Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда'

Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2206
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ОБЩНОСТЬ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ЦЕЛЕЙ / ЗАДАЧ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарев Федор Михайлович

Настоящая статья посвящена исследованию конституционного регулирования отношений прокуратуры и суда, в ней проведен анализ теоретических и практических проблем взаимодействия этих органов, направленных на повышения эффективности осуществления правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal basis of interaction of the Prosecutor''s office and court

The article is dedicated to examination of the constitutional regulation of relations of the Prosecutor's office and court, and to analysis of the theoretical and practical problems of cooperation of these bodies which aimed at enhancing the implementation of justice.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА

Кобзарев Федор Михайлович, д.ю.н., доцент. Должность: проректор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры РФ. E-mail: kobzarfm@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию конституционного регулирования отношений прокуратуры и суда, в ней проведен анализ теоретических и практических проблем взаимодействия этих органов, направленных на повышения эффективности осуществления правосудия.

Ключевые слова: конституционные положения, взаимодействие государственных органов, общность правозащитных целей, задач прокуратуры и суда.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF INTERACTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE AND COURT

Kobzarev Fyodor Mikhailovich, Dr of Law, Associate Professor. Position: Pro-rector. Place of employment: Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Email: kobzarfm@mail.ru

Annotation: The article is dedicated to examination of the constitutional regulation of relations of the Prosecutor's office and court, and to analysis of the theoretical and practical problems of cooperation of these bodies which aimed at enhancing the implementation of justice. Keywords: constitutional provisions, interaction of the State bodies, the commonality of the human rights goals, the tasks of the Prosecutor's office and court.

Результаты почти двадцатилетнего действия Конституции Российской Федерации свидетельствуют, что закрепленные в Основном Законе страны фундаментальные начала современного российского государства, основы его конституционного строя, утвержденные в качестве высшей ценности конкретные права и свободы человека и гражданина, заложили прочную правовую базу для формирования и развития многообразных отношений различных субъектов.

В полной мере это относится к отношениям, которые складываются в системе органов государственной власти Российской Федерации1, и соответственно, к отношениям прокуратуры с другими органами публичной власти в различных сферах ее деятельности, определяющим роль этого государственного института в данной системе органов.

Учитывая значительность и множественность проблем, характерных для отношений прокуратуры и органов судебной власти, особенно, в сфере уголовного судопроизводства, представляется весьма важным в свете происходящих изменений условий уголовно-процессуальной деятельности, продолжающейся судебной реформы коснуться существа конституционных основ взаимодействия прокуратуры и суда. Одновременно предпринять попытку

1 Матейкович М.С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти // Государство и право.2007.№3.

обосновать, что именно закрепленные в Конституции РФ базовые положения ориентируют и прокуратуру, и суд на осуществление и дальнейшее развитие конструктивных и более тесных правовых и организационных отношений между этими органами, обеспечивающих эффективное достижение целей и задач по защите прав и законных интересов граждан, общества и государства.

При этом основное внимание уделить формулированию общих целей, задач, являющихся обязательным условием позитивного взаимодействия прокуратуры и суда, и существо которых закреплено в конституционных нормах или непосредственно вытекает из их содержания.

Эти обоснования выражаются в следующем.

Во-первых, анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. Причем прокуратура как никакой другой орган власти взаимодействует с иными властными органами, является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти2.

Исходя из этого, прокуратура и суд, в качестве органов государственной власти, входят в систему органов государства и объединены как общими (высшего уровня) целями и задачами, стоящими перед государством, так и конкретными (более низкого уровня) целями и задачами, связанными с их деятельностью в правовой сфере. Эти единые общегосударственные цели, задачи, не смотря на самостоятельность и обособленность ветвей государственной власти, лежат в основе установленной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80) обязанности Президента РФ обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Надо полагать, в полной мере данные конституционные положения распространяются и на согласованную деятельность прокуратуры и суда, на возможность и объективную потребность их эффективного взаимодействия.

К числу таких общегосударственных целей и задач и общих для прокуратуры и суда следует отнести способствование утверждению и укреплению законности и правопорядка в стране; защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; формирование уважительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям.

Во-вторых, на более низком уровне (в сфере конкретных правовых отношений) единство целей и задач прокуратуры и суда обусловлено общей деятельностью в правовой сфере, необходимостью формирования единой и стабильной правоприменительной практики и стремлением удовлетворить потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, а

2 Комментарий к Конституции Российской Федерации/ под общ.

ред. В.Д. Зорькина. Изд-во «Норма», «Инфра - М».М.,2012.С. 939

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА

Кобзарев Ф.М.

также повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций3.

Из перечисленных общих целей, задач особо необходимо выделить правозащитные цели прокуратуры и суда и их закрепление в конституционных нормах.

