АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОМ УСТОЙЧИВОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ПОВЕТКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, доцент кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
ЯНКЕВИЧ СЕМЕН ВАСИЛЬЕВИЧ, преподаватель кафедры финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
Настоящая статья представляет собой исследование понятия «финансовая устойчивость» с позиции права применительно к финансовым (публичным) правоотношениям. Анализируется правовое регулирование понятия на международном уровне — в программных документах органов Организации Объединенных Наций и на наднациональном уровне — в договорах государств — членов Европейского Союза, в договорах государств — членов Евразийского экономического союза и решениях Евразийской экономической комиссии. Представлена характеристика понятия «финансовая стабильность» (financial stability), предусмотренного в правовых актах Великобритании, США, Германии, Польши, Чехии и Швеции. Отмечается, что универсальным значением понятия «финансовая стабильность» в законодательстве зарубежных стран выступают отсутствие нестабильности финансовой системы государства, а также принятие мер, предотвращающих финансовые кризисы, и минимизация их негативных последствий.
Ключевые слова: финансовая устойчивость (стабильность), бюджетная система, правовой аспект, опыт зарубежных стран, риски, экономическая безопасность.
CONCEPT OF FINANCIAL STABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES: LEGAL ASPECT
N. A. POVETKINA, associate professor of finance and tax law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation, head of financial, tax and budget legislation department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of law 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
S. V. YANKEVICH, lecturer of financial, tax and customs law chair of the National Research University "Higher School of Economics", senior research fellow of financial, tax and budget legislation department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
This article is the research of the legal nature of the concept of "financial stability" with respect to the financial (public) relations. The paper comprises analyzes of the legal regulation of the concept at the international level — in the program documents of the United Nations and at the supranational level — in the treaties of the Member States of the European Union, the treaty of the Member States of the Eurasian Economic Union and the decisions of the Eurasian Economic Commission.
The article presents a description of the concept of "financial stability", provided for in the legislation of Great Britain, the USA, Germany, Poland, the Czech Republic and Sweden. The authors note that the concept of "financial stability" in the legislation of foreign countries has universal meaning: absence of instability of the financial system of the country, measures to prevent financial crises and minimization of their negative effects.
Keywords: financial stability, budget system, legal aspect, experience of foreign countries, risks, economic security.
DOI: 10.12737/14309
Государства активно стремятся к созданию идеального финансово-правового механизма, позволяющего успешно справиться со всеми вызовами (угрозами, рисками) и «выступают за реализацию концепции устойчивого развития, которая должна стать основным направлением изменения парадигмы экономического развития»1. Проблемы обеспечения устойчивого развития, являясь безусловным приоритетом и для каждого государства в отдельности, и для интеграционных объединений, неоднократно обсуждались на самом высшем международном уровне и получили воплощение в концепции устойчивого развития.
Основные идеи концепции были заложены в Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды2, докладе Брундтланд3 и Декларации, принятой Конференцией ООН «Повестка дня XXI века»4, и представляют собой систему взглядов, направленных на глобальное развитие как всего мирового сообщества, так и отдельных его частей и отдельных государств5.
Выделяют несколько характерных особенностей концепции устойчивого развития. Во-первых, это глобальная концепция, ведущая точка зрения не только для отдельных государств и регионов, но и для мирового сообщества в целом. Во-вторых, это комплексная концепция: в сравнении с другими подходами она строится на интеграции экологического, социального и экономического измерения в рамках единого подхода. В-третьих, она исповедует радикальный подход, поскольку построена на критике в отношении традиционных путей социального развития и в то же время требовании нового мышления и переориентации общества, призывает к глубоким и радикальным из-
1 Капустин А. Я. Международно-правовые принципы деятельности БРИКС // Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. и др. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева, зам. отв. ред. Н. М. Беве-ликова. М., 2015. С. 25.
2 Стокгольм, 5—16 июня 1972 г.
3 Доклад «Наше общее будущее» (1987 г.). URL: http://www. un.org/ra/ga/pdf/brandtland.pdf.
