Научная статья на тему 'Психолингвистический аспект исследования судебной речи'

Психолингвистический аспект исследования судебной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пищальникова Вера Анатольевна

Статья посвящена обоснованию нового подхода к анализу речей в суде с участием присяжных заседателей. Исследуются результаты эксперимента по восприятию юридической лексики, анализируются структурно-содержательные особенности речей защитников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the theoretical experimental investigations of judicial speeches

The article is devoted to the substantiation of a new approach to the court speeches' analysis with jury's participation. The results of the experiment aimed at legal vocabulary perception are studied by the author. Structural and content pecularities of defenders' speeches are also analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Психолингвистический аспект исследования судебной речи»

В.А. Пищалинакбва Психолингвистический судебной речи

аспект

исследования

Для выявления специфических факторов, шияющих на организацию судебной оечи, нами был проведен прямой ассоциативно-эмоциональный эксперимент. В эксперименте участвовало 160 реципиентов-неюристов (студенты разных курсов и факультетов вузов Барнаула) и 50 юристов - судей, адвокатов, работников прокуратуры Барнаула (реципиенты разного возраста и пола). В эксперименте а) выявлялись составляющие смысловых ассоциаций, связанных с юридической лексикой, б) определялся характер эмоций, вызываемых юридической терминологией. Заданная в инструкции последовательность операций предполагала:

1) предъявление каждому испытуемому анкет с предложенным набором слов (приговор, свидетель, виновный, воздух, азартные игры, предать суду, честь, море, судья, изобличить, колыбель, оговор, правосудие, добро, преступление, обвинение, участь, ложный вывод и др., всего 40 слов);

2) запись испытуемыми ответа, адекватного их ассоциативным и эмоциональным представлениям о приведенных словах по шкале: + (положительные), - (отрицательные) или + / -(нейтральные). •

При исследовании закономерностей восприятия юридической лексики нами отобраны слова, используемые судебными ораторами в их выступлениях (юридическая терминология, профессиональные устойчивые сочетания). Эти слова перемежались случайными лексемами, использование которых в эксперименте не позволяет испытуемым создать смысловое «юридическое» поле, т.е. эксперимент становится более чистым. Мы целенаправленно анализировали только лексику речей, произнесенных юристами в суде с участием присяжных. С помощью используемой в судебных речах лексики, по нашему предположению, адвокаты формируют у присяжных отрицательную эмоциональную доминанту, на бале которой и

осуществляется процессуальное поведение присяжных.

При обработке первой части эксперимента были исследованы все слова-стимулы. Кроме гого, была проведена количественная обработка данных по эмоциональным оценкам слов-

стимулов. Данные эксперимента сведены в таблицы.

Результаты эксперимента показывают, что большинство реципиентов-неюристоь ассоциативно связывает юридическую лексику с судопроизводством. Например: приговор - суд (31 из 50); предать суду - обвинить (14), осудить (13), судебный процесс (10); вынести приговор - суд (13), обвинить (13). Менее частотны ассоциации реципиентов, связанные с отрицательными эмоциями: приговор - ужасно, тяжело; предать суду - страх, не хочу, безысходность, тяжело; виновный - жаль, плохо, несчастный и т.п.

Подавляющее большинство испытуемых-неюристов негативно оценивает все слова, связанные с юриспруденцией. Например: приговор - 72%, обвинение - 65%, предать суду - 72%, свидетель события - 45%, вынести приговор - 59% и т.п. Находящиеся в одном ряду стимулов слова, не относящиеся к юридической лексике, в то же время оцениваются как нейтральные или положительные: воздух - 69% положительных реакций, птица - 90%, чайник - 69%, весна - 83%, море -90%. Следует отметить, что слово «правосудие» 45% опрошенных оценили негативно, 34% - положительно при подавляющем большинстве ассоциатов закон, суд, судья. Это объясняется «правовым нигилизмом», получившим широкое распространение в нашей стране ь настоящее время, негативным отношением к отечественному правосудию, отразившемуся и в ассоциатах: то, чего нет, где оно? неправдоподобно, продано, редкость. Характерно, что при этом 76% юристов оценивают слово «правосудие» положительно. Если сравнивать этот результат с результа-

тами ассоциативного экспеоимента с неюристами, он может вселить оптимизм, однако нужно помнить, что 10% неюристов дали отрицательные оценки слова.

