Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологические требования / хозяйственная деятельность / юридическое лицо / природоохранная деятельность / экологическая безопасность / environmental requirements / economic activity / legal entity / environmental protection activities / environmental safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.И. Михайлова

В статье анализируется правовой механизм реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, в результате которого получен вывод о наличии перечня разрешительных и контрольных инструментов, который выполняет соответствующие природоохранные функции. В результате рассмотрения отдельных эколого-правовых инструментов автором выявлены проблемы их реализации, что позволило подготовить соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS FOR ECONOMIC ACTIVITIES OF LEGAL ENTITIES

The article analyzes the legal mechanism for the implementation of environmental requirements for economic and other activities of legal entities, as a result of which a conclusion was drawn about the existence of a list of permitting and control instruments that performs the relevant environmental functions. As a result of the consideration of individual environmental and legal instruments, the author identified the problems of their implementation, which made it possible to prepare appropriate proposals for improving legislation in the field of environmental protection and rational use of natural resources.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

УДК 349.6 Б01 10.52928/2070-1632-2023-64-2-89-94

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А.И. МИХАЙЛОВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

В статье анализируется правовой механизм реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, в результате которого получен вывод о наличии перечня разрешительных и контрольных инструментов, который выполняет соответствующие природоохранные функции. В результате рассмотрения отдельных эколого-правовых инструментов автором выявлены проблемы их реализации, что позволило подготовить соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевые слова: экологические требования, хозяйственная деятельность, юридическое лицо, природоохранная деятельность, экологическая безопасность.

Введение. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют особое значение при осуществлении юридическими лицами хозяйственной и иной деятельности. Закрепленное в природоохранном законодательстве «комплексное юридическое средство достижения глобальной цели - благоприятной окружающей среды посредством её охраны, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов» получило свое название как правовой механизм охраны окружающей среды. В него входят самостоятельные институты экологического права, которые по своему содержанию выполняют различные функции, но в то же время преследуют единые цели экологического законодательства. При этом, такие средства охраны окружающей среды имеют организационно-правовое, экономическое и идеологическое содержание [1, с. 21].

Рассматривая более подробно правовой механизм охраны окружающей среды, позволяющий реализовать экологические требования, применяемые к хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, следует отметить, что его условно можно разделить на инструменты разрешительного и контрольного содержания, в зависимости от выполняемых ими целей. К инструментам разрешительного содержания следует относить: экологическую паспортизацию, выдачу комплексного природоохранного разрешения, осуществление лицензирования. Такие средства носят разрешительный характер и позволяют юридическим лицам легально осуществлять эколого-значимые виды хозяйственной деятельности. В свою очередь контрольные меры реализации эколого -правовых требований в процессе осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц включают в себя проведение экологического аудита, производственных наблюдений, экологической сертификации, локального мониторинга, экологического страхования. Данная группа средств позволяет на этапе непосредственного осуществления экономической деятельности юридическими лицами проводить контрольные мероприятия, направленные на предотвращение нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также доктринальные подходы, выработанные в науке экологического права. Целью исследования представленной статьи выступает разработка теоретико-правовых основ реализации требований в области охраны окружающей среды, посредством которых осуществляется ведение результативной природоохранной деятельности юридических лиц. Данная цель предопределяет постановку следующих задач: исследование требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц и, соответственно, выявление правовых проблем реализации экологических требований, предъявляемых к юридическим лицам, деятельность которых оказывает воздействие на состояние окружающей среды.

Представляется необходимым в рамках данной статьи остановиться на тех природоохранных инструментах, которые в большей степени применимы в отношении деятельности юридических лиц, ведущих эколого-зна-чимую деятельность на стадии её непосредственного осуществления. При этом, следует рассмотреть особенности функционирования данных инструментов, выявить возможные несовершенства в их правовом регулировании с целью последующего внесения предложений, которые позволят повысить эффективность реализации данных средств в отношении деятельности юридических лиц.

