Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
347
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БРОШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Тюльпанов Ф.М.

В статье рассматриваются проблемы рационального использования лесных ресурсов, совершенствование лесного законодательства в сфере охраны лесов. Уделяется внимание вопросам правового внедрения элементов зелёной технологии в экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME LEGAL PROBLEMS OF USE AND PROTECTION OF FOREST RESOURCES UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems of rational use of forest resources. The improvement of forest legislation in the field of forest protection. Attention is paid to the issues of legal implementation of green technology elements in the economy.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.6

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тюльпанов Ф.М.,

Балтийский институт экологии, политики и права,

Челябинский филиал Е-таП: fg.tulpanow@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы рационального использования лесных ресурсов, совершенствование лесного законодательства в сфере охраны лесов. Уделяется внимание вопросам правового внедрения элементов зелёной технологии в экономику.

Ключевые слова: рациональное использование, формы и методы, эффективность государственного управления брошенных земель сельскохозяйственного назначения для воспроизводства лесов.

SOME LEGAL PROBLEMS OF USE AND PROTECTION OF FOREST RESOURCES UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

F.M. Tulpanov,

Baltic Institute ofEcology, Politics and Law,

Chelyabinsk branch E-mail: f.g.tulpanow@mail.ru

The article deals with the problems of rational use of forest resources. The improvement of forest legislation in the field of forest protection. Attention is paid to the issues of legal implementation of green technology elements in the economy.

Keywords: rational use, forms and methods, effectiveness of state management of abandoned agricultural land for forest reproduction.

Введение

В современных условиях, когда в России создаются экономические условия для развития рыночных отношений, следует обратить особое внимание на сохранение лесного фонда и защиты его от уничтожения, учитывая темпы использования лесов, не восполнения его резервов. Напомним, что лес является одним из важных компонентов

природы. Нельзя решить проблему охраны лесов и их использования в хозяйственных целях без взаимосвязи с другими объектами природы, таких как земля, водные объекты, атмосферный воздух, недра и животный мир. Это одно из важных направлений экологической политики в стране.

Важное значение имеет вопрос в сфере

охраны окружающей среды - это борьба за рациональное использование лесов и сохранение его, восстанавливая вырубленные массивы. Говоря о рациональном исполь-зовани лесов, необходимо напомнить о том, в каком состоянии находятся лесные ресурсы в стране. Так, в системе заготовки и воспроизводства лесов следует обратить внимание на запрещение интенсивного метода вырубки лесов. Этот метод причиняет вред лесовосстановительным работам. Несмотря на то, что Россия занимает первое место в мире по запасам лесной древесины, тем не менее получает от нее незначительный доход. Объем лесного фонда составляет 800 млн га или 8,09 млн кв.м. Из них 60 млн га - стихийные леса, выросшие на заброшенных сельскохозяйственных землях. До 10% бывших полей и земель выпаса скота, которые остались невостребованными, зарастают сорниками1.

В п. 3 Положения также предусматриваются меры по использованию лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, которые подлежат освоению с соблюдением их целевого назначения. Реализация норм документа создает основу для целенаправленного использования, охраны и защиты, а также воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, которые будут способствовать снижению возникновения пожаров в лесах и повышению оборота древесины, что способствует снижению незаконной заготовки древесины. Кроме того, улучшится переработка низкосортной древесины при применении современных технологий. По существу Положение направлено на использование лесов и их охрану с целью функционирования лесных ресурсов, сохраняя при этом природную среду в соответствии с потребностями человека, государства и общества. Охрана и

защита лесов способствует воспроизводству и переработки лесоматериалов, удовлетворяя тем самым потребности человека. Характеризуя возможности лесов, влияние их на природную среду и трансформацию гидрологических, геологических и других факторов, важно обратить внимание на суммарную мировую биомассу, которая оценивается примерно в 2000 млрд тонн. Леса в мировом масштабе распределены следующим образом. Так, доля северных хвойных лесов падает в основном на Россию, Канаду и США, составляющие 14-15%, доля тропических лесов составляет 55-60% - это леса, находящиеся на территориях Африки ряда Латиноамериканских стран, Амазонии, Юго-Восточных стран составляют 55-60%. Лесные площади и ресурсы древесины на душу населения составляют: в Канаде-9,4га или 815 кубических метров, в России-5,2, га или 500кубических метров, в Финлян-дии-4,9га или 351кубических метров, в Швеции-2,5га или 313куб, метров, в США-0,9га или 88куб.метров.2 Описание исследования Сложившиеся подходы и методы эксплуатации лесной древесины в мировой цивилизации должны быть изменены с целью сохранения и восстановления срубленных лесов. Надо отметить, что интенсивное использование лесной продукции в мире, а лес вырубается быстрее чем возобновляется, что грозит человечеству частыми стихийными бедствиями и изменением климата на земле и это является неотъемлемой частью природной среды, где необходимо сохранять баланс между вырубкой лесов и их восстановлением.

