к наследию празднично-обрядовой культуры. Возникает необходимость организации технологического процесса, направленного на реконструкцию сферы полноценного функционирования праздничной культуры, где человек становится субъектом творческой деятельности, а не пассивным потребителем традиционного культурного наследия.

По нашему мнению, в полной мере праздно-обрядовая культура может реализовать свой педагогический потенциал в процессе организации и проведения фольклорных фестивалей, реконструкций традиционных народных праздников и обычаев. На примере народного праздника Троицы осуществим кросс-культурный анализ проведения его основных обрядов и обычаев на территории Орловского края, определим содержание программы Международного фольклорного праздника «Троицкие хороводы в Орловском Полесье».

Основная часть. Всем известно, что в празднике Троицы воплощены традиции древнего культа растений и плодородия. В Орловском крае Троицкая неделя называлась «русалочьей», «семицкой», «Семиком» и «зелеными святками». Традиция сроков ее празднования имела местные различия. В одних деревнях «заламывали» березку в среду, в семицкий четверг или в субботу. В других в Троицын день «завивали» венки, а через неделю, накануне Петровского поста их «развивали».

Цикл празднично-обрядовых действ наиболее полно развертывался на Семик, Троицу,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

неделе перед ней и неделе, наступавшей после нее. В некоторых уездах венки завивали на Вознесенье, в других на Духов день. Семик открывал сложный комплекс обрядовых действ, знаменующих прощание с весной и встречу лета. Каждая деревня имела свою последовательность действий и песенный репертуар, но основные элементы празднования сохранялись: украшение зеленью жилищ и церквей; поминовение усопших; «заламывание» и «завивание» березки; плетение венков; крещение и похороны кукушек или русалок; кумление; совместная трапеза с непременной яичницей; гадание на венках; обрядовые песни, хороводы и игры. Троицко-семицкая неделя полнее отмечалась в захолустных деревнях, в пригородных местностях иногда ограничивалась песнями и украшением помещений ветками березы.

В Дмитровском уезде праздник, посвященный чествованию душ предков, был днем забав и веселья. Крестьяне отправлялись на кладбище и поминали покойника добрым словом. «Ни слез, ни воплей - нигде». В с. Прудки широко бытовали песни «Околица растворяйся, широкая растворяйся»; «Оженился я да стратился, я узял жену не по любови». Некоторые троицкие песни Орловского края почти с буквальной точностью повторяли донские. Очевидно, они были занесены в данный регион в те времена, когда выходцы из различных уголков России, где жить было тесно, приезжали и селились на его земле донские [7, с. 350].

С наступлением Троицы, после обеда, жители г. Орла, кроме тех, «кому остаться для дому», отправлялись артелями в Монастырскую рощу, «погулямши, сядут у кружок и растилают настольник, и поставят караваи, и подносят вино или пиво... и песенки поют, и скачут, и девки гуляют по роще... и молодцы...» Для бедных и чернорабочих устраивалось «до пяти временных кабаков», в каждом «приготовлялось сот по 500 плошек, которые народ разбирал, нальет вина или пива, и возьмет плошки. и пьют вместо рюмок или стаканов. и хохочут, и ногами топочут» [3, с. 70]. В деревнях «бабы и девки карагодами поют песни и скачут» [10, с. 102], а в ином месте «коме-дияны комедии на веревках и на разных штуках представляют...» [10, с. 132-133].

Троицкий венок считался вестником брачного обета, а потому братья завивали их для сестер и передавали по наказу секретно избранным сестрами суженым. В Болховском уезде плели венки дети и старики из веток ракиты [9, с. 28], в Дмитровском - из березы или листьев подорожника. На Троицын день мужчины надевали венки на картузы по околышу, женщины - поверх повойников [15, с. 3]. После обедни каждый брал

из церкви ветки березы и делал себе «святой венок». Не менее увлекательным действом было гадание на венках. Одно и то же их «поведение» в разных местностях понималось по-разному [5, с. 9; 9, 164]. Известны случаи, когда венки бросали в лесу и просили их дать богатого жениха. Венки могли оставить на дереве до следующего воскресенья [10, с. 140-141]. Любопытно еще одно замечание: гаданию на венках не придавалось серьезного значения [3, с. 347].

