Научная статья на тему 'Праздник как культуроформирование компетентностных качеств личности'

Праздник как культуроформирование компетентностных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРОФОРМИРОВАНИЕ / ПРАЗДНИЧНАЯ АТМОСФЕРА / INTERCULTURAL COMPETENCE / CULTURALIZATION / CULTURAL FORMATION / HOLIDAY ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ванченко Татьяна Петровна

В статье раскрываются особенности праздника, которые культуроформирующе воздействуют на человека, осуществляя процесс его культурологизации, что проявляется в расширении его интеркультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holiday as cultural formation of competence qualities of a person

The paper reveals peculiarities of a holiday which influence a person in a cultural formation way, carrying out the process of his culturalization that entails expansion of his intercultural competence.

Текст научной работы на тему «Праздник как культуроформирование компетентностных качеств личности»

ПРАЗДНИК КАК КУЛЬТУРОФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Т.П. Ванченко

В статье раскрываются особенности праздника, которые культуроформирующе воздействуют на человека, осуществляя процесс его культурологизации, что проявляется в расширении его интеркультурной компетентности.

Ключевые слова: интеркультурная компетентность, культурологизация, культуроформирование, праздничная атмосфера.

Праздник и праздничная атмосфера через многообразие форм, средств, методов воздействия формируют у человека особые свойства мышления, воображения, которые можно обозначить как радость познания, избыточное понимание, фантазийно-реалистичное воображение, которые в совокупности переводят личность на обнаружение и позиционирование новых уровней способностей.

При этом само поле-атмосфера праздника расценивается как огромная когнитивная лаборатория, создающая все предпосылки для проявления новых качеств, выявление которых поддерживает особый предпраздничный и праздничный настрой, ожидания, особые установки на собственное если не всемогущество, то на очень высокий его уровень, и, что самое главное, формирование прочной веры в собственную успешность, аннулирование сомнений в невозможности что-то сделать [1].

Подобные позиции подкрепляются важной особенностью пребывания в празднике -формированием мощной интеркультурной или межкультурной компетентности, которую здесь целесообразно рассматривать не столько в традиционном ключе - как возможность грамотного взаимодействия с представителями иных этнических культур, но как точные (грамотные) взаимодействия с самим текстом праздника, который в большинстве случаев представляет собой для участников экзотическую ситуацию, так как лишь завсегдатаи праздников (таких насчитывается не более 6-7 %) доподлинно знакомы с общими подходами к его формированию, времени проведения, формам и технологиям и пр. Остальные попадают сюда достаточно редко, в силу чего текст праздника для них - «книга за семью печатями», исследуя которую не хотелось бы попасть впросак.

Но общая атмосфера праздника, расковывая всех участников, способствует предугадыванию последующих событий и следованию в коридоре предполагаемых возможностей. Таким образом, по отношению к собственным национальным праздникам формируется компетентное отношение.

Кроме того, межкультурная компетентность есть разностратовое взаимодействие, каковое все прочнее укореняется в российской действительности. Каждая социальная страта (социальный слой) не только обладает всей атрибутикой субкультуры, но и часто эпатажно позиционирует ее. «Попасть» в ее тональность возможно лишь при достаточно длительном практическом изучении либо в ситуациях массовых праздников, когда сминаются все социальные перегородки.

Сами культурные тексты праздника при этом могут относиться к различным жанрам. Одним из наиболее эффективных комплексов такого рода текстов, работающих на культу-роформирование компетентности, является содержание праздника.

Это проистекает из того, что в отличие от других массовых мероприятий, массовые общезначимые праздники сконцентрированы нс столько на объекте, предмете и технологии, сколько на субъекте - человеке. Они создают мотивационные, социально-организационные, регулятивные, информационнокоммуникативные и инновативно-творческие аспекты, а также интерпретативно-оценочные деятельностные критерии, что в целом аккумулируется в совокупном социальном опыте людей, составляющем основу их культуры.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности при решении перечисленных задач праздника является его культурологизация, т. е. введение элементов

систематизированного культурологического знания во все сегменты как общего, так и специального действа, которые в совокупности ориентированы на решение соответствующих игровых, развлекательных, но в основе своей культуроформирующих задач [2].

