А №1 (42) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Мухамеджанов Ержан Оразханович,
докторант ИПО Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова
ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО НОВОМУ УПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Как известно, с 1 января 2015 года в Казахстане вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс, содержащий целый комплекс принципиально новых процессуальных институтов. Одним из наиболее дискуссионных являются негласные следственные действия, по поводу которых существует широкий спектр мнений ученых-юристов - от однозначно положительных ([1], [2] и др.) до однозначно отрицательных [3].
При этом специалисты отмечают, что основная идея данной законодательной новеллы заключается в попытке гармоничного объединения двух, хотя и смежных, но достаточно обособленных функций уголовной юстиции - оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) и непосредственно уголовного процесса [4].
Во многих зарубежных странах с устоявшейся правовой системой эти функции изначально возникли и развивались как единая отрасль юридической науки. Методы и способы, которые наше сознание воспринимает как оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемые поставки, работа с конфидентами и т.д.), там органично развивались и до сих пор развиваются как специальные криминалистические методики [5].
Не вступая в дискуссии с вышеуказанными авторами относительно обоснованности отражения в УПК института негласных следственных действий, хочется отметить, что он изменил правовой режим всей сферы ОРД и, в особенности, розыскной работы.
При прежнем законодательстве ОРД носила «сквозной» характер, т.е. могла проводиться непрерывно на всех стадиях уголовного процесса, а также до него (в рамках оперативной проверки)
и после него (в рамках исполнения наказаний), о чем подробно писал А.Д. Шаймуханов [6].
Новое законодательство установило для ОРД несколько различных правовых режимов [7]:
Правовой режим № 1. До начала досудебного расследования (до регистрации в Книге учета информации (КУИ) или Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР)).
В данном режиме действуют нормы Закона об оперативно-розыскной деятельности. При этом проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), в т.ч. специальные (СОРМ); регистрация оснований для проведения СОРМ в КУИ или ЕРДР не требуется. Порядок их осуществления кардинально не меняется, за исключением одного момента [7].
С введением в действие нового УПК задача раскрытия преступлений «изъята» из Закона об ОРД и сосредоточена в УПК. Вместе с тем, в Законе об ОРД остались задачи выявления, предупреждения и пресечения преступлений. Это значит, что ОРД будет направлена на поиск первичной информации о признаках преступления и ее проверку. Лишь в случае подтверждения полученных сведений и наличия достаточных данных, такая информация подлежит регистрации в ЕРДР в форме рапорта оперативного работника (согласно пункту 4) части 1 ст. 180 УПК), к которому могут приобщаться полученные результаты ОРМ. Объем материалов, достаточных для начала досудебного расследования, и форма, в которую они будут облекаться для приобщения к рапорту, определяются оперативным работником и его руководителем [7].
Первичная информация, полученная от конфиденциальных помощников, не подлежит регистрации в КУИ или ЕРДР (согласно
подпункту 3) пункта 2 Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР, утвержденных приказом Генерального Прокурора № 89 от 19 сентября 2014 года). Данная информация, в случае ее подтверждения, (получения достаточных данных о признаках уголовного правонарушения), в т.ч. в рамках соответствующих дел оперативного учета (ДОУ), оформляется рапортом оперативного работника в форме, исключающей расшифровку источника. При этом ДОУ прекращаются в связи с подтверждением первичной информации [7].
Правовой режим № 2. После начала досудебного расследования (регистрации в КУИ или ЕРДР).
В данном режиме действуют нормы УПК. При этом ОРМ не проводятся, т.к. раскрытие преступлений осуществляется с помощью негласных следственных действий (НСД -регламентированы главой 30 УПК), и розыскных мер (РМ - указаны в пункте 56) статьи 7 УПК и части 4 статьи 11 Закона об ОРД) [7].
НСД проводятся только по поручению следователя (дознавателя), ДОУ заводятся также лишь после получения соответствующего поручения (форма поручения регламентирована совместным приказом МВД № 892 от 12 декабря 2014 года о Правилах проведения НСД). Исключение составляет только такое НСД, как негласный контроль почтовых и иных отправлений (пункт 5) статьи 231 УПК), по которому следователь самостоятельно выносит постановление о его проведении, санкционирует у прокурора и направляет в соответствующее предприятие связи на исполнение.
