Научная статья на тему 'Правовые вопросы обеспечения психологической помощи в уголовно-исполнительной системе российской Федерации'

Правовые вопросы обеспечения психологической помощи в уголовно-исполнительной системе российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
894
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ И ЛАБОРАТОРИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережнова Н. Д.

В статье раскрыты правовые вопросы обеспечения психологической помощи, предложения по раскрытию содержания данной помощи в УИК РФ, организационные и правовые основы функционирования психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бережнова Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы обеспечения психологической помощи в уголовно-исполнительной системе российской Федерации»

4.УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бережнова Н.Д., к.пс.н., первый проректор Социально-экономического института, г. Москва.

Контакты автора: 8-916-977-91-81; 8-926-768-53-57

Аннотация. В статье раскрыты правовые вопросы обеспечения психологической помощи, предложения по раскрытию содержания данной помощи в УИК РФ, организационные и правовые основы функционирования психологических служб.

Ключевые слова: психологическая помощь, психологические службы и лаборатории.

В научном исследовании «Теоретические, организационные и правовые основы функционирования психологических служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» нами раскрыто содержание психологической помощи осужденным, которую составляют основные направления психологической практики, используемые в настоящее время психологами. При оказании психологической помощи осужденным должна решаться задача исправления осужденных с помощью современных научных методик и должны реализоваться только принципы уголовно-исполнительного права1. Анализируя правовые проблемы оказания психологической помощи необходимо отметить, что статья 12 УИК РФ, ч. 6.1 указывает: «осужденные имеют право на психологическую помощь», а психологическая помощь в трактовке толковых словарей является «духовным облегчением в результате беседы»2. Заметим, беседы, а не психотерапевтических сеансов. Далее, в ст. 12 УИК РФ, ч. 6.1 «участие в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия».

То есть законодателем было определено право осужденных на психологическую помощь, а не право на участие в психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятиях. А это значит, что психологи занимаются деятельностью, пока еще не отраженной в УИК.

Все перечисленные мероприятия активно внедряются в различных регионах РФ на основании нормативных актов Федеральной службы исполнения наказаний. Тогда как нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность тюремных

1Бережнова Н.Д. Реализация основных принципов и методов уголовно-исполнительного права с использованием методов психологической практики // Уголовное право. - 2005. - № 1.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. - Т. 2. - М: АСТ, Астрель, 2001. - С. 90.

психологов в других странах ориентируется на международные стандарты и документы иных Департаментов3. Более того, отделом психологической службы ФСИН ведется учет мероприятий, проведенных по инициативе осужденных и по инициативе психологов. По мнению Де-больского М.Г., отсутствие отказов от участия в подобных мероприятиях является показателем профессионального мастерства психолога4. Учеты мероприятий и инициатив сориентировали руководство психологических служб объединить такие понятия как «психотерапия» (метод лечения), «реабилитация» (восстановление социального статуса) в одно понятие «психологическая помощь» (духовное облегчение в результате беседы с психологом) с целью «улучшения взаимопонимания психологов»5. Таким образом, соединены три совершенно разных в трактовке понятия, представляющих совершенно разные направления работы. При чем, по каждому направлению внедряются западные технологии по психотерапевтическому воздействию на осужденных. Насколько это правомерно и насколько не противоречит ст.12, ч. 6.1 УИК?

Каким образом в нормативно-правовых документах можно учесть процесс адаптации и внедрения конкретных западных психотехнологий или целесообразность их применения?6 Мы предлагаем в ст.12, ч. 6.1 УИК внести дополнения с раскрытием содержания психологической помощи осужденным: «психологическая помощь осужденным оказывается при адаптации к условиям содержания, в преодолении конфликтов, нормализации психического состояния и нейтрализации отрицательных установок личности». Или после слов «психологическая помощь» добавить слова «в исправлении». Психологическая помощь в исправлении имеет совершенно обозначенный контекст последующих мероприятий по ее осуществлению. То есть любые мероприятия психологического характера будут направлены на развитие установки у осужденных на исправление, на необходимость отбывания наказания, на развитие чувства вины за содеянное преступление7.

