_08.00.14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА_
08.00.14 УДК 339.9
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
© 2017
Артур Артурович Гибадуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Энергетики» Московский технологический институт, Москва (Россия)
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу экологической ситуации электроэнергетических комплексов государств-членов Евразийского экономического союза.
Материалы и методы. В настоящем исследовании устойчивое развитие представлено в призме защиты окружающей среды и экологической составляющей электроэнергетических комплексов Евразийского экономического союза Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации. Основными статистическими материалами послужили данные Электроэнергетического совета Содружества Независимых Государств, статистические сборники Евразийского экономического союза, а также данные национальных статистических служб государств-членов Союза. Используя экономико-статистические, сравнительные и логические методы были представлены осиновые результаты исследования. Результаты. В работе были проанализированы электроэнергетические комплексы государств-членов Евразийского экономического союза, в результате чего было установлено, что национальные энергетические отрасли имеют разные структуры и отраслевые показатели. Проведенные анализы удельного расхода условного топлива и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу позволили определить, что наибольший отрицательный эффект для экологии дает эксплуатация угольных электростанций.
Обсуждение. С целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду Евразийского экономического союза объектами электроэнергетики были предложены концептуальные направления устойчивого развития электроэнергетических комплексов. Среди основных мероприятий можно выделить: вывод из эксплуатации изношенных и энергорасточительных электростанций с перераспределением нагрузки на приграничные станции, установление нормативных показателей расхода топлива и развитие возобновляемой и нетрадиционной энергетики.
Заключение. В завершении статьи представлены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, обозначены концептуальные направления повышения экологической устойчивости электроэнергетических комплексов государств-членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: выбросы загрязняющих веществ, Евразийский экономический союз, концептуальные направления развития, национальная электроэнергетическая структура, общий рынок электрической энергии, окружающая среда, природные ресурсы, расход топлива, экологическая политика, электроэнергетика.
Для цитирования: Гибадуллин А. А. Формирование концептуальных направлений устойчивого развития электроэнергетических комплексов евразийского экономического союза // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 134-142.
FORMATION OF CONCEPTUAL DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF POWER COMPLEXES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
© 2017
Artur Arturovich Gibadullin, Ph.D. (Economy), The associate professor of the chair «Power engineering»
Moscow Institute of Technology, Moscow (Russia)
Annotation
Introduction. The article is devoted to the analysis of the ecological situation of the electric power complexes of the member states of the Eurasian Economic Union.
Material and methods. In this study, sustainable development is presented in the prism of environmental protection and the ecological component of the electricity complexes of the Eurasian Economic Union of the Republic of Arme-
134
nia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation. The main statistical materials were data from the Electric Power Council of the Commonwealth of Independent States, statistical collections of the Eurasian Economic Union, as well as data from national statistical services of the member states of the Union. Using the economic-statistical, comparative and logical methods, aspen results of the study were presented. Results. The work analyzed the electric power complexes of the member states of the Eurasian Economic Union, as a result of which it was found that the national energy industries have different structures and industry indicators. It is analyzed of the specific consumption of fuel equivalent and emissions of pollutants into the atmosphere made it possible to determine that the greatest negative effect on the environment is the exploitation of coal-fired power plants. Discussion. In order to reduce the negative impact on the environment of the Eurasian Economic Union, the electric power industry objects proposed conceptual directions of sustainable development of electric power complexes. Among the main activities can be identified: the decommissioning of worn out and energy-waste power stations with the redistribution of the load on border stations, the establishment of standard fuel consumption indicators and the development of renewable and non-conventional energy.
Conclusion. At the end of the article, the main conclusions obtained as a result of the research are presented; conceptual directions of increasing the ecological stability of the electric power complexes of the member states of the Eurasian Economic Union are outlined.
Keywords: the Eurasian economic union, the Common electricity market, the national electric power structure, the environment, emissions of pollutants, fuel consumption, natural resources, environmental policy, conceptual directions of development, electric power.
For citation: Gibadullin A. A.Formation of conceptual directions of sustainable development of power complexes of the eurasian economic union. Vestnik NGIEI = Bulletin of NGIEI. 2017; 10 (77): 134-142.
