Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ / ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюльпанов Ф.М.

В статье рассматриваются проблемные вопросы охраны окружающей среды при переходе от «грязной» экономики к «зеленой», рациональная система использования природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF MODERN DEVELOPED ECONOMIES OF TRANSITION TOGREEN ENERGY

The article deals with the problematic issues of environmental protection in thetransition from a “dirty” economy to a “green” economy, a rational system of natural resource use.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ»

Научная статья

УДК 349.6

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЁНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Фарид Муллагалиевич Тюльпанов,

Балтийский институт экологии, политики и права, Филиал в г. Челябинске, Российская Федерация,

e-mail: fg.tulpanow@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы охраны окружающей среды при переходе от «грязной» экономики к «зеленой», рациональная система использования природных ресурсов.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, рациональное использование и управление природными ресурсами, перспектива использования углеводородных источников, совершенствование экологического законодательства в Российской Федерации.

Для цитирования: Тюльпанов, Ф.М. Правовые проблемы современных развитых стран экономики перехода к зеленой энергетики // Экономика Управление Право. 2022. .№3 (60). С. 40 - 46.

Original article

LEGAL PROBLEMS OF MODERN DEVELOPED ECONOMIES OF TRANSITION TO GREEN ENERGY

Farid M. Tulpanov,

Baltic Institute of Ecology, Politics and Law,

Branch in Chelyabinsk, Russian Federation, е-mail: f.g.tulpanow@mail.ru

Abstract. The article deals with the problematic issues of environmental protection in the transition from a "dirty" economy to a "green" economy, a rational system of natural resource use.

Keywords: "green" economy, rational use and management of natural resources, рrospect of using hydrocarbon sources, improvement of environmental legislation in the Russian Federation.

For citation: Tulpanov F.M. Legal problems of modern developed countries' economies of transition to green energy // E^nomics Management Law. 2022. No.3(60). Р. 40 - 46. (In Russ.).

Введение

Сегодня в мировой экономике, особенно это касается европейских государств, ввозникла проблема перехода от углеводородной энергетики к "зеленой" экономике. Это вопрос, который касается в первую оче-

редь сохранения и улучшения окружающей среды, не причиняя ей вреда.

Каким образом можно кардинально изменить подходы к обеспечению потребностей человека и общества в целом в ухудшении окружающей среды? Существующие

договоренности, включая Киотский протокол и Парижское соглашение по климату, в которых Россия добросовестно выполняет свои обязательства, внося свою лепту для решения проблем по климату. В то же время возникает вопрос о целесообразности и пользы российской экономики по климату. Всякое вложение капитала в те или иные мероприятия должны приносить определенную пользу. Если этого нет, то нет необходимости выплачивать экологические налоги в размере десятков млрд долларов в год.

Следует отметить, что многие государства сегодня не готовы к переходному периоду к «зелёной» энергетике. Своевременно не разобравшись в расчетах экологического налога и возможности влияния их на окружающую среду, Россия попала в "ловушку "климатического бизнеса. Это доказывает прошедший в Москве форум "Открытых инноваций"(№Ье1\Ъюп), который определил потери финансовых средств перехода энергетики и промышленности на "зелёные " технологии почти в 500 триллионов рублей1. Ученые специалисты-экологи и экономисты Академии наук Российской Федерации сделали расчеты по состоянию природных ресурсов на территории и их влияние на мировое пространство. В итоге поняли, что по сравнению с другими странами, Российская Федерация выплачивает непомерные высокие налоги за выброс углекислого газа в атмосферу.

Описание исследования

Анализ полученных данных говорит о том, что в России играют определённую роль леса, водные пространства, земли вечной мерзлоты, сельскохозяйственныеугодья и др. Все они защищают биосферу Земли и приносят определённую пользу в системе охраны окружающей среды во всем мире. Оказалось, что цифры об углеродном налоге слишком завышены и не отвечают естественному состоянию природы и экономи-

1 Российская газета. 13 декабря 2021. №282 (8633).

2 Российская газета. 13 декабря 2021. №9 282 (8633).

3 Российская газета. 24ноября 2021. №266 (8617).

4 Российская газета. 15 декабря 2021. №284 (8635).

