Научная статья на тему 'Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества'

Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7496
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАЗДНИКОВ / ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОПАГАНДА / КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аниконова Т. Г.

В статье рассматривается праздничный календарь как отражение интересов правящей системы, формирующей ценностные ориентиры общества через праздник. Автор проследил (на примере советских праздников), как власти, используя праздник как средство перековки сознания людей, осуществляют массированное идеологическое воспитание и насаждение культурных и поведенческих норм, что приводит к разрушению старых идеологических представлений и формированию нового массового сознания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FESTIVE CALENDAR IN THE FORMATION OF ATTITUDES OF SOCIETY

The article discusses the holiday calendar to reflect the interests of the ruling system, shaping society''s values through the holiday. The author has traced (by the example of Soviet holidays), as the authorities are using the holiday as a means of re-forging of the people who carry out massive ideological education and the inculcation of cultural and behavioural norms, which leads to the destruction of the old ideological views, and the formation of a new mass consciousness of man.

Текст научной работы на тему «Праздничный календарь в формировании ценностных установок общества»

20

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 791.66

ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ОБЩЕСТВА

Т.Г. Аниконова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tatj ana. anikonova @ yandex .ru

В статье рассматривается праздничный календарь как отражение интересов правящей системы, формирующей ценностные ориентиры общества через праздник. Автор проследил (на примере советских праздников), как власти, используя праздник как средство перековки сознания людей, осуществляют массированное идеологическое воспитание и насаждение культурных и поведенческих норм, что приводит к разрушению старых идеологических представлений и формированию нового массового сознания человека.

Ключевые слова: система праздников, праздничный календарь, ценностные ориентиры, пропаганда, культурные нормы, идеологические представления.

Для общества, в котором происходят глобальные социальные изменения, процессы, связанные со сменой идеологических ориентиров, важно понимание значимости такого механизма воздействия на массы, как праздник. Праздник всегда был неотъемлемой частью жизни человека и общества. От поколения к поколению праздник «сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем - одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа»1. Праздник отражает жизнь человека и общества, является общественной социально-культурной ценностью, способствующей формированию духовности человека. В нем всегда отражаются политические и социально-экономические аспекты развития общества, интересы и стремления человека и государства. Праздник - важное средство формирования и утверждения общности, он всегда содержит идеологическую составляющую, ведь «праздновать - значит сосредоточиваться на какой-либо всеобщей идее»1 2.

1 Воловикова М.И, Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003. С. 49.

2 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1975. С. 34.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

21

Осознание того, что праздник может использоваться как механизм воздействия на массы, может решить многие задачи, направленные на решение интересов государства. Праздник двойственен по своему характеру. С одной стороны, он связан с идеей смены и вечного обновления, с другой, - и это связано с его глубинным пониманием остановки, безвременья, - он связан с идеей неподвижности и возврата к тому, что уже было. Поэтому праздник используется и как механизм продвижения новых идей, и как механизм тормоза общественного развития. Недаром существует мнение, что главное назначение всяческого ритуала, религии, культуры сводится к тому, чтобы не допускать перемен.

Праздник способствует стабильности и равновесию общественной жизни, а иногда, когда в этом заинтересована классовая социальная система, он противодействует ускорению исторического процесса. Если история есть непрерывное движение, то праздник как бы противостоит истории, по крайней мере, вносит в неё элемент повторяемости, что само по себе - признак стабильности.

Именно поэтому праздник всегда был в центре внимания государства, правящих классов. Всякая новая власть учреждала собственные праздники, вытесняя праздники прежней системы. Так было в Великую французскую революцию, так было в Октябрьскую революцию: власть конструировала новые праздники, с тем, чтобы нагружать их новыми условностями и ценностями. Праздник должен был служить новому общественному порядку, решая идеологические задачи новой власти.

Советский праздник - явление универсальное, его можно было использовать для достижения различных целей, он действовал как действенный пропагандистский инструмент. С первых дней своего существования он был направлен на внедрение в жизнь советских символов, ритуалов и риторики. Это было необходимо для формирования новых ценностных установок общества.

