Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовой режим / предпринимательская деятельность / общий правовой режим / специальный правовой режим / особый правовой режим / правовые стимулы / правовые ограничения / legal regime / business activity / general legal regime / special legal regime / special legal regime / legal incentives / legal restrictions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шорохова Александра Андреевна, Ходаковский Владислав Юрьевич

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих исследование актуальным. Со ссылкой на теоретические исследования понятия «правовой режим» как в общетеоретическом аспекте, так и в аспекте предпринимательского права автор представляет собственную дефиницию данного правового явления. Наконец, автор отмечает, что в настоящее время развитие получают особые правовые режимы, введение в действие которых обусловлено претворением в жизнь норм чрезвычайного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIMES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

This article is devoted to the classification of legal regimes regulating the conduct of entrepreneurial activity in the Russian Federation into general, special and special, with examples from the current legislation that make the study relevant. With reference to theoretical studies of the concept of "legal regime" both in the general theoretical aspect and in the aspect of business law, the author presents his own definition of this legal phenomenon. Finally, the author notes that special legal regimes are currently being developed, the introduction of which is conditioned by the implementation of the norms of emergency legislation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Столыпинский вестник №11/2023

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 346.1

DOI 10.55186/27131424 2023 5 11 12

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

LEGAL REGIMES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Шорохова Александра Андреевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, Российский государственный гуманитарный университет, Россия, г. Москва

Ходаковский Владислав Юрьевич, студент, 2 курс, магистратура, кафедра предпринимательского права, Российский государственный гуманитарный университет, Россия, г. Москва

Shorokhova Alexandra Andreevna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Business Law, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

Vladislav Yurievich Khodakovsky, student, 2nd year, Master's degree, Department of Business Law, Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

5556

Аннотация

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих исследование актуальным. Со ссылкой на теоретические исследования понятия «правовой режим» как в общетеоретическом аспекте, так и в аспекте предпринимательского права автор представляет собственную дефиницию данного правового явления. Наконец, автор отмечает, что в настоящее время развитие получают особые правовые режимы, введение в действие которых обусловлено претворением в жизнь норм чрезвычайного законодательства.

S u m m a r y

This article is devoted to the classification of legal regimes regulating the conduct of entrepreneurial activity in the Russian Federation into general, special and special, with examples from the current legislation that make the study relevant. With reference to theoretical studies of the concept of "legal regime" both in the general theoretical aspect and in the aspect of business law, the author presents his own definition of this legal phenomenon. Finally, the author notes that special legal regimes are currently being developed, the introduction of which is conditioned by the implementation of the norms of emergency legislation.

Ключевые слова: правовой режим, предпринимательская деятельность, общий правовой режим, специальный правовой режим, особый правовой режим, правовые стимулы, правовые ограничения.

Keywords: legal regime, business activity, general legal regime, special legal regime, special legal regime, legal incentives, legal restrictions.

Правой режим, являясь законодательно санкционированным порядком осуществления деятельности, которому присуще специфическое сочетание правовых средств и мер воздействия на общественные отношения,

5557

устанавливается законодателем с целью реализации политики государства по решению стоящих перед ним в конкретной сфере или в пределах конкретной территории задач, (государства) на которое, в силу провозглашаемого в Основном законе его социального характера, возлагается долженствование не только по попечению о национальной безопасности и территориальной целостности, но и по принятию мер по улучшению показателей социально-экономического развития. Таким образом, правовой режим призван в комплексом виде представить выдвигаемые со стороны государства требования, включая преференции, ограничения и позитивные обязывания, к функционированию субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на вперед определенной территории или в определённой сфере экономики, а равно и к их созданию и прекращению их существования.

Кроме того, характеристической особенностью правового режима является обстоятельство его подвергнутости существенным изменениям ввиду цикличности развития рыночных отношений, продуцирующей возникновение новых общественных отношений с необходимостью решения новых макроэкономических задач, а равно и ввиду политической, или экологической, или, например, санитарно-эпидемиологической обстановки. Как следствие, правовое регулирование правовых режимов характеризуется ярко выраженной целевой направленностью, особой процедурой легитимации прав и обязанностей и осуществляется при помощи специфических приемов и общих принципов, присущих той или иной совокупности норм [3, с. 24 -25; 4, с. 13].