Подобный комплекс систематических понимания, представлений, воображения, открытие способностей, укоренение традиций, идеалов и ценностных ориентаций может быть системой культурной компетентности личности.

Это понятие означает ту условно достаточную степень социализированности и ин-культурированности человека, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму различных знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде: сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регуляторов поведения, вербальных и невербальных языков коммуницирования, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т. п. Культурная компетентность личности может быть охарактеризована и как определенного рода утонченность параметров ее социальной адекватности в праздничной среде, и как идеальная форма проявления этой адекватности.

В этом сложном феномене можно выделить следующие структурные составляющие:

- независимость, самостоятельность, что является компетентностью по отношению к институциональным нормам праздничной структуры, а через него к основным социальным институтам разного содержательного и организационного направления, установлениям и иерархиям;

- точность, дисциплинированность, характеризующиеся как компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции - национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям и оценочным критериям, нормам этикета и др.;

- эмансипацию, гражданскую сознательность - как компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуаль-

ным образцам социальной престижности -моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.;

- профессионализм - компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации - естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном обществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, семантикой атрибутики престижности, социальной маркировки и пр. [3].

Разумеется, существенную часть элементов такого рода культурной компетентности человек усваивает еще с детства и постоянно корректирует ее в ходе общения с окружением на протяжении всей жизни. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье. Социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом в школе, исследует и вычленяет из художественной, философской и иной литературы, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т. п. По существу, почти все смысловое наполнение сказок и назидательных поучений для детей, содержание уроков истории, литературы и других гуманитарных предметов в школе посвящены описанию поучительных примеров правильного и предпочтительного социального поведения и отношения к людям (что характеризуется общим понятие «добро») и осуждаемого поведения («зло»). Атмосфера праздника выстраивается именно на этих наиболее близких и знакомых человеку позициях [4], узнаваемых персонажах, с которыми он взрослел. Через них он формировал свой внутренний ценностный мир, и проявление их в поле праздника укрепляет первоначальные идеальные структуры сознания.

Эти позиции столь прочно закреплены в социальной генетике личности, что многочисленные данные позволяют выявить именно их в структуре характеристик своего народа, национального характера. В частности, по дан-

ным исследования, в котором изучались наиболее «выпуклые» свойства русского характера, они демонстрируются как достаточно высокая значимость в жизни россиян.

Русская культура

Мягкость, доброжелательность 95 %

Лень, недисциплинированность 74 %

Гостеприимство 80 %

Любовь к праздникам, застольям 31 %

Самокритичность 25 %

Суммируя гостеприимство и любовь к праздникам, мы получаем абсолютные цифры, показывающие, что всем россиянам эта тема близка, дорога. При этом нужно заметить, что эффективность самого праздника (прогностические, оценочные, эмоциональные, коммуникативно-комплиментарные и иные характеристики) в значительной степени зависят от содержательных и организационных его основ, где первое (содержание) эффективно тогда, когда черты выстраиваемой культурной компетентности соответствуют типу общества и могут фрагментарно воспроизводить личность, более или менее модальную для себя [3]. Только в этом случае происходит адекватное понимание наиболее сущностных типологических признаков и черт конкретной культурно-ценностной системы, которая реально доминирует в данных субкультурах и реализуется в содержательной основе праздника. В этом случае на передний план выдвигается определенный тип социальной консолидации социокультурной идентичности человека.

