Закон и право. 2024. № 3. С. 23-26. Law and legislation. 2024;(3):23 — 26.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-23-26 NIION: 1997-0063-3/24-125
EDN: https://elibrary.ru/TXKTQN MOSURED: 77/27-001-2024-3-325
Правовые презумпции и правовые фикции: соотношение понятий
Екатерина Владиславовна Грозина1, Сергей Юрьевич Грозин2
1 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия
2 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия 1 2 ms.zima180@bk.ru
Аннотация. В данной научной статье проведен анализ содержания понятий правовых презумпций и правовых фикций, определена их сущность и правовая природа, выявлены аспекты их соотношения. Указанный анализ проведен посредством определения совокупности индивидуализирующих правовые презумпции и правовые фикции признаков. В ходе проведенного исследования был получен вывод о том, что, соотнося правовые презумпции и правовые фикции посредством сравнения их признаков, можно охарактеризовать их как два самостоятельных правовых явления, являющихся средствами юридической техники, взаимодействующих друг с другом.
Ключевые слова: правовые презумпции, правовые фикции, юридическая техника, прием юридической техники, норма права.
Для цитирования: Грозина Е.В., Грозин С.Ю. Правовые презумпции и правовые фикции: соотношение понятий // Закон и право. 2024. № 3. С. 23—26. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-23-26 ЕБЫ: https://elibrary.ru/TXKTQN
Original article
Legal presumptions and legal fictions: the relationship of concept
Ekaterina V. Grozina1, Sergey Yu. Grozin2
1 Irkutsk State University of Railway Engineering, Irkutsk, Russia
2 East Siberian Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Irkutsk, Russia 1 2 ms.zima180@bk.ru
Abstract. This scientific article analyzes the content of the concept of legal presumptions and legal fictions, defines their essence and legal nature, and identifies aspects of their relationship. This analysis was carried out by determining the totality of individualizing legal presumptions and legal fictions of signs. Thus, in the course of the conducted research, it was concluded that, correlating legal presumptions and legal fictions, by comparing their features, they can be characterized as two independent legal phenomena that are means of legal technology interacting with each other.
Keywords: legal presumptions, legal fictions, legal technique, reception of legal technique, rule of law.
For citation: Grozina E.V., Grozin S.Yu. Legal presumptions and legal fictions: the relationship of concepts // Law and legislation. 2024;(3):23—26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-23-26 EDN: https:// elibrary.ru/TXKTQN
Правовые презумпции и правовые фикции являются активно применяемыми приемами юридической техники. Их применение позволяет формировать новые нор-
© Грозина Е.В, Грозин С.Ю. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024
мы правового регулирования по причине возникновения новых видов общественных отношений, а также совершенствовать те нормы, которые уже действуют, но требуют изменения, поскольку должны соответствовать историческому развитию государства и изменениям во всех
сферах жизнедеятельности общества и государства.
Кроме того, если анализировать генезис российского законодательства, то можно отметить, что применение рассматриваемых приемов юридической техники стало характерно для формирования тех норм, включаемых в отрасли права, для создания которых их применение было чуждым.
Таким образом, правовые презумпции и фикции необходимо охарактеризовать как специальные приемы юридической техники, которым присущ динамический характер, поскольку их применение в процессе правового регулирования разных сфер жизнедеятельности общества и государства является актуальным и активным. Это позволяет, посредством их практического применения, более детально упорядочивать и регламентировать указанные сферы и общественные отношения, в них возникающие, при помощи их легального закрепления в нормах законодательства.
В связи с вышеуказанными доводами актуальность темы исследования обусловлена определением правовой природы, содержания правовых презумпций и фикций, их сущности, а также соотношения для обоснования их самостоятельного значения как приемов юридической техники.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе соотношения правовых презумпций и правовых фикций посредством развития представлений о них в доктрине права, а также практического применения при формировании норм, регулирующих разные сферы жизнедеятельности общества и государства.