Поскольку нормотворец не закрепляет понятия «правовой режим» в нормативно-правовых актах, а напротив, достаточно свободно, без вперед обозначенной классификации, оперирует данной терминологией в таких сочетаниях, как «специальный режим» (напр., ст. 18 НК [17]) и «особый режим» (напр., п.3 ст. 2 Закона о ТОР [30]), что, в свою очередь, породило разнообразие авторских трактовок понятия, представляющих его как в смысле

5558

общетеоретическом (С.С. Алексеев [1, с. 185], Н.И. Матузов и А.В. Малько [11, с. 17-18], О.С. Родионов [22, с. 38], В.Б. Исаков [8, с. 258-259], Л.А. Морозова [13, с. 123]), так и в контексте предпринимательского права (Г.Д. Отнюкова [2, с. 86-87], В.Д. Мельгунов [12, с. 100], А.А. Мохов [15]), - на основании анализа исследований в доктрине, автор находит уместным дать собственную дефиницию рассматриваемого правового явления применительно к предпринимательской деятельности: автор понимает под правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности правовой институт в рамках предпринимательского права, означающий установленный законодательством особый порядок осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами на конкретной территории или в конкретном секторе экономики, поддерживаемый государством, посредством стимулирований и ограничений, совершаемых при помощи гармоничного сочетания позитивных обязываний, запретов и дозволений, (государством) создающим благоприятные либо неблагоприятные условия для их функционирования, и (порядок) направленный на достижения синергии социального и экономического эффектов в целях обеспечения безопасности государства и реализации его экономических интересов.

В литературе уделяется внимание проведению разграничения между понятиями «правовой стимул» и «стимул в праве» и понятиями «правовые ограничения» и «ограничения в праве». И первые, и вторые соотносятся друг с другом как общее и частное. Понятия «правовой стимул» и «правовые ограничения», выступая понятиями более широкой направленности, чем понятия «стимул в праве» и «ограничения в праве», относятся к области правового воздействия - воздействия, такого же, как воздействие нравственное, религиозное, политическое, экономическое, только в правовой плоскости. Право вообще предписывает поведение в определенном русле: либо устанавливает запрет на совершение тех или иных деяний, либо,

5559

напротив, стимулирует их совершение. Понятия же «стимул в праве» и «ограничения в праве» являются инструментами правового регулирования в конкретной отрасли права [5, с. 42, 44].

В доктрине сложилось понимание классификации правовых режимов, регулирующих активную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, на общие, специальные и особенные, (классификации) в основании которой лежат критерии срока действия режима и величина охвата им групп правоотношений.

Общеправовой режим, имеющий распространение на всю территорию Российской Федерации, охватывает регулирование наибольшего круга субъектов хозяйственных правоотношений, поскольку большинство субъектов обладают общими правами и обязанностями и основаниями привлечения к юридической ответственности, и призван к обеспечению стабильности социально-экономической жизни страны; его прекращение или изменение осуществляется под воздействием внесения изменений в соответствующие правовые нормы, регулирующие его функционирование.

Например, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет общие (базовые) принципы правового регулирования в сфере медицинской деятельности, а именно: права и обязанности пациента, фармацевтических и медицинских работников, медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой [27]. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержит основное регулирование всех этапов обращения лекарственных средств: от разработки препаратов, доклинических и клинических исследований и государственной регистрации до производства, хранения, перевозки, реализации и уничтожения [25].

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской

5560

Федерации» является основным в правовом регулировании торговой деятельности, применимом ко всем субъектам хозяйствования, участвующими в обороте не имеющих ограничений товаров [28]. Несмотря на то что торговая деятельность уже по той причине, что отмечена в ОКВЭД, утвержденном Приказом Росстандарта, разделе G, классифицируется в качестве экономической [21], Закон в статье 2 определяет ее через предпринимательскую деятельность, неразрывно связанную с приобретением товаров и их передачей с целью последующей перепродажи [28], (определяет так) по нашему мнению, для того чтобы в понятие торговой деятельности вложить признаки, озвученные законодателем в статье 2 ГК РФ в отношении предпринимательской деятельности, но в данном Законе прямо не упомянутые, а именно нацеленность на систематическое получение прибыли и рисковый характер [6]. Товары же, ограниченные в обороте, например оружие, будут составлять изъятия из общего правового регулирования, требующие формирования специального законодательства.

Таким образом, охватывая неограниченный круг участников правоотношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в любой сфере экономической жизни страны - торговой, медицинской, финансовой и др., а равно и всю территорию России, общий правовой режим очерчивает контуры общего правового регулирования предпринимательских отношений, включая общие права и обязанности хозяйствующих субъектов и порядок легитимации и прекращения их существования, (регулирования) не отличающегося предоставлением субъектам особых льгот либо накладыванием на них нетипичных ограничений; а изъятия, вытекающие из общего законодательства, будут являться уже предметом регулирования специального правового режима, позволяющего учитывать особенности отдельных групп правоотношений.