Помимо этих вопросов возникает и ряд других. Так, например, если психологи Главка относятся к психологической службе, то психологи территориальных органов к психологическим лабораториям. Психологическая лаборатория является полигоном научных исследований, обобщением передового опыта, а предназначением психологической службы является непосредственная работа с сотрудниками и спецконтингентом. Почему взаомопод-менены назначения службы и лаборатории? Почему в одних ведомственных документах, касающихся работы территориальных психологов указаны психологические лаборатории, а в других психологические службы? В некоторых документах указаны психологические службы и далее в скобках (лаборатории).

3 Багреева Е.В. Историко-сравнительный анализ психологической практики в пенитенциарных учреждениях скандинавских стран и России, автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических, г. Рязань, 2006.

4 Обзор ГУИН Минюста РФ от 1 июня 2004 г. №18/53 -189.

5 Там же.

6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. - М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2004.

7 Антонян Ю.Н. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. - М., 1988. - С.31-32.

Актуальным является вопрос и о принудительных мерах психологического характера, где психологам действительно придется проявлять инициативу8.

В настоящее время это совершенно не возможно, потому что законодателем это не определено. Следует отметить, что осужденные, имеющие патологии характера, а патологии по своему содержанию схожи с психическими расстройствами, являются вменяемыми, но с наибольшим риском совершения новых преступлений. Поэтому на новом этапе развития российского уголовно-исполнительного права в области применения института ограниченной вменяемости уже вносились предложения о дополнении ст. 9 УИК РФ: «основные средства исправления применяются в сочетании с мерами психологопсихиатрического и лечебно-реабилитационного ха-рактера»9.

Анализируя материалы с методическими рекомендациями по организации психологической работы в колониях поселениях, следственных изоляторах, уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных учреждениях, воспитательных колониях и т.д. за 2005-2006 гг., можно сказать, что специфика работы психологических служб ориентирована на следующие виды работ: диагностика, консультирование, терапия и т.д. Те же направления работ используются и с сотрудниками. Поэтому в общих организационно-правовых предложениях по обеспечению деятельности психологических служб отличительных характеристик нет. Но есть определенный парадокс - психологическая служба ФСИН предлагает создание в территориальных психологических службах единый кабинет для работы и с осужденными, и с персоналом для оказания психологической помощи.

Конечно, эти вопросы требуют отдельной проработки с учетом этнических особенностей регионов, с учетом специфики каждого конкретного учреждения, с учетом материально-технического обеспечения психологических служб на местах и т.д. Кабинеты психологической помощи, по нашему мнению, можно будет сделать отдельно для сотрудников и отдельно для осужденных, при чем, не объединяя «жалюзи с портьерами» и «аквариум с террари-ем»10.

Следующий вопрос требует определенного правового обеспечения. Психологи УИС привлекают осужденных в качестве помощников психологов, при чем данная форма работы с осужденными поддерживается и одобряется отделом психологической службы ФСИН. Дебольский М.Г. отмечает, что действует принцип «равный помогает равному», психологи обучают осужденных для расширения круга лиц, способных оказать психологическую помощь. Но эта форма помощи или работы не отражена в правилах внутреннего распорядка, а появилась в результате значительного укрепления вертикальной структуры психологической службы УИС, что увели-

8 Бережнова Н.Д. Правовые проблемы функционирования психологической службы УИС и предложения по их решению // Человек: преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России, 2006. - № 3.

9 Чистяков А.А., Летунов В.Н, Шилов А.И. Сборник материалов круглого стола от 7-8 октября, 2004 г. «Соответствие законодательства Российской Федерации европейским стандартам в сфере медицинского обслуживания в уголовноисполнительной системе».

10 Типовое положение от 22 апреля 2005 г. О кабинете пси-

хологической помощи.

