DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-19 УДК 80
ПРАЗДНИК КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Галактионова Н.А.
В статье обоснован взгляд на праздник как социальный институт, рассмотрены этапы его институализации, такие как возникновение потребности; формирование общих целей и обосновывающей их идеологии; выработка социальных норм и правил; практическое принятие правил и процедур; установление системы санкций; создание системы статусов и ролей. На примере российской праздничной традиции описаны общие институциональные признаки праздника, указано, что большинство праздников находится на стадии поиска культурного символа; имеет кодекс поведения; систему идей; утилитарные и культурные черты; установки и образцы поведения. Исходя из этих принципов Нелли Галактионова объясняет популярность праздника Дня Победы и неукорененность в российской праздничной традиции 12 июня - дня России. В статье утверждается, что отсутствие ритуала препятствует популярности праздника в обществе. В статье описаны явные и латентные функции праздника как социального института -регулятивная функция, интегративная, транслирующая, функция воспроизводства социальных отношений, социализирующая, образовательная, воспитательная, охранительная, культуроформирующая, коммуникативная, социокультурная, игровая, функция организации досуга и отдыха, адаптивно-компенсаторная, функция снятия этических регламентаций. По мнению автора статьи, праздник является основой формирования национально-государственной и гражданской идентичности.
Ключевые слова: социальный институт; праздник; ритуал; традиция; институциональные признаки.
HOLIDAY AS SOCIAL INSTITUTE
Galaktionova N.A.
The article deals with holiday as social institute, stages of its institutionalization, such as emergence of need; formation of general objects and ideology proving them; development of social norms and rules;practical adoption of rules and procedures; establishment sanction system; creation of statuses and role system. On the example of Russian festive tradition the general institutional signs of a holiday are described, it is specified that the majority of holidays are at a stage of cultural symbol search having the behavior code; system of ideas; utilitarian and cultural lines; installations and examples of behavior. Taking into consideration the view of Nelli Galaktionova, we can say, that these principles explain the popularity of the Victory Day Holiday and not stable Russian holiday on the 12-th of June- day of Russia. It is stated that the absence of the ritual prevents the popularity of holiday in society. In the article obvious and latent functions of a holiday as social institute are described - regulatory function, integrative, broadcasting, function of reproduction of the social relations, socializing, educational, guarding, forming the culture, communicative, sociocultural, actable, function of leisure and rest organization, adaptive and compensatory, function of removal of ethical regulations. According to the author of article, the holiday is a basis of formation of national and state and civil identity.
Keywords: social institute; holiday; ritual; tradition; institutional signs.
Всестороннее научное изучение праздника как явления культуры не будет полным без исследования его категориальной определенности. В настоящее время нет работ, в которых праздник характеризуется как социальный институт, что препятствует его полноценному научному осмыслению. Наиболее приближенное к этому понимание встречается в работе Б. Ерасова "Социальная культурология", в которой указывается, что "Во всяком обществе праздники существуют как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время". [1, 305 ] В этой работе Б. Ерасов приближается к пониманию праздника как социального института, поскольку отмечает, что он -"часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности". Процесс институционализации праздника состоит из ряда этапов, характерных для становления любого социального института.
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует организованных коллективных действий, исчезновение потребности влечет за собой отмирание института (так произошло с праздником Великой октябрьской социалистической революции, отмечавшимся 7 ноября, вследствие утраты ценности для новой государственной структуры идеологической платформы, лежащей в основе этой памятной даты).
