УДК 340
Игнатьев Евгений Анатольевич
преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected] Evgeniy A. Ignatev
Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovleva troops of the national guard of the Russian Federation [email protected]
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ НКВД СССР В ГОДЫ ВОВ
LEGAL FEATURES OF PROVIDING MILITARY PERSONNEL AND EMPLOYEES OF THE NKVD OF THE USSR DURING THE WAR YEARS
Аннотация: Настоящая статья рассматривает имевшие место различия в правовом положении военнослужащих внутренних войск НКВД СССР и военнослужащих Красной Армии.
Как известно войска НКВД обладали специальными правами и обязанностями по обеспечению внутренней государственной безопасности и поддержанию общественного порядка в условиях военного времени, при этом с 1 сентября 1939 г., когда внутренние войска были законодательно включены в состав Вооруженных Сил СССР, на них одновременно в полном объеме стали распространяться права, обязанности и ответственность военнослужащих Красной Армии. Необходимо отметить, что данные изменения произошли в СССР незадолго до начала Польского похода Красной армии, начатого 17 сентября 1939 года.
Ключевые слова: НКВД, материально-техническое обеспечение, Великая Отечественная война.
Abstract: This article considers the differences in the legal position of the soldiers of the internal troops of the NKVD of the USSR and the soldiers of the Red Army.
As is known, NKVD troops had special rights and duties to ensure internal state security and maintain public order in wartime conditions, and since September 1, 1939, when internal troops were legally incorporated into the Armed Forces of the USSR, they were simultaneously fully subject to the rights, duties and responsibilities of Red Army soldiers. It should be noted that these changes took place in the USSR shortly before the start of the Polish march of the Red Army, which began on September 17, 1939.
Keywords: NKVD, logistics, Great Patriotic War.
На начальном этапе Великой Отечественной войны 1941-1945гг внутренние войска участвовали в оборонительных боях по всем стратегическим направлениям, поскольку Советский Союз в первые месяцы после Гитлеровского нападения, оказался в довольно сложной военно-политической ситуации и был вынужден задействовать все имевшиеся ресурсы. Оставаясь в структуре наркомата внутренних дел, внутренние войска поступили в оперативное подчинение общевойскового командования, однако такое двойное подчинение снижало эффективность их использования.
Необходимо отметить, что особый правовой статус занимали военнослужащие внутренних войск, задействованные в обеспечении разведывательно-диверсионной деятельности в немецком тылу. К их задачам, помимо сбора разведывательных данных, относились так же организация диверсий на коммуникациях и уничтожение живой силы противника, в том числе - военных, жандармских и полицейских гарнизонов, при этом советские разведчики наделялись правом организации карательных акций по отношению к бывшим советским гражданам и должностным лицам, перешедшим на службу к оккупантам.
Отдельным комплексом специальных прав и обязанностей был наделен личный состав войск, обеспечивавший безопасность в тыл. В частности, согласно «Положению о войсках НКВД, охраняющих тыл действующей Красной Армии» от 28 апреля 1942 г., наряды данных войск имели право проверять документы у всех лиц без исключения, проводить задержание нарушителей режима, установленного в прифронтовой полосе и т.п.[1].
Определенными особенностями обладало и правовое положение самих военнослужащих войск НКВД, направленных на борьбу с бандитизмом в западных районах страны, на территориях Северного Кавказа, а также обеспечивавших гарнизонную службу на территориях, освобожденных от немецкой оккупации, включая территории сопредельных государств по мере их освобождения. Кроме того, военнослужащие внутренних войск наделялись специфическими правами, необходимыми, для осуществления конвоирования военнопленных и интернированных лиц и репатриации освобожденных из немецких концлагерей граждан СССР. В целом, анализ служебно-правового положения войск НКВД, позволяет сделать вывод, что их правовой статус подразумевал обладание гораздо более многочисленными и разноплановыми служебными правами и обязанностями, нежели статус простых военнослужащих, что было продиктовано целями обеспечения внутренней безопасности и эффективной борьбы с внешними врагами.
Отдельного рассмотрения требует правовое положение военнослужащих и сотрудников органов НКВД, являвшихся организаторами и руководителями истребительных батальонов и партизанских отрядов.
В частности истребительные батальоны формировались при городских и районных органах НКВД численностью около 100 - 200 чел. [2].
Начальниками истребительных батальонов, как правило, назначались оперативные работники самих органов НКВД, либо офицеры внутренних войск. Поскольку истребительные батальоны были призваны исполнять
весьма специфические боевые задачи, руководители данных подразделений также получали соответствующий объем служебных прав, обязанностей и, что немаловажно - ответственности.