Подавляющее большинство общегосударственных праздников в дореволюционной России были православными. Из тридцати государственных праздников из числа гражданских в ранг государственных были возведены Новый год и так называемые царские дни - дни восшествия на престол и коронации. Остальные же -это православные Пасха (Четверг, Пятница, Суббота Страстной и вся Пасхальная неделя), все великие праздники, за исключением Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), а также дни св. Николая Чудотворца (6 мая), перенесения мощей святого князя Александра Невского (30 августа), преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября) и празднования Казанской иконе Божией Матери (22 октября). Пятница и Суббота масленичной недели также были нерабочими днями3. С установлением советской власти некоторые православные праздники продолжали быть законными нерабочими днями. В декрете от 30 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне» указывается, что в канун Рождества Христова и праздника СВ. Троицы рабочий день укорачивается. А в праздничные дни в этом же декрете включены пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы и Рождество Христово. В декрете специально указывалось, что в расписание нерабочих дней могут вноситься другие праздники, сообразно закону веры нехристиан. Это было обусловлено тем, что большинство населения придерживалось традиции отправления религиозных обрядов. Однако одновременно с этим начинала набирать обороты антирелигиозная пропаганда: в дни этих праздников революционно настроенная

3 См.: Русские. М, 1997.

22

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

молодежь проводила свои, «красные обряды», направленные на высмеивание

церковных.

До 31 января 1918 года Россия жила по юлианскому календарю, отставая от культурного мира на 14 дней, который уже 400 лет жил по григорианскому. И в числе первоочередных задач советской власти встала задача установить более удобные отношения с западным миром. Поэтому уже 24 января 1918 года был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», который не просто переносил жизнь государства на четырнадцать дней вперед, а очень сильно ущемлял интересы Православной церкви, которая накануне, 23 января, была отделена от государства специальным декретом.

Православная церковь новшество не приняла, поэтому её праздники стали не вписываться в новый календарь. Это стало причиной довольно быстрого замещения властями старых праздников новыми. Начался активный процесс внедрения праздников, необходимых новой власти. Они стали формировать ценностные ориентиры граждан новой республики, а организация праздников контролировалась многочисленными комиссиями и государственными инстанциями, так как обязательное участие в массовом торжестве позиционировалось как акт политический, а не формальный. Советский массовый праздник занял свое привилегированное место в арсенале пропагандистских средств новой власти, которая стремилась демонстрировать свою мощь и влияние на массы. Для выполнения задачи донесения до людей в наглядной и доступной для восприятия форме советские культурные стандарты именно праздник подходил как нельзя лучше. Как замечает Мальте Рольф, советский праздник стал одновременно

„4

служить средством интеграции и средством перековки сознания людей .

2 декабря 1918 году Совет Народных Комиссаров установил «Правила об еженедельном отдыхе и о праздничных днях», в которых перечислялись новые государственные праздники, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях: Новый год, День Кровавого воскресенья 9 января

(праздновался 22 января по новому стилю), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая), День Пролетарской революции (7 ноября).

Наличие в первом красном календаре двух праздников, связанных с внешними событиями, - День Парижской коммуны и День Интернационала, - свидетельствует о желании подчеркнуть связь с мировым пролетариатом, рабочим движением. Это явная декларация идеи мировой революции, внедряемая таким образом в сознание масс. Вследствие чего оно становится интернациональным, у народа формируется глобальное, планетарное мышление.

