ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРЕДАЧИ ДВОЙНОГО СКЛАДСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА
© Р. Р. Хайбрахманов
Хайбрахманов Руслан Рауфович
аспирант Самарской гуманитарной академии
В статье рассматриваются наиболее лискуссионные вопросы перелай и лвойното склалского свилетельства. Анализируется солержание отношений собственности, изменения субъектного состава. Автором вносится прел-ложение об установлении елиното полхола в решении ланных вопросов.
Ключевые слова: Понятие двойного складского свидетельства, теории квалификации передачи товарораспорядительной бумаги, передача складского свидетельства к новому держателю.
Двойное складское свидетельство представляет собой товарораспорядительный документ, выдаваемый товарным складом товаровладельцу (поклажедателю) и удостоверяющий факт принятия на хранение от этого лица определенного товара, а также право его держателя получить этот товар лично, либо распорядиться товаром, находящимся на хранении, посредством распоряжения самим данным документом, осуществив его передачу.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые друг от друга могут быть отделены. Лицо, получившее от товарного склада двойное складское свидетельство, то есть указанное в качестве управомоченного в обеих частях свидетельства, признается собственником права на получение и распоряжение товаром в полном объеме и одновременно собственником двойного складского свидетельства - товарораспорядительной ценной бумаги.
М. М. Агарковым указывалась особая сущность товарораспорядительных ценных бумаг, а именно, она заключается в приравнивании передачи этой бумаги
к передаче представленной ею вещи [1]. В европейской правовой доктрине существует две теории квалификации передачи товарораспорядительной бумаги. Для российского права более близка относительная теория, основная идея которой сводится к тому, что передача бумаги представляет собой один из способов передачи владения. В то время как абсолютная теория исходит из того, что передача бумаги является символической передачей вещи и следовательно, переносит на покупателя право собственности. Приверженцы данной теории указывали на то, что передача права собственности не обязательно должна заключаться в физической передаче самой вещи, достаточно предоставить приобретателю право истребовать эту вещь от временного титульного владельца [2].
Применительно к российскому законодательству товарораспорядительные ценные бумаги не являются «свидетельствами о праве собственности» на товар. Наличие товарораспорядительной ценной бумаги подтверждает право собственности ровно настолько, насколько может подтвердить это право наличие самой вещи у конкретного лица [2, с. 244]. Поэтому, если, например, у поклажедателя отсутствовало право собственности на товар, в отношении которого было выдано двойное складское свидетельство, это право не появится при заключении договора складского хранения и получения указанного документа. Следовательно, последующие держатели двойного складского свидетельства также не могут стать собственниками товара. Хотя следует учитывать, что в данной ситуации к положению таких держателей могут быть применены нормы гражданского законодательства о добросовестных приобретателях.
Однако в современной литературе высказывается противоположная точка зрения, согласно которой, «складское свидетельство фактически является документом о праве собственности на товар, который передается покупателю при его продаже» [3].
Предметом субъективного гражданского права, удостоверенного в товарораспорядительной ценной бумаге, является товар. Действующее законодательство рассматривает товар в качестве продукта деятельности, предназначенного для продажи или обмена. Чаще всего термин «товар» используется применительно к предпринимательским отношениям и обозначает вещь, предназначенную для оборота или потребления. Иными словами, товар - объект предпринимательской, коммерческой деятельности, чтобы быть товаром, вещь должна обладать материальной ценностью, более того она должна участвовать в коммерческом обороте. Поэтому в отношении двойного складского свидетельства, именно как товарораспорядительной ценной бумаги следует согласиться с М. И. Брагинским в том, что «цель создания товарного склада (выпускающего двойные складские свидетельства) состоит в том, чтобы не только обеспечить сохранность переданных вещей, но и создать условия, при которых во время нахождения товаров на складе их движение в обороте могло продолжаться» [4].
При передаче складского свидетельства к новому держателю переходят права и обязанности поклажедателя (товаровладельца) по договору складского хранения, поэтому этот договор не является договором об исполнении третьему лицу, иначе первоначальный поклажедатель будет поставлен в крайне неблагоприятное положение, так как останется обязанным по договору, несмотря на передачу складского свидетельства и соответственно, лишившись права собственности на хранящийся товар.
Дискуссионным представляется вопрос о переходе права собственности на товар, а точнее, о моменте данного перехода при передаче товарораспорядительной ценной бумаги. В отношении складских свидетельств существует точка зрения, со-
гласно которой, при передаче складского свидетельства право собственности на товар остается у первоначального поклажедателя [5]. Замена субъекта права собственности происходит не в момент передачи свидетельства, а в момент выдачи товара со склада, таким образом, первоначального поклажедателя заменяет только конечный держатель складского свидетельства. При этом становится неясным правовой статус «промежуточных» держателей складского свидетельства - какими правами они обладают в отношении хранящегося товара. Более того, по общим правилам гражданского права, лицо не может передать права, которыми оно не обладает.
Если считать собственником первоначального поклажедателя, то иной держатель складского свидетельства, не обратившийся к товарному складу для получения товара, не вправе использовать варрант, так как его залог предопределит залог самого товара, а залогодателем вправе выступать только собственник имущества или лицо, обладающее правом хозяйственного ведения.
А. Ф. Гудков в качестве аргумента приводит составляющие собственность правомочия (право владения, пользования и распоряжения), которые в своей совокупности перейдут только в момент получения товара со склада. Однако отсутствие одного из указанных выше правомочий не лишает собственника его права собственности. Так, вещь выбывает из владения или пользования собственника при арендных отношениях и это не означает, что с момента заключения договора аренды право собственности на арендованное имущество у арендодателя прекращается.
По нашему мнению, право собственности на товар, в отношении которого выдано складское свидетельство или иная товарораспорядительная ценная бумага переходит к новому владельцу вместе с этим документом. Другая позиция определения момента перехода права собственности на товар противоречит правовой природе товарораспорядительных ценных бумаг, а также существующим законодательным нормам. Однако четкое закрепление этой позиции в современном российском гражданском праве отсутствует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агарков, М. М. Учение о ценных бумагах // Основы банковского права. Учение о ценных бумугах / М. М. Агарков. М., 1994. С. 304.
2. Котелевская, А. А. Некоторые вопросы правовой регламентации двойных и простых складских свидетельств // Актуальные проблемы гражданского права : сб. ст. Вып. 10. М., 2006. С. 227.
3. Шикова, Е. А. Правовые проблемы залога ценных бумаг // Актуальные проблемы гражданского права : сб. ст. Вып. IV / под ред. проф. М. И. Брагинского. М. : НОРМА, 2002. С. 216.
4. Брагинский, М. И. Договор хранения. М., 1999. С. 122.
5. См. например: Апхолов, А. В. Гражданско-правовые основы обращения складских и залоговых свидетельств // Сибирский юридический вестник. 2003. №9 2; Гудков, А. Ф. Складские и залоговые свидетельства. М. : БДЦ-Пресс, 2002.