Научная статья на тему 'Правозащитная деятельность органов муниципальной власти: проблемы ее эффективности и их преодоление'

Правозащитная деятельность органов муниципальной власти: проблемы ее эффективности и их преодоление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы граждан / органы местного самоуправления / правозащитная деятельность / муниципальная власть / бесплатная юридическая помощь / правовая культура / citizens’ rights and freedoms / local governments / human rights activities / municipal government / free legal aid / legal culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашид Борисович Булатов, Сергей Сергеевич Костычев

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются органы и должностные лица местного самоуправления при осуществлении правозащитной деятельности на территории муниципального образования. Из них наиболее характерными являются: несовершенство конституционного законодательства в части положений, касающихся организации местного самоуправления; необходимость пересмотра и укрепления механизма предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам; недостаточный уровень правовой культуры у многих субъектов муниципальных-правовых отношений. Намечены направления устранения этих проблем. Их реализация позволит добиться совершенствования деятельности органов муниципальной власти по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан на территории муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рашид Борисович Булатов, Сергей Сергеевич Костычев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights activities of municipal authorities: problems of its effectiveness and their overcoming

The article examines the problems faced by local government bodies and officials in carrying out human rights activities on the territory of a municipality. Of these, the most characteristic are: the imperfection of constitutional legislation in terms of provisions concerning the organization of local self-government; the need to review and strengthen the mechanism for providing free qualified legal assistance to citizens; the insufficient level of legal culture among many subjects of municipal legal relations. The directions of elimination of these problems are outlined. Their implementation will make it possible to improve the activities of municipal authorities to ensure and protect the rights, freedoms and legitimate interests of citizens in the territory of the municipality

Текст научной работы на тему «Правозащитная деятельность органов муниципальной власти: проблемы ее эффективности и их преодоление»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-30-33

https://elibrary.ru/yftlrs N11014: 2015-0066-1/24-896 М08иКЕБ: 77/27-011-2024-01-095

Правозащитная деятельность органов муниципальной власти: проблемы ее эффективности и их преодоление

Рашид Борисович Булатов1, Сергей Сергеевич Костычев2

1,2 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

Санкт-Петербург, Россия

1 bulatovrash@mail.ru

2 ergeykostychev@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются органы и должностные лица местного самоуправления при осуществлении правозащитной деятельности на территории муниципального образования. Из них наиболее характерными являются: несовершенство конституционного законодательства в части положений, касающихся организации местного самоуправления; необходимость пересмотра и укрепления механизма предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам; недостаточный уровень правовой культуры у многих субъектов муниципальных-правовых отношений. Намечены направления устранения этих проблем. Их реализация позволит добиться совершенствования деятельности органов муниципальной власти по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан на территории муниципального образования.

Ключевые слова: права и свободы граждан, органы местного самоуправления, правозащитная деятельность, муниципальная власть, бесплатная юридическая помощь, правовая культура

Для цитирования: Булатов Р. Б., Костычев С. С. Правозащитная деятельность органов муниципальной власти: проблемы ее эффективности и их преодоление II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 30-33. Ьйрв:// doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-30-33. ЕБ№ УБТЬК8.

Rashid В. Bulatov1, Sergey S. Kostychev2

1,2 St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia

1 bulatovrash@mail.ru

2 ergeykostychev@gmail.com

Abstract. The article examines the problems faced by local government bodies and officials in carrying out human rights activities on the territory of a municipality. Of these, the most characteristic are: the imperfection of constitutional legislation in terms of provisions concerning the organization of local self-government; the need to review and strengthen the mechanism for providing free qualified legal assistance to citizens; the insufficient level of legal culture among many subjects of municipal legal relations. The directions of elimination of these problems are outlined. Their implementation will make it possible to improve the activities of municipal authorities to ensure and protect the rights, freedoms and legitimate interests of citizens in the territory of the municipality.

Keywords: citizens' rights and freedoms, local governments, human rights activities, municipal government, free legal aid, legal culture

For citation: Bulatov R. В., Kostychev S. S. Human rights activities of municipal authorities: problems of its effectiveness and their overcoming. Bulletin of economic security. 2024;(l):30-3. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-30-33. EDN: YFTLRS.

Защита прав и интересов граждан является фунда- и органы муниципальной власти играют ключевую роль ментальной задачей на всех уровнях публичной власти, в этом процессе на местном уровне. Главной целью их

© Булатов Р. Б., Костычев С. С., 2024

Original article

Human rights activities ofmunicipal authorities: problems of its effectiveness and their overcoming

JURISPRUDENCE

деятельности является обеспечение правовых гарантий для всех членов муниципального сообщества.