4 Рио-де Жанейро, 3—14 июня 1992 г.
5 О влиянии международной интеграции на развитие на-
циональной правовой системы см. подробнее: Хабриева Т. Я.
Гармонизация правовой системы РФ в условиях междуна-
родной интеграции: вызовы современности // Журнал зару-
бежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 44. С. 4—15.
менениям. В-четвертых, это динамическая концепция: ее точную формулировку и внедрение следует рассматривать как открытый процесс, требующий дальнейшей конкретизации (насчитывается свыше 70 различных употреблений этого термина, частично связанных с разнородными восприятиями и пози-циями)6. Идеи, заложенные в вышеуказанных документах, сохраняют актуальность и вызывают интерес ученых и в настоящее время7.
На международном уровне проводится огромная работа, направленная на обеспечение финансовой устойчивости государств. Так, Европейским Советом принято решение об учреждении европейского стабилизационного механизма8. Данный международный финансовый институт был создан в целях повышения эффективности финансовой помощи и предотвращения рисков финансового кризиса стран—участниц Европейского Союза, направлен на мобилизацию фондов финансовых средств для обеспечения стабильности на строгих условиях, соответствующих выбранным финансовым инструментам, получение дохода членами Европейского стабилизационного механизма, которые переживают финансовые трудности или находятся под угрозой их наступления, а в случае, когда это необходимо, — на обеспечение финансовой стабильности еврозоны в целом и ее государств-членов9.
Дополнительным средством обеспечения финансовой устойчивости Европейского Союза выступает Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе, который основан на осознании и необходимости «правительств
6 См.: Бехманн Г. Устойчивого развития концепция // Глобалистика: энциклопедия. М., 2003. С. 1052—1058.
7 См., например: Седов С. Б. Концепция устойчивого развития и индикаторы устойчивого развития экономики. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/02_2009/10. pdf; Марфенин Н. Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии. URL: http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/AUUMK/ %D0%AD%D0%BD%D0%B8%D0%BD.pdf.
8 См.: Заключение Европейского совета Европейского Союза от 25 марта 2011 года об учреждении Европейского стабилизационного механизма. URL: http://www.consilium.europa. eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/120296.pdf.
9 См. подробнее: Янкевич С. В. Договор об учреждении Европейского стабилизационного механизма // Реформы и право. 2012. № 4; Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе // Публично-правовые исследования. 2012. № 2.
сохранить надежность и устойчивость государственных финансов и предотвратить дефицит бюджетов, становящийся чрезмерным, является важной для гарантирования стабильности еврозоны в целом и, соответственно, требует введения специального правила, включающего "правило сбалансированного бюджета" и осуществления корректирующих действий»10.
Деятельность Евразийского экономического союза также направлена на обеспечение устойчивого развития его государств-членов и предусматривает «меры, направленные на стабилизацию экономической си-туации11 в случае превышения государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития»12. Как мы видим, обеспечение финансовой устойчивости происходит посредством закрепления системы общеобязательных ключевых финансовых показателей13, позволяющих оценить уровень финансовой защищенности основ-
10 URL: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm# founding.
11 «Стабилизация экономической ситуации» — процесс приведения экономики государств-членов в стабильное состояние путем принятия мер по исправлению возникшей неблагоприятной экономической ситуации и восстановлению количественных значений макроэкономических показателей // Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2014 г. № 93 «О Порядке разработки и принятия мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в случае превышения государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития».
12 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2014 г. № 93 «О Порядке разработки и принятия мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в случае превышения государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития». Договаривающиеся стороны: Белоруссия, Казахстан, Россия.
