Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ'

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климашевская Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблематика института президентства в Российской Федерации через призму имеющихся полномочий в сфере политического руководства, а также через конституционно-правовую и административно-правовую позиции в отношении реализуемых полномочий главы государства. Актуальность статьи обусловлена многогранностью функций президента России, взаимосвязью с деятельностью исполнительной ветви власти, занимаемым положением в структуре управления страной. При написании статьи анализировалась научная литература по предмету исследования, а также нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность главы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS IN THE FIELD OF POLITICAL LEADERSHIP, DETERMINING THE LEGAL STATUS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems of the institution of the presidency in the Russian Federation through the prism of the existing powers in the field of political leadership, as well as through the constitutional legal and administrative legal positions regarding the exercised powers of the head of state. The relevance of the article is due to the versatility of the functions of the President of Russia, the relationship with the activities of the executive branch of government, the position he occupies in the structure of government of the country. When writing the article, the author analyzes scientific literature on the subject of the study, as well as legal acts regulating the activities of the head of state.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ»

Политология

КЛИМАШЕВСКАЯ Ольга Викторовна — кандидат политических наук, доцент Московского авиационного института (национальный исследовательский университет) (125993, Россия, г. Москва, Волоколамское ш., 4; Klimawevskaya@yandex.ru)

ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика института президентства в Российской Федерации через призму имеющихся полномочий в сфере политического руководства, а также через конституционно-правовую и административно-правовую позиции в отношении реализуемых полномочий главы государства. Актуальность статьи обусловлена многогранностью функций президента России, взаимосвязью с деятельностью исполнительной ветви власти, занимаемым положением в структуре управления страной. При написании статьи анализировалась научная литература по предмету исследования, а также нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность главы государства. Ключевые слова: полномочия, правовой статус Президента РФ, политическое руководство

В отношении правового статуса Президента РФ существует неопределенность. С одной точки зрения, он возглавляет систему органов исполнительной власти. С другой - президент является высшим должностным лицом, полномочия которого не сводятся к исполнительной власти, он осуществляет особый вид власти - президентскую власть.

Однако большинство специалистов в области конституционного и административного права единодушны в мнении о том, что, может, не в полном юридическом смысле, но фактически президент РФ является главой исполнительной власти. Данная точка зрения подкрепляется поправками, внесенными в Конституцию в 2020 г. Помимо этого, в ст. 83 Конституции РФ прямо указано, что Президент РФ «осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации»1.

В результате внесенных правок в главный закон страны частично упразднены кадровые полномочия самого правительства РФ. Председатель правительства Российской Федерации представляет Государственной думе на утверждение кандидатуры заместителей председателя правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в п. д.1 ст. 83 Конституции РФ (ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности).

В дополнение нижней палате парламента было передано право утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров. До внесения поправок президент лишь получал согласие от Госдумы на утверждение предложенной им кандидатуры премьер-министра, а его заместителей и федеральных министров назначал сам.

1 Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2022 год. М.: Эксмо. 2022. 64 с.

2022' 04

ВЛАСТЬ

91

Таким образом, кадровые полномочия Президента РФ в расстановке политических сил в сфере исполнительной власти можно определить как достаточно существенные.

Далее рассмотрим именно полномочия в сфере политического руководства, определяющие правовой статус Президента РФ.

Во-первых, Президент РФ формирует Правительство РФ (назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых теперь уже утверждаются Государственной думой) и непосредственно руководит работой отдельных федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, согласно ст. 111, 113 Конституции РФ, Президент назначает Председателя Правительства после утверждения его кандидатуры Государственной думой. Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий.

В-третьих, Президент обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства РФ и может заявить о своем намерении руководить любым из проводимых заседаний, хотя формальным главой является Председатель Правительства.

В-четвертых, Президент может привлечь к дисциплинарной ответственности членов Правительства. Это удивительно, но Председатель Правительства, будучи главой высшего коллегиального органа исполнительной власти, не решает такие вопросы самостоятельно.

В-пятых, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в т.ч. назначает высшее командование Вооруженных сил РФ.

В-шестых, высшее должностное лицо принимает верительные грамоты дипломатических представителей, а также отправляет за рубеж российских дипломатических представителей.

В-седьмых, Президент определяет систему федеральных органов исполнительной власти. Все нижестоящие структуры после Правительства РФ находятся в ведении Президента РФ.

В-восьмых, Президент имеет возможность отменять абсолютно любые нормативно-правовые акты Правительства РФ, если он сочтет их противоречащими федеральному законодательству, международному договору или его указу. Тем самым, получается, что любое решение Правительства Президент РФ может отменить.

В-девятых, органы исполнительной власти субъектов федерации тоже испытывают влияние Президента. Например, право Президента отрешать от должности высших должностных лиц субъектов федерации или возможность приостанавливать действие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов федерации до момента решения спорного вопроса в суде.

В-десятых, в непосредственном подчинении у Президента РФ находится «силовой» блок федеральных служб (ФСО, ФСБ, Служба внешней разведки и др.)

Широкий перечень представленных полномочий в сфере политического руководства уже достаточен для того, чтобы понять, что президент РФ фактически руководит исполнительной властью.

С позиции конституционного права фигура президента интересна по части требований к кандидату, процесса его избрания, объема полномочий, распространяемого на все сферы жизнедеятельности и по отношению ко всем ветвям

92

ВЛАСТЬ

2 02 2'04

власти. До сих пор среди конституционалистов существует дискуссия: какая у нас республика - смешанная или суперпрезидентская.

С позиций административного права сформировалась однозначная модель, избранная нашим государством, в рамках которой Президент РФ фактически руководит исполнительной властью, но юридически не несет ответственности за ее функционирование.

Также хотелось бы обратить внимание на один интересный момент, заложенный в Конституции РФ. Применительно к Президенту РФ отсутствует фраза, как, например, к Правительству РФ, что акты Президента РФ должны приниматься на основании и во исполнение законов. Ее отсутствие трактуется Конституционным судом таким образом, что Президент РФ может брать в свое ведение достаточно высокого уровня отношения, которые не урегулированы законом.

В 1990-е гг. ситуация «указного» законотворчества Президента РФ была очень актуальна. На сегодняшний день острота сглажена за счет «пропрезидентского» большинства в Государственной думе, что обеспечивает главе государства проведение своих наиболее существенных инициатив через федеральный закон. Однако гипотетически эта конституционная конструкция не исключает таких явлений, как «указное» законотворчество в будущем, т.е. проведение ключевых политических решений преимущественно через указы Президента РФ.

KLIMASHEVSKAYA Olga Viktorovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor at the Moscow Aviation Institute (National Research University) (4 Volokolamskoe Highway, Moscow, Russia, 125993; Klimawevskaya@yandex.ru)

POWERS IN THE FIELD OF POLITICAL LEADERSHIP, DETERMINING THE LEGAL STATUS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article deals with the problems of the institution of the presidency in the Russian Federation through the prism of the existing powers in the field of political leadership, as well as through the constitutional legal and administrative legal positions regarding the exercised powers of the head of state. The relevance of the article is due to the versatility of the functions of the President of Russia, the relationship with the activities of the executive branch of government, the position he occupies in the structure of government of the country. When writing the article, the author analyzes scientific literature on the subject of the study, as well as legal acts regulating the activities of the head of state. Keywords: powers, legal status of President of the Russian Federation, political leadership

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.