2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. Во многих национальных республиках в постсоветский период возник ряд собственных республиканских выходных и праздничных дней, имеющих опору в этнической истории или идеологически обоснованные законами исповедуемой религии доминирующего в республике этноса. «Учитывая сложившиеся исторические традиции, их важное общественно-политическое значение»,собственные праздники ввели Республики Татарстан, Якутия (Саха), Башкортостан, Алтай, Хакасия и др. [2]
3. Выработка социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, и, как следствие - разработка процедур, обусловленных этими нормами и правилами. Так, Празднование Дня победы постепенно "обрастает" новыми нормами, и, помимо парада, возложения цветов к памятникам и мемориалам, минуты молчания, включает награждения ветеранов, раздачу двуцветных ленточек, ритуал переноса вечного огня, присуждение званий гоорода-героя, города воинской славы и т.д. Популяризация памяти о войне и закрепление символа победы в войне -очевидная задача власти, государства, которое становится монопольным «держателем памяти и конструктором истории». [3, 145 ].
4. Практическое принятие правил и процедур. С течением времени процедурные действия, характерные для определенного праздника становятся нормативными для общества, влияют на хозяйственно-бытовой уклад жизни, формируя новые понятия - "праздничный стол", "праздничный наряд" и т.д.
5. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях. Для многих праздников существуют административные протоколы их проведения, заверенные во властных инстанциях, например, указ президента об учреждении и проведении праздника. [4]
6. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Такие статусы особенно характерны для тех праздников, которые являются этапными биографическими инициирующими моментами - свадьба, крещение и т.д.
Итогом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами статусно-ролевой структуры, одобренной и принятой большинством участников. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей или не иметь такой системы, тогда речь идет о неполном институциональном статусе,
что характерно для начального этапа функционирования любого института, либо для стадии его отмирания. Для отнесения праздника к категории социального института имеется несколько оснований, в частности, общие институциональные признаки, такие как идеология, культурные символы, устный и письменный кодекс, утилитарные и культурные черты, установки и образцы поведения.
Большинство праздников обладает либо находится на стадии поиска культурного символа, в концентрированной форме дающего представление о нем, выражает его специфические уникальные черты. Часть таких культурных символов становится эмблемой, "брендом", символически аккумулирующем культурные смыслы. Закрепленный в сознании общества культурный символ, связанный с определенным праздником - свидетельство его укорененности, факт наличия прочной культурно-исторической или мифологической основы. Укорененные культурные символы имеет большинство праздников: эмблемой-символом является пасхальное яйцо для религиозного праздника Пасхи, символом стала музыка песни Д. Тухманова "День победы" для 9 мая и т.д.
Большинство исторически сложившихся праздников имеют сопровождающий ритуал, предписывающий ролевые и поведенческие установки, в основе которых лежат формальные и неформальные, чаще устные кодексы поведения. Эти коренящиеся в ритуальных установках кодексы поведения являются платформой поведенческого кода, подразумевающего соблюдение ролевых норм и правил, традиционных действий, соответствующих ролевым ожиданиям и образу действий (ролевые функции жениха и невесты в свадебном церемониале и т.д.). Циклический характер праздников способствует межпоколенной трансляции и усвоению ролевых моделей, кодексов поведения, лежит в основе разработки ритуальных действий, драматургических констант праздника. Для многих праздников корни таких установок мифологически обусловлены, соответствуют представлениям о
пространственно-временном континууме бытия, лежат в плоскости этнических и религиозных систем координат общества.