Подавляющее большинство юристов, как и неюристов, связывает юридическую лексику с процессом судопроизводства, однако этой сферой юристы на ограничиваются: приговор - суд (29), судья (13), зал суда (12), вердикт (6); поедать суду - обвинить (14), наказать (13), преступник (12); виновный - преступник (17), убийца (13), осужденный (19). Различия между юристами и неюристами выявляются и при оценке предложенных юридических терминов. Как правило, неюристами они оцениваются положительно или нейтрально: виновный - 62% положительных, 10% нейтральных, 23% отрицательных; свидетель - положительных 52%, нейтральных 17%, 28% отрицательных, обвинение - 52% положительных, 10% нейтральных, 38% отрицательных. В некотоюых случаях оценки юридических терминов юристами и неюристами совпадают (приговор - 59% отрицательных при 31% положительных; вина - 59% отрицательных при 34% положительных и под.). Важно подчеокнуть, что в оценках неюоидической лексики разницы между разными группами испытуемых не наблюдается.

Таким образом, оезультаты эксперимента обнаруживают следующее:

1. В обществе сформировалось довольно устойчивое негативное отношение к существующему правосудию, что отражено в импульсивных (неподготовленных) реакциях испытуемых на слова-стимулы, являющиеся юридической терминологией или устойчивыми профессиональными сочетаниями нетерминологического содержания. Это нельзя не учитывать при формировании состава присяжных заседателей. Кроме того, при такой ситуации усиливается не только внимание к неукоснительному выполнению всех процессуальных требований в судебном заседании со стороны судьи, но и резко повышается роль защитительной речи, учитывающей возможность эмоционального воздействия на присяжных.

2. Эксперимент подтверждает возможность формирования в защитительной речи эмоциональных и смысловых домиьант на базе имеющегося у испытуемых конвенционального, устойчивого негативного отношения к отечественному правосудию.

Блестящее использование такой возможности было продемонстрировано выдающимися судебными ораторами XIX в. А.Ф. Кони, Ф.К. Плевако, П. А. Акимовым. ЕД. Спасовичем, С.А. Арсеньевым, Н.П. Карабчевским, А.И. Урусовым и другими. Мы проанализируем лишь одну речь Ф.Н. Плевако, произнесенную им в защиту Баки-ханова, чтобы продемонстрировать специфические приемы судебной защитительной речи и показать, насколько необходимо сейчас восстановление института красноречия судебного оратора, насколько от его умения убедить зависит судьба подсудимого.

Во введении задается необходимая адвокату эмоция, управляющая дальнейшим ее восприятием и пониманием. Содержание любого речевого произведения. как известно, представляется прежде всего на лексическом уровне, который, безусловно, в процессах понимания речевого высказывания является доминантным. Во всех пяти абзацах, составляющих введение первой части, доминируют юридическая лексика и юридические профессиональные устойчивые словосочетания. Эта лексика составляет 54% от общего числа лексем, тогда как в других частях речи - 23%: приговор (повторяется 3 раза), предать суду, ошибка судей, прокурор, предать подсудимого суду, пересмотр дела, высшая инстанция. В некоторых современных исследованиях, особенно западных, настойчиво подчеркивается мысль о том, что в защитительной речи следуем избегать юридической лексики, поскольку она мало понятна присяжным-неюристам [1]. Действительно, не следует перегружать речь узко специфической терминологией с неясным для присяжных значением. Однако использовать лексику, способную одновременно сфоомировать отрицательное эмоциональное поле и связать, объеди-

-шть его с возможностью неправого суда, как показывает опыт выдающихся судебных ораторов, просто необходимо. Таким образом неосознаваемо актуализируются чувство справедливости и негативные эмоции по отношению к суду, которые формируются вследствие незнания и боязни закона, низкой правовой культуры, непонимания юридических тонкостей и ряда других факторов. Помимо юридической лексики для достижения этой цели используется и иная, акцентирующая уже заявленное: ваше слово последнее, слово, переходящее в жизнь, смерть заживо, решающее слово, вывод неверный, ум и совесть судьи, слово - высший акт правосудия и справедливости и др. Это делается с учетом того, что присяжные заседатели, будучи представителями разных социальных страт общества, хотя и участвуют в судебных заседаниях и выносят вердикты, не вырабатывают профессионально нейтрального отношения к юридической терминологии. Важно отметить, что и фон семантическое содержание приведенных в качестве примера слов также негативно. В анализируемой части превышена частотность звуков /п/, /р/, /с/, которые, по данным исследований психо-шнгвистов, имеют доминантный признак «плохой» [2]. Таким образом, негативная эмоциональная доминанта в речи Ф.Н. Плевако в защиту Бакихано-ва актуализирует чувство тревоги за жизнь подсудимого.