Первые годы советской власти связаны с переломом сознания, поэтому в сфере организации праздников особо важными становятся перестройка психологии, всего образа жизни. Необходимо было создать новые морально-этические отношения в обществе, устранить влияние религии, сформировать новое мировоззрение. Праздники становятся средством формирования нового человека, активного члена общества, развитого интеллектуально и физически. В годы военного коммунизма определенные социальные идеи были заложены в особые праздники: День Просвещения, День Всеобуча, День работника. Праздник «Город - деревне» стал одной из форм так называемой «смычки города и деревни», агитационно-массовой работы по разъяснению политики государства в отношении крестьянства, зримой реализацией лозунга «Лицом к деревне!» 4

4 См.: Рольф М. Советские праздники. М., 2009.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

23

Советская праздничная культура впитывала в себя предшествующие традиции, прежде всего традиции праздников Великой французской революции. Затем придавала им свою форму и синтезировала их с новшествами. При этом интенсивно разрушались российские, русские традиции. Старинные обряды перекрашивались в красный цвет советской символики, а вместе с этим формировались новые стереотипы общественного сознания, создавалась новая система образов. Одной из важнейших функций советских празднеств являлась ритуализация поведения масс в новых идеологических условиях, формирование новой общности людей, новой социальной психологии. Именно в празднике проявлялось желание и стремление властей наиболее интенсивно воспитывать массы и насаждать советские культурные и поведенческие нормы.

Идеологи советской власти понимали все значение праздника. Нарком просвещения А. Луначарский считал, что празднества относятся к фундаментальным явлениям человеческой культуры и выполняют важные социальные функции: идеологическую, воспитательную, эстетическую, развлекательную, рекреативную, коммуникативную и др. Он указывал на такие существенные для понимания праздника моменты, как его тесную связь с народным бытом, кульминационными событиями в общественной и личной жизни, на то, что праздники являются средствами воспитания и самовоспитания масс, в особенности их гражданских, нравственных чувств. Одним из важнейших элементов праздника он называл эмоциональный подъем масс, желание откликнуться на событие сердцем5.

Принятие в 1923 году Конституции СССР закрепило создание нового строя. Это событие стало поводом для установления одного из важнейших праздников страны -Дня принятия Конституции Союза ССР, который должен был осуществлять пропаганду законов, направленных на процветание народов, входящих в состав образованного государства6 7. День 6 июля стал праздничным днем на всей территории страны, призван был крепить дружбу между народами СССР.

С усилением власти возникала необходимость безоговорочного следования задачам построения нового общества, установления нового общественного порядка, и вопрос формирования праздничного календаря снова становился вопросом создания новой формы «упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов» . Поэтому советский праздничный календарь достаточно динамично развивался, менялся в силу того, как менялись задачи пропаганды. С 1922 года установлен День Красной армии (23 февраля), призванный транслировать стереотип красноармейца, защитника завоеваний революции. Государственная политика в отношении женщин выразилась в установлении в 1921 году Международного дня работниц и крестьянок (8 марта), восходящего к истории борьбы за права женщин.

С мая 1922 года началась история Праздника пионерии, который пропагандировал пионера как юного строителя коммунизма, продолжателя дел партии и комсомола. Родившийся в эти годы девиз «Пионер - всем ребятам пример!» стал актуальным на многие годы советской власти. В конце 1924 года в красный календарь внесена дата 22 января как День памяти Ленина. К концу 20-х годов установлен День печати (5 мая), Международный день кооперации (проводился в начале июля и в 30-е годы во многих местностях замещал праздник Ивана Купалы).

В годы коллективизации, когда потребовались дополнительные действенные средства для пропаганды идей коллективизации, в праздничном календаре появился День урожая и коллективизации (14 октября). Праздник должен был стать классовым

5 Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981.

6 Шаповалов С.Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг. Краснодар, 2002.

7 Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. С. 58.

24

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

праздником бедняцко-середняцких масс. В нем явно звучит мотив врага (кулака) и пафос борьбы с ним. В подготовке и проведении Дня обязаны были принимать участие все сельсоветы, партийные ячейки и профсоюзы с тем, чтобы решать актуальнейшие задачи выполнения плана хлебозаготовок.

30-е годы в СССР - это начало индустриализации. Власти стал очень важен человек труда и его успехи. Поэтому праздничная культура транслирует ценности коллективного труда, силы, уверенности в завтрашнем дне. Необходимо было формировать коллективные ценности, классовую солидарность и политическое единство, и праздник вновь стал важнейшим средством политической работы.