В первую очередь - это общеизвестные положения ст. 2 Конституции РФ: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Соответственно эту общую обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, в том числе посредством деятельности прокуратуры и суда. Можно утверждать, что, основываясь именно на этой конституционной норме, делается вывод о правозащитном назначении прокуратуры (детализированным в Фз «О прокуратуре Российской Федерации» в виде функций надзора, уголовного преследования и др.), состоящей в защите не только прав и свобод человека и гражданина и других субъектов, но и самого права от нарушений.

Еще конкретнее обозначено в Конституции РФ правозащитное назначение судебной власти, в ст.18 которой прямо указывается на обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием. Кроме того, о правозащитной деятельности суда свидетельствует содержание ст.46 о гарантии судебной защиты прав и свобод; ч. 2 ст.120 о судебной защите от противозаконных актов государственного или иного органа; ст.175 о защите от неконституционных законов и иных нормативных правовых актов.

Правозащитная деятельность судебной власти, затрагивающая сферу уголовного судопроизводства, также закреплена в конституционных нормах. Этому посвящены ст. 22,23,25 Конституции РФ, гарантирующие потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступ к правосудию, предусматривающие в исключительных случаях ограничение ряда прав и свобод только по судебному решению. Развитие правозащитных целей, задач судов осуществлено и в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»4, который как и другие подобные законы и решения Конституционного Суда РФ являются фактически частью Конституции РФ5.

Имеются веские основания для обоснования общности целей прокуратуры и суда и сотрудничества непосредственно в сфере уголовного судопроизводства.

Очевидно, настало время критически оценивать утверждение авторов Концепции судебной реформы в Российской Федерации (1991 г) об обозначении в качестве одной из причин кризиса правовой системы «возложение на различные органы юстиции общих задач». По нашему мнению, данное суждение в большей степени касается недопустимости возложения на суд функции обвинения, обеспечения независимости судей от прокурора-обвинителя и «идеи обвинения». Это с одной стороны. С другой стороны, как положения Конституции РФ, так и обновленное федеральное законодательство, и особенно УПК РФ, свидетельствуют о расширении сферы взаимных контактов прокуратуры и суда, увеличении точек

3 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // СПС КонсультантПлюс: ВерсияПроф

4 О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 7 фев. 2011 г. № 1-ФКЗ // Рос. газета от 11 фев. 2011 № 29 (5405)

5 Барщевский М. В тексте много свободы. Сергей Шахрай : Наша Конституция может дожить и до 2000- летия // Рос. газета от 19 апр. 2013 № 86 (6062)

их соприкосновения, повышении значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.

В качестве одного из примеров общности целей прокуратуры и суда в уголовном процессе выступает необходимость осуществление правосудия в разумные сроки. Это обусловлено в значительной мере не только требованиями российского уголовно-процессуального закона, сколько положениями, установленными нормами международного права, являющиеся по Конституции РФ составной частью правовой системы России. В силу п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного расследования, досудебного производства, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства. Именно такая рекомендация указана в постановлении Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»6. Согласно правовым позициям, выраженным Европейским Судом по правам человека в своих решениях, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или то лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения. А заканчиваются они в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.

Эти положения подтверждают обоюдную заинтересованность прокуроров и судей в контроле за обеспечением сроков, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства, так как именно на них лежит основная ответственность за соблюдением этих разумных сроков7.

Необходимость согласованности действий основных участников уголовного судопроизводства проявляется и в других вопросах правоприменительной практики. К примеру, по утверждению Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева сокращение в последнее время количества несовершеннолетних, осужденных к реальному лишению свободы и снижение числа лиц, заключенных под стражу является следствием скоординированных уголовно-правовых мер всех государственных институтов - суда, прокуратуры и следствия8.

Общие цели прокуратуры и суда детализированы в уголовно-процессуальном законе. В ст.6 УПК РФ в качестве основного назначения уголовного судопроизводства (надо понимать, и целей его участников) определены, с одной стороны, защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а с другой стороны, защита прав личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Вместе с тем, эти цели являются слишком общими для всех должностных лиц и органов, осуществляющих производство по уголовному делу и в основном нацеливают эти субъекты при применении норм права обеспечивать приоритет защиты и восстановления нарушенных прав личности.

6 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

7 Алексеева Л.Б.Право на справедливое судебное разбирательство: реализация в УПК РФ общепризнанных принципов и норм международного права: Дис. в форме науч.доклада ...д-ра юрид. наук.М.,2003.

8 Барщевский М. Судя по всему // Рос. газета от 19 фев. 2013 № 35 (6011)

Если же исходить из функционального назначения прокуратуры и суда в уголовном судопроизводстве, то цели их деятельности по УПК РФ не могут быть совпадающими. В соответствии со ст.15 УПК РФ функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела должны быть отделены друг от друга. Соответственно одной из функций прокуратуры в этом случае является уголовное преследование (обвинение) и желаемым результатом, к достижению которого стремится прокурор в уголовном процессе - это раскрытие преступления, изобличение лиц в совершении преступления и в целом, реализация общеизвестной идеи о неотвратимости ответственности.