Основная часть. Одним из разрешительных инструментов реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц, является экологический паспорт предприятия. Для юридических лиц экологический паспорт является комплексным документом, в котором содержатся сведения по использованию природных ресурсов и о влиянии хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. На наш взгляд, ведение экологического паспорта является системообразующей категорией, посредством которой реализуются мероприятия, направленные на осуществление комплексного учета используемых природных и вторичных ресурсов, осуществление производственных наблюдений за хозяйственной деятельностью юридических лиц, определение уровня влияния производства на окружающую среду, подготовку документов для выдачи комплексных природоохранных разрешений [2, с. 190].

Обязанность ведения экологического паспорта установлена при условии эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов и возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании ст. 37 Закона «Об охране окружающей среды»1. При осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, ст. 26 Закона «Об обращении с отходами» предусматривает перевозку отходов при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов. Обращая внимание на иные требования, предъявляемые к отдельным видам экономической деятельности в главе 6 Закона «Об охране окружающей среды», следует отметить, что в законодательстве отсутствует прямое указание на обязательность ведения экологического паспорта лицами, осуществляющими экономические виды деятельности, например, при использовании радиоактивных веществ (ст. 47); при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 41); и др. Этот факт свидетельствует, о том, что субъекты должны вести экологический паспорт лишь при условии того, что ими эксплуатируются здания, сооружения и иные объекты. Однако цели ведения экологического паспорта на предприятии направлены на учет отдельных видов воздействия на окружающую среду и её компоненты, а не на порядок использования зданий и сооружений. Представляется, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут осуществлять такое воздействие на компоненты природной среды и её отдельные объекты, не используя здания и сооружения. Например, в случае использования объектов животного мира и др. Крайне важно отметить, что от надлежащего ведения экологического паспорта во многом зависит использование иных инструментов реализации экологических требований в области охраны окружающей среды.

Как известно, в большинстве случаев, осуществление хозяйственной деятельности неизбежно влечет негативное воздействие на окружающую среду и её компоненты, причем такое воздействие может негативно сказываться на целом комплексе природных объектов. В таком случае речь идет о комплексном воздействии на окружающую среду и природные объекты. Под комплексным воздействием в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 года № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»2 (далее - Указ 528), понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, в процессе которой производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод и образование отходов. Так, например, деятельность юридических лиц, осуществляющих производство и транспортировку нефти, оказывает воздействие на такие компоненты природной среды, как атмосферный воздух, почвы, воды, леса и др.

Следует отметить некоторые особенности, установленные Указом № 528. Итак, юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, осуществляют такую деятельность с 2016 года только на основании комплексных природоохранных разрешений, кроме случаев, установленных законодательством. При этом, до 1 января 2020 г. допускалось осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, которая установлена приложением к Указу 528, на основании разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства, выданных до 1 января 2016 г. Преследуя цели оптимизации порядка осуществления административных процедур в сфере природопользования, комплексное природоохранное разрешение заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и в правовой литературе рассматривается «как синтез трех видов специальных разрешений» [3].

Значимый ресурс в эффективной реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц, имеет процедура лицензирования в области охраны окружающей среды. Правовое регулирование института лицензирования предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 года № 450, среди которых («Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду») выделена законодателем в самостоятельную главу 22 Положения о лицензировании. Итак, в соответствии с Положением о лицензировании лицензируемой является деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, к которой относятся: операции с озоноразрушаю-щими веществами; использованием отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. Рассматривая сферу использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, следует обратить внимание, что общие положения о лицензировании в данной сфере содержатся в Законе «Об использовании атомной энергии», в котором указано, что лицензирование в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с актами законодательства о лицензировании3. Исследуя законодательство о ядерной и радиационной безопасности, следует, что на данном этапе оно развивается весьма динамично. Об этом свидетельствует Указ Президента Республики Беларусь «О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения» от 5 апреля 2021 г. № 137 (далее - Указ 137), в целях поддержания

11 Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона от 18 окт. 2016 г. № 431-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2023.