Из предварительной информации об этом деле ясно, что веских доказательств виновности или невиновности Бакиханова у следстьия не было. Поэтому Ф.Н. Плевако обращается к а^итепШт ас! Ьюттет, т.е. к доказательству, основанному не на объективных данных, а рассчитанному на эмоции убеждаемых, в большей мере присяжных и судей.

Доминирующей эмоцией речевого произведения, как мы выяснили, является тревога, которая во введении акцентируется нагнетанием лексики, ассоциативно связанной с негативными эмоциями. В основной части речи эта эмоция заявлена в системе семантического противопоставления: «...не свиде-

тели события, а свидетели не подтвержденного на суде оговора»; «не судебный материал, а ...доказательство его отсутствия»; «Верить ли ему? Нет, верить нельзя» и др. Это противопоставление акцентирует недостаточность фактической базы для принятия вердикта присяжных, что и должно вызвать у последних чувство дискомфорта, тревоги, неуверенности при вынесении решения. С истиной оратор ассоциативно связывает оправдание Бакиханова, а с ложью - «смерть заживо». В последнем компоненте еще раз акцентируется эмоциональная доминанта речи - тревога. С той же силой, что и во введении, она возникает в заключительной части, которая по объему даже больше, чем основная. Это объясняется отсутствием явных доказательств и избранной оратором системой аргументации ас! Иоштеш. Плевако вновь обращается к чувствам присяжных Используется та же лексика, та же звуковая организация, что и во введении, когда формировалась эмоциональная установка, поскольку адвокату необходимо закрепить ее. В выводах эмоциональная доминанта опять акцентируется: «если подсудимый не изобличен... он выйдет оправданным»; «Вам говорят: вы знаете все! А я вам говорю: вы ничего не знаете». И далее идет сильнейшее эмоциональное давление на присяжных и судей: «И потому вы не подпишете приговора - рука дрогнет...». После таких слов у присяжных должно возникнуть, по крайней мере, чувство дискомфорта и желание вынести обязательно справедливый приговор. Но Плевако этим не заканчивает: «Я кончил свое ходатайство перед вами. Позвольте сказать еще два слова, вызванные особенностями данного процесса». Он обращается к характеристике личности убитого присяжного поверенного Старосельского (в подкупе его убийц был первоначально обвинен Бакиханов). «Покойный был борцом за право, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятны слезы осужденного, как благоухание кадильное? Нет... если невин-

ный выйдет отсюда оправданный... это будет лучшей тризной, лучшим надгробным памятником... какой воздвигнется тебе друзьями и соратниками твоими по бранному полю - за честь[» Для чего Плевако продолжил свою речь? Ответ мы видим в намеренной акцентуации выражения «за честь». Первый раз он употребляет его в связи с личностью покойного, второй - в свя зи с «друзьями и сооатниками» Таким образом, Плевако подводит присяжных к мысли, что, оправдав подсудимого, они выполнят то, к чему всегда стремился покойный: они будут бороться за честь невиновного (Бакиханов был оправдан). Следует отметить, что Плевако довольно часто пользуется отмеченным приемом нагнетания юридической лексики с целью 1) профессиональной выстроенности речи, смысловой струк-турации зачина ее, 2) формирования эмоциональной доминанты. которая регулирует и восприятие излагаемых фактов.

Таким образом, анализ речей выдающихся ораторов XIX в. (мы привели лишь один пример вследствие ограниченности статьи) показывает, что, во-первых, для Формирования внутренней убежденности, выгодной для судебного оратора, эффективна апелляция к эмоциям присяжных. В зависимости от конкретных обстоятельств осуществления судебного заседания избирается прямое или имплицитное эмоциональное давление на присяжных. Во-вторых, в защитных речах используется большое количество юридической лексики во вступлении речи с целью формирования негативного эмоционального отношения к возможному несправедливому отправлению правосудия. Мы не затронули в анализе широкое использование в речи элементов риторического искусства, поскольку закрепленность за ними определенного эмоционально-психологического содержания известна в науке давно и в рассмотренной речи свойство это целенаправленно эксплуатируется. Традиционные риторические приемы усиливают воздействие субъективных эмоциональных приемов, можно даже сказать, что они находятся в отноше-

ниях взаимной детерминации. Попытки анализа судебных (в частности защитительных ) речей советских адвокатов [3] позволяют отметит^ что композиция лучших из них традиционна и не отличается от эталонных образцов ораторов конца XIX в. Отчасти это может быть объяснено константностью, регламентированностью судебного процесса и, конечно, субъективными факторами' уровнем языковой компетенции и профессионализма оратора. Однако эмоциональное давление оказывается на судей, а потому характер доминирующих эмоций иной. Эмоции прежде всего связываются не с нормами морали, нравственности, а с соблюдением принятых в обществе идейно-политических норм и реализацией идеологических и социальных стереотипов. Частое обращение к букве закона вполне объясняется . jm, что приговор выносится профессиональными судьями. Следует отметить и ограниченное употребление риторических средств воздействия или отсутствие таковых в речи современных адвокатов.