Развитие лесного хозяйства в России и сохранение лесов может обеспечиваться только такой системой управления и охраны, которая в основе своей будет реализована в интересах общества и государства,

1 Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509. "Об особенностях исполнения, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" // Российская газета,. 23 сентября 2020.

2 Указанное Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21сентября 2020.

тем самым создав благоприятную экологическую среду обитания человека.

Несмотря на научные разработки ряда проблем по использованию и охраны лесов, положение в лесохозяйственной отрасли и экологии не улучшилось.

По-прежнему вырубается лес бесконтрольно, с нарушением всех законодательных норм, до сих пор в лесах бесчинствуют «черные» лесорубы, создаются преступные группы, в которых зачастую участвуют и представители органов местной власти, что наносит серьезный урон по имиджу всех руководителей как местных, так и региональных органов.

Напомним, что основой регулирования охраны лесов являются не только законодательные акты природоохранного назначения, но и природоресурсного, каковыми являются Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон о недрах и др. Так, применяя статьи 6 и 7 Лесного кодекса РФ о предоставлении земель лесного фонда в пользование, играют основную роль нормы земельного права и только затем рассматривается вопрос о лесах как фонда России. Представляется, что такой вопрос необходимо решать комплексно, очевидно, что приоритет должен быть на стороне земель лесного фонда.

Не следует забывать о том, что объектом этих отношений является весь лесной фонд Российской Федерации. В этой связи возникает коллизия норм земельного и лесного права. Принятый 4 декабря 2006 г. и вступивший в силу 1 января 2007 г., Лесной кодекс РФ свидетельствует о снижении уровня воздействия на лесные отношения. За последние годы в него внесена масса изменений, введены новые статьи, некоторые статьи даны в новой редакции и свыше 120 статей утратили силу. Вполне закономерный процесс обновления и изменения содержания статей кодекса. Вместе с тем не изменились такие понятия, как "лес", "лесной фонд", "лесной участок" и др. Указанные нормы статей Лесного кодекса РФ играют исключительно важную роль в регулировании охраны лесных отношений.

Однако возникает ряд вопросов, связанных с использованием и охраной лесов по разграничению земельных и лесных отношений. В этой связи необходимо обратиться к содержанию статьи 7 Лесного кодекса РФ, а также к Земельному кодексу РФ - статья 101 (Земли лесного фонда) и к п. 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ, а так же к статье 101З КРФ - они по своему содержанию не отличаются друг от друга, тем самым не способствуют зачастую решению задач, стоящих перед лесопользователями. В то же время за последние годы экстенсивные методы рубки древесины выроли в объеме в 1.5 раза. Отметим, что в лесном хозяйстве получили развитие производство фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели, топливных гранул и др. Однако серьезных изменений в лесном производстве не произошло. Не внедрены современные технологии производства леса и по существу используются по старинке, архаичным способом. В этой связи должны были сыграть роль локомотивов органы управления лесами на местах и в первую очередь местные органы самоуправления, полномочия которых закреплены в соответствующем законодательстве. Понятие леса, которое вытекает из ст. 5 ЛКРФ, где сказано, что лес является экологической системой как природный ресурс. Представляется, что определение широкое и не охватывает четкого определения понятия леса как необходимого объекта человеческого бытия в окружающей среде. Само понятие"лес" является частью экологической системы так же, как атмосферный воздух, водные объекты, земельные объекты, животный мир и т.д. Все указанные определения понятия леса необходимы для уяснения правового регулирования лесных отношений, лесов и земель лесного фонда, которые являются основанием для разграничения земельных и лесных объектов в природе должны носить четкий характер, закрепленный в законодательстве. Земельные участки и земли лесного фонда тесно связаны друг с другом. Лес не может существовать без земельных площадей. Зем-

ля, в свою очередь, особенно плодородная, обогащается полезными веществами за счет лесов. Поэтому когда возникает вопрос о предоставлении земель лесного фонда какому-либо лицу, то необходимо решать вопрос о прерогативе объектов природы.