13 Например, «макроэкономические показатели, опреде-
ляющие устойчивость экономического развития»,—показа-
тели, рассчитанные в соответствии с Методикой расчета ма-
кроэкономических показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств—членов Таможенного
союза и Единого экономического пространства, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комис-
сии от 25 июня 2013 г. № 144, количественные значения которых установлены п. 4 ст. 5 Соглашения» // Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2014 г. № 93 «О Порядке разработки и принятия мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в случае превышения государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства количественных значений
ных элементов, ее составляющих, их потенциальную возможность противостоять внутренним и внешним угрозам (рискам) в правовой форме.
Следует обратить внимание на некоторую терминологическую специфику, присущую данной теме исследования. Прежде всего анализ различных нормативных актов как национального, так и зарубежного законодательства позволяет сделать вывод, что при регулировании одних и тех же отношений используются различные понятия — «финансовая устойчивость», «устойчивость бюджетной системы», «устойчивость финансовой системы», «устойчивость экономического развития»14 и, более того, данные понятия не имеют законодательно закрепленной дефиниции. Кроме этого, в законодательстве зарубежных стран понятие «финансовая устойчивость» не употребляется, а используется термин financial stability15. Данная особенность нами может быть объяснена как специфика перевода16.
В Российской Федерации применительно к публичной сфере нормативно-правовое закрепление получило определение понятия «устойчивость финансовой системы», которое характеризуется «уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российско-
макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития».
14 См., например, Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»; Инструкцию о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. № 06-137/пз-н); Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 901 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок»; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
15 См., например: Закон о банках Англии (Banking Act) 2009 г.; Закон США о финансовой стабильности (Financial Stability Act) 2010 г.; Закон ФРГ о мониторинге финансовой стабильности 2012 г.; Закон о Банке Швеции 2015 г.
16 В связи с этим в данной статье понятия «стабильность» и «устойчивость» рассматриваются как равнозначные. «Устойчивость» — пер. на англ. stability.
го финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности как критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации»17. Новая редакция Бюджетного кодекса РФ предусматривает частично новый принцип бюджетной системы России — принцип сбалансированности и устойчивости бюджета— и определяет его также через систему показателей, необходимых к достижению:
при планировании бюджета используются реалистичные показатели прогноза социально-экономического развития;
планирование бюджета осуществляется при разработке и корректировке бюджетного прогноза на долгосрочный период с оценкой долгосрочных финансовых последствий принимаемых решений;
законодательно установлены и соблюдаются стабильные правила (ограничения) общего объема расходов и (или) дефицита бюджета, позволяющие надежно обеспечить расходы бюджета доходами и источниками финансирования бюджета;
при планировании бюджета принятие новых расходных обязательств осуществляется при условии обеспечения гарантированного и безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
обеспечивается поддержание объема и структуры государственного (муниципального) долга, исключающих неисполнение долговых обязательств и необходимость их реструктуризации.
В свою очередь, отсутствие четкого нормативного определения и доктринального наполнения данных категорий и отсутствие единого понятия порождает правовую неопределенность18 и может воспрепятствовать достижению поставленных целей и свести на нет все усилия законодателей, поскольку цель «есть творческая сила всего права»19.
В свое время Правительство РФ отметило, что в условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость. Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных
17 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.).
18 О правовой неопределенности см. подробнее: Власен-ко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография. М., 2014. С. 157.
19 ИерингР. Цель в праве. Т. 1. СПб., 1881. С. 11.
системных преобразований20. И лишь спустя некоторое время Президент Российской Федерации к главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу относит в том числе низкую устойчивость и защищенность национальной финансовой системы21.
Это обусловливает настоятельную необходимость проведения исследования, позволяющего точно и ясно определиться с наполнением содержания категории «финансовая устойчивость»22. Использование термина, заимствованного из экономической теории, и наполнение его правовым смыслом возлагают повышенную степень ответственности на уполномоченные органы. «Особенность, вытекающая из основного свойства права регулировать психофизическое поведение человека. Законодательный или иной нормативный текст по своей внутренней природе должен быть точным и ясным. При ознакомлении с ним не могут иметь место какие-либо дополнительные ассоциации и разнотолкования»23. Нормодателю следует постоянно помнить: от качества текста, точности и ясности его стиля зависят юридическая отточенность и последовательность регламентирования фактических отношений24.
