Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ РИСКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ'

ПРАВОВЫЕ РИСКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ РИСКИ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ / НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев В. В., Неровная Н. Н.

Введение. Стремительное изменение международной обстановки в условиях активного участия России в формировании многополярного мира, существование многочисленных правовых рисков в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ вызывают необходимость в совершенствовании научных представлений об управлении такими рисками, развитии тех организационных структур, которые оказывают содействие главе государства в принятии рискованных правовых решений. В настоящее время фрагментарность исследования этой обширной проблематики представляется очевидной, поэтому комплексное исследование теоретических и прикладных проблем, существующих в этой сфере, может иметь важное значение для совершенствования соответствующей деятельности. Результаты. Характеризуется связь правовых рисков с деятельностью государства, раскрывается связь концентрации внешнеполитических рисков с полномочиями Президента РФ, определяются подход к понятию правовых рисков в рассматриваемой сфере, специфика прогнозирования правовых рисков главы государства во внешнеполитической деятельности, возможности совершенствования компетентностно-организационной основы управления такими рисками посредством формирования новой научно-консультативной структуры. Выводы. Исходя из объема полномочий по реализации функций государства, наибольшая концентрация правовых рисков свойственна решениям, принимаемым Президентом РФ, который сталкивается, в основном, с такими разновидностями правовых рисков как правотворческие и правореализационные риски, среди которых наиболее значительную и проблемную часть составляют правореализационные риски. Прогнозирование рассматриваемых правовых рисков предполагает анализ существующих на момент принятия рискованного решения правовых, экономических, политических, идеологических и иных внутренних и внешних обстоятельств, формирование представлений об изменении этих обстоятельств, определение стратегии минимизации неблагоприятных последствий в результате такого решения, компетентностно-организационная основа управления этими рисками представлена различными государственными органами, на основе целевого и скоординированного взаимодействия которых Президент РФ осуществляет управление правовыми рисками во внешнеполитической деятельности, при этом предпочтительным представляется формирование специализированных научно-консультативных организационных структур, охватывающих своей предметной деятельностью управление рисками, основанном на комплексной их оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RISKS IN THE SPHERE OF IMPLEMENTATION OF FOREIGN POLICY POWERSOF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: QUESTIONS OF THEORY

Introduction. Rapid changes in the international situation under conditions of Russia’s active participation in the formation of a multipolar world, the existence of numerous legal risks in the sphere of implementation of the foreign policy powers of the Russian Federation President cause the need to improve scientific ideas of managing such risks, developing those organizational structures that assist the head of state in making risky legal decisions. At present, the fragmentation of the study of this vast problem seems obvious, so a comprehensive study of theoretical and applied problems that exist in this area may be important for the improvement of relevant activities. Results. The relationship of legal risks with the state activity is characterized, the connection between the concentration of foreign policy risks and the powers of the President of the Russian Federation is revealed, the approach to the concept of legal risks in the area under consideration, the specifics of forecasting the legal risks of the head of state in foreign policy activity, the possibilities of improving the competence and organizational basis for managing such risks by forming a new scientific and advisory structure are determined. Conclusions. Based on the scope of the powers to implement the functions of the state, the greatest concentration of legal risks is characteristic of decisions taken by the President of the Russian Federation, who faces mainly such varieties of legal risks as law-making and legal implementation risks, among which the most significant and problematic part are legal implementation risks. risks, forecasting the legal risks under consideration involves analyzing the legal, economic, political, ideological and other internal and external circumstances existing at the time of making a risky decision, forming ideas about changing these circumstances, determining a strategy to minimize adverse consequences as a result of such a decision, the competence and organizational basis for managing these risks is represented by various government agencies, on the basis of targeted and coordinated interaction of which the President of the Russian Federation manages legal risks in foreign policy activities, while the formation of specialized scientific and advisory organizational structures covering risk management based on their comprehensive assessment is preferable.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ РИСКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВА. ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА

Научная статья С. 6-13

УДК 340.116

ПРАВОВЫЕ РИСКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Валерий Витальевич Киреев1, Наталья Николаевна Неровная2

12Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 kireevvv@is74.ru

2ш1а1у2005.71@таИги

Аннотация. Введение. Стремительное изменение международной обстановки в условиях активного участия России в формировании многополярного мира, существование многочисленных правовых рисков в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ вызывают необходимость в совершенствовании научных представлений об управлении такими рисками, развитии тех организационных структур, которые оказывают содействие главе государства в принятии рискованных правовых решений. В настоящее время фрагментарность исследования этой обширной проблематики представляется очевидной, поэтому комплексное исследование теоретических и прикладных проблем, существующих в этой сфере, может иметь важное значение для совершенствования соответствующей деятельности.

Результаты. Характеризуется связь правовых рисков с деятельностью государства, раскрывается связь концентрации внешнеполитических рисков с полномочиями Президента РФ, определяются подход к понятию правовых рисков в рассматриваемой сфере, специфика прогнозирования правовых рисков главы государства во внешнеполитической деятельности, возможности совершенствования компетентностно-организационной основы управления такими рисками посредством формирования новой научно-консультативной структуры.

Выводы. Исходя из объема полномочий по реализации функций государства, наибольшая концентрация правовых рисков свойственна решениям, принимаемым Президентом РФ, который сталкивается, в основном, с такими разновидностями правовых рисков как правотворческие и правореализационные риски, среди которых наиболее значительную и проблемную часть составляют правореализационные риски. Прогнозирование рассматриваемых правовых рисков предполагает анализ существующих на момент принятия рискованного решения правовых, экономических, политических, идеологических и иных внутренних и внешних обстоятельств, формирование представлений об изменении этих обстоятельств, определение стратегии минимизации неблагоприятных последствий в результате такого решения, компе-тентностно-организационная основа управления этими рисками представлена различными государственными органами, на основе целевого и скоординированного взаимодействия которых Президент РФ осуществляет управление правовыми рисками во внешнеполитической деятельности, при этом предпочтительным представляется формирование специализированных научно-консультативных организационных структур, охватывающих своей предметной деятельностью управление рисками, основанном на комплексной их оценке.

Ключевые слова: правовые риски, Президент РФ, международная обстановка, внешнеполитическая деятельность, управление рисками главой государства, прогнозирование правовых рисков, научно-консультативная организационная структура

© В. В. Киреев, Н. Н. Неровная

Для цитирования: Киреев В. В., Неровная Н. Н. Правовые риски в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента Российской Федерации: вопросы теории // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3 (34). С. 6-13.

Research article

LEGAL RISKS IN THE SPHERE OF IMPLEMENTATION

OF FOREIGN POLICY POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION:

QUESTIONS OF THEORY

Valery V. Kireev1, Natalya N. Nerovnaya2

12Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 kireevvv@is74.ru 2nataly2005.71@mail.ru

Abstract. Introduction. Rapid changes in the international situation under conditions of Russia's active participation in the formation of a multipolar world, the existence of numerous legal risks in the sphere of implementation of the foreign policy powers of the Russian Federation President cause the need to improve scientific ideas of managing such risks, developing those organizational structures that assist the head of state in making risky legal decisions. At present, the fragmentation of the study of this vast problem seems obvious, so a comprehensive study of theoretical and applied problems that exist in this area may be important for the improvement of relevant activities.

Results. The relationship of legal risks with the state activity is characterized, the connection between the concentration of foreign policy risks and the powers of the President of the Russian Federation is revealed, the approach to the concept of legal risks in the area under consideration, the specifics of forecasting the legal risks of the head of state in foreign policy activity, the possibilities of improving the competence and organizational basis for managing such risks by forming a new scientific and advisory structure are determined.