Самым важным праздником, внесенным в 30-е годы в красный календарь, стал всенародный День конституции 5 декабря, учрежденный после принятия новой, т.н. «сталинской» конституции Чрезвычайным 8-м Всесоюзным съездом Советов 25 ноября 1936 года. Этот праздник знаменовал собой коренные изменения в стране, «радостное настоящее» многонационального социалистического государства.

Устанавливаются множественные праздничные дни: День студентов (летом, однако его празднование было нерегулярным), День музыки, День книги и т.п. Все эти праздники свидетельствуют о стремлении власти воспитать дух человека, направленного в прекрасное будущее. С этой целью был учрежден и Всесоюзный день физкультурника (август), пропагандирующий идею «В здоровом теле - здоровый дух». Недаром он проводился массово, с кульминационным действом на Красной площади, где в маршевом ходе перед трибунами партийных деятелей в едином порыве проходили десятки тысяч спортивных юношей и девушек.

В эти годы исторический календарь перестал быть исключительно революционным - отмечались во множестве забытые даты национальной славы и национальной культуры. Появились фигуры, обязательные для национального идеологического комплекса, - национальные вожди и национальный гений. Последний титул был в 1937 году вручен Александру Пушкину, столетие со дня гибели которого было отмечено по всей стране массовыми и литературными праздниками.

Главный праздник страны предвоенных лет - годовщина Великой пролетарской революции, 7 ноября. За ним, по значимости, - Международный день солидарности трудящихся, 1 Мая.

В ходе планомерной и беспощадной борьбы с религией в 30-е годы все православные праздники исключаются из праздничного календаря. Однако в ряду значительных праздничных событий, появившихся в 30-е годы, - официальное празднование Нового года, которое началось с 1936 года (взамен запрещенного с 1929 года празднования Рождества Христова). Уже в 1937 году Новый год отмечался широко и помпезно на правительственном уровне.

Праздник в годы «великого перелома» превратился в центральную фигуру советского культурного канона и удерживался на этой позиции на протяжении 1930-х гг. К началу 40-х годов в СССР в целом сложилась система государственных праздников. К началу 40-х годов Советская власть путём создания и внедрения в жизнь новой зрелищной культуры полностью сформировала новое массовое сознание, сознание советского человека, разрушив все идеологические представления, существовавшие до 1917 года. Этап формирования советского праздничного календаря завершается, праздники становятся «важным элементом коммунистического быта... Способствуют

коммунистическому воспитанию трудящихся, мобилизуют их на новые трудовые

8

достижения и успехи в социалистическом строительстве» . 8

8 Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. С. 279.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

25

В период Великой Отечественной войны праздничный календарь не был отменен. Естественно, сократился масштаб празднований, однако и в этот кризисный для существования страны период власти придавали большое пропагандистское значение массовому празднику, что подтверждает проведенный парад войск в день 24-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади в 1941 году. В осажденном, страдающем от воздушных налетов городе эта праздничная дата явилась демонстрацией мощи и воли к сопротивлению. По Красной площади прошли войска, которые прямо с парада направились непосредственно на фронт. Парад транслировался в прямом эфире по радио на всю страну, и он расценивался как первый вклад в дело победы над врагом. 5 августа 1943 года появилась новая праздничная форма - торжественные салюты в честь освобождения городов советскими войсками. Всего за годы войны таких военных салютов состоялось триста пятьдесят четыре, и все они воспринимались не только как «огни славы», но и как дань почестей всему народу, поднимали его дух, развивали патриотические чувства и были большими праздничными событиями среди суровой и тяжелой военной действительности. Следует заметить, что в послевоенные годы дни памятных салютов стали для многих городов календарными праздниками - Днями освобождения от фашистских захватчиков. В связи с военным положением праздничная концепция в стране существенно не изменилась, значение праздника для государства не уменьшилось. Уже во время войны, после значительных побед, возобновились праздничные инсценировки. Так, на московском стадионе «Динамо» летом 1944 года был организован спортивный парад, следовавший хореографическим канонам и эстетическим стандартам довоенного времени, а 1 мая 1945 года партийные руководители, как и прежде, встали на трибуну Мавзолея Ленина. Когда через девять дней стало официально известно о победе Советского Союза в войне, началась реставрация советского праздничного календаря в его прежних формах и масштабах.