2 О комплексных природоохранных разрешениях [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2011 г. № 528 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

3 Об использовании атомной энергии [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 30 июля 2008 г., № 426-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

надлежащего уровня ядерной и радиационной безопасности, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения 4. В нем определен перечень реализуемых государством мер, которые направлены на регулирование деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Среди новелл, которые предусмотрены Указом № 137 следует рассматривать срочный характер выдаваемых лицензий. Законодателем пересмотрен и уточнен перечень осуществляемых работ и услуг в рассматриваемой сфере, который подлежит лицензированию. Для юридических лиц установлены как лицензионные, так и долицензионные требования и условия получения лицензии. Более того, законодательство о ядерной и радиационной безопасности, в соответствии с Единым правовым классификатором, выделено в отдельную сферу, что позволяет говорить о становлении самостоятельно новой отрасли законодательства. На это, как нам представляется, во многом повлияло строительство первой в республике Белорусской атомной электростанции.

Обращая внимание на главу 4 («Природопользование») Закона «Об охране окружающей среды», следует, что ей регламентировано право общего и специального природопользования (ст. 16), также ст. 17 закрепляет нормы о лицензировании в области охраны окружающей среды (ст. 17). При этом обращает на себя внимание, что среди лицензируемых видов деятельности, которые относятся к сфере охраны окружающей среды, отсутствует деятельность, связанная с природопользованием, в связи с чем возникает неясность содержания и смысла главы 4 («Природопользование») Закона «Об охране окружающей среды» и целесообразности закрепления в ней статьи, посвященной лицензированию. Как нам представляется, закрепление института лицензирования в области охраны окружающей среды целесообразно в контексте главы 5 («Нормирование, технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация») [4, с. 94].

Одним из контрольных инструментов реализации требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц, выступает экологический аудит, под которым в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» понимается независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды; подготовка рекомендаций по снижению вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение требований в области охраны окружающей среды в случае признания юридического лица экономически несостоятельным. Так, статья 38 Закона «Об охране окружающей среды» закрепляет обязанность проведения обязательного экоаудита хозяйственной деятельности юридического лица, связанной с вредным воздействием на окружающую среду. Как уже упоминалось ранее, проведение экоаудита осуществляется за счет средств юридического лица, однако, оперируя дефинициями ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г., № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»5 следует рассматривать банкротство как неплатежеспособность субъекта. В случае, когда юридические лица все же имеют некоторые денежные средства, то они выплачиваются кредиторам в зависимости от очередности, установленной статьей 141 рассматриваемого Закона. Возникает вопрос о том, за какие средства в данном случае должен проводиться экологический аудит и проводится ли он на практике вообще [5, с. 135]? Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2011 года № 26 «Об установлении перечня мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы»6 устанавливает перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов. К таким мероприятиям относится проведение обязательного экологического аудита. Однако действие статьи 81 Закона «Об охране окружающей среды», которая предусматривает финансирование таких мероприятий приостановлено с 2017 года. Это свидетельствует о том, что норма, предусматривающая проведение экологического аудита в связи с экономической несостоятельностью юридического лица, не работает на практике.

Осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами, включая непосредственное соблюдение требований в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, не представляется возможным без эффективного инструмента контроля. Так, в соответствии со ст. 94 Закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ведение хозяйственной деятельности, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее - производственные наблюдения). Нормы, детализирующие институт производственных наблюдений находят свое дальнейшее отражение в Инструкции по

4 О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения [Электронный ресурс]: Указ Президента. Респ. Беларусь, 5 апреля 2021 г., № 137 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

5 Об экономической несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., № 423-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

6 Об установлении перечня мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10 янв. 2011 г., № 26 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, которая утверждена постановлением Министерства природных ресурсов охраны окружающей среды от 11 октября 2013 года №2 527 (далее - Инструкция №2 52). Важной особенностью, отмеченной в правовой литературе, следует рассматривать узконаправленную специфику производственных наблюдений, поскольку «производственный экологический контроль осуществляется основной категорией природопользователей, вследствие чего является более оперативным и способным учесть специфику конкретного производства» [6, с. 270]. Так, осуществление производственных наблюдений за системами рецилькуляции сырья, утилизацией озоноразру-шающих веществ требует от специалистов службы охраны окружающей среды соответствующих познаний и навыков для осуществления производственных наблюдений в данной сфере. Навыки специалистов позволяют незамедлительно среагировать на выявленные технологические несоответствия с целью их дальнейшего устранения. Таким образом, от узконаправленных профессиональных навыков специалистов во многом зависит качество природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта, что подтверждает важность эколого-правового закрепления инструмента производственных наблюдений [7, с. 184].

