Научная статья на тему 'О необходимости внесения изменений в основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы'

О необходимости внесения изменений в основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
899
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативные правовые акты / приказ / уголовно-исполнительная система / кодекс / психологическая служба / normative legal acts / order / criminal-executive system / code / psychological service

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Светлана Владимировна Кулакова

Реалии функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обусловливают необходимость внесения своевременных изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие ее деятельность. Анализ современной ситуации подсказывает, что в такие правовые источники как Уголовноисполнительный кодекс РФ и приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы УИС» подобные изменения вообще никогда не вносились. В материалах статьи рассмотрены актуальные предложения в сфере нормативного правового регулирования функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Светлана Владимировна Кулакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to amend the basic normative legal acts regulating the activities of psychological service of criminally-executive system

The realities of the functioning of the psychological service of the penitentiary system of the Russian Federation necessitate making timely changes to the current regulatory legal acts regulating its activities. An analysis of the current situation suggests that such changes have never been made to such legal sources as the Criminal executive code of the Russian Federation and the Order of the Ministry of justice of the Russian Federation of December 12, 2005 № 238 «On the approval of instructions on the organization of the psychological service of the penal-executive system». fn the materials of the article the most relevant proposals in the sphere of normative legal regulation of the functioning of the psychological service of the penal-executive system are considered.

Текст научной работы на тему «О необходимости внесения изменений в основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10153

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Светлана Владимировна КУЛАКОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Реалии функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обусловливают необходимость внесения своевременных изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие ее деятельность.

Анализ современной ситуации подсказывает, что в такие правовые источники как Уголовноисполнительный кодекс РФ и приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы УИС» подобные изменения вообще никогда не вносились.

В материалах статьи рассмотрены актуальные предложения в сфере нормативного правового регулирования функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, приказ, уголовно-исполнительная система, кодекс, психологическая служба.

Annotation. The realities of the functioning of the psychological service of the penitentiary system of the Russian Federation necessitate making timely changes to the current regulatory legal acts regulating its activities.

An analysis of the current situation suggests that such changes have never been made to such legal sources as the Criminal executive code of the Russian Federation and the Order of the Ministry of justice of the Russian Federation of December 12, 2005 № 238 «On the approval of instructions on the organization of the psychological service of the penal-executive system».

fn the materials of the article the most relevant proposals in the sphere of normative legal regulation of the functioning of the psychological service of the penal-executive system are considered.

Keywords: normative legal acts, order, criminal-executive system, code, psychological service.

Вот уже более двадцати пяти лет в рамках уголовно-исполнительной системы (далее — УИС, система) функционирует психологическая служба (далее — ПС). Как и в случае с другими службами ФСИН России, профессиональная деятельность психологов регулируется целым рядом нормативных пра-

вовых актов, определяющих организацию всех аспектов этой деятельности.

Бесспорно, что характер осуществления профессиональной деятельности пенитенциарных психологов претерпевает интенсивные динамические изменения, особенно в условиях постоянного реформирования как ФСИН России в целом, так и ПС в отдельности.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

108 -----------------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тем не менее на протяжении всего существования ПС УИС мы практически не наблюдаем актуальных, соответствующих действительности внесений изменений в основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность этой службы.

А если говорить конкретно, то необходимо отметить, что именно в два основных нормативных правовых акта, касающиеся деятельности психологов, изменения вообще не вносились — это Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ)1 и приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы УИС» (далее — Приказ № 238)2.

Объективные условия, таким образом, определяют необходимость вышеуказанных изменений, определенных на основании всестороннего анализа состояния функционирования ПС УИС на современном этапе.

Во-первых, данные изменения должны коснуться содержания УИК РФ. Так, необходимо изменить содержание ст. 9 УИК РФ «Исправление осужденных и его основные средства» с целью конкретизации самого понятия «исправление осужденных», представив его в редакции: «Исправление осужденных в пенитенциарных учреждениях — это системные мероприятия, осуществляемые сотрудниками УИС в условиях, соответствующих определенным законом режимным ограничениям, направленные на ресоциализацию осужденных, реализуемые мерами воспитательного, социального, психологического и медицинского характера».