Conclusions. Based on the scope of the powers to implement the functions of the state, the greatest concentration of legal risks is characteristic of decisions taken by the President of the Russian Federation, who faces mainly such varieties of legal risks as law-making and legal implementation risks, among which the most significant and problematic part are legal implementation risks. risks, forecasting the legal risks under consideration involves analyzing the legal, economic, political, ideological and other internal and external circumstances existing at the time of making a risky decision, forming ideas about changing these circumstances, determining a strategy to minimize adverse consequences as a result of such a decision, the competence and organizational basis for managing these risks is represented by various government agencies, on the basis of targeted and coordinated interaction of which the President of the Russian Federation manages legal risks in foreign policy activities, while the formation of specialized scientific and advisory organizational structures covering risk management based on their comprehensive assessment is preferable.

Keywords: legal risks, the President of the Russian Federation, the international situation, foreign policy activities, risk management by the head of state, forecasting legal risks, scientific advisory organizational structure

For citation: Kireev VV, Nerovnaya NN. Legal risks in the sphere of implementation of foreign policy powers of the President of the Russian Federation: questions of theory. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(3):6-13. (In Russ.)

Введение

Развитие представлений о правовых рисках в отечественной теоретической юриспруденции формирует инструмент познания правовой действительности, значение

которого трудно переоценить. Особую важность это приобретает в условиях активного участия нашего государства в строительстве многополярного мира, нарастания попыток противодействия России со стороны США

и их сателлитов, обусловивших кризис современного международного права. Исходя из объема полномочий Президента РФ, реализация наших национальных интересов на международной арене в решающей степени связана с деятельностью главы государства. Указанная правовая сфера сегодня обладает особой рискогенностью. Поэтому совершенствование подходов к управлению соответствующими правовыми рисками является не только актуальной теоретической задачей, но и имеет важное прикладное юридическое значение. Это обусловливает поиск путей совершенствования существующей модели идентификации, оценки, минимизации неблагоприятных последствий правовых рисков в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ.

Описание исследования

Связь между правом и риском сегодня является очевидной. Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает тот факт, что право, как универсальный публичный механизм регулирования не может не реагировать на такое явление, как риск. Используются разные правовые средства признания его опасности и вредных последствий, установления субъектов, призванных предотвращать риски, процедуры выявления, предупреждения и устранения рисков, использования компенсаторных средств. По сути дела, все отрасли права «реагируют» на риски как «теневой спутник» права в разных сферах, причем надо видеть и взаимосвязи рисков в разных отраслях права, их своеобразные «перемещения», но «правовые границы» рисков очень подвижны [5, с. 31]. Следует особо отметить, что правовые риски непосредственно связаны с деятельностью государства. Российское государство, как и другие государства, по всем признакам относится к организациям. От других организаций его отличает то, что государство является политико-территориальной организацией публичной власти. Наиболее общей целью такой организации выступает обеспечение устойчивого развития общества. Причем, достижение этой цели обеспечивается выполнением государством свойственных ему функций. Следует согласиться с В. А. Рыбаковым, указывающим на то, что по сфере деятельности система функций государства складывается из внутренних и внешних функций. Внутренние — основные направления государственной деятельности, реализация которой ограничена юрисдикционной территорией государства: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная,

экологическая и др. Внешние — деятельность государства в сфере международных отношений (оборона страны, международное сотрудничество и др.). По содержанию они реализуются в политических, экономических, идеологических функциях [4, с. 16]. Для целей настоящего исследования весьма значимым является, также, утверждение В. А. Бол-гова и Ю. В. Шуваевой, что основные черты функций государства определяются не только характером государства, но и спецификой стоящих перед ним задач и целей. При этом функции как способы достижения поставленных перед государством задач во многом зависят от типа данных задач [2, с. 172]. Исходя из объема полномочий по реализации функций государства, наибольшая концентрация правовых рисков свойственна решениям, принимаемым Президентом РФ. Усилия современной России в области построения многополярного мира, вызывающие противодействие со стороны коллективного Запада, проведение операции по демилитаризации и денацификации на Украине, формируют сложную ситуацию принятия решений в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ. В этот переломный для России исторический период особое значение имеет деятельность Президента РФ по реализации на международной арене ценностей и достижению целей, которые закреплены в Конституции РФ1, активному противодействию попыткам нанести вред нашим обществу и государству, своевременному выявлению текущих международных возможностей России и их воплощению во внешнеполитической практике, идентификация угроз, повышение эффективности деятельности органов государственной власти, т. е. управление соответствующими рисками.