В качестве предмета исследования выступают правовые презумпции и правовые фикции как самостоятельные приемы юридической техники, нормы действующего российского законодательства, для формирования которых они применяются, положения доктрины права, их изучающие.
Целью исследования является анализ содержания понятий, правовой природы и сущности правовых презумпций и правовых фикций для выявления аспектов их соотношения и обоснования их практического значения.
Указанная цель исследования будет достигнута посредством выполнения следующих задач:
1. Определить понятие правовых презумпций и правовых фикций.
2. Охарактеризовать правовую природу правовых презумпций и правовых фикций.
3. Проанализировать соотношение правовых презумпций и правовых фикций.
4. Обосновать практическое значение правовых презумпций и правовых фикций.
В ходе проведенного исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, диалектический, сравнения, логический, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Для описания соотношения правовых презумпций и правовых фикций необходимо раскрыть содержание их определений.
Определение содержания рассматриваемых понятий связано с наличием в доктрине права научной дискуссии по причине отсутствия единообразного их понимания. Практическое применение правовых презумпций и правовых фикций также затруднено в связи с отсутствием их единообразного понимания, выражающегося в универсальном их определении. Также причина разности точек зрения относительно содержания определений правовых презумпций и правовых фикций объясняется их сложным характером как самостоятельных правовых явлений, а также многогранностью их сущности. Для формирования определения правовых презумпций и правовых фикций, а также выявления аспектов их соотношения необходимо охарактеризовать индивидуализирующие их признаки.
Правовую презумпцию характеризует следующая совокупность признаков:
Во-первых, презумпция должна быть закреплена в нормативных правовых актах, которые издают уполномоченные органы государственной власти. Указанные акты имеют нормативный характер. Это необходимо для придания содержащимся в них нормах юридической силы и их дальнейшего практического применения.
Во-вторых, презумпция должна иметь объект, т.е. определенный факт или состояние, которые она признает существующими или несуществующими. Важным является то, чтобы этот объект имел практическое значение и встречался в реальной жизни. Если объект отсутствует, то не существует и презумпции, что отличает ее от правовой фикции [1, с. 39].
В-третьих, объект правовой презумпции должен характеризоваться как типичный. Это объясняется тем, что для объекта выбираются такие факты, которые являются повторяемыми, а, следовательно, существующими. Таким образом, те явления, которые не имеют практичес-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
кой реализации и применения, не могут образовать объект правовой презумпции.
В-четвертых, презумпция освобождает от необходимости доказывать истинность презю-мированного факта, поскольку он уже считается существующим. Однако презумпция может быть опровергнута, если появятся факты, противоречащие ее положениям. В таком случае презумпция будет недостоверной [3, с. 89].
Исходя из указанной совокупности признаков правовую презумпцию можно определить как предположение, выраженное в форме реально существующего факта или состояния, вероятностного характера, которое сформировалось о конкретном факте, признанном достоверным, закрепленное в правовой норме с целью побуждения наступления определенных последствий или, наоборот, их недопущения.
Можно выделить следующие признаки правовой фикции:
Во-первых, для того чтобы фикция имела юридическую силу и могла быть применена на практике, она должна быть официально закреплена в нормативных правовых актах. Только в таком случае ее можно признать достоверной.
Во-вторых, фикция применяется с целью вызвать юридические последствия, которые направлены на создание, изменение или прекращение правоотношения [2, с. 312].
В-третьих, фикция может относиться к фактам, состояниям или положениям, которые не существуют на практике, но признаются таковыми, в отличие от презумпции, которая основывается на вероятно существующих явлениях.
В-четвертых, фикция может быть условной, т.е. предусматривать возможность соответствия положениям действительности. Рассматриваемый признак наглядно проявляется, например, при признании лица умершим, так как законодатель может предусмотреть возможность его явки. Помимо этого, фикция может относиться к несуществующим правоотношениям, но оставаться действительной до появления таких общественных отношений, что отличает ее от правовой презумпции [4, с. 67].