Как отмечается А.В. Малько и А.П. Лиманской, являясь разновидностью общего правового режима, специальный отличается от последнего наличием

5561

нетипичных для большинства субъектов конкретной сферы деятельности дополнительных преференций и прав либо ограничений, выраженных в запретах и позитивных обязываниях [10, с. 121 -123]. В субъектом плане распространение специального правового режима ограничено отраслью деятельности (научной, инновационной и др.) либо территориальным принципом.

Российское законодательство изобилует примерами установления специального правового режима с целью осуществления более точечного регулирования отдельных групп правоотношений с учетом их специфики: например, Федеральный закон от 29.06.2015 № 160 -ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [29]; Федеральный закон от 13.07.2015 № 212 -ФЗ «О свободном порте Владивосток» [26]; Федеральный закон от 31.07.2020 № 258 -ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ»

[31].

Выше нами были приведены в пример Федеральные закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 и № 61-ФЗ от 12.04.2010 в связи с рассматриванием общеправового режима; однако эти же законы отдельными нормами предусматривают установление специального регулирования. Так, Закон от 21.11.2011 № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», кроме установления общего подхода к правам и обязанностям пациента, в статье 20 санкционирует применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступные деяния; в статье 25 Закон предполагает военнослужащих и приравненных к ним лиц не подпадающими под общее регулирование, поскольку те в соответствии со статьей имеют право на получение квалифицированной медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях [27].

В соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств», упорядочивающего

5562

регламентирование всех этапов цикла обращения лекарственных препаратов, распространение действия Закона на обращение радиофармацевтических, наркотических и психотропных лекарственных средств происходит при условии принятия во внимание особенностей их обращения, предусмотренных специальным законодательством (Федеральные законы от 9.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [33] и 8.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [32]) [25].

Примером же установления специального правового режима, ограниченного территориальным подходом, выступают территории социально-экономического развития, на которых специальным Законом вводится специальный режим осуществления экономической деятельности, предусматривающий, в частности, применение в отношении резидентов процедуры свободной таможенной зоны и низких ставок арендной платы и налога на прибыль, полученную в связи с исполнением соглашения о ведении деятельности на ТОСЭР [30], и др. Поскольку, как уже выше упоминалось, называя в нормативных актах тот или иной правовой режим предпринимательской деятельности специальным или особым, законодатель не придерживается какой-либо специально обозначенной классификации, а напротив, как следствие, ввиду отсутствия устоявшейся терминологии, понимание правовых режимов именно такими в том аспекте, в каком, какими они имеются в виду законодателем согласно тексту нормативного акта, возможно через изучение доктринальной базы, то считаем уместным предложение по внесению изменений в те части законодательных актов, где под правовым режимом, названным законодателем особым, подразумевается режим специальный. Например, действующий на ТОСЭР правовой режим предпринимательской деятельности, поименованный в Законе особым, в соответствии с доктринальными наработки в области исследования категории «правовой режим» должен признаваться именно специальным. Подобным образом возможностью осуществления предпринимательской деятельности на

5563

территориях закрытого административно-территориального образования, в соответствии с частью 2.4 статьи 3 одноименного Закона РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1, обладают как физические, так и юридические лица, но подпадающие под критерии функционирования специального (или, как в Законе сказано, особого) режима, определенные статьей 3 [7].

Кроме того, ввиду того, что подчас невозможно осуществить одномоментный переход от общего режима к специальному или особому, и наоборот, или от одной национальной правовой системы к другой, в доктрине обосновывается необходимость выделения и разработки переходного правового режима как разновидности специального. Переходный режим является комплексным режимом, поскольку при помощи прибегания к применению переходных положений может воплощаться в жизнь государственное регулирование как социальной сферы, так и экономических процессов вообще и отдельных отраслей экономики и видов деятельности в частности. Такой правовой режим имеет отличительными особенностями временный характер действия и особое, нетипичное для общего национального правового режима, сочетание дозволений, ограничений и запретов. Особенно хотим отметить, что тот вариант переходного правового режима, введение которого обусловлено необходимостью осуществления перехода территории с одной системы законодательства на другую, по причине неординарности характера правоотношений, которые долженствуют быть подвергнутыми упорядочиванию, поскольку они возникают ввиду совершающихся довольно редких исторических событий, таких, например, как вхождение в состав СССР Калининградской области по итогам Великой Отечественной войны и в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, (вхождение) потребовавшее незамедлительное принятие мер по интеграции новых субъектов, в частности их органов управления, экономической и социально-культурной сфер, с основным национальным режимом, - такой вариант переходного правового режима как

5564

на законодательном, так и на доктринальном уровне является слабо разработанным [14, с. 290 - 302; 16, 38 - 56].

