Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХОТА / РАЗРЕШЕНИЕ / РЕСУРС / ПОЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / HUNTING / PERMISSION / RESOURCE / POSITION / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ештокина И.В.

По сложившейся традиции, охотничий промысел выступает одним из базовых видов использования животного мира в нашей стране. Наряду с этим, правовое регулирование права на охоту обладает рядом специфических черт которые, иногда, отрицательно отражаются на развитии всей отрасли, а также защите и реализации прав и интересов непосредственно самих охотников. В настоящей статье будут рассмотрены юридические особенности, определяющие порядок оформления разрешительных документов, необходимых для реализации права на добычу охотничьих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF THE HUNTING RESOURCES PERMIT PROCESSING

According to established tradition, hunting is one of the basic uses of the animal world in our country. Along with this, the legal regulation of the right to hunt has a number of specific features that sometimes negatively affect the development of the entire industry, as well as the protection and realization of the rights and interests of hunters themselves. This article will discuss the legal features that determine the procedure for issuing permits required to exercise the right to extract hunting resources.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ»

УДК 349.6

Ештокина И.В. студент магистратуры 2 курса юридический институт научный руководитель: Григорьева М.В., к.юр.н. доцент ВАК, заведующая кафедрой «Земельного права и

экологических экспертиз» Красноярский государственный аграрный университет

Россия, г. Красноярск ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ДОБЫЧУ

ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

Аннотация: По сложившейся традиции, охотничий промысел выступает одним из базовых видов использования животного мира в нашей стране. Наряду с этим, правовое регулирование права на охоту обладает рядом специфических черт которые, иногда, отрицательно отражаются на развитии всей отрасли, а также защите и реализации прав и интересов непосредственно самих охотников.

В настоящей статье будут рассмотрены юридические особенности, определяющие порядок оформления разрешительных документов, необходимых для реализации права на добычу охотничьих ресурсов.

Ключевые слова: охота, разрешение, ресурс, положение, регулирование.

Eshtokina I. V. master's student 2 course, law

Institute Krasnoyarsk state agrarian University

Russia, Krasnoyarsk Supervisor: Grigorieva M. V.

PhD in law associate Professor WAC head of the Department «Land law and environmental expertise»

Krasnoyarsk state agrarian University Russia, Krasnoyarsk SPECIAL ASPECTS OF THE HUNTING RESOURCES PERMIT

PROCESSING

An abstract: According to established tradition, hunting is one of the basic uses of the animal world in our country. Along with this, the legal regulation of the right to hunt has a number of specific features that sometimes negatively affect the development of the entire industry, as well as the protection and realization of the rights and interests of hunters themselves.

This article will discuss the legal features that determine the procedure for issuing permits required to exercise the right to extract hunting resources.

Keywords: hunting, permission, resource, position, regulation.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 209), к охотничьим угодьям относят:

- угодья, используемые юридическими лицами, а также лицами, ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность;

- угодья, в которых физические лица обладают правом ведения охоты.

Современное законодательство по-разному регламентирует отношения, возникающие в процессе реализации права на любительскую и спортивную охоту в соответствующих угодьях.

На основании предписаний части 3 статьи 8 Федерального закона № 209, право на добычу охотничьих ресурсов возникает у субъекта, обладающего соответствующим разрешением на ведение такой добычи, порядок получения которого предусмотрен Порядком получения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379.27

Вместе с тем, спортивная и любительская охота, проводимая в отведенных для этого угодьях, в частности в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии у субъекта добычи охотничьих ресурсов путевки и разрешения на добычу данных ресурсов, в общедоступных угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Как уже указано, названные виды охоты осуществляются при обязательном наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Предоставление разрешений на добычу охотничьих ресурсов производится для физических лиц, включая иностранцев, если они осуществляют охоту:

- в закрепленных угодьях;

- в общедоступных угодьях;

- в границах особо охраняемых территорий.

Непосредственно бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов выступает документом строгой отчетности, на котором проставляется уникальный номер и серия.

Распределение разрешительной документации, регламентирующей право субъекта на добычу охотничьих ресурсов, реализуется уполномоченным органом исполнительной власти на основании заявки охотпользователя.

В закрепленных охотничьих угодьях право на добычу

27Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

соответствующих ресурсов появляется после выдачи охотпользователем разрешения, однако может быть реализовано лишь после выдачи данным охотпользователем путевки.