Не должна происходить подмена лесных участков на земельные участки, в результате чего может увеличиваться количество лесных правонарушений. Практика показывает, что изменение понятия лесного участка ведет к размыванию его понимания и защите в сфере охраны лесов как системы природного объекта. Сегодня лес предоставляется в аренду всем лицам как юридическим, так и физическим. Защита и воспроизводство лесов были возложены на арендаторов. Контроль за арендаторами и местными органами самоуправления по существу не осуществляется. В этой связи Правительство РФ пытается изменить систему регулирования лесных отношений, сделать ее прозрачной и контролируемой местными и региональными органами власти, а также правоохранительными органами. Для этого вводится цифровизация, включая леса в Росреестр. Поэтому Правительством РФ утверждены Правила, содержание которых адресованы региональным и местным органам власти для исполнения на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления и лесоразведения. К таковым землям относятся вырубки, гари, пустыни, прогалины (ст. 62 ЛК РФ и п.1 ст.101 ЗК РФ). Региональные власти на своих сайтах должны размещать информацию о земельных участках, пригодных для создания "компенсационных" лесов, т.е. о фонде лесовосстановления (лесоразведения) регионов, а также данные о местах приобретения саженцев и сеянцев для восстановительных работ. Кроме того, в постановлении прямо указывается на обязательность выполнения работ сроком до одного года по переводу земель лесного фонда на площади, равной площади лесов,

3 См.: Российская газета. 14 мая 2019. № 101 (7859).

вырубленных или выведенных из состава лесного фонда. Вся ответственность и контроль за работой в области компенсационного лесовосстановления лежит на департаменте государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды РФ3.

Следует отметить, что ежегодные сплошные рубки по стране превышают миллионы гектар. Нерешенной проблемой по сохранению лесов является собирание под видом валежника, по факту осуществляется вырубка деловой древесины. В то же время большое значение имеет сохранение лесных ресурсов и в первую очередь выполнение рубки созревшего леса, так как перестойный лес отрицательно действует на здоровый лесной фонд, поскольку он болеет, гниет, горит и вместо дохода приносит убытки.

В Правилах уделено особое внимание вопросам, которые возникли в 90-е годы и до сих пор не получили своего разрешения. Это брошенные земли сельскохозяйственного назначения, которые являются бесхозяйными. Большинство этих земель находятся в собственности лиц, не использующих их, земли которые покрылись кустарниками, степными травами, включая борщевик и другие растения. Правительством РФ приняты два документа, вступившие в силу с 1 октября 2020 года. Первый документ призван решить вопросы регионального исполнения законодательных норм в сфере лесного хозяйства. Он позволяет выращивать и содержать леса на выбывших из прежнего использования землях сельскохозяйственного назначения. Указаны особенности использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, имеющие конкретные цели получения лесной продукции.

Второй документ регламентирует предоставление лицам, желающим работать в лесном хозяйстве и таким образом быть правообладателем на землях лесного фонда на правах арендатора. Документы связаны друг с другом и в совокупности ликвидируют

фактически существующую в течение ста лет государственную монополию на лесное хозяйство. Правообладатель может в любой момент принять решение до первого октября 2022 г. или в течение двух лет со дня регистрации на земельный лесной участок, он должен направить уведомление о виде использования лесов в орган управления агропромышленным комплексом субъектов РФ, Россельхознадзор и Росреестр. Он также может принять решение о прекращении использования земельного участка в любой момент.

Лица, использующие леса указанной категории, обязаны соблюдать все правила безопасности и рационального использования их. Сегодня, внедряя новые технологии в экономику страны и применяя в науке цифры, появилась возможность выявить насекомых, которые могут бороться с таким вредителем, как короед-тинограф, уничтоживший треть хвойных лесов Подмосковья, да и не только в этом регионе4.

В современных условиях развитие лесопромышленного комплекса невозможно без видеонаблюдения, в частности использования дронов, осуществляющих контроль за лесохозяйствующими предприятиями, включая защиту лесов от браконьеров, «черных» лесорубов, а также от возникающих пожаров. Такие меры защиты лесов существуют уже в Свердловской области, где ввели сеть видеонаблюдения, направленную на выявление возникших пожаров и нарушителей лесопользования. К сожалению, не все лесные хозяйства могут позволить такие дорогостоящие аппараты и установку системы видеонаблюдения5.

Общие положения по охране, защите воспроизводства лесов закреплены в главе 2.4 Лесного кодекса РФ. В п. 3 ст. 50. 7 ЛК РФ говорится о том, что охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами мес-

4 Российская газета. 13 февраля 2015. 30 (6601).