Социум пытается решить эти задачи множественными путями, в том числе поисками технологий «мягких социальных взаимодействий», выражающихся во всемерном развитии систем социального участия, общественных связей, политкорректности, социально-культурной и социально-психологической реабилитации людей, испытывающих трудности в общении. Отчасти с этой направленностью корректировки социальных отношений связано и всеобщее увлечение психоанализом, стремлением людей снять свою подсознательную склонность к агрессии не средствами уличного хулиганства, а с помощью специалистов-психологов. Занимательную идею на этот счет высказал В. Гавел, считающий, что одной из основ кон-фронтационности между локальными груп-

пами является искусственная (главным образом, идеологически мотивируемая) абсолютизация какой-то одной черты социальной самоидентификации (например, только этнической или только религиозной), тогда как одновременная равнозначность таких идентифицирующих признаков может стать серьезным основанием для снятия конфронтационной потребности в отношениях между людьми и сообществами [3, с. 76]. Другим важнейшим условием становления новой социокультурной идентичности человека является понижение социальной значимости традиционных статусов личности, таких как сословное происхождение, национальность, раса, вероисповедание. Эти признаки постепенно вытесняются в нишу сугубо приватных личностных проявлений, вкусов и пристрастий, в то время как основными статусообразующими характеристиками личности становятся параметры ее профессионализма: образованность, специализированность, квалификация, актуальность профессии, динамика должностного роста. Поэтому основными составляющими социокультурной компетентности человека в подобном обществе становятся не столько знания классических образцов гуманитарной культуры (это знание постепенно вытесняется из области общей эрудиции личности также в зону сугубо профессиональной компетентности), сколько психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность [5].

Для реализации этой функции социум создает множественные праздники разного уровня и направления: профессиональные «тусовки», корпоративные вечеринки, обязательные именины, свадьбы и мн. др. Здесь, однако, речь идет о праздниках профессионального, поведенческого, родо-племенного и пр. подобных статусов, где может в большей степени, чем обычно, подчеркиваться статусная характеристика человека.

Массовые же праздники, значимые для всего социума, снимают эти перегородки и формируют только высокую степень общей социальности и единения, в которых вышеуказанные позиции теряют свою значимость, выводя на передний план общегуманные ценности.

Этот набор образов, знаний, эмоциональных привычек и тяготений этно- и соци-

ально-культурного самоощущения складывается на протяжении всей жизни человека, однако его самые яркие составляющие, несомненно, формируются в сознании и подсознании еще в детско-юношеском возрасте, в процессах воспитания и обучения. В конечном счете образование и воспитание закладывают в сознание человека именно те особенности консолидирующего чувства, образцы поведения и мироощущения, образы и нормы идентичности и солидарности, которые наиболее актуальны на данном историческом этапе развития общества, соответствуют культурным традициям и нормам его социального воспроизводства, принципам социализации и инкультурации его членов [3].

А это, в свою очередь, вызывает определенные социальные ожидания от жизни и предъявляет культурные требования к себе и окружающим, которые наиболее объективно выражают культурную компетентность основной массы населения. Одновременно с этим параметры исторически и социально доступной культурной компетентности могут рефлексироваться, выстраиваться, формулироваться в празднике, где профессионально отслеживаются, стимулируются скорейшее созревание и внедрение необходимых ценностных ориентиров в массовое сознание и их закрепление в ситуативной трансляции.

Собственно это и есть основная задача специалистов-культурологов, которых следует готовить не для охраны художествен-

ных ценностей (для этого есть искусствоведы), а именно для работы с проблемами формирования черт и параметров культурной компетентности людей разных национальностей и социального положения, но живущих в одной стране, по единым законам и, желательно, в единой культурно-ценностной системе, в которой культурология призвана систематизировать структуру и содержание этой социокультурной компетентности.

1. Баранцев Р.В. Имманентные проблемы синергетики // Вопр. философии. 2002. № 9.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

3. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 2006.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

5. Батлер К. Свободен ли «свободный» человек? М., 2006.

Поступила в редакцию 5.03.2008 г.

Vanchenko T.P. Holiday as cultural formation of competence qualities of a person. The paper reveals peculiarities of a holiday which influence a person in a cultural formation way, carrying out the process of his culturaliza-tion that entails expansion of his intercultural competence.

Key words: intercultural competence, culturalization, cultural formation, holiday atmosphere.

4Q4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.