чило затраты времени на отчетность и не уменьшило объема работы. Когда потребуются отчетные документы с помощников психологов, то можно будет отследить работу принципа «равный помогает равному».

В настоящий момент пристального внимания к этим нововведениям со стороны юристов нет, поэтому в целях психологической безопасности и некоторых этических соображений мы предлагаем разработать положения о привлечении (или запрете привлечения) осужденных в качестве помощников психологов и, одновременно, личной ответственности психолога за распространение психологической информации и знаний спецконтингенту. В надежде, что проработка второй части этого предложения в плане прогнозирования противоправных действий со стороны психологически подкованных осужденных обозначит рамки правового поля данного взаимодействия.

Остается вопрос о расширении штатов местных психологических служб. На наш взгляд, предложения о расширении штатов за счет производства могут носить частный характер и рассматриваться на местном уровне экономистами учреждений УИС. Мы же предлагаем решение этого вопроса за счет той структуры, которая есть, так как в настоящее время экономические условия не позволяют введение новых единиц. По приказу от 26 марта 2001 г. №99 « О создании межрегиональных психологических лабораторий» было создано двенадцать лабораторий (примерно в каждой 2-3 области и 2-3 краю). В Южнофедеральном округе - 8 республик, 3 области и 3 края. Поэтому мы предлагаем распределение нагрузки не по месту отдаленности, а по объему работы. И, одновременно, сокращение лабораторий до 8. Как это было указано в приказе от 26 января 2000 г. №14 «О совершенствовании структуры и деятельности психологических службы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ», в пункте 15: «Создать в течение 2000 - 2001 г. восемь региональных базовых лабораторий».

Что касается вопроса о том, кто будет реализовывать организационно-правовые предложения, то при наличии настоящей структуры: федеральный уровень - 6 человек, региональный уровень - 207, психологические отделы при образовательных учреждениях - 37, межрегиональные службы - 84, психологи управления - 87, психологи ОСН - 88. Общее количество психологов высшего и среднего управленческого звена - 503 человека. Таким образом, 503 человека курируют 1796 (общая численность психологов на местах)11.

Есть еще определенные проблемы в плане оказания психологической помощи. В правилах внутреннего распорядка указано право осужденных на психологическую помощь, об участии сотрудников психологических служб в распределении осужденных по отрядам.

Для сравнения можно поинтересоваться у психологов на местах о том, сколько осужденных и сотрудников к ним прикреплено для психологической работы?

В правилах внутреннего распорядка не указано, что сотрудники психологических служб могут осуществлять личный прием осужденных для оказания психологической помощи или для психотерапии. На воспитательную работу выделяется один час, но не указано, что данная работа проводится совместно с психологом. Следует отметить, что воспитательная и психологическая работы связаны одной целью - исправлением осужденных. Рассматривая этот процесс по определенным позициям, за-

11 Дебольский М.Г. организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе. — Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005.

метим, что степень исправления и исправление рассмотрено в литературе в рамках следующих позиций: доказал свое исправление; встал на путь исправления; злостный нарушитель и т.д. Выводы об исправлении строятся на оценке отношений осужденного к воспитательным мероприятиям, труду, режиму. На наш взгляд, это больше относится к адаптации к условиям пребывания осужденных в учреждениях УИС. Учитывая то, что степень исправления - это мера, сравнительная величина чего-либо, а уровень - это степень величины, развития, значимости (толковый словарь Ожегова) мы дали определение уровня исправляемости как степени изменения личностных характеристик и принятия личностью общественных норм, ценностей. «Степень изменения личностных характеристик» это не только изменение личностных свойств позитивной направленности, это, прежде всего, самосознание себя, свих действий и поступков.12

Принятие личностью общественных норм, ценностей - это осознание своей вины, осознание необходимости отбыть наказание и исправиться, поэтому в степень исправленности необходимо включить отношение к наказанию.

