Научная статья на тему 'Правовые проблемы влияния энергетикина окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта Европейского союза'

Правовые проблемы влияния энергетикина окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ПАРТНЕРСТВО / НЕФТЕГАЗОВОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / ПРИРОДОРЕСУРСНАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сарсембаев Марат Алдангорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы влияния энергетикина окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта Европейского союза»

Сарсембаев Марат Алдангорович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РАМКАХ ЕАЭС В СВЕТЕ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Энергетика, как известно, определяет развитие различных отраслей экономики и направления этого развития. Разные виды энергии страны мира, в том числе Республика Казахстан, получают из различных сфер и средств (гидроэнергетика, энергия теплоэлектростанций, атомная энергия, ветровая энергия, солнечная энергия, некоторые другие виды энергии). Каждая из приведенных здесь видов энергии приносит колоссальную пользу национальной экономике каждого государства, в том числе и тех, которые входят в состав Евразийского экономического союза и Европейского союза. Вместе с тем каждый из этих видов энергии в процессе его выработки и использования в большей или меньшей степени наносит ущерб окружающей среде. Подписание и ратификация более чем 190 государствами, в том числе Казахстаном, важного международно-правового документа - Киотского протокола от 11 декабря 1997 года к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года стало основой существенного изменения мировой энергетической политики, направленной на создание таких форм производства и потребления энергии, которые стали бы благоприятными для окружающей среды. Есть смысл отразить в новых международно-правовых документах нормы о необходимости создания новых экологически чистых энергетических технологий, об обеспечении надлежащего контроля за эффективностью использования потенциала природоресурсной среды и качеством воздуха, воды и земли. Эти же нормы в детализированном виде могли бы разместиться в энергетическом и экологическом законодательстве Казахстана, в нормах соглашений и решений Евразийского экономического союза.

Поэтому перед всеми нашими государствами встает проблема развития всех видов энергетики с одновременным обеспечением минимального вреда окружающей среде. Решение этих проблем существенно облегчается при подключении национально-юридических и международно-правовых средств и способов.

В этой связи необходимо определиться с направлениями научно-аналитического исследования темы о влиянии энергетики на окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта интеграции Европейского союза, которые могли бы выглядеть в следующем виде: 1) изучение проблем негативного влияния разных видов энергетики на окружающую среду и юридические способы их решения внутри Республики Казахстан и на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС); 2) обеспечение нормативно-правового регулирования системы устойчивой экологически безопасной энергетики в Казахстане и обеспечение договорно-правового урегулирования гармонизации и унификации норм законодательства всех стран-участниц ЕАЭС; 3) развитие нефтегазового комплекса Казахстана с обеспечением правового решения надлежащей охраны окружающей сухопутной и морской среды от загрязнения нефтью и урегулирование этих вопросов на основе договоров Казахстана с другими государствами-участниками ЕАЭС; 4) взаимное обогащение правового опыта по этим вопросам стран-участниц ЕАЭС в рамках евразийского интеграционного сотрудничества; 5) опыт Европейского союза по вопросам решения организационно-правовых проблем влияния энергетики на окружающую среду и возможности использования членами евразийской интеграции этого опыта; 6) формирование информационно-

аналитической системы для обеспечения аналитических нормативно-правовых проработок энергоэкологических ситуаций.