Введение
Политика устойчивого развития затрагивает все отрасли народного хозяйства современной национальной экономики. Сам термин «устойчивое развитие» зародился в середине прошлого века на международных конференциях по защите окружающей среды. В дальнейшем Концепция устойчивого развития была расширена до взаимосвязи трех элементов - экономики, общества и экологии, и понималась как эффективное использование исчер-паемых природных ресурсов с целью их дальнейшего сохранения для будущих поколений [1, с. 96; 2, с. 109]. В представленной работе мы ограничили понятие «устойчивое развитие» до рамок экологической составляющей.
Материалы и методы
В последние десятилетия развитие национальных экономик невозможно представить без участия государства в мировых торговых операциях. С целью повышения своей роли на международной экономической арене в странах мира наблюдается процесс интеграции, который связан с объединением соседних стран в союзы и альянсы [3, с. 68; 4, с. 91]. Наиболее успешной интеграционной группировкой принято считать Европейский союз (ЕС). Идея создания единой Европы зародилась после Второй мировой войны, поскольку в то время наблюдалась острая необходимость в восстановлении городов и строительстве новой экономики. Этап зарождения Европейского союза основывался на
создании общего рынка угля и стали, безопасности использования атомной энергии. При этомв первоначальном виде ЕС включал шесть государств, а на сегодняшний день насчитывает 28 стран. В дальнейшем идея интеграции привела к созданию Таможенного союза, главной целью которого являлось создание свободного рынка товаров и услуг, перетока капитала и рабочей силы. Однако формирование межгосударственного свободного пространства затянулось на десятилетия, главным образом это связано с тем, что некоторые представители стран союза ставили национальные интересы выше общих приоритетов.
Несмотря на подобные трудности, к 2002 году был создан Таможенный союз и создан единый (общий) внутренний рынок. Далее развитие Европейского союза продолжалось уже более быстрыми темпами, и были созданы экономический, валютный и политический Союзы, на сегодняшний день объединенная Европа планирует сформировать Банковский союз и осуществлять регулирование 3 500 банков еврозоны [5, с. 9].
После распада Советского Союза Российская Федерация является не только активным участником международных объединений, таких как Организация Объединенных Наций, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Большая Двадцатка и других, но и зачастую является инициатором подобных альянсов, например, Содружества Независимых Государств, Организация Договора о коллек-
тивной безопасности, Шанхайская организация, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Большинство международных организаций остаются статусными союзами и альянсами, в рамках которых не были достигнуты прорывные решения, однако имеются интеграционные группировки, находящиеся на стадии становления и развития, к ним можно отнести Евразийский экономический союз. Идея зарождения ЕАЭС возникла еще в 1994 году, но только в июле 2010 года вступили в силу договоренности о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, который в 2015 году трансформировался в Евразийский экономический союз Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации. В рамках ЕАЭС уже созданы общие рынки товаров и услуг, обеспечивается свободный переток капиталов и рабочей силы, на сегодняшний день, приняты программы по формированию общих рынков электрической энергии, газа и нефти. Запуск общих рынков нефти и газа планируется к 2025 году, а электрической энергии - к 1 июля 2019 года [6, с. 42; 7, а 40].
Создание Евразийского экономического союза поможет странам укрепить свои позиции на международной экономической арене и получить мар-кроэкономический эффект, обусловленный снижением цен на товары и услуги за счет ликвидации таможенных пошлин; созданием реальной конкуренции на рынках товаров и услуг за счет появления новых производителей; повышением качества продукции вследствие конкуренции; увеличением объемов производства и продаж за счет появления новых потребителей; повышением благосостояния населения государств-членов ЕАЭС [8, с. 58].
Государства-члены договорились о равноправном сотрудничестве, соблюдении экономических интересов друг друга об использовании инструментов, основанных на рыночных механизмах и добросовестной конкуренции. Формирование энергетического рынка предполагается основывать на сохранении национальных электроэнергетических рынков, важно также учитывать особенности функционирования отрасли.