В-пятых, фикция не может быть оспорена в суде путем иска. Она может не иметь объекта, существующего на практике, а также может предусматривать специальную процедуру оспаривания, которая не регулируется в рамках искового производства.
В-шестых, фикция обязывает правоприменительные органы действовать в соответствии с ее положением даже в случаях, когда конкрет-
ные отношения или факт отсутствуют как кажется на первый взгляд, что указывает на ее императивный характер [5, с. 97].
Следовательно, правовую фикцию необходимо определить как положение, носящее неоспоримый характер, которое было создано преднамеренно и не соответствует реальной действительности, т.е. выражено в форме несуществующих факта, состояния или положения, имеющее императивный характер, в связи с чем с целью возникновения, изменения или прекращения правоотношений и последствий от них закрепляется в обязательном порядке в правовых нормах.
Рассмотрев признаки, характерные для правовой презумпции и правовой фикции, можно определить, что для них характерно наличие общих признаков. Такими признаками являются обязательное нормативное закрепление правовых фикций и правовых презумпций как обязательное основание для дальнейшего их практического применения. В качестве отличительных признаков можно выделить такую обязательную характеристику, как обязательное наличие объекта, т.е. его реальный и действительный характер для правовой презумпции и условный — для правовой фикции.
Следовательно, без объекта правовая презумпция не достоверна и не может существовать, а правовая фикция в таком случае может действовать.
Таким образом, необходимо сделать следующий вывод.
Анализируя соотношение правовой презумпции и правовой фикции посредством сравнения их признаков, можно охарактеризовать их как два самостоятельных правовых явления, являющихся средствами юридической техники, взаимодействующих друг с другом. Таким образом, отрицается их противоположность друг другу, но и не допускается их взаимозаменяемость.
Указанный вывод подтверждается тем, что для правовой презумпции и правовой фикции характерно наличие как общих признаков, так и индивидуальных.
Список источников
1. Вилъская Н.В. Генезис правовых презумпций / Н.В. Вильская, В.Ю. Малахова // Образование и право. 2023. № 1. С. 38—43.
2. Власенко H.A. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. Н.А. Власенко. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 544 с.
LAW & LEGISLATION • 03-2024
3. Грубцова С.П. Правовые презумпции в судебном административном процессуальном праве: Монография. М.: Статут, 2020. 233 с.
4. Ермошина С.И. Глава 3. Юридическая фикция и особенности ее проявления в современном российском законодательстве // Правотворчество и правоприменение: теория и практика. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 65—92.
5. Швед Е.Н. Типология средств и приемов правотворческой техники / / Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Право. 2020. № 3 (42). С. 97—108.
References
1. Vilskaya N. V. Genesis of legal presumptions / N.V. Vilskaya, V.Yu. Malakhova // Education and law. 2023. № 1. Pp. 38—43.
2. Vlasenko N.A. Problems of the theory of state and law: Textbook / Edited by N.A. Vlasenko. M.: Norm: INFRA-M, 2021. 544 p.
3. Grubtsova S.P. Legal presumptions in judicial administrative procedural law: Monograph. M.: Statute, 2020. 233 p.
4. Yermoshina S.I. Chapter 3. Legal fiction and the peculiarities of its manifestation in modern Russian legislation // Lawmaking and law enforcement: theory and practice. Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2022. Pp. 65-92.
5. ShvedE.N. Typology of means and techniques of law-making technique // Bulletin of the Voronezh State University. Ser.: Law. 2020. № 3 (42). Pp. 97-108.
Информация об авторах
Грозина Е.В. — кандидат юридических наук, доцент Грозин С.Ю. — кандидат юридических наук, доцент
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the authors
Grozina E.V. — candidate of law, associate professor Grozin S.Yu. — candidate of law, associate professor
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 1 2.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024