В Казахстане функционируют 169 углеводородных месторождений, включая 17 газовых, 30 нефтегазовых, 87 нефтяных, 25 нефтяных и газоконденсатных, 20 нефтеконденсатных месторождений. В связи с повышением уровня Каспийского моря затопило более 200 скважин и месторождений нефти, что стало угрозой разрушения биологического разнообразия в Каспии, в котором обитают 90 процентов мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов птиц, тюленя, а также всей экологической системы Каспия. Достаточно упомянуть, что за последние годы улов промысловых рыб начал резко сокращаться, примерно в 10 раз. Следует подчеркнуть, что Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года экологическим требованиям при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне северной части Каспия отводит отдельную целую главу. В ней экологические требования к надлежащемуведениюразведкиидобычинаморе, проектированию и строительству нефтепроводов и газопроводов, береговых снабженческих структур, к грамотной консервации и ликвидации нефтяных скважин, в том числе в период нереста осетровых рыб, получили подробное юридическое урегулирование. Таких подробных норм в экологическом законодательстве других прикаспийских стран, в частности, России, Азербайджана, нет. Чтобы улучшать экологические ситуации в области нефтедобычи необходимо проводить в соответствующие сроки текущий и капитальный ремонты и замены пришедшего в негодность, устаревшего оборудования нефтедобывающих предприятий, нефтетрубопроводов, использовать трубы с высокими антикоррозийными свойствами. В этой связи прикаспийские государства могли бы на очередных встречах, посвященных совершенствованию конвенционных документов по Каспию, могли бы взять на себя правовые обязательства по устранению таких пробелов в своем экологическом законодательстве.

Запасы угля в республике как по бассейнам, так и по месторождениям, исчисляются 28,6 миллиардами тонн. При этом следует отметить, что на долю предприятий энергетики республики приходится более 23 процентов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Например, объем выбросов парниковых газов

в Казахстане в 2013 году составил более 274 миллионовтонн,надолюпредприятийэнергетики пришлось 58 миллионов тонн. Этим, как видим, наносится немалый урон окружающей среде. Европейский союз принял решение сократить выбросы парниковых газов, суть которого заключается в том, чтобы сократить в 2030 году выбросы на 40 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. Казахстан также принимает меры по сокращению выбросов этих парниковых газов. В связи с этим нашим специалистам в области энергетики, экологии и права было бы желательно изучить это решение Европейского союза и меры, которые они приняли по этому поводу, с тем, чтобы приспособить их с учетом наших особенностей для решения подобных задач в Казахстане.

Около 70 процентов электроэнергии в Казахстане производится преимущественно на угольных электростанциях. К сожалению, угольные электростанции осуществляют огромное количество вредных газообразных выбросов, в составе которых имеются тяжелые металлы и радиоактивные вещества. Как известно, при сжигании угля образуются оксиды азота и серы, углерода, диоксиды серы и азота, а также канцерогены в виде соединений бериллия, кадмия, никеля. Оксиды серы и азота способны вызывать кислотные дожди и кислотные отравления. К тому же, при сжигании угля создаются естественные радионуклиды, которые выбрасываются в атмосферу. Житейский пример отравления отдельной семьи угарным газом в частном отдельном доме означает, что люди несколько поторопились перекрыть дымоход печи с целью сохранения тепла в доме и продукты горения угля в печи, распространившись по всему дому, стали причиной гибели всех членов этой семьи.

Происходящее таким образом загрязнение атмосферы наносит тяжелый урон здоровью миллионов людей, живущих рядом с теплоэлектростанциями и другими предприятиями промышленности. При определении места строительства тепловых электростанций надо особое внимание уделять выбору площадей для золоотвалов, которые имеют огромные размеры. Надо всю техническую мысль направить на оптимальную утилизацию этих отвалов золы. В энергетическом и экологическом законодательстве Казахстана, в нормативных актах ЕАЭС должно быть уделено существенное внимание вопросам совершенствования очистных устройств. В технически продвинутых

странах установлены такие очистные устройства, которые улавливают твердые выбросы посредством различных фильтров. Такой агрессивный загрязнитель как сернистый ангидрид, а также окислы азота улавливаются на теплоэлектростанциях США и Японии спомощью десульфурационных и денитрификационных установок. Эти загрязнители пропускаются через раствор аммиака, что ведет к созданию аммиачной селитры, которое широко используется как минеральное удобрение в сельском хозяйстве. Было бы крайне желательно нашим специалистам обратить внимание на такие очистные процедуры. В тех регионах Казахстана, где это возможно, целесообразно использовать не уголь, а метан угольных пластов в энергетических предприятиях, что позволит уменьшить затраты на теплоснабжение. Это приведет к улучшению экологической ситуации в населенных пунктах. Поскольку уголь содержит наибольшее количество серы до 7 процентов, мазут - до 4 процентов, дизельное топливо -до 0,9 процента, необходимо использовать в работе теплоэлектростанций природный газ, в котором практически нет такого чрезмерного загрязнителя как сера.