Троица праздновалась «на природе»: в лесу, на берегу реки или при святых колодцах. В некоторых местностях взрослые праздновали Троицу на лугах. Возвращаясь домой, они шли друг за другом вокруг своего села, взявшись за концы платка, и пели песни с припевками [16, с. 363]. Крестьяне Орловского уезда собирались в роще, на поляне, окруженной с трех сторон дубами и березняком с кустарниками орешника, с четвертой - видом на гору Кудояра-разбойника [12, с. 10-11].

В г. Орле праздник отмечали в Монастырской роще, позже перешла «гульба» в Мамонову рощу. В 1816 г. она проведена в Жилиной роще господина Костомарова, в 1839 г. - в общественном саду [4, с. 72]. В 1810 г. устроителем праздника у рощи д. Образцовой был граф Михаил Федотыч Каменский. На правом берегу Орлика был раскинут шатер (он отбил его во время турецкой войны у верховного визиря), подаренный ему ее императорским величеством, государыней Екатериной II. Шатер «пространства сажен 20, а в ширину сажен 10, расписан был золотым полумесяцем». Под ним фельдмаршал угощал орловское дворянство [4, с. 72].

Устройство качелей зависело от позднего или раннего прихода весны. Чаще всего каталось на них население Орловского края в день Троицы, на следующий Духов день и во Всесвятское воскресенье (но в значительно меньшем числе). Эти три обетные «рели» сопровождались веселыми гуляньями с взаимными угощениями молодежи [8, с. 617]. В г. Орле на левом берегу Оки были установлены «рели круговые и веревчатые». Здесь гулял и качался простой народ, а на дорогах, ведущих в Мамонову рощу, стоял караул из ординарцев и не пускал туда ни одного человека. Там устраивались качели и все празднество для высшего сословия. Как видно, место гуляний для всех сословий было разное.

В Орловском регионе кулачные бои имели отличительные особенности. На Троице в Орловском уезде он наблюдал «как одаренные силою и искусством, употребляют то и другое в борьбе в одноручку или наперекосок с уговором, что если поборов - допустить поборенного коснуться земли не только головою, но хотя плечом, то поборовшему ставилось: или в безсилии, или неискусство

его; как они с пренебрежением отвергали предложения бороться в охапки или за пояски, называя такой манер медвежьей борьбою, не заключающую в себе кроме силы никакого искусства, напоминая, что в такой борьбе многие сделались на всю жизнь калеками...» [12, с. 11].

Наиболее полно хороводно-игровой комплекс разворачивался там, где троицкий цикл включал в себя обряд «крещения кукушки». Крестьяне д. Горбуновка и д. Веретякино Дмитровского уезда делали складчину, вятловку (маленькую чашечку), крупу и охапку хвороста. Под березой или ракитой устраивали праздничную трапезу. После песни «Ты не радуйся, дубник, кленник» вешали на венки кресты, платки или ленты, становились друг против друга, целовались, обменивались подарками и пели: «Благослови, Троица// Нам в лес пойтить//Нам венки завить!..» [5, с. 2].

В Малоархангельском уезде в Семик -девушки и парни с провизией шли в рощу и завивали венки. После обеда покумившись, изготовляли «кукушку» из красных платков, цветов, травы и зеленых веток [13, с. 22]. С песней «У кукушки нету дружки, а мне, молодой, есть с кем идти домой!» возвращались в деревню и веселились целый вечер. Куски чучела хранили как память о кумовстве. В течение недели молодежь водила «танки» с протяжными песнями [13, с. 32]. В Орловском уезде девушки, покумившись над травой - «кукушкой», называли друг друга «кума». Траву уносили домой, так как верили, что она имеет силу помирить мужа с женой [12, с. 25]. В Дмитровском уезде [5, 2] кумились по двое (парень с девушкой, девушка с девушкой). В ближайшей к г. Орлу части Болховского уезда отмечено участие парней в кумлении. Нередко бытовало участие в обряде только одних девушек [3, с. 350]. В с. Овстуг Брянского уезда бытовало кумление вчетвером [3, 351]. На Троицу крестьянские девушки собирались в роще, вырывали березку и украшали ее лентами, на вершине привязывали растение «кукушку», садились вокруг нее и «кумились», затем деревце сажали в укромном месте, загадав на одну из участниц: если дерево примется - она выйдет замуж до следующей Троицы.

