Научная статья на тему 'Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации'

Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1135
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / LEGAL MEANS / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / LEGAL REGIMES / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM / БАЛАНС / BALANCE / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / SOLVENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поветкина Наталья Алексеевна

Автор предпринимает попытку исследования проблем обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации с позиции правовых средств. Анализируются понятие, типы, элементы финансовой устойчивости, исследуются понятие «правовые средства» и их признаки. Автор статьи приходит к выводу, что под правовыми средствами обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации следует понимать совокупность нормативных актов, институтов, правовых режимов, правовых принципов, приемов, средств и способов, в которых сформулированы и закреплены финансовоюридические конструкции, необходимые для обеспечения способности противостоять воздействию внутренних и внешних факторов, для ориентирования на позитивную динамику стабильного развития государства, эффективность и результативность использования финансовых ресурсов Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Means of Provision of Financial Sustainability of the Russian Federation

In the present article the author makes an attempt of research of problems of ensuring financial stability of the Russian Federation from a position of legal means. In article the concept, types, elements of financial stability is analyzed, the concept «legal means», their signs is investigated. The author of article comes to a conclusion that it is necessary to understand set of regulations, institutes, legal regimes, legal principles, receptions, means and ways in which the financial and legal designs necessary for ensuring ability to resist to influence of internal and external factors, for orientation on positive dynamics of stable development of the state, efficiency and productivity of use of financial resources of the Russian state are formulated and fixed as legal means of ensuring of financial stability of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации»

законодательства РФ вообще, так и его норм об ответственности за экономические преступления в целях наиболее эффективного противодействия преступности;

необходимо повысить эффективность уголовного закона по противодействию «теневой экономике», организованной преступности, коррупции в сфере экономики;

следует установить уголовную ответственность за мошеннические действия в сфере экономической деятельности, при этом указать соответствующие признаки обмана и злоупотребления доверием непосредственно в статьях главы, учитывая, что объектом таких преступлений являются отношения в сфере экономической деятельности;

в качестве наказания необходимо восстановить в УК РФ конфискацию имущества, придав ей при этом важное значение государственного уровня;

репрессивные меры уголовной ответственности за экономические преступления не должны перекрывать основной концептуальной идеи

самого уголовного закона — предупреждение таких преступлений, при этом следует учитывать другие направления государственной политики по противодействию посягательствам на интересы экономики.

Библиографический список

Жалинский А. Э. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд. М., 2009.

Кошаева Т. О. Коррупция и закон: перспективы противодействия. Уфа, 2013.

Кошаева Т. О. Преступления в сфере экономической деятельности // Развитие уголовного законодательства Российской Федерации. М., 2007.

Рарог А. И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Государство и право. 2013. № 1.

Современные проблемы уголовной политики: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. Т. I. Краснодар, 2011.

Соловьев И. Н. Экономическая амнистия. М., 2014.

Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А. Э. Жалинского. М., 2005.

Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации

ПОВЕТКИНА Наталья Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34

Автор предпринимает попытку исследования проблем обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации с позиции правовых средств. Анализируются понятие, типы, элементы финансовой устойчивости, исследуются понятие «правовые средства» и их признаки. Автор статьи приходит к выводу, что под правовыми средствами обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации следует понимать совокупность нормативных актов, институтов, правовых режимов, правовых принципов, приемов, средств и способов, в которых сформулированы и закреплены финансово-юридические конструкции, необходимые для обеспечения способности противостоять воздействию внутренних и внешних факторов, для ориентирования на позитивную динамику стабильного развития государства, эффективность и результативность использования финансовых ресурсов Российского государства.

Ключевые слова: правовые средства, финансовая устойчивость, эффективность, принципы, правовые режимы, бюджетная система, баланс, платежеспособность.

Legal Means of Provision of Financial Sustainability of the Russian Federation

N. A. Povetkina, Doctor of Jurisprudence, Associate Professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: pna127@mail.ru

In the present article the author makes an attempt of research of problems of ensuring financial stability of the Russian Federation from a position of legal means. In article the concept, types, elements of financial stability is analyzed, the concept «legal means», their signs is investigated. The author of article comes to a conclusion that it is necessary to understand set of regulations, institutes, legal regimes, legal principles, receptions, means and ways in which the financial and legal designs necessary for ensuring ability to resist to influence of internal and external factors, for orientation on positive dynamics of stable development of the state, efficiency and productivity of use of financial resources of the Russian state are formulated and fixed as legal means of ensuring of financial stability of the Russian Federation.

Keywords: legal means, financial stability, efficiency, principles, legal regimes, budgetary system, balance, solvency.

Проблема обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации является глобальной, многоаспектной и весьма актуальной в настоящее время и характерной не только для России, но и для всей мировой экономики в целом. Так, в программных документах Президента РФ и Правительства РФ акцентируется внимание на значимости обеспечения финансовой (бюджетной) устойчивости нашего государства в целях его дальнейшего развития1. В частности, отмечается,

1 См. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31 января 2013 г.); распоряжения Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 376-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации"», от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года); Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

что прямая или косвенная возможность нанесения ущерба устойчивому развитию Российской Федерации (в том числе финансовому. — Н. П.) является прямой угрозой национальной безопасности Российской Феде-рации2.

