УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10148
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Ренат Реваевич ЕФАРОВ, старший преподаватель Забайкальского государственного университета, город Чита Еmail: [email protected]
Аннотация. В статье сделан анализ правовых особенностей формирования Забайкальского казачьего войска как самостоятельной военной и гражданской организации. Приведены причины создания Забайкальского казачьего войска. Проанализированы особенности организации Забайкальского казачьего войска. Изложена структура Забайкальского казачьего войска и порядок взаимодействия между структурными подразделениями войска.
Ключевые слова: казак, Забайкалье, создание войска, структура войска, управление казаками.
Annotation. The article provides an analysis of the legal features of the formation of the Trans-Baikal cossack army as an independent military and civil organization. The reasons for the creation of Trans-Baikal cossack troops are given. The features of the organization of the Trans-Baikalian cossack army are analyzed. The structure of the Trans-Baikalian cossack army and the order of interaction between the structural units of the army are described.
Keywords: cossack, Trans-Baikalia, creation of troops, structure of troops, control of the cossacks.
К середине XIX в. произошло два события, которые в корне изменили состояние дел в Забайкалье и наложили глубокий отпечаток на весь уклад жизни забайкальских казаков. Первым событием было назначение генерал-губернатором Восточной Сибири графа H.H. Муравьева. Опытный администратор, человек кипучей энергии, прозорливый государственный деятель, жесткий и даже жестокий руководитель — таким его описывали современники1.
Вторым событием стало открытие, сделанное капитаном Г.И. Невельским с молчаливого согласия H.H. Муравьева, — устье Амура судоход-но2. В результате значение Амура как единственной судоходной реки, позволяющей выйти из Восточной Сибири в Тихий океан, стало неоценимым. Эта идея стала основной для H.H. Муравьева. Начались крупные реформы в Забайкалье для создания силы, способной присоединить Амур к России и сделать его главной водной транспортной артерией для освоения Дальнего Востока.
Для реализации своего замысла H.H. Муравьев решил использовать именно казаков (так
как организация регулярных войсковых соединений в Забайкалье в финансовом плане слишком затратна). Однако и создание из неустроенных иррегулярных войск мощной силы, способной обеспечить присоединение Амура и удержание его, было сложной задачей. С этой целью была задумана глобальная реорганизация как военной, так и гражданской сферы жизни забайкальских казаков.
Идея преобразования в проекте Муравьева заключалась в том, чтобы объединить пограничных, городовых и станичных казаков в единое конное войско. В дополнении к существующим казакам перевести в казачье сословие крестьян Нерчинского заводского округа, создав из них пешее войско3.
Такой проект был представлен Военному министру. Однако министр посчитал необходимым разбить реализацию проекта на два этапа. Первый этап не требовал значительных усилий и представлял собой объединение пограничных, городовых и станичных казаков в единое конное войско. Второй этап — обращение горнозаводских крестьян в казаки — представлял определенные сложности. С обращением крестьян в
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
казаки прекращалась добыча серебра. По мнению H.H. Муравьева, добыча серебра была убыточна для государства4.
В июне 1851 г. в состав Забайкальского казачьего войска (далее — ЗКВ) были переведены нерчинские горнозаводские крестьяне5.
После долгих обсуждений и внесений поправок 17 марта 1851 г. Николаем I был утверждено положение о Забайкальском казачьем войске с подчинением войска генерал-губернатору Восточной Сибири6.
11 июля 1851 г. из двух округов Верхнеудин-ского и Нерчинского была образована Забайкальская область7.
Во главе области стоял военный губернатор, которому подчинялось областное правление. Военный губернатор был одновременно и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска (т.е., по сути, забайкальская область признавалась прежде всего казачьей областью)8.
Общее руководство ЗКВ осуществлял генерал-губернатор, его полномочия приравнивались к полномочиям командира корпуса. Войско состояло из шести округов (из них три составляли конное войско и три — пешее). В случае необходимости конный округ формировал два полка, пеший — четыре батальона. Конные округа делились на дистанции, пешие на станицы.
Первый и второй конные округа представляли собой пограничных и городовых русских и тунгусских казаков, третий конный округ — четыре полка, формируемые бурятским казачеством. Для развития образования в войске планировалось открыть 6 полковых и 12 батальонных школ.
Войско представляло собой военизированное объединение с привязкой к ограниченной территории (с полномочиями на землепашество, скотоводство, охоту и т.д.), с военным управлением. При этом в любой момент они должны были быть готовы к службе. Войско входило в подчинение Военному министру. В администрации генерал-губернатора находилось казачье отделение.