Водный потенциал страны приближается к 170 миллиардам квт/ч электроэнергии в год, при этом функционирующие гидроэлектростанции позволяют вырабатывать технологически к использованию ток в 62,5 миллиарда квт/ч электроэнергии в год. Гидроэнергетика, дающая примерно 10 процентов электроэнергии по стране, в ряде случаев также негативно влияет на окружающую среду, но в меньшей степени, чем угольные электростанции. Гидроэлектростанции в целом можно считались чистыми и безвредными энергетическими предприятиями. Но и у этого типа электростанций есть свое негативное воздействие на окружающую среду. Как правило, гидроэлектростанции функционируют в связи с затоплением обширных земельных территорий. Течение реки вследствие сооружения плотин для данной электростанции приводит к загрязнению воды, появлению вредных водорослей, к размыву берегов.

Ветроэнергетический потенциал Казахстана можно оценить в 929 миллиардов квт/ч электроэнергии в год. Благодаря солнцу в Казахстане вырабатывается энергия 2,5 миллиарда квт/ч электроэнергии в год. Негативное влияние энергетики ветра и солнца на окружающую среду минимально, но и электроэнергии в год вырабатывается немного: 1-2 процента.

Атомная энергетика в Казахстане с имеющимися кадрами, ураном и технологиями вполне может вырабатывать электроэнергию в большом объеме. Вредных ежедневных выбросов у атомных электростанций нет. Возможные аварии с заражением радиацией с учетом имеющегося международного опыта можно и нужно грамотно блокировать, чтобы их не допустить.

Целью исследования является выдвижение идеи обеспечения договорными усилиями государств - сторон евразийской интеграции разработать и осуществить реальные проекты технологий перехода к экологически безопасной и одновременно устойчивой энергетике. Другой целью является осуществление на договорных началах проектов по созданию таких мощностей, которые обеспечивали бы реальный переход к экологически безопасной энергетике. Общей целью исследования является генерирование договорно-правовых норм, которые могли бы обеспечивать надлежащее направление деятельности и укрепления Евразийского экономического союза в энергоэкологической сфере, а также решение задач по налаживанию взаимодействия в энергетической сфере и совместному решению экологических задач в этой сфере. Целью данного аналитического исследования является также и защита экономических, финансовых и иных интересов Республики Казахстан правовыми средствами в ЕАЭС в рамках интеграционного сотрудничества по вопросам экологически безопасной устойчивой энергетики.

Данную тему можно развить в следующих направлениях: 1) правовое регулирование в Республике Казахстан системы энергетики, которая могла бы взаимодействовать с программами становления и развития в республике «зеленой экономики», соединение договорных усилий стран евразийской интеграции по эффективному взаимодействию в упомянутом направлении; 2) обеспечение нормативно-правового регулирования системы устойчивой энергетики и формирования возобновляемой энергетики в Казахстане и обеспечение договорно-правового урегулирования гармонизации и унификации норм законодательства всех стран-участниц ЕАЭС; 3) дальнейшее укрепление правовой базы нефтегазового комплекса республики с обеспечением правового решения надлежащей охраны окружающей сухопутной и морской среды от загрязнения нефтью и урегулирование этих вопросов на основе договоров Казахстана с

другими государствами-участниками ЕАЭС; 4) ускоренное развитие угледобывающей промышленности в формате постепенного перехода на безотходное производство и потребление с договорно-правовым обеспечением такого развития на территории всех членов ЕАЭС; 5) создание правовой основы инновационной инфраструктуры по устойчивой энергетике, которая стала бы способной создавать условия для передачи технологий и организации партнерства физических и юридических лиц всех сторон интеграции в этой сфере; 6) формирование на правовой основе информационно-аналитической системы для обеспечения аналитических проработок энергоэкологических ситуаций, рынков энергетики и создание банков данных, использование которых было бы доступно каждому государству-члену интеграции и всем руководящим и исполнительным органам ЕАЭС.