Для суда в соответствии с функцией разрешения дела целью является, на наш взгляд, законное, справедливое и быстрое уголовное правосудие, состоящее в полном, всестороннем, объективном и в разумные сроки разрешении дела (спора о праве) и принятии правосудного (законного, обоснованного и справедливого) решения.

Из изложенного можно сделать вывод, что единство целей, задач прокуратуры и суда как основных субъектов правоприменительного взаимодействия в уголовном процессе заключается в совпадении и тождественности, применительно к обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов всех участников уголовно-процессуальной деятельности, соблюдении разумных сроков производства и принятии по делу законного, обоснованного и справедливого решения.

Это означает, что нет никаких оснований для чрезмерной обособленности и удаленности органов судебной власти от органов прокуратуры и других органов государственной власти в деле укреплении законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечении доступа к правосудию. И Конституция РФ, установив основательную правовую базу для формирования и обеспечения взаимных отношений различных органов государственной власти между собой, в том числе для позитивного взаимодействия прокуроров и суда, по образному выражению профессора Э.Б.эбзеева, оказалась в этом плане значительно умнее ее создателей9.

Наглядным подтверждением этого являются изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ от 05.06.2007 № 87-ФЗ, которые заставляют задуматься, действительно ли ошибочно ст.129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре, включена в гл. 7 «Судебная власть».

Ведь разделение функций прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и уголовному преследованию от осуществления предварительного следствия и процессуального руководства этим следствием, и образование самостоятельного и обособленного ведомства в виде Следственного комитета РФ, указывают на дальнейшее сближение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебном производстве. Полномочия прокурора и его положение в досудебном производстве по действующему УПК РФ свидетельствуют о превращении прокурора в полностью независимого арбитра при определении своей позиции на ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, при обжаловании в суд действий (бездействия), решений следователя, при рассмотрении судом других обращений следователя, требующих судебных решений.

При этом роль прокурора во взаимоотношениях с судебными органами состоит в оказании содействия суду в принятии законного, обоснованного и справедливого ре-

9 Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации / Акад. Ген. прокуратуры РФ. М., 2008.

шения и в целом в осуществлении справедливого и скорого правосудия, в инициировании объединения усилий по выработке правильного и единообразного применения норм права, формированию стабильной правоприменительной практики.

Список литературы:

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 7 фев. 2011 г. № 1-ФКЗ // Рос. газета от 11 фев. 2011 № 29 (5405).

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // СПС КонсультантП-люс: ВерсияПроф.

О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»: постановление Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

Алексеева Л.Б. Право на справедливое судебное разбирательство: реализация в УПК РФ общепризнанных принципов и норм международного права: Дис. в форме на-уч.доклада ...д-ра юрид. наук.-М.,2003.

Барщевский М. В тексте много свободы. Сергей Шахрай : Наша Конституция может дожить и до 200- летия // Рос. газета от 19 апр. 2013 № 86 (6062).

Барщевский М. Судя по всему // Рос. газета от 19 фев. 2013 № 35 (6011).

Комментарий к Конституции Российской Федерации/ под общ. ред. В.Д. Зорькина. Изд-во: «Норма», «Инфра-М». -М.,2012.

Матейкович М.С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти // Государство и пра-во.2007.№3.

Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации / Акад. Ген. прокуратуры РФ.- М., 2008.

Literature list:

The regular courts in the Russian Federation: Fed. Const. law of 7 Feb. 2011 № 1-FKZ // Russian newspaper of 11 Feb. 2011 № 29 (5405).

The Federal target program «Development of judicial system of Russia for the 2013-2020»: The Government Resolution of the Russian Federation 27.12.2012 № 1406 // SPS Consul-tantPlus:

On application by Regular courts the generally recognized principles and rules of international law and international treaties of the Russian Federation: the Resolution of the Supreme Court of in the Russian Federation. 10.10.2003 № 5 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2003. № 12.

Alekseeva L.B. The right to a fair trial: the implementation generally recognized principles and rules of international law in the criminal procedure code: the thesis in the form of a scientific report. Doctor of Laws. .М.,2003.

Barshchevsky M There are lots of freedom in the text. Sergey Shakhray : Our Constitution can live up to 200 - anniversary // Russian newspaper of 19 APR. 2013 № 86 (6062)

Barshchevsky M To all appearance // Russian newspaper of 19 Feb. 2013 № 35 (6011).

Commentary to the Constitution of the Russian Federation// under the General Ed. V.D. Zor'kina. Publishing houses: «Norma», « Infra - М».М.,2012.

Mateykovich M.S. Constitutional foundations of relations of public authorities//State and law. 2007 №.3.

The role and place of the Prosecutor's office in the system of state institutions of the Russian Federation,/ Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.