Рассматривая далее правовое обеспечение психологической помощи, необходимо отметить, что работа психолога должна определяться не только определенными социальными заказами, но и результатами мониторингом современных проблем УИС. Исследование современных проблем УИС выявило проблемы гуманизации исполнения наказаний, риск усиления влияния преступных группировок, рост умышленного причинения вреда здоровью, увеличение количества осужденных с патологиями характера и т.д. Наше исследование показало недостаточное оснащение информационной системы, обеспечивающей мониторинг криминологических проблем, криминологических прогнозов и разработку эффективных предупредительных мер, исследованы кадровые и другие проблемы, а также роль психологических служб в их решении. Это позволило нам разработать предложения (организационные меры) по решению организационных проблем и предложения (правовые меры) по решению правовых проблем функционирования психологических служб УИС. Данные предложения рассматривались в рамках взаимоотношений: психолог - психолог; психолог - сотрудник; психолог - осужденный13. Но помимо указанных взаимоотношений должны рассматриваться и взаимоотношения с структурными подразделениями14. Потому что смысл психологической работы нарушается, если она идет в отрыве от других структурных подразделений учреждения и от основных направлений работы учреждения. В связи с этим возникает вопрос о требованиях к психологи-

12 Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник. 1999. - С. 254.

13 Бережнова Н.Д. Организационные проблемы функционирования психологической службы УИС и предложения по их решению // Человек: преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России, 2006. - № 2.

14 Барабанов Н.П., Кутуков С.А. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структурных под-

разделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. - С. 135-136, 227-234.

ческой информации для работы сотрудников с осужденными.

Отвечая на данный вопрос, необходимо остановиться на общих требованиях, предъявляемых к использованию информации: конфиденциальность и использование в целях исправления. Подробное назначение психологической информации описано в монографии «Развитие исправительно-психологической практики в российской уголовно-исполнительной системы: экспериментальнопсихологической исследование» и представлено в виде схемы №2, стр. 208: для воспитательной работы должна предоставляться информация о личности осужденного; для общеобразовательного обучения эта информация дополняется данными об особенностях восприятиях, мышления, памяти; для оперативной работы информация о склонности осужденных к противоправным действиям, неадекватным реакциям и т.д.15

На наш взгляд, к основным требованиям к самой информации относятся: сбор информации должен учитывать определенный «заказ» структурных подразделений; информация должна быть обработана с учетом всех требований к психодиагностике; интепретация данных не должна быть сложной в восприятии; должна быть зафиксирована документально, при необходимости уточнена; информация должна иметь строгое назначение, достоверность; план использования, ответственность за распространение в личных целях; после использования информации необходима обратная связь о результатах ее применения.

Проблема организационно-правового обеспечения

функционирования психологических служб имеет теоретическое и практическое значение. Без тщательного научного анализа всего комплекса возникающих при этом связей и отношений нельзя создать эффективную систему функционирования психологических служб, отвечающую современным требованиям.

Таким образом, необходимость правового обеспечения оказания психологической помощи в УИС обусловливается рядом организационных проблем.

Анализ современных проблем уголовно-

исполнительной системы Российской Федерации и изучение опыта работы психологов выявил определенные вопросы, решение которых остается без участия. Психологи не работают с осужденными, находящимися в повышенном уровне изоляции, не изучают причины ухудшения состава осужденных, роста организованной преступности и усиления влияния различного рода преступных группировок. В научно-исследовательскую деятельность психологических служб не включены вопросы изучения различных негативных явлений, возникающих в результате проведения определенной политики по гуманизации исполнения наказания и расширения прав осужденных.

По нашему мнению, деятельность психологов учреждений УИС должна включать в себя направления работы, продиктованные современной спецификой данных учреждений, а именно: психологический прогноз и профилактику негативных явлений; участие в предупредительной деятельности совместно с другими структурными подразделениями на основе разработанных планов взаимодействия. В 2004 году были изданы монографии Бережновой Н.Д. «Развитие исправительно-

психологической практики в российской уголовноисполнительной системе: теоретико-методологический под-

15 Бережнова Н.Д. Развитие исправительно-психологической практики в российской уголовно-исполнительной системе: теоретикометодологический подход. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2004.