Необходимо отметить, что как правило кадровые военнослужащие именно войск и органов НКВД стоял у истоков организации массового партизанского движения на оккупированных территориях СССР, которое по своей военной и политической результативности оказало существенное стратегическое влияние на ход боевых действий между СССР и Германией.
Согласно результатам исследований последних лет численность партизанских отрядов, организованных в зонах оккупации немецко-фашистскими войсками, составляла около 2 800 000 человек, которых поддерживало не менее 300 тысяч партизан-одиночек и еще около 220 тысяч подпольщиков. Организационным ядром многих отрядов являлись специалисты (подрывники, связисты и т.п.), подготовленные именно в учебных центрах НКВД, а также разведывательно-диверсионные группы, регулярно направляемые во вражеский тыл.
Рассматривая особенности правового статуса сотрудников внутренних войск НКВД, необходимо отделано выделить правовой статус советских партизан, поскольку он имел определенные особенности.
Отсутствие на период Второй мировой войны международных правовых норм в отношении партизанского движения, ставила его участников в весьма затруднительное положение, поскольку согласно Гаагскому праву, используемому в тот период, партизанские формирования не имели формальных признаков для отнесения к вооруженным силам. Именно данным обстоятельством и воспользовалось немецкое руководство, которое поставило любую партизанскую деятельность на подконтрольной территории вне закона, предоставив своим войскам полную свободу в выборе средств борьбы против партизан, не опасаясь какого-либо международного правового преследования по фактам нарушения ном и обычаев сухопутной войны.
Несмотря на то, что советские партизанские отряды формально не относились к регулярным вооруженным силам, они формировались по армейскому образцу, при этом, по мере развития военного противостояния начала прослеживаться явная тенденция к сближению правового статуса бойцов партизанских отрядов и военнослужащих регулярной армии, что стало особенно заметно, когда формировавшаяся по началу стихийно структура партизанских отрядов, была в итоге перестроена сверху на принципах организации регулярной армии. В конце концов советским законодательством в отношении партизанского движения в итоге был установлен такой же порядок прохождения службы, как и в действующих войсках, а на членов партизанских отрядов были распространены льготы и преимущества, установленные в отношении соответствующих должностей Красной армии. Кроме того, на партизанские формирования распространились все нормативы законодательства и правоотношений
военного времени, в том числе и предусмотренные на военный период ив отношении военнослужащих принципы юридической ответственности.
Отдельно необходимо обратить внимание на ряд особенностей правового статуса членов партизанских отрядов, вступивших в их ряды предварительно побывав в окружении вражеских войск, либо бежав из плена, что случалось довольно часто. Уже сам факт нахождения во вражеском тылу, мог спровоцировать, неблагоприятные последствия для военнослужащего, как регулярных, так и партизанских частей, что заключалось, прежде всего, в спецпроверках, а также во временном содержание в специальных лагерях НКВД на период их проведения.
Очевидно, что одним из наиболее существенных элементов правового статуса военнослужащего априори является право на материальное обеспечение, включая денежное, продовольственное и вещевое обеспечение, а так же медицинское обслуживание. Военнослужащие войск НКВД не могли здесь являться исключением. Материальное обеспечение данных подразделений помимо Закона от 1 сентября 1939, регулировалось еще 108 различными приказами и директивами, изданными наркоматом обороны в период Великой Отечественной войны, а также еще примерно двумя сотнями 200 документов издано в отношении видов не финансового довольствия.
Как и сегодня у большинства служащих, денежное довольствие военнослужащих войск НКВД состояло из ежемесячного оклада и дополнительных выплат, которые на период военного времени были установлены постановлением СНК СССР № 1753 от 25 июня 1941 г. Кроме того, было определено большое количество различных специальных денежных выплат за особые условия службы, успешное выполнение заданий, освоение новой техники и т.п. Анализ документов периода военного времени свидетельствует, что денежное довольствие было наиболее стабильным видом материального обеспечения фронтовиков [3].
