Научная статья на тему 'Правозащитная функция прокурора в уголовном судопроизводстве'

Правозащитная функция прокурора в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2774
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОКУРОР / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлова Татьяна Николаевна

Раскрывается содержание правозащитной функции прокурора в уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights function of the public prosecutor in criminal trial

The content of the human rights function of the public prosecutor in the criminal process is revealed.

Текст научной работы на тему «Правозащитная функция прокурора в уголовном судопроизводстве»

178

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.9 Т.Н. Самойлова

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Раскрывается содержание правозащитной функции прокурора в уголовном процессе. Ключевые слова: правозащитная функция, прокурор, судопроизводство.

В предлагаемой вниманию читателя статье мы не ставим задачи обстоятельного анализа дискуссионного вопроса о фундаментальной направленности деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве (об этом см.: [1-4]).

Отметим лишь, что в последние годы все большее признание получает мнение о том, что именно надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является приоритетной функцией прокуратуры во всех направлениях ее деятельности, включая и участие в уголовном судопроизводстве.

В правовом государстве борьба с преступностью и обеспечение прав и свобод человека и гражданина являются одинаково важными направлениями деятельности прокурора и не могут противопоставляться друг другу. Противодействие преступности имеет своей целью защиту человека, его прав и свобод, интересов общества и государства от преступных посягательств.

Возложение на прокурора защиты как прав и свобод человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства не содержит в себе какого-либо противоречия, поскольку интересы государства и его граждан выступают в органическом единстве. В этом единстве возложенных на прокуратуру обязанностей и раскрывается содержание правозащитной функции прокуратуры. Обеспечение прокурором прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве - такая же важная задача, как и осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступление [5-7].

Даже те авторы, которые считают обеспечение поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном процессе важнейшей функцией в деятельности органов прокуратуры, не могут не отмечать ее важнейшую правозащитную роль. Так, прокурор как руководитель уголовного преследования обязан всеми имеющимися в его распоряжении правовыми средствами обеспечить охрану прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14 УПК), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16 УПК), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7 УПК). В связи с этим можно констатировать, что установленные в ч. 2 ст. 15 УПК РФ правовые предписания о том, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не исключают необ-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2

ходимости использования прокурором, следователем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей профессиональной функции <...> обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием (ст. 2 и 18 Конституции РФ).

Особенности форм осуществления прокурорского надзора и надзорных полномочий позволяют прокуратуре, во-первых, по обращениям заинтересованных лиц и собственной инициативе самостоятельно устранять нарушения закона, прав и свобод граждан, интересов общества и государства во внесудебном, оперативном порядке, освобождая от данной обязанности суды, а во-вторых, следить за соблюдением законности там, где объективно невозможен судебный контроль. Однако по ряду вопросов судебный контроль за законностью носит исключительный характер, а постановления суда, вступившие в силу, окончательны и обязательны для всех. Такое сочетание активного по своим полномочиям прокурорского надзора и обязательного по своим окончательным решениям судебного контроля служит организационной основой для взаимодействия суда и прокуратуры, укрепления законности и правопорядка в стране.

В правовом государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан.

Во всем мире существенным дополнением судебного механизма выступает институт несудебной государственной защиты. Наряду с некоторыми национальными особенностями осуществления несудебной правозащитной деятельности, в целом ее сущность и общие тенденции развития типичны для большинства демократических государств.

В настоящее время для всех стран характерно конституционное (законодательное) закрепление обязанности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти уважать, соблюдать и охранять права человека. В соответствии с принципом разделения властей законодательные органы государств, как правило, не наделяются функциональными прерогативами по реализации прав и свобод человека и гражданина. Их деятельность по формированию действующего законодательства только создает необходимые правовые условия и предпосылки для реализации прав и свобод. Традиционно органы исполнительной власти осуществляют оперативное управление общественной жизнью. Поэтому реализация прав и свобод, а также обеспечение объективных условий для их реализации в значительной мере происходят в сфере распорядительной деятельности исполнительной власти. В практике государственной несудебной защиты прав и свобод человека существуют различные формы контроля за органами исполнительной власти, классификацию которых можно проводить по разным основаниям, в том чис-

180

Т.Н. Самойлова

2008. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ле и в зависимости от положения органа, осуществляющего контрольные функции, выделяя внутренний и внешний контроль.

Многообразие форм национальных несудебных специализированных правозащитных институтов, «универсальность и возможность модификации применительно к потребностям той или иной правовой системы» [8. С. 98] могут использоваться не только как демократическая форма внесудебного контроля за административными органами и их должностными лицами, но и как альтернативное средство урегулирования конфликтов, которое способствует как профилактике нарушений в сфере прав человека, сокращению обращений граждан в судебные инстанции, так и решению многих неправовых внутрикорпоративных проблем. По этой причине особый интерес вызывают международные организационно-правовые принципы их деятельности.