ке Российской Федерации. При подсчете углекислого газа Россия в числе других стран Европы и Запада оказалась намного выше. При переходе к "зеленой энергетике" наиболее затратными оказались ряд таких отраслей, как транспорт, производство строительной продукции, стали и др., которые являются базовыми2. По данным экспертов, вырастут цены для потребителей товаров на 8%, электроэнергия может подорожать на 28%. Это общие выводы, которые не отражают объективного положения отдельных стран. К примеру, китайские компании привязаны к трубопроводным газовым и нефтяным поставщикам, другие страны, находятся в таком же положении, в том числе и страны Европы. Выполнение взятых на себя обязательств Парижского соглашения потребует от России и ее партнеров по ЕАЭС двукратного увеличения инвестиций в охрану окружающей среды и природопользования, оказывая воздействие на экосистему, постепенно изменяя ее. Для решения этой проблемы национальные планы стран Евроазиатского Экономического Союза (ЕАЭС): Армении, Белоруси, Казахстана, Кыргыстана, России и Таджикистана - до 2030 года планируют инвестировать в эту сферу более 500 миллиардов долларов, или более 69 миллиардов долларов ежегодно.3

В этой связи важно понять проблемы глобального масштаба, а именно потепление на Земле.

Так, ученые Бразилии и США пришли к выводу, что за последние десятилетия размеры и масса тела живущих в джунглях Амазонии птиц уменьшились, а размах крыльев, наоборот, увеличился. Ученые сделали такой вывод на основании изучения более 15 тыс. образцов амазонских птиц4.

Следует отметить, что возобновление источников энергии (ВИЭ) нужных объемов генерация не дает. В итоге из доступных

ресурсов остаются уголь, мазут, дизельное топливо и газ. Сохранившиеся угольные электростанции в Европе работают почти на пределе своих мощностей. Старых мазутных электростанций осталось немного. В то же время в Азии они используются до сих пор. В этой связи, естественно, дорогой газ заставляет переходить на альтернативные виды топлива, спрос на которые растет и поднимаются цены. Определенный вклад в подорожание топливных ресурсов, в частности газ, создает рост цен на внутреннем рынке стран Евросоюза на выбросы углекислого газа, которые в последний год выросли вдвое за тонну, а также долгое восстановление сланцевой и нефтяной отрасли США и произошедшие ураганы в Мексиканском заливе, которые не способствовали стабилизации производства нефти в регионе. До этого климат благоприятствовал развитию солнечной и ветровой генерации, на которую надеялись страны Евросоюза, отказавшиеся от углеводородов. Известно, что технический прогресс отрицательно влияет на экологию, ссылаютс ученые на свои наблюдения на протяжении 40 лет в Амазонии за пернатыми, включая 77 видов живущих в тенистых, прохладных "нижних уровнях тропическо-техническо-го леса, и на более высоких этажах", солнечных и жарких. Таким образом, ученые отмечают, что влияние человека и климатические изменения можно заметить даже в самых глубоких и нетронутых частях амазонских джунглей. Так, температуры на Земле и понижение влажности меняют не только дикую фауну, но и человека. Возникают изменения и в других сферах Земли. Что касается тенденции расширенного финансирования "зеленых проектов", то это, очевидно для всей мировой экономики. В 2020 году увеличился объем финансирования международных банков развития в области климата, который достиг 66 млрд. долларов. В целом мировой объем эмиссии "зеленых" облигаций в 2020 году достиг 1,1 триллиона долларов. Первое место принадлежит Европе - 432,5 млрд. долларов, на

втором - Северная Америка - 237,6 млрд долларов, на третьем - Азиатско-Тихоокеанский регион - 219,3 млрд долларов. Что касается ЕАЗС, то его рост выпуска "зеленых" облигаций пока очень низкий и составляет 2,4 млрд долларов. Россия стала первой в Евроазиатском регионе, кто получил официальный статус "зеленых" и социальных облигаций в соответствии с принципами GreenBondPrinciples.

Следует отметить в качестве положительного момента, что Евроазиатский банк развития (ЕАБР) осенью 2021 года выпустил свои дебютные "зеленые" и «социальные" облигации, которые полностью соответствуют международным принципам и в ближайшее время будут включены аккредитованным верификатором (АКРЛ) в реестр КМА. Эти механизмы продолжат развиваться на пространстве ЕАЗС.

Таким образом, возникает ряд технологических, экологических проблем, затрагивающие все социальные, экономические, природоохранные проблемы международного уровня. В силу особенности российской территории, природной и экономической специализации потенциальный вес России в экологической проблематике гораздо выше, чем в мировой экономике. Россия сегодня способна внести огромный вклад в решение глобальных экологических проблем, учитывая определенные выводы для себя. Вместе с тем каждая страна имеет свои особенности, как экологические, так и экономические, и, решая вопросы Парижского соглашения, не все страны готовы вкладывать деньги, не имея представления об их полезности и эффективности. По сегодняшним оценкам Россия должна в год отдавать в Европейский фонд экологии от 5 до 8 млрд долларов. Как уже говорилось, углеродный налог в России и его увеличение не имеет точных расчетов, где не учитывались бы ряд основополагающих природных объектов. В частности, не были включены объекты, которые являются очистителями природы, окружающей среды в целом.