В отечественной теоретической юриспруденции О. Г. Потаповой на диссертационном уровне рассматривается категория «правовая политика Президента Российской Федерации», которая, по мнению автора, представляет собой основанную на его статусе, закрепленном в Конституции РФ, деятельность конкретного лица, занимающего на данном историческом этапе должность главы государства, по выработке стратегических идей концептуального характера, направленных на координацию

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.07.2022).

действий различных государственных органов и иных субъектов в целях определения и претворения в жизнь основных направлений правового развития страны1. Естественно, что такая политика находит воплощение и в международной сфере. Причем, в контексте текущих внешнеполитических событий, интенсивность реализации наших международных устремлений многократно возросла. Более того, в современных условиях активно продолжается разработка новой Концепции внешней политики России2, содержание которой призвано отразить изменение соответствующей парадигмы. Учитывая то, что к числу проблемных вопросов в сфере правовых рисков В. М. Барановым обоснованно отнесены специфика и основания риска в международном праве [1, с. 12], думается, что с учетом указанных выше теоретических посылок можно выделять правовые риски в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ в качестве самостоятельной и перспективной сферы исследования.

Нетрудно заметить, что такого рода исследования предполагают формирование представлений о специфическом объекте — правовых рисках. Ю. А. Тихомиров убедительно определяет риск как вероятное наступление события и совершения действий, влекущих негативные последствия для реализации правового решения и могущее причинить ущерб регулируемой им сфере. При этом для правового риска характерны причинная зависимость между нормативной моделью и реальностью, в виде каналов прямых и обратных связей, иными словами, опасное отклонение от норм права [6, с. 29]. Такое, в узком смысле, понимание риска не исключает необходимость анализа Президентом РФ соотношения возможных позитивных и негативных последствий рискованных решений, определение приемлемости для общества и государства правовых рисков, возникающих во внешнеполитической сфере. При этом можно предположить, что глава государства сталкивается, в основном, с такими разновидностями правовых рисков как правотворческие и правореализационные риски, среди которых наиболее значительную и проблемную часть составляют именно

1 Потапова О. Б. Правовая политика Президента Российской Федерации: проблемы теории и практики : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 7.

2 Захарова рассказала об активной работе над концепцией внешней политики // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220524/politika-1790326156.html7rcmd_ alg=slotter (дата обращения: 25.05.2022).

правореализационные риски. Иными словами, на Президента РФ возлагаются обязанности по управлению правовыми рисками во внешнеполитической сфере. Исполнение таких обязанностей базируется на конституционных ценностях, полномочиях Президента РФ, организационной структуре, обеспечивающей содействие главе государства в осуществлении рассматриваемого направления деятельности. Естественно, что управление такими рисками осуществляют и органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Причем, исходя из представленной на конституционно-правовом уровне концепции разделения властей, рассмотрение соответствующей проблематики может являться самостоятельным и перспективным направлением научных исследований.

Особую важность для управления правовыми рисками в сфере реализации внешнеполитических полномочий Президента РФ имеет прогнозирование. Ю.А.Тихомиров отмечает, что юридическое прогнозирование — это научное предвидение тенденций развития правовой сферы общества и возможных вариантов правовых решений и действий. Цель юридического прогнозирования — обеспечение научного предвидения динамики правовых состояний, т. е. меняющихся целей и уровней правового регулирования. Главное — обеспечить оптимальное правовое воздействие на процессы, происходящие в обществе и государстве, избежать возможных отклонений и добиться высоких конечных результатов [7, с. 6]. Подготовка соответствующих прогнозов, выступая неотъемлемой частью управления рассматриваемыми рисками, является нетривиальной задачей, как для органов государства, так и для юридической науки, а также для различных экспертов и экспертных групп. Следует также обратить внимание и на то, что серьезное теоретическое значение для такого прогнозирования составляет решение вопроса о соотношении понятий «правовой риск» и «социальные последствия правового риска». Правовой риск, исходя из самого содержания понятия, должен охватывать только правовые явления и процессы. Однако управление правовым риском невозможно без прогнозирования экономических, политических, правовых и иных социальных последствий принимаемых рискованных решений. Поэтому правовой риск не может рассматриваться в отрыве от реальности, которая формирует необходимость правотворчества, реализации права, интерпретации правовых норм, причем, эта реальность также выступает в ее экономических,