Общий рынок электрической энергии становится первым рынком после Таможенного союза. Его создание преследует следующие цели:
- обеспечение устойчивым и надежным электроснабжением государств - членов ЕАЭС;
- повышение энергетической эффективности и проведение политики в области энергосбережения;
- реализацию инновационных проектов в электроэнергетической сфере;
- удовлетворение спроса на электрическую энергию;
- обеспечение экономических интересов всех субъектов общего рынка электрической энергии;
- развитие возобновляемой и нетрадиционной энергетики.
Безусловно, создание общего рынка электрической энергии ЕАЭС будет иметь следующие перспективы: повышение экспорта электрической энергии в соседние государства и третьи страны за счет использования межгосударственных линий электропередачи; обеспечение электроснабжением изолированных регионов и энергодефицитных районов; снижение тарифов на электрическую энергию для потребителей; формирование приоритетов в развитии отрасли на межгосударственном уровне; возможность более эффективной загрузки электростанций за счет работы в ночные часы (то есть из-за разности часовых поясов); модернизация наиболее изношенных энергетических объектов; уменьшение сальдо-перетока; повышение энергетической безопасности за счет принятия единых методик по оценке надежности объектов энергетической инфраструктуры ЕАЭС; сокращение сроков окупаемости новых объектов электроэнергетики [5, с.10; 9,с. 62;10, с.54].
Общий рынок электрической энергии Евразийского экономического союза позволит объединить сотни электрических станций, которые будут функционировать как единый механизм на наднациональном пространстве, в этой связи представляется актуальным проанализировать экологическую ситуацию в электроэнергетических отраслях Евразийского экономического союза и сформировать концептуальные направления, связанные с сокращением негативного воздействия на окружающую среду национальными электроэнергетическими комплексами.
Целью статьи является формирование политики устойчивого развития электроэнергетических комплексов Евразийского экономического союза. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать воздействие электроэнергетических комплексов государств-членов ЕАЭС на окружающую среду региона;
- сформировать концептуальные направления сокращения негативного воздействия на окружающую среду электроэнергетическими объектами ЕАЭС.
Далее, на основе использования экономико-статистических, сравнительных и логических методов, представляется интересным проанализировать экологическую ситуацию в национальных электроэнергетических отраслях государств-членов ЕАЭС.
Результаты Бурное развитие электроэнергетических отраслей национальных государств началось еще в советские годы, когда страны развивались как еди-
ный организм, в этот период были построены электрические станции, в качестве основного топлива использовался добываемый в регионе природный ресурс. После распада Советского Союза технология производства электрической энергии в национальных государствах не изменилась. Рассмотрим показатели выработки, импорта и экспорта электрической энергии в государствах-членах ЕАЭС (таблица 1).
Таблица! - Показатели элект
юэнергетической отрасли государств-членов ЕАЭС за 2016 год [11; 12]
Показатель Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Кыргызстан Российская Федерация
Установленная мощность, ГВт 3,3 9,8 22,0 3,6 244,1
Выработка, млрд кВтч 7,31 33,31 94,0 12,84 1 071,64
Потребление, млрд кВтч 6,36 36,33 92,3 12,97 1 054,32
Экспорт, млрд кВтч 1,22 0,16 3,10 0,20 20,48
Импорт, млрд кВтч 0,27 3,18 1,40 0,33 3,16
Из представленной таблицы видно, что большая часть электрической энергии производится в Российской Федерации, на втором месте находится Республика Казахстан [13, с.28], на территории которой вырабатывается до 10 % электрической энергии ЕАЭС. При этом значительные показатели экс-
порта электрической энергии наблюдаются только в Республике Армения, а импорта в Республике Беларусь.
Далее рассмотрим структуру выработки электрической энергии в странах Евразийского экономического союза (рис. 1).
Республика Республика Республика Российская Республика Армения Беларусь Казахстан Федерация Кыргызстан
В ГЭС Н АЭС ЕЗ ТЭС (газ) И ТЭС (уголь)
Рисунок 1 - Структура выработки электрической энергии в государствах-членах ЕАЭС [11; 12]
Рисунок показывает, что структура производства электрической энергии в каждом национальном государстве имеет свои особенности, так, например, комбинированная выработка происходит в Республике Армении и Российской Федерации, в остальных государствах преобладает доминирующее топливо, на основе которого происходит производство электрической энергии.