В основе любого праздника заложена система идей, зиждущихся на основе институциональных норм. Идеологические праздничные установки верифицируют сложившееся в данной культуре, обществе, государственном строе систему идеологических морально-нравственных установок, устанавливают нормативную систему, тональность отношения к праздничному действию или событию. В праздничной идеологии аккумулированы основополагающие нормы и правила института, ценностная система, эмоционально окрашенное представление о нормах, рациональное оправдание поведенческого кода. Любой праздник - квинтэссенция идеологических институциональных норм, принятых в данном обществе, карнавализация которых не противоречит глубинным ценностям общества. Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из ее обычной колеи и делают невозможное возможным (в том числе и заключение невозможных ранее браков). Еда, питье и половая жизнь носят праздничный, карнавально-масленичный характер. Бахтин также подчеркивает "громадную роль переодеваний и мистификаций всякого рода, а также побоев и развенчаний" . [5, 485]
В этом смысле наиболее показательным является идеологическое наполнение праздника 9 мая, которое объединяет несколько плоскостей -радость великой победы над общим врагом, мистериальную скорбь по погибшим, трансляцию следующим поколениям завета не забывать радостную и скорбную дату. Идеологически обосновывается роль государства в победе, праздник поддерживается институтом власти, усиливая значение власти, государства как непременного участника и необходимого источника победы. Причем тактика государства в тиражировании символов оценивается как характерная для империй трансляция на периферию - присуждение званий
«города-героя», ритуал переноса вечного огня и т.д. [6, 121 - 125] В праздновании 9 мая все более очевидной становится ориентация на меморизацию коллективной идентичности - нарастание символов прошлого, примирение с советским периодом с исключением в нем фрустирующих моментов репрессий и т.д.
Праздник - циклически повторяющееся действо, имеющее узнаваемые, воспроизводимые утилитарные и культурные черты. В праздничной культуре любого общества сложились ритуалы, сопровождающие праздничные дни, ритуал - необходимое условие укорененности праздника в сознании народа. [7] Анализ популярности современных праздников показывает, что наиболее прочную репутацию, наибольшую популярность в обществе имеют те, для которых характерен развитый ритуал, разработана и широко представлена атрибутика ( Новый год, 23 февраля, 8 марта, ряд народных и религиозных праздников и т.д.) [8]
Институту праздника свойственны характерные для него установки и образцы поведения, предписывающий характер таких установок соблюдается и является необходимым условием его институционального существования.
Применительно к отдельным праздникам очевидно, что они не обладают полным набором этих признаков, что может быть свидетельством их неполного оформления или упадка. Одним из самых молодых праздников современной России является 12 июня, в этот день 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ о придании государственного значения Дню принятия декларации о государственном суверенитете России. До настоящего времени о нем знает менее 50% россиян. По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring в июне 2004 года, большая часть участников опроса (39%) заявили, что для них 12 июня - просто выходной день. Вторая по значимости группа (36% респондентов), указала, что для них праздник 12 июня - это День России. Примерно десятая часть россиян (9%)
называют 12 июня днем распада СССР, а для 4% этот день знаменует очередную годовщину избрания Ельцина президентом. [9] В 2012 году, по данным Левада-Центра, название "День России" знают 40% опрошенных социологами. "Днем независимости России" этот праздник называют 36%, 5% считают, что 12 июня отмечается принятие Декларации о независимости России, 2% - называли другие праздники. 6% участников опроса не назвали 12 июня праздником. 11% затруднились ответить, почему этот день назван выходным. [10] Объяснение факта непопулярности праздника лежит в нескольких плоскостях - с одной стороны, мал временный промежуток, за который население привыкает к новой праздничной дате. С другой, непременным условием праздника является ряд ритуальных действий, его сопровождающих, для этой даты ритуал не сложился - нет четко очерченного действий, правил и процедур (парад, демонстрация, салют и т.д.), отсутствует событийный ряд, ассоциирующийся в обществе с этой датой (таких, как капитуляция, воскрешение, победа, рождение), отсутствует корпус литературно-художественных текстов, посвященных данному событию (нет популярных стихов и песен, посвященных празднику), применительно к празднику не сложился киноряд, нет устойчивой традиции проведения праздника, общего для всех регионов страны, нет предметов бытовой направленности, празднично-сувенирной продукции, привязанной к данной дате (открыток, сувениров, значков и т.д.), праздник приходится на летне-каникулярное время, поэтому образовательные учреждения не могут активно присоединяться к его проведению, включать в урочно-тематические планы как основу для уроков музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д. Неукорененность 12 июня в российской праздничной традиции заставляет искать другие основания его культурно-исторической опоры, так, глава русской православной церкви Кирилл предложил: "было бы правильно совместить государственный праздник 12 июня с общецерковным празднованием дня
рождения святого благоверного князя Александра Невского. Это придало бы празднованию дополнительный общенациональный статус". [11]
Однако ассоциация этого дня исключительно с именем православного святого может помешать его институализации как общегосударственного праздника вне этнической и конфессиональной принадлежности, особенно в условиях полиэтнической и поликонфессиональной страны.
