Научная статья на тему 'Правовые проблемы технического обслуживания и ремонта транспортного средства'

Правовые проблемы технического обслуживания и ремонта транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
671
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВЛАДЕЛЕЦ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВТОСЕРВИСА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришмановский Д. Ю., Никонова Н. Е.

Статья посвящена раскрытию вопроса о надлежащем предоставлении услуг автовладельцам транспортных средств при его техническом обслуживании и ремонте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF MAINTENANCE AND REPAIR OF VEHICLES

The article is devoted to the disclosure of the issue of providing services to car owners of vehicles during its maintenance and repair.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы технического обслуживания и ремонта транспортного средства»

УДК 656 ББК 39.3

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ГРИШМАНОВСКИЙ Д.Ю., НИКОНОВА Н.Е. ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена раскрытию вопроса о надлежащем предоставлении услуг автовладельцам транспортных средств при его техническом обслуживании и ремонте.

Ключевые слова: техническое обслуживание, владелец транспортного средства, представитель автосервиса, транспортное средство.

Актуальность. В современном мире мы нередко сталкиваемся с ситуацией, в которой представители автосервиса отказывали в нахождении автовладельца в ремонтной зоне при выполнении работ, связанных с его транспортным средством. Полистав различные форумы автомобильной тематики можно увидеть такую тенденцию, что многие автолюбители сталкивались с подобной ситуацией. Возникает вопрос, а правомерен ли данный отказ?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к действующему законодательству. Данный вопрос регулирует постановление правительства РФ от 11.04.2001 №290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту

автомототранспортных средств" [2].

Согласно п. 31 этого постановления, потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности,

противопожарной безопасности и

производственной санитарии. Именно здесь и заключается загвоздка, так как многие представители автосервиса ссылаются на п. 3.2.22 положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92 (утв. приказом

Минпрома РФ от 01.11.1992 №43) [3], согласно которому, нахождение заказчика в основных производственных помещениях без разрешения руководства предприятия запрещается. Перечень участков, где разрешается присутствие заказчиков, устанавливается администрацией автообслуживающего

предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный пункт полностью не исключает нахождение заказчика, но каждый представитель автосервиса трактует его по-своему.

Но в теории права отмечается, что нормативные правовые акты имеют свою иерархию. Соответственно, из вышеуказанных правовых актов большую юридическую силу имеет Постановление Правительства РФ. Следовательно, мы должны руководствоваться им в первую при возникновении спорной ситуации.

В любом случае при решении данного вопроса автолюбители делятся на два лагеря. Одни хотят контролировать весь процесс, вдруг их обманут и не выполнят работу должным образом, другие считают, что нахождение только мешает мастеру и может навредить его личной безопасности.

В этом случае, если владелец изъявит желание присутствовать при обслуживании, представителю автосервиса нужно провести соответствующие инструктажи, ознакомить с правилами безопасности, предложить расписаться в соответствующих журналах и при необходимости снабдить его средствами индивидуальной защиты. Тем более, в п. 6 постановления правительства №290 говорится,

что Исполнитель обязан предоставить потребителю для ознакомления настоящие правила.

Если вас все же не пускают в ремзону, и вы боитесь, что ремонт вашего автомобиля будет совершен не качественно, то законодатель встает на защиту потребителя. Так согласно статье 4 закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" [1], исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется.

Также по содержанию статьи 29 закона "О защите прав потребителей", Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

1. безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

2. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

3. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

4. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Законодатель также устанавливает срок, в который исполнитель обязан устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги). Данные сроки установлены ст. 30 Закона " О защите прав потребителей". Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Чаще всего для оценки выполненной работы, автовладельцы просят мастеров выдать им старые запчасти, но сервисмены тоже могут им отказать в этой просьбе. Такой отказ тоже будет не законным, так как правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств четко регламентируют этот вопрос. В ч. 4 п. 35 правил говориться, что после исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали.

Подводя итог, можно констатировать, что отказ в нахождении автовладельца в ремонтной зоне при выполнении работ с его транспортным средством не имеет никаких правовых обоснований. Можно смело ссылаться на п. 31 постановления правительства №290, присутствовать при обслуживании, но конечно при этом не мешать мастеру выполнять свою работу и соблюдать технику безопасности, противопожарной безопасности и

производственной санитарии.

Так же по закону в любой автомастерской, включая и официальный сервисный центр, владелец автомобиля имеет полное право получить старые детали, которые были заменены на новые. Вопрос о возвращении

старых деталей лучше всего обговаривать до начала оказания услуги и если вам приводят разнообразные причины, что вам не могут их вернуть, то стоит задуматься над сменой автомастерской.

Список литературы

1. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" //Российская газета. 1996. 16января.

2. Постановление правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" //Российская газета. 2001. 25 апреля.

3. Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92 /утв. Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 №43 //СПС "Консультант Плюс"

LEGAL PROBLEMS OF MAINTENANCE AND REPAIR OF VEHICLES

GRISHMANOVSKIID.Y., NIKONOVA N.E. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]

Abstract

The article is devoted to the disclosure of the issue of providing services to car owners of vehicles during its maintenance and repair.

Keywords: maintenance, vehicle owner, car service representative, vehicle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.