Самым грандиозным праздничным событием военной поры стал Парад Победы, который состоялся на Красной площади 24 июня 1945 года. Он представлял собой грандиозное театрализованное действо, в котором образно решилась тема величия советского воина и величия страны, победившей фашизм. В течение 1945 года практически весь официальный праздничный календарь и его инсценировки были восстановлены. Не только официальные «красные даты», как, например, годовщина Октябрьской революции, но и День физкультурника полностью проходили в русле довоенных постановочных норм и с прежним размахом. Физкультурный парад 12 августа 1945 года открыла колонна Героев Советского Союза, бывших спортсменов. Представление продолжалось пять часов, по сути, это тоже был парад победы, но уже не военный, а спортивный. И не случайно на трибуне Мавзолея рядом со Сталиным стоял Д.Эйзенхауэр. Союзникам продемонстрировали энтузиазм и мощь человеческих масс, выигравших войну и готовых вновь, если будет необходимо, встать на защиту Отечества.

Отличительная черта праздничной культуры в стране Советов - её абсолютная политизированность. Праздников вне государства не существовало. Поэтому практически все они были наполнены общественно-значимым смыслом. Организация праздников стала одной из главных задач сложившейся системы культурнопросветительных учреждений. Партийные органы уделяли огромное внимание деятельности по организации праздников, не жалея сил и средств на постановку массовых зрелищ. Праздник стал пониматься как воспитательная система, звено в коммунистическом воспитании.

Последующие изменения в советском праздничном календаре связаны с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., когда после её окончания две даты стали праздничными: День Победы 9 мая и День победы над Японией 3 сентября. Однако уже

26

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

в конце 1946 года День Победы 9 мая был лишен статуса официального праздника и объявлен обычным рабочим днем. Во второй половине 40-х годов, с началом восстановления народного хозяйства, происходит и полное восстановление праздничной культуры. Расширение красного календаря не касалось основных официальных советских праздников, к длинному перечню уже существующих в праздничном календаре памятных и юбилейных дат лишь добавлялись новые.

В 1947 году было широко отмечено 800-летие Москвы. В дни праздников вся Москва была огромной праздничной площадкой. На специально построенных эстрадах выступали профессиональные и самодеятельные артисты, всюду проходили народные гулянья, в ЦПКиО публике было представлено историческое представление, в котором повествовалось об истории города. Юбилейные праздники республик, городов и сел страны стали проводиться повсеместно. 250-летний юбилей Ленинграда, 950-летие Ярославля, 100-летие Владивостока, 1500-летие Киева, 2000-летие Ташкента, 700-летие Ровно, 300-летие Тамбова. Эти праздники несли углубленный социальный смысл благодаря мемориальному слою культуры. Характерная их тенденция - углубление связей с трудом и жизнью конкретного региона. Родившись в послевоенные годы как традиционная акция, включающая подведение итогов деятельности какой-либо республики, города, села, микрорайона, улицы за определенный период, мемориальное действо стало запрограммированной и педагогически обоснованной системой влияния на личность. Высокая эффективность его воспитательного воздействия обусловливалась в первую очередь изучением и учетом запросов, интересов, психологических потребностей участников театрализованного действия в данном регионе, во-вторых, созданием оптимальных возможностей не только для отдыха и развлечения, но и для проявления социальной активности и творчества9. В праздничной культуре СССР возникает множество новых праздников, призванных заменить православные. Объясняется это тем, что в годы войны церковь во многом вернула свои позиции, и народ вновь начал отмечать православные праздники. С тем, чтобы противопоставить им новые традиции и отвлечь народ от религиозных отправлений, были придуманы новые советские праздники, такие как Проводы русской зимы (вместо Масленицы), День урожая (вместо Покрова), Праздник зеленого друга (вместо Троицы), Праздник животноводов (заменил Никольские праздники).