5 Российская газета. 2 июля2015. №142 (6713)

6 Российская газета. 3 декабря 2020. № 273 (8327).

7 Российская газета. 22 декабря 2020. №288 (8342).

тного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и другими федеральными законами.

Если посмотреть статистику положения дел в лесном хозяйстве по Уральскому федеральному округу, то она выглядит следующим образом. Так, по данным департамента лесного хозяйства по УрФО, за последние три года с 37 до 52% увеличился процент возникновения лесных пожаров по вине местного населения. Однако средние цифры в отдельных регионах гораздо выше: в Курганской области - 53%,в Челябинской области - 67%, в Свердловской области -73%, в Тюменской области - 74%. Одним из решения этих вопросов является переход в лесные объекты земель иных категорий, а именно: земли железных дорог, земли автодорог, ЛЭП, трубопроводов и др. Если в 2016-2018 годах число таких пожаров росло, то теперь наблюдается обратная тенден-ция6. Таким образом, эти земли могли быть использованы частными лицами в интересах граждан, живущих на территории лесного хозяйства, которые бы занимались ле-совосстановлением и получали бы определенную готовую продукцию. По данным Росреестра, к началу нынешнего года площадь земельного фонда в стране равнялась 1 млд 712 млн 519 тыс.1 га (без учета морей). Из них 65,8% - земли, покрытые лесами (земли лесного фонда). Второе место занимают земли сельскохозяйственного назначения (22,3%). Следует отметить, что земли лесного фонда увеличились на 0,22% - до 381673 га по причине непригодности для использования земель в сельском хозяй-стве7.

Рассматривая правовые проблемы лесопользования и охраны лесов, следует обратить внимание на появление новых терминов в экологическом праве и лесном. Оче-

видно, стало модным использовать появление новых терминов, которые не всегда уместны и невостребованы в юридической литературе Российской Федерации [см, напр.:

1; 3; 4].

В современной юридической науке, особенно в экологической, достаточно терминов, которые носят четкий содержательный характер. Такие как "зелёная экономика", "растительный мир", "лесной фонд", "лесные объекты" и т.д. Существует сложившаяся терминология во всех отраслях, регулируемых природоресурсные отношения, при-емлимая для употребления в литературе и в устном слоге. По спорным вопросам этой темы ведутся дискуссии, высказываются определенные предложения и строятся гипотезы. На мой взгляд, нет необходимости рассматривать этот вопрос более подробно, когда существуют проблемы охраны лесов. Хотелось бы обратить внимание на использование термина Новиковой Е.В., где автор в своей статье «Зеленая экономика и зеленое право» употребляет термин «зеленое право» как состоявшееся определение отрасли права, ссылаясь на ряд работ зарубежных авторов в качестве мировой тенденции [2].

Использование терминов, не подтвержденных теорией и практикой и не закрепленных экологическим законодательством, на мой взгляд, не имеют право на применение. Ведь для определения отрасли зеленого права необходимо иметь предмет, систему и источники. Их пока нет. Поэтому рассматривать зелёное право как отрасль нет необходимости. Сегодня возникают вопросы, которые до конца не решены в науке земельного права, лесного права и других природоресурсных отраслей. К примеру, рассматривая вопрос о понятии «лес», в литературе до сих пор ведется дискуссия по поводу его содержания. Обращаясь к ст. 5 Лесного кодекса РФ, где под понятием леса определяется его использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, осуществляется, исходя из понятия о лесе как экологической системе, как о природном ресурсе.

Представляется, что этого определения недостаточно. Естественно, лес является одним из важных компонентов природной среды, определяемой жизнедеятельность живых организмов на Земле; во-вторых, лес образует в определенном количестве кислород в атмосфере, без которого человечество не может существовать; в-третьих, вопрос о потребительском отношении человека к лесу (переработка древесины и получение различной продукции); в-четвертых, вопрос социальный - лесопользование и охрана лесных ресурсов.