Следует обратить внимание на то, что охотпользователь обладает правом отказать в предоставлении упомянутого выше разрешения в строго определенных случаях, определенных Порядком № 379, к которым невыдача путевки не относится. 28

Частью 3 статьи 14 Федерального закона № 209 регламентировано, что путевка выступает документом, подтверждающим заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Частью 1 статьи 55 названного закона предусмотрено, что услуги в сфере охотничьего хозяйства предоставляется на основании договоров возмездного оказания услуг. 29

Следует отметить, что путевка сегодня выступает только подтверждением факта заключения договора возмездного оказания услуг между охотпользователем и охотником, понуждая, по мнению автора, последних к заключению данного договора, что входит в противоречие с нормами Федерального закона «О защите прав потребителей», поскольку, в соответствии с данным законом, а также требованиями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребитель услуги не может быть принуждаем к заключению договора о предоставлении таковой. 30

Физические лица могут получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов, предоставив заявление, оформленное в установленном порядке. В заявлении на разрешение на добычу охотничьих ресурсов должно быть указано:

- полное имя заявителя;

- вид охоты;

- данные об охотничьих ресурсах, их количестве;

- место проведения охоты и ее предполагаемые сроки;

- реквизиты охотничьего билета.

Если заявителем является работник юридического лица либо индивидуального предпринимателя, исполняющий обязанности, связанные с сохранением ресурсов и охотой, на основании договора, дополнительно указываются:

- наименование юридического лица либо имя предпринимателя;

- контактные данные и номера средств связи с юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем.

28Приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» (ред. от 29.11.2016) // Консультант Плюс: Законодательство. 29Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

30Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

Если заявителем на получение разрешения является иностранец, последнему необходимо приложить к заявлению копию договора на предоставление услуг в сфере охотничьего хозяйства, заверенную в установленном порядке. 31

В случае, если охота преследует научно-исследовательскую либо образовательную цель, к заявлению также прилагаются экземпляры проектов и программ, предусмотренных статьей 15 Федерального закона № 209.

Если рассматриваемое разрешение необходимо для разведения и содержания объектов животного мира в искусственной либо полувольной среде, к заявлению прилагается заверенная копия разрешения на осуществление данного вида хозяйственной деятельности.

Как отмечалось выше, услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг, заключаемых на основании положений гражданского законодательства.

Сегодня в отечественном охотничьем хозяйстве сложилась ситуация, когда в процессе предоставления разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки договор, зачастую, стороны не заключают, в связи с чем, тип услуг, их объем и качество не регламентированы.

При этом следует отметить, что путевка, в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, является, по факту, фискальным документом - квитанцией, посредством которой можно взимать с клиента оплату без использования кассового аппарата.

Кроме того, имеет место и мнение, что предоставление путевки не означает, что между охотпользователем и охотником установлены правоотношения, охватываемые именно договором услуги. 32

По мнению автора, предоставление путевки должно сопровождаться и выдачей охотнику договора о предоставлении соответствующих услуг, соответствующего всем предписаниям требованиям законодательства. В случае предоставлении доступа к охотничьим угодьям на безоплатной основе, можно предоставлять путевку с внесением записи, свидетельствующей о таком безвозмездном доступе. Данное обстоятельство будет свидетельствовать об отсутствии услуги позволяя избежать претензий контролирующих органов к охотпользователю.

Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что правовой режим предоставления, в частности, права на спортивную и любительскую охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях требует оформления ряда документов, среди которых: разрешение на добычу охотничьих ресурсов, договора о предоставлении услуг и соответствующей путевки.

Наряду с этим, нормативное регулирование рассматриваемой сферы

31Правовое регулирование использования природных ресурсов. Комплексный подход. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (Москва, 11 апреля 2014 г.); Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра - М - М., 2017. - с. 59 32 Пуряева А. Ю. Экологическое право; Юстицинформ - М., 2017. - с. 31

обладает и рядом недостатков, в связи с чем, полагается целесообразным:

- внесение изменения в часть 1 статьи 55 Федерального закона № 209, указав, что услуги в сфере охотничьего хозяйства могут предоставляться как на платной, так и на безоплатной основе.

- законодательно определить, что путевка представляет собой документ, подтверждающий согласие охотпользователя, на доступ физическому лицу в закрепленные за ним охотничьи угодья в целях охоты.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: Законодательство.

3. Приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» (ред. от 29.11.2016) // Консультант Плюс: Законодательство.

4. Правовое регулирование использования природных ресурсов. Комплексный подход. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (Москва, 11 апреля 2014 г.); Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра-М - М., 2017. - 304 с.

5. Пуряева А. Ю. Экологическое право; Юстицинформ - М., 2017. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.