Далее представляется необходимым перейти к рассмотрению коэффициентов и показателей, отражающих экологическую ситуацию в национальных государствах, среди которых нами были выбраны показатели удельного расхода условного топлива,
выбросы диоксидов серы, оксидов азота и оксидов углерода.
С целью приведения разных видов топлива к единому значению используют показатель удельного расхода условного топлива. Единицей условного топлива является единица учета органического топлива, применяемая для сопоставления эффективности различных видов топлива и их суммарного учета. Нормативное значение данного показателя не должно превышать 250 г у.т./кВт^ч [14, с. 40].
Рассмотрим удельный расход условного топлива в электроэнергетических отраслях государств-членов ЕАЭС (рис. 2).
Рисунок 2 - Удельный расход условного топлива при производстве электрической энергии, г у.т./кВт^ч [11; 12]
■Республика Армения ■ Республики Кыргызстан
■ Республика Беларусь
■ Российская Федерация
■ Республика Казахстан
Представленный рисунок целесообразно рассматривать во взаимосвязи с рисунок 1, в результате чего можно сделать вывод, что увеличенный расход условного топлива наблюдается в тех государствах, где в качестве основного топлива используют уголь. Кроме этого, стоит отметить, что угольные электростанции потребляют
Из представленного рисунка видно, что в Республике Казахстан выбросы загрязняющих веществ в атмосферу выше, чем в других государствах-членах ЕАЭС. Безусловно, это связано с функционированием угольных электростанций в республике, которые используют старые технологии производства электрической энергии, и необходимость сжигания большого количества угля отрицательно влияет на экологию республики и Евразийского экономического союза в целом.
Таким образом, в рамках представленной проблемы целесообразно предложить механизмы, направленные на повышение экологической устойчивости электроэнергетического комплекса Евразийского экономического союза. Обозначенные ра-
больше природных ресурсов, чем остальные типы станций, что в результате, приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Далее рассмотрим количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 1 кВтч выработанной электрической энергии (рис. 3).
нее проблемы, связанные с использованием угольных электростанций, существенным образом влияют на окружающую среду региона, а использование советских технологий делает практически невозможным повышение энергетической эффективности без существенных капитальных вложений.
Обсуждение Одним из перспективных направлений, в рамках функционирования Общего рынка электрической энергии, является использование приграничных электрических станций. Отказ региональной экономики от использования изношенных мощностей, энергорасточительных производств и энергетического оборудования с повышенными показателями выбросов загрязняющих веществ позволит Республике
▲- --д
-▲- -▲- -▲
-■- щ
-4- -% «
ж- --♦- -ж- -Ш- --- -X
X- -х-- ---
2011 2012 2013 2014 2015
- Республика Армения -■— Республика Беларусь А Республика Казахстан
- Республики Кыргызстан Ж Российская Федерация
Рисунок 3 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 1 кВтч выработанной электрической энергии, грамм [11; 12]
Казахстан сократить расходы на экологию, направить денежные средства на возобновляемую и нетрадиционную энергетику, а самое главное, снять бремя по содержанию и эксплуатации потенциально нерентабельных производств [15, с. 115; 16, с. 35; 17, с. 109]. В этой связи, предлагается сократить использование изношенных национальных производственных мощностей, а электрическую энергию покупать на Общем рынке ЕАЭС, поставляемую с электростанций, расположенных на приграничных территориях. С целью эффективной работы предложенного механизма, целесообразно на наднациональном уровне предусмотреть рекомендации по выводу из эксплуатации энергетических объектов с повышенной экологической нагрузкой и условия повышения использования установленной мощности приграничных электростанций, с учетом технико-технологи-ческого потенциала станций.
Следующим направлением, на наш взгляд, должно стать введение на наднациональном уровне экологических нормативов для всех электрических станций. Среди основных экологических параметров следует выделить следующие показатели:
- удельный расход условного топлива;
- уровень изношенности производственных мощностей;
- предельная концентрация вредных веществ в атмосфере.
Национальные государства регулярно проводят мониторинг экологической ситуации в регионе, однако в рамках ЕАЭС целесообразно на наднациональном уровне разработать единые нормативные значения, превышение которых будет означать постепенную остановку электрической станции и с последующим выводом ее из эксплуатации [18, с. 224; 19].