Значение данной темы исследования состоит в том, что объединенными договорными усилиями Беларусь, Казахстан и Россия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ранее не создавали экологически безопасную устойчивую энергетику, теперь такая основа в связи с обретением Договором

0 создании самой ЕАЭС юридической силы с

1 января 2015 года есть. В глубинно научной, аналитической проработке нуждаются экологические последствия разрушения атомной электростанции в Японии, для того чтобы учесть выявившиеся в этой стране слабые стороны при разработке проектов строительства атомных АЭС в Казахстане и других странах евразийской экономической интеграции. На эту тему в Казахстане надо обеспечить проведение научных исследований технического, юридического, технологического и иного характера.

На начальной стадии становления в Казахстане и других странах ЕАЭС находятся ветроэнергетика, солнечная энергетика, энергетика термальных вод. Требует изучения со стороны всех участников интеграции всех положительных инегативныхсторон упомянутых видов энергетики, в том числе экологическая составляющая функционирования этих видов энергетики. Они должны быть проработаны не только законодательно внутри каждой страны ЕАЭС, но и посредством международно-договорных норм на уровне ЕАЭС. Автор этой статьи наблюдал действие ветровых электростанций в ряде стран Европейского союза. Надо изучить ветровую энергетику

европейских стран, можно закупить наиболее продвинутые типы таких электростанций в целях их возможного использования в Казахстане.

Необходимо изучить опыт стран, которым удается четко реализовывать положения Киотского протокола, направленного против выбросов вредных веществ и парниковых газов в воздушную среду. Надо изучить юридические и технологические аспекты замкнутого энергоэкологического производства. Автору этих строк довелось видеть электростанции такой направленности в государствах Западной Европы и США. Такой опыт целесообразно перенести на территорию ЕАЭС и использовать его с учетом специфики стран евразийской интеграции.

Значение этой темы исследования состоит не только в обеспечении энергетической безопасности, эффективности экономики, но и в обеспечении экологической безопасности энергетики. Экологическая безопасность энергетики может и должна коррелировать с «зеленой экономикой», которая, исходя из итогового документа «Рио+20», «в контексте устойчивого развития» «повысит нашу способность рационально использовать природные ресурсы с меньшими последствиями для окружающей среды, повысит эффективность использования ресурсов и уменьшит количество отходов». Значение анализируемой темы в международном масштабе заключается в том, что предметом изучения и анализа становится экологически безопасная и устойчивая энергетика, которая должна функционировать на международном пространстве евразийской экономической интеграции. Отдельные элементы развития энергетики в рамках Европейского союза могут быть сходными с теми или иными элементами развития такой энергетики в рамках ЕАЭС, что может быть использовано в процессе дальнейшего аналитического исследования. Но, кроме сходства, есть и различия: уровень развития энергетики и обеспечения экологической безопасности европейских государств отличается от уровня развития такой энергетики стран-членов ЕАЭС; в связи с разным количеством стран в ЕС и ЕАЭС существуют разные уровни договоренностей международно-правовой направленности; в связи с наличием отдельных видов энергетики в Европе и отсутствием либо нахождением на первоначальной стадии формирования в евразийском экономическом пространстве предопределяются разные подходы в юридическом и международно-правовом

урегулировании упомянутых видов энергетики и экологии.