В отношении национальных правозащитных учреждений эти принципы устанавливают международные критерии, которые определяют: права и обязанности; круг вопросов, в рамках которых принимаются юридически значимые решения; формы и характер участия в осуществлении функций. Они были сформулированы в приложении к Резолюции ООН 48/134 от 20 декабря 1993 г. «Национальные институты по содействию и защите прав человека», полное наименование - «Принципы, касающиеся статуса национальных институтов, занимающихся содействием и защитой прав человека», так называемые Парижские принципы.

«Парижские принципы» (принцип независимости; принцип соответствия целей и полномочий; принцип сотрудничества со всеми органами власти и общественными организациями; принцип доступности для всех слоев населения) определяют создание и эффективное функционирование государственных несудебных правозащитных институтов.

В соответствии с данными принципами на национальное учреждение возлагается задача содействовать и защищать права человека, следовательно, по своей природе оно выступает как внутригосударственный, несудебный, специализированный на защите прав человека институт. Для обеспечения независимости такого национального учреждения оно создается на основе конституции или закона. Важной составляющей его независимости является достаточное финансирование, которое позволяет бесперебойно осуществлять правозащитную деятельность, в том числе работу персонала. По составу национальное учреждение по правам человека должно обеспечивать плюралистическое представительство гражданского общества. Назначение представителей оформляется официальным актом, в котором обязательно указывается конкретный срок действия их полномочий.

Очевидно, что прокуратура вполне отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом к органам (учреждениям), на которые возлагается задача содействовать и защищать права человека.

Следует отметить, что в России внимание к развитию прокуратуры как специализированного института несудебной защиты прав человека стало уделяться только в последнее время. Ю.Я. Чайка в своем докладе в Совете Федерации «О развитии органов прокуратуры» подчеркнул: «Необходимо

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2

сконцентрировать главные усилия на шести основных направлениях. Это правозащитная функция прокуратуры; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов; повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания; борьба с коррупцией; углубление международно-правового сотрудничества; проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры.

Правозащитная деятельность прокуратуры должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека.

Общеизвестно, что в России низкий уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права. Но только этим правозащитная функция прокуратуры не ограничивается. Необходимо участие прокуратуры во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения» [9].

Усиление правозащитной роли прокуратуры, придание ей системообразующего значения в уголовном судопроизводстве требуют определенных изменений в действующем законодательстве. Это явно напрашивается из проведенного анализа существующего законодательства и научной доктрины, поскольку для устранения сомнений в функциональном назначении прокуратуры в уголовном судопроизводстве необходимо уточнить полномочия прокурора на всех стадиях уголовного процесса, устранить смешение функций и полномочий разного уровня, скорректировать их в сторону выполнения именно этой главной функции - охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве независимо от его процессуального статуса.

В заключение считаем необходимым указать, что для характеристики правозащитной функции прокуратуры важны следующие моменты:

1. Правозащитная деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека.

2. Правозащитная деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве является реализацией назначения уголовного судопроизводства и принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

3. Правозащитная деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве не должна зависеть от наличия (отсутствия) у гражданина процессуального статуса.

4. Правозащитная деятельность прокуратуры в уголовном судопроизводстве должна базироваться на следующих основных принципах: независимости деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений; соответствия целей и полномочий; сотрудничества со всеми органами власти и общественными

182

Т. Н. Самойлова

2008. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

организациями; доступности для всех слоев населения; законности осуществления деятельности; принцип гласности и открытости деятельности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; справедливости; публичности в деятельности прокурора; уважения чести и достоинства личности; охраны прав и свобод гражданина во всех стадиях уголовного судопроизводства независимо от процессуального статуса гражданина; обеспечения обвиняемому (подсудимому) права на защиту; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; равенства граждан перед законом и судом; процессуальной самостоятельности государственного обвинителя; объективности и беспристрастности в деятельности прокурора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков А. Д. Третья власть в России. - М., 1997. - С. 213-220;

2. Кобзарев Ф. Об общности целей и задач прокуратуры и суда как основы их взаимодействия в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 2004. - № 3.

- С. 122-124;

3. Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божьева. - М., 2006.

- С. 296;

4. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. - Курск, 2007.

- С. 198,199.

5. Демидов И.Ф. Обеспечение прав человека в сфере борьбы с преступностью // Законность в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 148.

6. Гущин В.З. Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях // Журнал российского права. - 2000. - № 4. - С. 36.

7. Курочкина Л.А. Обеспечение прокурором прав участников судебного разбирательства уголовных дел. - М., 2004. С. 8,9.

8. Насырова Е.А. Особенности института омбудсмена в США // Право и политика.

- 2000. - № 9.

9. Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // СПС «Консультант Плюс».

Поступила в редакцию 11.02.08

T.N. Samoilova, deputy public prosecutor, postgraduate student Human rights function of the public prosecutor in criminal trial

The content of the human rights function of the public prosecutor in the criminal process is revealed.

Самойлова Татьяна Николаевна, аспирантка, помощник прокурора Первомайского района г. Ижевска ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.