политических и других проявлениях. Таким образом, от оценки экономических, политических и других социальных явлений, формирующих ситуацию правового риска, осуществляется переход к рискованному правовому решению, которое, в идеале, должно повлечь прогнозируемые социальные последствия. Многообразные внутренние и внешние факторы, анализ которых влияет на управление правовыми рисками, всегда рассматриваются в их агрегированном состоянии вне зависимости от сфер их возникновения. Международная деятельность как раз и является такой сферой, причем её осуществление регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, положения которых реализуются органами государства. Исходя из этих посылок, в качестве промежуточного можно сделать вывод о том, что прогнозирование правовых рисков предполагает анализ существующих на момент принятия рискованного решения правовых, экономических, политических, идеологических и иных внутренних и внешних обстоятельств, прогнозирование изменений этих обстоятельств, определение стратегии минимизации неблагоприятных последствий в результате такого решения. В рассматриваемом контексте проблемным является вопрос о глубине исследования таких обстоятельств, о возможности познания окружающей действительности с необходимой полнотой, которой всегда будет недостаточно в условиях риска.

Для современной России значение деятельности Президента РФ по управлению правовыми рисками во внешнеполитической сфере трудно переоценить. Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Президент РФ, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Таким образом, на главу государства возложен весьма значительный по масштабу объем обязанностей, предполагающих принятие рискованных решений, координации деятельности государственных органов

во внешнеполитической сфере, а также других действий, охватывающих управление соответствующими правовыми рисками.

Рассматриваемая разновидность управления правовыми рисками базируется на двух основах. Первую из них составляют ценности, являющиеся фундаментом деятельности Президента РФ по управлению правовыми рисками во внешнеполитической деятельности. Второй основой является компетент-ностно-организационная, позволяющая аккумулировать и анализировать информацию, необходимую для принятия соответствующих конституционных решений. Ценностной основой выступают, прежде всего, закрепленные в Конституции РФ ценности, при этом, согласно ст. 2 указанного основополагающего акта, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следует отметить, что новейшие изменения Конституции РФ отразили ряд задач нашего государства на международной арене, которые требуют углубленного анализа с позиций управления правовыми рисками. Так, исходя из перечня мер, закрепленных в ст. 791 Конституции РФ и иных ее положениях, к другим конституционным ценностям с полным основанием можно отнести национальные интересы России, безопасность личности, общества и государства, гражданский мир и согласие в стране, суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственную целостность, международный мир и безопасность, мирное сосуществование государств и народов.

Помимо ценностей указанные основы включают в себя соответствующий компе-тентостно-организационный фундамент. Прежде всего, речь идет о полномочиях Президента РФ. К их числу можно отнести общие конституционные полномочия в области законотворчества, а также специальные полномочия, выраженные в ст. 86 Конституции РФ, согласно которой он осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Принятие Президентом РФ на себя обязательств по управлению соответствующими правовыми рисками выражено в присяге, которую он приносит народу при вступлении в должность, согласно которой он клянется при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию

Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Рассматриваемые компетентностно-орга-низационные основы выступают как сложно структурированная система элементов, представляющих собой различные государственные органы, на основе целевого и скоординированного взаимодействия которых Президент РФ осуществляет управление правовыми рисками во внешнеполитической деятельности. Формирование указанной организационной основы производится Президентом РФ посредством реализации кадровых полномочий, выраженных в ст. 83 Конституции РФ. Исследование даже такого далеко не полного перечня документов, как Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации1, Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации»2, Положения о рабочих органах Государственного Совета Российской Федерации и Секретаре Государственного Совета Российской Федерации3, Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»4, Положения о научном совете при Совете Безопасности, утвержденного Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»5, Положения

1 Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации : Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 25.04.2022) // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 11.07.2022).