Следует констатировать, что понятие «устойчивость» характерно для многих научных сфер, в том числе не только для экономических наук, но и для точных наук — математики, физики, химии и т. д.
При определении устойчивости какого-либо явления или системы прибегают к понятию «способности сохранять стабильность, неизменность показателей, параметров». Так, «устойчивость равновесия — способность механической системы, находящейся под воздействием сил в равновесии, после незначительного отклонения возвращаться в положение равновесия»25.
Термин «финансовая устойчивость» применительно к публичным финансам практически не используется в юридической науке. При этом в финансово-правовой науке исследования, посвященные пробле-
20 См. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
21 См. п. 55 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
22 См. подробнее: Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2014. № 12; ПоветкинаН. А. О Концепции правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 8.
23 Власенко Н. А. Язык права: монография. Иркутск, 1997. С. 21.
24 Там же.
25 Советский энциклопедический словарь / под ред.
А. М. Прохорова. 3-е изд. М., 1985. С. 1385.
мам обеспечения финансовой (бюджетной) устойчивости Российской Федерации, отсутствуют. В связи с этим следует обратиться к финансовой науке, в которой имели место исследования, посвященные проблеме изучения финансовой устойчивости. Данное понятие в большей мере характерно для экономической науки, в которой исторически сложилось, что основной акцент в изучении данной экономической категории делается на исследовании финансовой устойчивости предприятий и организаций26.
Вместе с тем, несмотря на относительную проработанность данной темы, в экономической науке до настоящего времени также не сложилось единого мнения относительно сущности, содержания и механизмов обеспечения финансовой устойчивости.
Так, С. М. Ильясов понятие устойчивости определяет как одну из основных динамических характеристик экономической системы, раскрывающей свойство системы возвращаться в равновесный, исходный или близкий к нему установившийся режим после какого-либо внутреннего или внешнего воздействия. Более того, устойчивость является одной из основных динамических характеристик экономической системы, так как экономическая система является постоянно развивающейся и функционирует устойчиво по определенному параметру при условии, если отклонение данного параметра не превышает допустимой величины, а помехи могут быть компенсированы в определенных пределах27.
Несколько иное направление в определении устойчивости закладывает А. Л. Бобров, который под устойчивостью понимает такое состояние элемен-
26 См., например: Балихина Н. В. Финансовое состояние предприятий: оценка, факторы влияния, проблемы. М., 1999; КрейнинаМ. Н. Финансовое состояние предприятия: методы оценки. М., 1997; Финансовая устойчивость предприятия как определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность (А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин); финансовая устойчивость — это целепола-гающее свойство финансового анализа, а поиск целеполагаю-щих возможностей, средств и способов ее укрепления представляет глу бокий экономический смысл и определяет характер его проведения и содержания (Л. Т. Гиляровская); финансовая устойчивость предприятия—это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска (Г. В. Савицкая); финансовая устойчивость предприятия — характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами (Б. А. Райз-берг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) и др.
27 См.: Ильясов С. М. Устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности. М., 2001. С. 8—9.
тов какой-либо экономической, экологической или иной системы, когда их начальные состояния с высокой степенью надежности определяют их будущие состояния28.
В свою очередь, А. И. Дружинин и О. Н. Дунаев предлагают определить устойчивость системы как ее способность принимать и сохранять исходное состояние под воздействием внешних и внутренних факторов. Исходя из этого, финансовая устойчивость рассматривается как способность системы стабильно функционировать в определенном режиме деятельности29.
При этом следует отметить, что обеспечение и критерии финансовой устойчивости субъектов права, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, довольно детально регламентируются нормативными правовыми актами30.