Показательно, что с вводом института присяжных адвокаты быстрее, чем другие участники процесса, адаптируясь к новым условиям, вполне сознательно начинают использовать в своих речах приемы эмоционального воздействия на присяжных заседателей.

Сиавним две речи разных адвокатов, произнесенных на разных процессах, но с одинаковой целью: смягчения наказания обвиняемым в убийстве и разбойном нападении и пособничестве в убийстве.

В уголовном деле №74305 по обвинению Безгодова A.B. по ст. 212-1 ч. 3, 102 п. «е», 144 ч. 2, 218 ч. 1 УК и Вороны A.A. по ст. 212-1 ч. 3, 144 ч. 2. 18Р 4i 1, 218 ч. 1, 15-188 ч. 2 УК РФ содержится защитительная речь адвоката Б., произнесенная после оглашения вердикта присяжных:

«Мне поручена защита Вороны, он обвиняется по статьям 212-1 часть 3 144 часть 2, 189 часть 1, 15-188 часть 2 УК РФ. Вердиктом присяжных он признан виновным. По моему мнению. Ворона виновен только в сокрытии убий-

ства. В остальном Ворона вину не признал и пояснил, что Безгодов приехал к нему просить денег на свадьбу, вместе они поехали на пос. Южный, свернули на Борзовую в поисках денег у знакомых Вороны, в частности, Валдиса. В судебном заседании быля исследована справка о том, что Валдис в Борзозой Заимке в настоящее время не проживает. Не это не говорит о том, что Валдис там никогда не проживал1 Затем остановили машину, Ворона вышел, и последовал выстрел. Безгодов пояснил, что выстрелил нечаянно. Я не усматриваю согласованных действий между Безгодовым и Вороной. Считаю, что имели место неосторожное убийство и укрывательство. Это следует из показаний обоих подсудимых. Отсюда следует. что Ворона виновен в укрывательстве неосторожного убийства. Далее Вороне вменяется похищение имущества Б. Присяжные признали это доказанным. Я считаю, что после поездки на нефтебазу деньги были у всей компании, все покупали спиртное. Хищение вещей Б. не доказано. Кроме того, Вороне вменяется приобретение, ношение и хранение гранаты. По вердикту присяжных, Ворона не виновен в ношении и хранении гранаты. По побегу. Нет субъективной стороны - Ворона просто вылез отцепить простыню. Характеризуется Ворона положительно, не привлекался и не судим. В данном случае имела место просто крайняя необходимость. На основании статьи 461 УПК РФ председательствующий по делу может вынести оправдательный приговор, несмотря на обвинительный вердикт присяжных. По статье 189 часть 1 УК РФ я не оспариваю. У меня все».

Адвокат Б. продемонстрировала в своей речи все те традиционные и типичные ошибки, которые характеризуют неквалифицированную судебную речь. Прежде всего, в речи исследуются обстоятельства, по которым судебное заседание уже провело тщательное исследование. Вещественные доказательства убедительно продемонстрировали, что Ворона и Безгодов действовали умышленно, специально готовились к совершению убийства (подготовка ооу-

жия, сговор на угон машины, заготовленная Вороной веревка для связывания потерпевшего и др.). Поэтому отрицание доказанных фактов, никак не аргументированное, нр может ни поколебать решения присяжных, ни повлиять на характер вынесении приговора.

Неаргум цитированным выглядит и стремление адвоката снять с подсудимого обзинение в краже вещей потерпевшего: неважно, что на похищенные деньги пила вся компания, валено - и этот факт установлен, — что украл их Ворона. Присутствовавшие на допросе юристы и присяжные заседатели отмечали, что Ворона и Безгодов вели себя на процессе крайне цинично (достаточно отметить, что подсудимый Ворона, осуществляя свое право на вопросы к потерпевшему, спрашивает жену уби-тог о, когда у нее день рождения, демонстрируя полное презрение и к погибшему. и к боли его родных). И защи^ител! ная речь адвоката воспринимается присяжными как продолжение этого наглого отпирательства и желание ввести суд в заблуждение. Немаловажно и то, что речь адвоката неэмоциональна, состоит из штампов и клише, что не способствует ее положительному воздействию.