Взгляд крестьян на отношения, возникавшие в результате обмена крестами, существенно различался в разных местах по срокам действия и степени их серьезности. В первой половине XIX столетия встречается описание восприятия кум-ления «на всю жизнь», «навеки». Содержанием песен всегда был призыв к кумлению всех девушек, присутствующих при исполнении обряда [15, с. 6].

Непременной принадлежностью троицко-об-рядового цикла были смешанные хороводы. (Парни в другие сроки для участия в них обычно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

не допускались.) Участие женатых мужчин в хороводе зависело от норм крестьянской этики конкретной местности [3, с. 348-385]. «Все то в трезвой веселости производимое, нам, малолетним, было занимательно, ибо добрые и преданные наши крестьяне, желая показать нам все, что для них было приятного и любопытного, водили и на руках носили нас от одного зрелища к другому, объясняя по-своему, что другого кажется им лучше. А всего более понравилось нам: расхождение гульбища, когда каждое селение, составя особый хоровод, в одно время двинувшись с места гульбища во все стороны, выносило во все голоса каждый хоровод свою песню. Притом занимала нас и приятная картина хоровода нашей деревни.» [12, с. 12].

В Орловской губернии (с. Семеновское и д. Лазаревка) сохранилось свидетельство о хороводе, в котором принимали участие три десятка молодых женщин и девок. «В жестах их и движениях выражалось много жизни и воодушевления» [11, с. 129]. «В слишком замкнутом его круге жи во проявлялась страстная натура русской женщины. Наши простонародные хороводы как ни кажутся однообразными, но не выражают ли они той вековой замкнутости.» [11, с. 186]. Одной из хорово-дно-обрядовых игр на Троицу были «Воротца». В хороводе под названием «Заплетайся, плетень» участвовало неограниченное количество желающих. К троицко-купальскому периоду относятся хороводы «Алые цветочки», «Под березой» и «Завивание венков». Хоровод «Венок» девушки заводили на берегу реки, бросали венки в воду и наблюдали за ними, продолжая вести его вдоль по течению.

В течение Троицкой недели молодежь развлекалась разнообразными играми, которых бытовало столько, что от обеда до ужина переигрывали их только малую часть. Игры, сопряженные с прыжками и беганьем, доставляли игрокам особое удовольствие, а проворство и ловкость придавали им силы: «кто поднимет пудов 12 одною рукою, кто ушат с четырьмя или пятью ведрами воды, взяв за перевясло зубами .кто, легши лицом к земле и поставя себе на шею большой ухват, поднимает повисших на ручке онаго двух мужчин и становится под сею тяжестью» [12, с. 23-24].

Духов день считался исключительно девичьим праздником. В д. Горбуновка и д. Веретякино Дмитровского уезда участницы садились в кружок «где-нибудь на бугорке», поджигали хворост, поджаривали «сальца», жарили яичницу, отдельно в «махоточке кашицу» и пели: «Выйду я, выйду я на улицу//Ой да люли.» [5, с. 2; 2, с. 587]. Весь вечер крестьянки проводили в ближайшем лесу: играли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

в «прятки, жмурки», пели и веселились, бросали венки в воду и гадали [5, с. 8].

В Болховском уезде широко бытовало в этот день «крещение кукушек». Девушки собирались отдельно от девочек «у кого было удобнее, просторнее, кто был богаче». Немаловажным был и выбор: «у кого в саду растет хорошая заря». Несмотря на то, что употреблялись выражения «будешь кукушку крестить?», «пойдемте крестить кукушку», устраивались ее похороны. Чучело изготовляли с вечера: обрезали верхушку дерева, клали на ночь под пресс, чтобы ветка приняла надлежащий вид «с отянутыми книзу ножками и чтобы не скоробились ручки». Утром «кукушку обряжали»: надевали на нее «местный» наряд (обшитые кружевом - рубашку и сарафан), клали в деревянный, обитый коленкором и окрашенный сверху голубой краской гроб и, причитая, хоронили у кладбища г. Болхова. Отношение крестьянок к обряду было самое серьезное: его всегда скрывали и обставляли таинственностью. Если мужчинам удалось случайно увидеть совершение обряда, «они бросают все и столько бывают огорчены, что, возвратившись из рощи и песен не поют.» [15, с. 2].