Анализ нормативных актов зарубежных стран показывает, что использование термина «финансовая устойчивость» в большей степени характерно для банковской системы этих государств. Так, в Законе о банках Англии (Banking Act) 2009 г.31 содержится понятие financial stability objective, в котором финансовая стабильность определяется как цель деятельности банковской системы Соединенного Королевства. Достижение данной цели обеспечивается Банком Англии, который предпринимает действия по укреплению финансовой стабильности и обеспечивает соответствующую внутреннюю структуру золотовалютных резервов, а также взаимодействие с другими финансовыми учреждениями (публичными и част-
28 См.: Бобров А. Л. Эколого-экономическая устойчивость региона: теория и практика. М., 1994. С. 3.
29 См.: Дружинин А. И., Дунаев О. Н. Управление финансовой устойчивостью. Екатеринбург, 1998. С. 35.
30 См., например, Инструкцию о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. № 06-137/пз-н); ст. 41 «Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов» Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 901 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок»; ст. 24 «Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования» Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
31 См. подробнее: URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2009/1/section/238.
ными) в целях обеспечения финансовой стабильности32. Финансовая стабильность достигается посредством устранения или уменьшения системных рисков с целью защиты и укрепления устойчивости финансовой системы Великобритании и поддержки экономической политики Правительства Великобритании.
Определение понятия «финансовая стабильность» в законодательстве США содержится в преамбуле Закона о финансовой стабильности (Financial Stability Act) 2010 г.33 Финансовая стабильность в США достигается путем совершенствования системы подотчетности и прозрачности в финансовой системе, минимизации и завершения явления «too big to fail»34, защиты американских налогоплательщиков (включая меры по оказанию срочной помощи), защиты потребителей от злоупотреблений со стороны лиц, оказывающих финансовые услуги, и иными способами.
Положения, касающиеся финансовой стабильности в Германии, включены в Закон о мониторинге финансовой стабильности (Monitoring Financial Stability / Gesetz zur Überwachung der Finanzstabilität (Finanzstabilitätsgesetz)) 2012 г.35 Дойче Бундесбанк (Deutsche Bundesbank) способствует обеспечению стабильности финансовой системы (финансовой устойчивости) в Германии путем:
анализа факторов, обеспечивающих финансовую стабильность, а также анализа рисков, которые могут дестабилизировать экономическую ситуацию;
подготовки ежегодного отчета о текущей макроэкономической ситуации и мерах, предпринимаемых в целях обеспечения финансовой стабильности. Данный отчет направляется в Комитет по финансовой стабильности (Ausschuss für Finanzstabilität);
подготовки предложений по обеспечению финансовой стабильности для Комитета по финансовой стабильности;
оценки эффективности предпринятых мер по обеспечению финансовой стабильности.
В законодательстве Республики Польша дефиниция понятия «финансовая стабильность» отсутствует. Тем не менее в Законе о публичных финансах (Ustawa o finansach publicznych) 2009 г.36 существует понятие «макроэкономическая стабиль-
32 URL: http://www.bankofengland.co.uk/financialstability/ Pages/default.aspx.
33 URL: http://www.cfr.org/united-states/restoring-american-financial-stability-act-2010-s-3217/p22715.
34 Английское выражение "too big to fail" обозначает финансовые учреждения, настолько большие и имеющие такое количество экономических связей, что их банкротство будет иметь катастрофические последствия для экономики в целом.
35 URL: https://www.bundesbank.de/Redaktion/EN/ Downloads/Bundesbank/Tasks_and_organisation/bundesbank_ act_monitoring_financial_stability.pdf?__blob=publicationFile.
36 URL: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=
WDU20091571240.
ность», которое включает следующие показатели: стабильный и низкий уровень инфляции; сбалансированные бюджеты и низкий уровень государственного долга; низкие процентные ставки; высокие и стабильные уровни занятости (низкий уровень безработицы); стабильный обменный курс (особенно по отношению к валютам основных региональных партнеров)37.
Обеспечение финансовой стабильности является одной из основных задач Национального банка Чехии в соответствии с Законом о Национальном банке Чехии 1993 г.38 Финансовая стабильность понимается как ситуация, когда финансовая система государства работает без каких-либо серьезных сбоев или нежелательных воздействий в настоящем или будущем, демонстрируя тем самым высокую степень устойчивости к потрясениям.