Одним из основных направлений в долгосрочной перспективе является переход от традиционной электроэнергетики к возобновляемым и нетрадиционным источникам энергии [20]. Государства-члены ЕАЭС активно разрабатывают программы и проекты в данном направлении, однако их реализация требует колоссальных финансовых и трудовых ресурсов, что, априори, делает данные проекты труднореализуемыми либо просто фантастическими. В этой связи в рамках наднациональной комиссии необходимо разработать долгосрочную программу устойчивого развития электроэнергетического комплекса Евразийского экономического союза, а среди основных направлений, на наш взгляд, необходимо предусмотреть механизмы развития возобновляемой и нетрадиционной энергетики, перехода от сырьевой зависимости электростанций на инновационные технологии, отказа от использования потенциально
изношенных мощностей и другие мероприятия [21; 22]. По мнению автора, консолидация усилий пяти государств-членов ЕАЭС может обеспечить прорыв в некоторых направлениях развития электроэнергетического комплекса Союза, что в результате позволит использовать полученный опыт на всех объектах электроэнергетики.
Заключение
В представленном исследовании проанализированы предпосылки формирования Общего рынка электрической энергии ЕАЭС и основные показатели, отражающие экологическую ситуацию в электроэнергетических отраслях государств-членов ЕАЭС, в результате чего был сделан вывод о нарастающем негативном влиянии на окружающую среду угольными электростанциями, эксплуатируемыми, в основном, в Республике Казахстан, Республике Кыргызстан и Российской Федерации. В рамках работы были предложены концептуальные подходы, направленные на снижение экологической нагрузки на окружающую среду, среди которых можно выделить:
- отказ от использования энергетически неэффективных производственных мощностей с перераспределением нагрузки на электростанции, расположенные на приграничных территориях;
- установление на наднациональном уровне единых нормативных значений удельного расхода условного топлива, уровня изношенности производственных мощностей и предельной концентрации вредных веществ в атмосфере;
- развитие возобновляемой и нетрадиционной энергетики совместно со всеми участниками Общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза.
Таким образом, в представленной статье определены концептуальные направления экологической политики электроэнергетического комплекса Евразийского экономического союза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусейнов А. А. О формировании приоритетов экологического энергосбережения в региональной промышленной политике // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 95-99.
2. Харитонова В. Н. Формирование системы управления корпоративными знаниями как фактор устойчивого развития организации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические-науки. 2011. № 4 (127). С. 165-169.
3. Biryukov V. V., Romanenko E. V., Khairo-va S. M., Khairov B. G. Cyclic-Temporal Competitive Advantages of the National Economy and Entrepre-neurship Development // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 4. P. 64-71.
4. Biryukov V. V., Romanenko E. V. The formation of territorial innovation models // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. № 12. P. 89-95.
5. Гибадуллин А. А., Борталевич С. И. Формирование общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза: перспективы и проблемы // Энергетика Татарстана. 2016. № 2 (42). С. 9-13.
6. Борталевич С. И. Пути обеспечения устойчивого энергетического развития региональных экономических систем в рамках управления энергетической безопасностью региона // Проблемы рыночной экономики. 2015. № 1. С. 41-46.
7. Недялькова А. М., Тарасенко Е. С. Социально-экологическая политика и развитие региональных топливно-энергетических комплексов // Прикладные экономические исследования. 2014. № 1. С. 39-44.
8. Гибадуллин А. А. Сравнительный анализ электроэнергетических комплексов Европейского союза и Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 7. С. 57-65.
9. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 204 с.
10. Электроэнергетика Содружества Независимых Государств 2005-2015. М., 2017. 175 с.
11. Борталевич С. И. Управление энергосбережением и энергоэффективностью региональной экономики // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2012. Т. 4. № 52. С. 20-31.
12. Гибадуллин А. А., Пуляева В. Н. Современные механизмы инновационного развития промышленности России. М. : ИздательскийдомГУУ, 2016. 159 с.
13. Alferova T., Shilova E., Tretiakova E. Methodical approaches to sustainable development of industrial enterprises // European Research Studies Journal. 2015. Т. 18. № 3. С. 115-128.
14. Пуляева В. Н., Харитонова Н. А. Инновационное развитие черной металлургии России: проблемы и перспективы // Экономика в промышленности. 2014. № 4. С. 33-40.
15. Харитонова Е. Н., Литвинов И. А. К вопросу об отражении экономической, экологической и социальной результативности организаций в публичной отчетности // Успехи современного естествознания. 2007. № 1. С. 109.
16. Афанасьев В. Я., Райченко А. В. Модернизация концепции управления // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 7. С. 221-228.
17. Бажиров К. Н. Совершенствование механизма управления индустриально-инновационным развитием предприятия (в отрасли производства
строительных материалов) : дисс. на соискание ученой степени доктора философии. Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясауи. Республика Казахстан, 2012. 157 с.
18. Lundvall B. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning . London, 1992. 35 p.
19. Платко А. Ю., Жало Д. А. Взаимосвязь устойчивого экономического развития и международной экологической безопасности // Иннов: электронный научный журнал, 2017. № 2 (31) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innov.ru/science/ economy/vzaimosvyaz-ustoychivogo-ekonomiche/
20. Бирюков А. Н., Раянова Г. Н. Анализ чувствительности для критерия оценки инвестиционного проекта // Иннов: электронный научный журнал, 2017. № 2 (31) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-chuvstvitelnosti-dlya-kriter/
21. Капитонов И. А. Роль международных организаций в разработке экономических стимулов потребления альтернативных источников энергии // Вестник экономической интеграции. 2011. № 4. С. 126-130.
22. Идигова Л. М., Юсупова С. Я., Бурало-ва М. А. Возможности использования природно-ресурсного потенциала экономики региона для перехода к устойчивому развитию // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 3. С. 18-21.
REFERENCES
1. Gusejnov A. A. O formirovanii prioritetov je-kologicheskogo jenergosberezhenija v regional'noj promyshlennoj politike (On the formation of priorities for environmental energy conservation in regional industrial policy), Voprosy strukturizacii jekonomiki, 2011, No. 2, pp. 95-99.
2. Kharitonova V. N. Formirovanie sistemy upravleniya korporativnymi znaniyami kak faktor us-toichivogo razvitiya organizatsii (Formation of a corporate knowledge management system as a factor in the sustainable development of an organization), Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki, 2011, No. 4 (127). pp. 165-169.
3. Biryukov V. V., Romanenko E. V., Khairo-va S. M., Khairov B. G. Cyclic-Temporal Competitive Advantages of the National Economy and Entrepre-neurship Development, Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, No. 4, pp. 64-71.
4. Biryukov V. V., Romanenko E. V. The formation of territorial innovation models, Indian Journal of Science and Technology, 2016, Vol. 9, No. 12. pp.89-95.
5. Gibadullin A. A., Bortalevich S. I. Formirova-nie obshchego rynka elektricheskoi energii Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: perspektivy i problemy (Formation of the common electricity market of the Eurasian Economic Union: prospects and problems), Energetika Tatarstana, 2016, No. 2 (42), pp. 9-13.
6. Bortalevich S. I. Puti obespecheniya ustoichi-vogo energeticheskogo razvitiya regional'nykh ekono-micheskikh sistem v ramkakh upravleniya energeti-cheskoi bezopasnost'yu regiona (Ways to ensure sustainable energy development of regional economic systems within the framework of energy security management in the region), Problemy rynochnoi ekonomiki, 2015, No. 1, pp. 41-46.
7. Nedjal'kova A. M., Tarasenko E. S. Social'no-jekologicheskaja politika i razvitie regional'nyh topliv-no-jenergeticheskih kompleksov (Socio-ecological policy and development of regional fuel and energy complexes), Prikladnye jekonomicheskie issledovanija, 2014, No. 1, pp. 39-44.
8. Gibadullin A. A. Sravnitel'nyj analiz jelektro-jenergeticheskih kompleksov Evropejskogo sojuza i Rossijskoj Federacii (Comparative analysis of electric power complexes of the European Union and the Russian Federation), Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2017, No. 7, pp. 57-65.
9. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz v cifrah: kratkij statisticheskij sbornik; Evrazijskaja jekonomi-cheskaja komissija (The Eurasian Economic Union in Figures: a brief statistical compilation; The Eurasian Economic Commission), M., 2017, 204 p.
