Научная статья на тему 'Правовые установки личности и их влияние на социально-правовую активность (на примере суда присяжных)'

Правовые установки личности и их влияние на социально-правовую активность (на примере суда присяжных) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые установки личности и их влияние на социально-правовую активность (на примере суда присяжных)»

Верстова Марина Викторовна

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры социальной психологии и социологии управления факультета управления Кубанского государственного университета

Правовые установки личности и их влияние на социально-правовую активность (на примере суда присяжных)

В. статье приведены результа-I ты анализа исследования связи правовых представлений личности с готовностью человека к проявлению активной позиции в обществе в сфере правовых отношений. В частности, нас интересовал вопрос специфики обыденного правового сознания людей согласившихся и отказавшихся принять участие в работе коллегии присяжных заседателей. Актуальным, на сегодняшний день, является изучение «обыденного правового сознания личности» (Н.Г. Янова) в связи с рассмотрением готовности человека проявить активное сознательное самоопределение в данной ситуации.

Возрожденный в России суд присяжных заседателей, привлек внимание исследователей, изучающих психологические аспекты правового сознания людей, которые наряду с судьями, участвуют в рассмотрении дела с целью решения вопросов о том: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния и др. (О.А. Гулевич, О.В. Соловьева).

В нашем исследовании под правовым сознанием личности понимаем совокупность знаний, представлений о праве, его оценок и чувств по отношению к нему, а также сценариев поведения в правовой сфере. Особый интерес представляет выделение специфического вида обыденного правового сознания, в котором, знание права замещается «бытовыми» представлениями (В.Л. Васильев, М.И. Еникеев). А.Н. Славская, О.А. Гулевич отмечают, что рассмотрение правового сознания через исследование правовых представлений личности может явиться «психологической» интерпретацией данного понятия.

Выбирая поведение, человек опирается на

свои представления о мире, его устройстве и возможные последствия своей активности. Поведение в правовой ситуации определяется спецификой обыденных правовых представлений. Существенным фактором, влияющим на поведение субъекта в конкретной правовой ситуации является его представление о себе в контексте данной ситуации (Е.В. Улько). Итак, в работе делаем акцент на субъектную активность человека, проявляющуюся в его интерпретациях в ситуации правового выбора.

Объектом исследования выступили смысловые образования личности в сфере ее правовой активности. Предмет исследования является правовые представления личности, ее смысложиз-ненные ориентации в связи с установкой к участию в суде присяжных. Гипотезой исследования послужило: связь между установкой личности действовать определенным образом в конкретной правовой ситуации с ее более широкими социально-правовыми представлениями имеет неоднозначный характер; люди, согласившиеся участвовать в суде присяжных заседателей, отличаются от отказавшихся, характером субъективных представлений о данной ситуации; согласившиеся отличаются от отказавшихся смысложиз-ненными ориентациями.

Таким образом, исходя из проведенного теоретического анализа, мы предполагаем, что установки личности в конкретной правовой ситуации, выступая в качестве элемента правового сознания, способны обеспечить связь между правовыми представлениями и активностью личности в предлагаемых социумом правовых ситуациях. Данное предположение определяет стратегию исследования, заданную практикой, например, связи отношения между правовыми представлениями личности и их установкой (как поведенческого компонента) применительно к конкретной

_156

правовой ситуации.

Эмпирической базой исследования выступили 182 жителя (60 мужчин и 122 женщины) Краснодарского края в возрасте от 25 до 65 лет, которые в соответствии с действующим законодательством могут исполнять обязанности присяжных заседателей.

На первом этапе изучали установку личности к конкретной ситуации предложения участвовать в суде присяжных. Метод - анкета, позволяющая выявить отношение к когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому компонентам установки.

На основе готовности участия были выделены группы испытуемых: согласившихся и отказавшихся. Выявлены различия в представлении и отношения к ситуации участия в суде. В когнитивном компоненте основные различия касаются представлений о возможностях и роли суда присяжных как социального института и собственной позиции (согласившиеся - отличаются верой в возможность эффективности выполнения судом своих функций (85%), осведомлены о характере работы роли и функций суда присяжных (85%). Участие в суде, связывают с восстановлением справедливости в обществе, получение новых знаний, впечатлений; отказавшиеся - у большинства отсутствует осведомленность (56,1%), вторая часть группы (43,9%) осведомлена о характере работы суда. В группе отсутствует вера в справедливость суда присяжных (90,3%). В представлении о характере своего возможного участия в качестве заседателя испытуемые отмечают недостаточность своей компетентности в правовой сфере (36,6%), участие в суде, это для них «пустая трата времени» (34,1%). В эмоциональном компоненте различия связаны с эмоциональной окраской восприятия ситуации, переживанием испытуемым морального удовлетворения или неудовлетворения (согласившихся - преобладает позитивное эмоциональное отношение к ситуации. Отмечаются эмоции радости (44%), гордости, чувство ответственности (23%), интереса (34%); отказавшихся - эмоциональное отношение имеет отрицательный (69,5%) либо нейтральный фон (28%), характер эмоций - раздражение, недовольство, сомнение.

Таким образом, установлено, что группы «согласившиеся» и «отказавшиеся» являются неоднородными. За готовностью к одинаковому виду поведения в ситуации предложения участвовать в суде присяжных лежат различия в характере представлений о ситуации и отношения к ней (когнитивный и эмоционально-оценочный компонент установки).