Таким образом, опросы населения России демонстрируют, что в отношении данного праздника отсутствует когнитивный (знаниевый) компонент и нет достаточного уровня аффективного участия в нем, на последнее обстоятельство особенно влияет то, что из его празднования практически выключена детско-юношеская категория. Другие праздники стали частью детского образа жизни, компонентом автобиографической памяти (парад и салют 9 мая, новогодние елки, подарки 23 февраля и 8 марта, ритуальные действа народных и религиозных праздников) и поэтому глубоко укоренены в идентификационном поколенческом ядре. Считаю необходимым условием закрепления любого праздника в общегосударственной российской идентичности оформление его ритуально-обрядовой стороны.
Для оформления представлений о празднике как социальном институте важным является понимание его функциональной общественной роли.
Латентные функции праздника во многих национальных традициях -небытовое времяпровождение, гастрономические удовольствия и т.д.
Явные функции праздника - отдых, развлечение, релаксация, инициация (свадьба), но и одновременно - консолидация общества. Роль общегосударственных праздников в формировании общегосударственной российской идентичности - важная проблема, рассматриваемая в ряде авторских статей.
В общем виде прямой функцией института праздника является ритуальное торжественное действие, выходящее за рамки повседневности.
Праздничная дата - циклическая веха в годовом цикле, соответствующая, в российских условиях, годовому календарному кругу жизни. Большинство религиозных праздников имеет опору в народном земледельческом календаре, основанном на многолетних наблюдениях за природой, сопровождаются мифилогически обусловленными ритуалами. Праздник встраивал человека в готовой цикл жизни, преодолевал повседневную разобщенность, обеспечивал совместную деятельность, освященную духом общего дела, совместного торжества, коллективной радости. Праздник выполняет регулятивную функцию, стандартизирует поведенческие реакции, является этапным моментом в жизни. Регулятивная функция праздников проявляется во многих типах праздников - оформляет рождение, включая нового человека в жизнь рода, смерть и ритуальное прощание; религиозные праздники, имеющие опору в народной традиции, регулируют повседневно-бытовую жизнь общества, вырабатывая шаблоны поведения (устанавливают пост, разрешают или запрещают употреблять в пищу определенные продукты (яблочный и медовый спас); обозначают этапные вехи государственной жизни (День примирения и согласия).
Рассматривая праздник как социальный институт необходимо обозначить его интегративную функцию, в основе которой лежат процессы взаимодействия, сплочения общества. Интегративная функция праздника объединяет ряд элементов: консолидацию и сплочение членов общества, так как праздник - непременно коллективное совместное действие; мобилизацию, в основе которой лежат совместные усилия, автономный ресурсный вклад в общее дело (карнавал, общий облик которого создается массой усилий отдельных людей; демонстрация и парад; массовые гуляние и т.д.); конформность, непременным условием которой является сочетание личных и общественных целей и усилий. Интеграция - функциональное условие
существования любого института, в празднике же проявляется наиболее наглядно.
Транслирующая функция - непременное условие существования института праздника, именно его повторяющийся, циклический характер, закрепленность в праздничном календаре, в массовом сознании, позволяет празднику стать частью общенародной памяти, ячейкой личной автобиографии, имеет консолидирующий межкпоколенный харкетер. Повторяющийся характер праздников вовлекает в него новые поколения, расширение территориальных границ - новые общности (День святого Валентина). С этой функцией тесно связана другая - функция воспроизводства социальных отношений, направленная на обеспечение социальной сплоченности и консолидации общества вокруг общих ценностей.