2 О Государственном Совете Российской Федерации : Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (часть III). Ст. 8039.

3 Вопросы Государственного Совета Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21 декабря 2020 г. № 800 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52 (часть I). Ст. 8793.

4 О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

5 Вопросы Совета Безопасности Российской Феде-

рации (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере», «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности», «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности», «Положением

об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации»6 дает основание сделать вывод о понятийном многообразии, существующем в исследуемой сфере и выражающем, в итоге, функциональное многообразие. Для обозначения деятельности, направленной на обеспечение соответствующих полномочий Президента РФ используются термины: «содействие Президенту РФ», «разработка общей стратегии», «обеспечение реализации полномочий», «рассмотрение вопросов», «формирование основных направлений», «проведение стратегической оценки на основе анализа информации», ««разработка и уточнение критериев и показателей», «подготовка проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации», «организация контроля», «проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концептуальных, доктринальных, аналитических и иных документов а также предложений», «проведение сравнительного анализа теории и практики», «информационно-аналитическое обеспечение», Применительно к функциям Государственного Совета РФ применяются термины «анализирует практики», «участвует в определении, согласовании и утверждении критериев и показателей», «обеспечивает мониторинг», «участвует в разработке и определении мер». Думается, что с одной стороны, такое богатство терминологии отражает сложность деятельности и функциональное многообразие по оказанию соответствующего содействия Президенту РФ в его внешнеполитической деятельности, однако с другой — позволяет задуматься над возможностями совершенствования этой сферы, выделив такое

о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности», «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств», «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования», «Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности», «Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации») : Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 07.03.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 11.07.2022).

6 О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 7 марта 2020 г. № 175 (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 10. Ст. 1323.

специализированное направление консультативной, совещательной деятельности как содействие Президенту РФ в управлению правовыми рисками и, в качестве одного из под направлений, соответствующее управление рисками во внешнеполитической сфере. Возможно, здесь будет полезен и опыт зарубежных государств. Так, С. В. Кабышев отмечает, что в Канаде ни у кого не вызывает сомнений, что способность выявлять, оценивать, предупреждать и минимизировать риски действительно повышает как организационную культуру принятия решений внутри правительства, так и доверие общественности. Одним из условий эффективности управления правовыми рисками в правительстве Канады является его постоянный и систематический характер, в результате которого повышается квалификация сотрудников, вынужденных постоянно реагировать на новые вызовы и риски [3, с. 169]. Естественно, речь идет не о механическом переносе зарубежного опыта на нашу почву, а об оценке возможности применения идей, подходов, принципов, которые могут быть восприняты нашей правовой системой.

Разработка затронутой в статье проблематики предполагает развитие особой предметной исследовательской сферы теоретической юриспруденции, конституционного и других отраслей отечественного права, которая должна охватывать многообразные аспекты, связанные с идентификацией правовых рисков, их оценкой, диверсификацией, выработкой мер, направленных на минимизацию неблагоприятных последствий соответствующих правовых решений. Ситуация, сложившаяся сегодня на международной арене, требует активных решительных действий, причем цена ошибки в условиях противодействия развитию Российской Федерации со стороны ряда зарубежных государств, существенно возрастает. В равной степени такого рода разработки могут быть полезны и для тех международных организаций, в которых Россия принимает участие. Поэтому развитие концепции управления правовыми рисками представляется не менее актуальной и для Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Союзного Государства вместе с Белоруссией, других организаций, участвующих, совместно с Россией в формировании современного многополярного мира.