На втором этапе мы изучали характер широких социально-правовых представлений испытуемых (представления о правовом устройстве общества в аспектах: законность, правопорядок, справедливость, власть). За основу анкеты мы взяли разработанную М.Л. Гайнером анкету и модифицировали ее. Анкета включала в себя общие сведения о респонденте (пол, возраст, образование, профессия) и три раздела, соотносимые с трехкомпонентной моделью правового сознания. Методика семантического дифференциала, для изучения эмоционально-оценочного отношения испытуемого к изучаемым явлениям. Объектами оценивания явились понятия «закон», «власть» - система правового регулирования; «справедливость», «правда» - система нравственного регулирования.

На третьем этапе изучались смысложизненные ориентации личности.

Основные результаты и выводы исследования:

Люди с различной поведенческой установкой к участию в суде присяжных заседателей отличаются разноуровневыми смысловыми образованиями личности: характером представления и отношения к данной ситуации, общими правовыми представлениями и ценностными ориентациями. Готовность или отсутствие готовности личности участия в суде присяжных, проявляется в особенностях когнитивного (понимание роли суда присяжных в обществе, понимание конкретной правовой ситуации и своей позиции в ней) и эмоционально-оценочного (позитивным/негативным отношением респондента к данной ситуации) компонентов установокличности.

На основе сочетания компонентов установки (когнитивного и эмоционального), характера правовых представлений личности применительно к конкретной правовой ситуации можно выделить несколько групп испытуемых. Многообразие групп определяется спецификой правовых представлений и установками личности.

Согласившиеся принять участие в суде присяжных:

«Борцы за справедливость» характеризуются проявлением правовой активности, свойственно ответственность, эмоционально-положительный настрой в ситуации, охотно выражают согласие на участие. Значимыми критериями является знание законов и требование, что должно быть по закону. Участие связывают с возможностью восстановления справедливости в обществе. Характерно положительное восприятие справедливости и отрицательное власти, но, несмотря на негативное отношение, понятие власть оценивается как «сильный» и «активный» объект. Характери-

157

зуются высоким уровнем осмысленности жизни, умением ставить цели и ориентированностью на будущее, им свойственно планирование в соответствии с поставленными целями, проявление активности на основе опыта прошлого, настоящего и принятием ответственности за выбор.

«Социальные активисты» ориентированны на переживаемые собственные эмоции, связанные с ситуацией, отличаются чувством гордости и радости за право на участие в правовой жизни. Своей активной социальной позицией реализуют свои потребности в общении и взаимодействии, отмечая уверенность в своих возможностях, и наличие своей полезности для общества. Власть в отличие от других понятий воспринимается негативно, но оценивается высоко факторами «Сила» и «Активность» в СД; закон ассоциируется с правосудием и справедливостью, но не с властью. Несмотря на наличие желания быть социально-активным, группа отличается наличием низких показателей осмысленностью прошлого, настоящего и будущего, редко ощущают себя хозяевами жизни.

«Познаватели» - представляя себя в ситуации отличаются направленностью на проявление познавательной активности. Выделяются нейтральным отношением к ситуации, характер переживаемых эмоций - интерес и радость. Основной характеристикой по сравнению с другими группами является самая маленькая дистанция между изучаемыми понятиями (законом, справедливостью, властью, правдой), что свидетельствует о близости в сознании испытуемых правовых и моральных категорий. Испытуемым свойственно осмысленность настоящего, низкие показатели осмысленности прошлого и будущего, прошлым не удовлетворены, но настоящее воспринимается как интересное событиями, а планы на будущее плохо представляемы.

Отказавшиеся принять участие в суде присяжных:

«Нигилистам» характерна негативная установка к участию ситуации. Отсутствует вера в справедливость судебных решений. Характерен скептицизм и неверие действиям закона в оценки его возможностей. Позиция к ситуации определяется как негативная, характер эмоций - раздражение, недовольство. Группе свойственна тенден-

ция к противопоставлению моральных категорий правовым (значительное расстояние «закон»? «справедливость», и маленькая дистанция между «справедливостью» и «правдой», характерной чертой является низкая оценка объекта «закон» по фактору «Активность»). Отличаются смешанностью типов осмысленности жизни (низкие и высокие показатели шкал «Цели», «Процесс», «Результат»), но отличаются неудовлетворенностью жизнью в настоящем.

«Деловым» характерно проявление сосредоточение на собственной профессиональной деятельности. Не представляют себя в ситуации, т.к. для них это отвлечение от значимых дел. Отличаются эмоционально-нейтральным и слабо-отрицательным отношением к суду. Характерной особенностью испытуемых является самая большая семантическая дистанция между понятиями «закон» и «правда», «правда» и «власть». Правовые объекты вызывают желание избегания, удаления. Характерно высокий уровень осмысленности жизни, умеют ставить цели и ориентироваться на будущее, умеют придавать значение осмысленности жизни, имеют свободу выбора и возможность свободно распоряжаться своей жизнью.

«Эмоционально-тревожным» значимо в ситуации обращение к внутреннему эмоциональному миру. Концентрируют свое внимание и внимание окружающих на переживаемых, связанных с ситуацией, эмоциях. Отказываются из-за боязни и не желания нарушить собственный душевный комфорт. Категорию «закон» воспринимают нейтрально, «власть» в целом оценивают высоко и положительно по всем семантическим факторам. В отличие от других групп в сознании испытуемых правовые категории («закон» и «власть») между собой сильно различаются. Группе соответствует низкий уровень осмысленности жизни, низкая направленностью на будущее и отсутствие представления о себе как о хозяине жизни, которую можно контролировать, отличаются низким уровнем самореализации.

Полученные данные подтверждают мысль о характере установки личности по отношению к конкретной ситуации, которая определяется в соответствии с правовыми представлениями личности о правовой ситуации в целом.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.