Местное управление казаков состояло из наказного атамана, войскового правления, войскового дежурства и особой канцелярии. Место нахождения войскового наказного атамана — город Чита (статус города получен 22 октября 1851 г.)9. При этом наказной атаман сочетал в себе высшую военную и гражданскую власть. При этом военное управление осуществлялось посредством приказов по ведомству войскового дежурства, а гражданские распоряжения — посредством войскового правления.
Наказной атаман сосредоточивал в своих руках гражданскую и военную власть. Он мог, с одной стороны, назначать военных командиров, повышать казаков, надзирать за порядком несения службы, с другой стороны, следил за состоянием домашнего и сельского хозяйства казаков.
Войсковым дежурством управлял дежурный штаб-офицер. Дежурство включало часть, ведавшую военной службой, и часть, ведавшую личным составом войск. В состав дежурства также входило военно-судная часть под руководством аудитора (в полномочия данной части входило вынесение приговоров в отношении лиц, преданных военному суду). Последней составной частью военного дежурства являлась медицинская часть, которую возглавлял войсковой доктор.
Войсковое правление, в свою очередь, выполняло административные, полицейские, хозяйственные и контрольные функции. В его состав входили старший член, два асессора, войсковой контролер и три экспедиции: хозяйственная, гражданская и контрольная. Хозяйственную и гражданскую экспедиции возглавляли асессоры, а контрольную — контролер.
Несмотря на гражданский характер выполняемых военным правлением функций, на место старшего участника ставился служащий штаб-офицер, на место асессоров — казачьи воинские начальники. Среди них лишь контролер происходил из представителей гражданского государственного контроля.
Впоследствии к трем экспедициям добавилась третья — исполнительная. Ее также возглавлял асессор. Отправление судных гражданских дел при войсковом правлении были поручены стряпчему, назначаемому Министерством юстиции.
В 1858 г. в дополнение к существующим органам управления при наказном атамане была создана особая канцелярия, которая занималась личными непосредственными распоряжениями атамана10.
В подчинении атамана были бригады (бригадные округа). Во главе бригады стояли командиры — регулярные штаб-офицеры, им подчинялись сотенные и батальонные командиры. Бригадные командиры управляли бригадами как по гражданским, так и по военным делам. А командиры конных бригад еще заведовали и пограничной линией.
Управление бригад было порайонное, оно осуществлялось через бригадные управления. Они состояли из бригадной канцелярии (она выполняла те же функции, что и войсковое де-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
журство, только в батальоне) и бригадного правления (то же что и войсковое правление, только в батальоне). В состав бригадного правления входили: председатель — бригадный командир, два заседателя из отставных войсковых офицеров (по одному от полка) и бригадный адъютант (заведовал канцелярией правления).
1 Гончаров И.А. По Восточной Сибири // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952 — 1955. С. 100.
2 ^вельской — не первооткрыватель Татарского пролива: Сайт Шука. История. Образование. СМИ Деб-ри-ДВ // debri-dv.com. (Дата обращения: 21.10.2017)
3 Васильев А.П. Забайкальские казаки: Историч. очерк: В 3-х т. Т. 3 / Репр. воспроизведение изд. 1916 — 1918 гг. Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2007. С. 18.
4 Там же. С. 31.
5 РГИА. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 205. Л. 2.
6 Положение о Забайкальском казачьем войске от 17 марта 1851 года / ПСЗ РИ. № 25039 // http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 20.09.2017)
7 Положение об управлении Забайкальской областью от 11 июля 1851 года / ПСЗ РИ. № 25394 // http://www.nlr.ru/ e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 26.09.2017)
8 РГИА. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 20. Л. 68.
9 Донесение об открытии Забайкальской области от 22 октября 1851 года / ПСЗ РИ. № 25671 // http:// www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 26.09.2017)
10 Васильев А.П. Указ. соч. С. 45.
Библиографический список
1. Гончаров И.А. По Восточной Сибири // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952 — 1955.
2. Невельской — не первооткрыватель Татарского пролива: Сайт Наука. История. Образование. СМИ Дебри-ДВ // debri-dv.com. (Дата обращения: 21.10.2017)
3. Васильев А.П. Забайкальские казаки: Историч. очерк: В 3-х т. Т. 3 / Репр. воспроизведение изд. 1916 — 1918 гг. Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2007.
4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1265. Оп. 1. Д. 205. Л. 2.
5. Положение о Забайкальском казачьем войске от 17 марта 1851 года / ПСЗ РИ. № 25039 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 20.09.2017)
6. Положение об управлении Забайкальской областью от 11 июля 1851 года / ПСЗ РИ. № 25394 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 26.09.2017)
7. РГИА. Ф. 1683. Оп. 1. Д. 20. Л. 68.
8. Донесение об открытии Забайкальской области от 22 октября 1851 года / ПСЗ РИ. № 25671 // http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 26.09.2017)
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019