Финансовая стабильность может быть нарушена в результате воздействия факторов внешней среды или внутренних макроэкономических тенденций, положения основных должников и кредиторов финансовых учреждений, экономической политики или изменения в институциональной структуре управления государством.
Оценка финансовой стабильности включает анализ состояния банков и небанковских финансовых учреждений (инвестиционных компаний и фондов, пенсионных фондов, страховых компаний т. д.).
Данное определение содержится в первом отчете Национального банка Чехии по вопросам обеспечения финансовой стабильности — Отчете о финансовой стабильности от 2003 г.39
В законодательстве Швеции понятие «финансовая стабильность» определяется Законом о Банке Швеции (Sveriges Riksbank Act) 2015 г.40 через определение его функций.
Финансовая стабильность обеспечивается Банком Швеции путем гарантирования совершения безопасных и эффективных платежей, публичных и частных. На практике данная задача выполняется несколькими способами:
выпуск в обращение банкнот и монет; обеспечение работы центральной платежной системы RIX, которую используют банки и другие участники торгового оборота с целью совершения платежей;
принятие мер, предотвращающих финансовые кризисы;
37 См.: Kompendium wiedzy o konkurencyjnosci / pod redakj M. Goryni, E. Lazniewskiej. Warszawa, 2009.
38 URL: https://www.cnb.cz/miranda2/export/sites/www.cnb. cz/en/legislation/acts/download/act_on_cnb.pdf.
39 URL: https://www.cnb.cz/miranda2/export/sites/www.cnb. cz/en/financial_stability/fs_reports/FSR-A.pdf.
40 URL: http://www.riksbank.se/en/The-Riksbank/Legislation/ The-Sveriges-Riksbank-Act/.
подготовка и эффективное использование инстру- «макроэкономическая стабильность», которые, ис-
ментов для управления финансовым кризисом и ми- ходя из анализа их содержания, являются синони-
нимизации его негативных последствий. мичными. Правовые акты иностранных государств,
Проанализировав законодательные подходы к определяя понятие «финансовая стабильность», ли-
определению исследуемой категории, представля- бо перечисляют показатели, при достижении ко-
ется возможным сделать вывод о том, что понятие торых финансовая система государства считается
«финансовая устойчивость» (financial stability) пред- устойчивой, либо устанавливают полномочия ор-
ставляет собой совокупность мероприятий, при ко- ганов государственной власти по обеспечению фи-
торых обеспечивается способность государства про- нансовой стабильности.
тивостоять воздействию негативных внутренних и Вне зависимости от способа формализации поня-
внешних факторов (рисков) в целях ориентирова- тия «финансовая стабильность» в законодательстве
ния на позитивную динамику стабильного разви- большинства государств оно имеет универсальное
тия государства. значение — устойчивый курс бюджетной политики,
Законодательства иностранных государств, в от- сбалансированная структура золотовалютных резер-
личие от законодательства Российской Федерации, вов, эффективная политика органов государственной
содержат легальные определения понятий «финан- власти по предотвращению финансовых кризисов и
совая стабильность», «финансовая устойчивость», минимизации их негативных последствий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Kompendium wiedzy o konkurencyjnosci / pod redakcjq M. Goryni, E. tazniewskiej. Warszawa, 2009.
Балихина Н. В. Финансовое состояние предприятий: оценка, факторы влияния, проблемы. М., 1999.
Бехманн Г Устойчивого развития концепция // Глобалистика: энциклопедия. М., 2003.
Бобров А. Л. Эколого-экономическая устойчивость региона: теория и практика. М., 1994.
Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография. М., 2014.
Власенко Н. А. Язык права: монография. Иркутск, 1997.
Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе // Публично-правовые исследования. 2012. № 2.
Дружинин А. И., Дунаев О. Н. Управление финансовой устойчивостью. Екатеринбург, 1998.
Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СПб., 1881.
Ильясов С. М. Устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности. М., 2001.
Капустин А. Я. Международно-правовые принципы деятельности БРИКС // Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. и др. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева, зам. отв. ред. Н. М. Бевеликова. М., 2015.
Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия: методы оценки. М., 1997.
Марфенин Н. Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии. URL: http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/AUUMK/ %D0%AD%D0%BD%D0%B8%D0%BD.pdf.
Поветкина Н. А. О Концепции правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 8.
Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2014. № 12.
Седов С. Б. Концепция устойчивого развития и индикаторы устойчивого развития экономики. URL: http://www. edit. muh.ru/content/mag/trudy/02_2009/10. pdf.
Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М., 1985.
Хабриева Т. Я. Гармонизация правовой системы РФ в условиях международной интеграции: вызовы современности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 44.
Янкевич С. В. Договор об учреждении Европейского стабилизационного механизма // Реформы и право. 2012. № 4.
REFERENCES
Kompendium wiedzy o konkurencyjnosci / pod redakcjq M. Goryni, E. tazniewskiej. Warszawa, 2009.
Balikhina N. V. Finansovoe sostoyanie predpriyatiy: otsenka, faktory vliyaniya, problemy. M., 1999.
Bekhmann G. Ustoychivogo razvitiya kontseptsiya. Globalistika: entsiklopediya. M., 2003.
Bobrov A. L. Ekologo-ekonomicheskaya ustoychivost' regiona: teoriya i praktika. M., 1994.
Vlasenko N. A. Razumnost' i opredelennost' v pravovom regulirovanii: monografiya. M., 2014.
Vlasenko N. A. Yazyk prava: monografiya. Irkutsk, 1997.
Dogovor o stabil'nosti, koordinatsii i upravlenii v ekonomicheskom i valyutnom soyuze. Publichno-pravovye issledovaniya. 2012. No. 2.
Druzhinin A. I., Dunaev O. N. Upravlenie finansovoy ustoychivost'yu. Ekaterinburg, 1998.
lering R. Tsel' v prave. T. 1. SPb., 1881.
Il'yasov S. М. Ustoychivost' bankovskoy sistemy: mekhanizmy upravleniya, regional'nye osobennosti. М., 2001. Kapustin А. Ya. Mezhdunarodno-pravovye printsipy deyatel'nosti BRIKS. Naryshkin S. Е., Khabrieva Т. Ya., Kapustin А. Ya. i dr. BRIKS: kontury mnogopolyarnogo mira: monografiya / о^. red. Т. Ya. Khabrieva, zam. otv. red. N. М. Bevelikova. М., 2015. Kreynina М. N. Finansovoe sostoyanie predpriyatiya: тек^ otsenki. М., 1997.
Marfenin N. N. Kontseptsiya «ustoychivogo razvitiya» V razvitii. URL: http://lib.ssga.ru/fulltext/UMK/AUUMK/ %D0%AD%D0%BD%D0%B8%D0%BD.pdf.
Povetkina N. А. О Kontseptsii pravovogo obespecheniya finansovoy ustoychivosti Rossiyskoy Federatsii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2015. N0. 8.
Povetkina N. А. Finansovaya ustoychivost' как finansovo-pravovaya kategoriya. Finansovoe pravo. 2014. N0. 12. Sedov S. В. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya i indikatory ustoychivogo razvitiya екопотлкк URL: http://www.edit.muh. ru/content/mag/trudy/02_2009/10. pdf.
Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' / pod red. А. М. Prokhorova. 3-е izd. М., 1985.
Khabrieva Т. Ya. Garmonizatsiya pravovoy sistemy RF V usloviyakh mezhdunarodnoy integratsii: vyzovy sovremennosti. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2014. N0. 44.
Yankevich S. V. Dogovor оЬ uchrezhdenii Evropeyskogo stabilizatsionnogo mekhanizma. Reformy i pravo. 2012. N0. 4.