Казахстан добывает нефть преимущественно на территории своих западных регионов как на суше, так и в недрах дна Каспийского моря. И очень важно, чтобы эта добыча не приводила к загрязнению нефтью сухопутных и морских территорий при ее добыче и транспортировке. Республика планирует строительство атомных электростанций и одновременно прилагает инновационные, научные, организационные усилия к тому, чтобы не допустить аварий на таких электростанциях, которые случились на Чернобыльской АЭС, приведшие к радиационному заражению огромных территорий не только Украины, но и целого ряда других стран. Тепловые электростанции страны ежедневно загрязняют воздушный бассейн республики. В этой связи есть смысл по каждому направлению энергетики разработать и принять по отдельному закону. Правительство и Парламент Республики Казахстан могли бы принять следующие законы: «Об обеспечении экологической безопасности вокруг нефтегазовых месторождений на суше и в казахстанской части Каспийского моря», «Об обеспечении экологической безопасности при проектировании, строительстве и функционировании атомных электростанций», «О снижении и урегулировании выбросов парниковых газов в целях реализации Киотского протокола», которые можно и нужно концептуально разработать.

Европейский союз, Китай могли бы стать стратегическими партнерами и Казахстана, и ЕАЭС при формировании устойчивой экологически безопасной энергетики. На базе договорно-правового сотрудничества можно обеспечивать взаимодействие казахстанских университетских и научных учреждений, бизнес-структур с аналогичными учреждениями Беларуси и России в целях кадрового обеспечения устойчивой экологически безопасной энергетики. Договорные нормы могли бы придать обязательность в деле целевой подготовки кадров, повышения квалификации специалистов для формирования и надлежащего функционирования всех объектов систем экологически безопасной устойчивой энергетики.

Казахстан мог бы инициировать формирование информационно-аналитической системы на уровне ЕАЭС, на базе которого мог бы проводить анализ энергоэкологической ситуации, рынков устойчивой энергетики,

разрабатывать экономически и экологически эффективные банки данных.

По мере роста численности населения страны и инновационного развития республики необходимость в затратах энергии будет возрастать. Поэтому нам нужно создавать новые и расширять имеющиеся объекты энергетики для удовлетворения потребностей населения, промышленности, аграрного сектора, связи и других отраслей национальной экономики страны. Но при этом объекты энергетики должны быть абсолютно безопасны для окружающей среды, для людей. Чтобы добиться этой цели, наряду с другими методами и средствами, нужно задействовать юридические средства в виде законов, правительственных постановлений, инструкций, в которых были бы пошагово сформулированы действия, неукоснительное соблюдение которых гарантировало бы экологическую безопасность практически любого вида энергетики, а также по привлечению к ответственности тех лиц, по вине которых на этих объектах может быть заражена, искорежена окружающая среда. Эти же внутренние юридические нормы могут быть трансформированы в международно-правовые нормы договоров и соглашений, которые могут быть приняты в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Полученные научные результаты в виде разработки организационно-правового механизма имплементации договоров и соглашений ЕАЭС окажут влияние на дальнейшее развитие юридической, международно-правовой науки. Такие научные результаты могут способствовать выделению в качестве самостоятельной отрасли или подотрасли в виде казахстанского энергетического права и международного регионального энергетического права. Внутренние юридические и международно-правовые нормы об ответственности за нарушение норм и правил надлежащего функционирования экологически безопасной энергетики способствуют тому, что объекты энергетики, обеспечивая энергией в течение многолетнего периода, не наносят существенного ущерба окружающей среде.

Метод сравнительного правоведения (сравнение законов, нормативных актов об энергетике и экологии Беларуси, Казахстана, России), метод исследования соотношения внутригосударственного права каждой страны ЕАЭС по вопросам энергетики и экологии и международного права; метод сравнительного

анализа вопросов функционирования экологически безопасной энергетики Европейского союза и ЕАЭС оказывают реальное содействие раскрытию данной темы исследования.

В порядке альтернативы могут быть исследованы вопросы функционирования энергетики и экологии в рамках АСЕАН, МЕРКОСУР в случае неснятия с России как партнера по ЕАЭС экономических санкций, наложенных западными странами. В рамках исследования должно быть обеспечено соблюдение принципов научной этики, то есть этических процедур управления, в частности, поддержания высоких стандартов интеллектуальной честности и недопущения фабрикации научных данных, фальсификации, плагиата, ложного соавторства, использования отдельными участниками коллективных исследований, данных и выводов, полученных в исследованиях, без согласования с другими участниками.