Это требование к правозащитной деятельности местного самоуправления в обязательном порядке должно выполняться, потому что именно органы муниципальной власти призваны решать многие проблемы социально-экономического и социально-правового характера, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления своих полномочий и взаимоотношения с населением муниципальных образований.

Однако правозащитная судебная практика [1] свидетельствует, что органы муниципальной власти, ее должностные лица, муниципальные служащие в своей правозащитной деятельности сталкиваются с проблемами, которые мешают им эффективно осуществлять свои полномочия в этой сфере. Выделим наиболее характерные из них:

1. Очень часто проявляется недостаточный уровень правовой культуры [2; 3] у многих субъектов муниципальных правоотношений. А отсюда, зачастую, -отсутствие у них умения правильно распоряжаться комплексом правовых средств, составляющих механизм правозащитной деятельности.

2. Неудовлетворительное исполнение нормативных требований обязательного контроля со стороны органов публичной власти за осуществлением правозащитных функций муниципальными должностными лицами и служащими. А это, в свою очередь, вырабатывает безответственное отношение представителей органов муниципальной власти к надлежащему выполнению обязанностей по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан на территории муниципального образования.

3. Отсутствие понимания важной необходимости изучения и исследования органами муниципальной власти отечественного и зарубежного опыта правозащитной деятельности.

4. Отсутствие четкого закрепления в нормах законодательства федерального уровня, уровня субъектов РФ и правовых актах органов муниципальной власти полномочий местного самоуправления по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в муниципальных образованиях.

5. Наличие противоречий и нечеткости отдельных положений Конституции Российской Федерации, а также недостаточное толкование ее положений, не исключается и отсутствие должного понимания «неизвестных» сторон отечественной конституции [4].

Кроме того, не все благополучно обстоит с реализацией гражданами их конституционного права на получение юридической помощи. Право на юридическую помощь в Российской Федерации является ключевым элементом правовой системы, воплощающим принцип справедливости и равенства перед законом.

К сожалению, реальность такова, что качество бесплатной юридической помощи оставляет желать лучшего, как это подтверждается многолетней практикой.

Часто такая помощь не соответствует должным требованиям, что приводит к сомнению в ее эффективности и пользе для тех, кто в ней нуждается.

Стоит обратить внимание на необходимость пересмотра и укрепления механизмов предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи. Только так можно добиться того, чтобы законодательные гарантии на бумаге превращались в реальную защиту и поддержку для тех, кто в них наиболее нуждается.

Далее надо отметить, что нуждаются в устранении отдельные нормативные погрешности, содержащиеся в Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления. Поправки, внесенные в Основной закон в 2020 г., в части организации муниципальной власти, конституционно закрепили положение об участии органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления (ч. 11 ст. 131); о вхождении органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти в Российской Федерации, и осуществления их взаимодействия для наиболее эффективного решения задач в интересах населения (ч. 3 ст. 132). Вынуждены признать, что эти новые изменения, по нашему мнению, не соответствуют положениям Конституции РФ, закрепленным в ст. 12, которая гарантирует самостоятельность местного самоуправления и невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Полагаем, что это также подразумевает независимое существование органов муниципальной власти.

Таким образом, мы выделили и рассмотрели основные проблемы, которые, по нашему мнению, препятствуют повышению эффективности функционирования правозащитной деятельности муниципальной власти.

На наш взгляд, эти проблемы правозащитной деятельности муниципальной власти могут быть решены только на основе статей 2-3,7,18,130-133 Конституции РФ и статей 4-7, глав 3-4, 6, 7, 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где закреплены механизмы осуществления деятельности представительных и исполнительных органов муниципальной власти.

Из выделенных нами проблем в системе организации и осуществления правозащитной функции органов муниципальной власти, как видно, одной из основных является низкий уровень правовой культуры, что доказывают следующие выводы:

1. На результатах обсуждения подготовленных проектов правовых актов и их последующего принятия негативно сказывается отсутствие юридических знаний у большинства депутатов представительного органа.

2. Без знания норм закона и умения применять их на практике, надлежащее исполнение закрепленных полномочий органами муниципальной власти край-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

не затруднительно и может привести к негативному результату.

3. Недостаточный уровень правовой культуры отрицательно влияет на возможность грамотно оказать юридическую помощь нуждающимся гражданам, проживающим на территории муниципального образования.

Как известно, правовая культура выступает как часть общей культуры отдельного государства, личности, должностного лица, депутата представительного органа. Она включает в себя: знание субъектом основ правового регулирования; грамотное применение пра-вопредписаний в своей деятельности и в быту; выработанную потребность постоянно жить и работать так, как предписывают нормы закона.