Системный характер противодействия развитию и безопасности России, охватывающий экономические, политические, правовые, идеологические аспекты, предполагает

столь же системную деятельность, связанную с управлением рисками. И эта системность предполагает, прежде всего, формирование соответствующих научно-консультативных организационных структур, охватывающих своей предметной деятельностью управление рисками, основанного на комплексной их оценке. Представляется, что в сложившейся ситуации наиболее предпочтительно было бы формирования органа, который занимался бы комплексной оценкой правовых рисков, вырабатывал бы научно обоснованные рекомендации, позволяющие принимать наиболее эффективные решения в этой сложной сфере, отличающейся высокой степенью неопределенности.

В условиях информационной войны немаловажным аспектом является и международная информационная деятельность России в сфере минимизации правовых рисков. Причем оценка этого фактора должна производиться вместе с другими экономическими политическими и прочими факторами, представлять собой единый комплексный сложно-составной объект управления. Думается, что развитие теоретических представлений об управлении правовыми рисками в сфере внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации, является сегодня особенно актуальной, но относительно узкой задачей общетеоретической правовой науки. Разработка целостной и непротиворечивой концепции, позволяющей эффективно осуществлять управление рисками, является перспективной задачей, выполнение которой позволит сформировать эффективный и реализуемый на практике механизм определения позиции Российского государства по отношению к многообразным внутренним и внешним явлениям и процессам, воздействия на которые осуществляется в правовой форме.

Заключение

Активное участие нашего государства в построении многополярного мира, вызывающее противодействие США и их сателлитов, инспирированный ими кризис международного права, сопряжено с возникновением текущих и перспективных внешнеполитических рисков, отличающихся высокой динамикой, системным характером последствий и масштабом угроз для современной России. Стремительно меняющаяся картина правовых рисков предполагает необходимость в совершенствовании подходов к управлению ими, повышении эффективности принятия рискованных решений, значение которых для наших общества и государства трудно

переоценить. Объем полномочий Президента РФ во внешнеполитической сфере определяет необходимость принятия им правовых решений в условиях колоссального количества текущих и перспективных рисков, управление такими рисками. Осуществлению этой социально значимой деятельности может способствовать как дальнейшее развитие общей теории правовых рисков, так и формирование научных представлений о такой специфической сфере как правовые риски Президента РФ во внешнеполитической деятельности, выработка научных представлений о содействии главе государства в решении соответствующих серьезных задач. Ценностная и компетентностно-организационная основы

такой деятельности, выраженные в Конституции РФ и других нормативных правовых актах, формируют ее параметры, придают им системный характер. Приданию нового импульса компетентностно-организационной основе может способствовать формирование специализированной научно-консультативной организационной структуры, охватывающей своей предметной деятельностью управление рисками, основанного на комплексной их оценке,к задачам которой следовало бы отнести оценку правовых рисков, выработку научно обоснованных рекомендаций, позволяющих принимать наиболее эффективные решения в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности.

Список источников

1. Баранов В. М. Правовая рискология в технико-юридическом срезе. Вступительное слово при открытии XX форума «Юртехнетика» // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 9-15.

2. Болгов В.А., Шуваева Ю. В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации // Территория науки. 2017. № 3. С. 169-173.

3. Кабышев С. В. Управление правовыми рисками в Канаде. // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 168-170.

4. Рыбаков В. А. Функции государства: системный подход. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2 (51). С. 14-18.

5. Тихомиров Ю. А. Риски в правовом пространстве // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 28-35.

6. Тихомиров Ю. А. Риски в правовом пространстве // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 28-35.

7. Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 5-16.

Вклад авторов. Все авторы сделали эквива- Contribution of authors. All authors made an

лентный вклад в подготовку публикации. equivalent contribution to the preparation of the

publication.

Конфликт интересов. Конфликт интересов Conflict of interest. There is no conflict of inter-

в материалах данной научной статьи отсутствует. est in the materials of this scientific article.

Дата поступления статьи / Received: 15.07.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 04.08.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.