Что касается вещевого обеспечения, то независимо от принадлежности военнослужащих к тому, или иному роду войск, им полагалось выделение обмундирования единого защитного цвета, установленное в январе 1941 г. на мирное и военное время. Соответственно для служащих НКВД здесь не предусматривалось каких-либо исключений, кроме случаев подготовки и проведения специальных операций. При этом право собственности на выданное лицам рядового и младшего начсостава обмундирование переходило военнослужащим, и согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г., по завершении военных действий не подлежало возврату в казну. Вместе с тем на практике, особенно в первые месяцы войны, снабжение фронта, в т.ч. материально-техническое оснащение военнослужащих, испытывало серьезные трудности по вполне объективным причинам, и здесь необходимо отметить, массовое движение советского народа по оказанию материальной помощи фронту. В частности за весь период войны только теплых вещей населением было собрано и передано в армию, в количестве способном обеспечить около 10 миллионов человек.
В отличие от материального и вещевого снабжения, продовольственное обеспечение войск, в т.ч. военнослужащих НКВД необходимо было осуществлять ежедневно и в том объеме, который позволял бы военнослужащим выполнять поставленные перед ними задания, что также нашло свое отражение в нормативно-правовых актах, регулировавших данную сферу. В частности личный состав надлежало обеспечивать продовольствием бесплатно согласно суточным нормативам, для чего предусматривалось формирование соответствующего суточного пайка.
Естественным образом продовольственные пайки могли отличаться в зависимости от категории военнослужащих, их специализации, условий службы, степени участия в боевых действиях и т.п. Согласно документам всего для сухопутных сил Красной армии предусматривалось 14, а для военно-морских сил - 18 типовых суточных продовольственных пайков.
Независимо от вида пайка на каждого военнослужащего предусматривалось не менее 800 г хлеба, 900 г картофеля и овощей, 225 г мяса и рыбы, 170 г круп и макаронных изделий, 50 г жиров и растительного масла, 35 г сахара, а также различные специи. Иными словами, что касается обеспечения военнослужащих Красной армии, в т.ч. военнослужащих войск НКВД продовольствием, то здесь существовала жесткая регламентация, прописанная на уровне нормативно-правовых актов, что явно преследовало цели обеспечения нормальной боеспособности вооруженных сил.
Что касается включения на период ведения боевых действий в состав продовольственного пайка водки - тех самых знаменитых фронтовых ста грамм, то следует отметить, что вопреки распространяемому отдельными авторами мнения о массовом ежедневном потреблении водки красноармейцами, выдача данного продукта четко регламентировалась, и преследовала исключительно утилитарные цели: во первых - профилактика пищевых расстройств, обусловленных невозможностью соблюдать гигиену во время приема пищи в условиях боевых действий; во-вторых -профилактику нервного перенапряжения, в третьих - служила в качестве дополнительного поощрения. Согласно постановлению ГКО № 1889 от 6 июня 1942 г., водкой в размере 100 г на человека в сутки обеспечивались только те военнослужащие, кто успешно выполнял боевые задачи в наступлении. Остальные водку получали по 100 г в дни государственных праздников. Эти же нормы относились в качестве минимальных и к военнослужащим, а также к сотрудникам. При этом необходимо отметит, что в войсках противника, в частности для целей устранения нервного напряжения зачастую использовались гораздо более тяжелые медицинские вещества и препараты, вплоть до синтетических наркотиков.
Быт военнослужащих и сотрудников НКВД в условиях боевых действий также подлежал четкой регламентации в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, издаваемых органами военного управления, однако в боевой обстановке многие требования вышестоящего командования не исполнялись, но как правило это происходило по усмотрению командира соответствующего подразделения.
В целом анализ архивных документов, позволяет сделать вывод, что правовые основы финансового содержания военнослужащих и сотрудников НКВД, а также их материально-технического обеспечения базировались на тех же нормативно-правовых документах, что и соответствующее обеспечение других служб, за исключением дополнительных мер поддержки и обеспечения, обусловленных спецификой и особенностями выполнения поставленных перед органами НКВД задач в период Великой Отечественной Войны. При этом следует отметить жесткую нормативную регламентацию норм обеспечения и ответственность за их нарушение.
Литература
1. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Документы и материалы. М.: «Юрид. лит.», 1975. С. 561-562.
2. СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Хроника. М.,
1970.
3. Лысенков С.Г. Правовой статус военнослужащих в период великой отечественной войны (историко-правовое исследование): Автореф... дис. кан. наук. - Санкт-Петербург, 2005. - 54 с.
Literature
1. Internal troops in the Great Patriotic War 1941-1945 Documents and materials. M.: "Yurid. litas", 1975. Page 561-562.
2. USSR in the Great Patriotic War 1941-1945. Chronicle. M, 1970.
3. Lysenkov S. G. Legal status of military personnel during the Great Patriotic War (historical and legal research): Autoref... yew. Caen. Sciences. - St. Petersburg, 2005. - 54 p.