Обладая специфическими чертами, экологическая сертификация является контрольным средством реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц. Определение сертификации дано в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года № 437-3 «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Сертификация - форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный либо добровольный характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям. Таким образом, сертификация в области охраны окружающей среды (экологическая сертификация) является одним из видов сертификации, входящей в Национальную систему нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Подсистема экологической сертификации продукции и производств была создана в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь в 1998 году [1, с. 57-58].

Так, законодательную основу экологической сертификации составляет Закон «Об охране окружающей среды», который в соответствии со ст. 31 к объектам экологической сертификации относит: системы управления окружающей средой, продукцию, оказание услуг в области охраны окружающей среды, компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды и др. Внедрение экологической сертификации для юридических лиц выступает гарантией качества выпускаемой продукции и работ, поскольку подтверждается соответствующим сертификатом и характеризует природопользователя как эколого-ориентированного субъекта на рынке работ и услуг, что позволяет повысить имидж предприятия. В то же время внедрение экологической сертификации является инструментом экономического стимулирования, юридические лица имеют возможность применять понижающие коэффициенты при уплате налога и иные преференции, которые благоприятно влияют на экономическую составляющую своей деятельности [8, с. 216]. Например, ч. 2 ст. 249 Налогового кодекса8, предусматривает понижающий коэффициент для субъектов, получивших в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие техническим требованиям системы управления окружающей средой, продукции, являющихся объектами экологической сертификации - 0,9. (ст. 249 НК).

Закон «Об охране окружающей среды» в соответствии со ст. 1 мониторинг окружающей среды рассматривает как систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений её состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии со ст. 69 рассматриваемого Закона мониторинг окружающей среды также осуществляется в районах расположения источников вредного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду, соответственно, речь идет о локальном мониторинге окружающей среды (далее - локальный мониторинг), который проводится юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность. Порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды определяются Советом Министров Республики Беларусь. Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 9499, среди организационно-самостоятельных видов мониторинга также выделает локальный мониторинг.

Ключевое значение при проведении локального мониторинга имеет Инструкция о порядке ведения локального мониторинга окружающей среды утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 910 (далее - Инструкция № 9). Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга

7 Об осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов [Электронный ресурс]: постан. Мин. прир. ресурс. охраны окруж. реды, 11 окт. 2013 г., № 52 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

8 Налоговый кодекс (Особенная часть) [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., №71-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

9 Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: постан. Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 949 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

10 Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды [Электронный ресурс]: Постан. Мин. прир. ресурс. охраны окруж. среды, 01 февраля 2007 г. №№ 9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологического и иного оборудования, сбрасываемые в поверхностные водные объекты сточные воды и поверхностные воды в районе расположения источников выбросов сточных вод. Подземные воды, почвы, в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения и др. При этом, если деятельность юридического лица оказывает комплексное воздействие на компоненты окружающей среды, может быть установлено несколько объектов локального мониторинга.

В Инструкции № 9 установлен порядок проведения локального мониторинга в целях наблюдения за состоянием окружающей среды) в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасной деятельности; 2) в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами при осуществлении экономической деятельности, связанной с пользованием недрами, в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ. Локальный мониторинг позволяет оперативно получить данные о воздействии экономической деятельности конкретного юридического лица на окружающую среду и её природные объекты. В обобщенном виде такого рода данные позволяют сформировать общую экологическую картину с учетом данных иных видов мониторинга [9, с. 216].