Понятие «финансовая устойчивость» практически не используется в юридической науке. Оно в большей мере характерно для экономической науки, где применяется по отношению к организациям (пред-приятиям)3. Так, Л. А. Мельникова и

№ 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»; распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

2 См. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

3 Финансовая устойчивость предприя-

тия как определенное состояние счетов

И. С. Денисенко определяют финансовую устойчивость организации как «способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующих его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня рис-ка»4. При этом выделяются четыре типа финансовой устойчивости: 1) абсолютная устойчивость финансового состояния; 2) нормальная устойчивость финансового состояния; 3) неустойчивое финансовое состояние; 4) кризисное финансовое состояние, или кризисная финансовая неустой-чивость5. На наш взгляд, данные типы вполне могут быть применимы и к характеристике финансовой устойчивости государства в целом.

В настоящее время в нормативно-правовой оборот введено понятие «устойчивость финансовой системы», которое характеризуется уровнем дефицита бюджета, стабильно-

предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность (А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин); финансовая устойчивость — это целеполагающее свойство финансового анализа, а поиск целеполагаю-щих возможностей, средств и способов ее укрепления представляет глубокий экономический смысл и определяет характер его проведения и содержания (Л. Т. Гиляровская); финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска (Г. В. Савицкая); финансовая устойчивость предприятия — характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами (Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) и др.

4 Мельникова Л. А., Денисенко И. С. Анализ финансовой устойчивости организации // Современный бухучет. 2014. № 1.

5 Там же.

стью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности как критериями и параметрами состояния экономики, отвечающими требованиям экономической безопасности Российской Федерации6. При этом ключевым звеном, составляющим финансовую устойчивость Российской Федерации, является устойчивость бюджетной системы России. К сожалению, в финансово-правовой науке исследования, посвященные проблемам обеспечения финансовой (бюджетной) устойчивости Российской Федерации, отсутствуют. Поэтому обратимся к финансовой науке, в которой данные исследования проводятся. Так, под финансовой устойчивостью местного бюджета понимается «финансовое состояние, при котором обеспечивается сбалансированность доходов и расходов бюджета и способность противостоять воздействию внутренних и внешних факторов, а бюджет ориентирован на позитивную динамику стабильного развития, эффективность и результативность использования бюджетных средств»7.

Отметим, что финансовую устойчивость Российской Федерации необходимо рассматривать с позиции как текущей, так и долгосрочной устойчивости. Учитывая переход на долгосрочное программное планирование, несомненно, приоритет необходимо отдавать обеспечению долгосрочной устойчивости.

6 См. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

7 Паникин В. Е. Финансовая устойчи-

вость бюджета муниципального образова-

ния в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2009. С. 5.

Финансовая устойчивость Российской Федерации достигается при соблюдении нескольких условий. Основное из них — это сбалансированность объемов доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет которых обеспечивается их бюджетная самостоятельность и платежеспособность каждого публично-территориального образования в частности и государства в целом. Это объясняется тем, что составной и наиболее ликвидной частью имущества Российской Федерации являются средства федерального бюджета8. При этом государство первоначально обеспечивает свои обязательства именно собственным бюджетом9. Так, постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определяет, что средства соответствующего бюджета являются первоначальным объектом взыскания и только при отсутствии денежных средств взыскание обращается на остальное имущество, составляющее казну. В то же время нельзя обойти вниманием и иные условия, выполнение которых позволит достичь финансовой устойчивости Российской Федерации: совершенствование организационно-правовых механизмов, финансово-правовых режимов; четкое соблюдение финансовой дисциплины; совершенствование системы финансового контроля; неотвратимость ответственности за нарушение финансового законодательства и т. д.

Необходимо отметить, что деятельность по обеспечению финансовой устойчивости, как и любая иная деятельность, предполагает нали-

8 См.: Поветкина Н. А. Российская Федерация как субъект бюджетного права: монография. М., 2004. С. 128.

9 Подробнее об обращении взысканий на средства федерального бюджета см.: Поветкина Н. А. Указ. соч. С. 126—138.

чие цели. На наш взгляд, конечной целью обеспечения различных составляющих устойчивости Российской Федерации, в том числе и финансовой, является гарантирование реализации основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В свою очередь, достижение данной цели должно основываться на различных принципах, как экономи-ческих10, так и правовых11.

Аналогичная ситуация наблюдается и при использовании и применении средств, направленных на обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации как многогранной и сложной категории. Устойчивость обеспечивается и экономическими, и правовыми, и политическими, и иными средствами.

В связи с тем что обеспечение финансовой устойчивости государства является динамичным процессом, обусловленным необходимостью присутствия адекватного механизма правового регулирования данной категории, большое значение приобретают правовые средства, поскольку именно «взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на обще-

10 Например: стабильность и надежность экономических прогнозов, стабильность и предсказуемость налоговой политики, создание и поддержание необходимых финансовых резервов, соблюдение фискальных правил, систематический анализ и оценка рисков, плановости и др.