Предлагаемое к разработке исследование соответствуют как законодательству Республики Казахстан, так и проводимой Президентом страны внешней политике. В этой связи к исследованию целесообразно подключить специалистов в области казахстанского права, международного права, энергетики, экологии.

В данном исследовании надо обратить внимание на то, чтобы оформление прав интеллектуальной собственности в процессе обеспечения влияния энергетики на окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта интеграции Европейского союза осуществлялось в соответствии с казахстанским законом «Об авторских и смежных правах», соглашениями и решениями ЕАЭС, международными конвенциями об интеллектуальной собственности, к которым присоединились Беларусь, Казахстан, Россия.

Маастрихтский договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года, вступивший 30 апреля 1999 года в силу, Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоры, учреждающие европейские сообщества и ряд связанных с ним актов, содержат в себе нормы по совершенствованию правового регулирования в экологической сфере. Видоизмененный Договор о Европейском союзе охране окружающей среды посвящает раздел XIX, статьи 174-176, которые касаются и негативного влияния энергетики на окружающую среду.

В рамках Европейского Союза сложился

устойчивый комплекс правовых норм в области охраны окружающей среды, который теперь называют европейским правом окружающей среды и в котором насчитывается примерно 300 нормативно-правовых документов, в том числе тех актов, которые посвящены вредному влияния предприятий электроэнергетики на окружающую среду. К числу важнейших нормативно-юридических актов можно отнести Директиву Совета 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 года по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду (в том числе проектов об электроэнергетике) и Регламент Совета ЕЭС 1210/90 от 7 мая 1990 года об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой. Нам (Казахстану и ЕАЭС) предстоит скрупулезное изучение этих 300 актов, особенно тех, которые посвящены нивелированию негативного воздействия предприятий различных видов энергетики на окружающую среду. Такой правовой подход позволит Казахстану как отдельному государству, так и члену ЕАЭС вооружиться полезными европейскими юридическими конструкциями в целях обеспечения профилактики и нейтрализации наступивших вредных последствий от выбросов энергетических предприятий в атмосферу и иные сферы окружающей среды.

Нам известно, что Директива 85/337/ЕЭС оказала большое влияние на международно-правовое сотрудничество государств в области окружающей среды, в том числе и посредством Соглашения о партнерстве между Европейским союзом и Казахстаном. Эта Директива оказала положительное влияние на энергоэкологическое законодательство целого ряда стран, которые не являются членами Европейского Союза. В основу Директивы положен принцип предупредительных действий, который означает, что меры по защите и охране окружающей среды должны приниматься заблаговременно. Именно поэтому любой экономический проект (строительство дороги, введение в эксплуатацию металлургического завода, ввод в действие электростанции), могущий негативно повлиять на окружающую среду, должен быть согласно статье 1 Директивы подвергнут соответствующей экологической оценке. Данный документ серьезное внимание уделяет распространению экологически полезной информации, а также обязывает учитывать мнение заинтересованной общественности. Было бы целесообразно

приведенные выше положения Директивы Европейского союза превратить в нормы экологического законодательства Казахстана и нормы интеграционного-экологического права ЕАЭС.

Институциональный инструмент экологической политики ЕС - Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) на основе Регламента 1210/90 ведет мониторинг окружающей среды. Надо отметить, что это Европейское агентство осуществляет важную работу как по сбору, так и анализу информации о состоянии окружающей среды на европейском континенте. На основании статьи 20 Регламента на Агентство возложены функции по контролю за реализацией экологического законодательства Европейского Союза, по разработке стандартов, учрежденных Регламентом 880/92 от 23 марта 1992 года, по улучшению критериев оценки воздействия на окружающую среду, которые предусмотрены Директивой 85/337/ЕЭС. Обращаем внимание читателя на статью 19 Регламента 1210/90, которая указывает, что в деятельности этого Европейского агентства по окружающей среде вправе участвовать не только государства-члены Европейского союза, но и другие страны, которые считают, что задачи Агентства не противоречат букве и духу их законодательства. В этой связи автор этих строк полагает, что Казахстан мог бы оформить свое участие в деятельности данного Европейского агентства (казахстанские экологи и энергетики, а также юристы могут быть командированы для участия в работе Агентства). Похожее агентство мог бы создать для себя и

Евразийский экономический союз.