Экологическое страхование является контрольным инструментом реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц. Пожалуй, одним из главных сдерживающих факторов развития инструмента экологического страхования является его недостаточное нормативное правовое регулирование. Закон «Об охране окружающей среды» не регламентирует порядок осуществления процедуры экологического страхования, он лишь указывает на наличие такого института и возможность его осуществления. Специальный нормативный правовой акт в данной сфере также отсутствует. Так, в Российской Федерации ещё в 1992 году было разработано Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования, утвержденное Минприроды Российской Федерации и Российской государственной страховой компанией от 3 декабря 1992 года № 04-04/72-6132, которое хоть и устарело, но является действующим. Рассматриваемое положение довольно детально описывает порядок добровольного экологического страхования, его объекты, страховые события, под которыми подразумевают «внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод» и др.

Правовое регулирование экологического страхования на уровне такого эколого-правового пространства как СНГ, предусмотрено Модельным законом СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-19 «Об экологическом страховании»11. Выступая актом рекомендательного характера, Модельный закон предусматривает возможные варианты правового регулирования экологического страхования и призван гармонизировать законодательство государств-участников СНГ в сфере экологического страхования, выступать ориентиром согласованной законодательной деятельности в данном направлении. Следует обратить внимание и на то, что в акте особое внимание уделено обязательному виду экологического страхования.

Рассмотрим правовой опыт внедрения обязательного вида экологического страхования в Республике Казахстан. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-УГ ЗРК12 не допускается эксплуатация объектов, включенных в перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности, без заключенного оператором договора обязательного экологического страхования. При этом абзац второй ч. 2 ст. 129 Закона Республики Казахстан от 13 декабря 2005 г. № 93-III ЗРК «Об обязательном экологическом страховании» предусматривает процедуру осуществления обязательного экострахования в отношении экологически опасных видов деятельности. Такой опыт внедрения обязательного вида экологического страхования, на наш взгляд, является оправданным, ведь предприятия, которые осуществляют экологически опасные виды деятельности, в наибольшей степени подвержены риску наступления негативных экологических последствий. При этом ликвидация таких последствий требует в разы больших затрат, поэтому вполне уместным представляется введение в отношении таких видов деятельности обязательного вида экологического страхования [10, с. 317-318].

Заключение. Рассмотрение механизма реализации экологических требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности юридических лиц, позволяет сделать вывод о наличии перечня инструментов разрешительного (экологическая паспортизация, комплексное природоохранное разрешение, лицензирование в области охраны окружающей среды.) и контрольного (экологический аудит, производственные наблюдения, экологическая сертификацию, локальный мониторинг, экологическое страхование) содержания, который направлен на достижение целей природоохранного законодательства. Комплексное использование рассмотренных средств в природоохранной деятельности юридических лиц позволяет обеспечить реализацию требований в области охраны окружающей среды и экологическую безопасность в процессе ведения опасных для экологии видов хозяйственной деятельности.

Обзор эколого-правовых инструментов продемонстрировал различную степень их правового закрепления и позволил выработать рекомендации по совершенствованию законодательства, в этой связи автором обращается внимание на совершенствование природоохранных инструментов, используемых юридическими лицами. Так, обязанность ведения экологического паспорта, возложенная на субъекта, осуществляющего эксплуатацию зданий и сооружений, является неверной в силу того, что не все виды экономической деятельности сопряжены

11 Модельный закон «Об экологическом страховании» (новая редакция) [Электронный ресурс]: постан. Межпарламентской Ассамбл. Гос.-уч. СНГ., 15 ноября 2003 г., № 22-19 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

12 Экологический кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400 .

с эксплуатацией зданий и сооружений (например, деятельность в сфере обращения с отходами). Необходимо устанавливать обязанность ведения экологического паспорта в отношении деятельности субъектов, осуществляющих вредное воздействие на компоненты природной среды и природные объекты.

Глава 4 Закона «Об охране окружающей среды», по нашему глубокому убеждению, не должна содержать статью, посвященную лицензированию, так как ни один вид природопользования не является лицензируемым видом деятельности, данная мера должна быть включена в главу 5 рассматриваемого Закона. В отношении проведения процедуры экологического аудита автор пришел к выводу о том, что действующие нормы, содержащие указание на проведение обязательного экоаудита, не всегда возможно реализовать на практике, о чем свидетельствует проведение экоаудита в отношении экономически несостоятельных юридических лиц, осуществляющих вредное воздействие на окружающую среду. В данном случае требуется экологизация законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности. Видится необходимым внедрение обязательного вида экологического страхования в отношении экологически опасных видов деятельности, которые осуществляются юридическими и иными лицами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / Т.И. Макарова, и др.; под науч. ред. Т.И. Макаровой. - Минск: БГУ, 2016. - 191 с.

