Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТЛВЯЮЩЕМУ ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ'

ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТЛВЯЮЩЕМУ ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХОТА / РАЗРЕШЕНИЕ / ОХОТНИЧИЙ БИЛЕТ / ЛИМИТЫ ДОБЫЧИ / НЕЗАКОННАЯ ОХОТА / HUNTING / PERMIT / HUNTING TICKET / HUNTING LIMITS / ILLEGAL HUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ештокина И.В.

В настоящей статье будут рассмотрены правовые требования к лицу, осуществляющему охоту, а также некоторые особенности, определяющие порядок оформления разрешительных документов, необходимых для реализации права на добычу охотничьих ресурсов и отражено их влияние на увеличение числа нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ештокина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL DEMANDS TO A PERSON ENGAGED IN HUNTING

This article will consider the legal demands to a person engaged in hunting, as well as some features that determine the permits registration procedure required for the hunting right implementation and reflects their impact on the increase in the number of violations in the field of hunting and preservation of hunting resources.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТЛВЯЮЩЕМУ ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ»

УДК 349.6

Ештокина И.В. студент магистратуры 2 курса юридический институт научный руководитель: Григорьева М.В., к.юр.н. доцент ВАК, заведующая кафедрой «Земельного права и

экологических экспертиз» Красноярский государственный аграрный университет

Россия, г. Красноярск ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТЛВЯЮЩЕМУ ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ Аннотация: В настоящей статье будут рассмотрены правовые требования к лицу, осуществляющему охоту, а также некоторые особенности, определяющие порядок оформления разрешительных документов, необходимых для реализации права на добычу охотничьих ресурсов и отражено их влияние на увеличение числа нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Ключевые слова: охота, разрешение, охотничий билет, лимиты добычи, незаконная охота.

Eshtokina I. V. master's student 2 course, law Institute Krasnoyarsk state agrarian University

Russia, Krasnoyarsk Supervisor: Grigorieva M. V.

PhD in law associate Professor WAC head of the Department «Land law and environmental expertise»

Krasnoyarsk state agrarian University Russia, Krasnoyarsk LEGAL DEMANDS TO A PERSON ENGAGED IN HUNTING An abstract: This article will consider the legal demands to a person engaged in hunting, as well as some features that determine the permits registration procedure required for the hunting right implementation and reflects their impact on the increase in the number of violations in the field of hunting and preservation of hunting resources.

Keywords: hunting, permit, hunting ticket, hunting limits, illegal hunting.

Охота в Российской Федерации является одним из видов использования объектов животного мира и в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) включает в себя деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и

транспортировкой. 17

Одним из обязательных условий, способствующим рациональному использованию объектов животного мира является законность осуществления охоты, что в Российской Федерации предполагает соблюдение разрешительного порядка получения права на добычу охотничьих ресурсов.

Законом № 209-ФЗ и другими нормативно правовыми актами определены требования к лицу, изъявившему желание осуществлять охоту. В случае несоответствия установленных законодателем требований, лицо необходимую разрешительную документацию не получит и соответственно право на осуществление охоты у него не возникнет.

В случае осуществлении охоты без разрешительных документов, лицо будет являться правонарушителем, а в некоторых случаях и браконьером, что влечет административную либо уголовную ответственность.

Законом № 209-ФЗ определено, что охотником может быть признано физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственными реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. В случае если лицо, осуществляет обязанности, связанные с охотой и сохранением охотничьих ресурсов на основании гражданско-правового или трудового договора, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, он также будет приравниваться к охотнику.

Охотник или приравненное к нему лицо за исключением иностранных граждан, обязан иметь охотничий билет, разрешение на хранение и ношение оружия.

Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации от 16.11.2010 № 512 (далее - Правила охоты) установлены дополнительные требования к охотнику.

В соответствии с пунктом 3.2 Правил охоты при осуществлении охоты помимо установленных федеральным законом документов охотник обязан иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов (в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях), а при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях -разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку; в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными органами государственной власти или природоохранными учреждениями. 18

17 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

18 Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» (ред. от 21.03.2018) // Консультант Плюс: Законодательство.