В часть 2 ст. 9 УИК РФ необходимо приобщить к числу основных средств исправления оказание психологической помощи осужденным, подразумевая ее профилактическую направленность в виде помощи осужденным в адаптации к условиям пенитенциарного учреждения и их подготовку к освобождению (обучение бесконфликтным формам реагирования на неблагоприятные жизненные обстоятельства, формирование способности саморегуляции и мотивации к здоровому образу жизни, реабилитационные мероприятия по нарко- и алкогольной зависимости).

Часть 3 ст. 9 УИК РФ требует дополнения в части акцента внимания на индивидуальной работе с осужденными и может быть представлена в такой редакции:

«... с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления,

вида определенного судом наказания, особенности личности осужденного, его поведения, состояния здоровья, преобладающих моральных установок, жизненных перспектив после отбытия наказания, необходимости оказании ему помощи в разрешении основных жизненно важных проблем по социальной адаптации».

С целью придания комплексного (системного) характера работы с осужденными, болеющими социально-значимыми заболеваниями, необходимо внести соответствующие изменения в ч. 3 ст. 18 УИК РФ, в которой отмечено, что к осужденным к наказанию, указанным в части первой настоящей статьи, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинских комиссий применяется обязательное лечение.

Лечение этих заболеваний будет эффективным только при комплексном подходе, в ситуации участия психолога. Помощь со стороны психолога в данном случае определяется в психологической поддержке, психотерапевтических сеансах по устранению негативных эмоций, формированию приверженности к лечению, коррекции жизненных планов и т.д. Предлагается дополнить ст. 18 УИК РФ предложением о необходимости оказания данным категориям больных психологической помощи.

Далее, следует внести изменения в ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ, отграничив принцип добровольности обращения осужденного за психологической помощью от профилактического направления психологической работы со всеми поступающими в пенитенциарное учреждение осужденными, законодательно сделав его обязательным по аналогии с первичным медицинским обследованием.

Существующий принцип добровольности обращения за психологической помощью, с одной стороны, допускает отказ осужденного от психологического обследования, а с другой — обусловливает упреки в адрес психолога по поводу невысокого процента охвата психологическим обследованием спецконтингента. При чрезвычайных ситуациях (завершенные суициды, факты членовредительства и т.д.) психолог нередко обвиняется в недобросовестной работе (см. приложение к Приказу № 238, раздел VII «Критерии оценки деятельности ПС»). Кроме

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 109

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

того, наиболее дезадаптированный контингент, более всего нуждающийся в психологической помощи, как правило, и отказывается от работы с психологом либо ограничивается формальными ответами.

В пункте 21 приложения к Приказу № 238 отмечено, что «участие осужденного в психологических мероприятиях учитывается при определении степени его исправления, а также при применении к нему мер поощрения и взыскания. В случае отказа осужденного от взаимодействия с психологом последний реализует разъяснительную работу с целью корректировки мотивации осужденного. В случае полного отказа осужденного об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с ним в виде записи об отказе от участия в проводимых воспитательных мероприятиях».

В пункте 21 Инструкции в приложении к Приказу № 238 необходимо изменить формулировку отметки об отказе осужденного от участия в воспитательных мероприятиях на вывод об отказе от психологического обследования.

Важно также отметить, что изменения об обязательности прогностического и профилактического психологического обследования всех осужденных, впервые поступающих в данное исправительное учреждение, необходимы на уровне УИК РФ.

Во-вторых, изменения должны коснуться и содержания Приказа № 238.

Данные статистической отчетности ряда территориальных органов ФСИН России свидетельствуют о превышении нагрузки на одного психолога УИС (норма — 300—350 осужденных и персонала)3.

Анализ занятости 22-дневной рабочей недели при 8-часовом рабочем дне (см. Приложение № 2 к Инструкции Приказа № 238 МЮ РФ)4 свидетельствует о нереальности полноценного исполнения психологами служебных обязанностей, не говоря об углубленных обследованиях, профилактике суицидального поведения, научных исследованиях и т.д.5.

Кроме того, значительный объем времени работы психолога занимает делопроизводство. «Отчетных и предназначенных для осуществления контроля над деятельностью психологов» журналов, обязательных к заполнению без сокращения граф, установлено семь штук (раздел VI Инструкции к Приказу № 238 МЮ РФ)6.

