Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИМИ РЕСУРСАМИ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ / ОХОТА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ / HUNTING RESOURCES / HUNTING / LEGAL ENTITIES / OBJECTS OF FAUNA / HUNTING GROUNDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна, Ланский Дмитрий Рудольфович

Данная статья посвящена вопросам понятия и видам пользования охотничьими ресурсами в РФ. Проводится анализ нормативных актов, регулирующих виды пользования охотничьими ресурсами и порядок возникновения и прекращения права пользования охотничьими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the concept and types of use of hunting resources

This article is devoted to the concept and types of use of hunting resources in the Russian Federation. The analysis of regulations governing the use of hunting resources and the procedure for the emergence and termination of the right to use hunting resources.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИМИ РЕСУРСАМИ»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ВИДАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИМИ РЕСУРСАМИ

ГЛУШКО Ольга Александровна,

кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

ЛАНСКИЙ Дмитрий Рудольфович,

магистрант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена вопросам понятия и видам пользования охотничьими ресурсами в РФ. Проводится анализ нормативных актов, регулирующих виды пользования охотничьими ресурсами и порядок возникновения и прекращения права пользования охотничьими ресурсами.

Abstract: This article is devoted to the concept and types of use of hunting resources in the Russian Federation. The analysis of regulations governing the use of hunting resources and the procedure for the emergence and termination of the right to use hunting resources. Ключевые слова: охотничьи ресурсы, охота, юридические лица, объекты животного мира, охотничьи угодья. Keywords: hunting resources, hunting, legal entities, objects of fauna, hunting grounds.

Статья 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ гласит, что «охотничьи ресурсы -это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты» [1]. Рассмотрев и проанализировав это определение, напрашивается вывод об особенностях, к которым следует отнести: регулирование переченя видов охотничьих ресурсов законодательно закреплено; вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, куда отнестся и охотничьи ресурсы[2]; только в целях охоты разрешена добыча и использование охотничьих ресурсов. Все эти особенности следует рассмотреть более подробно. То есть перечнь объектов животного мира, относящийся к охотничьим ресурсам, регулируется ст. 11 ФЗ «Об охоте», следует отметить, что есть ососбенность, которая допускается законами субъектов РФ. В этом случае отнесение к охотничьим ресурсам некоторых видов млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных законодательством РФ, разрешает включать законодательство субъектов РФ.

Конституция РФ дает перечень того, что находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72, ч. в). Многие ученые указывают на недостатки ст. 72 Конституции РФ, указывая, на отсутствие указания конкретно «животный мир». Например, Бринчук М.М. указал на отсутствие упоминания законодательства о животном мире в ст.72 Конституции РФ и назвал это пробелом в конституционном регулировании[3].

С момента выдачи разрешения допускается добыча и использование охотничьих ресурсов по общему правилу, которое регулируется заклнодательно. Понятие «добыча охотничьих ресурсов» тоже имеет законодательное закрепление в ст. 1, ч. 4 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ 03. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.09.2018) [1]. В данном законе говориться, что добыча охотничьих ресурсов это отлов или отстрел охотничьих ресурсов. А комментарии к данному нормативному акту раскрывают более подродно данное определение, то есть добыча охотничьих ресурсов - это юридически значимая деятельность физических и (или) юридических лиц, связанная с изъятием охотничьих животных и птиц (путем отстрела, отлова) из их естественной среды обитания.

Следует отметить, что государство активно участвует в подержании порядка и контроля в сфере указанных отношений, обеспечевая сохранение охотничьих ресурсов. Оно установает, регулирует и конторлирует особые основания и порядок приобретения и прекращения прав на добычу охотничьих ресурсов[4].

Статьей 47 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ устанавливается общий порядок и основания прекращения прав на добычу охотничьих ресурсов[5]. Соответственно полностью или частично пользование животным миром прекращается: в случае отказа от пользования; в случае истечения установленного срока пользования; в случае нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром; в случае возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; в случае использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации-пользователей животным миром. А в судебном порядке возможно только принудительное прекращение права пользования животным миром. Еще следует обратить внимание на территориальное ограничение на добычу охотничьих ресурсов. Оно реализуется физическими и юридическими лицами в пределах охотничьих угодий.

Статьей 1, ч. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 8(176)

закреплено понятие «охота - это деятельность, связанная с поиском выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой». Таким образом, на закрепленных охотничьих угодьях пользование охотничьими ресурсами осуществляется в виде охоты. Данный вид пользования определиятся как краткосрочное пользование, так как, физическими лицами охота осуществляется на основании соответствующих разрешений в установленные законом сроки и сводится, в первую очередь к непосредственной добыче объектов животного мира[6].

ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 12 закреплены виды охоты. К ним относятся: промысловая охота; любительская и спортивная охота; охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

Проанализируем каждый вид в отдельности.