Поручение направляется в оперативное подразделение, выполняющее основные функции.
Поручение на проведение РМ составляется по аналогии с ранее действовавшей практикой направления отдельных поручений [7].
Таким образом, складывается достаточно четкая схема, при которой «водоразделом» является момент регистрации заявления, сообщения в КУИ или ЕРДР. Все, что осуществляется до этого - относится к сфере ОРД, после - к уголовному процессу. Согласно данной концепции, ОРД всегда предшествует уголовному процессу, а не наоборот.
Вместе с тем, если детально рассматривать розыскную работу, то эта схема не столь однозначна. Как известно, розыск (к примеру, уголовных преступников) осуществляется
исключительно после начала досудебного расследования на основании соответствующего постановления следователя (дознавателя). В течение определенного срока - до трех месяцев - розыск ведется на территории Казахстана с применением НСД и РМ, что вполне соответствует действующему УПК.
Коллизия возникает, когда в течение указанного срока скрывшегося уголовного преступника задержать не удалось и он объявляется в межгосударственный розыск на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Такой розыск регламентируется уже не казахстанским, а международным законодательством, в частности, Договором государств-участников СНГ о межгосударственном розыске лиц. Согласно п. б) ст. 1 указанного Закона, «межгосударственный розыск лиц - комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий...» (выделено автором) [8]. В нем вообще отсутствует возможность осуществления каких-либо следственных действий (в т.ч. негласных), т.к. практически во всех странах СНГ действует «сквозная» схема осуществления ОРД.
С учетом того, что вышеназванный международный Договор ратифицирован Республикой Казахстан, его нормы имеют приоритет над национальным правом. Следовательно, после объявления лица в межгосударственный розыск опять начинается
ОРД.
В данном случае отмечается «обратное» движение, которое противоречит общепринятому взгляду на концепцию нового УПК, при котором ОРД всегда предшествует уголовному процессу.
В то же время, эта принципиальная проблема не получила широкого освещения среди ученых и практических работников, занимающихся вопросами розыскной работы. В этой связи мы считаем, что указанное «обратное» движение от УПК к Закону об ОРД должно в обязательном порядке найти отражение как в законодательных, так и в подзаконных нормативных правовых актах.
Анализируя неизученные стороны института НСД, можно сделать вывод о том, что существует еще один правовой режим деятельности оперативных подразделений после начала досудебного расследования. Речь идет о ситуации, когда в ходе санкционированных прокурором СОРМ, по которым не истекли сроки их проведения, выявляются признаки
№1 (42) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
уголовного правонарушения, требующие регистрации в ЕРДР и дальнейшего досудебного расследования.
Если идти по сформировавшейся концепции нового уголовно-процессуального законодательства, то СОРМ необходимо незамедлительно прекратить, а полученная информация подлежит регистрации в ЕРДР рапортом оперативного работника согласно части первой статьи 180 УПК РК. После этого дело передается следователю (дознавателю), который на основании имеющихся материалов может инициировать проведение НСД, для чего направляет поручение органу дознания в порядке части второй статьи 232 УПК РК. Сотрудник органа дознания выносит постановление, которое предоставляется на санкцию прокурору, на что предоставляется до трех суток. После получения санкции постановление направляется для исполнения в уполномоченное подразделение [9].
Очевидно, что такой алгоритм действий занимает довольно продолжительное время - от нескольких дней до недели - и, соответственно, может привести к потере значительной части фактических данных, относящихся к данному уголовному правонарушению. Между прочим, при «сквозной» модели проведения ОРД такие проблемы не возникают.
Вместе с тем, и при новом УПК существует механизм, позволяющий избежать таких ситуаций [10].
Для этого нужно полнее использовать полномочия, предоставляемые законодательством органу дознания. Так, согласно части первой статьи 196 УПК РК, при наличии признаков преступления, по которому необходимо осуществление предварительного следствия, орган дознания вправе начать досудебное расследование и произвести неотложные следственные действия по установлению и
закреплению следов преступления. При этом перечень неотложных следственных действий не является исчерпывающим, т.е. НСД тоже подпадает под них. Единственное требование законодательства к такой деятельности органа дознания - немедленное уведомление прокурора.