Для укрепления ПС предлагается увеличить численность психологов психологических лабораторий исправительных учреждений исходя из

нагрузки на одного психолога осужденных и персонала в среднем 100 человек.

Надо рассчитать нагрузку и, соответственно, штатную численность психологов с учетом вида исправительного учреждения и других его особенностей (цели, степень режима, удаленность от крупных населенных пунктов и т.д.). Например, в колониях-поселениях, где у руководителя минимальные средства принуждения в отличие от режимных учреждений, роль воспитательных и психологических служб значительно выше для исправительного процесса осужденных.

Кроме того, предполагается более интенсивная работа с семьями осужденных как эффективный фактор психологического воздействия; следовательно, штатная численность психологов здесь должна быть больше, чем в других ИУ.

Необходимо скорректировать и сократить объем делопроизводства и формальной отчетности психологической службы.

Требуется пересмотреть цель и задачи функционирования психологов в следственных изоляторах, поскольку там содержатся лица, чья вина судом еще не доказана. Подготовку этих лиц к жизни в исправительных учреждениях можно расценить как психологическое давление, что противоречит требованиям УИК РФ.

В содержании Приказа № 238, на наш взгляд, необходимо закрепить положение о запрете сокращения длительности срока пребывания осужденных в карантине в ущерб времени и качества их психодиагностического обследования и адаптации.

Кроме того, в Приказе № 238 следует определить содержание и характер взаимодействия между психологическими лабораториями следственных изоляторов и исправительных учреждений. С целью оптимизации работы психологов исправительных учреждений и понижения временных затрат на психодиагностику осужденных необходима преемственность работы психологов СИЗО и исправительных колоний. Так будет значительно снижено количество дублирующих психологических исследований, повысится уровень необходимой информационной базы о личности каждого осужденного, меньше станет формальных характеристик, повысится эффективность исправительного процесса.

В рамках Приказа № 238 также целесообразно разработать и разместить единую форму психологической карты данных осужденных, поступающих в исправительное учреждение из следственного изолятора, и конкретизировать задачи, поставленные перед психологом.

110

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

И наконец, в целях повышения профессиональной деятельности психологов, оптимизации их служебного статуса, уровня социальной защищенности и в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ7 предлагается перевести сотрудников психологической службы в отдельную категорию и установить дополнительную выплату за непрерывную службу в указанных должностях за выслугу:

■ 2 года — в размере 10% оклада по замещаемой штатной должности;

■ 5 лет — в размере 20% оклада по замещаемой штатной должности;

■ 7 лет — в размере 30% оклада по замещаемой штатной должности;

■ 10 и более лет — в размере 50% оклада по замещаемой штатной должности.

Таким образом, в материалах публикации рассмотрен ряд мероприятий, необходимость которых обусловлена многолетней практикой функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Своевременность и полнота реализации указанных изменений в основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы, не только позволят устранить недостатки, свойственные службе в целом, но и безусловно повысят эффективность ее функционирования.

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017 г.) // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12940/ (Дата обращения: 11.07.2018)

2 Приказ Министерства юстиции РФ от 12.12.2005 г. № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы УИС» // https:// www.vcom.m/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_mirnber=B0504042 (Дата обращения: 11.07.2018)

3 Приказ Минюста России от 03.05.2007 г. № 86 Приложение № 1 Форма ПС-1 полугодовая «Отчет о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы за 2013 — 2017 гг.» // base.garant.ru/70162766/ (Дата обращения: 11.07.2018)

4 Приказ Министерства юстиции РФ от 12.12.2005 г. № 238...

5 Пояснительные записки к отчету ПС-1 по итогам работы психологических служб территориальных органов ФСИН России за второе полугодие 2017 г.

6 Там же.

7 Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников не которых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) / СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2620; № 22. Ст. 2066; № 27. Ст. 2700) // www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37361/ (Дата обращения: 11.07.2018)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Барчуков И.С., Барчукова Г.В., Назаров Ю.Н. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 295 с.

ISBN 978-5-238-02790-6

Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам обучения физической культуре, использованию информационных образовательных технологий в физическом воспитании студентов.

Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической культуре и спорте.

Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.