По верованиям, гонимые людьми русалки убегают в глубину вод [2, с. 133-142]. Вероятно, поэтому на берегах Оки широко бытовал обряд «Проводы русалок». В деревнях Нахлестово, Зми-евка, Братское и с. Троицком Яковлевской волости Орловского уезда [3, с. 356] на неделе после Троицы молодежь собиралась на улице, пела и плясала под гармошку до утра. Тайком от молодежи двое пожилых людей готовили себе костюмы «русалок». Женщина надевала из холстины мужскую «рожу», мужчина рядился в платье и надевал женскую маску. Ряженые расходились на разные концы улицы, потом одновременно двигались к «карагоду» и щекотали молодежь. На следующий день парни нескольких деревень сходились вместе, наряжали «видмедя», выбирали «вожака», ходили по дворам трех деревень показывали сценки с их участие.

Кратко остановимся на международном фольклорном празднике «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», который проводится в п. Жудрё Хотынецкого района с 2001 года по инициативе Областного центра народного творчества. Организационную и творческую помощь в его постановке оказывает Управление культуры, туризма и спорта администрации Орловской области. За этот период в празднике приняли участие 14 фольклорных коллективов из различных областей России (Московской, Брянской, Калужской, Белгородской, Воронежской, Владимирской, Липецкой, Тамбовской, Курской и др.). Орловский

край представляют: фольклорные ансамбли «Каравай», «Оберег», «Вольница», «Левада», «Горенка» и хореографический ансамбль «Радуга» Орловского государственного института культуры, фольклорный театр «Светозары», муниципальный ансамбль «Славица», ансамбль «Веселая слобода» Орловского областного колледжа культуры и искусств, «Красная горка» Орловского районного дома культуры, коллектив из с. Ильинское Хотынецкого района, с. Чичерено и с. Задушное - Залегощенского, с. Бездонное -Новодеревеньковского, д. Лужна - Орловского районов.

Праздник стал популярным в Ближнем и Дальнем Зарубежье. В нем принимают активное участие творческие коллективы и исполнители из Белоруссии, Украины, Латвии и других стран. На праздник в Орловское Полесье сходятся люди из ближайших селений и деревень, съезжаются из г. Орла и других уголков России. Он устраивается на большой поляне, украшенной березками и лентами. С приветственным словом к участникам праздника обращается губернатор Орловской области, епископ Орловско-Ливенской епархии и другие почетные гости. После воскресного богослужения устраиваются хороводы, различные забавы, катание на качелях. Губернатор Орловской области вручает победительнице конкурса «Красавица Полесья» расписную шаль. Поздравления чередуются с фольклорными номерами, песнями и танцами.

В рамках проведения праздника ежегодно организуются выставки декоративно-прикладного творчества. Широко представлено мастерство народных умельцев: куклы в традиционных костюмах, вышитые иконы, полотенца. Здесь можно приобрести игрушки из глины, различные предметы из бересты и дерева, изготовленные известными мастерами Орловщины и других регионов России.

В настоящее время непременная принадлежность празднично-обрядового цикла - троицкие хороводы, главной особенностью которых является их смешанный характер. Троицкие коро-годы открывают праздник в Малоархангельском районе, хороводы - в п. Долгое и п. Тросна. В 2005 г. специалистами Ильинского сельского учреждения культуры Хотынецкого района реконструирован обряд «Посвящение в хороводницы».

На Троицу почти все районы Орловщины проводят смотр-конкурс сельских подворий, где с шутками, прибаутками встречают дорогих гостей хлебосольные хозяева. Название крестьянских горенок в Шаблыкинском районе различны: «Сомовский чай на травах», «Герасимовский квас», «Ряженка по-косуличевски», «Веселая гор-

ница». Деревенские подворья сельских поселений Сосковского района украшены рушниками, домоткаными дорожками, старинной утварью. Большим спросом на подворьях пользуется топленое молоко, ряженка, различные ватрушки и пироги. У кутафинцев (Кромской район) можно отведать вкусного кваса с медом, у хлебосольного стола из д. Глинки пампушек.

На деревенских подворьях старинных сел Залегощенского района можно увидеть крестьянскую утварь, послушать песни и спеть самому частушки, поесть блинов со сметаной. В деревенских подворьях «Корсаковские разносолы» хозяева бесплатно угощают деревенскими яйцами. На подворьях Залегощенского района - Победен-ские «Наливные яблочки», «Алёшенские кисели», «Октябрьская саломать», каша красная и «Махов-ские яства», «Поросенок по-залегощенски», «Грачёвский трухлявый пень», Верхнеоченская «Золотая курочка».