За годы независимого развития Республика Казахстан зарекомендовала себя надежным и ответственным партнером Европейского союза по энергетическим вопросам. Казахстан стал третьим крупным поставщиком энергоносителей в Европу из числа стран, не являющихся членами ОПЕК. Казахстан удовлетворяет потребности ряда государств Европы в нефти: поставки в Австрию составляют 25 процентов от общего объема поставляемой в страну нефти, в Румынию - 30 процентов. Казахстан в ряду поставщиков всех энергоресурсов в Германию занимает 4-е место. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении сотрудничества с Европейским союзом. Юридической основой стратегического энергодиалога Казахстана и Европейского союза являются такие важные международно-правовые документы, как Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях от 5 декабря 2006 года. Желательно уже в ближней перспективе разработать и подписать двустороннее Соглашение о сотрудничестве по вопросам сооружения энергетических предприятий и электростанций замкнутого цикла, не причиняющих вреда окружающей среде. В дальней перспективе Евразийский экономический союз и Европейский союз могли бы вступить в обоюдные договорные отношения по вопросам энергоэкологического сотрудничества на уровне двух интеграций.

Список литературы

1. Итоговый документ «Будущее, которое мы хотим» Конференции «Рио+20».

2. «Устойчивая энергетика для всех». Записка Генерального секретаря ООН для шестьдесят шестой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 22 декабря 2011 года.

3. Устойчивая энергетика для всех. Рамочная программа действий. Группа высокого уровня Генерального секретаря по устойчивой энергетике для всех, январь 2012.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2011 года №1404 «Об утверждении Комплексного плана повышения энергоэффективности Республики Казахстан на 2012

- 2015 годы».

5. Договор о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 года.

6. Антропов А.П., Батенин В.М., Зайченко В.М. Новые технологии распределенной энергетики.

- В журнале: Теплофизика высоких температур. Журнал отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Российской Академии наук. - Москва (Российская Федерация). -2015. - Том 53. - Вып.1. - Стр. 111-116.

7. Безруких П.П. Ветроэнергетика. — Москва (Российская Федерация): ИД «Энергия», 2010. — 320 стр.

8. Голицын А.Н. Основы промышленной экологии. Учебник. — Москва (Российская Федерация): ИЦ «Академия», 2011. — 240 стр.

9. Гурьевская К. Море подвело. Стало известно, почему растрескались трубы на Кашагане. -В еженедельнике: Литер. - Алматы (Республика Казахстан). - 2015. - № 22 (2657). - 5 февраля. -Стр. 7.

10. Донченко В.К., Питулько В.М., Растоскуев В.В., Фролова С.А. Экологическая экспертиза. Под ред. В.М. Питулько. — Москва (Российская Федерация): ИЦ «Академия», 2010. — 528 стр.

11. Идрышева С. Обсуждение проблем интеграции. - В журнале: Право и государство. - Астана (Республика Казахстан). - 2014. - № 1 (62). - Стр. 102-103.

12. Крутер М.С. Экологически опасные отходы и вещества: криминологическая и уголовно-правовая оценка. — Москва (Российская Федерация): Юркомпани, 2011. — 225 стр.

13. Летягина Е.Н. Энергетическая отрасль в условиях инновационного развития экономики. Монография. — Москва (Российская Федерация): Креативная экономика, 2011. — 144 стр.

14. Энергетическая стратегия и политика Евросоюза до 2020 года. Пер. Архиповой П.С. — Москва (Российская Федерация): ИД «Энергия», 2011. — 96 стр.

15. Яблоков А.В. ЗА и ПРОТИВ атомной энергетики (спор с атомщиками). — Москва (Российская Федерация): «Медиа-ПРЕСС», 2011. — 248 стр.