10. Jelektrojenergetika Sodruzhestva Nezavi-simyh Gosudarstv 2005-2015 (Electric power industry of the Commonwealth of Independent States 2005-2015), M., 2017, 175 p.
11. Bortalevich S. I. Upravlenie jenergosberez-heniem i jenergojeffektivnost'ju regional'noj jekonomiki (Management of energy saving and energy efficiency of the regional economy), Jekonomika. Predprinimatel'stvo. Okruzhajushhaja sreda, 2012, T. 4, No. 52, pp. 20-31.
12. Gibadullin A. A., Pulyaeva V. N. Sovremen-nye mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya promyshlen-nosti Rossii (Modern mechanisms of innovation development of Russian industry), Moskva, Izdatel'skii dom Gosudarstvennyi universitet upravleniya, 2016, 159 p.
13. Alferova T., Shilova E., Tretiakova E. Methodical approaches to sustainable development of industrial enterprises, European Research Studies Journal, 2015, Vol. 18, No 3, pp. 115-128.
14. Puljaeva V. N., Haritonova N. A. Innova-cionnoe razvitie chernoj metallurgii Rossii: problemy i perspektivy (Innovative development of ferrous metallurgy in Russia: problems and prospects), Jekonomika v promyshlennosti, 2014, No. 4, pp. 33-40.
15. Haritonova E. N., Litvinov I. A. K voprosu ob otrazhenii jekonomicheskoj, jekologicheskoj i so-cial'noj rezul'tativnosti organizacij v publichnoj otchet-nosti (To the question of the reflection of the economic, ecological and social effectiveness of organizations in public reporting), Uspehi sovremennogo estestvoznani-ja, 2007, No. 1, pp. 109.
16. Afanas'ev V. Ya., Raichenko A. V. Moderni-zatsiya kontseptsii upravleniya (Modernization of the management concept), Vestnik Universiteta (Gosudarstven-nyi universitet upravleniya), 2013, No. 7, pp. 221-228.
17. Bazhirov K. N. Sovershenstvovanie meha-nizma upravlenija industrial'no-innovacionnym razvitiem predprijatija (Perfection of the mechanism of management of industrial-innovative development of the enterprise): diss. na soiskanie uchenoj stepeni doktora filoso-fii, Mezhdunarodnyj kazahsko-tureckij universitet im. H. A. Jasaui. Respublika Kazahstan, 2012, 157 p.
18. Lundvall B. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, London, 1992. 35 p.
19. Platko A. Yu., Zhalo D. A. Vzaimosvyaz' us-toychivogo ekonomicheskogo razvitiya i mezhdunarod-noy ekologicheskoy bezopasnosti (The relationship of sustainable economic development and international ecological safety), Innov: elektronniy nauchniy zhurnal, 2017. No. 2 (31) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http: //www .innov.ru/ science/economy/vzaimosvyaz-ustoychivogo -ekonomiche/
20. Biryukov A. N., Rayanova G. N. Analiz chuvstvitel'nosti dlya kriteriya otsenki investitsionnogo proekta (The sensitivity analysis for the criterion of estimation of investment project), Innov: elektronniy nauchniy zhurnal, 2017. No. 2 (31) [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.innov.ru/science/ economy/analiz-chuvstvitelnosti-dlya-kriter/
21. Kapitonov I. A. Rol' mezhdunarodnih orga-nizatsiy v razrabotke ekonomicheskih stimulov potreb-leniya al'ternativnih istochnikov energii (The role of international organizations in the development of economic incentives for consumption of renewable energy), Vestnik ekonomicheskoy integratsii. 2011. No. 4. pp.126-130.
22. Idigova L. M., Yusupova S. Ya., Buralo-va M. A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya prirodno-resursnogo potentsiala ekonomiki regiona dlya pereho-da k ustoychivomu razvitiyu (The possibility of using the natural resource potential of the region's economy to transition to sustainable development), Problemi ekonomiki i upravleniya neftegazovim kompleksom. 2013. No. 3. pp. 18-21.
Дата поступления статьи в редакцию 26.07.2017, принята к публикации 19.09.2017.