Заключение. Праздник Троицы Орловщины включает в себя обряды, сопровождаемые старинными песнями; хороводы; народные гулянья на подворьях, где участников угощают крестьянской едой; состязание гармонистов, балалаечников и частушечников, чествование сельских тружеников. Для любителей острых ощущений устраиваются огромные качели. Праздник имеет четкую сценарную основу. Магический смысл троицких элементов давно исчез, а красивая, зрелищная форма осталась.

Список литературы:

[1] Балов А. К вопросу о характере и значении древних купальских обрядов и игрищ // Живая старина. 1896. - Вып. 1. С. 133-142.

[2] Белозерова В.В. Традиции духовно-нравственной культуры Орловского края. Орел: Картуш, 2014. С.265 - 267.

[3] Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,

1991.

[4] Записки Д.И. Басова // Орловский областной архив. - Ф. 1001, Д. 23, 1837.

[5] Иваненко Н. Этнографические материалы по Орловской губернии // Живая старина. 1898. - Вып. 3. С. 421-423.

[6] Иванов А.И. Верования крестьян в Орловской губернии // Этнографическое обозрение. 1900. № 4. 1901. С. 68-118.

[7] Листопадов A.M. Записи народных песен в 1904 г. // Известия общества любителей естествознания и этнографии. 1911. Т. 2. С. 341-363.

[8] Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

[9] Нугард Е.С. Быль из времен крепостничества в Орловской губернии. Орел, 1901.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[10] Пясецкий Г. Забытая история Орла. Орел, 1993.

[11] Тарачков А.С. Путевые заметки. Орел,

1862.

[12] Толубеев Н.М. Записки. СПб., 1889.

[13] Трунов А.Н. Понятие крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной // Записки Императорского русского геогр. об-ва по отд. этнографии. 1869. Т. 2. С. 1-48.

[14] Ханыков Д. Народные поверья Малоархангельского уезда // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 48-52.

[15] Харузина В.Н. Обряд «Крестить кукушку» в Орловской губернии. М., 1912.

[16] Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, легендах, верованиях. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1900.

Spisok literatury:

[1] Balov A. K voprosu o haraktere i znachenii drevnih kupal'skih obryadov i igrishch // Zhivaya starina. 1896. - Vyp. 1. S. 133-142.

[2] Belozerova V.V. Tradicii duhovno-nravstven-noj kul'tury Orlovskogo kraya. Orel: Kartush, 2014. S. 265 - 267.

[3] Gromyko M.M. Mir russkoj derevni. M.,

1991.

[4] Zapiski D.I. Basova // Orlovskij oblastnoj arhiv. - F. 1001, D. 23, 1837.

[5] Ivanenko N. Etnograficheskie materialy po Orlovskoj gubernii // ZHi-vaya starina. 1898. - Vyp. 3. S. 421-423.

[6] Ivanov A.I. Verovaniya krest'yan v Orlovskoj gubernii // Etnografiche-skoe obozrenie. 1900. № 4. 1901. S. 68-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Listopadov A.M. Zapisi narodnyh pesen v 1904 g. // Izvestiya obshchestva lyubitelej estest-voznaniya i etnografii. 1911. T. 2. S. 341-363.

[8] Maksimov S.V. Kul' hleba. Nechistaya, neve-domaya i krestnaya sila. Smo-lensk, 1995.

[9] Nugard E.S. Byl' iz vremen krepostnichestva v Orlovskoj gubernii. Orel, 1901.

[10] Pyaseckij G. Zabytaya istoriya Orla. Orel,

1993.

[11] Tarachkov A.S. Putevye zametki. Orel,

1862.

[12] Tolubeev N.M. Zapiski. SPb., 1889.

[13] Trunov A.N. Ponyatie krest'yan Orlovskoj gubernii o prirode fiziche-skoj i duhovnoj // Zapiski Imperatorskogo russkogo geogr. ob-va po otd. etnografii. 1869. T. 2. S. 1-48.

[14] Hanykov D. Narodnye pover'ya Maloar-hangel'skogo uezda // Moskvityanin. 1843. CH. 6. № 12. S. 48-52.

[15] Haruzina V.N. Obryad «Krestit' kukushku» v Orlovskoj gubernii. M., 1912.

[16] Shejn P.V. Velikoross v svoih pesnyah, obryadah, obychayah, legendah, vero-vaniyah. T. 1. CH. 1. SPb., 1900.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.