В 1958 году календарь советских праздников пополнился Днем советской молодежи (последнее воскресенье июня). Этот праздник предназначался для подведения итогов достижений государства в сфере молодежной политики. Однако характер его проведения явно указывает на то, что он также замещал традицию купальских праздников. В этот день молодежные мероприятия смещались к вечеру, обязательно неформальная часть проводилась на природе, с играми, пением песен и горящими ночными кострами. Праздник русской березки (вместо Троицы), Проводы русской зимы (как заместителя языческой Масленицы) прочно вошли в праздничный календарь советской действительности эпохи строительства развитого социализма. Наряду с этими, замещающими православные праздники, повсеместно проводятся праздники улиц, праздники городов.

Шестидесятые годы внесли множество изменений в праздничный календарь страны Советов. Появились новые красные строки, посвященные отдельным отраслям народного хозяйства, так называемые праздники труда. Почти у каждого трудящегося человека был свой особый день в году, когда он находился в центре внимания всего общества, становился «героем дня» в полном смысле этого слова. Девиз таких праздников - «Слава труду!». Начинались эти праздники ранней весной со Дня геолога,

9 Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

27

приходящегося на первое воскресенье апреля, и завершались Днем энергетика 22 декабря. Между ними следовали: День химика (последнее воскресенье мая); День работников легкой промышленности (второе воскресенье июня); День медицинского работника (третье воскресенье июня); День рыбака (второе воскресенье июля); День металлурга (третье воскресенье июля); День работника торговли (последнее воскресенье июля); Всесоюзный день железнодорожника (первое воскресенье августа); День строителя (второе воскресенье августа); День шахтера (последнее воскресенье августа); Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности (первое воскресенье сентября); День работников леса (третье воскресенье сентября); День машиностроителя (последнее воскресенье сентября); День учителя (первое воскресенье октября); Всесоюзный день работников сельского хозяйства (второе воскресенье октября); День работников пищевой промышленности (третье воскресенье октября).

При том, что это были профессиональные праздники, они становились всенародными, когда представители профессий чествовались на всех уровнях. В этот день шла активная пропаганда лучших профессиональных традиций, рожденных в ходе социалистического строительства, воспевался опыт и романтика творческого труда, преподносился наглядный урок рабочей чести, рабочей гордости, в герои выдвигались люди, на жизненном примере которых воспитывалось не только новое пополнение каждого данного коллектива, но и все молодое поколение рабочего класса страны10. Общим для этих праздников было обязательное проведение докладов о трудовом пути того или иного коллектива, трудовые рапорты, чествование лучших тружеников, победителей соревнования, новаторов, династий, передача трудовой эстафеты, проведение обрядов посвящения в профессию. Таким образом интенсивно формировалось массовое сознание, в котором превалировали ценности коллективизма, трудового энтузиазма, единства.

Особо среди праздников профессии следует выделить Всесоюзный день работников сельского хозяйства, учрежденный в 1966 году. Он недаром проводился именно во второе воскресенье октября, ибо был негласно отождествлен с праздником Покрова, венчающего весь осенний цикл народных праздников. Поэтому в советском празднике сельских тружеников наблюдалось множество трансформированных обычаев и обрядов древности: чествование снопа колосьев, ритуальная выпечка хлеба из зерна нового урожая и проч.

В шестидесятые годы появился, правда, ненадолго, Праздник серпа и молота, рожденный дружбой рабочих и крестьян. Этот праздник проводился в виде слета предприятий, выпускающих продукцию для села и сельскохозяйственных предприятий. Торжественные собрания, встречи, обмен подарками, закладки памятных скверов и парков, концертные состязания рабочих и колхозников стали непременным атрибутом этого праздничного события. Праздник первой борозды, связанный с началом весеннеполевых работ, также восходит к древним земледельческим праздникам. Его своеобразие заключалось в том, что он проводился непосредственно в полевых условиях, в месте, откуда трактора отправлялись на пахоту. Машины украшались, устраивался митинг, затем - концерт, и после этого нарядно убранная техника выезжала в поле.