Именно лес влияет на энергомассообмен в биосфере, на ее функционирование, формирование природной обстановки, трансформацию гидрологических и других факторов. В этой и другой совокупности отношений следует рассматривать проблему использования и охрану лесов в России в их взаимосвязи друг с другом. Исходя из теоретических положений по вопросам понятия «лес», в литературе сложилась формулировка, которая сводится к совокупности земель, покрытой древесной, кустарниковой и травяной растительностью, животными, микроорганизмами и другими компонентами окружающей среды, биологически взаимосвязанными и влияющими друг на друга в своем развитии. В полной мере это определение относится и к пригородным лесам, где выбросы в биосферу слишком огромны и превышают очистительные способности сохранившихся пригородных лесов. Выбросы не должны быть выше пределов допустимых вредных веществ (ПДВВ) производствами и потребления и иными объектами загрязнения. Иначе говоря, должен быть соблюден баланс между загрязнением окружающей среды и объектами природы. В этой связи Президент провел совещание в режиме видеоконференции по вопросам сохранения, реформирования отрасли лесного хозяйства. На многочасовом совещании шла речь об избавлении нелегальных схем по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. На основе обсуждения острых вопросов лесо-

пользования и охраны лесов был принят ряд решений, которые необходимо закрепить в законодательстве. В частности, акцент был сделан на то, что Россия, имея пятую часть лесов планеты, за последние десятилетия XX века долю в мировой торговле лесной продукции сократила с 18% до 2%. Это связано прежде всего с нарушением системы эксплуатации лесов и сбытом ее продукции. Как уже говорилось, появились в большом количестве"серые схемы" выделения лесных участков, не контролируемые местными органами власти. Мошенничество процветало всюду, расхищение лесных ресурсов путем вырубки наблюдалось повсеместно. Следовательно, никакого порядка за вырубкой леса не осуществлялось. Лес должен приносить доходы и прибыль государству. Поэтому Правительством РФ дано поручение к 1 сентября 2021 года составить новую карту всех лесов России, т.е. провести инвентаризацию лесов. Минэкономразвития должно подготовить законопроект, устанавливающий полный запрет вывоза из России необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года. Тем самым предусматривается план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденный Правительством РФ. Кроме того, для повышения эффиктивности лесной охраны был подготовлен к 1 декабря 2020 года законопроект, предусматривающий закрепление полномочий по федеральному государственному лесному надзору за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, введение лесного инспектора по региону страны. Затем должны были быть приняты необходимые правовые акты для реализации в 2021 году в качестве эксперимента реализации и передачи Рос-лесхозу отдельных полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора. В плане предусмотрен комплекс мер по переработке древесины и

8 Российская газета. 15 октября 2020. № 233 (828).

спроса на нее внутри страны. Правительство обещает малому бизнесу оказывать помощь в виде господдержки по переработке древесины8.

Таким образом, Правительство РФ в течение 2021 года должно отработать во всех регионах страны поставленные задачи и при одобрении ввести такую практику по всей стране. Немаловажным вопросом является деятельность правоохранительных органов в установлении правопорядка в лесной отрасли. Возникает вопрос о недостаточном соблюдении работы органами правопорядка в области охраны лесного хозяйства, в частности борьбы с лесонарушителями. Так, в первом полугодии 2020 года правоохранительные органы выявили 6800 фактов незаконной рубки леса - это более 35 случаев ежедневно. Нарушителей ловят, штрафуют, но убытки не покрываются и их прибыли несоизмеримы. Штрафы в 1,5 тысячи рублей за лесоправонарушение - эта мера, явно недостаточна. Общая сумма за последние месяцы 2020 года составила 12,3 млн руб., но при этом вред, причиненный лесам, составил 3,9 млрд руб. Здесь важно определить происхождение лесной продукции, ее маркировку, легально либо нелегально вырубили лес, выдача за пиломатериалы. А это значит, что можно не платить пошлину.

Для наведения порядка в лесной промышленности необходимо создать единую информационную систему отслеживания всей хозяйственной деятельности, включая рубку леса, его переработку или вывоз на экспорт.

Согласно п.1ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Правила лесовосстановления устанавливаются Агентством лесного хозяйства Российской Федерации.

Что касается криминализации в сфере лесопользования и охраны лесов, схемы, используемые коррупционерами, у всех примерно одинаковые. Часто встречающиеся нарушения являются афилированностью участников закупки. Принятые заказчиками фактически невыполняемые или не надлежащие выполнению работы, завышение стоимости контрактов либо занижение стоимости продукции. Так, при проверках проведенными МВД совместно с ФСБ России, выявлены преступные группы, осуществляющие незаконную рубку леса, в которую входили должностные лица оборонного ведомства некоторых подведомственных организаций, лица, создавшие преступную группу, продавали древесину по цене значительно ниже ее стоимости в течение 6 лет (2013-2019 годы). По материалам расследования возбуждены уголовные дела по части 3 ст. 285 УК Российской Федерации. По данному делу арестован заместитель правительства Московской области - министр экологии и природопользования.