Институт праздника выполняет социализирующую, образовательную и воспитательную функции, поскольку приобщает новые поколения к культуре, способствует формированию личности в системе ценностей, исповедуемых обществом. Из социализирующей и образовательной функции праздника вытекает еще одна - охранительная, поскольку праздник аккумулирует культурно-историческое наследие народа, сохраняет и передает следующим поколениям знания о культуре и истории народа. Массовый праздник является формой культуры, актуализируя культурные различия, аккумулируя константы этнического мировосприятия, национальное мировоззрение. Таким образом, праздник выполняет культурофомирующую функцию.
Явной функцией института праздника является коммуникативная функция, в основе которой лежит трансляция и передача информации, когнитивных установок. При этом возвышенный эмоциональный праздничный пафос позволяет усваивать нормы и правила непринужденно и естественно. Коммуникативная функция праздника проявляется разнопланово. Участие в праздничных ритуалах в качестве наблюдателя или участника позволяет
усваивать ролевые модели поведения. Трансляция через СМИ правил, особенностей, истории праздников дают возможность усвоения и внешней и внутренней семантики и т.д. Сопутствующая празднику атрибутика в виде сувенирной продукции позволяет сделать элементы праздничной атрибутики символами данного праздника. Сопровождающие праздник литературно-музыкальное, кино-фото-творчество и т.д. укореняют его в сознании общества. Взаимодействие общества на основе массовых коммуникаций, особенности транслируемых массовых установок - важная теоретическая проблема. [12]Институту праздника свойственная явная социокультурная функция, которая способствует культурной, этнической идентификации творчества.
Игровая функция праздника является одной из важнейших. В исследовании К. Жигульского отмечается, что устойчивая общность, функционирующая в рамках упорядоченного календаря, вносит определенный порядок в игровую сферу праздника. Такой порядок основан на фиксации отрезков годового цикла, «ритм и праздник в качестве узловых моментов времени создают основу календаря», а праздник способствует созданию и поддержанию ритмичности и цикличности в жизни общества. [13] Важной функцией праздника является организация досуга и отдыха граждан, поскольку празднику свойствен небытовой характер действий, веселый и торжественный характер, связанный с рекреацией, релаксацией, сменой деятельности. Адаптивно-компенсаторная функция праздника связана с удовлетворением социально-психологических потребностей, разрешая запретные в другое время удовольствия. Он психологически важен для эмоционально-физиологической нагрузки будней. Адаптивно-компенсаторная функция тесно связана с функцией снятия этических регламентаций. Еще Й. Хейзинга указывал, что праздник позитивно раскрепощает человека [14], смягчает жесткие этические нормативы, раскрепощает человека, не позволяя напряжению выливаться в криминальные и негативные формы.
Реальные функции социальных институтов направлены на прямой результат, наряду с ними существуют неявные, латентные функции, не планируемые заранее. По мнению автора настоящей статьи косвенным результатом функциональной деятельности праздника является его влияние на формирование социальной идентичности. Выявление особенностей институционального влияния праздника на формирование национально-государственной и гражданской идентичности - актуальный предмет специального социологического исследования социальных структур.
Список литературы
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Москва: Аспект-Пресс, 2000. С. 304-331.
2. http://glava.region08.ru/dokumenty/55-zakony/46-o-prazdnichnyh-i-pamyatnyh-dnyah-v-resp
3. Дубин Б.В. Россия нулевых: политическая культура - историческая память - повседневная жизнь. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 145.
4. Указ Президента РФ от 21.05.1997. № 506 "О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении пушкинского дня России // http://www.referent.rU/1/22676
5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1965. С. 485.
6. Андреев Д., Бордюгов Г. Пространство памяти: великая победа и власть // 60-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победители и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти / Под редакцией Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. Библиотека либерального чтения. Вып. 16. Москва: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ1, 2005. 248 с. С. 121 -125.