К сожалению, нередки ситуации, когда нехватка или полное отсутствие правовой осведомленности ведет к серьезным нарушениям в работе органов местного самоуправления. Так, несоблюдение исполнительской дисциплины, отсутствие профессионализма и формализм в подходах к обработке обращений граждан часто становятся следствием недостаточного правового воспитания. Вместо того, чтобы проявлять должное внимание к жалобам и предложениям, которые касаются нарушений прав и интересов граждан, некоторые служащие органов муниципальной власти ограничиваются формальным ответом на их обращения. Эти действия не только противоречат духу Основного закона Российской Федерации, в частности, ст. 33, но и игнорируют обязательные к исполнению федеральные законы, включая законы, регламентирующие порядок обжалования в судебных инстанциях и процедуру рассмотрения обращений граждан.

Такое поведение подрывает доверие граждан к правовой системе и властным структурам, что в конечном итоге усугубляет проблему низкого уровня правовой просвещенности. Важно, чтобы каждое звено в цепи муниципальной власти выполняло свою задачу в поддержании правопорядка и эффективно решало вопросы населения муниципального образования. В связи с этим необходимо усилить подготовку кадров представителей муниципальной власти, обеспечить систематический контроль качества их работы, в том числе с обращениями граждан, чтобы обеспечить соблюдение законодательства и укрепление законности при осуществлении местного самоуправления.

Таким образом, завершая исследование, сделаем общий вывод. В современном мире, где роль местного самоуправления укрепляется, стоит особенно обращать внимание на проблемы, препятствующие его эффективному функционированию в сфере правозащитной деятельности. Предоставление реальных, а не номинальных полномочий органам местного самоуправления позволит им эффективно заниматься защитой прав и свобод граждан, а также законных интересов юридических лиц, вовлеченных в муниципальные правоотношения. Укрепление этих аспектов потребует

не только юридической, но и политической воли, а также готовности к внедрению инновационных подходов в управленческую практику органов муниципальной власти. Реализация этих шагов станет решающим фактором в обновлении механизма защиты прав и свобод на муниципальной уровне, что в свою очередь, стимулирует более динамичное и эффективное развитие правозащитной деятельности в структуре местного самоуправления.

Список источников

1. Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 года № 1940-П «По жалобе администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области и окружного совета депутатов того же муниципального образования на нарушение конституционных прав и свобод законом Калининградской области «Об организации местного самоуправления на территории балтийского городского округа» и частью 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 18. Ст. 2093.

2. Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1990. 402 с.

3. Галиев Ф. X. Правовая культура и правовое государство // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2 (36). С. 52-58.

4. Булатов Р. Б. Конституция Российской Федерации: поправки 2020 г. и их значение : учебное пособие / Р. Б. Булатов. СПб. : ГУАП, 2023. 232 с.

References

1. Ruling of the Constitutional Court dated April 1, 2008 No. 1940-P «at the place of administrative management of the municipality «Baltic City District» Kalininingrad region and the district Soviet deputies of that municipality do not violate the constitutional rights and powers of local self-government «occupation» intercity self-government on the territory of the Baltic Water District» and private 4 of Article 27 of the federal the constitutional law «On the judicial system of the Russian Federation», as well as at the place of disembarkation of N. A. Gorshenina, N. I. Kabanova and others do not cause constitutional inflows by the law of the Kaliningrad region» // The collection of ingenuity of the Russian Federation. 2008. No. 18. Art. 2093.

2. Salnikov V. P. Legal culture: theoretical and methodological aspect: Abs. ... Doctor of Philosophy. Jurid. Sciences. L., 1990. 402 p.

3. Galiev F. H. Legal culture and the right attitude // the right attitude: theory and practice. 2014. № 2 (36). P. 52-58.

4. Bulatov R. B. The Russian Federation Constitution: amendments 2020 meaning: final position / R. B. Bulatov. SPb. : GUAP, 2023. 232 p.

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

Р. Б. Булатов - профессор кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, доцент, почетный работник сферы образования Российской Федерации;

С. С. Костычев - аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Information about the authors

R. В. Bulatov - Professor of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation;

S. S. Kostychev - Postgraduate Student of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Монография. Под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. 231 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Показаны концептуальные подходы к противодействию угрозам национальной безопасности России в условиях глобализации, раскрыты современные геополитические технологии обеспечения национальной безопасности России, изложены организационные основы противодействия угрозам ее безопасности.

Дан анализ политики обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. Раскрыты основные направления реализации современной политики национальной безопасности России, даны предложения по оптимизации и координации деятельности органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.

Книга адресована как научным работникам, сферой научных интересов которых являются проблемы глобалистики, геополитики и безопасности, так и специалистам, принимающим участие в разработке стратегических документов и реализации стратегических установок в сфере национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.