Таким образом, посредством установления специального правового режима предпринимательской деятельности, детерминированного целью стимулирования развития либо конкретной территории, либо конкретного сектора экономики, осуществляется более тонкая правовая надстройка, которой присущи ограниченный круг субъектного состава и наличие дополнительных прав, льгот и обременений.

Особые же правовое режимы существенно отличаются от выше представленных наличием безусловных оснований, установленных федеральным конституционным и федеральным законодательством и выраженных в наступлении угрозы национальной безопасности, военных действий или техногенной или природной чрезвычайной ситуации; они характеризуются временным характером действия и применением ограничений либо даже запретов в отношении некоторых видов деятельности и возлаганием позитивных обязываний [9, с. 99-101], к которым могут быть отнесены обязывания по изготовлению конкретной продукции либо оказанию определенных услуг. Функционирование особых режимов обеспечено имущественными и социальными гарантиями государства. Особый правовой режим может выступать в качестве режима повышенной готовности, получившего распространение и развитие в период прогрессирования короновирусной инфекции covid-19; режима чрезвычайной ситуации; мобилизационного режима, применяемого в связи с требованиями обеспечения национальной безопасности и ведения военных действия; режима военного положения.

По отношению к субъектам предпринимательской деятельности в период действия особого правового режима российское законодательство предусматривает применение следующих ограничений. В соответствии со статьями 11 и 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-

5565

ФКЗ «О чрезвычайном положение» Указ Президента РФ, которым вводится чрезвычайное положение, может содержать требование ограничения осуществления перемещения товаров, услуг, финансовых средств и иных видов финансово-экономической деятельности; требование внесения изменений в режим работы организаций и переориентации их производственно-хозяйственной деятельности; отстранения от работы руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей и назначение временно исполняющих их обязанности; требование к порядку продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости [35].

Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» предоставляет Правительству РФ право принятия решения о введении специальной защитной меры в отношении находящейся в критическом положении отрасли российской экономики в виде распределения импортной квоты между иностранными государствами-экспортерами товара, бывшего предметом предшествовавшего введению специальной меры расследования [24]. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» в статье 3 предусматривает установление ограничений и запретов в ответ на применение в отношении Российской Федерации недружественным мер (санкций) со стороны иностранный государств, а именно: приостановление реализации программ в области военно -технического сотрудничества; запрещение или ограничение осуществления финансовых или внешнеэкономических операций; изменение таможенных пошлин; отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах [34] и т.д.

Будучи менее всего разработанными и имеющими фрагментарное регулирование, в связи со стремительно меняющейся политико -экономической ситуацией, в настоящее время особые правовые режимы

5566

получают совершенствование. Например, постановлением Правительства № 1838 от 15.10.2022 в качестве меры поддержки бизнеса расширены специальные основания изменения существенных условий государственного контракта, образуемые в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 и в силу решения уполномоченного органа, принятому на основании данной нормы, в период мобилизации в Российской Федерации на случай, если призыв на военную службу по мобилизации индивидуальных предпринимателей или сотрудников предприятия воспрепятствовал реализации условий государственного контракта [19; 23].

Поскольку часть 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 не предусматривает предъявления со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя документов с тем, чтобы подтвердить основания возникновения обстоятельств непреодолимой силы и, следовательно, необходимости внесения изменений в условия контракта, при затребовании их заказчиком либо уполномоченным органом, ими могут служить копии повесток о призыве на военную службу по мобилизации, а также иные свидетельства, подтверждающие наступление форс -мажорной ситуации. На случай невозможности заключения дополнительного соглашения об изменении условий контракта ввиду независящих от предприятия причин в пункт 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211, внесены изменения, в соответствии с которыми сведения об участниках закупки, поставщиках, исполнителях, подрядчиках, которые уклонились от заключения договора или ненадлежащим образом исполнили его вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, не включаются в реестр [20].

Кроме того, внесены поправки в подпункт «г» пункта 2, в подпункт «д» пункта 3 и подпункт «д» пункта 5 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не

5567

списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783, которые обязывают заказчика осуществлять списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при возникновении невозможности исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации. Согласно подпункту «д» пункта 5 настоящих Правил, в обоснование принятия решения о списании неустоек поставщику должно представить подтверждение исполнения обязательств по контракту (в качестве которого (подтверждения) может выступать акт приемки) и наступления обстоятельств непреодолимой силы в связи с мобилизацией [18]. Таким образом, постановлением Правительства № 1838 от 15.10.2022 предусмотрено три меры поддержки предпринимательской деятельности в период мобилизации: призыв на военную службу по мобилизации работников, привлеченных к выполнению условий государственного контракта, является основанием для изменения существенных условий контракта; в случае невозможности внесения изменений в условия контракта сведения о поставщиках, должным образом не исполнивших условия контракта по причине объявления мобилизации, не включаются в реестр недобросовестных поставщиков; при возникновении невозможности исполнения контракта в связи с мобилизацией заказчику вменяется в обязанность осуществление списания неуплаченных сумм неустоек, пеней, штрафов.

Литература

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.

2. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. и др. Российское предпринимательское право: Учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2014. 1072 с.

5568

3. Балашов Е.В., Шорохова А.А. Некоторые теоретические аспекты признаков правового режима // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 23 -29.

4. Балашов Е.В., Шорохова А.А. О правовом режиме общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 11 - 16.

5. Балашов Е.В., Шорохова А.А. Содержание правового режима в свете информационно-психологического подхода // Вестник ВЭГУ. 2016. №2 2 (82). С. 40 - 45.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «КонсультантПлюс».

7. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно -территориальном образовании» // «КонсультантПлюс».

8. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1987. С. 247-267.

9. Майдыков А.Ф., Мелехин А.В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 95 -107.

10.Малько А.В., Лиманская А.В. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6 (95). С. 120-124.

11.Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1996. № 1. С. 16-29.

12.Мельгунов В.Д. Административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 205 с.

5569

13.Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. 143 с.

14.Мохов А.А. Переходные правовые режимы экономической деятельности // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С. 290 - 302.

15.Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности // Мудрый юрист [сайт]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/85116-pravovye-rezhimy-osushhestvleniya-ehkonomicheskoj -deyatelnosti-samoregul irovanie-predprinimatel skoj (дата обращения: 27.10. 2023).

16.Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя // Власть закона. 2019. № 4 (40). С. 38 - 56.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «КонсультантПлюс».

18. Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом» // «КонсультантПлюс».

19. Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства

5570

Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 1663» // «КонсультантПлюс».

20.Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «КонсультантПлюс».

21.Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» // «КонсультантПлюс».

22.Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2001. 157 с.

23. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «КонсультантПлюс».

24. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // «КонсультантПлюс».

25. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // «КонсультантПлюс».

26.Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // «КонсультантПлюс».

27.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «КонсультантПлюс».

28. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «КонсультантПлюс».

5571

29.Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // «КонсультантПлюс».

30.Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» // «КонсультантПлюс».

31. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ» // «КонсультантПлюс».

32. Федеральный закон от 8.01.1998 № 3 -ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // «КонсультантПлюс».

33.Федеральный закон от 9.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // «КонсультантПлюс».

35.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положение» // «КонсультантПлюс».

Literature

1. Alekseev S.S. General permits and general prohibitions in Soviet law. Moscow: Legal Literature, 1989. 288 p.

2. Alekseeva D.G., Andreeva L.V., Andreev V.K., etc. Russian Business Law: Textbook / ed. by I.V. Ershov, G.D. Otnyukova. 4th ed. Moscow: Prospect, 2014. 1072 p.

3. Balashov E.V., Shorokhova A.A. Some theoretical aspects of the signs of the legal regime // Bulletin of the VEGU. 2015. No. 5 (79). pp. 23 - 29.

4. Balashov E.V., Shorokhova A.A. On the legal regime of common shared ownership of agricultural land // Bulletin of the VEGU. 2015. No. 1 (75). pp. 11-16.

5572

5. Balashov E.V., Shorokhova A.A. The content of the legal regime in the light of information and psychological approach // Bulletin of the VEGU. 2016. No. 2 (82). pp. 40 - 45

6. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ // "ConsultantPlus".

7. The Law of the Russian Federation of 14.07.1992 N 3297-1 "On a closed administrative-territorial entity" // "ConsultantPlus".

8. Isakov V.B. The mechanism of legal regulation and legal regimes // Problems of the theory of state and law / edited by S.S. Alekseev. M.: Legal lit., 1987. pp. 247-267.