Отметим, что на космических снимках Россия выглядит как чистая страна, а Европа, Китай, Америка - черные. В этой связи необходимо убедить оппонентов в создании национальной системы мониторинга парниковых газов. Должны быть оценены экономические угрозы, которые несет за собой "зеленая"энергетика. Строительство ветряков, солнечных панелей требует большой земельной площади, в результате чего уменьшаются сельскохозяйственные земли, и нужно просчитывать, как будет развиваться вся экономика в мире, где больше плюсов или минусов у "зеленой" энергетики либо иной углеводородной эффективности. Также следует своего тщательно изучить реализацию поставленных проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации. Должны быть решены отношения, возникающие в области взаимодействия органов региональных и местных властей.

Важно, чтобы основополагающую роль в наведении порядка охраны и рационального использования природных ресурсов в случаях их нарушения норм законодательства несли ответственность местные органы управления, включая специализированные уполномоченные органы исполнительной власти. Зачастую между вышестоящими органами и муниципальными образованиями нет четкого понимания по выполнению конкретных действий в области хозяйствования природопользования. В этой связи глава комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинников предложил новый проект закона «Об общих принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти». Содержание документа направлено на улучшение и оперативное решение вопросов граждан муниципальными образованиями, вытекающими из сложных жизненных ситуаций.

Все спорные вопросы на территории муниципальных образований должны решаться на местах своевременно и по нормам закона. С этой целью их необходимо объединять в более четкую систему органами исполнительной власти. В связи с этим необходимо готовить кадровых работников для решения проблемных вопросов на местах под контролем губернаторов. Мэры и другие чиновники, возглавляющие местные органы самоуправления, должны отвечать за свою деятельность перед губернатором.-Акцент должен быть сделан на безотходную технологию.

Согласно новому закону снимаются ограничения для губернаторов, возглавлявших регион более двух лет подряд. Расширяются основания для досрочного прекращения полномочия губернаторов в связи с утратой доверия президента. Глава государства может сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отстранить от должности временно и постоянно. В свою очередь главы регионов смогут потребовать отставки лиц, осуществляющих руководство городами, местными органами самоуправления за плохую работу, за невыполнение решений, по которым оценивается эффективность местных органов власти.

Важным является положение, закрепляющее деятельность контрольно-надзорных органов для проверки бюджетов и других экономических полномочий в разделении функций, не противоречащие Конституции РФ.5 Представляется, что с принятием этого закона на местах улучшится экономическая и экологическая обстановка, а также охрана окружающей среды, включая реформы "зеленой" экономики.

Отметим, что в настоящее время в мире ни одно государство не способно перейти к "зеленой " экономике, пренебрегая нерешенными проблемами, возникающими при строительстве новых источников энергии.

5 См.: Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Принят Государственной Думой 14 декабря 2021г. Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021г. // Российская газета . 27 декабря 2021. №294 (8645).

"Зеленая" энергетика затрагивает все жизненно важные стороны переустройства основ производства государства.Таким образом, "зеленую" энергетику подготовить быстро на сменууглеводородного сырья не получится. Для этого потребуется несколько десятилетий. Российская Федерация как правовое государство должно реализовы-вать вопросы обеспечения благоприятной окружающей среды с соблюдением требований эколого-правовых норм во всех субъектах. В связи с этим необходимо более четко разобраться в принадлежности субъектам государства, а также юридическим и физическим лицам о праве собственности и аренды на природные ресурсы, объекты природы, включая земельные и лесные фонды, а также уточнить, в чьих владениях, пользовании могут находиться недра. В природоресурсном законодательстве имеются нечеткие определения по праву собственности на леса, земельные участки, а также недра. Возникают коллизии норм законодательства, когда Земельный кодекс закрепляет право собственности на земли лесного фонда, а Гражданский кодекс определяет земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается (п. 2 ст. 260 ГК РФ). Очевидно, следует более конкретно определить указанные земли, особенно лесного фонда, кому они должны принадлежать и на каких основаниях использовать их по целевому хозяйственному назначению. Отсюда следует вывод об изменении и дополнении природоресурсного законодательства в соответствии с теми задачами, которые стоят перед государством, человеком в области перехода от "грязной" энергетики к "зеленой". Вместе с тем сегодня не следует забывать о повышении квоты на закупки топлива, наращивание добычи угля для ТЭЦ, увеличивая темпы производства газа