7. Галактионова Н.А. Роль праздничной культуры в формировании российской идентичности // Вестник МГУКИ. 2010. №2 (34). С. 52 - 57.
8. Галактионова Н.А. Истоки и традиции российской праздничной культуры // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). C.115 - 118.
9. Для россиян 12 июня - это очередной выходной, а не главный праздник страны // http://big.newsru.eom/russia/11jun2004/opros2.html.
10. Опросы показывают, что меньше половины граждан страны знают, какой праздник отмечается в день 12 июня. // http://vehera.eom/news/13954/
11. Святейший Патриарх Кирилл предложил отмечать день рождения Александра Невского 12 июня // http://www.taday.ru/text/179162.html
12. Акулич Е.М., Думрауф А.С. Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций: теоретический аспект // Вестник ТюмГУ. 2009. №4. С. 96 - 100.
13. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Размышления социолога. Москва: Прогресс, 2006.
14. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах/ Сост. и перев. Д.В. Сильвестров. Москва: Издательский дом Ивана Лимбаха, 2007.
References
1. Erasov B.S. Sotsialnaya kulturologiya [Social cultural studies] M^sow: Aspekt-Press, 2000. pp. 304-331.
2. http://glava.region08.ru/dokumenty/55-zakony/46-o-prazdnichnyh-i-pamyatnyh-dnyah-v-resp
3. Dubin B.V. Rossiya nulevykh: politicheskaya kul'tura - istoricheskaya pamyat' - povsednevnaya zhizn [Russia null: political culture - historical memory-everyday life]. Moscow: Rossijskaja politiceskaja enziklopedija, 2011. p. 145.
4. http://www.referent.ru/1/22676
5. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [Creativity Francois Rabelais and folk culture of the middle ages and Renaissance]. Moscow: Hudogestvennaja literatura, 1965. p. 485.
6. Andreev D., Bordyugov G. Prostranstvo pamyati: velikaya pobeda i vlast [Memory space: the great victory and power ]. 60-letie okonchaniya Vtoroy mirovoy i Velikoy Otechestvennoy: pobediteli i pobezhdennye v kontekste politiki, mifologii i pamyati [The 60th anniversary of the end of the Second world war and the great Patriotic war: the winners and losers in the context of the policy, mythology and memory]. Moscow: Fond Fridriha Naumanna, AIRO-XXI, 2005. 248 p. pp. 121125.
7. Galaktionova N.A. VestnikMGUKI, no. 2 (2010): 52-57.
8. Galaktionova N.A. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, no. 2(2012): 115-118.
9. http://big.newsru.com/russia/11jun2004/opros2.html.
10. http://vchera.com/news/13954/
11. http://www.taday.ru/text/179162.html
12. Akulic E.M., Dumrauf A.S. Vestnik TyumGU, no. 4 (2009): 96-100.
13. Gigulskiy K. Prazdnik i kultura. Prazdniki starye i novye: Razmyshleniya sotsiologa [Holiday and culture. The feasts of old and new: Reflections of a sociologis]. Moscow: Progress, 2006.
14. Hezinga J. Osen' srednevekov'ya: Issledovanie form zhiznennogo uklada i form myshleniya v XIV i XV vekakh vo Frantsii i Niderlandakh [Autumn of the middle agesя a Study of forms of life and forms of thinking in the XIV and XV centuries in France and the Netherlands]. Moscow: Izdatelskiy dom Ivana Limbaha, 2007.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Галактионова Нелли Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
ул. Республики, д. 19, г. Тюмень, 625003, Россия nelli.galaktionova@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Galaktionova Nelli Anatolyevna, Candidate of Philology, associate professor
Tyumen state academy of culture, arts and social technologies 19, Respubliki str., Tyumen, 625003, Russia nelli.galaktionova@yandex. ru
Рецензент:
Акулич Е.М., д-р соц. наук