ход» и «Развитие исправительно-психологической практики в российской уголовно-исполнительной системе: экспериментально-психологическое исследование». В августе 2006 года на Всероссийском учебнометодический сборе (УМС) начальников психологических служб территориальных органов ФСИН России, где в числе актуальных задач психологической службы на 2006 - 2007 гг. поставлены задачи, указанные ранее в монографиях Н.Д. Бережновой: психологическое обследование всех поступающих в СИЗО и исправительные учреждения осужденных; выявление лиц, нуждающихся в экстренной психологической помощи и постановке на профилактический учет; изучение психологических причин пенитенциарной преступности и разработка рекомендаций по снижению ее уровня; проведение мониторинга социально-психологической обстановки в местах лишения свободы; внедрение психокоррекционных программ для различных категорий осужденных; психологическое обеспечение персонала.

Очень важно, когда результаты диссертационных исследований внедряются в атмосфере созидания теории и практики. Важно и то, что психологи занимаются исследованием проблем правового обеспечения психологических служб, как структурных подразделений правоохранительных органов, в то время как ученые-юристы исследуют психологические особенности рецидивистов, террористов и преступников различных категорий.

Список литературы:

1. Антонян Ю.Н. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. - М., 1988. -С.31-32.

2. Багреева Е.В. Историко-сравнительный анализ психологической практики в пенитенциарных учреждениях скандинавских стран и России, автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических, г. Рязань, 2006.

3. Барабанов Н.П., Кутуков С.А. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. - С. 135-136, 227-234.

4. Бережнова Н.Д. Организационные проблемы функционирования психологической службы УИС и предложения по их решению // Человек: преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России, 2006. - № 2.

5. Бережнова Н.Д. Правовые проблемы функционирования психологической службы УИС и предложения по их решению // Человек: преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России, 2006. - № 3.

6. Бережнова Н.Д. Развитие исправительнопсихологической практики в российской уголовноисполнительной системе: теоретико-методологический подход. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2004.

7. Бережнова Н.Д. Реализация основных принципов и методов уголовно-исполнительного права с использованием методов психологической практики // Уголовное право. - 2005. - № 1.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. - Т. 2. -М: АСТ, Астрель, 2001. - С. 90.

9. Дебольский М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-

исполнительной системе. — Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005.

10. Обзор ГУИН Минюста РФ от 1 июня 2004 г. №18/53 -189.

11. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник. 1999. - С. 254.

12. Типовое положение от 22 апреля 2005 г. О кабинете психологической помощи.

13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. - М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2004.

14. Чистяков А.А., Летунов В.Н, Шилов А.И. Сборник материалов круглого стола от 7-8 октября, 2004 г. «Соответствие законодательства Российской Федерации европейским стандартам в сфере медицинского обслуживания в уголовно-исполнительной системе».

РЕЦЕНЗИЯ

На этапе становления и развития психологические службы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации сталкиваются с важными правовыми вопросами обеспечения психологической помощи как осужденным, так и сотрудникам УИС. Автор раскрывает данные вопросы и представляет отличительные характеристики психологической помощи и психотерапевтической работы, предлагает отход от психологических направлений работы, не определенных законодателем, через раскрытие содержания психологической помощи, в которой основная идея автора «помощь в исправлении» параллельно идет с задачами пенитенциарной системы.

Бережнова Н.Д. обращает внимание на организационные вопросы функционирования психологических служб, выносит предложения по изменению структуры самой службы для кадровой ротации и улучшения взаимодействия с другими структурными подразделениями. В статье обозначены акмеологические проблемы психологов УИС и интегративный подход в выработке алгоритмов психологической практики в пенитенциарной системе. Данная статья представляет особый научный интерес и направляется для публикации в научный журнал, рекомендованный ВАК.

Начальник правового управления Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

О.В. Филимонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.