на всей территории России. В современной экономике важным является освоение регионов Севера, где земли сохраняют вечную мерзлоту, а также обеспечивание устойчивого социально-экономического развития Арктики. Лидеры северных стран должны решать вопросы перехода к "зеленой" экономике сообща. Представители Российской Федерации, США, Швеции, Норвегиии и других стран Арктического региона должны принять глобальные решения по его освоению, не причиняя экологического вреда. Что касается деятельности Российской Федерации в этом регионе, то у нас принят ряд законодательных актов о северных землях вечной мерзлоты. В этой связи необходимо перестроить отрасли экономики, в частности производства, сделать его экологически выгодным для экономики. Корректируя все законодательные акты, необходимо уделять внимание углеводородной системе в добыче и распределении по значимой потребностеи производства и потребления человеком, проведя реформы перехода от углеводородного сырья к иным видам источников. Переход не должен быть болезненным для страны и человека. Следует отметить, что в последние годы значительно изменилось экологическое законодательство в сфере рационального использования и охраны окружающей среды. Так, лесное законодательство претерпело множество изменений и дополнений в области совершенствования правового регулирования лесных отношений, включено около 45 новых статей, регламентирующих лесопользование, переработку и сбыт лесных ресурсов6.

Включены положение об информации о лесах, которая должна быть доступна гражданам и юридическим лицам, имеющим отношение к землям лесного фонда, системы лесного комплекса, лица, обладающие правом пользования землями лесного фон-

6 Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Феде-

рации и отдельные законодательные акты Российской Федерации "от 27 января 2021г. // Российская газета.

8 февраля 2021г. №>25 (8376).

да, имеющие лесные карты. Определен более четко учет и классификация добывающей древесины и продукции ее переработки (ст. 60.1 ЛК РФ).

Говоря о совершенствовании законодательства, следует отметить, что многие статьи Лесного кодекса РФ оцифрованы и внесены в лесной реестр, а также специализированное программное обеспечение в соответствии с ч. 4 ст. 93.6 ЛК РФ. В ней говорится о том, что юридические лица, граждане представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, уполномоченным в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, документы в электронной форме и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью федеральным органом исполнительной власти (либо электронный сервис "Личный кабинет"). Более подробно определены требования к внесению сведений в государственный лесной реестр и формированию в нем документов по оформлению сделок (ст. 93.6 ЛК РФ). Кроме того, определен порядок обследования органами исполнительной власти, утвержденный Правительством РФ и дополненный главой 10.1 «Государственный лесной реестр» ст. 93.1 «Порядок ведения государственного лесного реестра».

Заключение

Таким образом, "зеленая" революция в европейских странах и ее производство с утратой углеводородного сырья и уничтожении атомных электростанций, заменой на ветровые установки и солнечные батареи оказалась не способной обеспечить необходимой энергией развитие экономики и быт населения. Поэтому рассчитывать на возобновляемые источники энергии пока не приходится. Что касается России, то в ней достаточно энергомощностей, которые могут увеличить производство электроэнергии, при этом не закрывая угольные шахты и атомные электростанции. Ажиотаж в европейских странах и Америкие по поводу "зеленой" энергетики намного опередил готовность наций отказаться от традиционного ископаемого топлива с надежными и прагматическими способами его добычи. При этом не следует забывать об охране окружающей среды, используя замкнутый технологический цикл. Заложенные правовые основы в международном и российском законодательстве в сфере природопользования и охраны окружающей среды необходимо развивать, совершенствовать экологизацию основополагающих отраслей права, опираясь на экономическую базу страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российская газета. 13 декабря 2021г. № 282(8633).

2. Российская газета. 24 ноября 2021г. №266(8617).

3. Российская газета. 15 декабря 2021г. №284 (8635).

4. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Принят Государственной Думой 14 декабря 2021г. Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021г. // Российская газета. 27 декабря 2021г. №294(8645).

5. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 27 января 2021г. // Российская газета. 8 февраля 2021г. №25 (8376).

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Rossijskaya gazeta. 13 dekabrya 2021g. № 282(8633).

2. Rossijskaya gazeta. 24noyabrya 2021g. №266(8617).

3. Rossijskaya gazeta. 15 dekabrya 2021g. №«284 (8635).

4. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obshchih principah organizacii publichnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii». Prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 14 dekabrya 2021g. Odobren Sovetom Federacii 15 dekabrya 2021g. // Rossijskaya gazeta. 27 dekabrya 2021g. №294(8645).

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii "O vnesenii izmenenij v Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii ot 27 yanvarya 2021g. Rossijskaya gazeta. 8 fevralya 2021g. №25 (8376).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тюльпанов Фарид Муллагалиевич, кандидат юридических наук, доцент,

Балтийский институт экологии, политики и права, Челябинский филиал, г. Челябинск.

E-mail: fg.tulpanow@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Farid M. Tulpanov, Candidate ofLaw Sciences, Associate Professor, Baltic Institute of Ecology, Politics and Law, Chelyabinsk branch, Chelyabinsk.

E-mail: fg.tulpanow@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 06.06.2022

Принята к публикации / Accepted: 15.09. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.