11 О принципах бюджетного устройства см. гл. 28 БК РФ, о принципах права см.: Под-шибякина А. А. Обоснование иерархии в системе принципов финансового права // Финансовое право. 2013. № 1. С. 39—44; Соколова Э. Д. Система принципов финансового права // Финансовое право. 2012. № 8. С. 7—8; Самойлова Н. А. (Поветкина). Принципы бюджетной системы РФ // Абрамова А. Е, Кучеров И. И., Моисеенко М. И. и др. Бюджетное право: учебник / под ред. Н. А. Сат-таровой. М., 2009; Селюков А. Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. № 6.

ственные отношения»12, и составляет содержание данного явления. Как справедливо отмечает А. В. Малько, «без понятия "правовые средства" невозможно исследовать проблему целей и эффективности правового воздействия»13. В целом проблема правовых средств является в первую очередь общетеоретической пробле-мой14, требующей соответствующих исследований, направленных на ее разработку, на создание инструментальной теории права15.

Однако изначально понятия правовых средств были сформулированы и активно изучались на отраслевом уровне: например, в сфере граж-данского16, уголовно-процессуального права17 и т. д. Впрочем, данная тенденция сохраняет свою актуальность и в настоящее время18.

12 Проблемы теории государства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1979. С. 281.

13 Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66.

14 Подробнее см.: Малько А. В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 321—340; Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

15 Подробнее см.: Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право. Владивосток, 1992; Методология правоприменения и инструментальные свойства права // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под. ред. М. Н. Марченко. М., 2005.

16 См.: Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984; Огибалин Ю. А. Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы в гражданском и процессуальном праве. Тверь, 1991.

17 См., например: Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.

18 См., например: Власенко Н. А. Пра-

вовые средства противодействия коррупции // Правовые средства противодействия

Под правовыми средствами понимаются правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей19. Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к обеспечению финансовой устойчивости Российской Федерации.

В теории права правовые средства характеризуются следующими признаками:

выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов финансового права, достижения поставленных целей;

отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников финансовых правоотношений;

сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функциональной стороны права);

приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2012; Голофаев В. В. Институт гражданско-правовых средств индивидуализации: нужна общая часть // Бизнес. Менеджмент и Право. 2012. № 2; Сат-тарова Н. А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. № 2; Панченко В. Ю, Макарчук И. Ю. Предостережение как правовое средство // Законность. 2013. № 6; Белицкая А. В. Правовые средства создания благоприятного инвестиционного климата // Юрист. 2013. № 20.

19 Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики. С. 69.

обеспечиваются государством20.

Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации должны сочетать в себе средства-установления и средства-деяния (технологии), при этом их сочетание должно быть соразмерно, эффективно и подчинено основной цели — обеспечению финансовой устойчивости государства.

Учитывая то, что обеспечение финансовой устойчивости государства неразрывно связано и с благополучием всего общества, правовые средства должны рассматриваться в связи общества и государства.

Таким образом, правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации — это совокупность нормативных актов, институтов, правовых режимов, правовых принципов, приемов, средств и способов, в которых сформулированы и закреплены финансово-юридические конструкции, необходимые для обеспечения способности противостоять воздействию внутренних и внешних факторов, для ориентирования на позитивную динамику стабильного развития государства, эффективность и результативность использования финансовых ресурсов Российского государства.

Библиографический список

Белицкая А. В. Правовые средства создания благоприятного инвестиционного климата // Юрист. 2013. № 20.

Власенко Н. А. Правовые средства противодействия коррупции // Правовые средства противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2012.

Голофаев В. В. Институт гражданско-правовых средств индивидуализации: нужна общая часть // Бизнес. Менеджмент и Право. 2012. № 2.

Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.

Малько А. В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.

20 Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики. С. 69—70.

Мельникова Л. А., Денисенко И. С. Анализ финансовой устойчивости организации // Современный бухучет. 2014. № 1.

Методология правоприменения и инструментальные свойства права // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под. ред. М. Н. Марченко. М., 2005.

Огибалин Ю. А. Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы в гражданском и процессуальном праве. Тверь, 1991.

Паникин В. Е. Финансовая устойчивость бюджета муниципального образования в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2009.

Панченко В. Ю., Макарчук И. Ю. Предостережение как правовое средство // Законность. 2013. № 6.

Поветкина Н. А. Российская Федерация как субъект бюджетного права: монография. М., 2004.

Подшибякина А. А. Обоснование иерархии в системе принципов финансового права // Финансовое право. 2013. № 1.

Проблемы теории государства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1979.

Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.

Самойлова Н. А. (Поветкина). Принципы бюджетной системы РФ // Абрамова А. Е., Кучеров И. И., Моисеенко М. И. и др. Бюджетное право: учебник / под ред. Н. А. Сат-таровой. М., 2009.

Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право. Владивосток, 1992.

Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

Саттарова Н. А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. № 2.

Селюков А. Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. № 6.

Соколова Э. Д. Система принципов финансового права // Финансовое право. 2012. № 8.

Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.