Кроме того, часть третья статьи 196 УПК РК обязывает орган дознания принимать розыскные меры для обнаружения лица, совершившего уголовное правонарушение. Соответственно, параллельно с НСД могут осуществляться и РМ.
Таким образом, сразу после получения в ходе СОРМ сведений о признаках уголовного правонарушения оперативный работник выносит постановление о прекращении СОРМ, регистрирует в ЕРДР рапорт и принимает дело к своему производству. Одновременно выносится постановление о проведении неотложного НСД, которое будет логичным продолжением СОРМ. Согласно части первой статьи 235 УПК РК, в случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство НСД с уведомлением прокурора в течении двадцати четырех часов и последующим получением санкции. Если прокурор санкционирует НСД, то оно продолжается, а дело передается следователю. В случае отказа прокурора НСД прекращается.
Согласно части второй статьи 196 УПК РК, на проведение всех неотложных следственных действий у органа дознания есть пять суток, что представляется достаточным, чтобы не потерять значимые для дела данные.
Подытоживая изложенное, можно убедиться в том, что внедрение в уголовный процесс института НСД существенно повлияло на правовой режим осуществления ОРД, породило ряд проблем и вызвало необходимость нормативного урегулирования многих аспектов как оперативно-розыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.
32
Список литературы
1. Банчук А. Реформирование законодательства Республики Казахстан по вопросам негласных следственных действий и оперативно-розыскной деятельности http://i-news.kz/ news/2015/04/07/7978251-reformirovanie_zakono datelstva_respublik.html
2. Ковалев Н. Анализ отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, касающихся судебного контроля на этапе досудебного производства http://lawlab. kz/2015/07/29/%D0%B0%D0%BD%
3. Гинзбург А.Я. Читая проект Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. О так называемых «негласных следственных действиях». Глава 30 проекта УПК РК (от 28 февраля 2013 г.) (в порядке обсуждения) // http:// www.zakon.kz/ Право. Аналитика. 26 марта 2013 года.
4. Лакбаев К.С., Нургалиев Б.М. Негласные следственные действия: история, понятие, проблемы, перспективы // Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности: Материалы Международной научно-практической конференции 2-3 ноября 2012 года. - Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2012. - С. 162-165.
5. Нургалиев Б.М., Лакбаев К.С., Кусаинова А.К. Казахстанский уголовный процесс: вчера, сегодня, завтра // Научно-методический электронный журнал «Концепт» (апрель, 2014 г.) - режим доступа http://e-concept.ru/2014/14099.htm
6. Шаймуханов А.Д. Место и роль оперативно-розыскного законодательства в комплексе отраслей законодательства антикриминального цикла // Экономика и право Казахстана. - № 8. - Алматы, 2005. - С. 33-35.
7. Разъяснение по порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий в условиях действия нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (указание МВД РК исх. № 1/25-3-17/4521-И от 30.12.2015 г.).
8. Закон РК от 16 октября 2013 года № 135-У ЗРК «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц».
9. Уголовно-процессуальный кодекс (новый). - Алматы: Юрист, 2014. - 121.
10. Разъяснение Генеральной прокуратуры РК исх. № 2-012200-15-11789 от 05.03.2015 г.
Данная статья посвящена актуальным вопросам розыскной деятельности оперативных подразделений по новому УПК Республики Казахстан, применяемых в борьбе с преступностью органами внутренних дел Республики Казахстан.
Ключевые слова: розыскная деятельность, новый УПК РК, правовой режим.
This article is devoted to topical issues of investigative activities ofoperational units of the new Criminal Procedure Code of the Republic ofKazakhstan, used in anti-crime bodies of internal affairs of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: search activity, the new Code of Criminal Procedure, the legal regime.
Ержан Оразхан^лы Мрхамеджанов,
К^азацстан Республикасы 11МБ. Бейсенов атындагы Караганды академиясыныц докторанты
Жаца Цазащстан Республикасыныц ЩПК бойынша жедел белтшелертщ 1здест1ру цызметтщ ц^цыцтьщ режим1
Мухамеджанов Ержан Оразханович,
докторант ИПО Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова
Правовые режимы розыскной деятельности оперативных подразделений по новому УПК Республики Казахстан
Mukhamedzhanov Yerzhan Orazhanovich,
doctoral IPO Karaganda Academy of Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan to them B. Beisenov
Legal regimes investigative activities of operational units of the new Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan