Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРУЮЩИХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ'

ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРУЮЩИХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СТИМУЛИРУЮЩИЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громова Елизавета Александровна

Статья посвящена исследованию особенностей правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. Автор анализирует законодательство о данных режимах, а также доктринальные исследования, как в области правового моделирования, так и в сфере установления данных стимулирующих режимов. В результате сформулировано понятие правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций, а также выявлены ее особенности. Определены недостатки современных моделей стимулирующих режимов и даны предложения по совершенствованию их правового регулирования в целях устранения таких недостатков, а также повышения эффективности стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Громова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MODEL OF THE STIMULATING REGIMES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF DIGITAL INNOVATIONS

The article is devoted to the study of the features of the legal model of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of creating digital innovations. The author analyzes the legislation on these regimes, as well as doctrinal studies, both in the field of legal modeling and in the field of establishing these incentive regimes. As a result, the concept of a legal model of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovations is formulated, and its features are identified. The shortcomings of modern models of incentive regimes are identified and proposals are made to improve their legal regulation in order to eliminate such shortcomings, as well as to increase the effectiveness of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРУЮЩИХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

Научная статья

УДК 340.111.5

DOI: 10.14529/law230208

ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРУЮЩИХ РЕЖИМОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Е. А. Громова, gromovaea@susu.ru

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. Автор анализирует законодательство о данных режимах, а также доктринальные исследования, как в области правового моделирования, так и в сфере установления данных стимулирующих режимов. В результате сформулировано понятие правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций, а также выявлены ее особенности. Определены недостатки современных моделей стимулирующих режимов и даны предложения по совершенствованию их правового регулирования в целях устранения таких недостатков, а также повышения эффективности стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций.

Ключевые слова: правовая модель, правовой режим, стимулирующий режим предпринимательской деятельности, экспериментальный правовой режим, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, малое и среднее предпринимательство.

Для цитирования: Громова Е. А. Правовая модель стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2023. Т. 23, № 2. С. 56-61. DOI: 10.14529/law230208.

Original article

DOI: 10.14529/law230208

LEGAL MODEL OF THE STIMULATING REGIMES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF DIGITAL INNOVATIONS

E. A. Gromova, gromovaea@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the legal model of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of creating digital innovations. The author analyzes the legislation on these regimes, as well as doctrinal studies, both in the field of legal modeling and in the field of establishing these incentive regimes. As a result, the concept of a legal model of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovations is formulated, and its features are identified. The shortcomings of modern models of incentive regimes are identified and proposals are made to improve their legal regulation in order to eliminate such shortcomings, as well as to increase the effectiveness of incentive regimes for entrepreneurial activity in the field of digital innovation.

Keywords: legal model, legal regime, stimulating regime of entrepreneurial activity, experimental legal regime, special economic zones, public-private partnership, small and medium-sized entrepre-neurship.

For citation: Gromova E. A. Legal model of the stimulating regimes of entrepreneurial activity in the sphere of digital innovations. Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". 2023. vol. 23. no. 2, pp. 56-61. (in Russ.) DOI: 10.14529/law230208.

Современные государства крайне заинтересованы в развитии конкурентоспособных отечественных цифровых технологий. Для этого ими предпринимаются попытки создать в своих границах такой правовой климат, который бы способствовал созданию благоприятных условий для осуществления субъектами предпринимательской деятельности по внедрению цифровых инноваций и технологий.

Как отмечают ученые, когда государство стремится достигнуть определенных целей в развитии отдельной области общественных отношений, оно применяет специальное, отличное от общего, регулирование [7, с. 9]. Таковыми выступают стимулирующие режимы предпринимательской деятельности. В числе таковых - стимулирующий режим предпринимательской деятельности в границах территорий с особыми условиями развития, экспериментальные правовые режимы в сфере создания цифровых инноваций, правовой режим поддержки инновационной предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирующий режим деятельности частного партнера в рамках инновационного государственно-частного партнерства[4].

Данные режимы обладают значимым потенциалом с точки зрения стимулирования создания и внедрения инновационных технологий. Например, в рамках стимулирующего режима предпринимательской деятельности в границах особых экономических зон технико-внедренческого типа резиденты, осуществляющие инновационную деятельность, вправе претендовать на ряд преференций [4, с. 36]. Экспериментальный правовой режим в сфере создания цифровых инноваций позволяет участнику эксперимента временно отступить от требований действующего законодательства для эффективного тестирования инновационных бизнес-моделей [3, с. 258]. В свою очередь субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность, вправе обратиться за финансовой, имущественной и иной поддержкой к государству [6, с. 238]. Становясь участником одного из проектов в рамках государственно-частного партнерства в сфере создания объектов информационных технологий, частный партнер также приобретает ряд преференций [5, с. 42].

Однако, к сожалению, перечисленные

стимулирующие режимы не лишены ряда недостатков, которые препятствуют развитию эффективной предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. На это не раз обращалось внимание как в актах стратегического планирования, так и в исследованиях ученых [8, с. 5]. Именно поэтому на сегодняшний день крайне важно создать эффективную модель таких режимов, отвечающую потребностям современного общества в услояих цифровой трансформации. Заметим, что ученые не раз подчеркивали необходимость моделирования правовых режимов [16, с. 176]. Так, С. С. Алексеев отмечал, что при наличии определенных условий могут быть созданы модели юридических режимов, способные повысить эффективность права [12].

Цифровая трансформация привела к поиску новых подходов и способов правового регулирования процессов создания цифровых инноваций, и ученые стали обращаться к понятию «правовая модель». Например, А. А. Карцкхия, выделяя гражданско-правовую модель регулирования цифрового гражданского оборота и цифровых прав, определяет ее как способ регулирования нормами гражданского права отношений по возникновению, признанию, распоряжению цифровых прав в имущественном гражданском обороте [9, с. 11].

Ученые отмечают, что «модель» (лат. «modus») означает меру, образ, способ [2, с. 47]. Модель есть «целостная система представлений о сущностных признаках и характеристиках некоторой другой системы, называемой оригиналом, способная дать новое знание о системе-оригинале и (или) помочь его преобразованию (совершенствованию)» [10, с. 20].

В области юриспруденции моделирование применяется при описании юридических конструкций и механизмов [11, с. 68], что обусловлено новыми возможностями, которые в сочетании с традиционными для правоведения методами предоставляются исследователю. Современные ученые активно применяют термин «правовая модель» [9], однако при этом весьма редко предпринимаются попытки объяснить, что она собой представляет. Авторы немногочисленных исследований, в которых предпринята такая попытка, трактуют правовую модель как совокупность суждений, которая фиксирует некоторые инвариантные связи, соответствия в структуре изу-

чаемых общественных отношений [13, с. 291]; форму отражения правовой действительности, находящейся в отношении соответствия с исследуемым объектом, служащую средством выражения внутренней структуры сложного правового явления, выполняющую специальную описательную задачу [1, с. 8].

Если говорить о правовой модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности, то в качестве таковой в самом общем виде следует понимать существующий «образ» специального правового регулирования, состоящего в комплексах правовых средств, применяемых в целях стимулирования развития цифровых инноваций.

Как отмечают ученые, задача моделирования состоит в том, чтобы создать описательную модель, которая включает в себя основные характеристики явлений [14]. Это означает, что правовая модель, как и любая другая, отражает черты описываемого правового явления. И одной из главных задач выступает выявление таких признаков (черт). Соответственно правовая модель или «образ» стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания и внедрения цифровых инноваций раскрывается в совокупности особенностей указанных правовых режимов.

При описании модели стимулирующих правовых режимов представляется возможным опираться на элементы правовых моделей, выделяемые учеными: 1) идеологическая основа, определяющая цель правового регулирования; 2) содержание правового регулирования; 3) определение принципов и норм разного характера и содержания (стимулирующих, запрещающих); 4) деятельность субъектов права, динамика их статусов и функций; 5) анализ поведения людей; 6) правовые риски; 7) предвидимые результаты [15, с. 23].

Поскольку речь идет об описании существующих стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций, то предлагаемые учеными элементы правовой модели могут быть «трансформированы» применительно к данным режимам. Соответственно правовой модели режимов, стимулирующих предпринимательскую деятельность в сфере цифровых инноваций, свойствены следующие элементы: описание существующего правового регулирования, его предпосылки и цель правового регулирования; основные акторы;

комплекс правовых средств, за счет которых достигаются цели правовых режимов.

Исходя из выделенных элементов модели стимулирующих режимов предпринимательской деятельности, можно сформулировать следующие особенности стимулирующих режимов предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций.

Во-первых, это специальная публично-значимая цель установления и применения таких режимов. Так, государство устанавливает стимулирующие режимы предпринимательской деятельности в целях создания оптимальных правовых условий для развития конкурентоспособных цифровых инноваций. В целях развития предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций государство стало создавать особые, свободные экономические зоны и иные территории с особыми условиями экономического развития. Стремясь развивать малое и среднее инновационное предпринимательство, государство наделило субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся развитием инноваций, мерами государственной поддержки. Необходимость создать оптимальное регулирование для предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций обусловила наделение субъектов предпринимательской деятельности возможностью создавать такие технологии в условиях неприменения к такой деятельности отдельных регуляторных требований в условиях экспериментальных правовых режимов. В свою очередь для того, чтобы обеспечить развитие партнерства государства и частного сектора в сфере развития социально-значимых инфраструктурных проектов (в том числе на базе цифровых технологий), необходимо привлечь представителей частного сектора к таких проектам посредством наделения их рядом преференций и гарантий.

Во-вторых, особый состав основных акторов (участников) таких режимов. Так, основными акторами стимулирующих режимов предпринимательской деятельности выступают уполномоченные государственные органы, а также субъекты предпринимательской деятельности - индивидуальные предприниматели и юридические лица. Такой состав свойственен в целом всем стимулирующим режимам предпринимательской деятельности в сфере создания цифровых инноваций. Например, основными акторами в рамках режимов пред-

принимательской деятельности в границах территорий с особыми условиями экономического развития выступают Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные министерства в зависимости от вида территории и резиденты данных территорий (юридические лица и (в некоторых территориях) индивидуальные предприниматели). Основными акторами экспериментальных правовых режимов выступают также уполномоченные органы (Правительство Российской Федерации или Центральный банк, и отраслевые министерства и ведомства), юридические лица как непосредственные участники эксперимента.

В-третьих, комплекс правовых средств преимущественно стимулирующего характера. Как правило, комплекс правовых средств, которые используются для стимулирования предпринимательской деятельности, состоит в применении различного рода преференций -налоговых, таможенных и иных льгот, мер имущественной, консультационной и информационной поддержки. В отдельных случаях - это временное неприменение к субъектам такого режима требований действующего законодательства, затрудняющих инновационный процесс. Вместе с тем в указанные комплексы правовых средств включены также различного рода ограничения и запреты. Например, резидент особой экономической зоны не вправе осуществлять деятельность вне границ данной территории, а участник экспериментального правового режима не вправе передавать права и обязанности иным лицам.

Немаловажным вопросом, который также требует освещения, является вопрос об эффективности существующих моделей стимулирующих режимов предпринимательской деятельности. Ученые отмечают, что правовая модель отражает уровень действующего правопорядка и его развития с учетом тенденций, этапов и показателей экономического, социального и политического развития, а также взаимодействия с нормами внешней среды [15]. Именно поэтому для формирования оптимальной правовой модели необходимо учитывать и существующий опыт правового регулирования [8].

Как отмечалось выше, стимулирующие

режимы предпринимательской деятельности не лишены целого ряда недостатков, что отрицательно сказывается на их эффективности. Такие недостатки связаны с несовершенством законодательного конструирования отдельных стимулирующих режимов. Так, если мы обратимся к нормативным актам, регулирующим отношения, возникающие по поводу применения таких режимов, то мы увидим, что законодатель использует в ряде случаев устаревший понятийно-категориальный аппарат [4, с. 37]. В частности в законодательстве о территориях с особыми условиями экономического развития и о государственно-частном партнерстве до сих пор содержатся термины «компьютерные технологии», «технико-внедренческая деятельность» или «объекты информационных технологий» [4, с. 34; 5, с. 42]. Или же, конструируя модель такого режима, законодатель ставит «во главу угла» интересы государства и субъектов предпринимательства, не в полной мере учитывая интересы общества. Это свойственно экспериментальному правовому режиму, положения о котором не обеспечивают должную защиту прав потребителей как участников эксперимента [3, с. 258].

Перечисленные выше недостатки указанных режимов могут существенно снизить эффективность рассматриваемых правовых моделей. Это в свою очередь, может негативно отразиться на инновационном развитии Российской Федерации, которое является в наше время одним из условий повышения благосостояния общества, стабилизации экономической ситуации и гарантом национальной безопасности. В этой связи необходимо работать над совершенствованием действующего законодательства об установлении и применении таких режимов. Думается, что лейтмотивом таких изменений должна стать идея о необходимости обеспечения баланса интересов государства, субъектов предпринимательства и общества. Примером ее воплощения может служить, в частности, внесение соответствующих изменений в законодательство об экспериментальных правовых режимах в области повышения эффективности механизмов обеспечения прав потребителей как участников эксперимента [3].

Список источников

1. Безруков А. С. Правовая модель как инструмент юридической науки и практики: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. 26 с.

2. Белых С. В. Понятие правовой модели предпринимательской деятельности в Российской Фед ерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. № 2. С . 47-51.

3. Громова Е. А. Российская модель регуляторных песочниц в сфере цифровых инноваций // Право цифровой среды: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, Е. В. Титовой, Е. А. Громовой. М.: Проспект, 2022. 823 с.

4. Громова Е. А. О роли специальных и экспериментальных режимов в развитии конкурентоспособных цифровых технологий // Юрист. 2021. № 11. С. 34-38.

5. Громова Е. А. Создание цифровых технологий в рамках государственно-частного партнерства: опыт БРИКС // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19. № 1. С. 42-45.

6. Громова Е. А. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2017: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 238-240.

7. Ершова И. В., Петраков А. Ю. Режим повышенной готовности в системе правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности // Lex Russica. 2020. № 9 (166). С. 9-20.

8. Ефремов А. А., Добролюбова Е. И., Талапина Э. В., Южаков В. Н. Экспериментальные правовые режимы: зарубежный опыт и российский старт. М.: Дело, 2020. 126 с.

9. Карцхия А. А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. 390 с.

10. Леванский В. А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. 157 с.

11. Матанцев Д. А., Рыжова Ю. В., Токмачева А. Ю. История и методология юридической науки: учебно-практ. пособие. М.: Академия управления МВД РФ, 2020. 120 с.

12. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1987. 448 c.

13. Рудашевский В. Д. Право и моделирование // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980. С. 290-308.

14. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2001. 343 с.

15. Тихомиров Ю. А. Правовые модели: природа и свойства // Правовые модели и реальность. М.: Инфра-М, 2020. 280 с.

16. Шамсумова Э. Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 213 с.

References

1. Bezrukov A. S. Pravovaya model' kak instrumentyuridicheskoy nauki i praktiki: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk [The legal model as a tool of legal science and practice. Autor's abstract]. Vladimir, 2008. 26 p.

2. Belykh S. V. [The concept of the legal model of entrepreneurial activity in the Russian Federation] . Biznes, menedzhment i pravo [Business, management and law]. 2012. no. 2. pp. 47-51. (in Russ.)

3. Gromova E. A. Rossiyskaya model' regulyatornykh pesochnits v sfere tsifrovykh innovatsiy [The Russian model of regulatory sandboxes in the field of digital innovations]. Pravo tsifrovoy sredy [Law of the digital environment]. Moscow, 2022. 823 p.

4. Gromova E. A. [On the role of special and experimental modes in the development of competitive digital technologies]. Yurist [Lawyer], 2021, no. 11, pp . 34-38. (in Russ.)

5. Gromova E. A. [Creation of digital technologies within the framework of public-private partnership: BRICS experience]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pravo» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Law "], 2019, Vol. 19, no. 1, pp. 42-45. (in Russ.)

6. Gromova E. A. Gosudarstvennaya podderzhka sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, osushchestvlyayushchikh innovatsionnuyu deyatel'nost' [State support of small and medium-sized businesses engaged in innovative activities]. Aktual'nye problemy prava Rossii i stran SNG-2017: materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actual problems of law in Russia and CIS countries-2017: materials of the XV International Scientific and Practical Conference] . Chelyabinsk, 2017. S. 238-240. (in Russ.)

7. Ershova I. V., Petrakov A. Yu. [High-readiness mode in the system of legal regimes of entrepreneurial activity]. Lex Russica [Lex Russica], 2020, no. 9 (16 6), pp. 9-20. (in Russ.)

8. Efremov A. A., Dobrolyubova E. I., Talapina E. V., Yuzhakov V. N. Eksperimental'nye pravovye rezhimy: zarubezhnyy opyt i rossiyskiy start [Experimental l egal regimes: foreign experience and Russian start] . Moscow, 2020, 126 p.

9. Kartskhiya A. A. Grazhdansko-pravovaya model' regulirovaniya tsifrovykh tekhnologiy: dis. ... d-ra yurid. nauk [Civil law model of regulation of digital technologies. Diss. D-rf (Law)]. Mjscow, 2019, 390 p.

10. Levanskiy V. A. Modelirovanie v sotsial'no-pravovykh issledovaniyakh [Modeling in socio-legal research]. Moscow, 1986, 157 p.

11. Matantsev D. A., Ryzhova Yu. V., Tokmacheva A. Yu. Istoriya i metodologiya yuridicheskoy nauki [History and methodology of legal science]. Moscow, 2020, 120 p.

12. Alekseev S. S. Problemy teorii gosudarstva i prava [History and methodology of legal science ]. Moscow, 1987, 448 p.

13. Rudashevskiy V. D. [Law and modeling]. Metodologicheskie problemy sovetskoy yuridicheskoy nauki [Methodologicalproblems of Soviet legal science]. Moscow, 1980, pp. 290-308. (in Russ.)

14. Sovetov B. Ya., Yakovlev S. A. Modelirovanie system [Modeling of systems]. Moscow, 2001, 343 p.

15. Tikhomirov Yu. A. Pravovye modeli: priroda i svoystva [Legal models: nature and properties]. Pravovye modeli i real'nost' [Legal models and reality]. Mo scow, 2020, 280 p.

16. Shamsumova E. F. Pravovye rezhimy (teoreticheskiy aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk [Legal regime s (theoretical aspect). Diss. Kand. (Law)]. Ekaterinburg, 2001, 213 p.

Информация об авторе

Громова Елизавета Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия.

Information about the author

Elizaveta A. Gromova, Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Business, Competition and Ecological Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Поступила в редакцию 9 марта 2023 г. Received 9 of March 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.