9. Maydykov A.F., Melekhin A.V. Problems of formation of legislation on special legal regimes in the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2005. No. 10. pp. 95-107.

10. Malko A.V., Limanskaya A.V. Special legal regime as a special means of legal regulation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2013. No. 6 (95). pp. 120-124.

11. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: questions of theory and practice // Izvestia of higher educational institutions. Jurisprudence. 1996. No. 1. pp. 16-29.

12. Melgunov V.D. Administrative and legal regimes in the sphere of entrepreneurial activity: diss. ... cand. jurid. M., 2001. 205 p.

13. Morozova L.A. Constitutional regulation in the USSR. Moscow: Legal lit., 1985. 143 p.

14. Mokhov A.A. Transitional legal regimes of economic activity // Legal policy and legal life. 2023. No. 2. pp. 290 - 302.

15. Mokhov A.A. Legal regimes of economic activity and self-regulation of entrepreneurial or professional activity // Wise lawyer [website]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/85116-pravovye-rezhimy-osushhestvleniya-

5573

ehkonomicheskoj-deyatelnosti-samoregulirovanie-predprinimatelskoj (accessed: 27.10. 2023).

16. Mokhov A.A. Legal regimes of economic activity in the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol // The power of law. 2019. No. 4 (40). pp. 38-56.

17. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 No. 146-FZ // "ConsultantPlus".

18. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.07.2018 No. 783 "On writing off the amounts of penalties (fines, penalties) accrued to the supplier (contractor, contractor), but not written off by the customer, in connection with non-fulfillment or improper fulfillment of obligations stipulated by the contract" // "ConsultantPlus".

19. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1838 dated 10/15/2022 "On Changing the Essential Terms of Contracts Concluded to Meet Federal Needs in Connection with Mobilization in the Russian Federation, on Changing Certain Acts of the Government of the Russian Federation on Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs and Procurement of Goods, Works, Services by Individual types of legal entities and on the invalidation of certain provisions of the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1663 dated December 25, 2018" // "ConsultantPlus".

20. Decree ofthe Government ofthe Russian Federation No. 1211 of 11/22/2012 (ed. of 10/15/2022) "On maintaining the Register of unscrupulous suppliers provided for by the Federal Law "On Procurement of Goods, Works, services by Certain Types of Legal Entities" // "ConsultantPlus".

21. Rosstandart Order No. 14-st dated 01/31/2014 "On the Adoption and Implementation of the All-Russian Classifier of Types of Economic Activity (OKVED2) OK 029-2014 (KDES Ed. 2) and the All-Russian classifier of

5574

products by types of economic activity (OKPD2) OK 034-2014 (KPES 2008)" // "ConsultantPlus".

22. Rodionov O.S. The mechanism of establishing legal regimes by Russian legislation: dis. ... candidate of Legal Sciences. Saratov, 2001. 157 p.

23. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // "ConsultantPlus".

24. Federal Law No. 165-FZ of 08.12.2003 "On special protective, antidumping and countervailing measures for the import of goods" // "ConsultantPlus".

25. Federal Law No. 61-FZ of 12.04.2010 "On circulation of medicines" // "ConsultantPlus".

26. Federal Law No. 212-FZ of 13.07.2015 "On the Free Port of Vladivostok" // "ConsultantPlus".

27. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" // "ConsultantPlus".

28. Federal Law No. 381-FZ of December 28, 2009 "On the basics of state regulation of trade activities in the Russian Federation" // "ConsultantPlus".

29. Federal Law No. 160-FZ of29.06.2015 "On the International medical cluster and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // "ConsultantPlus".

30. Federal Law No. 473-FZ of 29.12.2014 "On territories of advanced development in the Russian Federation" // "ConsultantPlus".

31. Federal Law No. 258-FZ of 31.07.2020 "On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation" // "ConsultantPlus".

32. Federal Law No. 3-FZ of 8.01.1998 "On narcotic drugs and psychotropic substances" // "ConsultantPlus".

33. Federal Law No. 3-FZ of 9.01.1996 "On operational security of the population" // "ConsultantPlus".

5575

34. Federal Law No. 281-FZ of 30.12.2006 "On Special economic measures" // "ConsultantPlus".

35. Federal Constitutional Law No. 3-FZ of 30.05.2001 "On the state of Emergency" // "ConsultantPlus".

© Шорохова А.А., Ходаковский В.Ю., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

Для цитирования: Шорохова А.А., Ходаковский В.Ю. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

5576

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.