16. Maersk Oil построит на месторождении Дунга газотурбинную электростанцию. - В газете: Панорама. - Алматы (Республика Казахстан). - 2015. - № 5 (1110). - Стр. 5.

17. Евразийский экономический союз - преимущества в действии. - В газете: Казахстанская правда. - Астана (Республика Казахстан). - 2015. - № 27 (27903). - 11 февраля. - Стр. 6-7.

18. Dave, B. The EU and Kazakhstan: Balancing Economic Cooperation and Aiding Democratic Reforms in the Central Asian region. Brussels: CEPS, May 2007. CEPS Policy Brief. No. 127.

19. Energy Infrastructure Priorities for 2020 and Beyond. URL: http://ec.europa.eu/energy/ infrastructure /strategy/2020_en.htm.

Бул мацала ыцпалдастыц одагыныц мYшесi реттде, егемен мемлекет ретгнде цоршаган ортага энергетикалыц кэсторындардыц терiс эсерШц дэрежест мен оны залалсыздандыруды, Еуразиялыц экономикалыц одац шецбертде Цазацстан Республикасыныц зац жэне тэжiрибе ЖYзiнде талдайды. Бул мацала Цазацстан аумагы мен Еуразиялыц экономикалыц одац кецiстiгiндегi энергияныц барлыц тYрлерiне арналган. Автор энергетика, цоршаган ортаны цоргау жэне цазац зацнамалыц тэжiрибе мен энергетика жэне цоршаган ортаны цоргау саласындагы Еуразиялыц экономикалыц одац цызметiн назарга ала отырып, оны мYмкiндiгiмен, оны байланыстыру эрекет взара байланысты салаларда Еуропалыц Одац тэжiрибесi интеграция экеледi.

Ty^h свздер: энергетикалыц кэсторын, цоршаган орта, парниктж газдар, интеграциялыц одац, энергия, экология, серттестт, мунай-газ кет, табиги ресурстыц ортасы.

В данной статье анализируется степень негативного влияния энергетических предприятий на окружающую среду и его нейтрализации в рамках Евразийского экономического союза, а также в законодательстве и практике Республики Казахстан как суверенного государства, как члена интеграционного союза - ЕАЭС. Эта статья посвящается практически всем видам энергетики как на территории Казахстана, так и в пространстве Евразийского экономического союза. Автор статьи приводит интеграционный опыт Европейского союза во взаимосвязанной области энергетики и экологии и предпринимает попытку увязать его с казахстанским законодательным опытом и показать возможность его учета в деятельности Евразийского экономического союза в области энергетики и окружающей среды.

Ключевые слова: энергетическое предприятие, окружающая среда, парниковые газы, интеграционный союз, энергетика, энергия, экология, партнерство, нефтегазовое месторождение, природоресурсная среда.

This paper analyzes the degree of the negative impact of power plants on the environment and its neutralization within the Eurasian Economic Union as well as in law and practice of the Republic of Kazakhstan as a sovereign state, as a member of the Union of Integration - EAEU. This article is dedicated

virtually to all types of energy in the territory of Kazakhstan, and in the space of the Eurasian Economic Union. The author leads the integration of the European Union experience in the interrelatedfields of energy, environment and attempts to link it with the Kazakh legislative experience and the possibility of taking it into account in the activities of the Eurasian Economic Union in the field of energy and environment.

Keywords: energy enterprise, environment, greenhouse gases, union integration, energetics, energy, ecology, partnership, oil and gas field, natural-resource environment.

Марат Алдо^ар^лы Сэрсембаев,

КР Зацнама институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^¥^ыщтану бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

Еуропа одаFы тэжiрибеri т¥PFысында к;оршаFан ортаFа энергетика эсершщ ЕАЭО аясындаFы к^кыктык; мэселелер1

Сарсембаев Марат Алдангорович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Правовые проблемы влияния энергетики на окружающую среду в рамках ЕАЭС в свете опыта Европейского союза

Sarsembayev Marat Aldangorovich,

^ief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Legal problems of the impact of energy on the environment in the framework of the EAEU in the light of the experience of European Union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.