Однако возникает вопрос: как защитить бизнесмена от всевозможных и невозможных контролеров как со стороны правоохранительных органов, так и местных органов власти? Сегодня в достаточном количестве созданы всевозможные организации по управлению бизнесом, существуют законодательные акты. Возможно, необходим комплексный подход, заключающийся в конструктивном диалоге с предпринимательским сообществом, чтобы отслеживать и решать проблемы его взаимодействия с контрольно-надзорными, правоохранительными органами, а также с органами местного самоуправления.

Заключение

Таким образом, необходимо, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно и отвечала запросам граждан Российской Федерации. В лесном хозяйстве это следует сделать как можно быстрее, тем самым повысить качество лес-

9 Российская газета. 9 декабря 2020. №277 (8331)

ной продукции в стране. Все руководители федеральных министерств и ведомств должны были направить предложения и изменения по оптимизации структуры и штатной численности в аппарат правительства и Минфин России до 20 ноября 2020 года. В целом штат центральных аппаратов федеральных органов власти планируется сократить на 5%, территориальных на - 10%. Оставшиеся средства (освободившиеся фонды) пойдут на оплату сотрудников. Также по инициативе Правительства РФ внесены в законопроект нормы по сохранению лесных ресурсов, включая компании, осуществляющие вырубку леса, которые будут иметь право привлекать для его восстановления работников лесхоза или иных лиц на площадке вырубленной древесины. Это связано прежде всего с тем, что бизнес не всегда имеет возможность обладать достаточными материальными ресурсами для проведения таких работ. Лесничества должны обеспечить контроль за эффективностью работ компании. Федеральным проектом "Экология", имеющим раздел "Сохранение лесов", предусмотрен баланс выбытия леса и его воспроизводства, т.е. восстановление лесов. Следует отметить, что данные статистики не соответствуют этому балансу. Так, в 2019 году "Отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений" составили 80,7% при плане 64,4%. Работы по лесовос-становлению в прошлом году выполнены на площади 1,1 млн га, или (114,7% от планового объема), в том числе арендаторами лесных участков на площади 854,7 тысячи га9.

Есть надежда, что указанные дополнения норм административного и лесного законодательства позволят повысить качество восстановительных работ в стране и снизят издержки бизнеса, а также уменьшат декриминализацию в лесном хозяйстве. На мой взгляд, положительным является и обязанность компаний и лесхоза восстанавливать лес, все, что было вырублено, теми, кто ис-

пользует лес для постоянной своей работы. Следует отметить, что ежегодно убытие леса превышает его восстановление в сред-

нем на 450 тысяч га. Сегодня в России необходимо в среднем дополнительно восстановить 35 млн га выбывшего леса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Думнов А.Д., Фоменко Г.А., Фоменко М.А. Основные проблемы отражения лесных ресурсов в системе комплексного природно-ресурсного и экономического учета // Вопросы статистики. 2014. № 11. С. 3-23.

2. Новикова Е.В. Зеленая экономика и зеленое право - Мировые тенденции // Экологическое право. 2020. №3. С. 13-19.

3. Русецкая Г.Д. Устойчивое управление, экологические законы и проблемы лесных систем // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 3. С. 408-415.

4. Толстых Д.В., Джамирзе Б.Ю. Проблемы обеспечения эффективности российского законодательства об охране лесных ресурсов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С. 156-158.

REFERENCES

1. Dumnov A.D., Fomenko G.A., Fomenko M.A. Osnovnye problemy otrazheniya lesnyh resursov v sisteme kompleksnogo prirodno-resursnogo i ekonomicheskogo ucheta // Voprosy statistiki. 2014. № 11. S.3-23.

2. Novikova E.V. Zelenaya ekonomika i zelyonoe pravo - Mirovye tendencii // Ekologicheskoe pravo. 2020. №3. S.13-19.

3. Ruseckaya G.D. Ustojchivoe upravlenie, ekologicheskie zakony i problemy lesnyh sistem // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. 2015. T. 25. № 3. S. 408-415.

4. Tolstyh D.V., Dzhamirze B.YU. Problemy obespecheniya effektivnosti rossijskogo zakonodatel'stva ob ohrane lesnyh resursov // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2016. № 16-3. S. 156-158.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Тюльпанов Фарид Муллагалиевич, кандидат юридических наук, доцент.

Балтийский институт экологии, политики и права, Челябинский филиал, г. Челябинск.

E-mail: f.g.tulpanow@mail.ru

Дата поступления статьи: 26.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.