Казалось бы, осуществлять охоту на законных основаниях, получив разрешительную документацию, не так уж и трудно. Однако на сегодняшней день можно смело констатировать, что количество выявленных случаев браконьерства в Российской Федерации, не смотря на высокую латентность таких преступлений возрастает. Число выявленных случаев нарушений правил охоты, содержащих в себе признаки административного правонарушения увеличивается.

Только в Красноярском крае с начала летне-осеннего сезона охоты 2019 года надзорными органами выявлено более 40 случаев нарушений правил охоты, и 6 дел передано в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. 19

Анализируя обстоятельства, способствующие совершению правонарушений и преступлений в области охраны и рационального использования диких животных, выделены основные причины, способствующие осуществлению охоты с нарушением установленных законодателем требований.

Как указывалось, выше для осуществления охоты охотнику необходимо получить разрешительные документы. В первую очередь охотничий билет.

Согласно данным с официального сайта министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) за 2018 год ведомством выдано более четырех тысяч документов, удостоверяющих право охоты. Аннулировано более четырех ста шестидесяти.20

Статьей 21 Закона № 209-ФЗ определено, что охотничьи билет вправе получить физическое лицо, обладающее гражданской дееспособностью, не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившееся с требованиями охотминимума. Охотничий билет аннулируется в случае несоответствия физического лица установленным требованиям, подачей охотником соответствующего заявления или на основании судебного решения.

Термин гражданская дееспособность содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации и означает способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.21 Соответственно получить охотничий билет лицо младше 18 лет не имеет права.

Можно признать вполне оправданным такое требование при условии,

19 С начала охотничьего сезона в крае выявлено // http://www.ohotnadzor24.ru URL: http://www.ohotnadzor24.ru/news/150/ (дата обращения: 05.10.2019).

20 В Красноярском крае за 2018 год было выдано более четырех тысяч охотничьи билетов // http://www.ohotnadzor24.ru URL: http://www.ohotnadzor24.ru/news/130/ (дата обращения: 05.10.2019).

21 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Консультант Плюс: Законодательство. 2

что охота осуществляется с использованием огнестрельного оружия. В свою очередь, ограничение возможности осуществления без оружейной охоты для лиц, не достигших совершеннолетия, на территориях, где такой промысел является основой жизнеобеспечения, является неоправданным, ведь охота с древних времен является основой существования и выживания человека и в отдаленных местностях Российской Федерации остается одним из основных способов осуществления традиционного образа жизни населения, где с детского возраста умение добывать охотничьи ресурсы является нормальным и необходимым явлением.

Лицо ограниченное или лишенное гражданской дееспособности в судебном порядке получить охотничий билет не имеет возможности, так как это является безусловным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче охотничьего билета.

Вторым основанием для отказа в выдаче охотничьего билета является наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

При этом законодателем не предусмотрена градация по совершенным некогда уголовным преступлениям, которые могут негативно повлиять на решение вопроса о выдаче охотничьего билета. Фактически за любое совершенное уголовное деяние по которому судимость не погашена или не снята последует отказ в выдаче охотничьего билета.

Согласиться с таким правовым основанием для отказа в выдаче разрешительных документов на охоту не представляется возможным. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность в том числе за деяния в сфере экономики, компьютерной информации (например, нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей - статья 274 УК РФ)22 и другие составы преступлений, за совершение которых лицо неблагоприятные последствия в виде лишения права на осуществление охоты претерпевать, по нашему мнению, не должно.

Как уже упоминалась ранее в случае осуществления охоты с охотничьим и (или) пневматическим оружием охотник обязан иметь при себе разрешение на хранение и ношение оружия в соответствии Федеральным законом

от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

В свою очередь, большая часть так называемых браконьеров это местные жители, живущие за счет личного подсобного хозяйства и осуществляющие охоту с помощью незарегистрированного оружия, в том числе самодельного, капканов и иных ловушек, не имеющие возможности приобрести оружие и соответственно зарегистрировать его в установленном

22 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство. 2

порядке.23

Так, государственными инспекторами в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении контрольно - надзорных мероприятий случаи обнаружения удерживающих капканов и иных ловушек с каждым годом увеличиваются. Охотники - нарушители используют незаконные способы охоты не только с целью добычи охотничьих ресурсов в промысловых целях, но и для личных нужд.