С 1969 года в СССР по инициативе трудящихся стали проводиться Всесоюзные коммунистические субботники, посвященный дню рождения В.И. Ленина. Несмотря на то, что их основная цель - повышение производительности труда, они стали принадлежностью праздничной культуры. В субботнике определились праздничные обрядовые черты: сборы трудовых бригад, включение рабочего гудка, вручение вымпелов и переходящих красных знамен и т.д. В этот день проводились демонстрации,

10 Нагирняк Е., Петрова В., Раузен М. Новые праздники и обряды. М., 1970.

28

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

праздничные встречи молодых рабочих с ветеранами, праздничные концерты. Примечательно, что приурочен субботник был к Пасхе, и был необходим для переключения внимания трудящихся масс с религиозного праздничного события на идеологическое.

Появляются празднично-обрядовые формы, связанные с трудовым циклом в жизни человека: Посвящение в профессию, Проводы на пенсию и др. Новая гражданская обрядность опирается на народную традиционную основу, но в то же время отражает новые идеи, новый дух времени. Это социалистическая обрядность, «воплощающая многообразные ценности и идеалы духовной культуры советского народа, его социальный опыт, общественные и межличностные связи, способы общения или обычаи»11. В каждом трудовом коллективе вырабатывалась своя обрядность. В каждый обряд и праздник вкладывались коллективные принципы, жизнеутверждающие идеи, формирующие коммунистическую идейность, любовь к социалистической Родине, нравственные, гражданские и профессиональные качества, воспитывалась любовь к труду, к избранной профессии.

В праздничный календарь вносятся даты, связанные с достижениями советской науки, например, День космонавтики 12 апреля. Середина шестидесятых годов в Советском Союзе характеризуется социальным оптимизмом, устремленностью в будущее. Это связано с успехами страны в космической отрасли, в успешном завершении устранения послевоенной разрухи. Велика роль интеллигенции в формировании ценностей и установок общества. Писатели и поэты имеют огромное влияние на общество. Именно они становятся инициаторами возрождения праздника, связанного с историей Великой Отечественной войны.

В 1965 году под давлением общественности возрождается празднование Дня победы как общенародного государственного праздника. День 9 мая становится нерабочим. Государство было заинтересовано в этом празднике, во-первых, как в праздновании события, объединяющего весь народ, а во-вторых, в условиях «холодной войны», - как средства пропаганды и демонстрации оборонной способности и мощи СССР. Именно с этого дня на Красной площади стали проводиться военные парады. В городах-героях строятся гигантские мемориальные комплексы: в Брестской крепости, на Мамаевом кургане. Во многих городах на месте массовых захоронений и братских могил возводятся новые скульптурные памятники. Тема войны переосмысляется, поэты пишут новые произведения о войне, композиторы - песни, режиссеры снимают художественные фильмы. Постепенно складывается культура праздничных

представлений мемориального характера.

В каждой союзной республике, наряду с общесоюзными, бытуют национальные праздники: праздник Ртвели в Грузинской ССР, посвященный уборке урожая винограда, Сабантуй в Татарской АССР, Лиго в Латвийской ССР, Навруз в Таджикской ССР. В районных центрах страны, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, возникают новые праздники на основе народных праздничных традиций: календарные, или сезонные праздники. Например, праздник Первого выгона скота, праздник Первой борозды, окончания весеннего сева и т.п.

Особое место в праздничном календаре занимают праздники для детей и юношества, такие как Праздники выпускников школ, Книжкины именины, Международный день защиты детей (1 июня), День рождения пионерской организации (19 мая), День Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (27 октября), основным содержанием которых становится воспитание подрастающего

11 Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. С. 7.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поколения в духе коммунизма. К праздникам для молодежи можно отнести и праздник День призывника, посвященный проводам в Советскую армию.