Статьей 13 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируется данный вид охоты. То есть, промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это охота, которая производится для добычи мяса, жира, меха, кож, костей, рогов, пуха, пера и прочих продуктов животного происхождения. Целью данной охоты может быть также уничтожение опасных, вредных либо чрезмерно расплодившихся животных. Заниматься промысловой охотой могут «охотники» на территории общедоступных охотничьих угодий, только при наличии определенного пакета документов: охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Фе-

деральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ, за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию[7]. Законами субъектов РФ определяются охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота.

Любительская и спортивная охота - это вид деятельности, которая осуществляется физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Сведения о физических лицах должны содержаться в государственном охотхозяйственном реестре. Данный вид охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов[8].

Статьей 15 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируется данный вид охоты. Таким образом, охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется на основании научных и научно-технических программ и проектов, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также на основании образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта охота проводится в: закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов; общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Проанализируем еще один вид охоты. Это охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, которая проводится с целью поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии решений органов государственной власти в пределах их полномочий (ст. 48 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Только при наличии следующих оснований возможно регулирование численности:

- в случае выявления превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов;

- при возникновении угрозы возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и сре-

де их обитания[9].

Статья 17 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов. Она может осуществляться в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешения на осуществление данной деятельность. Следует отметить, что данный вид охоты может вызвать негативные последствия для окружающей среды и ее компонентов, поэтому в законодательстве содержатся повышенные меры охраны. Например, на основании ст. 20 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ «обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов».

Статья 18 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает определение охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Так же ст. 26 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ определяется возможность содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Она может осуществляться в охотничьих угодьях (закрепленных и общедоступных) и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Следует обратить внимание на понятие среда обитания для полного понимания данного вида охоты. Таким образом, средой обитания животного мира являеися природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 ФЗ «О животном мире»). Реализация данного вида охоты индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляется при получении специального разрешения на содержание и разведение охотничьих ре-

Библиография:

сурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Не только ФЗ «О животном мире», но и Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фито-санитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327, регулирует порядок лицензирования на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Лицензированием занимается Федеральная служба по ветеринарному и фито-саниторному надзору и ее территориальные органы[10].

Для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на протяжении многих лет охота является исторической составляющей их культуры, представляет собой вид традиционного природопользования, а так же образ жизни, без которого, стабильное существование и дальнейшее существование невозможно. Поэтому для них установлен еще один вид охоты. То есть, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Сохранение традиционных знаний ведения охотничьего хозяйства, осуществляют природоохранные и профилактические меры по сохранению среды обитания. На сегодняшний день недостатков в регулировании вопросов охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока очень много. К ним следует отнести в первую очередь, отсутствие механизма государственной поддержки традиционного природопользования. Таким образом, открывается свободный доступ для браконьерских групп ко всем объектам животного мира, в том числе редким и исчезающим[11].

Коренными малочисленными народами Российской Федерации являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 №82-ФЗ) [12].

1. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24.07.2009 № 209-ФЗ в ред. от 04.09.2018 // СЗ РФ, 27.07.2009, № 30, Ст. 3735.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенар. Голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.

3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. // СПС «КонсультантПлюс».

4. Иутин И.Г., Кичигин Н.В., Пахарева Г.В., Пономарев М.В., Широбоков А.С. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011 // СПС «КонсультантПлюс».

5. О животном мире от 24.04.1995 № 52-ФЗ в ред. от 03.07.2016 //СЗ РФ», 24.04.1995, № 17, Ст. 1462.

6. Бандорин Л.Е., Боголюбов С.А., Бажайкин А.Л. Экологическое право: Учебник для вузов / под ред. С.А. Боголюбова.- М.: Проспект, 2009. -400 с.

7. Об оружии от 13.12.1996 № 150-ФЗ в ред. от 29.07.2017 //СЗ РФ, 16.12.1996, № 51, Ст. 5681.

8. Высторобец Е.А. Охота и право: мир, Россия, Алтае-Саянский экорегион / Е.А. Высторобец, МИРмпОС, (предисл. Ю.Е. Винокурова). М., Красноярск: День Серебра, 2007. 165 с.

9. Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы: Приказ Минприроды России от 13.01.2011 № 1 // Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти, 21.03.2011, № 12.

10. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 в ред. от 30.01.2017 // Российская газета, № 150, 15.07.2004.

11. Глушко О. А., Барчо А. А. К вопросу об обеспечении прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири, и Дальнего Востока на пользование охотничьими ресурсами // Вестник науки и творчества, 2017. № 3 (15). - С. 46-49.

12. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации от 30.04.1999 № 82-ФЗ в ред. от 13.07.2015 // СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, Ст. 2208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.