2. Балашенко С.А., Макарова Т.И., Лизгаро В.Е. Экологическое право: учеб. - 2-е изд., перераб. - Минск: Выш. шк., 2021. - 399 с.

3. Карпеш Д.А. Три вопроса о комплексных природоохранных разрешениях Частное предприятие «ЭкоТрейдБай» [Электронный ресурс]. - URL: https://ecologia.by/number/2018/8/3 voprosa o kompleksnyh prirodoohrannyh razresheniyah/. (дата обращения: 12.08.2021).

4. Михайлова А.И. Лицензирование в области охраны окружающей среды // Право молодых: сб. тр. ежегодн. междунар. молодеж. науч. конф., Ставрополь, 10 июня 2022 г. / Северо-Кавказский федерал. ун-т.; редкол.: А.А. Бирюкова (отв. ред.). - Ставрополь: Параграф, 2022. - С. 93-95.

5. Малиновская А.И. (Михайлова А.И.) Экологический аудит как форма контроля в области охраны окружающей среды // Законодательство и правоприменение в контексте приоритетов социально -экономического развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12-13 сент. 2019 г. / ИППК судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ; редкол.: С.К. Лещенко (отв. ред.). - Минск: РИВШ, 2019. - С. 133-135.

6. Гулак Н.В. Проблемные аспекты отношений в области экологического контроля // Известия ОГАУ. - 2012. - Т. 4, № 36-1. - С. 268-271.

7. Михайлова А.И. Производственные экологические наблюдения // Наука и молодежь: новые идеи и решения: сб. материалов VIII междунар. науч.-теор. конф. студентов и магистрантов, Караганда, 25 фев. 2022 г. / Центрально-Казахстанская Академия; редкол.: Б.Ж. Жунусов (отв. ред.). - Караганда: Досжан, 2022. - Т 1. - С. 184-186.

8. Михайлова А.И. Экологическая сертификация // Университетские правовые диалоги «Право и предпринимательство»: материалы междунар. науч. конф., Челябинск, 24-25 марта 2022 г. / Южно-Уральский гос. ун-т; редкол.: В.В. Кванина (отв. ред.). - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2022. - Ч. 1. - С. 214-217.

9. Михайлова А.И. Локальный мониторинг как инструмент правового механизма охраны окружающей среды // Евразия - 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации: материалы междунар. науч. культурно-образовательного форума, Челябинск, 6-8 апр. 2022 г. / редкол.: Т.Ф. Семьян [и др.]; Южно-Уральский гос. ун-т. Т. 5. Современные социально-экономические проблемы и пути их решения. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2022. - С. 214-216.

10. Михайлова А.И. Экологическое страхование // Современные направления совершенствования правовой системы и юридического образования Республики Казахстан: материалы междунар. науч.-практ. онлайн конф., Караганда, 25 фев. 2022 г. / Карагандинский ун-т им. академика Е.А. Букетова; редкол.: Н.О. Дулатбеков (отв. ред.). - Караганда: Карагандинский ун-т им. академика Е .А. Букетова, 2022. - С. 315-319.

Поступила 01.05.2023

LEGAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS FOR ECONOMIC ACTIVITIES OF LEGAL ENTITIES

A. MIKHAILOVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article analyzes the legal mechanism for the implementation ofenvironmental requirementsfor economic and other activities of legal entities, as a result of which a conclusion was drawn about the existence of a list ofpermitting and control instruments that performs the relevant environmental functions. As a result of the consideration of individual environmental and legal instruments, the author identified the problems oftheir implementation, which made it possible to prepare appropriate proposals for improving legislation in the field of environmental protection and rational use ofnatural resources.

Keywords: environmental requirements, economic activity, legal entity, environmental protection activities, environmental safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.