К середине 80-х годов формирование советского праздничного календаря в целом было завершено. Сложилась система массовых праздников, которая, пользуясь терминологией Д.М. Генкина, включала в себя всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям; локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей всеобщности; личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей12. Создание праздничного календаря страны свидетельствует о том, что советская праздничная культура проявлялась в богатстве видов и форм, включающих общественно-политические, военно-патриотические, профессиональные, фольклорные, литературные и прочие праздники. Все они были направлены на формирование коллективного сознания, воспитания народа в духе советского патриотизма и единства. Это была «своеобразная педагогическая система, обеспечивающая постоянное воздействие на людей, отражающая идейно-нравственную позицию общества»13. Сохраняя институт праздника и постоянно изменяя и обновляя праздничный календарь, советское общество ориентировалось на новые ценности, строило жизнь на новых морально-нравственных основах. Советские праздники составляли важную сторону общественной жизни, в условиях острой социальной борьбы за «железным занавесом» приобретали большую социальную значимость.

Праздничная культура Советского Союза к 60-м годам XX века представляет собой уникальное явление. Она - важный элемент социалистического общества, способствующая коммунистическому воспитанию. Институт праздника,

удовлетворяющий устойчивые человеческие потребности, сохранен, но праздник ориентирован на новые идейные ценности, ценности социалистического общества. Это, прежде всего, коллективизм, верность идеям партии, интернационализм, подчиненность личного общественному. Участие в праздниках - моральная обязанность каждого члена общества, форма политической идентификации, долг, вытекающий из непосредственного участия в празднующей группе. Если первые три десятилетия существования советская праздничная культура проходила этап становления, во время которого она замещала, вытесняла прежние праздничные традиции (как религиозные, так и светские), то со сменой двух поколений система праздников сложилась полностью, она перестала вызывать отторжение у большинства населения. За годы существования советской власти в стране была создана уникальная праздничная культура, неповторимая по самобытности, разнообразная, призванная формировать и укреплять ценности строителей коммунизма, успешно решать задачи коммунистического воспитания. В эпохи радикальной трансформации общества праздники становятся эффективным средством формирования нового мышления. Примером этого служит политика украинских властей, которые, едва придя к власти, практически первым делом отменили все праздники, так или иначе связанные с советской властью.

Сегодня, когда праздничная культура современной России находится в стадии становления, а её мировоззренческая основа недостаточно ясна, необходимо изучать опыт праздничного календаря советского периода. Ведь праздничная культура любого государства напрямую связана с культурной самоидентификацией, для которой характерна, в том числе, и актуализация прошлого, опора на опыт предшествующих поколений.

12 См.: Генкин Д.М. Массовый праздник. М., 1975.

13 Там же, с. 57.

30

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Список литературы

1. Воловикова М.И, Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. - М: ПЕР СЭ, 2003.

2. Генкин Д.М. Массовый праздник. - М.: Просвещение, 1975.

3. Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985.

4. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш. шк., 1990.

5. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981.

6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М. Наука, 1975.

7. Нагирняк Е., Петрова В., Раузен М. Новые праздники и обряды. - М.: Советская Россия, 1970.

8. Рольф М. Советские праздники. - М.: РОССПЭН, 2009.

9. Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. - М.: Профиздат, 1984.

10. Русские. М, 1997.

11. Шаповалов С.Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг.: монография / С.Н. Шаповалов. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2002.

the festive calendar in the formation of attitudes of society

T.G. Anikanova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: tatjana.anikonova@yandex.ru

The article discusses the holiday calendar to reflect the interests of the ruling system, shaping society's values through the holiday. The author has traced (by the example of Soviet holidays), as the authorities are using the holiday as a means of re-forging of the people who carry out massive ideological education and the inculcation of cultural and behavioural norms, which leads to the destruction of the old ideological views, and the formation of a new mass consciousness of man.

Keywords: system of holidays, holiday calendar, values, propaganda, cultural norms, ideological views.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.