Как отмечалось ранее, в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях охотник обязан иметь разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку охотпользователя.

Возможное число выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов как охотпользователем при осуществлении охоты в закрепленных охотничьих угодьях, так и органом исполнительной власти субъекта в общедоступных охотничьих угодьях напрямую зависит от лимитов добычи охотничьих ресурсов, утверждаемых для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта, в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. 24

В Красноярском крае лимиты добычи охотничьих ресурсов и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории края устанавливаются указом Губернатора Красноярского края в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов.

Законом Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6092 «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае» (далее - Закон края № 12-6092) определен порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.

В соответствии со статьей 3 Закона края № 12-6092 распределение разрешений на право охоты в общедоступных охотничьих угодьях осуществляет министерство в порядке очередности поступления заявлений от лиц, изъявившими желание осуществлять охоту. Если подано несколько заявлений в один день, то очерёдность их рассмотрения определяется временем поступления заявления. 25

При этом такие разрешения распределяется следующим образом: на добычу охотничьих ресурсов, для которых установлен лимит добычи, - в

23 Курманов А.С. Криминологическая характеристика незаконной охоты / А.С. Курманов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Право. 2003. № 5. С. 47-51.

24 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

25 Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6092 «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае» (ред. от 13.11.2014) // Консультант Плюс: Законодательство.

пределах квот добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий; на добычу охотничьих ресурсов, для которых не установлен лимит добычи, - в пределах норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий; на добычу охотничьих ресурсов в целях регулирования их численности - вне зависимости от норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий. 26

Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения и в последующем разрешения на добычу охотничьих ресурсов, распределяются охотпользователем самостоятельно в порядке, установленном своими внутренними актами. При этом в обязательном порядке охотником должна быть получена путевка охотпользователя, на территории которого планируется осуществление охоты.

Из вышеприведенных норм следует, что получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов получится только в случае не превышения установленных лимитов и не на особь больше. По факту можно смело констатировать, что спрос в рассматриваемом случае превышает предложения. При превышении установленных лимитов охотнику будет отказано в получении разрешения, что не позволяет ему на законных основаниях осуществлять охоту.

Необходимо признать, что установление лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов является одним из способов соблюдения принципа рационального использования объектов животного мира. Однако, наличие «дефицита разрешений» способствует увеличению числа нарушений в рассматриваемой области и осуществлению охоты без необходимых документов.

Проведенный анализ требований к лицу, осуществляющему добычу охотничьих ресурсов, в конечном итоге привел нас к такой проблеме как дефицит охотничьих ресурсов, который возникает почти каждом субъекте Российской Федерации, что свидетельствует о наличии острой необходимости в устойчивом развитии охотничьих ресурсов и увеличению численности животных до оптимального уровня.

Использованные источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные

26 Там же.

акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

4. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» (ред. от 21.03.2018) // Консультант Плюс: Законодательство.

5. Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6092 «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Красноярском крае» (ред. от 13.11.2014) // Консультант Плюс: Законодательство.

6. Курманов А.С. Криминологическая характеристика незаконной охоты / А.С. Курманов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Право. 2003. № 5. С. 47-51.

7. В Красноярском крае за 2018 год было выдано более четырех тысяч охотничьи билетов // http://www.ohotnadzor24.ru URL: http://www.ohotnadzor24.ru/news/130/ (дата обращения: 05.10.2019).

8. В Красноярском крае за 2018 год было выдано более четырех тысяч охотничьи билетов // http://www.ohotnadzor24.ru URL: http://www.ohotnadzor24.ru/news/130/ (дата обращения: 05.10.2019).

9. С начала охотничьего сезона в крае выявлено // http://www.ohotnadzor24.ru URL: http://www.ohotnadzor24.ru/news/150/ (дата обращения: 05.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.