Выгодно отличается от только что рассмотренной речь адвоката И.И. Гу-сельникозой (уголовное дело №10198 по обвинению Гордымова В.Г. по ст. 102 п. «д», 15 - 102 п «д, з»). Прежде всего следует отметить, что адвокат умело использует актуализацию сложившихся в социуме стереотипов, морально-нравственных норм для создания определенного эмоционального настроя присяжных и отчасти председательствующего: она не исследует заново уже рассмотренные доказательства а пытается дать нравственную оценку поведения потерпевших на сЬоне актуализации некоторых социальных явлений, характерных для нашего современного социума. '<Прежде всего я хотела бы остановиться на причинах того, что произошло в ту ночь, никто не дал оценку этому поведению этой краже... Каким образом охраняется собственность в Тягуне? Свидетели нам сказали, что никаким, что заявлений о хищении очень много, но ни-

чего нельзя поделать Нет закона об охране собственности. Каждый защищает как может. Это нужно учесть». И.И Гусельникова привлекает внимание участников процесса к тому, что лкди совершенно не защищены законом. что они не имеют никаких законных средств борьбы с участившимися хищениями их имущества (скота, продукции огородов), а ведь - и это тоже отмечено в речи - в настоящее время, не получая зарплаты, люди вынуждены ^ществовать только на доходы от собственного хозяйства. Эта ситуация понятна каждому, более того, она эмоционально принимается как несправедливая. Сформировав эмоционально негативное отношение к самому поступку потерпевших, адвокат характеризует их как личности: "В 14 лет погибший был поставлен на учет в ИДН. В 14 лет ему дано было узнать, что он может кончить жизнь в чужом огороде. Погибшим нужно было заниматься вовремя, вовремя отвратить его от спиртного. Сейчас об этом говорить поздно. О Ко-лотове и говорить не приходится Он и сейчас находится под следствием за кражу. Шишлов до сих пор не сделал выводов из случившегося. Говорит, что ворует каждый второй».

Таким образом, защитником эффективно используется еще одно социально значимое противопоставление: работающие люди, создающие для себя и окружающих определенные блага, и изначально порочные бездельники, которые, ничего не создавая, не работая, обкрадывают первых. Это тоже вполне принимается эмоционально как хтрояв-ление сочувствия подсудимому, неосторожно убившему одного из потерпевших. Анализируемая речь выгодно отличается еще и тем, что в ней исследуются только те моменты доказательств, которые действительно остались в судебном разбирательстве непроясненными, которые можно интерпретировать по-разному: сколько

выстрелов прозвучало на самом деле (потерпевшие и свидетели давали противоречивые показания), в каком положении по отношению друг к другу находились потерпевшие в момент произведения выстрелов, время, в которое свидетели слышали выстрелы, и время, через которое следовали выстрелы, возможность перезарядки ружья за 2-3 секунды и т.п. В результате противоречивость в показаниях убедительно трактуется адвокатом как непраьдивость их, а это тоже способствует формированию определенного отношения к стороне потерпевших. Наконец, ИИ. Гусельникова использует для эмоционального воздействия на присяжных еще один расхожий стереотип - о некомпетентности и несправедливости работников милиции: «Далее считаю, что если бы у следователя была возможность доказать вину моего подзащитного, то он бы не тянул 8 месяцев, а справился бы в положенные 2». Этот довод психологически может, как показывает опыт, оказать воздействие и на судью, поскольку, к сожалению, работники судов жалуются на не всегда качественную работу следственных органов.

В связи с восстановлением института при< *жных и важностью эмоционального воздействия на них при формировании необходимой для вынесения ими вердикта психологической установки следует восстановить практику использования в судебных речах традиционных риторических приемов и способов аргументации.

Целесообразно ввести в курс психологии для студентов-юристов раздел, связанный с изучением суггестивных свойств речи на основе теории эмоций, и деловые игры, на основе которых они могли бы приобретать необходимые навыки построения и произнесения судебных речей.

Литература

1. Защитник в суде присяжных. М., 1997.

2. Журавлев А.П. Звук и смысл. М,, 1974.

3. Пишальникова В.А., Гаврнлин Г.Г.

Эмоциональная доминанта как структурообразующий фактор судебной речи // Человек. Коммуникация. Текст: Тез. докл. 2 Всероссийского научного семинара. Барнаул, 199Ь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.